d9e5a92d

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

Через систему коллективных договоров и соглашений в организациях закрепляются меры, направленные на обеспечение занятости работников, осуществление контроля за соблюдением законодательства в вопросах найма и увольнения в соответствии с законом Амурской области О критериях массового высвобождения в Амурской области, необходимого предварительного уведомления работодателями о вопросах, которые могу привести могут привести к сокращению рабочих мест или ухудшению условий труда, переподготовку высвобождаемых работников, предоставления им льгот и компенсации сверх установленных законодательством.
Организовывались бесплатные консультации и правовая помощь по вопросам занятости, в том числе выездные семинары. Такой семинар по действиям профсоюза в условиях массового высвобождения был проведен в г. Райчихинске совместно с территориальным комитетом углепрофсоюза.

По инициативе профсоюзов состоялось совместное заседание координационного комитета содействия занятости населения и коллегии Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Амурской области, где был рассмотрен вопрос О работе Райчихинского городского и Октябрьского районного отделов занятости населения в условиях высвобождающихся работников угольной отрасли.
С участием профсоюза был решен вопрос о соблюдении действующего законодательства при привлечении иностранной рабочей силы в Тындинском отделении Дальневосточной железной дороги.
Как видно социальное партнёрство в Амурской области имеет определённые положительные результаты, но это не предел возможностей социального партнёрства на региональном уровне.
Таким образом, в результате анализа механизмов регулирования рынка труда в Амурской области были выявлены следующие негативные стороны.
Гарантированный государством минимальный размер оплаты труда не выполняет своих основных функций, а является отягощающим обстоятельством при расчёте социальных пособий, стипендий и т.д.
В Амурской области государственными органами проводится пассивная политика занятости, в то время как приоритет должен отдаваться активной.
Развитие социального партнёрства в Амурской области идёт медленно в связи с отсутствием нормативно-правовой базы и медленным внедрением его в муниципальных образованиях.
В связи с этим в следующей главе будут предложены рекомендации по совершенствованию регулирования рынка труда в Амурской области, которые могут казать позитивное воздействие на рынок труда региона.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

В результате проведенного анализа рынка труда и методов его регулирования в Амурской области были выявлены определенные недостатки в регулировании В настоящее время рынок труда в Амурской области характеризуется противоречиями между масштабами и структурой спроса и предложения рабочей силы. Сокращается количество вакансий, приходит в упадок система подготовки и переподготовки кадров (в том числе и безработных), не хватает средств для развития самозанятости и малого предпринимательства.

В наиболее тяжелом положении оказались молодые люди, не имеющие опыта самостоятельной работы, инвалидам, женщины с детьми, пенсионеры.
Понятия активная политика в сфере занятости населения включает разработку новой концепции, которая учитывает реальную сложившуюся ситуацию на рынке труда и направлена на обеспечения полной, эффективной и свободно избранной занятости.
Для этого в первую очередь нужно внести соответствующие изменения в действующее законодательство о труде. Данные изменения должны быть направлены на:

  • усиление контроля за соблюдение должностными лицами трудового законодательства и повышение у них чувства ответственности в случае его нарушения;
  • реальное стимулирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, сохраняющим и создающим рабочие места.

Во-вторых, обратится к опыту стабилизации рынка труда в других регионах. Есть регионы, где за последние годы накоплен интересный опыт стабилизации рынка труда. Разработаны методики, реализованы проекты, получены результаты.

Например, учитывая опыт Самарской и Брянской областей, в Амурской области следовало бы провести мониторинг, позволяющий оперативно получать информацию обо всем, что происходит в сфере занятости, и быстро принимать управленческие решения. Для проведения активной политики на рынке труда Амурской области необходимо:

