d9e5a92d

Службы по трудоустройству выпускников зарубежных вузов

Отношения между регионами и университетами строятся на основе соглашений в рамках контрактов, заключаемых между государством и региональными властями, по реализации национальных планов развития. В каждом из таких контрактов, заключаемых на срок действия плана, существует специальный раздел, регулирующий взаимоотношения между университетами и местными властями.
По логике рыночной экономики влияние правительства должно сводиться к координации деятельности и разработке нормативно-правовой базы, стратегического планирования развития сферы образовательных услуг, анализа, оценки и контроля качества образования.
Для системы профессиональной подготовки в США характерна высокая децентрализация организации и управления. Основную роль здесь играют местные органы управления общины, частный сектор и различные добровольные организации.

Ответственность за состояние дел в области профессионального образования лежит на правительствах отдельных штатов.
В Великобритании господствует отраслевой принцип управления профессиональной подготовкой. Основную ответственность за профориентационные услуги и трудоустройство обучающихся несет служба карьеры.

Ответственность на реализацию правительственной политики по широкому кругу вопросов в сфере труда и трудовых отношений несет Министерство занятости.
Анализ зарубежного опыта дает возможность выделить условия, которые могут обеспечить учащимся трудоустройство на конкурентоспособном предприятии:
адекватность программы подготовки в учебном заведении и требований конкурентоспособного предприятия;
статус работодателя;
удовлетворенность работодателя выпускником;
гарантия трудоустройства учащегося после окончания подготовки;
статус предполагаемой должности выпускника;
роль изучения общеобразовательных, общетехнических и специальных предметов при последующем трудоустройстве;
преемственность производственной подготовки с программой обучения и подготовки;
удовлетворенность выпускника при трудоустройстве;
гарантия трудоустройства выпускника;
служебная карьера выпускника;
высокий престиж учебного заведения;
долговременное курирование выпускников;
удовлетворенность службами по трудоустройству и др.
Вузы в системе непрерывного образования формируют общетеоретическую базу производственной квалификации, а в тесном сотрудничестве с бизнесом играют самостоятельную и важную роль в повышении квалификации рабочей силы в целом. Учебные центры корпораций все силы сконцентрировали на специализации рабочей силы и повышении ее квалификации. В этом процессе они сотрудничают с вузами.

Одновременно оказывается активная поддержка учебным заведениям в выполнении их собственных функций.
В странах Западной Европы создаются центры переподготовки и повышения квалификации для взрослых, имеющих специальность, которые решили совершенствовать свои знания, например, в области менеджмента, философии, психологии и других науках. Подобные центры организуются как фирмами, так и университетами. В учебных программах этих центров основной упор делается на самообразование, учет особых интересов и опыт предыдущей работы, а также интенсивные методы, широкий выбор специализации.

В университетах предлагается на выбор несколько наиболее перспективных программ обучения по общему управлению, стратегии корпораций, организационному анализу, управлению человеческими ресурсами. Обязательные программы включают такие предметы, как финансовый анализ и маркетинг, стратегическое и текущее управление, принятие решений, управление конфликтами, подготовка специалистов, оплата труда, стратегия менеджмента.

В качестве специальных дисциплин изучаются политика и власть, малый бизнес, сравнительные методы в управлении, прогноз потребностей в рабочей силе и др.
Очень престижным считается получение образования в ведущих западных бизнес-школах по так называемой программе МВА.
Степень MBA (Master of Business Administration) Магистр бизнес-администрирования наиболее известная и популярная академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Эту квалификацию, как правило, получают в дополнение к уже имеющемуся высшему образованию с целью приобретения специальных знаний и навыков в области менеджмента.
Программы обучения рассчитаны на один или два года. Одногодичные программы, а иногда даже более короткие (до 10 месяцев), больше распространены в Европе.

Считается, что они хороши для людей с экономическим образованием и большим опытом работы. Двухгодичные программы популярны в США и больше подходят для гуманитариев или людей с небольшим практическим опытом, поскольку позволяют основательнее изучить предметы и попрактиковаться во время каникул (summer internship).


