2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
(руководитель структурного | ||||||
(подпись) | (фамилия, инициалы) | |||||
подразделения) | 00.00.0000 | |||||
СОГЛАСОВАНО | ||||||
(должностное лицо, с которым | ||||||
согласовывается Положение) | ||||||
(подпись) | (фамилия, инициалы) | |||||
00.00.0000 | ||||||
Начальник юридического отдела | ||||||
(подпись) | (фамилия, инициалы) | |||||
00.00.0000 |
УТВЕРЖДАЮ | |||||
(наименование предприятия, | |||||
(руководитель предприятия | |||||
организации, учреждения) | |||||
организации, учреждения) | |||||
ПОЛОЖЕНИЕ | |||||
00.00.0000 | 00 | (подпись) | (фамилия, инициалы) | ||
00.00.0000 | |||||
(руководитель структурного | ||||||
(подпись) | (фамилия, инициалы) | |||||
подразделения) | 00.00.0000 | |||||
СОГЛАСОВАНО | ||||||
(должностное лицо, с которым | ||||||
согласовывается Положение) | ||||||
(подпись) | (фамилия, инициалы) | |||||
00.00.0000 | ||||||
Начальник юридического отдела | ||||||
(подпись) | (фамилия, инициалы) | |||||
00.00.0000 |
УТВЕРЖДАЮ | |||||
(наименование предприятия, | |||||
(руководитель предприятия | |||||
организации, учреждения) | |||||
организации, учреждения) | |||||
ПОЛОЖЕНИЕ | |||||
00.00.0000 | 00 | (подпись) | (фамилия, инициалы) | ||
00.00.0000 | |||||
(руководитель структурного | ||||||
(подпись) | (фамилия, инициалы) | |||||
подразделения) | 00.00.0000 | |||||
СОГЛАСОВАНО | ||||||
(должностное лицо, с которым | ||||||
согласовывается Положение) | ||||||
(подпись) | (фамилия, инициалы) | |||||
00.00.0000 | ||||||
Начальник юридического отдела | ||||||
(подпись) | (фамилия, инициалы) | |||||
00.00.0000 |
Данный пример положения разработан на основе материала и рекомендаций, представленных в книге Голубкова Евгения Петровича Основы маркетинга (М.: Издательство Финпресс, 1999). В частности, использовано приложение 8. Положение об отделе маркетинга предприятия "Фили-кровля", в разработке которого принимали участие Голубкова Е.Н. и Погориляк Б.И.
Пример носит иллюстративный характер, и, естественно, при разработке положения об отделе маркетинга для конкретного предприятия необходимо учесть особенности предприятия: стратегические цели, задачи, организационную структуру управления, сферу деятельности, количество видов бизнеса, финансовые, трудовые ресурсы и много другое. Кроме особенностей предприятия должны быть учтены действующее законодательные и нормативные документы.
Положение об отделе маркетинга
1. Общие положения
Общая цель предприятия: развитие предприятия на базе обеспечения его стабильного финансового положения путем осуществления эффективной производственно-сбытовй деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли. Цели и задачи отдела маркетинга направлены на достижения общих целей предприятия.
2. Цели и задачи отдела маркетинга
Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.
Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все подразделения предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности.
В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.
Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.
Главные задачи отдела маркетинга:
-оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
-совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;
-разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;
-оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;
-выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно-сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.;
-выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, а в ряде случаев представление предприятия в его отношениях с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;
-создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы.
Целесообразно для отдела маркетинга создать специальный бюджет маркетинговой деятельности. Структура и объем бюджета определяются отделом маркетинга совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором.
Ответственность за расходование выделенных средств несут зам. директора по коммерческим вопросам и начальник отдела маркетинга. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется отделом маркетинга на утверждение руководству предприятия.
3. Структура отдела маркетинга
Организационная структура управления отделом маркетинга, в основу которой положен товарно-функциональный принцип, имеет следующий вид.
Отдел маркетинга наряду с отделом сбыта подчинен заместителю директора по коммерческим вопросам.
За выполнение отдельных функции маркетинга отвечают группа маркетинговых исследований, анализа и планирования маркетинговой деятельности (группа 1) и группа продвижения товара и доведения его до потребителя (группа 2).
Эти группы (1 и 2), помимо участия в выработке и непосредственной реализации маркетинговой политики, выполняют по заказу руководителей товарных групп отдельные виды маркетинговой деятельности, а также ведут информационную базу по всем товарам.
Управляющие, ответственные за маркетинг отдельных групп товаров (руководители товарных групп), при участии сотрудников групп 1 и 2 вырабатывают и реализуют маркетинговую политику относительно соответствующих товарных групп, а также товаров, входящих в их состав.
В состав группы 1 входят: руководитель группы, старший аналитик-исследователь, аналитик-исследователь и экономист-аналитик (всего 4 человека).
В состав группы 2 входят: руководитель группы, аналитик по продвижению товара, аналитик по сбыту (всего 3 человека).
