d9e5a92d

ПРОФОБУЧЕНИЕ НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

Все более важными становятся подготовка и непрерывное обучение персонала. Особенно возрастает актуальность подготовки управленческих кадров всех уровней.
Психологическая подготовка руководителя приобрела наибольшую значимость в последние годы, когда больше внимания стало уделяться проблемам и перспективам развития человеческих ресурсов. Невозможно повысить производственную и социальную активность человека без учета закономерностей организации его психической жизни.

Это касается как трудовой деятельности исполнителей, так и самоорганизации деятельности управленческого персонала.
Непременным условием успешной работы руководителя любого уровня является нравственный фундамент, значительно расшатанный в недавнем прошлом. По меньшей мере два поколения выросли в условиях, когда говорили одно, думали другое, а делали третье.

Утверждение и укрепление высокой нравственности, умелое использование объективных психологических законов управления, владение этическими знаниями составляют основу образования руководителя, его научно-профессиональной компетентности.
С момента своего возникновения этика находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря социальному общению. Взаимодействие общения и этики многогранно.

Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения - как сложного процесса установления и развития контактов между людьми.
Во взаимоотношении этики и социального общения определенное место занимает профессиональная этика, существующая прежде всего в тех профессиях, объект которых - человек. Она отражает особенности нравственного сознания, взаимоотношений и поведения людей, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Результаты исследований различных видов профессиональной этики подтвердили необходимость и возможность выделения такого вида профессиональной этики, как управленческая.

Ее назначение - обеспечить этическими знаниями тех, кто профессионально осуществляет управленческие функции. Управленческая этика - это адаптированные к практическим нуждам руководителя сведения об основных этических понятиях, закономерностях формирования общественных отношений, о нравственных ценностях, одухотворяюще воздействующих на людей, о моральных требованиях к стилю работы и облику руководителя [1].
Деловая этика руководителя предполагает наличие обязательных элементов кодекса чести - соблюдение профессиональной чести и достоинства. Этот кодекс призван воспитывать у профессионала сознание принадлежности к определенной общности людей, основным признаком которой является достижение совершенства в профессии. Особенность современной профессиональной этики в том, что понятие деловой морали дискредитируется общим кризисным состоянием общества.

Рыночные отношения вызывают изменения в функционально-психологической структуре личности и в ее нравственных ориентациях. Э. Фромм ввел понятие рыночный характер, означающее явление, когда человек ощущает себя как товар. Принцип такой личности - Я такой, какой вам нужен.

В моральном отношении это деградация личности. В современном обществе рыночных отношений существует реальная опасность формирования рыночного социального характера, все более отчуждающегося от нравственности [2].
Понятие нравственная культура включает в себя объективно обусловленную, исторически сложившуюся и практически действующую систему ценностей любого человека по отношению к природе, обществу и самому себе. Нравственная культура личности является компонентом этики вообще и управленческой этики в частности.
Нравственная культура руководителя - это сложная, многообразная система мер усвоения нормативных требований управленческой этики и степени проявления руководителем общечеловеческих моральных норм; диалектическое единство его сознания и поведения; качественная характеристика морального развития, проявляющаяся в трех измерениях:
- как культура нравственного сознания, выражающаяся в знании утвердившихся в обществе моральных норм и требований этики, в понимании целей, задач и средств своей деятельности;
- как культура нравственных чувств, культура отношений, проявляемая в способности сочувствовать и сопереживать, быть гуманистом;
- как культура поведения, то есть способность воплощения нравственных установок в конкретные дела, в конкретную линию поведения, в конкретные формы этикета [3].
В настоящее время вопрос о нравственной культуре руководителя требует тщательного изучения, глубокого продумывания и исследовательского решения. Современный руководитель должен уважать не только закон, но и нравственные ценности.



Зачастую заметен недостаточно высокий уровень общей культуры, склонность к силовым методам в конфликтных ситуациях и нецивилизованные формы конкуренции, делового общения, основанные либо на насилии, принуждении, либо на подкупе и взятке.
Можно выделить следующие причины этого сложного социального явления:
1) политическая и социальная нестабильность в обществе, связанная с проведением сразу трех реформ - политической, экономической и социальной;
2) отсутствие устойчивой привычки к нравственному самоконтролю и самоограничению, явно ненужной в условиях жесткого партийного контроля за поступками и мыслями людей;
3) сохранение преобладания в массовом сознании старого административно-командного стиля мышления.
Данные социологических исследований позволяют сделать вывод о проявлении тенденции к отставанию нравственной культуры от профессионального роста у достаточно большой части руководителей. Требования к нравственной культуре все чаще отодвигались на второй план. Низкий уровень культуры не берется в расчет при подборе руководителей, при выдвижении их на высокие посты.

