d9e5a92d

СБТО отвечает за программы по широкому кругу предметов

СБТО отвечает за программы по широкому кругу предметов, включая бизнес, менеджмент, технику и дизайн, и присваивает квалификации трех уровней (первая, национальная, повышенная национальная).
ЭС определяет экзаменационные требования и процедуры оценки по всем областям изучения бизнеса (включая секретарские умения, владение информационными технологиями и иностранными языками) с присвоением квалификаций четырех уровней (от свидетельств о профессиональной подготовке до дипломов высшего уровня).ГиГ разрабатывает около 1000 экзаменационных материалов для разных уровней обучения по техническим и гуманитарным предметам (от сельского хозяйства до розничной торговли) в тесном сотрудничестве с промышленностью. ЛТПП выдает свидетельства об освоении одного или ряда предметов, а также дипломы трех уровней.
Следует особо отметить, что экзамены основаны на понятии компетенций и призваны оценивать прежде всего практические умения, а также знания, склонности и опыт.
По окончании колледжей продолженного образования выпускникам присваиваются национальные профессиональные квалификации, как правило, уровня 3. Так, например, 73% общего числа квалификаций техников и менеджеров приобретаются именно в этих колледжах, 49% всех профессиональных квалификаций в Великобритании присваиваются выпускникам колледжей продолженного обучения, при этом 66% из них составляют квалификации третьего уровня (218 000 квалификаций уровня 3 и 286 000 уровня 2 ежегодно). Таким образом, в этом образовательном секторе формируется основа конкурентоспособного трудового потенциала для экономики страны.
Как указывалось выше, колледжи продолженного обучения предоставляют возможность получения и высшего образования, причем численность студентов по этой форме обучения превышает общее количество студентов в университетах. (Так, в 1997-1998 гг. только в Англии в колледжах продолженного обучения 190 тыс. человек получали высшее образование, тогда как численность студентов всех университетов Великобритании в 1963 г. составляла 120 тыс. человек.)
Для Британского образования характерна внутренняя преемственность и взаимосвязь между уровнями и формами обучения, которая обеспечивает гибкость системы и позволяет удовлетворить индивидуальные образовательные потребности за счет принятой Программы накопления баллов (credits), в рамках которой человек может сам планировать свое обучение и постепенно продвигаться по намеченной образовательной траектории. Существует Национальный реестр достижений (НРД), где фиксируются и засчитываются (т.е. как бы накапливаются) баллы, полученные по результатам освоения человеком конкретных предметов, квалификаций или их составляющих (единицы квалификации).

При этом баллы засчитываются независимо от того, в каком учебном заведении или учебных заведениях они получены, и по какой форме обучения и за какое время. Колледжи продолженного обучения, как правило, связаны с высшими учебными заведениями и местными работодателями и реализуют различные совместные программы.
Система профессионального образования Германии представляет собой полную противоположность Британской системе, так как она жестко регулируется законами, и в течение последних лет законодательная основа практически не изменялась. Законодательство Германии не гарантирует права на обучение и работу, поскольку в условиях рыночной экономики эти гарантии трудно обеспечить.

Нормативно-правовые документы устанавливают права и обязанности всех участников процесс обучения: работодателей, Палат, Федерального правительства, Института профессионального обучения (BIBB), Министерств образования земель и обучающихся.
Правовые основы системы профессионального образования и обучения в Германии закреплены в Законе О профессиональном обучении 1969г. и Законе О ремеслах 1953г. Эти законы регулируют взаимоотношения между молодыми людьми и компаниями, предоставляющими обучение на предмет заключения контрактов, получения свидетельств о прохождении курса, платы за обучение.

Они также регулируют такие вопросы, как способность компаний предоставлять образовательные услуги, содержание обучения по каждой утвержденной профессии, экзаменационную систему и контроль за обучением. Закон О профессиональном образовании определяет структуру учебного процесса для всех профессий, в рамках дуальной системы.
Предприятия и профсоюзы играют ведущую роль, и совместно с BIBB, определяют содержание обучения по каждой из 370 профессий. BIBB является ведущей организацией, которая инициирует и координирует периодическое обновление программ профессионального образования.



