d9e5a92d

Анализ стратегии государственного регулирования рынка труда

человек, что на 1,1 % меньше, чем в 1999 году и на 47,1 % больше, чем в 1992 году. Из числа обратившихся в службу занятости 22,7 тыс. человек незанятые трудовой деятельностью. На конец 2000 года в органах Федеральной службы занятости состояло на учёте 9,8 тыс. человек, незанятых трудовой деятельностью, из них 9,3 тыс. человек имели статус безработного, из которых 8,0 тыс. человек получали пособие по безработице.
Анализ состояния рынка труда области позволяет сделать следующие выводы.
Серьёзные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, в выборе населением сфер деятельности, в количественно-качественном дифференциации рабочих мест по условиям занятости. При этом идёт постепенное улучшение использования рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чём свидетельствует существенное сокращение размеров неполной занятости. Несмотря на то, что в области не отмечается положительное сальдо приёма и выбытия работников крупных и средних предприятий, разрыв между численностью выбывших и принятых сокращается.

В области сохраняется уменьшение спроса на рабочую силу, что проявилось в снижении численности занятых в экономике.
Каким образом государство воздействует на процессы, происходящие на рынке труда будет рассмотрено в следующем разделе.

Анализ стратегии государственного регулирования рынка труда в Амурской области


Формирование рыночных отношений в социально-трудовой сфере происходит в Амурской области на фоне структурных преобразований, затрагивающих все сегменты и сектора экономики. Серьёзные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, мотивированной роли заработной платы в денежных доходах населения и выборе сферы деятельности, взаимодействии органов государственного регулирования рынка труда с предприятиями-работодателями и теневым сектором занятости.

Общей тенденцией, проявляющейся во всех направлениях, является снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и резкое снижение информированности о происходящих в экономике и занятости тенденциях.
Рассмотрим гарантированный государством минимальный размер оплаты труда. По логике минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

В Амурской области в 2000 году существующий минимальный размер оплаты труда 132,0 рубля составлял 10,4 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, который составлял 1268,8 рублей. В связи с тем, что на основе минимального размера оплаты труда строится большинство социальных выплат и пособий, их роль в реализации государственной политике нивелирована: государственные социальные гарантии не выполняют возложенных на них функций и приводят к дальнейшему усугублению социальной проблемы.

Таким образом, государственный минимум оплаты труда в настоящее время в большей степени негативное воздействие на процессы происходящие на рынке труда, в то время, как должен обеспечивать другие функции.
Другим инструментом воздействия государства на рынок труда является проводимая политика в сфере тарифного регулирования заработной платы. Необходима корректировка различий в оплате труда между отдельными тарифными разрядами. Так, например, отсутствие средств на решение этой проблемы привело к максимальному сокращению занятости в науке и научном обслуживании.

К отраслям, где эта проблема имеет наиболее острое значение, в Амурской области относятся здравоохранение, образование, культура и искусство, ЖКХ, охрана общественной безопасности. Единая тарифная ставка для оплаты работы определённого уровня сложности и квалификации с коллективными формами поощрения не учитывает индивидуальных результатов и достижений в работе.
Основным инструментом воздействия государства на рынок труда является государственная политика занятости. В целях осуществления данной политики в России было создано министерство труда и социального развития РФ, территориальными органом которого в Амурской области является Департамент федеральной государственной службы занятости в области определяется положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости по Амурской области (см. прил. ), конституцией РФ, Уставом области, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.
Департамент федеральной государственной службы занятости по Амурской области имеет следующие структурные подразделения:
- федеральная государственная служба занятости по Амурской области;
- службы занятости городов и районов.


Государственная политика занятости субъектов РФ в двух формах: в пассивной и в активной.
Пассивная политика занятости выражается в совокупности мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы и включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, выплату доплат на иждивенцев и т.д.
На конец 2000 года в органах Федеральной государственной службы занятости Амурской области состояло 9,8 тыс. человек имели статус безработного, из которых 8,0 тыс. человек получали пособие по безработице. Средний размер пособия по безработице в 2000 г. в Амурской области составлял 259,1 рубля.
Законом установлено, что пособие по безработице. Средний размер пособия по безработице в 2000 г. в Амурской области составлял 259,1 рубля.
Законом установлено, что пособие по безработице может колебаться в пределах от минимального размера оплаты труда до уровня средней заработной платы, сложившейся в данном субъекте РФ, В основном же пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда, установленного государством.
Активная политика занятости выражается в совокупности правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы и включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнения работников для сохранения рабочих мест, обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу, субсидирование создания новых рабочих мест путём развития самозанятости населения в субъектах РФ осуществляется путём подготовки и реализации региональных
Проведение активной государственной политики занятости населения в субъектах РФ осуществляется путём подготовки и реализации региональных программ занятости, которые формируется исходя из ситуации на рынке труда региона и прогнозов его развития.