Заметим, что в содержание понятия профессионализма не принято включать понятие нравственная культура -они рассматриваются независимо друг от друга. Но если руководитель не обладает высокими нравственными качествами, то у него не будут сформированы в необходимой мере и другие деловые качества, такие как объективность, профессиональные навыки организатора,
дисциплинированность. Качества, характеризующие стиль общения руководителя с коллективом, оказывают сильное влияние на отношения в этом коллективе; взаимосвязаны с психологическим климатом коллектива, от которого во многом зависит эффективность его работы и профессионализм руководителя.
Высшей ценностью нового этического мышления руководителя должен выступать человек, а не власть. Деятельность руководителя - это деятельность, направленная прежде всего на другого человека, и осуществлять ее невозможно без усвоения гуманистических ценностей. Существующая система образования управленческих кадров не в полной мере удовлетворяет требованиям новой этики руководителя.

В большинстве технических и экономических вузов времени на изучение гуманитарных дисциплин отведено недостаточно.
Для достижения управленческих отношений, которые отвечали бы запросам сегодняшнего и, главное, завтрашнего времени, необходимы условия, при которых ярко проявляется внутренняя культура руководителя, его служебная деловитость и нравственная сила.
Чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы успешно справиться с управленческими задачами общества, необходима широкая гуманитаризация образования управленческих кадров. Чем значительнее повысится уровень гуманитарной подготовки всех управленческих кадров, тем больше вероятность формирования руководителей, отвечающих требованиям новой этики. Нашему обществу необходимо осознать значимость нравственной культуры для любого управляющего, вплоть до установления профессиональной непригодности руководителя по причине нравственного несовершенства.

Современная управленческая этика, призванная преодолевать распространенный сегодня моральный нигилизм, способствовать консолидации людей, гармонии личного и общественного, позволяет человеку полнее реализовать свой творческий потенциал.
Поэтому каждому человеку, готовящемуся к исполнению функции управления или уже исполняющему ее, крайне важно в процессе самообразования и самовоспитания усилить внимание к формированию своей нравственной культуры, это повысит его профессиональную компетентность и пригодность к руководящей работе.
1. Ш епель В. М. Управленческая этика. М., 1989.
2. Фромм Э. Быть или иметь. М.: Прогресс, 1990.
3. Социальная психология и этика делового общения. М., 1995.

ПРОФОБУЧЕНИЕ НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

Решающим фактором социальной защищенности граждан на рынке труда становится их образовательный и профессиональный уровень, профиль подготовки.
Большинство выпускников 9-11-х классов общеобразовательных школ попадает на рынок труда, не имея профессий и специальностей. Численность безработных граждан с высоким уровнем профессиональной квалификации имеет тенденцию к сокращению. Одновременно растет уровень безработицы среди лиц, не имеющих профессий и специальностей.

На рынок труда попадает рабочая сила, либо не пользующаяся спросом, либо не способная выдержать конкуренцию. Профессиональное образование и переподготовка кадров в новых экономических и социальных условиях становятся одним из эффективных путей обеспечения занятости населения, приобретает приоритетное значение в системе общегосударственных мер противодействия безработице.
Система образования и подготовки кадров постепенно приводится в соответствие с новыми требованиями, меняются требования и к образовательным учреждениям. В то же время отметим, что учреждения профессионального образования недостаточно гибко реагируют на изменения рынка труда, запросы работодателей, касающиеся соответствия структуры, объемов и профилей подготовки кадров, уровня их квалификации.

Качество подготовки определенной части выпускников учреждений профессионального образования не отвечает уровню развития производства.
Департамент ФГСЗН по Республике Калмыкия своего учебного центра не имеет, поэтому безработные граждане обучаются в учебных заведениях, которые служба занятости отобрала на конкурсной основе. Решить проблему качества обучения можно только за счет создания собственного центра, который мы и создаем. Он только формируется и материальная база недостаточна.

