d9e5a92d

Роль социального партнёрства в регулировании рынка труда

Региональные программы содействия занятости представляют собой механизм государственного воздействия на региональные рынки труда.
Программы региональной политики занятости населения включают в себя мероприятия, направленные на:
- расширение роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда;
- осуществление приоритетного финансирования за счёт средств федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;
- минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, посёлках с моноэкономической структурой;
- предотвращение массовых увольнений работников, создание новых и сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовки кадров для новых прогрессивных производств;
- обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных организаций, эффективную поддержку граждан, потерявших работу, обеспечение их профессиональной ориентации.
Федеральная программа занятости населения включает в себя совокупность региональных программ занятости населения, которые выступают в качестве механизма государственного воздействия на региональные рынки труда с целью достижения эффективной занятости и обеспечение социальной защиты граждан в условиях рыночной экономики.
Рассмотренные в данном разделе механизмы государственного воздействия на рынок труда имеют как положительные, так и отрицательные стороны воздействия. В становлении и развитии общества с рыночной экономикой важную роль должен сыграть цивилизованный подход к регулированию рынка труда, который выражается во взаимодействии государства, наёмных работников и работодателей, основанный на принципах социального партнёрства.

Роль социального партнёрства в регулировании рынка труда


В становлении и развитии общества с рыночной экономикой важную роль играет цивилизованный, основывающийся на прочной правовой базе, механизм взаимодействия государства, наемных работников, работодателей. При существовании такого механизма каждая из его сторон, оптимально реализуя свои интересы, создает базу для политической и социальной стабильности в обществе.
В цивилизованных странах рыночной экономики подобным механизмом выступает система социального партнерства, обеспечивающая регулирование общественно-политических и социально-трудовых отношений, разрешений социальных конфликтов, возникающих в процессе коренных преобразований и приобретающих, как правило, серьезное общественно-политическое значение.
Роль социального партнерства, общественного согласия, взаимопонимания, взаимной ответственности участников социально-трудовых отношений особенно актуальна для современной России, переживающей глубокий системный кризис.
В научных публикациях, где в той или иной степени анализируется проблема социального партнерства, можно встретить такие трактовки и определения социального партнерства:

  1. как метод регулирования социально-трудовых отношений;
  2. как механизм регулирования трудовых отношений с соответствующими принципами и нормами;
  3. как систему, в которой есть свои структурные элементы, субъекты, а также их функциональное и организационное взаимодействие;
  4. как тип общественных отношений, базирующийся и обеспечивающий оптимальный баланс реализации интересов наемных работников и работодателей в условиях рыночной экономики;
  5. как идеологию, т.е. определенную систему взглядов и представлений по вопросам взаимодействия и сотрудничества, согласования позиций различных субъектов социально-трудовых отношений.

Все перечисленные подходы к изучению социального партнерства правомерны и важны, поскольку исследуют его с различных сторон, однако в нашем случае социальное партнерство будет рассмотрено в узком смысле, т.е. как механизм или метод регуляции отношений наемный работник работодатель.
Среди содержательных характеристик и особенностей партнерства в социально-трудовой сфере можно выделить актуальность объекта и предмета партнерства, его обусловленность насущными потребностями и интересами людей; высокую степень взаимозависимости основных субъектов партнерства и, прежде всего, работодателя и наемного работника; наличие развитой нормативно-правовой основы партнерства, четкого механизма переговорного процесса; многообразие форм и методов воздействия друг на друга субъектов партнерства, включая различного рода общественно-политические акции; особую роль профессиональных союзов и объединений в системе партнерских отношений.


По критериям мотивации и смысла партнерство в социально-трудовой сфере можно подразделить на формально-принудительное и содержательно-инициативное. Формально-принудительное партнерство детерминировано, как правило, внешними факторами и правовыми обстоятельствами, которые невозможно игнорировать /14/.
Содержательно-инициативное партнерство имеет разнообразную и широкую структуру мотивации и целевых установок. Оно стратегично по своей сущности и гуманно по способам осуществления.

