d9e5a92d

ПРОБЛЕМА РЕСУРСОВ СЕЛА В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Стало очевидным, что никакое регулирование из центра не в состоянии учесть всего многообразия различий между регионами. В этой связи вполне естественно, что становление системы социального партнерства в регионах также пошло по линии создания региональных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Именно в регионе решаются все основные принципы сотрудничества всех социальных групп и слоев для достижения результатов: в обеспечении занятости и переподготовке кадров, оплаты и условий труда, социальных гарантий и социальной защиты слабозащищенных слоев населения.
Как правило, региональные соглашения отличаются большей полнотой охвата проблем социально-трудового регулирования, повышением и конкретизацией норм по сравнению с генеральным и отраслевыми соглашениями. Наиболее полным, по сравнению с другими региональными соглашениями, является московское трехстороннее соглашение [3].

На наш взгляд, важнейший фактор развития социального партнерства на региональном уровне - это налаживание социального взаимодействия между различными социальными группами на муниципальном и местном уровнях. Наличие зон напряженности в городах вытекает из самой природы городской среды.

Борьба за обладание собственностью, капиталом и другими ресурсами при наличии различных социальных групп и интересов превращается в борьбу за владение и управление этими ресурсами.
Еще Э.Дюркгейм подметил воздействие уплотнений городской среды на протекание социальных процессов [4, с. 128]. Выдвинутый им
социологический постулат о связи городской среды и развития социальных явлений становится методологически эффективным при исследовании социального взаимодействия различных социальных групп,
стратификационных процессов и конфликтных ситуаций. Властные структуры города могут повлиять на уровень напряженности территории либо обостряя отношения между группами путем поддержки одной из сторон (пример: г. Владивосток, Калининград), либо путем
сбалансированной социальной политики и обеспечения партнерских отношений между различными группами, создавая стабильность и равновесие сил. Степень обострения и характер противоречий между работодателями и наемными работниками играет, как правило, решающую роль в уровне социальной стабильности общества [5, с. 63].
Противоречия между работодателями и наемными работниками возникают чаще всего по поводу заработной платы, условий труда, занятости, социальных гарантий и льгот. Эта проблема имеет глубокие социально-экономические корни и связана, прежде всего, с изменением форм собственности.

На основе различия интересов, возникают объективные, в принципе до конца не устраняемые, противоречия между работниками и предпринимателями, между трудом и капиталом.
В связи с безработицей и превышением предложения над спросом, на предприятиях, где стабильно выдается заработная плата, как правило, исчерпываются все требования работников по найму. Патернализм в этом случае выступает как форма социальной политики.

В ответ на эту заботу от работников требуются безусловная преданность и лояльность по отношении к администрации, любое разногласие рассматривается как нарушение долга и грозит увольнением [6, с. 482].
Цивилизованное общество не может позволить стихийное, неуправляемое развитие таких отношений и социальных конфликтов, так как это чревато тяжелыми социальными, экономическими и политическими издержками и потрясениями. Необходимыми и важными факторами социального партнерства в регионе является подготовка, переподготовка высококвалифицированных кадров, развитие и эффективное использование человеческих ресурсов. Без высококвалифицированных кадров и высокого качества товаров и услуг быстро реагировать на меняющиеся запросы потребителя, а следовательно, выжить в обостряющейся конкурентной борьбе невозможно.

Таким образом, возрастающая роль квалифицированного труда как основного фактора производства становится в современных условиях основной для известного сближения экономических интересов работодателей и наемных работников.
Ввиду отсутствия денежных средств у предприятий на подготовку и повышение квалификации кадров, органы службы занятости пришли к выводу о необходимости заключения с руководством предприятий, заинтересованными министерствами и учебными заведениями двухсторонних и трехсторонних соглашений на профессиональную подготовку кадров, профориентацию молодежи и выпускников профшколы с последующим трудоустройством на предприятии. Так, Департамент ФГСЗН по Саратовской области согласовал план мероприятий с заинтересованными министерствами области, союзом товаропроизводителей, с профсоюзами, министерством образования и рядом учебных заведений, в том числе Поволжским межрегиональным учебным центром Минтруда России, по реализации Постановления Правительства РФ от 22 июня 1999 года 659 О мерах поддержки занятости населения.


