d9e5a92d

Искушение

Это связано с тем, что в таких компаниях похвала и моральное поощрение выражается в неких формализованных вещах, в том числе в названии должности, и если вы трудитесь хорошо, меняется ваша должность. А моральное поощрение и оценка труда руководством всегда крайне важны для сотрудников.

По названию должности в таких компаниях можно понять степень успешности человека. Однако есть и другие мнения на этот счет и у работников, и у работодателей, и у менеджеров по персоналу и рекрутеров, которые сегодня отбирают людей на различные должности. Многие рекрутеры, к примеру, считают, что то, насколько человек придает значение названию должности, зависит от его личных амбиций, тщеславия, самомнения и т. д. Так же, как есть люди, обращающие внимание на суть и внутреннее содержание, а есть на форму и внешнюю, поверхностную сторону, точно так же есть соискатели, для которых важно название, а не суть.
Специалисты по подбору кадров и менеджеры по персоналу говорят, что для топов необходимо, чтобы в названии было слово директор, руководитель, начальник. Да и вообще, все соискатели хотят, чтобы название было благозвучным и, желательно, солидным, то есть не завхоз, а начальник АХО, не торговый представитель или, упаси БОЛЕ; коммивояжер, а менеджер по продажам, не секретарь, а офис-менеджер или администратор. Вниманию к должностям очень способствует культура больших компаний, где четко прописана структура, и вся ваша дальнейшая карьерная биография может быть спланирована от и до.

Добавляют интерес и специализированные издания, посвященные менеджменту и карьере, в которых неизбежно подчеркивается, как компании встречают по одежке и рассказывают о перспективах карьерного роста.
Есть на рынке названия должностей, которые отпугивают людей, несмотря на то, что содержание и условия работы им интересны. Считается обидным название торговый представитель или агент (страховой или недвижимости). В таких случаях большинство компаний переходят на названия менеджер по страхованию, менеджер нглпитимопи! и менеджер по продажам. Кстати, смена в названии зачастую демонстрирует и расширение задач деятельности, когда от страхового агента советских времен, бегающего по квартирам, специалист переходит в статус менеджера по автострахованию, допустим.

Располагается он в офисе или в какой-то конкретной точке продаж, клиенты идут к нему сами, а в задачи уже включаются планирование продаж и управление работой с клиентами.
Есть в этой области и некоторые уловки. Существуют соискатели, которых можно купить на статусное название при низкой зарплате и маленьком соцпакете. Тревожные люди видят в получении звучной должности соблюдение определенного порядка и процедуры.

Мнительные обижаются на скромное название должности, потому что рассматривают это как повод считать себя обойденными в чинах. А амбициозным сотрудникам должность нужна для поддержания амбиций.
Кроме собственно названия позиции, в понятие наименование должности часто включается имя компании, в которой работает сотрудник. Одно дело менеджер компании Рога и копыта, а другое менеджер звучного бренда, который знает любой зритель рекламы по ТВ.
Значимость бренда компании известна и самим брендовым компаниям. Поэтому низкая по сравнению со среднерыночной зарплата это частый случай в известных компаниях.

Разницу между реальной и желаемой зарплатой международные бренды как бы платят своим именем. Кроме того, наличие опыта работы в брендовой фирме своего рода аванс для дальнейшего трудоустройства.

Вы всегда имеете возможность ловы-сить ставки при переходе из такой компании в менее звучную.
Кроме того, в крупных компаниях персонал имеют обыкновение учить, посылать в интересные командировки и это тоже своего рода форма оплаты: компания предлагает сотруднику небольшие деньги и интересную жизнь плюс вложения в карьерный рост. Для молодых людей, смотрящих в будущее, это может быть очень приемлемым вариантом.