Активная политика занятости


В 1999 году Департаментом федеральной государственной службы занятости населения области была разработана программа занятости населения основные направления деятельности:
- сохранение экономических целесообразных и создание новых рабочих мест;
- поддержка и развитие занятости;
- содействие трудоустройства и временной занятости;
- содействие занятости слабозащищённых групп населения;
- профессиональная ориентация, подготовка и повышение квалификации безработных и незанятых граждан.
Рассмотрим в какой мере они были реализованы.
С целью сохранения и создания новых рабочих мест Департамент федеральной государственной службы занятости по Амурской области совместно с ОАО ЗеяГЭСстрой было заключено соглашение о подборе работников на строительные объекты Бурейской ГЭС. В течение 2000 года проводились информационные встречи представителей ОАО ЗеяГЭСстрой с гражданами, желающими работать на строительстве Бурейской ГЭС, размещались материалы в средствах массовой информации о приёме на работу в п. Талакан.
В области содействия трудоустройства и временной занятости по инициативе Департамента федеральной государственной службы занятости по Амурской области совместно с отделом по делам молодёжи и детства при АмГУ. В службе адаптации и трудоустройства студентов готовят к выходу на рынок труда.

С этой щелью широко используется практика группового и индивидуального консультирования к самостоятельной трудовой деятельности.
В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан, нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы проводилось квотирование рабочих мест. На 2000 г на предприятиях, учреждениях и организациях органами местного самоуправления была установлена квота в количестве 660 рабочих мест.
В условиях постоянной несбалансированности спроса и предложения рабочей силы развитие активных форм занятости, в определённой мере, способствовало решение проблемы занятости граждан.
В 2000 году решили вопрос с занятостью 8629 незанятых граждан, участвуя в активных формах занятости (общественные работы, профессиональное обучение, организация собственного дела, молодежная практика). В структуре активных форм занятости значительную часть составляли граждане, участвующие в общественных работах и проходящие профессиональное обучение (см.

16). При содействие органов службы занятости профориентация помогла гражданам оценить свои профессиональные возможности и личную профессиональную карьеру. Уровень и квалификация рабочей силы становится решающим фактором в использовании сложившейся ситуации на рынке труда. Пониженная конкурентоспособность отдельных групп населения на рынке труда формирует пониженный спрос на их труд со стороны работодателей.

Так, одной из важнейших характеристик качества рабочей силы, имеющей ключевое значение на рынке труда, является уровень общего и специального образования. Органы службы занятости на 2000 год заключили договоры с учебными заведениями и работодателями о повышении квалификации, освоении вторых специальностей, первоначальном обучении незанятых граждан.

В течение года безработные граждане, в основном направлялись на обучение в учебно-курсовые комбинаты, технические школы, отделы предприятий и организаций, учреждения начального профессионального образования.
В силу отсутствия квалификации и опыта молодежь рассматривается в качестве одной из социально уязвимых групп населения и, по-прежнему, остается многочисленной в структуре безработных. Среди молодежи, впервые выходящей на рынок труда, велика доля выпускников учебных заведений и проблема их трудоустройства сохраняет актуальность.
Иногда инерциальность системы образования не позволяет ей адекватно и своевременно реагировать на запросы рынка труда, а отказ от социальных гарантий студентов и молодых специалистов еще более осложняет адаптацию выпускников к рыночным условиям.
Тем не менее, молодежь проявляет заинтересованность в профессиональном обучении, зачастую отдавая предпочтение напряженным программам занятости.
В целях расширения возможности трудоустройства выпускников учебных заведений, приобретения ими профессиональных знаний, умений, навыков 40 % от общего числа выпускников, состоящих на учете в органах службы занятости населения были направлены на Молодежную практику.
Число предприятий, принимавших участие в программе молодежная практика, составляло 555, из них большинство (388) государственные и муниципальные. Молодежная практика организована была, в основном, для выпускников по должностям служащих.
На период поиска постоянного места работы незанятым гражданам органы службы занятости населения предоставляли возможность для временной занятости участие в общественных работах. Для развития общественных работ в 2000 году были организованы 4855 рабочих мест.
Основными видами общественных работ были:
- заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
- озеленение и благоустройство территорий;
- социальный уход за престарелыми, инвалидами и больными;
- работы в жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве;
- выполнение государственных мероприятий, социально-значимых для городов, районов (помощь органам местного самоуправления в инвентаризации земли, переписи, выдаче страховых полисов, помощь военкоматам в организации воинского учета).
С целью расширения возможностей безработных граждан заняться предпринимательством, самозанятостью органы службы занятости населения проводили работу по:
- консультированию и профессиональной ориентации безработных с целью определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;
- обучение безработных граждан основам предпринимательства;
- консультированию в открытии собственного дела, составление бизнес-плана и ведение финансовой документации;
- финансовой поддержке на стадии становления собственного дела.
В целом по области в 2000 году органы службы занятости населения оказали содействие 849 безработным гражданам в организации собственного дела, из них 829 человек были зарегистрированы предпринимателями без образования юридического лица.
Органами службы занятости в 2000 году на обучение для последующей организации предпринимательской деятельности были направлены 284 человека. В пяти центрах занятости населения работали бизнес школы и бизнес-центры.
Вместе с тем, существуют некоторые тенденции, которые указывают на снижение роли Департамента федеральной государственной службы занятости по Амурской области и её структурных подразделений в осуществлении государственного регулирования занятости и воздействия на рынок труда области. Так, количество безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости, в 2000 году составило 13 % от общей численности безработных, в то время как в 1996 году этот показатель был равен 36 %. Уменьшение этого показателя свидетельствует о достаточно сильном снижении возможностей служб занятости в оказании содействия в трудоустройстве и социальной поддержке безработных.
Другой аспект деятельности служб занятости области это обслуживание последствий безработицы, а не развитие активной политики занятости. Об этом свидетельствует структура финансовых отчётов Департамента федеральной государственной службы занятости по Амурской области, где можно соотнести пассивную и активную политику занятости.