В качестве международного эталона содержательно-инициативного партнерства в социально-трудовой сфере можно выделить Японию. В России опыт подобного стратегичного содержательного партнерства начинает складываться в городе Москве, некоторых других регионах России.

Партнерство в социально-трудовой сфере позволяет в той или иной мере осуществить социальную справедливость в наиболее важной области жизнедеятельности человека, как труд.
Предметом партнерских отношений в социально-трудовой сфере прежде всего выступают: проблемы уровня, качества жизни и доходов населения: мотивации, оплаты, условий и охраны труда: занятости населения и развития персонала: пенсионного обеспечения, социального страхования: медицинского обслуживания: семейная, молодежная, демографическая политика: миграционные процессы: реализация образовательных услуг, мероприятий в сфере отдыха, досуга, туризма.
В силу многих и объективных и субъективных обстоятельств партнерство в социально-трудовой сфере имеет достаточно четкую внутреннюю структуру и уровневую специализацию, что накладывает свой отпечаток и на правовую базу, и на предметное пространство, и на механизм партнерских отношений. Базовый уровень отношений в социально-трудовой сфере индивидуальное, персонифицированное пространство наемного рабочего и нанимателя в лице представителя государства, профессиональной ассоциации, частного предпринимателя.
Предпосылками персонифицированного партнерства данного типа и уровня выступают: определенная потребность друг в друге, в использовании частного физического, интеллектуального, профессионального, финансового, материально-технического потенциала в интересах прибыли, получения заработной платы, решения социально-бытовых и иных проблем; обязанности субъектов, вытекающие из их социального и профессионального статуса, закрепленные в правовых и морально-этических нормах; права и гарантии признания значимости профессиональной деятельности, необходимости ее оценки и стимулирования /14/.
В условиях свободного труда, когда каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию, персонифицированное партнерство складывается по законам спроса и предложения.
Маркетинговые и рекламные действия нанимателя и наемного работника на рынке труда, если они завершаются успешно, оформляются в форме трудового договора. Трудовой договор, его содержательные параметры выступают в качестве одного из основных критериев типологии социально-трудовых отношений.
С юридической точки зрения трудовой договор (контракт) есть соглашение между трудящимся и предприятием, учреждением, организацией, по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие, учреждение, организация обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
На стадии найма и приема на работу между сторонами, как правило, возникают и клиентально-зависимые, унизительные, формально-правовые партнерские или дружеские отношения.
Позитивно - корректирующее воздействие на этот процесс могут оказать профсоюзные организации, другие общественные формирования, созданные в коллективе, региональные органы Министерства труда и социального развития, кадровые, психологические, социологические службы, средства массовой информации, прокуратура, судебные органы призванные осуществлять функции контроля за соблюдением Гражданского Кодекса и Кодекса Законов о труде.
Одно из конкретных направлений социального партнерства в этой области участие в совершенствовании содержательных параметров трудовых контрактов, механизмов и процедур из подписания.
Другое важное направление контроль за реализацией условий трудового договора, принципа паритетности сторон. Акцент на паритетность чрезвычайно важен по многим обстоятельствам.

Сегодня многие отношения работодателей и наемных работников строятся на диспаритете и прав и обязанностей, причем в одних случаях виной тому работодатели, не создавшие необходимых условий для безопасного и эффективного труда и выполняющие договоренности по его оплате, по решению тех или иных социально-бытовых проблем, в других наемные рабочие, поддерживаемые порой профсоюзами, которые, не выполняя добросовестно своих профессиональных обязанностей, требуют неадекватных благ и поощрений. В условиях цивилизованных рыночных отношений одинаково опасны и эгоизм нанимателя и эгоизм наемного работника /5/.
Унифицировать крайности, определить оптимально-корректную форму взаимоотношений позволяет партнерство осуществляемое на коллективном уровне, субъектами которого выступают представители работников, работодатель и его представители.
Таким образом, можно выделить основные теоретические аспекты о роли социального партнёрства в социально-трудовой сфере.
Партнерство в социально-трудовой сфере есть корректно-правовой тип отношений его субъектов, основанный на принципах равноправия, заинтересованности, уважения, справедливости. Среди характерных особенностей партнерства в социально-трудовой сфере следует выделять значимость объекта и предмета партнерства, его обусловленность насущным потребностям и интересам людей. Партнерство в социально-трудовой сфере позволяет в той или иной мере осуществить социальную справедливость в наиболее важной жизнедеятельности человека.

