d9e5a92d

Вражнова М. - Подготовка, профориентация и трудоустройство молодых специалистов за рубежом

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Введение.

В последние годы разработка механизма содействия занятости выпускников высших профессиональных учебных заведений становится крайне актуальной. Предлагаются и используются на практике различные формы трудоустройства молодых специалистов.
Достоинства каждого из вариантов определяются востребованностью предоставляемых услуг основными их потребителями выпускниками вузов и организациями-заказчиками. Выбор зависит от социально-экономических особенностей региона и специфики подготовки молодых специалистов в местных вузах.
Традиционно ведущая роль в обеспечении качества рынка рабочей силы принадлежит системе образования. Но, в настоящее время состояние профессионального образования характеризуется серьезным кризисом, вызванным как сменой общественной формации, переходом к рыночным отношениям внутри России, так и глобальными процессами формирования постиндустриального общества.
Поэтому подготовка и последующее трудоустройство специалистов должны строиться на новых принципах, отвечающих сложившимся в стране и регионах материальным, историческим, экономическим, профессиональным и другим факторам и с учетом основных противоречий самого процесса профессионального образования, а именно:

  • необходимостью овладевать навыками профессиональной деятельности в рамках и средствами качественно иной образовательной деятельности;
  • отсутствием у бизнеса мотивации включаться в разработку стратегического направления развития образования в силу краткосрочности и конкретности стоящих перед ним задач, несмотря на глубокую заинтересованность в высококвалифицированной рабочей силе;
  • ориентацией обучающегося на усвоение прошлых, формальных знаний и необходимостью быть готовым к профессиональной деятельности в реальных условиях;
  • возможностью овладения знанием через множество учебных дисциплин и способностью специалиста трансформировать его в целостную систему собственной профессиональной деятельности;
  • индивидуальным характером учебной работы и коллективным характером профессионального труда;
  • исторически сложившимся технократическим подходом к обучаемому как к объекту, поведение которого можно смоделировать с помощью определенных стимулов, независимо от сознания и воли, и ориентацией информационного общества на гуманистические ценности, обеспечение условий для самореализации личности;
  • законченностью любого образовательного процесса и потребностью современного динамично развивающегося хозяйства в специалистах, реализующих концепцию непрерывного образования (и самообразования).

Основополагающий подход остается прежним: цель высшего образования не должна определяться исходя исключительно из интересов рынка труда или результатов исследований потребностей в рабочей силе, являясь детерминантой общественных потребностей. В обществе, приобретающем все более когнитивный характер, растет потребность в высококвалифицированных с техническим образованием кадрах, которым, в то же время, были бы присущи гуманистический подход к своей деятельности и перспективность мышления. Со своей стороны, высшее образование не может не учитывать тот факт, что эволюция мира труда и общества в целом становится все более стремительной.

И, если оно не хочет неудачи в выполнении своей основной миссии, то должно заботиться о том, чтобы установить партнерские связи с рынком труда.
Необходимость установления гармоничных отношений между учреждениями образования и работодателями подразумевает, что система обучения должна приспособить свои структуры и механизмы подготовки к новым потребностям и использовать формы работы на основе таких критериев, как гибкость, соответствие потребностям в области занятости, учет неоднородности контингента, а также принципа интернационализации образования.
Современное понимание образования представляет его как непрерывный процесс не только обучения, но и развития личности независимо от возраста, отсутствие возможностей реализовать этот процесс в настоящее время определяется экономическим кризисом в России, что заставляет искать нестандартные пути формирования у молодых специалистов системного мышления, предпринимательской активности, навыков социального руководства и делового общения. В таких условиях особую значимость приобретают исследования и разработки в области создания и развития оптимальной для конкретного региона комплексной системы профориентации и трудоустройства специалистов с высшим образованием, учитывающей социальные и профессиональные интересы выпускников, организаций-работодателей всех форм собственности и администраций высших учебных заведений.



