d9e5a92d

Какими должны быть стандарты

Основная тенденция - меньшее количество стандартов и более широкие стандарты. В 2000 г. их насчитывалось около 300. За последние годы были осуществлены две важнейшие реформы стандартов.

В 1994 1995 гг. приняты новые задачи обучения, адаптированные к новым технологиям. Они были призваны обеспечить освоение умений, необходимых для автономного планирования, выполнения и контроля осуществляемых задач.

В промежутке между 1995 - 2001 гг. и далее были предприняты реформирование и модернизация всех стандартов профессий. Немецкий подход может быть проиллюстрирован опытом разработки стандартов по четырем профессиям в области информационных технологий. Вначале работодатели, профсоюзы и Институт профобразования проводят анализ новых профессий. Затем, по решению правительства, группа из четырех экспертов (один представитель работодателей, один представиZель профсоюзов и два исследователя) создают проекты стандартов, которые направляются на согласование более широкой группе представителей работодателей и профсоюзов. Обучение по новым профессиям начинается после официальной апробации стандартов.

Обычно весь период работы длится около 5 лет.
Процесс определения новых стандартов профессионального образования в странах Центральной и Восточной Европы отвечает конкретной ситуации в этих странах и учитывает следующие факторы:
- профессиональное образование в этих странах реализуется на базе учебных заведений при незначительном участии работодателей и профсоюзов;
- в условиях переходного периода существуют значительные сложности в проведении анализа рынка труда;
- предпочтение отдается стандартам профессии;
- существуют проблемы с реализацией стандартов профессий, основанных на параметрах деятельности;
- остается лидирующей роль общеобразовательного компонента;
- имеется хорошая инфраструктура исследовательских центров;
- наблюдается недостаток опыта в разработке стандартов профессий для сфер бизнеса и управления;
- ранее обучение взрослых не являлось приоритетом.
В Чешской Республике используются стандарты двух типов: образовательные и профессиональные. Первые описывают основные умения и знания и являются педагогической категорией, предполагающей определенный уровень образовательных достижений в конкретной области.

Вторые связаны с характеристикой конкретной деятельности и содержанием профессий. В Чехии введены стандарты более чем для 409 профессий.

Они были разработаны при участии социальных партнеров и ученых и утверждены Министерством образования. Стандарты разработаны с учетом требований, принятых в Европейском Союзе. Однако неизбежно возникают проблемы, связанные с продолжающимся сильным влиянием государства на систему профессионального образования, в то время как работодатели и профсоюзы еще не стали активными социальными партнерами системы.

Помимо этого, радикальные изменения в экономике и на рынке труда усугубляют существующие проблемы. В любом случае, все страны заинтересованы в том, чтобы сделать квалификации максимально прозрачными с целью повышения мобильности рабочей силы.
Во всех отраслях промышленности и торговли профессиональные стандарты по профессиям устанавливаются ведущими организациями промышленности (ВОП) на добровольной основе. В настоящий момент существует 33 таких организации, которые разработали стандарты практически для всех квалификаций.

Одновременно правительство обратилось к представителям промышленности с предложением о создании Организаций по обучению в промышленности (ООП) для оценки потребности в обучении в каждом секторе.
Далее, в 1997 г. ВОП и ООП были объединены в Национальные организации по обучению, где были представлены работодатели из всех секторов экономики. Эти организации были сформированы по добровольному принципу, а не учреждены законодательно.

Они играют стратегическую роль в развитии системы обучения, получившей название современное ученичество, использовании стандартов и развитии обучения в течение всей жизни.
Начало процесса стандартизации в образовании Великобритании было положено Великой реформой школы, которую проводили министры образования правительств М. Тэтчер и Дж. Мейджора в конце 80-х годов.

Эта реформа повлекла за собой пересмотр целей и условий обучения во имя интересов нового общества, побуждаемого к развитию рынком и основанному на знаниях.
В настоящее время компании не могут оценивать собственную успешность только получаемой прибылью, но должны учитывать и нематериальные факторы (например, рост так называемого капитала знаний компании).
В этой связи система профессионального образования и подготовки должна превратиться из института, где учителя передают знания, в институт, где студенты преобразуют знания. Индустриальное общество, таким образом, превращается в общество знаний, символом которого становится образованный человек.