Партнерство в социально-трудовой сфере имеет сложную структуру и реализуется на личностном, коллективном, региональном, отраслевом и общегосударственном уровнях.
На основе теоретических знаний о рынке труда, характере его функционирования, механизмах воздействия на рынок труда проведём анализ рынка труда Амурской области. В процессе анализа попытаемся проследить, каким образом происходит государственное воздействие на рынок труда Амурской области, выявить негативные стороны данного воздействия.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Современное состояние рынка труда в Амурской области


В 1992-2000 годах в социально-трудовой сфере происходили коренные изменения, связанные с переходом экономики области к рыночным методам ведения хозяйства. В ходе приватизации и реформирования экономики существенно трансформировалась сфера занятости населения произошли изменения в отраслевой структуре, по формам собственности, в качественном составе рабочей силы половозрастном, образовательном, профессионально-квалификационном.
Изменение численности и состава различных категорий населения с 1990 по 2000 годы можно проследить по данным приведённым в таблице 1. Таблица 1 Изменение численности и состава различных категорий населения с 1990 по 2000 годы
в тысячах человек

1990 г. 1995 г. 1996 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
(оценка)
2000 г.
в % к 1990
Занятое население 510,7 452,7 456,6 428,7 427,2 435,8 85,3
Учащиеся и студенты дневной формы обучения 40,2 42,2 39,6 43,9 45,9 47,8 118,9
Население в трудоспособном возрасте, не занятое в экономике в 89,0 120,0 126,8 142,0 168,3 158,8 178,4
том числе:
безработные 69,1 56,4 85,7 83,9 69,9


Сравнение приведённых данных свидетельствует о сокращении численности занятого населения за период с 1990 по 2000 годы на 74,9 тыс. руб. человек (14,7 %), увеличении численности учащихся дневной формы обучения на 18,9 % о росте численности незанятого населения на 78 %. Численность безработных с 1992 года увеличилась в 2,6 раза. Снижение объёмов производства привело к росту числа высвобождаемых работников, сокращению возможностей трудоустройства приступающих к трудовой деятельности, в том числе молодых специалистов после окончания профессиональных учебных заведений, а также граждан, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве, пенсионеров. В 2000 году в области впервые отмечено снижение численности безработных (на 16,7 % относительно предыдущего года).
Использование рабочей силы можно проследить, анализируя занятость населения по отраслям экономики (см. прил. 1).
В структуре использования рабочей силы за период с 1990 по 2000 годы произошли большие перемены. Заметно сократилась численность занятых в строительстве (на 49 %), науке (на 79 %), промышленности (на 36 %), жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании (на 22 %), образовании (на 19 %), сельском хозяйстве (на 17 %). В торговле и снабженческо-сбытовой сфере, аппарате органов управления - возросла в 1,4 раза, в финансово-кредитных и страховых организациях - на 16 %.
В 2000 году, по оценке, доля занятых в сфере услуг составила 40 % против 28 % в 1990 году. Перераспределение рабочей силы во многом определялось усиливающейся межотраслевой дифференциацией оплаты труда на предприятиях различных отраслей экономики и форм собственности.
Объем инвестиций в основной капитал за период с 1990 по 2000 годы сократился на 92 %. Заметное увеличение численности занятых в отраслях материальной сферы происходило только в торговле, что объясняется сравнительной простотой организации дела и возможностью быстрого накопления капитала, которое, однако, не привело к расширенному вложению этих средств в производство.
В структуре занятого населения наиболее многочисленными являются группы лиц в возрасте от 30-39 и 40-49 лет, на долю которых приходится соответственно 28,7 % и 32,5 % общей численности занятых.
Средний возраст занятого населения в области 39 лет. Среди занятых 4 % составляли пенсионеры, 46 % - женщины. Около 58 % занятых экономической деятельностью лица с высшим и средним специальным образованием (по России 57 %), 6,8 % имели основное общее образование, 0,5 % - не имели полного (общего) образования.