Соотношение активной и пассивной политики занятости


Структура финансовых отчётов Департамента федеральной государственной службы занятости по Амурской области указывает, что приоритет в своей деятельности отдаётся пассивной политике на рынке труда на эти цели тратится большая часть предоставляемых средств.
В 2000 году на реализацию пассивной политики (материальную поддержку безработных) направлено 59663,1 тыс. рублей, в том числе:

  • на выплату пособий по безработице 57425,1 тыс. руб. (средний размер пособия по безработице составил 259,1 руб.);
  • на выплату материальной помощи безработным и членам их семей 7,2 тыс. руб.;
  • на дотирования путёвок в оздоровительные учреждения для детей безработных 70,5 тыс. руб.;
  • на выплату досрочных пенсий 1138,4 тыс. руб.;
  • на услуги Сбербанка за зачисление во вклады 877,0 тыс. руб.;
  • на выплату пособий по безработице в период временной нетрудоспособности 144,9 тыс. руб.

На выполнение программ активной политики занятости направлено 13544,8 тыс. руб., из них:

  • на профессиональную подготовку и переподготовку 5690,5 тыс. руб., в том числе на выплату стипендий 1420,4 тыс. руб. (средний размер стипендии одного безработного в месяц составил 197,6 руб.), на организацию профессионального обучения 4270,1 тыс. руб. (средняя стоимость обучения одного безработного в месяц составила 553,2 руб.);
  • на трудовую реабилитацию инвалидов 7,9 тыс. руб.;
  • на временную занятость несовершеннолетних 593,7 тыс. руб. (средняя выплата на одного несовершеннолетнего 12,2 руб.);
  • на проведение общественных работ 2054,2 тыс. руб. (средний размер затрат на одного участника составил 251,1 руб.);
  • на организацию занятости молодёжи по программе Молодёжная практика 2007,1 тыс. руб. (среднемесячная выплата на одного участника составила 329,8 руб.);
  • на организацию собственного дела 2437,7 тыс. руб., из них субсидии безработным, желающим открыть собственное дело 2394,1 тыс. руб.). Компенсация затрат на организацию собственного дела 43,6 тыс. руб.;
  • на работу клубов ищущих работу и организация ярмарок вакансий 89,6 тыс. руб.

Таким образом, 2000 год характеризуется существенным сокращение финансированием статей, в которых указываются мероприятия активной политики на рынке труда, причём наибольшему сокращению подверглось направление создания сохранения рабочих мест. Программа общественных работ как важный инструмент воздействия государства на рынок труда, явившаяся по сути локомотивом государственной политики занятости США в годы Великой экономической депрессии 1929-1933 гг., в российской практике себя не зарекомендовала.
В связи с этим следует обратиться к практике общественного регулирования рынка труда, основанного на принципах социального партнёрства.

Влияние социального партнёрства на регулирование рынка труда в Амурской области


В Амурской области накоплен определенный опыт взаимодействия в рамках социального партнерства. Прежде всего, это организация работы Амурской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений - главного инструмента социального диалога на уровне области.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта областного соглашения образована постоянно действующая Амурская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Свою деятельность Комиссия осуществляет в соответствии с Положением Об Амурской областной трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденным Постановлением Главы Администрации области от 2 декабря 1997 года 595 (см. приложение ?).