Работник не просто должен иметь профессиональную квалификацию и компетенции в плане организации собственной карьеры, но и уметь придать смысл своему труду.
В этом свете следует пересмотреть стандарты профессионального образования и подготовки по следующим аспектам:
1. Определения места в стандартах профессионального образования и подготовки квалификационных требований к специалисту, не зависящих от конкретного процесса труда.
2. Оценки оправданности совмещения профессионально ориентированных и образовательных стандартов.
В наше время все большее значение приобретают квалификационные требования, не зависящие от процесса труда. Согласно новой модели МОТ такие требования должны исходить из потребностей рынка труда. Все большее звучание приобретает требование тренеруемости (обучаемости), которое повышает возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников на рынке труда и их постоянную адаптацию к изменениям в технологиях и новым формам организации труда как в широком смысле, так и в рамках конкретного предприятия.

При этом имеется в виду умение переносить базовые компетенции с одного рабочего места на другое, что требует прочного образовательного фундамента и широкого начального профессионального образования.
Замена понятия занятость понятием возможность трудоустройства повлияет на содержание и структуру стандартов профессионального образования и подготовки.
В новых условиях рынок труда превратится в рынок квалификаций, техническое обучение - в социо-техническое обучение, умения станут интегрированными, а обучение на рабочем месте - преобразуется в обучение в процессе труда.

Какими должны быть стандарты:


- Стандарты должны обеспечивать удовлетворение индивидуальных потребностей в обучении, а не нивелировать всех обучающихся. Последнее означает признание различий в способностях и индивидуальных стилях обучения, что, в свою очередь, означает необходимость приведения системы обучения в соответствие с индивидуальными особенностями обучающихся.
- Стандарты должны предусматривать разные уровни достижений и иметь градации в рамках каждой компетенции.
- Стандарты должны обеспечивать успешность студентов, а не быть инструментом разделения студентов на успешных и неуспешных. В этой связи меняется роль учителя, который должен стать наставником и лидером.

Обучение должно осуществляться в команде, быть более саморегулируемым со стороны самого студента и основываться на новых технологиях, что может быть обеспечено только в рамках личностно-ориентированной педагогики.
- Стандарт должен быть достаточно конкретным с тем, чтобы его можно было измерить.
В связи с наличием разнообразных стандартов в разных областях и фактом различия индивидуальных способностей, интересов и потребностей у обучающихся, необходимо предусмотреть различные сертификаты для различных комбинаций стандартов.
Западными экспертами предлагается следующая модель формирования стандартов профессионального образования и подготовки, обеспечивающая связь сферы труда и сферы образования.
Работодателю важно:

  • что люди должны делать;
  • как они должны это делать;
  • насколько хорошо они должны это делать.

Именно это имеется в виду, когда речь идет о конечных результатах труда. Это логика сферы занятости.
Для сферы образования важно:
- чему люди должны научиться;
- как они этому научатся;
- как будет оцениваться содержание и качество обучения.
Это логика сферы образования.
Построение мостика между двумя сферами начинается с формулировки конечных результатов обучения, которые демонстрируют, что люди научатся делать по завершении программы обучения.
В каждой сфере есть компоненты, которые соотносятся друг с другом (конечные результаты в сфере труда и конечные результаты в сфере профессионального образования и подготовки), и компоненты, которые не соотносятся (прочие требования).
Сфера занятости J первую очередь заинтересована в уровне компетенции, которую приобретает человек в сфере образования и которая переходит в сферу занятости/труда. Прочие образовательные требования могут включаться в программы обучения в соответствии законодательством, сложившейся практикой в сфере образования, инфраструктурой образовательной сферы, но они не включаются в стандарт профессионального образования и подготовки.

И наоборот, прочие требования сферы труда не представляют интереса для сферы образования, т.к. сфера образования на них не влияет.
Практическая реализация данной схемы использует следующую технологию: сначала описываются укрупненные требования или требования компетенции, затем следует выработка критериев, после чего составляется перечень и описание диапазона ситуаций, в которых может оказаться работник на сегодняшний день и, в качестве заключительного шага, определяются методики и технологии.
Процесс перевода профессиональных требований на язык обучения требует специальной методики. Так, описание базовых умений целесообразно строить на вопросах. Без постановки вопросов нельзя выстроить стратегию обучения.