Это, кстати, тоже вариант выбора статус или деньги: человек выбирает название своей должности в сочетании с названием компании, жертвуя деньгами сегодня в надежде продать себя дороже завтра.
Однако чем выше должность и зарплата, тем заметнее оборотная сторона этой медали: карьерный рост ведет к увеличению ответственности. Это нравится далеко не всем. Серьезные решения, высокий уровень ответственности, большее беспокойство и новые риски цена, которую вы заплатите за красивую строчку в резюме
А персональщики тем временем отошли от привычных атрибутов профи безукоризненных деловых костюмов, дорогих аксессуаров и эффектных визиток соискателей на высокие должности. Если вы умны и опытны, вас расслышат без труда, позволив вам и некоторую небрежность в одежде, и отсутствие броских титулов.



При том, что умным и опытным окажется и рекрутер, сидящий напротив вас. Дерзайте, коллеги, и думайте иметь или не иметь?

Глава 2 Искушение

Вряд ли найдется такой железобетонным человек, который ситуацию перехода на новую работу воспринимает абсолютно безмятежно.
Ваше волнение будет обусловлено большим объемом новой информации и таким же большим процентом неопределенности. Ваше эмоциональное напряжение будет тем выше, чем меньше бойцовских качеств в вашем арсенале. Но и обладателям шпаги наголо есть чего остерегаться.

Стремление решить все и сразу, высокая мотивация к достижению может толкнуть их к беспорядочной рубке дров вместо систематичного и технологичного входа.
Испытательный срок очень скоро выявит ваши замечательные характеристики и деловые качества, коммуникативные умения и способность разрешать возникающие конфликты, а также в первые же недели вашей работы потребует от вас напряжения всех ваших душевных сил, чтобы не переусердствовать в стремлении казаться лучше и быстрее прийтись ко двору.
Вот о таком искушении мы и поговорим в этой главе.

Свой среди чужих


Приготовимся к тому, что придется первые 10-15 дней провести под колпаком Мюллера. К вам будут присматриваться несколько пар настороженных глаз.

Любое проявление чего бы то ни было будет рассматриваться сквозь призму установленных формальных или неформальных норм, правил и ценностей сотрудников этой компании.
Хорошо, если в компании существует что-то типа программы адаптации или стажировки для вновь поступающих. Хорошо, если развита и работает система наставничества.

Хорошо, если вам еще на пороге пояснили ваши должностные обязанности и определили круг ключевых сотрудников, с кем необходимо взаимодействовать по пдтпивмм вопросам.
А если спасение утопающих новичков дело рук самих новичков? Тут важно не совершать грубых ошибок, характерных для этого этапа.
Итак, ошибка 7. Вынужденная изоляция или коммуникативные ограничения могут подтолкнуть вас к дружбе со всеми подряд. Легко поддаться искушению продемонстрировать себя как эдакого своего в доску парня, которому горы по плечу и море по карману. Не надейтесь, что такая коммуникабельность найдет быстрый отклик в сердцах ваших новых коллег, скорее вызовет настороженность.

Сюда же попадают попытки немедля поведать о перипетиях своей личной (семейной) и творческой жизни, разводах, детях, кошках и хомячках.
В одной небольшой компании, где я трудилась руководителем консалтингового направления, на позиции консультанта внезапно образовалась дама средних лет (вакансию закрывали довольно долго, отчаявшись, решили попробовать такую кандидатуру), в прошлом сотрудница одного НИИ, в котором уже забыли, когда последний раз платили зарплату. Усугублялась ситуация тем, что она была еще и матерью-одиночкой, имеющей пятилетнюю дочь.

В плане мотивации вполне подходящий кандидат, но с момента ее появления мы поняли: видимо, еще пожалеем, что решились на такой эксперимент. За несколько первых дней ее работы вся компания погрузилась в бесконечную Санта-Барбару трудной жизни нашей новой сотрудницы. От интриг в институте, которые она с блеском распутывала, до тягот одинокой мамы, которые она с блеском несла. вся программа была усвоена коллегами как по нотам. При этом сотрудница оказалась по истине незаменимой в части ведения офисного хозяйства готовила и разливала чай, мыла чашки, наводила порядок на столах.