Создалась она в соответствии с Законом РФ О коллективных договорах и соглашениях и Указа Президента РФ от 21 января 1997 года 29 О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая формируется из представителей органов власти, областного объединения профессиональных союзов в лице Федерации профсоюзов и представителей работодателей.
Комиссия свою работу направляет на решение задач:

  • по дальнейшему развитию системы социального партнерства;
  • совершенствованию практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, предупреждению трудовых конфликтов;
  • по приведению нормативной базы развития социального партнерства в соответствии с реалиями рыночной экономики.

В последнее время значительно расширился круг вопросов рассматриваемых Комиссией это вопросы занятости и социальной защиты населения, соблюдения законодательства о труде и охране труда, социального партнерства, хода реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Результатом деятельности Комиссии является принятие Соглашения Совета федерации профсоюзов, представителей работодателей, Администрации Амурской области о регулировании социально-трудовых отношений на 2000-2002 годы постановлением Главы Администрации области от 25.02.2000 330 (см. приложение ?).
В вышеуказанном Соглашении закреплены приоритетные цели в области регулирования социально-трудовых отношений в 2000-2002 годах.
Приоритетными целями Стороны признают:

  • создание условий для оживления экономики за счет повышения эффективности производства, совершенствования налогообложения, в первую очередь, для отечественных товаропроизводителей и предпринимателей;
  • обеспечение занятости населения, разработка экстренных мер по снятию социальной напряженности на территориях с критической ситуацией на рынке труда;
  • создание условий для повышения уровня жизни населения области;
  • осуществление мероприятий по предоставлению предусмотренных действующим законодательством социальных льгот и гарантий;
  • содействие обеспечению своевременной выплаты заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, поэтапному увеличению минимального размера оплаты до величины прожиточного минимума.

Для достижения поставленных приоритетных целей Стороны принимают на себя определенные обязательства. В области обеспечения занятости населения Стороны взяли на себя следующие обязательства:
1) администрация области совместно с Департаментом государственной федеральной службы занятости населения по Амурской области:

  • обеспечивает разработку и реализацию программы занятости населения Амурской области и контроль за её исполнением;
  • устанавливает квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в защите и испытывающих трудности в поисках работы;
  • ежемесячно через средства массовой информации доводит до населения информацию о рынке труда, возможностях службы занятости по трудоустройству, обучению и переподготовке высвобождаемых работников, а также перечень профессий, на которые формируется устойчивый спрос;
  • не допускает превышения сложившегося уровня безработицы. В случаях массового высвобождения принимает меры по смягчению критических ситуаций и защите работников;
  • проводит социальную экспертизу разрабатываемых областных целевых программ и инвестиционных проектов по вопросам их влияния на создание рабочих мест;
  • осуществляет контроль за использованием иностранной рабочей силы.

2) работодатели:

  • проводят работу по анализу, прогнозированию и постоянному учету численности высвобождаемых работников, представляют в профорганы, отделы занятости информацию о наличии вакантных мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений;
  • оказывают, исходя из возможностей организации, материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие сокращения штатов, реорганизации предприятия и т.д. Не допускают сокращения работников, которые в семье являются единственными кормильцами;
  • принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, развитию гибких форм занятости, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест;
  • обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и молодежи, окончившей учебные заведения;
  • при возникновении вероятности массового высвобождения работников содействуют созданию в организациях комиссий с участием представителей профсоюза и службы занятости для принятия мер по смягчению последствий массовых увольнений;
  • не допускают привлечения и использования иностранной рабочей силы без учета мнения соответствующих профсоюзов (территориальных, отраслевых).

3) профсоюзы:

  • осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, предоставления льгот и гарантий при высвобождении работников;
  • оказывают бесплатную консультативную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости;
  • добиваются через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры организаций: сохранения и развития рабочих мест, в том числе для лиц, требующих социальной защиты; обеспечения и предоставления дополнительных льгот и гарантий для высвобождения работников; создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению.

Все вышеуказанные обязательства Сторон в определённой мере повлияли на рынок труда в области.
Так при проведении экспертизы областных целевых программ и инвестиционных проектов особое внимание уделяется вопросам сохранения и создания рабочих мест.
В целях совершенствования механизма привлечения иностранной рабочей силы издано распоряжение Главы Администрации области 321-Р от 27.03.2000 О дополнительных мерах по упорядочиванию привлечения и использования иностранной рабочей силы на территории области.
Территориальным органом Министерства по делам Федерации, национально и миграционной политики РФ в Амурской области осуществляется постоянный контроль за соответствием цели выезда иностранного гражданина в Россию цели его пребывания.
Иностранным гражданам, выехавшим в Россию не с целью работы, были сокращены сроки пребывания.
Проводились проверки предприятий и организаций различных форм собственности на предмет выявления работодателей, использующую иностранную рабочую силу без разрешения на привлечение иностранной рабочей силы.



Содержание раздела