Учебный процесс состоит из лекций, семинаров, компьютерного моделирования, разбора ситуаций из области реального бизнеса, так называемых кейсов (case study разбор ситуаций из практики), проектов по заказам компании, групповых занятий и других видов работы, но основная методика преподавания варьируется по усмотрению каждой конкретной школы. Есть бизнес школы с очень гибким учебным планом, как, например, Чикагская школа бизнеса (Chicago GSB), где преподается всего один обязательный для изучения, курс, или более традиционные, где первый год в основном посвящен обязательным предметам (core courses) типа маркетинга и бухучета, а второй - предметам по выбору (electives).
Программы американских бизнес школ несколько отличаются от европейских. Европейские программы обычно рассчитаны на один год, предполагают очень плотные контакты с реальным сектором, концентрируются на европейском либо международном бизнесе, интернациональны.

Средний возраст студентов ближе к тридцати годам. При отборе будущих студентов первостепенное внимание уделяется опыту работы и достигнутым успехам.
Американские программы рассчитаны на два года обучения, акцент в них делается на исследовательские работы, первостепенное внимание уделяется национальному бизнесу, большинство студентов - это практически всегда граждане США. Приемные комиссии в первую очередь обращают внимание на результаты тестов и отметки об успеваемости при получении предыдущего образования, а средний возраст студентов - 27-28 лет.

Однако в последние годы эти различия между европейскими и американскими программами становятся все менее заметными.
В условиях жесткой конкуренции, существующей на рынке труда, наиболее опытные и квалифицированные кадры имеют преимущества перед остальными при получении высокооплачиваемой работы. Поэтому при устройстве на работу определенный интерес вызывают существующие на данном предприятии возможности повысить свою квалификацию, что в дальнейшем должно привести к продвижению по служебной лестнице.

Многие фирмы, чтобы удержать своих наиболее талантливых и перспективных работников, предлагают им получить образование по той или иной специальности, переквалифицироваться и продвинуться по службе. Обучение превращается в пожизненный процесс и не связывается только с деятельностью школ и вузов.
В Академии РАБО (RABO Academy) в Нидерландах частные компании активно участвуют в составлении учебных планов. Значительная часть учебных часов отводится специализации по определенным направлениям, которые представляют наибольший интерес для финансирующей компании. При этом все оказываются в выигрыше: студенту гарантирована работа, компания получает знающего, высококвалифицированного специалиста, а учебное заведение дополнительный источник дохода. В Нидерландах 90% всех студентов совмещают свое обучение с работой на предприятии.

Здесь осознали все недостатки обучения по полной программе, которое дорого обходится государству и требует максимальной загрузки студентов - до 40 часов в неделю в виде лекций, семинаров, самостоятельной работы.
В Великобритании 35% студентов обучаются по полной программе, и эта доля остается постоянной вот уже в течение 35 лет. Появление Открытого университета, рост числа обучающихся в политехникумах, введение нескольких ступеней обучения, после окончания которых выдается соответствующий диплом, в сочетании с пожизненным обучением - все это способствовало увеличению числа желающих учиться по неполной программе
Возраст учащихся колеблется в пределах 25 лет и старше. В Великобритании отмечается увеличение доли студентов полного курса обучения, работающих во время каникул, а также частично занятых и в течение всего учебного года.
Примером взаимовыгодных отношений между бизнесом и высшими учебными заведениями является сотрудничество между Мичиганским университетом и компанией Дженерал моторc в США. В Шотландии (Великобритания) студенты заключают контракт с администрацией вузов, по которому содержание учебных программ ориентируется на потребности студентов, связанные с их работой в компаниях. В Дании разработаны специальные программы объединенного обучения, в которых значительная часть времени отводится приобретению практических знаний, необходимых для получения работы.

Затем, уже на рабочем мест, выпускник получает дальнейшее образование, которое, в свою очередь, будет ориентировано на занятие должности более высокого уровня.
Студенты проходят практическое обучение на предприятиях, в лабораториях, где впоследствии они будут работать. Все это требует со стороны компаний дополнительных инвестиций, которые, однако, окупятся, когда на предприятия придут высококвалифицированные специалисты, не нуждающиеся в дополнительной подготовке.
В этом процессе важная роль отводится государству. Роль государства и роль бизнеса здесь различны. Государство не может самостоятельно устанавливать связи между производством и образованием, а бизнес не может, даже при его глубокой заинтересованности в высококвалифицированной рабочей силе разрабатывать стратегическое направление развития образования, хотя способен оказать серьезное влияние на совершенствование ресурсной базы вузов, модернизацию программ и используемых технологий обучения.