Среди женщин доля лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, выше и составляет 65 % (по России 64 %).
Рынок труда связан с постоянным движением рабочей силы и изменением форм трудовой деятельности. Многообразие видов занятости способствовало смягчению напряжённости на рынке труда, поддержанию доходов населения и предотвращению массовой безработицы.

Рабочая сила в области состояла из наёмных работник (88,5 %) и лиц, работающих не по найму (11,5 %) (по России соответственно 93,3 % и 6,7 %). До 1996 года включительно отмечалось стабильное ежегодное увеличение доли лиц, занятых ненаёмным трудом, обусловленное ликвидацией предприятий в области.

В 1998-2000 годах удельный вес лиц, работающих не по найму, вновь увеличился.
В число лиц, работающих не по найму, включаются работодатели (5,4 % от числа работающих не по найму), члены производственных кооперативов (83,4 %), и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (8,6 %) и безвозмездно работающие члены семьи (2,6 %).
К числу особенностей современных процессов на рынке труда относится вторичная занятость. При снижении жизненного уровня для многих категорий населения она является средством получения дополнительных доходов и адаптации к новым условиям и рассматривается как позитивный момент в использовании рабочего времени.

Формами вторичной занятое и являются совместительство, временные трудовые коллективы, работа по договору, найму и другие. Общие ее размеры в 2000 году оценивались в 8,3 тыс. человек, что на 2,2 % больше, чем в 1999 году.
Одним из аспектов использования рабочего времени является работа на условиях неполного рабочего времени, а также перевод работников на неполную рабочую неделю по инициативе администрации по причине спада экономической активности и практика использования административных отпусков. Все эти категории работников трудятся в режиме неполной рабочей недели либо находятся в вынужденных административных отпусках, которые можно рассматривать как особое состояние неполной занятости или как переходную форму между состоянием занятости и безработицы.
В 2000 году 20,1 тыс. человек (8,1 % среднесписочной численности) крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации. Свыше 20,0 тыс. человек (8,1 %) побывали в вынужденных административных отпусках, из которых 17 тыс. человек (83,2 %) не получали за период отпуска денежную компенсацию.
Число человеко-дней отпусков по инициативе администрации насчитывало в 2000 году 403,0 тыс., что на 27 % меньше, чем в 1999 году. Всего за год средняя продолжительность вынужденных административных отпусков на одного работника, побывавшего в отпуске, составила 20 дней и снизилась по сравнению с 1999 годом на 9 %.
Сохранение режима неполной занятости является следствием текущей экономической неопределённости, отсутствия перспектив реорганизации производства и снижения затрат на рабочую силу при сохранении занятости в условиях ужесточения финансовых возможностей предприятий и организаций. В 2000 году на крупных и средних предприятиях масштабы неполной занятости сократились по сравнению с 1999 годом на 36 %, относительно 1998 г. на 57 %.
В течение 1992-1998 годов на предприятиях области происходило снижение подвижности рабочей силы, что в значительной мере объяснялось сокращением числа рабочих мест. В 1999-2000 годах наметилась тенденция к росту интенсивности оборота рабочей силы на крупных и средних предприятиях и организациях области.
В 2000 году коэффициент общего оборота кадров к среднесписочной численности составил 0,59 (в 1999 году 0,49).
На работу было принято 71,3 тыс. человек, что на 12,2 тыс. человек (20,6 %) больше уровня 1999 года. Коэффициент оборота по приёму составил 0,29 против 0,23 в 1999 году.
Из общего числа прибывших на предприятия и в организации 3,9 тыс. человек (1,6 % от среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях и организациях) приняты на дополнительно введённые рабочие места, что больше по сравнению с 1999 годом на 14,1 %.
По различным причинам с предприятий выбыло 73,5 тыс. человек, что на 9,2 тыс. человек (14,3 %) больше, чем в 1999 году. Коэффициент оборота по выбытию кадров в 2000 году составил 0,30 против 0,25 в 1999 году. Основной причиной выбытия является добровольный уход работников с предприятий 51,4 тыс. человек (70,0 %), в связи с сокращением выбыло 5,3 тыс. человек (7,3 %).