Учитывая, что отдельные маркетинговые функции по заказу руководителей товарных групп выполняют сотрудники групп 1 и 2, группы маркетинга отдельных товаров первоначально целесообразно создать в составе только их руководителей.
Таким образом, общая первоначальная численность отдела маркетинга, включая начальника отдела и руководителей товарных групп, составляет 12 человек.
Руководители маркетинговых групп по функциям и товарам отчитываются о своей работе перед начальником отдела маркетинга предприятия.
4. Функциональные обязанности (должностные инструкции) руководителей и сотрудников отдела маркетинга
Начальник отдела маркетинга:
-определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач, установленных "Положением об отделе маркетинга предприятия", а также на основе указаний директора предприятия и зам. директора по коммерческим вопросам; несет всю полноту ответственности за результаты деятельности отдела;
-определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач;
-ведет все кадровые вопросы в отделе, обладает правом принимать и увольнять сотрудников отдела;
-определяет порядок оплаты труда временных работников, поощрения по итогам работы, несет ответственность за поддержание дисциплины в отделе и т.п.;
-руководит процессом изучения рынка, определяет методы и способы изучения рынка, прогнозирования спроса, реализации продукции;
-руководит процессом изучения жизненного цикла отдельных товаров, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию, по выбору новых рынков сбыта или снятию товара с производства,
-определяет стратегию деятельности по продвижению товаров, организует ее реализацию; отвечает за качественную и своевременную подготовку и проведение рекламных мероприятий;
-организует для отдела сбыта выработку рекомендаций по совершенствованию сбытовой сети и поиску новых каналов товародвижения;
-организует рыночное тестирование новых товаров;
-организует выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализирует эффективность принятых маркетинговых решений;
-принимает непосредственное участие в разработке стратегии деятельности предприятия и совершенствовании его организованной структуры;
-представляет предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями, ведет деловую переписку от имени предприятия в пределах своей компетенции;
- осуществляет связи с общественностью ("паблик-рилейшнз");
- определяет и представляет на утверждение директору предприятия планы маркетинговой деятельности, а также объемы и структуру бюджета маркетинга предприятия (ежеквартально, а в случае необходимости - на указанный период); - несет ответственность за выполнение планов маркетинга и за эффективность расходования средств бюджета;
- ежегодно (а по требованию зам. директора по коммерческим вопросам и/или директора предприятия в любой момент за любой период времени) представляет им информацию о деятельности отдела;
- в случае необходимости проведения специальных маркетинговых мероприятий по согласованию с зам. директора по коммерческим вопросам или/и директором предприятия привлекает к выполнению данной работы сотрудников других подразделений предприятия, создает временные группы экспертов по отдельным маркетинговым вопросам и руководит их работой;
-организует обсуждение результатов исследований и практической деятельности в области маркетинга на техническом совете предприятия;
-занимается повышением собственной квалификации и квалификации сотрудников отдела.
Руководитель группы 1
Руководитель группы маркетинговых исследований, анализа и планирования осуществляет следующие исследовательские и исполнительские функции:
-организует и принимает личное участие в изучении общего состояния и конъюнктуры рынков и тенденций их развития (как в региональном, так и отраслевом разрезах);
-организует и принимает личное участие в проведении социологических исследований по изучению потребностей и отношения потребителей и торговых посредников к продукции предприятия;
-организует и принимает участие в сегментации рынка и изучении параметров сегментов (объемы спроса, отношение к ценам, конкуренты в данном сегменте и т.п.);
-проводит изучение деятельности конкурентов по профилю группы 1 и с учетом результатов изучения их деятельности по профилю группы 2, осуществленного ее сотрудниками, а также руководителями товарных групп, определяет позицию предприятия в конкурентной борьбе;
-вырабатывает рекомендации по выбору направлений совершенствования выпускаемой продукции и разработке новой продукции;
-организует получение данных по конкретным рынкам товаров и о научно-техническом прогрессе в конкретной области;
-прогнозирует объемы продажи в зависимости от внешней среды и возможностей предприятия;
-обеспечивает выработку рекомендаций по выбору наиболее выгодного рынка (рынков) в соответствии с рыночной конъюнктурой и ресурсными возможностями предприятия;
-организует совместно с руководителями товарных групп изучение жизненного цикла отдельных товаров;
-организует получение информации относительно покупателей (конечных пользователей) продукции предприятия;
-осуществляет научное консультирование сотрудников группы 1 по направлениям их деятельности;
-организует разработку планов маркетинга для предприятия, совместно с экономическими службами проводит экономический анализ и оценку планов маркетинга, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию;
-устанавливает контакты и организует получение от организаций и отдельных специалистов информации, необходимой для осуществления маркетинговой деятельности группы 1;
-выполняет, по мере надобности, отдельные поручения директора, зам. директора по коммерческим вопросам и начальника отдела маркетинга предприятия в рамках оговоренных выше работ.
-замещает начальника отдела маркетинга в случае его отсутствия.