d9e5a92d

Проблемы и основные направления регулирования рынков труда

Другая часть также не спешит с устройством на работу, изучает по объявлениям рынок труда, рассматривает предложения служб трудоустройства, консультируется у соответствующих специалистов и т.п. Третьи -пытаются найти лучшее, чем первоначальное место работы, или работу, соответствующую полученной специальности. Естественно, что в предпочтительном положении в развитых странах с точки зрения трудоустройства оказываются лучшие студенты. Наиболее способные и предприимчивые из них постоянно находятся в поле зрения вузов, корпораций и государственных лабораторий. Вузы ищут себе перспективных аспирантов для последующего трудоустройства на преподавательские должности, а корпорации и лаборатории - перспективных работников для собственных производств. Перечисленные учреждения выделяют наиболее талантливым студентам специальные стипендии для учебы, а аспирантам также и гранты на проведение самостоятельных исследований.

Государственные лаборатории и корпорации, кроме того, активно привлекают способных студентов и аспирантов к участию в совместных или по заказам исследовательских проектах, а также идут на прямые контакты с вузами с целью заблаговременного отбора перспективных сотрудников.
Многие фирмы устанавливают прямые связи с колледжами и университетами, а ряд крупных корпораций организуют региональные представительства по связям с ведущими вузами страны для отбора наиболее перспективных выпускников. Корпорация Локхид, например, установила тесные контакты с 11 наиболее престижными вузами США, из которых набирает свыше 60% молодых сотрудников.

Для связи с ними выделяются специальные представители. Один - по техническим вопросам, другой - полномочный представитель.

Функции первого - обеспечение непрерывных прямых контактов компании со студентами и преподавателями вуза, функции второго - организация конкретных, совместно с вузом, проектов, в том числе в области кадровой политики и создании новых учебных курсов.
Компания Reuters для стран СНГ имеет специальную программу Graduate, рассчитанную на то, чтобы поддержать способных выпускников, дать им шанс быстрее сделать карьеру в рамках организации. Сверхзадача воспитать финансовую элиту завтрашнего дня. В этой программе могут принять участие студенты последних курсов вузов, специализирующиеся на информационных технологиях или финансовых рынках. За два с половиной года ее участники получат подготовку, необходимую для того, чтобы сделать стремительную международную карьеру.

Отобранные для участия в программе люди сначала проходят интенсивное обучение в Женеве, где находится корпоративный тренинг-центр, а затем работают в ключевых отделах какого-либо филиала Reuters: первый год в подразделении, отвечающем за оказываемый клиентам сервис (customer support), второй в отделе продаж или маркетинга. Такая подготовка позволяет сэкономить несколько лет движения по карьерной лестнице. При отборе претенденты должны выдержать несколько этапов: конкурс письменных заявок и эссе на свободную тему, тест на знание английского языка, затем собеседования с начальниками департаментов продаж и технической поддержки. Отбирают лучших, которые затем отправляются в Assesment Center в Брюсселе.

По результатам этой поездки делается окончательный выбор. Программа Graduate действует уже несколько лет. В 2000 году собрали около 400 заявок. Из четырех сотен человек были отобраны двое.

В 2001 году схема отбора будет пересмотрена: планируется выйти напрямую на несколько московских вузов и провести там анкетирование.
Говоря о механизме трудоустройства наиболее способных студентов, следует отметить получившую широкое распространение в развитых странах практику создания (на базе студенческих исследовательских групп при вузах) молодежных предприятий, предлагающих свои услуги различным промышленным компаниям и фирмам. Студенты, сотрудники указанных молодежных предприятий, решают в них триединую задачу: повышают свою теоретическую и практическую подготовку, улучшают материальное положение, устанавливают контакты с фирмами, в которых они желали бы работать.
Развитию сети молодежных предприятий в странах с рыночной экономикой активно содействуют местные банки, выделяя им на цели становления и развития безвозмездную помощь и кредиты. Сеть молодежных предприятий в этих странах за последние годы настолько расширилось, что они стали объединяться в союзы, которые, в свою очередь, вошли в Международную конфедерацию молодежных предприятий.

В связи с образованием к 1992 г. единого общеевропейского рынка, студенты западноевропейских стран планируют создание Европейской сети молодежных предприятий.