Необходимо совершенствование функций современного высшего профессионального образования путем приведения стандартов подготовки специалистов в соответствие не только запросам потребителей, но и перспективным потребностям экономики России.
Рассмотрению проблем взаимодействия высших учебных заведений с потребителями кадров специалистов, определению места и роли вузов в региональной структуре трудоустройства, особенностей обучения, профориентации и адаптации выпускников к современным социально-экономическим условиям способствует детальный анализ аналогичного опыта индустриально развитых государств.
В условиях глобализации экономики предполагается проведение политики, направленной на стирание основных различий в образовательных системах государств и максимальное сближение трудового и пенсионного законодательства.
В настоящей работе содержатся результаты анализа существующей мировой практики подготовки, профориентации и трудоустройства выпускников высших профессиональных учебных заведений, а также механизмов реализации единой политики занятости в странах Европейского Сообщества.
Полученные в процессе изучения зарубежного опыта результаты могут быть использованы при создании системы вторичной профориентации и трудоустройства молодых специалистов, способной регулировать отношения между образованием и производством.
Структурно данная публикация включает в себя:

  • описание системы трудоустройства молодых специалистов в развитых странах;
  • анализ зарубежного опыта подготовки, профориентации и трудоустройства учащейся молодежи;
  • методологию организации служб по трудоустройству в зарубежных вузах;
  • анализ основных направлений регулирования интернационализации внутренних рынков труда.

В работе использованы публикации известных российских специалистов в области подготовки, профориентации, регулирования трудовых отношений и материалы прессы.

Cистема трудоустройства молодых специалистов в развитых странах


Существенную роль в эффективном функционировании рыночной экономики играет система трудоустройства молодых специалистов, сложившаяся практика их быстрой адаптации к производству.
Для многих развитых стран (США, ФРГ, Швеция и др.) все более характерной становится политика планирования полной занятости населения. В 1973 г. был принят Закон о полной занятости населения в США.

Его основная цель - обеспечить подготовку и другие услуги, которые способствуют максимальной занятости и самореализации человека. Трудоустройство человека являетсямерой эффективности всех программ, проводящихся в рамках Закона.

Пакет законов о полной занятости был принят также в ФРГ, Швеции и ряде других стран. Полная занятость рассматривается в этих законах как показатель того, насколько хорошо экономика обеспечивает работу всем, кто хочет и может трудиться.

При подобном подходе к занятости безработица выступает как результат сбоев в механизме ее регулирования.
Зарубежный опыт показывает, что управление подготовкой и трудоустройством молодежи в условиях рыночной экономики осуществляется в рамках системного управления рынком занятости. То есть реализуется комплекс взаимосвязанных мер по совершенствованию: прогнозирования потребностей в специалистах различного профессионального квалификационного уровня (с учетом демографических тенденций, направлений научно-технического прогресса, структурных инвестиционных сдвигов в экономике); системы образования, подготовки и переподготовки специалистов, государственное стимулирование сотрудничества вузов с наукой и производством; системы социального страхования (включая пенсионную политику); системы общегосударственных, региональных и местных служб трудоустройства.
Службы трудоустройства, предназначенной только для молодежи, не существует ни в одной из развитых стран. Специально для молодежи, однако, осуществляются конкретные программы профессионального обучения, занятости, выделяются фонды, укрепляются связи учебных заведений с промышленностью, принимаются законы, проводятся другие мероприятия, направленные на сокращение разрыва (по сравнению с другими группами населения) в возможностях трудоустройства молодежи.
Решение о выборе профессии при этом рассматривается как одно из важнейших в жизни человека. Необходимым условием успешного профессионального выбора считается адекватность представлений человека о себе, о своих способностях, интересах, недостатках, а также представлений о мире труда.

Обеспечение информацией по этим направлениям каждого, обращающегося за помощью, признается важнейшей функцией службы трудоустройства.
Информация о профессиях распространяется через газеты и журналы, государственными и частными службами занятости, отделами кадров предприятий, профессиональными ассоциациями и профсоюзами.
Объявления в газетах располагаются, как правило, по рубрикам в зависимости от требуемой квалификации. Для молодежи они следующие: выпускники колледжей, выпускники общеобразовательной школы, выпускники профессиональных школ. В объявлениях даются описания должностных обязанностей, необходимого опыта, указываются требования к уровню образования, заработная плата.

