d9e5a92d

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

В этих условиях критерием благотворительности со стороны государства будет мера содействия благополучию членов общества, внимание к интересам каждого человека. Государство берет на себя функцию социального милосердия, создавая государственные институты социальной помощи и поддержки наиболее нуждающимся слоям населения.
Не всегда четко разграничиваются понятия социальная защита и социальная помощь. Социальная защита предоставляется государством своим гражданам против ситуаций риска в нормальной жизни, то есть это действие, направленное на лиц, не имеющих возможности воспроизводить условия жизни, включающее социальную диагностику, социальную поддержку, социальную помощь, социальную реабилитацию, терапию и коррекцию.

Это понятие более объемное, оно относится ко всему населению страны. Следует рассматривать следующие наиболее значимые направления и формы социальной защиты населения государством:
- обеспечение нормального уровня жизни населения на основе дохода от трудовой деятельности или выплачиваемых пособий;
- гарантии минимального равнодоступного обеспечения жильем, услугами здравоохранения и культуры, получения образования, необходимого для формирования современной квалифицированной рабочей силы;
- выплата пособий нетрудоспособным лицам, инвалидам и иным социально уязвимым группам населения.
Теоретический анализ деятельности и практические мероприятия по социальной защите и поддержке населения позволили выделить три основные формы социальной помощи малообеспеченным гражданам на фоне общей психологической направленности: материальная поддержка, медицинское обслуживание, культурные мероприятия и досуг.
Разнообразные формы социальной защиты и поддержки малоимущих слоев населения неразрывно взаимосвязаны, дополняют друг друга и служат решению общей задачи духовного и душевного равновесия человека, психологической и психической стабильности в обществе. Безусловно, границы этих форм социальной защиты размыты и очерчены весьма условно.

И вряд ли для детей из многодетных семей (как, впрочем, и их родителей) важно, какая именно помощь им была оказана - материальная поддержка или помощь в медицинском обслуживании. Но для государственных институтов социальной защиты населения эта дифференциация важна, потому что она позволяет проявить заботу о конкретных людях, уделить внимание их жизненно важным проблемам.

Выявление основных форм социальной помощи сегодня поможет, во-первых, очертить основной круг проблем малообеспеченных граждан, во-вторых, определить не первоочередные сферы жизнедеятельности человека, нуждающиеся в социальной поддержке и, в-третьих, искать новые формы и методы социальной защиты малоимущих слоев населения.
К сожалению, за годы советской власти из обихода ушли слова и понятия, связанные с этой темой, стерлось из памяти подлинное значение прекрасных и точных терминов, распространенных в прошлом. Поэтому придется обратиться к основным из них, вспомнить их смысл.
Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему, стремление исполнить некоторую религиозно-нравственную потребность. В древние времена благотворительность ограничивалась подаянием милостыни нищему, любому, кто протянет руку.

Позднее это могла быть материальная помощь частного лица или группы лиц нуждающимся, вклады в строительство или содержание богоугодных заведений, стипендии и пособия, участие в благотворительных акциях.
В настоящее время термин благотворительность используется в нескольких значениях [1, т. 1; 2; 3]. Во-первых, это безвозмездная
материальная, финансовая помощь людям или группе лиц, в ней нуждающимся; помощь социально незащищенным индивидам и группам. Во-вторых, это свойство, качество благотворящего, то есть человека, который делает добро.
Таким образом, благотворительность - категория не материальная, а скорее социальная: благое дело творит тот, кто делает это дело профессионально и с душой.
Милосердие определяется как сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость; миросердствовать - значит соболезновать, сострадать, жалеть или желать помочь [1, т. 1, с. 284].
Во второй половине XVIII века появляется новое для России понятие -общественное призрение. Призрение - от призреть, призревать, то есть обратить взор с вниманием, сочувствием, участием, милосердием; дать кому-либо приют и пропитание.