Скоро коллеги стали стараться как-то незаметно проскользнуть мимо нее, выйти раньше или уйти позже в конце рабочего дня, не сталкиваться во время перерывов и т. д. Вы думаете, только потому, что всех так утомили истории про ее жизнь? Скажу вам больше: в ответ на свою искренность дама требовала такого же отношения и к себе, то есть с пристрастием расспрашивала коллег об их жизни, подробностях жизни руководителей, их семьях, детях и хомячках.
Ошибка 2. Стремление проявить себя как можно быстрее и лучше побудит вас заполнять собой эфир или, напротив, четко занять позицию со своей хатой с краю.
Не стоит поддаваться искушению бросаться немедля на все амбразуры, как и игнорировать происходящие процессы, полагая, что у вас тут совершенно автономные задачи.
Что уместно? Как всегда определить золотую середину. Вам пригодится умение слушать и слышать. Не досадуйте на то, что придется повременить с вашей инициативой и активностью, все это пригодится буквально в ближайшие дни.

Не забывайте, что какое-то время вы пробираетесь по чужой (иногда и прямо враждебной) территории. До своей полосы придется попVтеть!
Приведу еще одну историю из собственной практики с уже знакомым вам директором по маркетингу в моем проекте. Как только моя коллега вышла на работу, ее обуяла жажда немедленно себя проявить с самой лучшей стороны. Нисколько не сомневаясь в ее профессиональных и деловых качествах, о которых я знала не понаслышке, а из личного опыта (мы некоторое время работали с ней в другой компании), я аккуратно предупредила коллегу о возможной настороженной реакции старожилов руководителей, работавших еще в допроектное время. В качестве знакомства я предложила процедуру мини-семинара, где моя коллега поделилась бы своим опытом, соображениями и творческими находками.

Она с радостью согласилась. Старожилы, которых мне чуть раньше удалось приручить и завоевать доверие (я ведь тоже вошла в компанию недавно), также довольно радостно восприняли появление нового коллеги.

Но с первых же минут общения, когда начали высказываться мнения (в том числе и ошибочные, так как старожилы-руководители не были компетентны в маркетинге), новоиспеченный директор по маркетингу позволила себе довольно резкие замечания и оценки, аргументируя свою непримиримость одним: Я профессионал и знаю! Дальше ее активность на фоне нарастающего сопротивления новых коллег прогрессировала, и оправданием служила магическая формула: Может, вы и не хотите ничего делать, а у меня испытательный срок.

Вот он закончится что я скажу, где мои результаты?
Ошибка 3. Ваша молодость и отсутствие опыта (в основном во взаимодействии с коллегами) могут побудить вас покачать права.
Вы молодой специалист, освоивший не одно пособие, подобное этой книжке, и уже знаете как надо, но еще не пробовали это на практике. Категоричность и пыл, с которыми вы вступили на новую стезю, побуждают вас сразу расставить все точки и не промахнуться, не поддаться на изощренные уловки опытных коллег, особенно если их вам назначают в руководители или наставники.
Принимаем на работу PR-менеджера {все тот же бизнес-проект). Молодая и яркая девушка, недавно окончившая вуз, имеющая небольшой, но качественный и разноплановый опыт работы в нескольких изданиях и одной-двух компаниях.

На момент ее прихода в компанию еще не вышел директор по маркетингу, в чей департамент ее определили, и фактическим руководителем многообещающего PR-менеджера становлюсь на время я. У нас устанавливаются вполне доброжелательные отношения, я рассказываю о том, что скоро появится ее непосредственный начальник, и они начнут работать по планам департамента. Она слушает, соглашается. Работаем в режиме краткосрочного планирования, выполняя какие-то текущие неотложные дела. В тот момент, когда появляется директор по маркетингу, обстановка начинает резко накаляться.