Вступая в контакт с учебными заведениями, бизнес в каждом конкретном случае решает свои собственные проблемы, зачастую, это краткосрочные производственные задачи. Эффективность функционирования всей системы образования зависит от направлений государственной политики в области образования, занятости и степени согласованности деятельности учебных заведений с производственными структурами.
Бизнес оказывает существенное воздействие на повышение эффективности сферы образования путем повышения его кадрового потенциала и совершенствования материальной базы, а также играет важную роль в функционировании сферы непрерывного образования.
Корпорации превращаются в важный источник финансирования образования. Часть средств предоставляется в форме современного оборудования на развитие ресурсной базы вузов, другая часть в виде субсидий на финансирование совместных проектов и индивидуальные стипендии. Средства, как правило, выделяются под исследовательские программы и технологические разработки, поскольку корпорации заинтересованы в конкретных научных результатах, которые могут быть немедленно использованы в производстве. Оборудование может быть использовано не только в научно-исследовательской деятельности, но и в учебных целях.

В университете может создаваться научное подразделение, которое работает на правах филиала корпорации, в котором преподавателям и студентам выплачивается дополнительня заработная плата за проводимые ими исследования. В лабораториях проводятся и учебные занятия.

Уже в 60-е годы Кембриджский университет в Англии установил тесные связи с бизнесом, позволившие университету привлечь значительные средства на образовательный процесс и проведение научных исследований. Опыт этого университета послужил примером для других западноевропейских стран.
Участие в проектах, финансируемых промышленностью, способствует повышению квалификации преподавателей. Преподаватели, благодаря подобным проектам, получают практические знания о производстве, отдельных его звеньях. Происходит обмен знаниями и опытом между учеными, занятыми в научных производственных центрах, и преподавателями вузов. Сотрудники корпораций могут читать лекции, они поддерживают тесные связи с вузами, участвуя в работе консультационных советов, и корректируя содержание учебных программ.

Правительство поощряет связи бизнеса и вузов, стремясь расширить поиск новых научных решений и повысить конкурентоспособность своих товаров на международных рынках.
Благодаря сотрудничеству с промышленностью, изменяется методика обучения. Студенты, занятые в исследовательском проекте, имеют свои творческие и учебные планы, соответствующие их способностям и творческим интересам.

Таким образом повышается роль индивидуального обучения.
Причем главное внимание уделяется не расширению финансирования, а организации программ, постановке проблем, которые наиболее актуальны для промышленности. Средства корпораций в совокупности с государственным финансированием позволяют значительно увеличить объем фондов научных исследований.
Бизнес также непосредственно участвует в формировании государственной образовательной политики при обсуждении в правительственных кругах различных проектов, которые касаются вузов. Корпорации заинтересованы получить кадры, которые обладают достаточной общеобразовательной и теоретической подготовкой, позволяющей им после окончания вуза включиться в современное производство.
Наиболее существенной в настоящее время становится деятельность государства в качестве координатора, связывающего различные звенья образовательной системы, что крайне необходимо в процессе разработки национальной политики человеческих ресурсов, создания интеллектуального капитала страны.
Средством обеспечения и регулирования отношений между сферами экономики, труда и занятости, профессионального образования и обучения становится социальное партнерство.
Форма социального партнерства зависит от основной модели профессионального образования и обучения, принятой в конкретной стране.
Существуют три основные модели, которые отличаются друг от друга степенью государственного участия в системе профессионального образовния и обучения и потребностями социальных партнеров в объединении усилий:

  1. Государство не играет никакой роли, или его роль незначительна США, Великобритания, Япония. Так, в Великобритании политика в области профессионального обучения в основном определяется на местном уровне, и центральную роль играют работодатели, которым лучше чем кому-либо известны потребности в обучении. Это отражает общие тенденции децентрализации государственного управления, в рамках которой правительство передает полномочия местным органам и предприятиям.