В рамках этих мероприятий разработаны целевые программы содействия трудоустройству и заключены трехсторонние договоры на подготовку кадров между Департаментом ФГСЗН по Саратовской области, Минобразования Саратовской области, ПМУЦ Минтруда России, а также предприятиями -НИТИ-ТЕСАР, СЭПО, Нитрон.
На наш взгляд, помимо развития системы социального партнерства на федеральном уровне, в территориальных образованиях субъектов РФ необходимо уделить серьезное внимание социальному взаимодействию на межрегиональном уровне. Такое сотрудничество, прежде всего, поможет более быстрому и эффективному развитию экономики региона, и на этой основе создадутся предпосылки по созданию дополнительных рабочих мест и повышению качества продукции.
Исходя из того, что система социального партнерства призвана на практике реализовать социальное партнерство как особый тип отношений и обеспечить реализацию интересов работников, работодателей и собственников, необходимо, чтобы регулирование социально-трудовых отношений в правовом государстве было столь же правовым и практически реализовывалось в рамках двух основных процессов, во-первых, разработки, принятия и выполнения соответствующих государственных законов и других нормативных актов органов власти, во-вторых, разработки, заключения и повышения различного рода коллективных договоров, соглашений между работниками, их представителями и работодателями.
Российский опыт свидетельствует о том, что в сферу социальнопартнерских отношений могут и должны включаться не только социальнотрудовые отношения, но и связанные с ними экономические и политические отношения (например, процесс выработки и реализации социальной политики в условиях рыночных отношений и реформ).
Государство впервые выступает как субъект системы социального партнерства через органы исполнительной власти не только как собственник, предприниматель, работодатель на предприятиях, но и как главное звено политической системы общества, принимающее законы, другие нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения в обществе, и гарантирующее соблюдение, выполнение этих законов и актов. Действуя на принципах трипартизма, государство в лице Правительства РФ заключает генеральные соглашения на определенный период с объединением профсоюзов и объединением работодателей.

Регулирование трудовых, и связанных с ними экономических и политических отношений, осуществляется на основе равноправного взаимодействия, сотрудничества представителей наемных работников, работодателей и государства. В документах, подготовленных к симпозиуму по теме Проблемы реализации трипартизма в Европе (Брюссель, 7-8 апреля 1992 г.), отмечалось, что трипартизм представляет собой переход к социальным отношениям на основе принципов политической демократии и рыночной экономики, особенно принципов свободы, плюрализма и участия заинтересованных лиц в принятии затрагивающих их решений.
Формы реализации трипартизма: заключение различного рода трехсторонних соглашений, договоров, проведение регулярных консультаций между сторонами, обмен информацией по интересующим вопросам, принятие совместных решений, документов. Теория и практика трипартизма отражены в документах и практической деятельности МОТ.

В целях содействия проведению социально организованных экономических реформ и обеспечения гражданского согласия был издан Указ Президента РФ от 21 января 1997 года О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудо-вых отношений. При выполнении Правительством РФ своих основных задач - ведении коллективных переговоров и подготовки проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей -принципиальным условием является независимость от влияния любой из сторон, способность к урегулированию возникших между сторонами разногласий при разработке и выполнении указанных соглашений.
В целях дальнейшего развития системы социального партнерства в России, государство ратифицировало ряд конвенций МОТ, а 26 марта 1998 года Правительство РФ подписало Программу сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 19981999 годы. Посредством системы социального партнерства взаимодействуют основные социальные группы на различных уровнях регулирования социально-трудовых, экономических, политических отношений (федерации, регионов, отраслей, территорий, предприятий), а также взаимодействие сторон социального партнерства происходит на международном уровне.
Особое назначение взаимодействия сторон в системе социального партнерства выражается в выполнении таких задач, как: обеспечение реализации согласованной социально-ориентированной политики рыночных преобразований, предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению социально-трудовых конфликтов,
совершенствование законодательной базы регулирования социальнотрудовых отношений.
Следует подчеркнуть, что основу механизма системы социального партнерства составляет переговорный процесс. Однако основная роль переговорного процесса в механизме социального партнерства не означает, что профсоюзы, например, ограничиваются в защите интересов работников только лишь мирными приемами и способами. Так, если переговоры не дают необходимого реального результата, то переговоры и соглашения подкрепляются коллективными действиями профсоюзов (пикеты, митинги, забастовки и другие формы борьбы, непротиворечащие законодательству).