Еще одним механизмом трудоустройства и повышения квалификации молодых специалистов в развитых зарубежных странах является практика заключения соглашений промышленных компаний с вузами о совместном участии в программах кооперированного обучения (в Европе они известны как сэндвич-курсы). В рамках этих программ студенты поочередно четверть, семестр или полный год проводят в вузе, а затем на производстве, и так до завершения полного курса. При этом предусматривается, что каждый студент работает на производстве по избранной специальности, и по мере повышения в процессе обучения уровня своих научных и профессиональных знаний, постепенно перемещается с начальных должностей на более высокие, а по окончанию вуза назначается на должность, соответствующую дипломированному специалисту.

В США, наряду с кооперативным обучением, все большее распространение получает безотрывная (заочная) форма обучения. В настоящее время по этой форме в стране обучается примерно 40% всех американских студентов, что, естественно, упрощает для них проблему трудоустройства.
Разрабатываются новые методы планирования подготовки специалистов в вузах, учитывающие потребности рынка труда и возможные диспропорции в будущем, поскольку рыночные изменения болезненно сказываются на финансовом положении и престиже вузов из-за длительных сроков обучения и его в сокой стоимости. Рыночное регулирование в его традиционном понимании (повышение спроса на специалистов определенных профессий ведет к увеличению заработной платы, в результате чего увеличивается приток специалистов) в условиях современного динамично развивающегося производства и все усложняющегося характера труда практически не действует. Задача системы образования не просто отслеживать и компенсировать избыток или нехватку кадров определенных профессий. Здесь требования должны осмысливаться как совокупность профессиональных, психологических характеристик, имеющих свою динамику.

Приходится разрабатывать прогнозы занятости, поскольку крупные и дорогостоящие программы из-за недостатка информации могут потерпеть провал. Поэтому создание новых методов планирования, которые опираются на информацию о будущих потребностях в специалистах, стало основной задачей в сфере образования.
Стратегическое видение проблемы развития человеческих ресурсов в долгосрочном плане должно сочетаться с разработкой и осуществлением государственной образовательной политики. Эта политика основывается на постоянном изучении тенденций развития рынка труда. Ценную информацию, касающуюся положения на рынке труда, дают демографические, социальные и экономические прогнозы.

В прогнозах обосновывается необходимость готовить специалистов, обладающих определенным комплексом знаний и навыков, которые требуются для работы в организациях самого разного типа бизнесе и государственных учреждениях. В частности, программы подготовки специалистов по проблемам управления экономикой предусматривают предоставление необходимых прикладных знаний, целенаправленное воспитание инициативности, предприимчивости, умения руководить людьми, готовности рисковать и изыскивать новые возможности в сфере организации производства. Причем эти новые программы организуются без ущерба фундаментальной академической подготовке.

Это достаточно сложная задача, поскольку ее приходится решать в условиях дифференциации учебных заведений и увеличения приема студентов с различным уровнем подготовки, среди которых растет доля лиц, имеющих стаж практической работы.
Важным фактором, содействующим трудоустройству молодежи в развитых странах, является система социального страхования, стимулирующая своевременный уход пожилых работников на пенсию и обеспечивающая, таким образом, бесконфликтную смену поколений. В США, например, гибкая система социального страхования стимулирует не только своевременный (в 65 лет), но и преждевременный выход на пенсию. Уже с 62 лет можно получить 80% -страховой суммы. Кроме того, предприятия сами предусматривают выплату компенсаций на случай преждевременного по возрасту увольнения работников.

В итоге, по достижению 62 лет на пенсию в США выходит почти половина работающих мужчин, а к 64 годам - 3/5. Подобные по характеру меры социального страхования широко применяются и в других странах.
Качественные изменения в сфере взаимодействия высшего образования и производства следует рассматривать как свидетельство того, что на современном этапе ни одна страна без подготовки специалистов на хорошем уровне или без научно-исследовательской работы в области высшего образования не может обеспечить уровень прогресса, отвечающий потребностям и надеждам общества, в котором экономическое развитие осуществляется с учетом необходимости сохранения окружающей среды и сопровождается деятельностью по гуманизации человеческих отношений на основе принципов демократии, терпимости и взаимного уважения.
Исходя из этих общих положений, деятельность по всем направлениям работы с выпускниками вузов должна отвечать требованиям времени, когда новые возможности сопряжены с новыми задачами и глубокими изменениями социально-экономических процессов в обществе.
В области высшего образования необходимо пересмотреть, принимая во внимание связи высшей школы с обществом, и в частности, с экономическим сектором, вопросы, касающиеся институциональной и организационной структуры, финансирования и управления системой профориентации, трудоустройства и адаптации молодых специалистов. Следует выработать с участием всех соответствующих партнеров комплексный подход в отношении стоящих целей и задач.
Изложенная в исследовании информация о структурах и механизмах трудоустройства в странах с развитой рыночной экономикой представляется полезной для ее теоретического осмысления и возможного практического использования при создании аналогичных структур и механизмов в нашей стране.