Умения нельзя описывать в обобщенном виде. Описания нужно доводить до уровня четких функций деятельности. Для этого целесообразно проследить всю цепочку того, что делает работник.

Подробное описание функций может содержаться не в самом стандарте, а в приложении к нему. Такого рода приложения особенно важны для учителя.

В стандарт входит описание компетенции, то есть то, что ожидается на выходе, и механизм оценки конечного результата.
Решающим условием соответствия между системой подготовки кадров и их трудоустройством является тесная связь предприятий с учебными заведениями, непосредственное их участие в профориентации, профотборе, в представлении рабочих мест.
В развитых странах определяющая роль в формировании заказа на подготовку специалистов принадлежит работодателям.
Государственное финансирование профессионального образования в Европе и мире в целом не зависит от жестких нормативов, основанных на количестве студентов. Оно определяется результатами деятельности, которые позволяют увязать государственные субсидии с деятельностью учебных заведений и выходными показателями.

Согласно этому подходу, опробованному в Дании, учебные заведения профессионального образования считаются частными учебными заведениями, продающими соответствующий продукт на рынке, а основным покупателем их услуг является правительство. Размер государственных субсидий различается в зависимости от типа программы обучения.

Субсидии предоставляются учебным заведениям в четыре этапа в течение года и сокращаются в случае повышения уровня отсева или неудовлетворительных результатов выпускных экзаменов. Таким же образом финансируются колледжи продолженного образования в Великобритании.
Профессиональное образование в Великобритании тесно связано с показателями экономического развития. Определяющим показателем является потребность промышленности в квалифицированных специалистах.

В июле 1995 г., для усиления взаимодействия между обучением и занятостью, произошло слияние Министерства образования и Министерства занятости.
В Великобритании невелико количество законодательных актов в области профобразования, т.к. английская система является добровольной. Это означает, что обучение предоставляется работодателями, а граждане свободны в выборе форм обучения.

Правительство же стимулирует интерес граждан к получению образования за счет создания комплексной структуры профессионального обучения, которая бесспорно доказала свою эффективность.
В центре этой структуры находится созданный в 1986 г. Национальный совет по профессиональным квалификациям (НСПК). Правительство определило национальные цели для системы профобразования в терминах количества присваиваемых профессиональных квалификаций.
Эти институциональные изменения в Великобритании имеют далеко идущие последствия. Важно отметить, что все они были осуществлены без принятия каких-либо законодательных актов.

Имеется в виду, что предприятия можно привлечь к системе профессионального образования и обучения, только убедив их в реальной пользе вложения средств в обучение.
Примером успешного реформирования стало введение системы продолженного образования, которая состоит из трех основных элементов: продолженного обучения/образования, образования взрослых и высшего образования.
В секторе продолженного образования обучается 3 млн человек. Эту образовательную траекторию обычно выбирает молодежь в возрасте 16-19 лет (402 тыс. студентов по сравнению с 348 тыс. учащимися школ), а также взрослое население (2,8 млн. студентов по сравнению с 1,6 млн. в университетах), и в рамках этой системы присваивается наибольшее количество профессиональных квалификаций (73% квалификаций техников и менеджеров).

Именно поэтому сектор продолженного образования находится под постоянным вниманием государства.
Как известно, обязательное общее среднее образование охватывает всех граждан страны в возрасте до 16 лет, после чего перед выпускниками открывается широкий выбор возможностей. Они могут либо сразу выйти на рынок труда, либо продолжать образование в соответствии со своими склонностями, способностями и интересами.

Свидетельство о среднем образовании повышенного уровня, которое выдается по окончании так называемых колледжей 6-го класса, открывает дорогу в высшие учебные заведения. Помимо этого, выпускники средней школы могут поступить в колледж продолженного образования или третичный колледж.