Несомненно, что практика становления и развития социального партнерства в России вызывает к жизни и другие формы и методы взаимодействия субъектов партнерства, в частности, в парламентской и внепарламентской сферах их взаимодействия.
На наш взгляд, для социальной поддержки процесса реформ в России, социальное взаимодействие всех участвующих сторон должно быть направлено, прежде всего, на устойчивое экономическое развитие и социальную справедливость, вытекающих из трех основных целей МОТ, а именно: содействия развитию демократии, борьбы с бедностью и улучшения условий.
Социальное партнерство как особый тип общественных отношений, обеспечивающих баланс реализации важнейших социально-экономических интересов основных групп общества, формируется как закономерный результат развития рыночной экономики, как следствие коренных изменений, произошедших в обществе в целом и в социально-экономическом и политическом положении его социальных групп. Таким образом, формирование социального партнерства есть показатель экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. Социальное партнерство, конечно, предусматривает социально ориентированную политику, проводимую государством. Оно всегда основывается на добровольном признании партнерами друг друга в качестве равных сторон.

Решающим здесь выступают обоюдная заинтересованность сторон, уважение и учет интересов партнеров.
Сегодня наиболее проработанными и важными оказались вопросы, касающиеся партнерских отношений в социально-трудовой сфере между наемными работниками и работодателями. Основными и наиболее острыми вопросами согласования между наемными работниками и работодателями являются: оплата труда, гарантии занятости, условия труда и социальные гарантии.

Профсоюзы должны быть реальными представителями наемных работников и защищать их интересы как на предприятии, так и на других уровнях социального взаимодействия. Однако профсоюзные движения дробятся на соперничающие группировки, на малых предприятиях их представительства практически нет, а существующие зачастую не всегда действуют энергично.
Ни на государственном, ни на региональном уровне, как и на большинстве предприятий, не разработаны организационные формы участия самих работников в управлении предприятием. Практически, на сегодняшний день не сформирована фигура наемного работника как субъекта социального партнерства.

Слабым звеном в механизме социального партнерства является неспособность к мирному урегулированию коллективно-трудовых конфликтов, о чем свидетельствуют многочисленные забастовки трудящихся.
Созданная трехсторонняя комиссия (РТК), призванная помогать процессу конструктивных переговоров всех сторон, не занимает нейтральную позицию, и развитие социального партнерства, в определенной степени, все еще подчинено интересам корпоративного государства. Принятые генеральные соглашения реализуются не в полной мере.
Беспокоит и то, что невыполнение условий генерального соглашения следует со стороны Правительства РФ. Социально-трудовое
законодательство страны до сих пор не приведено в соответствие с реалиями рыночной экономики. Практика развития социального партнерства в странах Запада с развитой рыночной экономикой показала, что сотрудничество рабочих и работодателей на компромиссной основе возможно на почве материального достатка большинства наемных работников.
В современной России происходит расслоение общества на бедных и богатых. Поэтому для общественного согласия в стране и регионе необходимо проведение четкой правительственной социальной политики на основе политики доходов и реализация прав работников в управлении производством.

Для достижения общих целей в первую очередь необходимо: ратифицировать конвенции МОТ, законодательно закрепить социальное партнерство на федеральном уровне, разработать механизмы ответственности и контроля за исполнением соглашений, юридически закрепить права наемных работников быть представителями в советах предприятий, участвовать в управлении производством, организации любых видов собственности.
1. Wiarda H.J. Corporatism and comparative politics: the other great ism.

N. Y., 1997.
2. Нуртдинова А. Некоторые аспекты становления социального партнерства в России // Проблемы теории и практики управления. 1995. 3.
3. Московское трехстороннее соглашение. 1997 // Приложение к газете Солидарность.

