d9e5a92d

Демографическая ситуация и здоровье населения в России

Прежде всего, это выражается в том, что в зависимости от показателей здоровья и физического состояния человека оценивается возможность и целесообразность участия его в определенных сферах трудовой деятельности. Однако следует отметить, что негативные социально-экономические изменения последнего десятилетия отрицательно сказались на здоровье населения.
Остановимся более детально на анализе современной заболеваемости и её социальных последствиях.

Демографическая ситуация и здоровье населения в России


Рост ожидаемой продолжительности жизни приостановился. Успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, связанные с широким применением антибиотиков, достигли предела и первое место среди причин смерти заняли сердечно-сосудистые заболевания и рак, а экономические и социальные изменения привели к усилению таких неблагоприятных факторов, как алкоголизм, курение дорожно-транспортные происшествия и насильственные причины смерти.

В сложившихся условиях возобновление роста ожидаемой продолжительности жизни было возможно не только в результате установления контроля над новыми факторами риска и эффективной борьбы с ними, но и установления новой идеологии общества по отношению к общественному и индивидуально здоровью.
Однако у нас этого не произошло. Свидетельство тому динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении, которая за последние 10 лет сократилась для мужчин на 6,6 года, для женщин на 2,8 года /33/.
В структуре заболеваемости взрослого населения особое место занимают массовые и социально значимые заболевания. В последние годы отмечается резкое ухудшение эпидемиологической ситуации по туберкулезу. Имеет тенденцию к росту заболеваемость злокачественными новообразованиями. Тревожит рост распространенности употребления наркотиков.

За последние 5 лет число наркоманов возросло в несколько раз.
Касаясь непосредственных причин смертности населения, следует отметить, что наибольшее число людей умирает от болезней системы кровообращения.
Деградация систем здравоохранения и экологической безопасности привела к возвращению забытых или устраняемых цивилизованными странами болезней. Так, в связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки смертность в рабочих возрастах от инфекционных и паразитических болезней возросла в два раза, сохранив тенденцию к росту.
В структуре смертности лиц трудоспособного возраста несчастные случаи, отравления и травмы занимают первое место. Мужчин в трудоспособном возрасте умирает почти в пять раз больше, чем женщин /33/.
Приведенные данные о состоянии здоровья населения свидетельствуют о росте в ближайшем будущем общей численности инвалидов и о высокой смертности населения, в том числе и трудоспособного возраста, и, следовательно, о предстоящих значительных экономических потерях.
Рождаемость, являясь важнейшей доминантой прироста населения в трудоспособном возрасте, оказывает, при прочих равных условиях, своё воздействие и на сроки проведения тех или иных общероссийских социальных программ. Рассмотрим в качестве примера ситуацию на рынке труда РФ в 2010 году.

Предложение рабочей силы к тому времени уже известно, поскольку люди, которые впервые будут искать себе работу в начале XXI века, уже родились.
Первоначально на увеличение общей численности лиц в трудоспособном возрасте до 2005 года будут оказывать влияние два фактора: вступление в эту группу контингентов, родившихся в период относительного подъема рождаемости в 80-е годы, и выхода из рабочих возрастов малочисленных групп лиц, родившихся в годы Великой Отечественной войны. Позже динамику населения в трудоспособном возрасте будет определять, с одной стороны, поколения родившихся в первой половине 90-х годов, с другой выбывающие из рабочих возрастов поколения родившихся после Великой Отечественной войны.

В итоге до 2005 года численность населения в трудоспособном возрасте будет возрастать, а спустя 5 лет вернется к исходному показателю.
Очевидно, что само формирование трудовых ресурсов означает появление на рынке труда лишь потенциальной рабочей силы. Реальная же рабочая сила из числа населения в трудоспособном возрасте во многом определяется эффективностью функционирования тех составляющих социальной инфраструктуры, которые можно назвать демографическими.