Палаты отвечают за контроль качества обучения на предприятиях и проводят экзамены по каждой профессии. Взаимодействие работодателей и студентов регулируется контрактом (ученичество), который закрепляет права и обязанности сторон.
Дуальная система организации профессионального образования и обучения Германии стабильна. Она имеет высокий престиж у населения страны.

Это массовая система, ежегодно выпускающая 500 тыс. человек, что составляет приблизительно 2/3 возрастной группы населения до 30 лет. Отсев составляет лишь 15%.

Легендарная стабильность системы не исключает необходимости ее постоянного реформирования.
При том, что было бы естественным ожидать наличие законодательства в области финансирования системы, в Германии не существует законов, которые бы обязывали немецкие предприятия предоставлять ученические места и оплачивать стоимость начального обучения, как нет и законов, устанавливающих размер средств, которые должны предоставлять Земли для поддержки профессиональных училищ. Разделение расходов между работодателями, Землями и Федеральным правительством установлено не законом, а традицией.
Предприятия будут играть серьезную роль в осуществлении профессионального образования и обучения только при благоприятных экономических условиях. Восточные Земли Германии столкнулась со следующей проблемой: 2/3 ученических мест финансируются государством, несмотря на налоговые льготы и значительные субсидии (3 8 тыс. немецких марок за место), так как работодатели еще не осознали необходимость инвестирования в обучение молодежи.
До 1993 г. в Венгрии не было закона О пXофессиональном образовании. Такой Закон принят только в 1993 г., и отражает радикальные изменения в социальной и экономической ситуации.

Это очень подробный закон, охватывающий все формы профессионального образования и обучения для лиц старше 16 лет, как на базе учебных заведений, так и вне их. Закон должен был исполняться в сложной ситуации: в 1990 - 1993 гг. на 50% сократилось количество учебных заведений, так как предприятия стали закрывать свои училища, или передавать их государству.
Закон предоставляет государственную гарантию только в отношении утвержденных профессий. Профобучение на базе училищ представляет сочетание теоретического и практического обучения, причем теоретическое направление курируется государством, так же как и стандарты, образовательные программы и аттестация, а практическое - находится в ведении экономических Палат, которые заключают соглашения об обучении с предприятиями.
На местах созданы Советы профессионального образования и обучения, сформированные из предпринимателей, представителей образовательных учреждений, Торговых палат и соответствующих министерств. Местные Торговые палаты отвечают за разработку списка профессий обучения.

Их предложения утверждаются министром по делам профессионального образования и обучения.
Принятие рамочного Закона О профессиональном образовании потребовало дополнительных нормативных актов, регулирующих национальный перечень профессий, правила и процедуры проведения экзаменов, вступительные требования и завершение обучения. В настоящее время учебные заведения сосредоточили внимание на академических курсах, а предприятия занимаются практическим обучением.

Однако на предприятиях наблюдается нехватка ученических мест.
Усовершенствования в системе образования Финляндии начались в конце 80-х годов с дискуссии на национальном уровне по вопросам переориентации системы профессионального образования и обучения на нужды потребителя и необходимости повышения ее эффективности. Далее по результатам дискуссии были приняты конкретные решения на уровне Кабинета министров и Министерства образования. Представляется очень важным, что решения принимались не с позиции высоких чиновников, а опирались на мнение общества, которое и является потребителем услуг системы профессионального образования.

Только при таком подходе можно гарантировать плодотворное осуществление реформ на всех уровнях, поскольку исполнители, осознавая свою причастность к принятию решений и разделяя концепцию осуществляемых перемен, будут творчески и с интересом подходить к их воплощению в жизнь.
В результате обсуждений было решено реорганизовать ряд структур, занимавшихся вопросами образования параллельно с Министерством образования. В 1991 г. произошло объединение Национального управления общего образования и Национального управления профессионального образования в Национальное управление образования, что позволило обеспечить преемственность и взаимосвязь этих двух секторов. Затем были разработаны новые подходы к организации образования. По мнению финских экспертов, одним из главных результатов этого периода была выработка системы совместного обсуждения и решения проблем.