Но мы используем учебно-методические возможности давних партнеров - межрегионального центра переподготовки кадров при Калмыцком государственном университете, Калмыцкого института подготовки и переподготовки кадров агропромышленного комплекса.
Обучение ведется более чем по 40 профессиям. Наибольшим спросом пользуются специальности бухгалтера-оператора ПЭВМ, оператора ПЭВМ, водителя, оператора котельных установок. Особенно дорого обходится обучение профессии водителя: оплата за обучение в учебно-курсовом комбинате Автотранс составляет 3 тыс. рублей. Взаимовыгодное сотрудничество с военкоматом по обучению допризывников позволило сэкономить средства, и оплата за обучение этой профессии составила 750 рублей.

Министерство обороны приняло на себя большую часть оплаты за обучение допризывников профессии водителя. Подобная практика социального партнерства оправдывает себя, так как позволяет экономить средства без ущерба качеству обучения.

Мы вынуждены расходовать средства на профобучение только при твердой гарантии последующего трудоустройства.
Департамент ФГСЗН по Республике Калмыкия занимается профессиональным обучением безработных с 1993 года. За это время сложилась устойчивая система взаимодействия департамента с многочисленными учебными заведениями. Когда это направление политики занятости населения только начинало формироваться, мы заключали договоры на обучение только с государственными учебными заведениями.

Но время вносит свои коррективы, и мы обучаем безработных и в негосударственных организациях, оказывающих образовательные услуги. Это позволило готовить специалистов по новым профессиям, имеющим спрос на рынке труда.

Увеличился объем профобучения: в 1998 было обучено 175 человек, трудоустроено 73 безработных (41,7 %); в 1999 году -282 человека обучено, 105 трудоустроены (37,3 %).
Профобучение как одно из направлений активной политики занятости позволяет успешно решать вопросы занятости. Поэтому мы придаем большое значение развитию профобучения как одному из важнейших направлений активной политики занятости населения. В текущем году мы планируем обучить 792 человека, но из-за экономических проблем вынуждены перестраивать систему организации обучения.

Мы вынуждены сохранять объемы обучения, создав малозатратную технологию расчетов с партнерами. Осуществить намеченное можно двумя способами: во-первых, проводя взаимозачеты между учебным заведением, департаментом и предприятием, имеющим долги по платежам. Во-вторых, попытаться использовать финансовые возможности безработных, в том числе в счет причитающегося пособия по безработице.

Бесплатно будем учить профессиям выпускников 911-х классов, инвалидов, многодетных родителей, военнослужащих, то есть тех, кто особенно нуждается в социальной защите.
Время идет, меняется и ситуация на рынке труда. Современному работодателю требуются молодые специалисты-универсалы, владеющие знаниями не только в узкой сфере или отрасли, но и в экономике в целом. С учетом этого расширяется перечень профессий, по которым ведется обучение.

Это будут конкурентоспособные и востребованные на рынке труда профессии и специальности.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

Ускорение социально-экономического развития страны, коренная перестройка управления экономики и народного образования, демократизация всех сторон общественной жизни требует качественно новых подходов к организации и содержанию профессиональной и экономической подготовки трудящихся. Решение этих задач призвана обеспечить система повышения квалификации и переподготовки кадров, основной целью которой является постоянное приведение уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными и социальными условиями, формирование у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в условиях полного хозрасчета и самофинансирования, развития демократии и самоуправления.
Современный рынок труда требует от работников непрерывного и последовательного расширения и углубления знаний, совершенствования мастерства по своей основной профессии. Однако нередко на протяжении жизни приходится менять специальность и порой не один раз. В развитых странах давно пришли к выводу, что учиться никогда не поздно.

У любого человека должен быть шанс начать все сначала, испытать себя на новом поприще.
Проблема обеспечения занятости становится одной из самых актуальных социальных проблем. А одной из актуальных форм социальной защиты незанятого населения является повышение его конкурентоспособности через профессиональное обучение.
Но обучение безработных граждан и незанятого населения для рынка труда - это не то же самое, что обучение выпускников школ, не имеющих опыта работы (хотя среди безработных, безусловно, присутствует и этот контингент). В данном случае объект профессионального обучения -взрослые люди, имеющие профессиональный опыт, социальный статус, сложившиеся профессиональные предпочтения, но вместе с тем утратившие в какой-то мере навыки обучения.