В них указывается также, каким образом обращаться к работодателю - лично, по телефону или в письменной форме.
В профессиональных журналах публикуются объявления о найме дипломированных специалистов соответственно профилю журнала: технический, медицинский, педагогический и др. Все профессиональные группы населения имеют свои журналы.
После получения необходимой информации, лPцо, ищущее работу, обращается в отдел кадров предприятия письменно или по телефону. В США распространена практика представления резюме - претендент дает сведения о своем трудовом стаже, уровне образования, о том, какими навыками владеет, чем и почему интересуется.
Основной объем работы по трудоустройству выполняют агентства (бюро) занятости. Они могут быть двух типов - государственные и частные. Разница между ними в следующем: государственные бюро, поддерживаемые правительством, обеспечивают бесплатное обслуживание, а частные - взимают плату за услуги. Государственные бюро являются поставщиком в основном малоквалифицированной рабочей силы, а частные - в основном высококвалифицированной.

Государственные агентства, например, в США находят работу для 5-10 млн. человек ежегодно (что существенно больше, чем частные), более половины трудоустроенных являются неквалифицированными рабочими или работниками сферы услуг, 60-70% составляют женщины и молодежь до 22 лет. Государственные агентства, кроме того, реализуют различные программы занятости для молодежи, национальных меньшинств, ветеранов армии, людей с физическими недостатками и других групп населения.
Государственные службы занятости рассматриваются как посреднический орган, регулирующий спрос и предложение рабочей силы. В основном они обеспечивают частный бизнес и государственные структуры производственным персоналом, занимаются консультированием, тестированием, сбором и распространением информации об изменениях на рынках труда и спроса на рабочую силу.

В последние годы эти агентства все активнее включаются в изучение рынка труда.
Структурно государственные службы занятости строятся по иерархическому принципу и имеют соответствующие подразделения на национальном (федеральном), региональном (штатном, земельном), и местном уровнях.
На общегосударственном уровне эта работа координируется обычно национальными ведомствами труда, занятости и социального обеспечения (Федеральным ведомством труда в ФРГ, Министерством труда в США, Министерством труда и занятости в Великобритании, Министерством занятости и социального обеспечения во Франции и т.п.). Функциями общегосударственных (федеральных) ведомств занятости являются: профессиональное ориентирование и консультирование молодежи; посредничество при трудоустройстве на работу; содействие в получении профессионального образования; трудовая реабилитация инвалидов; меры по сохранению и созданию рабочих мест; оказание материальной помощи безработным; исследования рынка труда и его профессиональной структуры.

При центральных ведомствах создаются исследовательские подразделения изучения рынка труда и профессий (Бюро статистики труда - в США, Институт изучения рынка рабочей силы и профессий - в ФРГ и т.п.). В составе центральных ведомств имеются бюро по содействию в трудоустройстве руководящих работников промышленности.

Выпускники вузов обслуживаются региональными (штатными и земельными) и местными отделениями Федеральных ведомств содействия трудоустройству.
Государственные региональные (11 земельных бюро в ФРГ, 50 на уровне штатов агентств в США и т.п.) и местные отделения трудоустройства (2000 информационных центров трудоустройства в США) действуют в тесной кооперации с федеральными службами занятости. Они бесплатно помогают тем, кто ищет работу, и тем, кто ищет квалифицированных работников.
В функции региональных и местных центров трудоустройства входит определение готовности конкретного претендента к определенному виду работы, выявление, требуются ли ему для этого консультации. При этом используются ежедневно обновляемые банки данных о вакансиях, представляющих собой автоматизированный перечень появившихся или освободившихся в частном и государственном секторах рабочих мест. Претендент выбирает подходящее для него рабочее место, получает от сотрудника центра информацию о его характере, а также помощь в подготовке к беседе с работодателем.

Для остальных центры проводят тестирование с тем, чтобы определить их профессиональные способности и наклонности, оказать помощь в выборе работы.
До начала 60-х гг. деятельность государственных региональных агентств и центров трудоустройства была ограничена рамками местных рынков труда. Позднее все активнее предпринимаются попытки направлять рабочую силу в другие экономические районы.
Новым важным направлением работы государственных агентств является учет квалифицированных кадров специалистов и посредничество в их трудоустройстве. С этой целью, например в США, была создана региональная сеть учреждений учета и содействия в трудоустройстве специалистов высокой квалификации.