В 1993 г. создана новая модель системы образования, основанная на финансировании учебных заведений не по количеству учащихся, а по достигнутому качеству обучения, то есть по результатам деятельности. Была также разработана система ваучеров для педагогического образования, в рамках которой обучающиеся получили возможность проходить курсы в учебных заведениях по собственному выбору.
В 1993 г. были преобразованы региональные органы управления образованием (у них была изъята часть административных полномочий); это позволило сэкономить значительные средства, но оказалось поспешным и непродуманным решением, поскольку экономия средств не окупила функциональные издержки. В настоящее время происходит восстановление региональных управлений образованием с переосмыслением их функций.
Вслед за административной была реформирована собственно образовательная система. Создана рамочная образовательная программа, которая утверждается на национальном уровне. Учебные заведения получили определенную автономию, однако должны неукоснительно исполнять требования национальной программы.

Введена общенациональная система сертификации студентов, построенная по образцу аналогичных систем Голландии, Германии и Шотландии.
В результате реформы была принята шкала оценки, основанная на единых критериях, в рамках которой оценивание подразделяется на внутреннее и внешнее. Раз в три года образовательные программы рассматриваются и анализируются. Между Министерством образования и Национальным управлением образования заключается Соглашение о системе оценки качества, которое содержит принципы оценивания и его цели на ближайший год.

Если учебное заведение соответствует предъявляемым требованиям, оно получает дополнительное финансирование.
В 1995 г. Финляндия отказалась от государственных учебных заведений. Все учебные заведения ТПО были разделены на базовые и политехнические, и создано четыре многопрофильных учебных заведения.
Особое внимание уделяется прогнозу потребности в образовательных услугах. Прогнозирование осуществляется с помощью работодателей, профсоюзов и государственных структур.

В настоящее время разрабатывается прогностическая система в режиме реального времени (оn line), в рамках которой компании смогут взаимодействовать с системой образования в Интернет и заявлять о своих потребностях в рабочей силе, а также представлять собственные прогнозы потребности по отрасли или региону.
На местном уровне наблюдается активное взаимодействие между учебными заведениями различного типа: университетами, политехникумами, профучилищами. 30% академических программ организовано так, что они могут быть освоены вне стен учебного заведения.
Таким образом, в Финляндии реформа следует общим тенденциям развития образования в странах Западной Европы и носит комплексный характер.
Поскольку в Нидерландах практически для всех профессий требуется получение квалификации, большинство учащихся продолжают обучение в учебных заведениях по достижении 16 лет. По Закону после 17 лет учащиеся должны посещать учебное заведение два раза в неделю.
Треть занятых работников имеют среднее профессиональное образование высшей ступени или прошли обучение по программе ученичество.
Профессиональное образование и образование для взрослых является фактором успешного экономического развития. Система образования Нидерландов представления на рис. 1.

Университет Высшее образование
II фаза
продолженного
образования
Среднее профессиональное
образование (4 уровня)
I фаза
продолженного
образования
Подготовительное
профобразование
Базисная средняя школа (4-12 лет)


Рис.1.
В начале 90-х годов cиcтeмa пpoфeccиoнaльнoгo образования Нидерландов столкнулась с рядом проблем, порожденных неоправданно большим количеством малокомплектных учебных заведений, неэффективным управлением, отсутствием четкой квалификационной структуры, слабой связью между образованием и рынком труда, недостаточным вниманием к качеству образования и чрезмерным вмешательством государства. Для преодоления этих недостатков было принято решение реформировать систему в целом и поставлен вопрос о комплексной реформе среднего профобразования.
Для гармонизации различных форм обучения 1 января 1996 г. был принят Закон О профессиональном образовании и образовании взрослых. Закон устанавливает новое административное взаимодействие между государством и учебными заведениями и направлен на повышение качества и доступности образования, в частности, за счет усиления автономии учебных заведений и дерегулирования управления.

Закон также учредил новый тип учебного заведения - Региональный центр обучения (РЦО), поскольку только учебные заведения широкого профиля способны гарантировать индивидуализацию обучения большому количеству граждан, желающих получить образование в рамках программ обучения взрослых и на курсах профессиональной подготовки.
Помимо этого, Законом введены национальная структура квалификаций для профессионального образования, предусматривающая четыре квалификационных уровня и две образовательные траектории, новая система обеспечения качества и новая модель финансирования по количеству учащихся и их успешности, подтвержденной выдачей соответствующего диплома. Закон имеет целью создание притока на рынок труда выпускников, обладающих конкретными профессиональными квалификациями.