Такая модель называется либеральной. Здесь доминируют предприятия (работодатели), и практически сведена на нет роль профсоюзов.

Предприятия/компании имеют полную свободу устанавливать объем и качество начального и непрерывного профессионального обучения, а государство только определяет уровни квалификационных стандартов для выпускников и предоставляет средства.

  1. Государство планирует и осуществляет профессиональное образование и обучение и управляет им Бельгия, Франция, Италия. Реализуется модель государственного вмешательства. Однако следует отметить, что и в этих странах за последние несколько десятилетий наблюдается рост как формального, так и неформального участия социальных партнеров в управлении профессиональным образованием. При возникновении новых потребностей в профессиональном обучении, социальные партнеры самостоятельно или совместно с правительством принимают непосредственное участие в планировании, реализации, контроле, а иногда и в финансировании новых видов и форм профессионального обучения. Примером могут служить осуществленные при активном участии социальных партнеров эксперименты по разработке моделей, предполагающих чередование обучения на базе учебного заведения и трудовой деятельности, получившие широкое распространение практически во всех странах Западной Европы. Вопросы профессионального обучения в учебных заведениях и на рабочем месте также решаются профсоюзами и работодателями в рамках коллективных договоров.
  2. Государство определяет общие рамки деятельности частных компаний и организаций по осуществлению профессионального образования и обучения совместно с ассоциациями работодателей и профсоюзами: Германия (дуальная система), Нидерланды, Дания, Австрия и Швейцария. Решения, принятые на основе группового консенсуса, государство закрепляет законодательно. Действует так называемая неокооперативная модель.

В области непрерывного обучения решения принимаются на различных уровнях, в тех случаях, когда непрерывное обучение финансируется из государственных средств, государство и регионы несут солидарную ответственность. Социальные партнеры участвуют в процессе принятия решений как на государственном, так и на региональном уровнях через трехсторонние консультативные органы.
В тех случаях, когда непрерывное обучение финансируется предприятиями, решения принимаются на межотраслевом и отраслевом уровнях, а также на уровне отдельных предприятий.
На предприятии вся ответственность за организацию непрерывного обучения возложена на администрацию. Работники принимают участие в процессе принятия решений через консультативный орган, в состав которого входят работодатель и выборные представители работников.
Если мы сравним две наиболее эффективные модели профессионального образования и обучения, либеральную (рыночную) и дуальную, можно сказать, что дуальная система является стратегической моделью обучения. Ее преимущество заключается в возможности наращивать потенциал профессиональных квалификаций.

Слабостью этой модели является тяжеловесная структура, которая ограничивает возможности гибко реагировать на процессы технической модернизации.
Рыночные модели, напротив, обладают возможностями быстро реагировать на изменение ситуации и техническое развитие. Их недостатком следует считать ориентированность профессионального образования и обучения на краткосрочные потребности в профессиональных квалификациях и отсутствие основы для глубокого профессионального развития.
В большинстве стран признается важность стратегического партнерства государственного и частного сектора в деле развития профессионального образования и обучения. Как правило, стратегическое партнерство охватывает такие области, как переподготовка и непрерывное обучение занятых работников, обучение молодежи для первоначальной занятости, обучение безработных и обучение групп, имеющих проблемы относительно получения доступа к обучению и трудоустройству.
Развитие социального партнерства в области профессионального образования и обучения предполагает следующие направления:

  • обеспечение информацией о ситуации на рынке труда и потребности в обучении на национальном и отраслевом уровне;
  • совместная разработка политики в области профессионального образования и обучения и необходимой нормативно-правовой базы;
  • разработка стандартов качества, оценки эффективности и сертификационных требований, которые обеспечивали бы преемственность различных уровней образования и обучения;
  • разработка институциональной структуры и механизмов деятельности;
  • совместное планирование организации системы обучения;
  • совершенствование образовательных и учебных программ и планов, организация обучения преподавателей и руководителей;
  • совместная разработка финансовых механизмов обеспечения системы;
  • мониторинг и оценка функционирования системы;
  • обеспечение равных прав доступа к профессиональному образованию и обучению;
  • обеспечение рабочими местами для прохождения производственной практики на предприятиях;
  • создание фондов на нужды профессионального обучения, в управлении которых участвуют работодатели и работники.