Данные о спросе и предложении обрабатываются в этой сети автоматизированной информационной системой.
В связи с быстрыми изменениями в технологиях производства и усилением государственного вмешательства в область подготовки и использования рабочей силы повсеместно возросло значение государственных учреждений по сбору информации о рабочих вакансиях, изучению профессий и рынка труда, прогнозирования спроса на рабочую силу с учетом профессий, отраслей и регионов.
Бюро статистики труда при Министерстве труда США, Институт изучения рынка рабочей силы и профессий при Федеральном ведомстве труда в ФРГ и аналогичные учреждения в других странах периодически (в США каждые два года) составляет с учетом демографических тенденций и перспектив развития науки и техники в стране прогноз развития рынка труда на очередные 15 лет. В прогнозе излагается информация о том, в каких отраслях национальной экономики ожидается наибольший подъем, какие из них будут испытывать спад, насколько возрастет численность рабочей силы, какова будет ее структура, на какие профессии будет наибольший спрос, и какого уровня образования они потребуют.
Такого рода информация является весьма полезной не только для руководителей бизнеса, науки и образования, она позволяет достаточно четко ориентироваться в перспективах будущего трудоустройства абитуриентам учебных заведений при выборе профессии, а их выпускникам - при выборе конкретной сферы приложения своих знаний на рынке труда и поиска соответствующего места работы.
Как свидетельствует практика, правильно сделанный выбор учебного заведения, профессии и программы подготовки с учетом спроса и предложения на рынке труда, является важным моментом в жизни студента, определяющим в дальнейшем возможности трудоустройства молодого специалиста.
Сбор информации и изучение мира профессий является еще одной важной функцией государственных учреждений найма. В США, например в 1935 г. было создано 15 центров по изучению профессий.

На основе проведенной ими большой работы в 1939 г. был выпущен первый словарь профессий. Впоследствии он неоднократно переиздавался. Значение этих изданий вышло далеко за пределы первоначально поставленных целей - обеспечить единообразную информацию и описать профессии для нужд государственных органов содействия трудоустройству. Словари профессий стали важным источником изучения воздействия технического прогресса на изменение содержания и номенклатуры профессий.

Аналогичная работа осуществляется и в других развитых странах.
Реализация другой важной функции - сбор информации об имеющихся вакансиях - наталкивается в большинстве развитых стран на серьезные препятствия. Работодатели весьма неохотно представляют государственным учреждениям такого рода сведения. И, тем не менее, задача эта успешно решается. В США, например, в 46 штатах созданы и действуют автоматизированные системы профессиональной занятости, использующие онлайновые компьютеры, печатный материал, микрофиши и телетайпную связь для выдачи информации о наличии рабочих мест, образовательных возможностей, программ помощи студентам, программ ученичества и военной карьеры.

Терминалы этих систем размещены в средних школах, высших учебных заведениях, библиотеках, центрах профессиональной реабилитации и службах трудоустройства. Земельные и штатные агентства по страхованию занятости, кроме того, выдают подробную информацию о состоянии рынка труда в соответствующем штате, данные о текущем и перспективном состоянии и условиях занятости по профессиям и отраслям, о характере рабочей силы, происшедших и ожидаемых изменениях в экономической жизни штата и отдельных его районов.

В таблице 1 приведены данные, которые, в частности, собираются в государственных органах содействия трудоустройству. Таблица 1 Рост занятости по профессиям в США.

Профессия Численность тыс. чел. Увеличение по сравнению с 1992 на %
Специалисты службы здравоохранения на дому 827 140,6
Работники гуманитарных служб 445 135,9
Специалисты персональной помощи на дому 293 129,8
Инженеры, ученые, техники 447 111,9
Системные аналитики 956 110,1
Учителя детей с физическими и умственными недостатками 625 74,4
Медицинские ассистенты 308 70,5
Офицеры органов коррекции 749 69,9
Специалисты по уходу за детьми 1.135 65,8
Технологи, техники радиологических служб 264 62,7
Секретари юридических организаций 439 57,1
Учителя дошкольного образования 669 54,3
Работники сферы развлечения и отдыха 303 46,1
Секретари медицинских учреждений 341 45,2
Менеджеры продовольственных и жилищных услуг 764 43,5
Специалисты преподавательской помощи 1266 43,1
Специалисты по анализу менеджмента 297 42,7
Медсестры 2601 41,7
Коллекторы законопроектов, счетов 328 40,0
Работники социальной сферы 676 39,5
Преподаватели средних школ 1724 36,6
Преподаватели, инструкторы начального профессионального образования 416 36,5
Спортивные инструкторы, судьи 355 36,2
Менеджеры по маркетингу, рекламе, PR 588 36,1
Садовники 1195 35,2
Врачи 751 35,0
Бухгалтеры, аудиторы 1243 32,3
Менеджеры по инженерным, естественным наукам 444 31,5
Юристы, адвокаты 821 31,1
Программисты 723 30,4