Цель призрения - разумное и организованное, в отличие от благотворительности, обеспечение нуждающихся необходимым и предупреждение нищеты. В настоящее время эта форма благотворительной деятельности во многих странах, в зависимости от их социально-экономического и культурного уровня, трансформировалась в широкомасштабную комплексную систему государственной, общественной и частноблаготворительной социальной помощи населению [4].


Вл. Соловьев утверждал, что наилучшие индивидуальнофилантропические мероприятия ни к чему не ведут и действительная помощь, в которой нуждается русский народ, есть помощь общественная [5, т. 2, с. 381]. С 1990-х годов в России начала формироваться новая модель социальной помощи. Создание государственной структуры по социальной защите населения само по себе было очень актуальным и необходимым, как и появление социальной работы в качестве профессиональной деятельности.

Вопрос в том, могла ли она дать эффект в тех условиях, которые сложились в первой половине 1990-х годов.
К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений подтолкнули экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни, безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, ухудшение криминогенной обстановки, падение уровня рождаемости, распад института семьи и брака.
Уровень жизни населения в начале 1990-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики. По оценке экспертов, в результате повышения цен и снижения доходов населения происходит существенное ухудшение уровня жизни 2/3 населения России.

По отношению к 1990 году платные услуги населению в 1993 году составили 39 %, а покупательная способность денежных сбережений - 97 % [6, с. 192].
В январе - июле 1992 года служба занятости зарегистрировала 1 281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71 % составляли женщины. По оценке экспертов, общая численность безработных составляла: в 1992 году - 3 594 тыс. человек, в 1993 году - 4 120 тыс., в 1994 году - 5 300 тыс. [6, с. 198].
Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Так, если в 1986 году в России было зарегистрировано 1 338 424 преступления, то в 1991 году эта цифра составила 2 173 074 (по другим источникам в 1991 году - 2 173,1 тыс. преступлений, в 1992 году - 2 760,7 тыс., в 1993 году - 2 799,6 тыс.) [6, с. 206].
Эти процессы выдвинули на первый план задачи защиты и поддержки наиболее уязвимых слоев населения в современном обществе. Необходимо было выделить приоритетные группы населения, которым в первую очередь должна быть оказана всесторонняя поддержка.

К ним относятся: дети, пенсионеры, инвалиды, беженцы, малоимущие, военнослужащие, уволенные в запас. В этой связи в декабре 1991 года принимается президентский указ О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году, согласно которому органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.
Вся система социальной защиты может осуществляться только на федеральном уровне, в том числе и по основным формам социальной помощи: пенсионному обеспечению и пособиям.
Огромная роль в этой области в настоящее время принадлежит региональным органам власти и управления. Выделяются следующие функции региональных органов в этом вопросе:
1) разработка региональных социальных программ с учетом местных условий и возможностей;
2) обеспечение функционирования объектов социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти;
3) регламентация адресной социальной помощи населению региона посредством разработки соответствующих нормативных актов;
4) определение порядка обеспечения слабозащищенных слоев населения товарами, продуктами и услугами, создание в рамках действующего законодательства условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов.
Именно на региональном уровне идет поиск различных форм негосударственной социальной помощи, что повышает актуальность исследования регионального среза этой проблемы. В настоящее время получили распространение такие формы, как различные страховые общества и негосударственные пенсионные фонды, которые зачастую не выполняют своей основной функции - оказание социальной помощи населению.
Возрождение благотворительности в России происходит при резком ослаблении системы государственного социального обеспечения. Однако в Саратовской области большое внимание уделяется вопросам социальной поддержки инвалидов, пенсионеров, тех категорий детей и семей с детьми, которые находятся в особо сложных условиях.

В системе социальной защиты населения администрации области функционируют 19 домов-интернатов, в том числе 7 домов-интернатов для престарелых и инвалидов общего типа, 9 психоневрологических и 3 детских дома, один из которых для умственно отсталых детей.
Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям, в том числе к детям с ограниченными возможностями. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, его социальной адаптации и интеграции относится к числу важнейших задач общества и государства.