Проблемы и основные направления регулирования интернационализации внутренних рынков труда.


Для экономики развитых стран характерно явление интернационализации внутренних рынков труда.
Проблемы интернационализации внутренних рынков труда возникли в самом начале интеграционных процессов в Европе. Уже при организации Единого Экономического Сообщества среди важнейших направлений интеграции отмечалась свобода миграции рабочей силы (наряду со свободным передвижением товаров; беспрепятственным управлением фирм в любом месте Сообщества и предоставлением услуг; свободным движением капитала между странами-участниками) как необходимое условие эффективного интеграционного сближения стран.
Каков же механизм формирования рынка рабочей силы в Европейском Сообществе?
В начале 60-х гг. был принят первый важнейший документ, регламентирующий совместное использование рабочей силы, - О первых мероприятиях по осуществлению свободного передвижения трудящихся внутри сообщества, в котором выделялись три этапа этого процесса. На первом этапе отменялись въездные визы для лиц наемного труда внутри ЕЭС, на втором (1964 г.) - были отменены преимущественные льготы местной рабочей силы и расширен круг семьи работника в случае переезда, на третьем (1968 г.) - было обеспечено юридическое равенство в правах в области найма, оплаты, условий труда, квалификации, социального обеспечения и т.д.
В механизме, обеспечивающем в настоящее время функционирование рынка рабочей силы в ЕС, ряд инструментов играет определяющую роль. Большинство из них направлено на непосредственный субъект этого рынка самого работника.
Так, постепенно обеспечивалось единство социального законодательства в странах ЕЭС. Этот процесс завершился в 1980 г. принятием регламента о распространении социального обеспечения (включая пенсии) и на мигрирующее самодеятельное население, а также на застрахованных лиц, не имеющих самостоятельного заработка.
Одновременно обеспечивались условия для свободного передвижения лиц наемного труда путем унификации систем подготовки и аттестации кадров в рамках Сообщества. Для большинства видов профессиональной деятельности в области производства, услуг и торговли достаточно, чтобы принимающая страна признала опыт, полученный иммигрантом в течение определенного времени в своей стране, гарантирующий его профессиональную пригодность.

Были разработаны единые стандарты требований к уровню квалификаций, предъявляемых к работникам определенных профессий, в частности, для занятия иммигрантами ряда должностей, особенно в здравоохранении, юриспруденции и других сферах, где требуются диплом о специальном образовании, а иногда и наличие определенного стажа практической работы. Согласование таких вопросов продвигалось медленно.

Так, для принятия директивы в отношении признания дипломов врачей понадобилось шесть лет, дантистов десять лет, ветеринаров девять лет, среднего медицинского персонала десять лет (в 2-х последних случаях еще и два года на введение в практику).
С начала 60-х годов до середины 90-х годов удалось принять около 80 директив такого характера, в т.ч. 10 - в области сельского хозяйства, лесоводства и садоводства; 3 - в добывающей промышленности; 4 - на транспорте; 11 - в банковском, финансовом и страховом деле; 7 - в торговле; 3 - в индустрии услуг; 13 - в отношении так называемых свободных профессий и т.д.

Одновременно унифицировались нормы предпринимательской деятельности на территории всего Сообщества.
Важнейшим элементом реализации единой политики занятости является созданный в 1960 г. на базе Римского договора Европейский социальный фонд. Его главная задача в современных условиях финансирование обучения, и в первую очередь, переквалификации работников. Он частично возмещает затраты, связанные с переселением работников из одной страны в другую, а также имеет особую систему финансовой поддержки наиболее уязвимых групп трудящихся: иностранных рабочих, лиц пожилого возраста, молодежи и выпускников школ, женщин старше 25 лет, ищущих работу впервые или после продолжительного перерыва, инвалидов и трудящихся депрессивных отраслей.