1997. 1. С. 5-11.
4. Дюркгейм Э. Правила, относящиеся к объяснению социальных факторов // Социология. Ее предмет, метод, предназначение.

М., 1995.
5. Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда.

М., 1989.
6. Волгин Н. А., Карпухин Д. Н., Катульский Е. Д., Костин Л. А. Социальнотрудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы. М., 1996.

ПРОБЛЕМА РЕСУРСОВ СЕЛА В ПРОЦЕССАХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ


Обсуждение проблем социальной сферы села вторгается в смежные проблемы: региональное и глобальное в социальном развитии; соотношение город - село; среда обитания как ядро инвайронментальной социологии; социальная сфера и социальные профессии. Чрезвычайно важно для нас, что эта проблематика связана с глобальным и локальным в социальном развитии.

Таким образом, определяются и рассматриваются региональные вопросы, механизмы организации процесса формирования региональной политики, например, в связи с вопросами демократического участия представителей села, а также влияния на периферийные регионы системы регулирования, связанные, в частности, с эксплуатацией ресурсов и торговлей. Важно определить также, какие существуют системы поддержки и как они влияют на региональное развитие.
Развитие села и возможность сохранения ресурсов сельского жителя попадают сегодня под действие процессов глобализации. Если на Западе в определенные периоды времени глобализация открывает новые возможности для занятости и повышает социальное благосостояние, то наиболее частое отечественное явление - это увеличение социально-экономического и экологического дисбаланса.

Одним из последствий не только глобальных, но и региональных социально-экономических процессов является концентрация власти, капитала и информации в благополучных городских районах, наряду с экономическим и демократическим упадком в сельских районах. Глобализация не является и улицей с односторонним движением: фактически в некоторых регионах наблюдаются противоположные тенденции, то есть переход от глобально ориентированной экономики к экономике более местного характера.
Парадокс заключается в том, что существует негативное влияние широкомасштабных социальных изменений на периферийные регионы, которое можно уменьшить, если затрагиваемое ими население имеет традиции совместного решения проблем. Процессы функциональной специализации и социальной дифференциации, возникающие в результате модернизации и глобализации, могли уменьшить, а то и полностью нейтрализовать их.

Именно на муниципальном уровне ярче всего проявляется способность местных общин проводить совместную деятельность. При этих обстоятельствах такие органы, как муниципальные власти, региональные организации, поддерживаемые правительством или на добровольной основе частными группами, церкви, профсоюзы, промышленные ассоциации могут играть новую роль, если им удастся разрешить конфликты интересов и мировоззрений, возникающие в результате процессов глобализации.
Глобализация по своей сути имеет как пространственный, так и синергический аспекты. При этом социальное пространство мы понимаем прежде всего как отношения неравенства, в том числе - географического, этнического и неравенства шансов.

Расширение географического охвата, в свою очередь, ведет к формированию социальных отношений в пределах и вне организационных структур, выходящих за региональные и национальные границы. Однако в аналитическом плане возможно значительно расширить перечень форм неравенств, общей темой которых становятся пространственные и синергические аспекты глобализации, несомненно влияющие на все уровни ресурсов и социальной политики.
С одной стороны, важно, каким образом определяются и как рассматриваются региональные вопросы, учитывается ли взаимодействие федерального и регионального, муниципального и областного. С другой стороны, нужно задуматься, как у нас организован процесс формирования муниципальной и региональной политики, например, в связи с вопросами демократического участия.

Так, системы регулирования, связанные с эксплуатацией ресурсов и торговлей, оказывают влияние на периферийные регионы, поэтому существуют системы поддержки, влияющие на муниципальный уровень развития человеческих ресурсов в сельской сфере.
Другим аспектом проблемы выступает вопрос о том, какое влияние на эти два сектора оказывает революция в области коммуникационной технологии, каким образом глобальная паутина влияет на коммуникацию, минующую пространственные и культурные границы. Для России и российской глубинки ответ очевиден, здесь перед нами не просто пример неравенства, а глубокая пропасть.