Благотворительная помощь, социальная поддержка, волонтерство и филантропическая деятельность имеют большое значение для реабилитации нетипичных детей, поскольку семьи, имеющие таких детей, не способны самостоятельно справляться с трудностями, возникающими в процессе воспитания детей, ухода за ними. Очень актуальной остается и проблема материальной обеспеченности таких семей.
Нынешние благотворительные учреждения представляют собой организации, уже ставшие привычными для постсоветской России: театры, мастерские, центры реабилитации, клубы здоровья, которые используют в своей деятельности, как правило, авторские программы и нетрадиционные формы помощи.
В 1988 году на территории Саратовской области была создана первая благотворительная организация Саратовское отделение Российского детского фонда. Правление детского фонда определило приоритетные направления своей деятельности, сформулировав их в программы:
1. Здоровье - это: социальная реабилитация детей-инвалидов; создание более комфортных условий в больницах, где дети находятся на длительном лечении; оказание помощи родителям в сборе денежных средств для лечения детей с тяжелыми заболеваниями; создание родительских объединений (советов, ассоциаций) по профильным заболеваниям детей для решения их общих проблем.
2. Соучастие в судьбе - это: помощь приемным семьям (семейным детским домам) по созданию нормальных условий для воспитанников; организация работы Совета бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов; поддержка детей со сложной жизненной судьбой (сироты, правонарушители, бродяги); помощь в создании детско-юношеских отрядов милосердия.
3. Семья - это: помощь в различных жизненных ситуациях; консультации по вопросам семейно-брачных отношений; поддержка семейного творчества;
проведение благотворительных ярмарок-распродаж семейных поделок под девизом Для дома, для семьи.
4. Юные таланты - это: раскрытие творческих способностей ребенка, его внутренних дарований и поддержка одаренных детей из социально незащищенных семей; поддержка всех новаторских начинаний в организации подростковых клубов; развитие духовно-нравственного потенциала ребенка.
До начала XIX века вся благотворительная деятельность в России была сосредоточена в руках государства и церкви. Обусловлено это было несколькими причинами: централизацией власти, установлением крепостной зависимости и сложившимся сословным делением, фактически уничтожившим общественную деятельность как таковую.
Постепенно возрождается находившаяся длительное время под запретом церковная благотворительность. Около 30 из 200 действовавших в Москве в 1993 году храмов и монастырей взяли на себя патронат над домами ребенка, детскими больницами, школами-интернатами, пансионатами для ветеранов труда, уход за больными (обычно наиболее тяжелыми) в больницах, оказание гуманитарной, медицинской и духовнопросветительской помощи прихожанам, предоставление бесплатных обедов для бедных после воскресной службы.

Несколько православных общин планируют устройство богаделен.
В основе идеологии благотворительности - система ценностей, не просто мотор благотворительного действия по отношению к какой-то нужде, от системы ценностей зависит и качество самого действия. На вопрос о том, зачем помогать бедным, сиротам, бездомным, люди обычно отвечают: потому что их жалко. Конечно, жалко, но помогать сиротам, бедным и обездоленным надо прежде всего потому, что у них есть права -человеческие права, которыми они наделены от рождения.

Основа благотворительности - это понимание того, что они эти права имеют. Необходимо, чтобы каждый осознавал себя как равного человека в равном обществе. Все равны друг другу.

Тот, кто помогает, - не выше, а тот, кто эту помощь принимает, - не ниже, у всех одинаковые права при рождении. И эти права благотворительностью поддерживаются.
В настоящее время следует менять характер социальной работы как феномена цивилизованного общества: она должна стать адресной и активной, мобильной и индивидуализированной, обращенной к конкретному человеку и обусловленной его личностными интересами в преодолении жизненных проблем.
Решить эти задачи только силами государства сегодня нереально. Поэтому особое значение приобретает деятельность благотворительных общественных организаций, предпринимательских структур по улучшению положения слабозащищенных слоев населения, своевременному оказанию им социальной помощи и поддержки. На первый план выступает проблема разработки взаимодействия обществ милосердия и социальной политики в целом.