Иными словами, предложение реальной рабочей силы зависит и от существующих систем здравоохранения, образования и социального обеспечения, направленных на воспроизводство таких качественных характеристик людей, как здоровье и образовательный уровень населения вообще и трудоспособного в частности.
Снижение рождаемости на разных временных отрезках оказывает неоднозначное влияние на экономику страны. Так, в связи с низким уровнем рождаемости в последние 5-7 лет и при сохранении этой тенденции до начала 2010 года будет уменьшаться потребность в родильных домах, детских яслях и садах, школах и, что не менее важно, в соответствующем контингенте обслуживания. Это, несомненно, сократит инвестиции и занятость в ряде отраслей демографической инфраструктуры.



Снижение рождаемости определяет в перспективе как профессиональный, так и половой состав безработных. Ведь подавляющее большинство работающих в сферах демографической инфраструктуры составляют женщины, спрос на рабочую силу которых постоянно уменьшается.

Придется считаться с вероятностью обострения конкурентной борьбы между вступающими на рынок рабочей силы малочисленными поколениями и безработными представителями многочисленных поколений 80-х годов рождения. В более отдаленном будущем возможно снижение качества рабочей силы (особенно способности к доучиванию и переквалификации), поскольку необратимо сократится молодежный контингент, в том числе с общим средним, средним специальным и высшим образованием. В этом же направлении, вероятно, будет действовать и еще одна важная экономическая производная снижения рождаемости объективный процесс старения рабочей силы. В целом влияние низкого уровня рождаемости на социально-экономическое развитие РФ за порогом века означает, во-первых, естественную убыль наиболее важных в экономическом отношении возрастных групп населения, во-вторых, увеличение доли лиц старшего рабочего и пенсионного возрастов.

Оба указанных момента могут оказать негативное влияние на экологическое развитие РФ. Постарение населения, в том числе рабочей силы, - характерное социально-демографическое явление для экономически развитых государств и стран с переходной экономикой. Оно обусловливает особое внимание к проблемам профессиональной мобильности, развитию рабочей силы.

Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте на фоне постарения означает необходимость периодических изменений в существующей системе социального страхования и пенсионного обеспечения.

Демографическая ситуация и здоровье населения в Амурской области


Существенное влияние на демографические процессы продолжают оказывать трудности проводимых в РФ экономических преобразований, значительная дифференциация денежных доходов населения, нестабильность в обществе, утрата социальных гарантий, а также неуклонное снижение численности женщин репродуктивного возраста. Режим воспроизводства населения близок к критическому.
За последние три года в области отмечается увеличение числа неработающего населения на 2,6 %, постарение населения за счет увеличение числа пенсионеров и уменьшение количества детей. Число детей первого года жизни за пять лет стало меньше на 25 % /34/.
Наиболее острыми проблемами в здравоохранении остаются проблемы ухудшения демографической ситуации вследствие снижения рождаемости, высокой смертности, в том числе младенческой.
В многолетней динамике отмечается негативная тенденция к снижению рождаемости. К одному из факторов снижения рождаемости следует отнести бракоразводный процесс.

Количество разводов составляет 3,1 на 1000 населения.
Одной из важных причин демографического неблагополучия следует считать снижение числа женщин репродуктивного возраста (с 15 до 49 лет). При достаточно высоком демографическом показателе численности женщин детородного возраста, его структура выглядит достаточно тревожно в перспективе будущего воспроизводства населения.