  • разобрать комплекс мер, с тем, чтобы обеспечить местные органы занятости полной информацией о существующих вакантных рабочих местах на предприятиях, в организациях, в фирмах различных форм собственности;
  • поднять статус общественных работ до уровня мероприятий общегосударственного значения, создать специальную программу реализации;
  • развивать частнопредпринимательскую деятельность (индивидуальный пошив, ремонт обуви и одежды, медицинские услуги и т.д.);
  • необходимо создать жёсткую систему регулирования высвобождения работников из районов с высокой напряженностью на рынке труда, с целью недопущения обвальной безработицы. Следует иметь в виду, что выдавливание с рынка труда части работников ведет не только к деградации их рабочей силы, но и к увеличению экономического бремени на сохранивших рабочие места. Поэтому, несмотря на кажущуюся выгоду от сокращения персонала в традиционных секторах экономики, поддержание избыточной занятости может оказаться для общества дешевле, чем ее сброс;
  • высвобождению работников должна предшествовать обязательная разработка программ трудоустройства или вывода рынка труда высвобождаемых работников. Требуется также независимая экспертиза проектов рационализации производства, сопряженных с сокращением персонала. Целесообразно расширить практику переподготовки планируемых к высвобождению работников за счет средств работодателей, региональных и местных бюджетов;
  • нужно поощрять развитие гибких форм занятости, включая деление рабочего места для квалифицированных рабочих, неполную, вторичную и частичную занятость;
  • важное направление активной политики занятости регулирования выхода на рынок труда потенциальной рабочей силы: молодежи, женщин, имеющих маленьких детей, домохозяек, военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы. Эти категории целесообразно ориентировать на приобретение качественного общего и профессионального образования, которое станет фундаментом их высокой трудовой мобильности в перспективных сферах занятости;
  • развивать социальное партнерство в Амурской области.
<

p> Одним из приоритетных направлений следует рассматривать развитие социального партнерства в Амурской области.
Складывающаяся система социального партнёрства, несмотря на то, что она постоянно адаптируется к новым экономическим условиям, ещё не в полной мере стала эффективным механизмом, позволяющим установить оптимальный баланс интересов наёмных работников и работодателей и реализовать меры, направленные на повышение экономических результатов работы организаций, отраслей, регионов.
Основными причинами, сдерживающими эффективность функционирования системы социального партнерства, являются: неустойчивое финансовое положение, нежелание работодателей в условиях экономической и финансовой нестабильности брать на себя конкретные обязательства, отсутствие профсоюзов во многих организациях, противостояние работодателей-собственников мелких предприятий объединениям работников как инструменту защиты своих прав.
Одним из наиболее проблемных вопросов остаётся участие работодателей и их объединений в системе социального партнёрства. Государство не выработало эффективных способов воздействия на стимулирование роста корпоративных интересов предпринимателей в сфере трудовых отношений.

Пока ни закон, ни бюджет, ни налоговая политика государства не способствуют этому.
В действующем законодательстве не в полной мере раскрыты полномочия и функции работодателей, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления в области регулирования социально-трудовых отношений.
В целях дальнейшего совершенствования и развития организационно-правовой основы социального партнёрства необходимо начать разработку законодательных и иных нормативных актов по регулированию социально-трудовых отношений, совершенствованию организационных форм социального партнёрства и механизма взаимодействия работодателей с представительными органами работников и органами исполнительной власти на всех уровнях, для чего одним из первых направлений в этой области следует рассматривать разработку и принятие закона Амурской области О социальном партнёрстве в Амурской области.
В настоящее время закон о социальном партнёрстве в 41 субъекте РФ, некоторые из этих законов были использованы при разработке данного законодательства.
3.1. Проект закона О социальном партнерстве в Амурской области
Данный проект закона устанавливает организационные правовые основы договорного регулирования социально-трудовых отношений, развитие и функционирование системы социального партнёрства на территории Амурской области с целью достижения общественного согалсия.
3.1.1. Общие положения
Социальное партнерство в Амурской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Уставом (основным Законом) Амурской области, федеральными и областными законами, иными федеральными и областными нормативными правовыми актами.
Правовую основу социального партнерства в Амурской области составляют также Генеральное соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные соглашения, заключенные на уровне Российской Федерации.
Сторонами социального партнерства в Амурской области (далее - Стороны) являются работники и работодатели в лице их представителей, органы исполнительно государственной власти и органы местного самоуправления Амурской области.
Задачами социального партнерства в Амурской области являются:

  • обеспечение социально-трудовых прав и гарантий граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством российской Федерации и законодательством Амурской области;
  • обеспечение баланса интересов сторон социального партнерства путем проведения коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон;
  • содействие разрешению трудовых споров и конфликтных ситуаций, возникающих в сфере социально-трудовых отношений;
  • выработка эффективных методов правового регулирования трудовых отношений;
  • создание условий для обеспечения занятости населения Амурской области и развития рынка труда.

Основными принципами социального партнерства в Амурской области являются:

  • соблюдение норм законодательства;
  • равноправие Сторон;
  • полномочность представителей Сторон;
  • социальная и экономическая обоснованность принимаемых, решений и обязательств;
  • реальность обеспечения принимаемых Сторонами обязательств;
  • взаимный контроль и открытость перед социальными партнерами;
  • ответственность за невыполнение обязательств, решений, условий соглашений и коллективных договоров;
  • достоверность и регулярность информации по вопросам деятельности Сторон.