Примечание: Приведены только данные по профессиям, рост занятости по которым за период 1992-2000 годы превышает 30 %, и обладатели которых закончили колледж или университет США.
Для некоторых общественных групп в большинстве развитых стран предусматриваются определенные льготы, осуществляются специальные программы. Так, в частности, ветераны войны пользуются в центрах трудоустройства преимущественным правом на поддержку при получении рабочих мест. Представители центров в первую очередь сообщают им об имеющихся возможностях получить помощь в трудоустройстве и помогают разрешить свои проблемы. Существуют специальные программы трудоустройства для молодежи в возрасте 16-21 года, в том числе для студентов, обучающихся в вузе, исключенных или бросивших вуз, а также для выпускников вузов, вступающих в трудовую жизнь.

Реализуются также молодежные летние программы, обеспечивающие работой в летний период молодежь из семей с низкими доходами и ряд других.
Местные (муниципальные) агентства трудоустройства, являясь бесприбыльными организациями, специализируются в оказании помощи в сфере консультирования, повышения квалификации и поиска работы в основном таким общественным группам, как женщины, молодежь, национальные меньшинства и лица пенсионного возраста, которые проживают на территории данного муниципалитета.
В отличие от государственных, частные службы трудоустройства, как отмечалось, работают на платной основе. В США не существует федерального законодательства, регламентирующего их деятельность. Она регулируется на уровне штатов.

Большая часть таких частных предприятий использует систему комиссионных, в которой величина оплаты зависит от конечного результата. При этом плату, в зависимости от характера услуг, вносит либо претендент, ищущий работу, либо нанимающая фирма. Деятельность частных агентств помогает заинтересованным сторонам существенно сократить время поиска работы или работника.

Местные власти в ряде стран установили потолок оплаты за подобные посреднические услуги.
Частные агентства трудоустройства дают объявления о своих услугах в газетах и журналах и выступают в качестве консультантов по найму. В крупных городах агентства могут специализироваться по отдельным типам профессий, а в малых - занимаются трудоустройством по всем профессиям. Консультанты частных фирм постоянно поддерживают связь с работодателями, изучают их требования к сотрудникам, ориентируют в соответствии с ними своих клиентов. Они проводят с клиентами тесты, проверяют их способности, помогают определить свои возможности, разъясняют условия, сложившиеся на рынке труда, требования для занятия соответствующих должностей, а также определяют стоимость подготовки в колледжах или по специальным программам.

Тех людей, которые отвечают требованиям, агентства направляют на фирмы. Там проводятся собеседования и принимаются окончательные решения о приеме на работу.
Услуги по трудоустройству оказывают также отделы кадров предприятий. В 1998 году средняя сумма затрат фирм США по найму одного работника составила 224 доллара. В то же время, затраты на поиск нужного специалиста могут подниматься и до 50000 долларов.

Подготовка квалифицированного работника обходится нанимателю все дороже. Считается, что замена квалифицированного сотрудника стоит примерно столько же, сколько его годовая зарплата, поскольку нового сотрудника часто приходится обучать непосредственно на производстве.

Существенно при этом, что работодатели США ежегодно предоставляют возможность обучения большему числу людей (14 млн. чел.), чем вся система высшего образования страны (12,3 млн. чел.). Наниматели США ежегодно выделяют около 30 млрд. долларов на оплату собственных или приобретаемых курсов формального образования производственного персонала.

Текущие средние расходы на эти цели обычно составляют 1% от фонда заработной платы, однако расходы в 2% и даже 3-4% от этого фонда также не являются необычными для нанимателей, воспринимающих затраты на подготовку производственного персонала как инвестиции в будущее компаний.



Содержание раздела