Коэффициент плодовитости (1000 женщин детородного возраста) по области составляет 32,1 при должном коэффициенте 36,8 - 46,0. В структуре численности детородного возраста подростки составляют лишь 11,9 %, а женщины 35-49 лет 40 %. В ближайшие 10 лет, учитывая эти демографические данные, повышение уровня рождаемости весьма сомнительно.
Смертность в Амурской области в 1999 году составила 12,4 на 1000 населения, что в 1,2 раза больше уровня предыдущего года. В структуре смертности преобладают лица от 60 до 80 лет (46,2 %), причем женщин в данной возрастной группе умерло больше на 6 % /34/.
По причинам смертности на первом месте остается смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, на втором от онкологической патологии, на третьем то несчастных случаев, травм, отравлений, далее по причинам болезней органов дыхания, пищеварения, инфекционных заболеваний.
Особую тревогу вызывает младенческая смертность. Смертность детей на первом году жизни является важнейшим демографическим показателем, отражающим социально-экономическое благополучие общества, качество и доступность медицинской помощи, эффективность деятельности системы здравоохранения, достаточно ярко свидетельствующим о степени заинтересованности государства в охране здоровья женщин и детей, а в конечном итоге об эффективности социальной политики в стране.
Здоровье матери и детей важнейший показатель уровня социально-экономического развития. Уровень младенческой смертности вырос в динамике за 3 года в 1,5 раза.

В структуре причин младенческой смертности ведущим в 92,2 % является состояние здоровья матери.
Состояние здоровья населения области продолжает ухудшаться во всех возрастных категориях. Уровень общей заболеваемости в динамике за 3 года рост на 1,3 % в том числе:
- у подросток рост на 15,2 %;
- у детей рост на 2,0 %.
Рост заболеваемости у подростков как общей, так и первичной связан с улучшением диагностики и в целом ухудшением состояния здоровья этой группы населения. Обращает на себя внимание то, что структура заболеваемости детей и подростков остается неизменной на протяжении ряда лет.

Преобладающими здесь являются заболевания органов дыхания, заболевания нервной системы, костно-мышечной системы.
Психическое здоровье населения продолжает ухудшаться, а оно определяет интеллектуальный потенциал здоровья нации.
Вызывает тревогу психическое здоровье населения на 24,2 % возросла обращаемость за психиатрической помощью.
Инвалидность психических больных в расчете на 100 диспансерных возросла на 20,5 %, за счет роста шизофрении на 46 % и олигофрении на 29 %.
Ситуация по алкоголизации населения остается напряженной. На это указывает рост на 62 % показателя в группе профилактического наблюдения за лицами, злоупотребляющими алкоголем.

Ожидается, что в динамике будут регистрироваться более тяжелые формы злоупотребления алкоголем алкогольные психозы.
Продолжает регистрироваться рост наркомании, за год прирост составил 40 %, в показателе 178,7 на 100000 населения.
Сохранилась тенденция роста инвалидизации населения, как пенсионеров, так и населения трудоспособного возраста, что связано в первую очередь с социально-экономическими факторами ухудшение качества жизни, невозможности трудоустройства, разрушением системы регулярных медосмотров, фактическим отсутствием трудовой реабилитации инвалидов.
Первичный выход на инвалидность возрос на 24,8 % и составил на 10000 населения 104,7.
Возросло число оформленных на инвалидность по социальным показателям в связи с невозможностью выполнять труд, предложенный центром занятости, либо переобучением другой профессии, лица злоупотребляющие алкоголем, не имеющие других источников существования и ограниченно трудоспособные /34/.