Основными формами осуществления социального партнерства в Амурской области являются:

    • переговоры и консультации;
    • разработка, принятие и реализация совместных решений;
    • заключение коллективных договоров и соглашений;
    • взаимное информирование Сторон социального партнёрства о выполнении принятых обязательств.
3.1.2. Органы социального партнёрства в Амурской области
Социальное партнерство в Амурской области обеспечивается органами, формируемыми представителями работников, представителями работодателей, органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления Амурской области.
На уровне Амурской области постоянно действующим органом, обеспечивающим социальное партнерство, является Амурская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
На уровне муниципальных образований постоянно действующими органами, обеспечивающими социальное партнерство, являются территориальные районные (городские) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, отраслевые (межотраслевые) территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, профессиональные комиссии па регулированию социально-трудовых отношений.
На уровне организации органом, обеспечивающим социальное партнерство, является комиссия по подготовке и заключению коллективного договора.
Стороны, на основе взаимной договоренности, могу т формировать другие двухсторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений по отдельным направлениям.
Амурская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) является постоянно действующим органом представителей работников в лице областного объединения профессиональных союзов, представителей работодателей. Администрации области, целью которого является достижение социального мира на территории области (см. прил. ).
Территориальные (городские, районные) Комиссии формируются территориальными объединениями профессиональных союзов, работодателями (объединениями работодателей), органами местного самоуправления на принципах добровольности и равноправия Сторон.
Отраслевые (межотраслевые) территориальные Комиссии формируются отраслевыми территориальными объединениями профсоюзов, работодателями (их объединениями) .органами местного самоуправления.
Профессиональные Комиссии формируются представителями работников соответствующих профессий, представит елями работодателей и представителями соответствующего органа по труду.
Территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, профессиональные Комиссии осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Амурской области, а также Положением о территориальных комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.
Основными полномочиями данных Комиссий являются:
  • подготовка проекта и заключение территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных .профессиональных соглашений;
  • осуществление контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений;
  • подготовка органам местного самоуправления Амурской области предложений по принятию нормативных правовых актов в сфере социально-трудовой деятельности;
  • участие в разрешении конфликтных ситуаций п коллективных трудовых договоров.

Комиссия по подготовке и заключению коллективного договора в организации формируется из равного числа представителей работодателя (администрации) и профсоюзных комитетов либо иных уполномоченных работниками лиц.
Правовое положение, основы формирования и деятельности Комиссии регламентируются Законом Российской федерации О коллективных договорах и соглашениях.
3.1.3. Виды соглашений.