Его субсидии предоставляются также и лицам не наемного труда, в частности фермерам. Фонд может покрывать до половины затрат, связанных с переквалификацией или переселением рабочей силы.

Приоритеты фонда постоянно приводятся в соответствие с потребностями рынка рабочей силы в ЕС.
Среди других фондов в ЕС наиболее существенную роль в решении проблем занятости играет Европейский региональный фонд. Созданный в 1975 г., он стимулирует развитие отсталых и кризисных регионов в странах Сообщества (в случае, если валовый общественный продукт на душу населения в них менее 65% среднего уровня).
Средства Фонда образуются за счет взносов стран по специальной квотной шкале, учитывающей уровень развития страны. Величина финансового участия этого Фонда в региональных программах, как правило, не превышает 50 % (исключение составляют только некоторые региональные программы в Португалии, где его доля достигает 70%).
Важной задачей ЕС в современных условиях является согласование действия важнейших фондов (Социального, Регионального и Сельскохозяйственного) в решении проблем занятости менее развитых или депрессивных районов.
В целом опыт ЕС свидетельствует о том, что унификация целей развития, в т.ч. и в области занятости, ведет к совместно согласованной дифференциации региональной политики. Это является важной особенностью современного общеевропейского экономического пространства.
Рынок труда ЕС характеризуется сравнительно большой открытостью. Численность официально занятых иностранцев превышает 13 млн., т.е. более половины всего контингента иностранной рабочей силы в мире.
В нашей стране защита прав работников, выполнение соответствующих обязательств перед ними является важным государственным делом. Здесь важную роль должно сыграть скорейшее присоединение ко многим конвенциям Международной организации труда (МОТ).
Во всем комплексе юридических проблем, связанных с международной миграцией, как показывает практика, одно из определяющих мест занимает соглашение о взаимном признании дипломов и удостоверений о квалификации или профессиональной пригодности. На практике специалистам из стран бывшего СССР приходится каждый раз подтверждать квалификацию и сдавать соответствующие экзамены, причем в большинстве случаев на уровне на порядок ниже, чем они имеют.
В настоящее время Россией подписана и ратифицирована европейская Конвенция 1979 года о признании курсов обучения, дипломов и степеней высшего образования, к которой присоединились США и Канада. Российская Федерация также входит в качестве члена в Центр ЮНЕСКО по высшему образованию, что дает возможность провести сравнительный анализ структуры и уровня обучения в странах Восточной и Западной Европы, а также в бывшем СССР.
11 июня 1997 года в Хельсинки подписано Руководство по признанию в Российской Федерации документов об образовании, полученных в других странах, и признанию российских документов об образовании в других европейских странах.
В данном документе заложена идея о том, что документы об образовании, дающие доступ к образовательным программам определенного уровня в родной стране, должны также давать доступ к образовательным программам сравнимого уровня в зарубежной стране.
Кроме того, в Руководстве принята во внимание концепция признания во всех случаях, за исключением тех, когда обнаруживаются существенные различия, соответствующей Конвенции Совета Европы/ЮНЕСКО о признании дипломов о высшем образовании в регионе Европы, принятая в 1997 г. В случае наличия существенных различий, решение следует искать на основе двусторонних соглашений или на индивидуальной основе. Дипломы, выданные в Российской Федерации при предшествующей образовательной системе (до 1991 г.) в области некоторых дисциплин, таких как история, право, экономика, философия и общественные науки, могут быть подвергнуты анализу для определения оправданности их признания.
Документы об образовании, дающие доступ к высшему образованию в своей стране, рассматриваются как дающие доступ к высшему образованию в Российской Федерации на тех же условиях, что и для граждан Российской Федерации.
Российским органам по оценке квалификаций рекомендовано приложить усилия для внесения изменений в соответствующие регламентирующие акты для того, чтобы дать возможность обладателям документов о получении среднего образования, дающих доступ к высшему образованию в их стране, быть допущенными на индивидуальной основе к поступлению в российские вузы без вступительных экзаменов или с исключением некоторых предметов из этих экзаменов.
ЮНЕСКО продолжает дальнейшую работу по совершенствованию законодательства, регулирующего международные отношения в области высшего образования.
Разработан совместный план работы шести межправительственных комитетов по применению региональных конвенций о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней на 1999-2005 гг. Он принят в Париже 2 октября 1998 года и включает в себя следующие основные направления деятельности:

  • обмен информацией и документацией между Региональными комитетами и взаимное участие в совещаниях;
  • межрегиональное сотрудничество национальных центров информации по вопросам признания учебных курсов и академической мобильности;
  • межрегиональные учебные мероприятия для должностных лиц, занимающихся вопросами применения региональных конвенций.