Меры по поддержанию демографической безопасности и улучшению здоровья населения


Подводя итоги всему вышеизложенному можно сделать следующие выводы.
Ухудшение здоровья и беспрецедентный рост смертности населения, особенно трудоспособного возраста, стремительное снижение числа рождений, уменьшение ожидаемой продолжительности жизни до крайне низкого уровня, высокая младенческая смертность, рост общей и повозрастной заболеваемости плюс абсолютное сокращение численности населения такова общая характеристика демографической ситуации за последние пять лет.
В этих условиях необходимо обоснованное вмешательство государственных органов. Демографическую политику нельзя рассматривать в отрыве от сложившейся демографической ситуации, ибо тенденции и перспективы последней обусловливают и определяют результирующий вектор демографической политики.
Высокий уровень смертности всех групп населения, особенно мужчин трудоспособного возраста, становится первостепенной проблемой демографической безопасности. В целях обеспечения демографического развития в рамках Программы социальных реформ необходимо осуществить следующие меры:
- научно обосновать критерии демографической безопасности и их пороговые значения;
- подготовить законодательный акт Об основных направлениях и мерах демографической безопасности в Амурской области, где необходимо отразить меры государственного регулирования тех социальных процессов, от которых напрямую или косвенно зависит демографическая безопасность.
Демографическое развитие это зеркало современных реформ. Исходя из жестоких реалий финансовой ситуации, предлагается не увеличивать затраты на льготы, пособия и другие выплаты из бюджета, а изменять механизмы, которые действуют в социальной сфере, создать принципиально новый способ социальной защиты населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение дипломной работы можно сделать следующие выводы. Рынок труда, как и любой другой рынок, функционирует по законам спроса и предложения. В зависимости от взаимодействия спроса и предложения формируются различные модели рынков труда.

Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.
Рынок труда имеет способность к саморегулированию, но роль государственного регулирования рынка труда неизбежна в связи с процессами, происходящими на рынке труда (безработица, монополизм и т.д.). В социально ориентированной рыночной экономике приоритетным является общественное регулирование рынка труда, основанное на принципах социального партнёрства.

Однако при этом инструменты и механизмы государственного регулирования не должны терять своей практической значимости при воздействии на реальный сектор экономики и занятость.
Основные направления государственного и общественного регулирования рынка труда в регионе были рассмотрены во второй главе работы, в связи с чем был проведён анализ стратегии государственного регулирования рынка труда в Амурской области, выявлена роль социального партнёрства в регулировании процессов, происходящих на рынке труда области.
В результате анализа состояние рынка труда области были выявлены серьёзные изменения, которые происходят в отраслевом распределении рабочей силы, в количественно-качественной дифференциации рабочих мест по условиям занятости. В области сохраняется уменьшение спроса на рабочую силу, при этом идёт постепенное улучшение использования рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чём свидетельствует существенное сокращение размеров неполной занятости.

Несмотря на то, что в области не отмечается положительное сальдо приёма и выбытия работников крупных и средних предприятий, разрыв между численностью выбывших и принятых сокращается.
В результате анализа механизмов регулирования рынка труда в Амурской области были выявлены следующие негативные стороны.
Гарантированный государством минимальный размер оплаты труда не выполняет своих основных функций. Государственными органами проводится пассивная политика занятости (политика обслуживания безработицы).

Развитие социального партнёрства идёт медленно в связи с отсутствием нормативно-правовой базы и отсутствием социального партнёрства на уровне муниципальных образований.
В связи с этим в третьей главе данной работы были предложены некоторые рекомендации по совершенствованию государственного регулирования в Амурской области. Предложен проект закона О социальном партнёрстве в Амурской области.

Разработана схема организации социального партнёрства в муниципальных образованиях области.
Существует надежда, что позитивная динамика по ряду некоторых социально-экономических показателей, которая имела место в 1999-2000 годах, сохранится. Но в любом случае важно ориентироваться на более полное использование человеческого капитала, на повышение эффективности труда.

Это зависит не только от того, начнётся ли экономический рост, но и от того, насколько энергично будет улучшаться система регулирования трудовых отношений, занятости и рынка труда. Здесь есть большие резервы.

Однако, движение к эффективной занятости сопряжено с необходимостью преодоления накопившихся деформаций в трудовой сфере, с неизбежностью масштабов перемещения рабочей силы и борьбой со структурной безработицей, что потребует крупных вложений в поддержание и развитие человеческого капитала. Именно поэтому вопрос о роли государства в регулировании занятости и рынка труда должен быть решён принципиально по-новому.

Сфера занятости и развития человеческого капитала не может и не должна оставаться на вторых ролях и финансироваться по остаточному принципу.



Содержание раздела