PR-менеджер как-то резко озаботилась штатным расписанием, притащила какие-то заметки из Интернета, повествующие о роли PR-службы в компании, и категорически отказалась подчиняться директору по маркетингу. Отчасти, конечно, сыграло свою роль мое изначальное руководство, потому что в последующих объяснениях PR-менеджера стало звучать, что до меня, дескать, она может донести какие-то идеи, а до моей коллеги нет. Она долго билась за независимость PR-службы и приводила разные примеры, а потом, когда были поставлены задачи на определенный срок, заявила, что графоманство (то есть составление пресс-релизов, статей и прочее) в работе ее не привлекает, а основная ее задача установление светских контактов.

Ну, очень не любила девушка писать.
Конфликт удалось разрешить исключительно организационными методами: штатное расписание структура департамента должностные инструкции. Правда, не обошлось без вмешательства высших сил. Не получая от меня реакции на свои заявления, юная дива накатала служебную записку в отдел персонала корпорации с просьбой освободить ее от начальника департамента маркетинга.

Мне было рекомендовано немедленно разобраться с конфликтом и снять напряжение. Служебная записка вернулась ко мне.
Ошибка 4. На прежней работе мы делали это по-другому!
Очень большое искушение развить в себе выскочку или всезнайку. Попытки изменить сразу и радикально ход или последовательность какого-либо рабочего процесса, принятого в этой фирме, поучать ваших новых коллег фразами типа: Почему вы не делаете это иначе? Я знаю, что это следует делать... Это лучший и гораздо более эффективным метод, чем ваш... и т. д. Если вы будете вести себя таким или подобным образом, то, само собой, много друзей у вас на новой работе не появится.

Поэтому, вместо того, чтобы превращаться в Страну Советов, следует самому вначале поинтересоваться, как в этой фирме принято выполнять ту или иную задачу ими функцию, и при этом не следует стесняться задавать вопросы своим коллегам, если вы что-то не поняли или не знаете, как поступать дальше.
Даже при наличии у вас, коллеги, выдающихся способностей и ярких талантов, постарайтесь в первое время их не проявлять. Гораздо важнее на этом начальном этапе проявлять свою заинтересованность, внимание и готовность к обучению. Новичку, как черепахе, приходится быть твердым снаружи, потому что он мягкий внутри
В течение первого месяца испытательного срока вам, коллеги, придется смириться с тем, что ваши деловые качества отойдут временно на второй план. Внимание: на арене ваши личностные особенности!
Что вы за человек, как вписываетесь в новый коллектив, соблюдаете ли служебную иерархию вот что важно. И вдвойне важно это для молодого менеджера, потому то преодолеть стереотип молодо-зелено весьма сложна Еще несколько ошибок, совершить которые будет великим искушением. Ошибка 7. Пытаться с порога понять против кого дружить. Неформальная расстановка сил, тайные или явные течения, лидеры и их приспешники, интриги и заговоры вот далеко не полный перечень неудивительных вещей и явлений, которыми может быть наполнена с этого момента ваша корпоративная жизнь.То, что это есть практически в каждой компании в том или ином ракурсе, не вызывает изумления у опытных сотрудников, разве что руководитель компании примет удивленный вид и сообщит, что в его компании такого быть не может. Я против подобного кокетства, можно сколько угодно лицемерить и прикрываться лозунгами о работоспособности и лояльности работников, но закрывать глаза на данность не рекомендую. Как, впрочем, и сгущать краски не советую.