Необходимым условием является также присоединение к Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации официальных документов (сейчас в России, например, это делается в иностранных дипломатических и консульских представительствах).
Российская реформа образования направлена на интеграцию страны в мировое образовательное пространство.
Со времени своего создания в 1946 г. ЮНЕСКО не переставала подчеркивать важную роль высшего образования в деле развития обществ, а в последние годы делать упор на воздействие высшего образования на устойчивое развитие и культуру мира. За все время своего существования она не прекращала содействовать теоретическому осмыслению и принятию на местах практических мер в этом направлении.
Государства члены ЮНЕСКО в ходе 27-й сессии Генеральной конференции в 1993 г. приняли резолюцию, предлагающую руководителям продолжить разработку общей политики Организации, применимой к высшему образованию в целом. В основе этой резолюции лежал анализ изменений, произошедших в мире, и возникающих в связи с этим проблем, как для обществ, так и для высшего образования, с учетом тесных взаимосвязей, существующих между ними. Во исполнение этих директив Организация опубликовала в 1995 г. документ под названием Реформа и развитие высшего образования.

Программный документ.
Всемирная конференция по высшему образованию (Париж, 5-9 октября 1998 г.), решение о проведении которой было принято по предложению Генерального директора на 28-й сессии Генеральной конференции, вписывается в эту перспективу и является итогом длительных усилий, предпринимавшихся не по принципу сверху вниз, а снизу вверх. К этой работе были привлечены все страны мира, состоялись подготовительные региональные конференции, открывшие путь к созыву Всемирных конференций: в Гаване в ноябре 1996 г., в Дакаре в апреле 1997 г., в Палермо в сентябре 1997 г. и в Бейруте в марте 1998 г. В центре их внимания стояли четыре важных, мобилизующих и тесно связанных между собой концепции: соответствие высшего образования современным условиям (его адекватность), качество высшего образования, финансирование высшего образования и управление им, сотрудничество в области высшего образования.

Помимо этого, ряд международных и региональных неправительственных организаций, специализирующихся в области высшего образования, поставили в центр созванных ими в этот же период времени совещаний темы, связанные с Всемирной конференцией по высшему образованию. Было проведено также два совещания экспертов на региональном уровне: одно в Страсбурге с участием Совета Европы (июль 1998 г.) и второе в Торонто, Канада (апрель 1998 г.) для экспертов стран Северной Америки (Канада и Соединенные Штаты с участием представителей Мексики и Пуэрто-Рико).

Участники этих совещаний опирались на предварительно проведенный анализ изменений, произошедших в обществе и в сфере высшего образования, что позволило им наметить подходы к высшему образованию в XXI веке и разработать последовательный план действий.
К серьезным и пока не решенным социальным и экономическим проблемам относятся и разработка системы выплаты пенсий при работе за границей и унификация пенсионного законодательства в целом. До настоящего времени подписанные двусторонние соглашения между странами носят фрагментарный характер.
Включение в международный рынок рабочей силы предполагает формирование соответствующих институциональных внутренних и межгосударственных структур, без которых невозможно эффективное действие экономических и социальных механизмов этого рынка.
Усиливается потребность в предоставлении консалтинговых, юридических, информационных услуг, сведений о нормативно-правовых актах в странах, анализа положения на внутренних рынках труда.
Неотъемлемой частью единой политики в области интернационализации рынка рабочей силы является интернационализация высшего образования, значение которой возросло в последние десятилетия.
Изменения, которые имели место за последнее время в области образования и науки подтвердили истинность аргумента о том, что поскольку знания носят универсальный характер, то их получению, углублению и распространению можно в значительной степени содействовать путем мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества.Эта идея находит свое отражение в международном характере деятельности академического сообщества в целом, в которой принимают участие высшие учебные заведения, научные общества и студенческие ассоциации. Особое внимание, уделяемое интернационализации содержания и разнообразию функций высшего образования, а также рост мобильности студентов и преподавательского состава, приобретают дополнительное значение в свете нынешних тенденций в области мировой торговли, экономической и политической интеграции и растущих потребностей в межкультурном взаимопонимании.