Начиная с 1 августа 1997 г. профессиональное образование осуществляется в рамках пяти программ, каждая из которых рассчитана на четыре уровня квалификации, что соответствует европейской системе SEDOC.
Следует особо подчеркнуть, что Закон обобщил уже накопленный опыт и юридически закрепил преобразования, начавшиеся задолго до его принятия. Эти преобразования касались повышения автономии учебных заведений и были вызваны необходимостью соответствовать требованиям, предъявляемым рынком труда.

По сути Закон способствует формированию саморегулирующейся системы, в рамках которой соблюдается равновесие всех сторон, принимающих участие в функционировании системы образования.
В результате была построена новая инфраструктура учебных заведений, а именно, сеть крупных полидисциплинарных учебных заведений, предоставляющих возможность обучения в течение всей жизни (за 10 лет 1400 учебных заведений интегрировались в 60!). Причем после укрупнения почти все учебные заведения упрочили свое финансовое положение вследствие полученной автономии, которая касается и расходования средств. Гораздо больше внимания стало уделяться обновлению содержания образовательных программ и обеспечению качества обучения.

Значительно повысился уровень управления в учебных заведениях, была разработана четкая и ясная квалификационная структура и укрепилась связь между образованием и рынком труда.
Таким образом, в результате реформы был совершен переход от жесткой регламентации деятельности учебных заведений к таким параметрам оценки деятельности, как качество и достигнутый результат. Осуществленные перемены способствовали активизации внутренней мотивации участников системы к повышению эффективности собственной деятельности.
Ярким примером нового типа укрупненных учебных заведений является Региональный центр обучения в Эйндховене. РЦО Эйндховен - одно из крупнейших учебных заведений в Нидерландах, которое предлагает среднее профессиональное образование по полной и неполной форме обучения, а также реализует множество различных программ для рынка труда. Управление Центром осущестJляется Советом управляющих. Изначально Центр объединял шесть современных образовательных учреждений и школу по обучению взрослых.

Центр предоставляет широкий спектр образовательных услуг для молодежи, взрослого населения, занятого населения и безработных, а также лиц, ищущих работу. Штат Центра насчитывает около 1 450 сотрудников, количество студентов достигает 24 тысяч. Помимо этого более 15 тысяч работников компаний и организаций ежегодно проходят обучение в Центре и пользуются его консультационными услугами. Профессиональное обучение предусмотрено в рамках 16 секторов, программы по обучению взрослого населения разрабатываются по заказу клиента.

Особое внимание при организации обучения уделяется использованию новых дидактических концепций и подходов, способствующих формированию и развитию таких качеств обучаемых, которые бы позволили им самореализоваться как в профессии, так и жизни в целом, для чего проводится постоянный мониторинг изменений рынка труда.
В августе 2000 г. в результате реорганизации Центра, 6 его структурных подразделений были преобразованы в 18 учебных заведений по отраслям, учебное заведение для обучения взрослых и общую среднюю школу. Эти преобразования призваны укрепить связь обучения с рынком труда. Центр активно сотрудничает с отраслевыми компаниями и организациями в сфере обновления программ и разработки новых курсов по профессиям.

Так, отраслевые образовательные программы создаются при участии представителей работодателей, работников и учебных заведений этих отраслей и Национальных организаций по вопросам профессионального образования. На региональном уровне работники Центра взаимодействуют с организациями, представляющими промышленность в рамках соответствующих комитетов, что позволяет осуществлять связь обучения с региональным рынком труда.