Разобраться, кто есть где, вы сможете со временем и выберете свою тактику поведения в соответствии с личным стилем и обстоятельствами (подробнее о процессах адаптации речь пойдет в моей следующей книге Как уцелеть среди акул).
Пока постарайтесь не впутываться в интриги, не вступать в те или иные коалиции короче говоря, выйдите на балкон, как рекомендуют гуру переговорной практики.
Будьте вежливы, но не подобострастны ведь у вас есть чувство собственного достоинства, не правда ли? И попытайтесь выстроить со всеми ровные, дружелюбные отношения, никак не реагируя на провокации со стороны коллег-злопыхателей, если они захотят проверить вас на слабо.
Ошибка 2. Я хороший парень!
Очень многие новички, стремясь быстрее завоевать свое место в лучшем углу офиса. распыляют свои усилия на зарабатывание авторитета и доверия коллег при помощи своей незаменимости и мобильности в исполнении мелких поручений. Не давайте слабину, иначе быстро сделаетесь мальчиком на побегушках. Если вас пытаются загрузить работой, не относящейся к вашим прямым обязанностям, сразу выясните, разовое это поручение или вас собираются использовать не по назначению постоянно.

Вежливо, но твердо скажите погрузчикам, что у вас есть определенный круг обязанностей и вы не можете разбрасываться.
Сюда же попадают разнообразные мероприятия чаепития на входе, фуршеты за знакомство и т. д. Последнее чревато еще и возможным несоответствием правилам,установленным в компании.
Когда я вышла на работу в свою любимую компанию и была новичком без опыта, как-то мне не пришло в голову интересоваться, принято ли в фирме праздновать события личной жизни сотрудников. А мой день рождения надвигался через десять дней. Я воодушевленно наобещала коллегам шампанское и торт, считая это хорошим поводом для более близкого знакомства.

Но директор, у которого пришлось спросить разрешения, высказался категорично и однозначно никаких сборищ. Он был приверженцем правила больше трех не собираться, по этой причине в моем подразделении даже отсутствовал буфет, хотя в других офисах компании пункты питания сотрудников были.

Только по моему настоянию мне позволили торт и чай, с поздравлениями по очереди, то есть не более двух сотрудников в помещении.
Смех смехом, а в дальнейшем именно меня мои коллеги выдвинули парламентером для возвращения буфета на его историческое место. Мне пришлось написать целый документ под названием Положение о пользовании буфетом, в котором в присущей мне манере я изложила основные правила (к примеру, При ощущении сотрудником подразделения признаков голода и формировании намерения воспользоваться пунктом питания, он обязан убедиться, что в данный момент в помещении буфета находится не более двух человек одновременно. Только при этом условии сотрудник имеет право быстро и, по возможности, без лишних разговоров осуществить прием пищи, убрать за собой посуду и переместиться на рабочее место). Конечно, мои коллеги закатывались от хохота, но директор нашего подразделения был слегка лишен чувства юмора и, прочитав весь документ, поинтересовался только последним пунктом: В случае злостного неисполнения сотрудниками правил настоящего Положения: сборами в помещении в составе более трех человек, необоснованных возвратов в помещение буфета после однократного приема пищи, нарушении графика приема и немотивированного завышения количества пищи, взращивания гор пустых стаканчиков на рабочих местах, крошках на одежде и прочих нарушениях, экспериментальный буфет будет ликвидирован приказом директора.

Далее см. П. Брэгг Чудо голодания.

А кто это Брэгг? спросил меня удовлетворенный этим документальным шедевром директор.
Ошибка З.К концу испытательного срока вы старательно продолжаете задавать вопросы.
Следуя рекомендациям, вы очень тщательно налаживали коммуникации с коллегами и руководителем и задавали вопросы. На перг вых порах вытягивание максимально полезной информации очень поможет вам, но не переусердствуйте от вас уже ко второму месяцу ожидают не вопросов, а работы.
Ошибка 4. Слуга двух господ.
Часто бывает, что новичок не знает, за что ему хвататься его непосредственный начальник говорит, что его поручение самое важное, шеф соседнего отдела требует выполнить его задание, потому что оно исходит сверху, а коллеги ждут какого-нибудь
отчета, потому что без него всему отделу зарплату не дают. В этой ситуации остается одно: расставить приоритеты. Тогда на первом месте окажется поручение от непосредственного начальника, на втором пожелание коллектива (в конце концов, вам тоже нужна зарплата), а соседнему шефу можно вежливо дать от ворот поворот у него и своих подчиненных хватает.