Основой рассмотрения вопроса является воспитание милосердия и способности к благотворительности как особых общечеловеческих ценностей, без которых невозможны цивилизованное общество, институциализация и дальнейшее развитие социальной работы [7, с. 52].
Применение положительного опыта прошлого, дальнейшее развитие сложившихся российских традиций - это надежная основа в процессе формирования новой системы социального обслуживания человека и современной подготовки профессиональных кадров.
1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1978.
2. Краткий словарь терминов социальной работы. Саратов, 1996.
3. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России.

М., 1993.
4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Т. Они ждут нашей помощи.

М., 1991.
5. Соловьев В . С. Сочинения. М., 1989.
6. Жуков В . И. Реформы в России в 1985-1995 гг. М., 1997.

КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Десятилетие кризисного посткоммунистического развития России привело не только к структурному изменению общества, но и к эволюции сознания, что порождает противоречия. Повсеместно происходят столкновения интересов и мнений, потребностей и возможностей, приводящие к борьбе за ценности и притязаниям на определенный социальный статус, власть и недостаточные для всех материальные и духовные блага.
Совместная жизнь людей в обществе требует от них проявления тактичности и взаимного уважения, соблюдения определенных правил, моральных и правовых норм. При этом, к сожалению, не все считаются с подобными требованиями и потому склоняются к девиантному поведению.
Объективно людям всегда лучше ладить друг с другом, однако всеобщего и вечного мира на деле не получается. Людям нужно, но трудно жить вместе.

Различия между ними, противоречия их интересов, позиций и жизненное соперничество неизбежно вызывают конфликты.
Данный факт является важным условием необходимости научного подхода к разрешению и предупреждению конфликтов и ознакомления с этой областью знаний категорий граждан, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности (безработные, инвалиды и др.) и людей, чья непосредственная профессиональная деятельность связана с первыми (социальные работники, работники служб занятости и т.д.).
Важным фактором конфликтов между людьми является социальное неравенство, то есть неодинаковое положение индивидов в обществе. Богатство, власть и высокие должности одних выступают резким контрастом бедности и подчиненности других.
Социальное неравенство порождает эксплуатацию, которая выступает одним из основных источников социальных конфликтов. Феномен эксплуатации возникает там, где оба противостоящих субъекта руководствуются материальными интересами в качестве основных. До тех пор, пока обретение материальных благ остается основной целью большинства членов социума, устранить эксплуатацию посредством изменения пропорций их распределения невозможно, ибо любое изъятие производственного продукта, в том числе и на общественные нужды, неизбежно будет восприниматься работником как эксплуатация и воспроизводить конфликты, присущие индустриальному обществу.

Напротив, магистральный путь устранения эксплуатации лежит через формирование новой системы предпочтений и ценностей человека, в которой материальные интересы занимают подчиненное положение по отношению к потребностям личности. В ситуации, когда достигший некоторого материального благосостояния человек рассматривает совершенствование себя как созидательного субъекта в качестве главной цели, отчуждение части производимых им благ, имеющее место всегда, пока существует общество, не будет восприниматься им как противоречащее его основному стремлению.
Несовпадение ценностей индивидов и общества наиболее наглядно проявляется в острых противоречиях между нравственными ориентирами большинства людей и асоциальным поведением преступников и других возмутителей спокойствия в социуме. К конфликтам ведут также противоположность интересов и эгоистичность людей. Так, если одна часть жителей многоквартирного дома хочет иметь под окнами гаражи, а другая -детскую площадку и зеленые насаждения, то, при неуступчивости сторон, конфликтная ситуация неизбежна.