Этот целиком позитивный процесс подкрепляется ростом числа студентов, преподавателей и исследователей, которые обучаются, работают, живут и общаются в интернациональной среде (см.таблицу 2). Таблица2 Число иностранных студентов в 10 основных принимающих странах, 1998г.

Страна Год Число иностранных студентов Процентное соотношение от общего числа иностранных студентов (1)
Соединенные Штаты Америки
Соединенное Королевство
Германия
Франция
Российская Федерация
Япония
Австралия (2)
Бельгия
Канада (3)
Австрия
1998
1998
1998
1998
1998
1998
1998
1998
1998
1998
453787
197188
159894
130431
67025
53847
47834
34966
31435
26883
28,3
12,3
10,0
8,2
4,2
3,4
3,0
2,2
2,0
1,7

  1. Процент от всех иностранных студентов в 50 основных принимающих странах.
  2. Сведения относятся только к университетам и институтам, выдающим дипломы.
  3. Сведения относятся только к университетам.

Возможность студентов получать образование в других странах является составной частью растущей интернационализации взаимоотношений между странами и людьми. Стремление студентов получить образование в других регионах и странах, является свидетельством понимания ими глобальных вопросов общественного развития.

Правительства и работодатели со своей стороны признают, что рабочая сила в будущем должна состоять из хорошо подготовленных специалистов, имеющих кругозор международного масштаба, для обеспечения благосостояния на национальном, региональном и индивидуальном уровне.
В 1998 г. более 1,6 млн. иностранных студентов получали высшее образование в 50 основных принимающих странах. Почти 900 тыс. студентов из менее развитых регионов и более 150 тыс. студентов из стран переходного периода получали высшее образование в другой стране.

Около 540 тыс. студентов из более развитых регионов получали высшее образование за пределами своей страны.
При детальном изучении принимающих стран можно достаточно точно определить уровень концентрации. Более трех четвертей всех иностранных студентов обучается всего в десяти принимающих странах.

Как показано в таблице 2, половина всех иностранных студентов приходится на три страны: Соединенные Штаты Америки, Соединенное Королевство и Германия.
В 1998 г. приблизительно две трети всех иностранных студентов получали образование всего в шести странах: Соединенные Штаты Америки (28 процентов всех иностранных студентов), Соединенное Королевство (12 процентов), Германия (10 процентов), Франция (8 процентов), Российская Федерация (4 процента) и Япония (3 процента).
Во многих странах наблюдается значительный ежегодный прирост числа иностранных студентов. В Японии этот прирост за последнее десятилетие составил 15,8 процентов ежегодно.

За этот же период в Австралии число иностранных студентов увеличивалось на 11,5 процентов в год. Число иностранных студентов также быстро растет и в Европе: В Соединенном Королевстве, Португалии и Германии ежегодный прирост составил 13,9, 13,0 и 8,4 процентов соответственно.

Такое увеличение отчасти произошло благодаря инициативам Европейского сообщества по поощрению мобильности студентов в Европе.
В некоторых других принимающих странах, несмотря на то, что они имели меньшее количество иностранных студентов, в течение последних 10 лет также наблюдался ежегодный прирост, составивший более чем 10 процентов. В Китае, где в 1985 г. было всего около 3000 иностранных студентов, общее их число резко выросло (в течение последних 10 лет средний ежегодный прирост составил 27 процентов).

К 1993 г. в Китае было уже 23 тыс. иностранных студентов.
Для государства выгоды от поддержки международной студенческой мобильности могут быть значительными, однако это скажется по прошествии большого периода времени. С ростом сотрудничества между различными регионами мира государства все больше признают необходимость расширения студенческой мобильности.
Кроме очевидной выгоды, связанной с прямым поступлением дополнительных средств высшим учебным заведениям, принимающие страны получают возможность селекции элитного персонала из числа наиболее одаренных студентов-иностранцев.
Таким образом, студенты из развивающихся стран по окончании учебы оказываются в научных лабораториях развитых стран; где многие в них и остаются. Поэтому неудивительно, что подавляющая часть баз данных разрабатывается в этих странах, и большинство патентов имеют именно эти страны, и 80% объема передачи технологии приходится опять же на эти страны.