Эти комитеты занимаются вопросами качества профессионального обучения, обеспечением рабочих мест для производственного обучения и разработкой прогнозов развития промышленности. Следует особо отметить, что при наличии разнообразных ресурсных возможностей Центр считает приоритетным направлением обучение для рынка труда, отвечающее потребностям региональной экономики.
Как показывает обзор реформирования системы образования в Нидерландах, при осуществлении реформ необходимо задействовать возможно большее число субъектов системы образования и социальных партнеров (государства, учебных заведений, работодателей и т.д.). Для повышения эффективности обучения требуется создать сильные автономные учебные заведения.
В процессе реформы особое внимание следует уделять обеспечению качества образования и деятельности учебного заведения и их оценке, которая должна прводиться по результатам, учитывать размер учебного заведения, качество обучения студентов, уровень практического обучения, уровень автономии учебного заведения, взаимодействие учебного заведения с местным сообществом, эффективность используемых методов обучения и исполнение стандартов. Для успешного реформирования системы образования большое значение имеют также эффективные механизмы многоуровневого финансирования и реализация модели финансирования по результатам.
В Австрии система технического и профессионального образования имеет давние традиции, как в обучении по программе ученичество, так и в практике реализации программ профессиональной подготовки в рамках высших учебных заведений.
В целом для системы технического и профессионального образования Австрии характерна тесная связь со службами занятости, ранний выбор образовательной траектории за счет диверсификации старшей ступени средней школы, высокая степень правового регулирования и направленность на предоставление гражданам возможности самореализации в жизни и обеспечение активного участия граждан в социально-экономическом развитии страны.
В 70-х годах происходило бурное развитие сектора технического профессионального образования, благодаря чему в настоящее время существует большой выбор различных образовательных траекторий. После окончания начальной школы (первые четыре года обучения) учащиеся могут перейти либо на низшую ступень средней школы (70%), либо на низшую ступень (5-8-й годы обучения) общеобразовательной школы (в среднем 30%, в городах - до 80%).

После успешного завершения восьмого года обучения выпускник может продолжить образование в училищах и колледжах технического и профессионального обучения. В зависимости от типа учебного заведения зачисление осуществляется по результатам окончания либо предыдущей ступени, либо вступительного экзамена.
Умения и компетенции, приобретенные в колледже, могут быть засчитаны при дальнейшем обучении в Fachhochschul, что приводит к уменьшению продолжительности обучения. Студенты, не прошедшие полный курс обучения в учебных заведениях ТПО, могут продолжить образование в рамках программы ученичество, причем при зачислении им засчитываются пройденные курсы.
Организация системы технического и профессионального образования Австрии является поучительным примером. Вся система характеризуется цельностью, взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью составляющих ее структурных элементов и содержательных блоков.

Она направлена на обеспечение максимальной широты выбора образовательной траектории, а также ее изменения в случае необходимости. Практически любой образовательный маршрут предусматривает возможность горизонтальной и вертикальной мобильности для реализации академических прав граждан.

Именно поэтому каждый курс обучения может быть засчитан при продолжении образования или обучения, а экзамены за курс среднего ТПО и курсы обучения для занятого населения разрешается сдавать без посещения учебного заведения, что, безусловно, способствует мотивации граждан к самообразованию и освоению или совершенствованию квалификаций в рамках профессиональной деятельности.
Самостоятельность университетов проявляется сегодня в активном развитии отношений с местными органами власти всех уровней и местными компаниями. Сотрудничество с предприятиями в последние годы все чаще приобретает формы контрактов на подготовку кадров.

Часто университеты используют возможности местных предприятий для осуществления программ подготовки, по новым специальностям, привлекая специалистов предприятий для проведения практической работы.
В последнее время имеет место все усиливающаяся тенденция создания курсов на самих фирмах. По сравнению с обучением в специализированных учебных заведениях обучение на предприятиях имеет меньший коэффициент потерь.

В целом, связи между предприятиями и учебными заведениями недостаточны. Только крупные фирмы имеют хорошо организованные отделы обучения.
В развитых странах общественное мнение поддерживает децентрализацию. Полная свобода местных учебных заведений основывается на нуждах рынка, и влияние правительства практически отсутствует.
Происходит перераспределение полномочий в сфере развития отдельных территорий между центральным правительством и региональными властями, поскольку последние наделяются правом распоряжаться соответствующими финансовыми ресурсами. Повышение роли региональных властей в решении проблем занятости и экономического развития способствовало усилению внимания с их стороны к проблеме организации подготовки кадров на местном уровне.

Региональные власти проявляют интерес к проблемам организации подготовки специалистов, необходимых для местного развития, так же как и к проведению соответствующих научно-исследовательских работ.



Содержание раздела