Колледжи 6-го класса, колледжи продолженного образования и третичные колледжи составляют систему продолженного образования.
В контексте концепции обучения в течение всей жизни, продолженное образование начинает обоснованно приобретать неоспоримое лидерство. Эта форма образования и обучения позволяет человеку удовлетворять свои потребности в плане как профессионального роста, так и личностного развития, что обеспечивает возможность самореализации личности, осознающей свою ответственность за собственное становление, и способствует не только экономическому процветанию общества в условиях растущей конкуренции, но и его социальной гармонизации.
Следует особо отметить, что в последнее время в Великобритании стирается различие между содержанием образования в старших классах средней школы и в системе продолженного образования. Колледжи продолженного образования все шире практикуют введение академических курсов, а школа - профессиональное обучение.
Согласно Закону О продолженном и высшем образовании 1992 г., продолженное образование - это образование, с отрывом и без отрыва от производства или по полной форме, которое реализует потребности граждан в обучении по завершении обязательного образования (после 16 лет) и включает в себя профессиональное, социальное, физическое и рекреационное обучение и подготовку. Важнейший элемент этой системы представлен колледжами продолженного образования.
В Законе предусматривалось создание Совета по финансированию продолженного образования. Колледжи получили статус независимых корпораций, которые несут ответственность за все аспекты собственной деятельности, включая обучение, эксплуатацию зданий, взаимодействие с промышленностью (для чего в Советы колледжей были приглашены работодатели), финансовые потоки и т.д. Качество работы колледжей отражается в ежегодных национальных рейтингах затрат и качества обучения. Колледжи продолженного образования являются по преимуществу государственными образовательными учреждениями и представлены более чем 500 учебными заведениями в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии.

Они представляют собой учебные заведения интегрированного типа, осуществляющие подготовку по программам общего среднего (полного) и начального образования, среднего и высшего профессионального образования. В комплексном характере предлагаемых образовательных услуг и гибком сочетании предоставляемых возможностей заложена их растущая притягательность для молодежи.

Можно выбрать академический курс, освоить профессию, подготовиться к сдаче экзаменов за общую среднюю школу или по конкретному предмету, а также к поступлению в высшее учебное заведение (программа Доступ, особенно актуальная для людей старше 21 года, нацеленных на получение степени или диплома и не имеющих необходимых образовательных квалификаций). Эти колледжи также дают новый шанс людям, бросившим школу и не имеющим свидетельства о среднем образовании (программа Возврат к учебе, по окончании которой появляется возможность поступить на программу Доступ).
Обучение предоставляется как по полной форме, так с отрывом или без отрыва от производства (для работающих студентов). Последняя категория обучающихся может по согласованию с работодателем заниматься несколько дней в неделю в течение учебного года или в продолжение определенного периода во время учебного года (как правило, до 19 недель в году). Около 70% общего числа студентов совмещают обучение с работой, 21% из них учатся по вечерам.

23% проходят полную форму обучения в течение всего академического года. Небольшой процент студентов занимается по дистанционной форме обучения.
К основным категориям обучающихся относятся:

  • юноши и девушки 16-19 лет (около 40% общего количества студентов), окончившие обязательную среднюю школу;
  • взрослое население (все желающие продолжить обучение, повысить имеющуюся академическую или профессиональную квалификацию или приобрести новую квалификацию или профессию).

Для поступления в колледжи продолженного образования официально не существует формальных ограничений и вступительных требований, однако при зачислении на ряд курсов могут учитываться результаты, достигнутые по предыдущей форме обучения.
Управление колледжами осуществляется Советами по финансированию колледжей продолженного обучения. Советы отвечают за обеспечение адекватных условий обучения всем категориям студентов, включая студентов со специальными потребностями (причем многие колледжи уделяют особое внимание этому контингенту обучающихся), соблюдение стандартов качества обучения и расходование предоставленных государственных средств. Советы подчиняются парламенту и отчитываются перед ним за расходование средств.