Действие соглашений. Присоединение к соглашениям
На территории Амурской области заключаются следующие виды соглашений: Амурское областное трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) соглашения, территориальные (городские, районные соглашения, отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения, профессиональные соглашения.
Все соглашения заключаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Амурской области.
Все соглашения заключаются до принятия областного бюджета и бюджетов муниципальных образований и подлежат подписанию в десятидневный срок со дня принятия решения о его подписании всеми Сторонами соглашения.
Амурское областное трехстороннее соглашение заключается Советом Федерации профсоюзов Амурской области, представителями работодателей Амурской области и Администрацией Амурской области.
Амурское областное трехстороннее соглашение является основой для заключения областных отраслевых (межотраслевых), территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых) территориальных, профессиональных соглашений.
Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются объединениями профсоюзов отрасли (отраслей), представителями работодателей (их объединений) отрасли (отраслей) и органом исполнительной государственной власти Амурской области, осуществляющим координацию деятельности соответствующей отрасли (отраслей).
Эти соглашения устанавливают нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).
Территориальные (городские, районные) соглашения заключаются территориальными объединениями профсоюзов, работодателями (их объединениями) и органами местного самоуправления.
Эти соглашения устанавливают нормы оплаты труда и другие условия груда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников организаций конкретной территории с учетом местных особенностей.
Отраслевые (межотраслевые) территориальные соглашения заключаются отраслевыми (межотраслевыми) территориальными объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и органами местного самоуправления.
Эти соглашения устанавливают нормы оплаты труда и другие условия груда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников отрасли (отраслей) соответствующей территории.
Профессиональные соглашения заключаются представителями работников соответствующей профессии, представителями работодателей и соответствующего органа по труду.
Эти соглашения устанавливают нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников конкретной профессии с учетом её особенностей.
Действие Амурского областного трехстороннего (регионального) соглашения, областных отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (городских, районных), отраслевых (межотраслевых), территориальных, профессиональных соглашений распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной государственной власти и органы местного самоуправления Амурской области, уполномочивших участников соглашения заключить его от их имени.
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.
Профсоюзы и их объединения, работодатели и их объединения, зарегистрированные на территории области, вправе присоединиться к соглашению, в подготовке и заключении которого они не участвовали.
Управления по труду, органы по труду района, города предлагают работодателям, представителям работников, не участвующим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.
Профессиональные союзы (их объединения), работодатели (их объединения), не участвующие в переговорах по заключению соглашения, могут присоединиться к. нему, направив каждой из Сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей Стороны.
Коллективные договоры и соглашения направляются работодателями на уведомительную регистрацию в течение 7 дней со дня их подписания.
Амурское областное трехстороннее (региональное) соглашение, областные отраслевые (межотраслевые), профессиональные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются Управлением труда Администрации Амурской области.
Территориальные (городские, районные), отраслевые (межотраслевые) территориальные, профессиональные соглашения, коллективные договоры, а также изменения и дополнения к ним регистрируются в соответствующем органе по труду муниципального образования.
Порядок подписания соглашения определяется Комиссией.
Порядок регистрации коллективных договоров и соглашении определяется Положением о порядке регистрации коллективных договоров, утверждаемом Комиссией.
Принятие данного закона устанавливает организационные и правовые основы договорного регулирования социально-трудовых отношений, развитие и функционирование системы социального партнёрства на территории Амурской области с целью достижения общественного согласия.
3.2. Схема организации социального партнёрства в муниципальном образовании
В Амурской области уже накоплен определённый опыт взаимодействия в рамках социального партнёрства. Прежде всего, это организация работы Амурской областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, как главного инструмента социального диалога на уровне области. Но Амурская область занимает большую территорию с большим количеством муниципальных образований, каждые из которых имеют свои специфические особенности.

В связи с этим, возникает необходимость развития социального партнёрства на уровне муниципальных образований.
Первым шагом в данном направлении является необходимость принятия указанного выше проекта закона, который положит начало формированию правовой основы развития социального партнёрства не только на областном уровне, но и на уровне муниципальных образований.
Следующим шагом должно быть внедрение социального партнёрства в муниципальных образованиях. В связи с этим была разработана организационная технология внедрения социального партнёрства муниципальных образований, которая представлена в виде схемы (см.

17). Предложенная схема позволяет поддерживать социальные взаимоотношения между структурами местной власти, профсоюзами, работодателями в режиме согласования (координации), при этом каждая территория имеет возможность решать одновременно с региональными и свои собственные задачи. Схема достаточно гибкая, т. к. допускает изменения и параллельный способ решения стоящей задачи.
Одним из наиболее проблемных вопросов является участие работодателей и их объединений в предложенной схеме организации социального партнёрства. В области не выработано эффективных способов воздействия на стимулирование роста интересов предпринимателей в сфере трудовых отношений.

Пока ни закон, ни бюджет, ни налоговая политика не способствуют этому. В действующем законодательстве не в полной мере раскрыты полномочия и функции работодателей и их объединений.

Поэтому одним из направлений развития социального партнёрства на уровне муниципальных образований следует выбрать разработку и принятие закона Об объединениях работодателей в Амурской области. Данный закон будет являться организационно-правовой основой участия работодателей их объединений в системе социального партнёрства и способствовать развитию социального партнёрства в муниципальных образованиях Амурской области.

ЭКОЛОГИЧНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Говоря о развитии труда, следует обратить внимание не качество трудового потенциала. Качеством трудового потенциала является здоровье населения. В приоритетах экономического сознания происходит радикальный поворот от количественных оценок населения к качественным, поскольку успех экономических преобразований в обществе непосредственным образом зависит от того, насколько все сферы хозяйства будут обеспечены здоровой и образованной рабочей силой. Комплексным индикатором эффективности осуществляемых преобразований в этом случае может служить качество трудового потенциала населения.

Трудовой потенциал как интегральная характеристика совокупной способности к труду, определяет возможности участия работника в общественно-полезной деятельности.
Уровень здоровья и физического развития человека является одним из факторов, воздействующих на качество трудового потенциала, и выступает как одно из важных условий осуществления человеком функции главной производительной силы общества.



Содержание раздела