Ведь и в общем социальном пространстве пока не решен статус сельского жителя, его самочувствия в обществе, участия в решении собственных проблем.
Драматизм ситуации не изменяет тот факт, что именно теперь появились новые социальные институты, осуществляющие социальную терапию, пропедевтику и фасилитацию. Исследование социокультурных, этнических, экологических, миграционных процессов необходимы не сами по себе и даже не столько с точки зрения анализа статусных характеристик населения, его стратификации и миграционных процессов, сколько с точки зрения ресурсов, адаптации и личностного роста крестьян.
Культура крестьянства в смысле социально обусловленных норм и знаний представляет типичные тенденции, как, например, преобладание традиционных и конформистских установок, оценка действия в категориях прошлого опыта, специфические нормы наследования собственности, взаимопомощи. Крестьянская культура усиливает специфические стороны и жизненный опыт малой сельской общности и, прежде всего, личностный характер отношений, сильный взаимный нормативный контроль и общую практику возникающих в схожих экологических и социальных условиях отношений к чужакам [1, с. 12-13].

Жизнь малой сельской общности, внутри которой удовлетворяются основные потребности крестьян и обеспечивается социальное воспроизводство, создает специфический контекст, в котором протекает жизнь крестьян.
В конечном счете сельский житель как объект социальной поддержки должен стать субъектом собственной жизни, а задача социологической науки - дать рекомендации для социальной сферы села, и здесь важна способность крестьян и фермеров - и активно, и пассивно - противостоять нажиму и контролю извне, в том числе процессам глобализации и региональным переменам.
Проблема определения, дефиниции крестьянства, подчиненного крупномасштабной экономике, контролируемого как национальными, так и международными силами и все же не утратившего своей специфики, достаточно сложна. Крестьяне и фермеры являются частью более широких структур и потоков, но их специфика проявляется в сопротивлении переменам или обществу, капитализму или государственным планам развития.

Она еще более выражена в способах противодействия тем влияниям, что подрывают основные черты крестьянской специфики и современных семейных фермеров; так называемые неформальные (эксполярные) виды экономики нельзя понять вне исследования семейных и социально-экономических форм, стоящих в центре анализа современного крестьяноведения [1, с. 16-20].
Подпадает ли крестьянство как социальный субъект села под неравенство шансов города и села - вот что интересует исследователя. Проблема соотношения различий и противоречий развития города и села является традиционной для отечественной социальной науки: вначале это была декларация о стирании различий, затем - проблема изучения социокультурных сельских и городских особенностей образа жизни, досуга.

Теперь обратили внимание также на городскую и сельскую специфику социальной стратификации и профессиональной занятости, семьи, гендерных отношений, образования, реализации рыночных отношений.
Благотворительное воздействие здесь оказывают этнографические методы в социологической науке [2, 3], когда исследователи уходят от сугубо количественных соотношений, анализируя качественные параметры повседневной жизни сельского человека.
Социальное пространство, социальная сфера человека выступают в том числе как система организаций и социальных институтов, социальной политики, социокультурного воспроизводства социального субъекта, семьи, индивида, создания внешней ресурсной среды. Социальная сфера общественной жизни традиционно обозначается как третичный сектор экономики, неразвитость и слабость которого свидетельствуют о недостаточной цивилизованности и функциональности социальных институтов, неоформленности социальных программ и социальной стратегии. Пока не можем утверждать, что до конца понимаем роль социальной сферы [4] как центральной в процессах раскрытия человеческих ресурсов, находящейся в фокусе пересечения других сфер (культурной, производственной, политической).

Вместе с тем именно эта сфера выступает в качестве условия самореализации внутренних ресурсов и жизненного успеха человека, в том числе сельского жителя.
К тому же вопросы социального быта, их специфика в городе и деревне, а также территориальные аспекты социального образования почти не разработаны. Для обеспечения стратегического успеха реформ в социальной сфере села необходимо сотрудничество науки и кадровой политики, тем более, что сегодня происходит переход от собесовской идеологии сугубо материальной поддержки различных социальных групп к разработке комплексной системы адресных социальных услуг, управлению человеческими ресурсами.

Социальное обслуживание и специальная подготовка работников, занимающихся социальными проблемами, еще недавно оценивалась как что-то второстепенное по сравнению, например, с атомным вооружением.



Содержание раздела