На местах действуют региональные комитеты, члены которых назначаются министром образования (например, в Англии функционируют 9 региональных комитетов). Региональные советы тесно сотрудничают с местным сообществом, организациями, предоставляющими обучение, предприятиями, местными органами управления образованием и бизнесом.
Большая часть средств предоставляется государством и распределяется через соответствующие Советы, при этом колледжи имеют право на привлечение внебюджетного финансирования из различных источников и на автономию в осуществлении своей деятельности.
Финансируются колледжи на основании представляемых бизнес-планов по так называемым условным единицам с учетом:
- числа зачисленных студентов;
- числа студентов, продолжающих обучение;
- стоимости изучаемых предметов;
- социальных потребностей студентов;
- результатов, которые демонстрируют студенты.
Финансирование выделяется по показателям прошлого года, затратам и оцененному качеству. Таким образом, колледжи поощряются за развитие, эффективность и качество. Для обеспечения качества подготовки введена система мониторинга стандартов качества, в рамках которой каждый колледж должен ежегодно осуществлять самооценку.

Один раз в четыре года проводится внешняя оценка.
Новая модель финансирования привела к резкому росту количества студентов (на 1 млн.) в целом и количества студентов, успешно завершающих обучение (10-процентный рост). Колледжи стали рациональнее использовать собственные ресурсы; активизировалась конкуренция между колледжами, и стоимость единицы обучения упала на 35%.
В настоящее время существует пять типов колледжей продолженного обучения:
- сельскохозяйственные (подготовка менеджеров для садоводческого, лесного, конного и земельного хозяйств);
- дизайна и искусств (освоение креативных профессий - изобразительного искусства, промышленного дизайна, телевидения, кинематографии);
- третичные или коммунальные колледжи (сочетание программ профессионального обучения и академических программ, направленных на решение экономических и социальных проблем сообщества, которое обслуживает колледж);
- колледжи 6-го класса - только в Англии и Уэльсе (традиционные общеобразовательные программы и программы профессионального обучения для 16-19-летних, с получением свидетельства об общем среднем образовании уровня А, а также программы для обучения взрослых);

  • гуманитарно-технические колледжи (общеобразовательные программы и программы профессионального обучения и подготовки для различных секторов в рамках предоставления образования в течение всей жизни по всему объему образовательных и профессиональных квалификаций, принятых в Великобритании).

Сектор продолженного образования является эффективным с экономической точки зрения за счет постоянного снижения расходов на одного студента. Стоимость обучения одного студента в колледжах продолженного обучения на 55% ниже, чем в других категориях послесредних учебных заведений и на 10% ниже, чем в колледже шестого класса.
В то время, как стоимость курса по подготовке к сдаче экзамена продвинутого уровня в школе на одного студента в 1996-1997 гг. составляла 7380 фунтов, в колледжах продолженного образования она была 6250 фунтов при аналогичном качестве. Обучение с получением национальных профессиональных квалификаций уровня 3 на рабочем месте стоит 8900 фунтов, а в колледже аналогичный курс - 3900 фунтов. Та же картина наблюдается и в секторе высшего образования: средняя стоимость обучения студента в государственном университете - 4920 фунтов в год, тогда как в колледжах она составляет 2840 (данные за 1998-1999 гг.).

Качество образования обеспечивается государственными стандартами и системой национальных квалификаций.
Новая система национальных профессиональных квалификаций (НПК) предусматривает пять уровней и основывается на стандартах профессий. НПК, прежде всего, ориентированы на контингент, завершивший обязательное среднее образование.

Для придания системе большей гибкости и приближения её к каждому работнику компетенция разбивается на единицы компетенции, которые допускается осваивать в разное время и разными способами и которые в результате могут составить НПК.
Помимо НПК введены Общие национальные профессиональные квалификации (ОНПК) для школ. Эти квалификации имеют три уровня - базовый, промежуточный и продвинутый и предназначены для подготовки студента к трудовой деятельности и получению квалификаций более высокого уровня по широкому спектру профессиональных областей (бизнес, техника, администрирование и здравоохранение).

Для обеспечения преемственности между ОНПК и НПК создано Управление по квалификациям и образовательным программам (УКОП).
Традиционно программы профессионального обучения как в учебных заведениях продолженного образования, так и в средней школе определяются специальными аттестационными организациями (отвечающими за экзамены и выдачу свидетельств или дипломов об образовании), такими как Совет по бизнес- и техническому образованию (СБТО), Экзаменационный совет (ЭС), Город и гильдии Лондонского института (ГиГ) и Лондонская торгово-промышленная палата (ЛТПП).



Содержание раздела