Глубинные изменения, которые переживает система труда и занятости, требуют уделять больше внимания профессиональному обучению, которое становится стратегическим средством развития и поддержания конкурентоспособности.
Повышение значимости образования наблюдается не только на народнохозяйственном уровне, но и в сознании отдельного работника. Растут потребности в творческом характере деятельности, стремление к самостоятельному принятию решений, общественному признанию своих достижений.

Возможность реализации этих устремлений зависит от уровня знаний, поэтому ценность образования в понимании работника значительно возрастает.

Службы по трудоустройству выпускников зарубежных вузов


Учащаяся молодежь развитых стран, помимо описанных государственных, частных предприятий, профсоюзов, профессиональных организаций и других систем трудоустройства широко использует для поиска работы возможности подразделений по планированию профессий при вузах, функционирующих как вузовские службы трудоустройства. Эти подразделения проводят со студентами консультации, определяют путем тестирования их профессиональные интересы и навыки, выдают им советы по поиску работы и пользованию информацей о возможностях трудоустройства, подбирают для некоторых из них конкретную работу, готовят к собеседованию с работодателями. Со студентами проводятся семинары по методам поиска работы, составлению анкетных данных, деловых писем и обращений, эффективному проведению собеседования с использованием деловых игр и видеозаписей, их знакомят также с различными видами работ.

Кроме того, в распоряжении этих подразделений имеется обширный перечень работ для студентов на период летних каникул, а также работ в компаниях на основе повременной оплаты с неполным рабочим днем.
Например, университетский центр занятости в Глазго уделяет серьезное внимание вопросу трудоустройства своих выпускников. По данным за 2000 год, количество вакансий, представляемых Центром занятости, за год выросло на треть.

Более того, Ассоциация работодателей считает, что в будущем году эти цифры увеличатся.
При шотландском университете Данди действует служба трудоустройства, которая не только эффективно обеспечивает студентов рабочими местами, но и способствует включению в учебный процесс специальных курсов для их личностного развития. В Данди учат навыкам, которые требуют работодатели во всем мире: способность принимать решения, умение работать самостоятельно и в команде, коммуникабельность, умение работать с информацией и т.д.
Трудоустройство молодых специалистов в условиях рыночной экономики осуществляется в результате взаимодействия двух встречных динамичных процессов. С одной стороны, выпускники учебных заведений активно ищут на рынке труда подходящее место работы, с другой стороны, наниматели столь же активно ищут на рынке рабочей силы подходящих для них работников.
В испанском колледже профессионального образования Abat Oliba основной принцип преподавания - сочетание лекционных занятий с практическими заданиями и тренингами, предназначенными для того, чтобы как можно нагляднее познакомить студентов с особенностями деловой среды, в которой им придется работать. Обучение в колледже предполагает 2.000 учебных часов, 550 из них приходятся на практику и стажировки по специальности.
Подбором мест для стажеров занимается специальное подразделение - Служба занятости. Оно также проводит анализ рынка труда и заключает договоры с организациями, готовыми брать на практику студентов колледжа или выступать в качестве его партнеров.

Выпускники колледжа, как правило, сразу начинают работать.
Западные вузы стараются сделать переход к самостоятельной жизни максимально безболезненным: они организуют ярмарки вакансий, заключают договоры с компаниями, пытаются дать студентам практические навыки работы.
В целом, например в США, к моменту окончания вуза трудоустраивается 83% выпускников инженерных факультетов и 38% -колледжей свободных искусств; через 3 месяца, соответственно, 94% и 74% и через 9 месяцев - 98% и 94%. При этом, не все выпускники могут сразу же устроиться по специальности или на работу, требующую вузовского образования.

Часть из них, с учетом требований рынка труда или конкретного предприятия, приходит к выводу о необходимости продолжить образование в вузе по магистерской (или иной) программе с целью специализации в конкретной области.



Содержание раздела