В основе этих явлений лежит утечка умов, отдача от инвестиций в этой области редко достается развивающимся странам и, тем самым, замыкается порочный круг их отсталости.
В течение нескольких лет опасность утечки умов за рубеж являлась одной из серьезных проблем для международного сотрудничества в области высшего образования, особенно в его более традиционных формах, когда обычным является продолжительное отсутствие в своей стране или учебном заведении. Общие негативные последствия утечки умов для развивающихся стран хорошо известны, и в большинстве случаев они не компенсируются денежными переводами работающих за рубежом или другими полезными побочными результатами. Как следует из Доклада о развитии людских ресурсов в 1992 г. Программы развития Организации Объединенных Наций, - к 1987 г. примерно треть высококвалифицированного персонала уехала из Африки, в основном в европейские страны, и почти 60 тыс. управляющих среднего и высокого уровня и сотрудников других категорий выехали за период 1985-1990 гг.

Утечка умов за рубеж затронула также другие регионы. В значительной степени утрата этого человеческого капитала развивающимися странами в пользу развитого мира в известной мере связана с тем, что развитые страны учитывают формальный уровень образовательной и профессиональной квалификации в своей иммиграционной политике.
Проблема утечки умов за рубеж связана прежде всего со студенческой и академической мобильностью, и она свидетельствует также о сложном экономическом, социальном и политическом положении во многих странах мира. Обучение за рубежом можно рассматривать как разновидность миграции высококвалифицированных людских ресурсов и талантов.

Отсутствие местных стимулов и возможностей для профессионального роста выпускников вузов может стать превалирующим фактором, который обусловливает внешнюю и внутреннюю утечку умов.

Список литературы


1. Беляков С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом.

СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 25с.
2. Еркович С.П. Образовательные концепции в зарубежной социологии. М., 1998.

44с. (Проблемы зарубежной высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования/НИИВО; Вып.II).
3. Зарубежный опыт реформ в образовании. Аналитический обзор.

Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации. М.: 2001, 16с.
4. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университетов в европейской культуре.

М.: Фонд Новое тысячелетие, 1994. 240с.
5. Инженерное образование: сравнительный анализ систем подготовки в университетах России, Европы, Северной Америки. Изд.РУДН, 1993.

184с.
6. Кого берут в Reuters? // Обучение за рубежом, 4, 2000, с 65-66.
7. Маргелашвили Е. МВА Испанские напевы // Обучение за рубежом, 3, 2000, с.58.
8. Материалы Всемирной конференции по высшему образованию. Высшее образование в ХХI веке: подходы и практические меры.

Париж, ЮНЕСКО, 1998.
9. Олейникова О.Н. Многоуровневые учебные заведения профессионального образования за рубежом. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001.

46с.
10. Олейникова О.Н.

Социальное партнерство в сфере профессионального образования. М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2001, 87 с.
11. Особенности современного развития высшего образования в ведущих странах мира / Сб. статей под ред. Ю.Г. Татура. - М.: 1994,.

119с.
12. Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Информационно-аналитические и методические материалы. М., Радио и связь, 1999.

160с.
13. Приходько В.М., Мануйлов В.Ф., Луканин В.Н., Смирнов С.А., Шленов Ю.В., Федоров И.В., Вражнова М.Н.

Высшее техническое образование: мировые тенденции развития, образовательные программы, качество подготовки специалистов, инженерная педагогика. Под редакцией В.М.Жураковского М., 1998, - 304 с.
14. Реформа и развитие высшего образования.

Программный документ ООН по вопросам образования науки и техники. Париж, ЮНЕСКО, 1995.
15. Садовничий В.А. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры // Университетская книга, 4, 1999, с.6-10
16. Сборник документов, касающихся международных аспектов высшего образования / Сост. Е.В.

Шевченко. СПб.: Оракул, 2000. 544 с.
17. Старобинский Э.Е.

Некоторые штрихи к кадровой политике за рубежом // Управление персоналом, 7, 2000, с.50.
18. Школы МВА: престиж и перспектива // Exclusive personal, 47, 28.11.2000,
с. 16
19. Экономические проблемы высшего образования в странах Западной Европы (90-е годы).

Сб. обзоров РАН ИНИО / Отв. ред. и сост. С.Л. Зарецкая,
Л.Д. Капранова . М.: 1999.

132с.



Содержание раздела