Особенности взрослых требуют специфических форм и методов, нетрадиционных подходов к профессиональному обучению.
Что же представляет собой обучение взрослых сегодня? Как необходимо организовать это обучение?

По каким профессиям обучать? Кого обучать и какой должен быть педагог?

Эти и многие другие вопросы встают перед менеджерами профессионального обучения.
Многие взрослые при переходе к процессу обучения убеждены, что с возрастом способность к обучению ослабевает. Однако результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уровень функционального развития интеллекта остается достаточно высоким на всех этапах возрастной эволюции взрослого человека, что позволяет говорить о высоком потенциале обучаемости взрослого.

Психофизиологические и интеллектуальные возможности человека достигают пика к периоду его зрелости, и уровень развития не снижается в последующие периоды жизни.
Когда мы говорим о профессиональном обучении безработных и незанятого населения, то, прежде всего, имеем в виду взрослых людей, потерявших работу либо находящихся в стадии ее поиска. Каковы же особенности профессионального обучения данной категории граждан?

Это, прежде всего, интенсивность, краткосрочность, круглогодичность.
Особенности обучаемого контингента:
- различный возрастной спектр;
- различный образовательный уровень;
- направленность на престижные высокооплачиваемые виды деятельности;
- повышенные мотивационные аспекты, определяющие их социальную и экономическую потребность.
Особенности профессионального обучения незанятого населения выдвигают ряд проблем в организации самого учебного процесса. Их можно сформулировать так:
- школьный подход к преподаванию вызывает негативную реакцию слушателей;
- невозможность комплектования учебных групп по возрасту и образованию требует дифференцированного подхода к обучающимся;
- противоречие между сроками обучения и требованиями рынка труда к высокому квалификационному разряду;
- необходимость организации обучения не на сроках, а на учете жизненного опыта обучаемого;
- обязательность интенсивного обучения.
Проблема заключается в обучаемом, преподавателе и организации самого учебного процесса.
Однако опыт работы как службы занятости, так и образовательных учреждений показывает, что люди зрелого возраста, прошедшие испытания безработицей, охотнее осваивают новые профессии и виды деятельности, если есть гарантия трудоустройства и в процессе обучения применяются активные методы и формы, исключающие натаскивание, абстрактные лекции, механический контроль. Хотя существует и обратное явление: внедрение методов активного обучения вызывает негативную реакцию слушателей, поэтому возрастает роль адаптационного периода в обучении.
Какие же технологии наиболее подходят для обучения безработных граждан? Безусловно, они должны быть интенсивными и максимально индивидуализированными, должны учитывать накопленный
профессиональный и жизненный опыт безработных.
К таким технологиям относится, прежде всего, модульное обучение, характерными чертами которого являются:
- разделение обучения по специальности на законченные части, имеющие самостоятельное значение;
- исключение материала, не имеющего значения для конкретного вида работ;
- максимальная индивидуализация продвижения в обучении;
- интенсификация и гибкость обучения.
Еще один вид обучения, который очень эффективен для обучения взрослых, - это дистанционное обучение.
Дистанционное обучение как средство непрерывного образования позволяет обучаться в любом учебном заведении, в любом возрасте и в любое время изучать полную программу или отдельные дисциплины. Поэтому оно идеально подходит для профессионального обучения взрослых людей.

Учитывая территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг.
При выборе формы обучения взрослых людей больше приходится уделять внимания индивидуальной форме обучения. Причем здесь нужно говорить не только о самой форме обучения, но и об индивидуальном подходе к обучению (возможно, и внутригруппового обучения).
Так как при обучении взрослых людей мы неизбежно сталкиваемся с таким понятием, как дефицит времени, то в организации процесса обучения возрастает роль активных методов обучения. Предпочтительны методы, приближающие их к непосредственно жизненной практике, поэтому при обучении взрослых можно смело использовать дидактические (деловые) игры, уроки-аукционы, игры-кроссворды, производственные ситуации, обучение с использование компьютерных технологий и другие активные методы обучения.
Специфику методов, средств и условий обучения характеризуют особенности этой группы обучаемых, которые определяются особым статусом взрослого человека, при наличии сформированного жизненного пространства зачастую находящегося в состоянии профессиональной, социальной и даже психологической дезадаптации.
Таким образом, система профессиональной переподготовки взрослых должна быть максимально адаптивной к изменяющимся условиям и требованиям.
В качестве основных направлений, обеспечивающих активный адаптивный характер профессионального переобучения взрослого населения, следует выделить:
- научно-методическое обеспечение профессионального обучения;
- разработку интенсивных методов переобучения;
- разработку методики определения оптимального пути обучения с учетом имеющегося уровня образования и уровня профессиональной подготовленности;
- разработку системы модульного обучения;
- изучение профессиональных предпочтений по группам населения;
- коррекцию профессиональных ожиданий в соответствии с динамикой ситуации на рынке труда;
- организацию профориентационных сетей;
- анализ психологических особенностей переобучения взрослых.
Особенность профессионального обучения безработных граждан и
незанятого населения заключается в том, что, с одной стороны, это неотъемлемая составная часть всей системы непрерывного образования (отсюда очевиден приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, свобода и плюрализм в образовании), с другой стороны, профессиональное обучение детерминировано факторами, определяющими особенности российского рынка труда, в том числе несоответствием образовательных потребностей личности спросу на рынке рабочей силы в условиях жесточайшего дефицита средств.
Поэтому главной целью профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является повышение их конкурентоспособности с целью трудоустройства посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогнозов развития рынка труда.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН И НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ

В последнее десятилетие термины технология модульного обучения, модульные принципы организации обучения широко распространились в учебной и научно-методической литературе. При этом активно разрабатываются как методологические, теоретические аспекты модульного обучения, так и практические вопросы внедрения модульных принципов в образовательный процесс.

Значительное развитие, на наш взгляд, модульная технология получила в разработанной под эгидой Государственного университета управления комплексной модульной программе для менеджеров Управление развитием организации, состоящей из 17 модулей. В этом издании изложена концепция и сформулированы особенности модульной программы как особого класса учебно-методических материалов [1].

Очевидно, назрела необходимость издания подобного труда для совершенствования обучения, переподготовки безработных граждан и незанятого населения, развития дополнительного профессионального образования.
Именно для переподготовки населения, развития дополнительного профессионального образования наиболее эффективна модульная технология обучения. Во-первых, внедрение модульных принципов обеспечивает высокую степень индивидуализации подготовки.

При помощи комбинации различных модулей можно составить индивидуальные программы, отражающие уровень имеющегося образования, опыт предшествующей работы слушателя. Во-вторых, технология модульного обучения эффективна как раз в тех случаях, когда обучающиеся (приобретающие новый уровень образования, повышающие квалификацию) не могут выделить для процесса обучения большой непрерывный промежуток времени и вынуждены совмещать учебу с работой. Наконец, технология модульного обучения эффективна при ограниченности времени, отводимого на освоение материала, что характерно при обучении новым профессиональным навыкам.

Более подробно особенности модульного обучения, его достоинства рассматриваются в статье Н.Л. Шевелевой [2].
Уточним соотношение понятий образовательная программа, модуль, блок, модульная единица. Образовательная программа включает
перечень и последовательность изучения отдельных учебных дисциплин (учебный план) и их краткое содержание (программы учебных дисциплин). Требованиями образовательных стандартов обусловлено то, что образовательная программа должна состоять из блоков и модулей. Блок -относительно самостоятельная часть образовательной программы, которая может включать несколько тем или модулей, объединенных по характеру материала (теоретический, прикладной и т.д.). Образовательный модуль -относительно самостоятельная часть образовательной программы, комплексно охватывающая определенную тему и позволяющая ее автономно осваивать.

Каждый модуль состоит из модульных единиц - учебных дисциплин, содержание которых ориентировано на получение обучающимися определенного объема знаний и умений для выполнения конкретной профессиональной деятельности. Модуль состоит из концептуальной и практической части.

Вход обучаемого в проблематику модуля не обязательно должен осуществляться с самого начала. Если позволяет уровень предшествующего практического опыта и предварительной подготовки, обучаемый может начать занятия не с концептуальной части модуля, а с практической.

Модули должны формироваться таким образом, чтобы каждый из них в отдельности мог служить основой для соответствующего учебного курса.
Непременным условием разработки профессиональных образовательных программ является их соответствие требованиям единого государственного образовательного стандарта. Именно государственные образовательные стандарты обеспечивают единство образовательного пространства Российской Федерации, что крайне актуально в условиях реализации современной политики повышения роли государства в социальноэкономической жизни общества. Государственные образовательные стандарты состоят из федеральных и национально-региональных компонентов



Содержание раздела