Как только вы научитесь выполнять задания по мере их важности, вздохнете значительно свободнее. Пусть это будет естественный отбор, но ускоренно и заботливо направляемый К концу первого-второго месяца вы уже привыкнете к новому рабочему месту, перезнакомитесь со всеми сослуживцами и начнете выполнять свои служебные обязанности не как новичок, а как полноправный работник компании. Но будьте бдительны вас подстерегает новое искушение.

Это уверенность в том, что испытание уже пройдено. Вы расслабляетесь, начинаете устраивать себе перерывы и перекуры, болтать по телефону, обсуждать недостатки начальства.

И тем сильнее дли вас будет удар, если в самый последний день испытательного срока вам объявят, что в ваших услугах больше не нуждаются. Поэтому настоятельно рекомендуется быть начеку, не давать себе послаблений до того момента, пока не будет подписан приказ о приеме на работу (он автоматически означает, что вас приняли).
Что обычно влияет на решение начальства? В первую очередь то, как вы себя зарекомендовали в течение испытания: исполни тельны ли вы, быстро ли вошли в курс дела, какие отношения у вас сложились с коллегами и руководством, да и просто приятный ли вы человек, хороший ли работник.

Однако если вам не удалось сдать этот экзамен, не отчаивайтесь. Постарайтесь проанализировать, почему это произошло.
В законодательстве четко не оговаривается, насколько подробно начальство обязано объяснять причины отказа от места. Пользуясь этим, работодатели обычно просто сообщают, что испытательный срок вы не прошли. Постарайтесь справиться с этим ударом и, наступив на собственную гордость, попросите объяснить причины.

Хорошо, если вам пойдут навстречу и укажут ваши недостатки как работника. Все это вы учтете в дальнейшем на ошибках учатся. Но бывает и так вас просто увольняют без объяснения причин, и все тут. Вполне может быть, что вы как личность и как профессионал здесь вовсе не при чем.

Возможно, дело в том, что эта должность по определению скользящая. Многие нечистые на руку работодатели нанимают новичков, в течение испытательного срока используют их потенциал, увольняют в последний день, а потом берут очередного кандидата.

Но таких начальников можно вычислить еще до испытательного срока. Вот несколько признаков, которые должны вас насторожить:
¦ предлагается более низкая, чем на остальной срок, оплата труда;
¦ никто не объясняет, по каким причинам ушел ваш предшественник;
¦ должностные обязанности описаны нечетко или же они существенно превышают первоначальную договоренность;
¦ предложение о работе звучит в начале собеседования, и босс настаивает, чтобы вы вышли на работу немедленно;
¦ руководство предпочитает не отвечать на ваши вопросы.
Если все эти признаки присутствуют, от такой работы лучше отказаться.
И последнее. Не забывайте, что успешное прохождение испытательного срока еще не гарантия того, что вы закрепились на новом месте надолго.

По сути дела, всякая деятельность это один большой испытательный срок. Не забывайте об этом, когда будете радостно читать приказ о приеме на работу.

Как тревожен первый день


Первый день вряд ли выйдет рабочим в полном смысле. В этот день вы будете знакомиться, представляться, узнавать структуру организации, расположение офисной техники и т. д.
Очень важно оставаться спокойным и уверенным в себе, хотя, конечно, это и нелегко. Этот день сам по себе уже достаточно стрессовый здесь накладывается одно на другое: придется вникать в новый рабочий распорядок, привыкать к условиям на новом рабочем месте и, конечно, постараться запомнить, насколько возможно, имена и лица ваших новых коллег.



Содержание раздела