Наконец, столкновения между людьми возможны по причине плохой информации (неполные сведения, искажения, наговоры, дезинформация, ложь), всяких недоразумений (ошибки, недопонимание, случайности, неудачные стечения обстоятельств), а также из-за несовершенства человеческой психики. Последнее проявляется в чрезмерных эмоциях, которые искажают взаимоотношения и затрудняют взаимопонимание людей, в ненависти, зависти, злорадстве, расовой, национальной, религиозной розни и т. д.
Существование в обществе людей с девиантным поведением неизбежно, поэтому задача полного искоренения преступности, пьянства, наркомании и других социальных патологий неосуществима. Вместе с тем меры социального воздействия на поведенческие отклонения необходимы. К примеру, такие девиации, как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество, попытки самоубийства (суицид) и т.п., требуют прежде всего оказания различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытия кризисных центров (оказывающих помощь жертвам домашнего насилия) и домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройства, телефонов доверия и проч.

В то же время в отношении преступного (или, как его еще называют, делинквентного) поведения нужны жесткие запретительно-репрессивные меры.
К особой, крайней форме отклоняющегося поведения можно отнести так называемую аномию, что буквально означает беззаконие. Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе, или, как теперь говорят, всеобщий беспредел. Другими словами, аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами.

Так бывает в смутные, переходные, кризисные времена гражданских войн, революционных переворотов, глобальных реформ и других социальных потрясений, когда вдруг рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, вера в действенность привычных моральных и правовых норм. Подобные болезненные периоды в той или иной мере переживали в своей истории все народы.
Ситуация аномии характерна и для российского общества последнего десятилетия ХХ века. На трудном пути к свободе, рынку и демократии оно переживает сложный процесс прозрения и разочарования в прежних догмах; переосмысления и пересмотра социальных норм, ценностей, позиций; восприятия и усвоения новых, прогрессивных элементов человеческой культуры. Сфера культуры значительно эволюционирует.

На фоне коммерциализации российской культуры традиционные ценности, имеющие классические корни, перестают играть сколько-нибудь значимую роль. В новых условиях культура становится результатом бурного процесса конфликтности.
Конфликтология как наука изучает все типы, виды и формы социальных конфликтов, их общие закономерности, пути предупреждения и разрешения. Конфликтология взаимосвязана со многими науками: совместно с психологией и социальной работой исследует межличностные, внутриличностные и личностно-групповые конфликты; с политологией -межэтнические, внутри-, межпартийные; с менеджментом -организационные (внутри- и межколлективные).

Конфликтологическая теория входит в состав большинства современных разделов обществоведения и человекознания. Она изучает потенциально и реально существующие конфликты между личностями, между индивидуумом и социальной средой (социумом и микросоциумом).

Конфликтология рассматривает взаимоотношения человека с другими людьми, которые имеют конфликтный, а поэтому особо значимый как для личности, так и ее окружения, характер.
В современная России социальные конфликты определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениям принципиально новые качества. Ввиду большого числа остроконфликтных категорий населения (инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы, участники боевых действий и т.д.), конфликтология призвана содействовать ослаблению социальной напряженности.

Можно с уверенностью сказать, что фактически все стороны современной жизни не могут осмысливаться вне конфликтологического аспекта.
1. Дмитриев А.В . О социальной дезинтеграции и конфликте // Социс. 1992. 7.
2. Дмитриев А.В . Конфликт на российском распутье // Социс. 1993. 9.
3. Иноземцев В.А. Эксплуатация: феномен сознания и социальный конфликт.

М., 1998.
4. Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации // Социс.

2000. 1.

ЭТИКА РУКОВОДИТЕЛЯ


В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных форм управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с персоналом, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Облик современного руководителя во многом определяют представления о труде и складывающиеся из них системы мотивации и отношения сотрудников к работе. Меняющиеся представления о содержании и характере труда, свободном времени и качестве жизни предъявляют новые требования к руководству кадрами.



Содержание раздела