В 2000 году выбытие работников на 96,9 % компенсировалось приёмом новых кадров (в 1999 году на 91,8 %).
На крупных предприятиях области в 2000 году по сравнению с 1999 годом сократилось общее количество рабочих мест, определяемое как сумма списочной численности работников и числа имеющихся вакансий, на 4,4 тыс. единиц (1,7 %) и составило 252,4 тыс. рабочих мест. Динамика числа вакантных мест изображена на рисунке 14. Динамика числа вакантных рабочих мест



Отмечается сокращение числа дополнительных рабочих мест, предполагаемых к введению. В 2000 году их количество по отношению к 1999 году уменьшилось с 146 до 126 единиц. Из общего числа прибывших на предприятия и в организации 3921 человек (1,6 % от среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях и организациях) принят на дополнительно введённые рабочие места, что на 49,4 % больше по сравнению с 1999 годом. Динамика планируемого объёма ввода дополнительных рабочих мест показана на рисунке 15. Численность экономически активного населения, по оценке, в 2000 году составила 505,7 тыс. человек. В их числе 435,8 тыс. человек (86,2 %) заняты в экономике и 69,6 тыс. человек (13,8 %) не имели занятия, но активно его искали и в соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ) классифицировались как безработные.

Официально зарегистрированы в службах занятости в качестве безработных 9,3 тыс. человек, или 1,8 % экономически активного населения. Данные, приведённые в таблице 2 дают более полное представление. Таблица 2 Динамика численности экономически активного населения в тысячах человек

Экономически активное население В том чиле Зарегистрированные в службах занятости в качестве безработных
занятые экономической деятельностью безработные
1992 г. 519,9 493,1 26,8 2,5
1993 г. 504,3 475,4 28,9 4,5
1994 г. 492,2 447,7 44,5 16,3
1995 г. 520,8 452,7 68,1 29,7
1996 г. 513,0 456,6 56,4 20,4
1997 г. 513,9 434,1 79,8 12,0
1998 г. 514,4 428,7 85,7 14,1
1999 г. 511,1 427,2 83,9 9,5
2000 г. 505,7 435,8 69,9 9,3


Уровень экономической активности населения области составил 66,3 % (по России 63,2 %). Наибольшая экономическая активность населения приходилась на лиц в возрасте 30-49 лет (92,3 %), 25-29 лет (83,4) и 50-54 лет (83,2 %).

Уровень экономической активности лиц трудоспособного возраста (женщины в возрасте 16-54 лет, мужчины в возрасте 16-59 лет) составил соответственно 78,7 % и 79,8 % (по России 80,7 % и 75,2 %). Численность совокупной рабочей силы характеризовалась невысоким уровнем официально зарегистрированной безработицы при значительных размерах видимой и невидимой незанятости.
До 1996 года происходило увеличение как общей, так и зарегистрированной безработицы. Начиная со второй половины 1996 года, тенденция взаимосвязи этих показателей изменилась.

Численность безработных, имеющих официальный статус, стала снижаться, что было обусловлено изменением условий регистрации в качестве безработных из-за задержки в выплате пособий по безработице.
Общая численность безработных больше численности зарегистрированных безработных по сопоставимому кругу лиц (т. е. без студентов, учащихся и пенсионеров) в 2000 году в 6,9 раза (в 1999 году 7,8 раза).
Возрастная структура безработных в 2000 по сравнению с 1992 годом изменилась. Остаётся высокой доля лиц в возрасте до 30 лет, хотя отмечается некоторое снижение этого уровня с 45,2 % в 1992 году до 41,3 % в 2000 году (по России 39,2 %).

Проблема безработицы наиболее болезненна для молодёжи, вступающей в трудовой процесс после окончания учебы или службы в армии, в силу этого на рынке труда она является менее конкурентоспособной.
Средний возраст безработных в области насчитывал 34 года (по России 34,5 года). Эта категория безработных находится в самом расцвете творческих сил, обладает опытом работы и профессиональными навыками.
В 2000 году в органы Федеральной службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 25,6 тыс.



Содержание раздела