d9e5a92d

ЛАБОРАТОРИЯ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.

(руководитель структурного
(подпись) (фамилия, инициалы)
подразделения) 00.00.0000
СОГЛАСОВАНО
(должностное лицо, с которым
согласовывается Положение)
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.0000
Начальник юридического отдела
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.0000

ЛАБОРАТОРИЯ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ


УТВЕРЖДАЮ
(наименование предприятия,
(руководитель предприятия
организации, учреждения)
организации, учреждения)
ПОЛОЖЕНИЕ
00.00.0000 00 (подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.0000

I. Общие положения
Лаборатория является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономическим вопросам.
II. Задачи
Обеспечение проведения исследований в области организации труда и управления производством, подготовки научно обоснованных мероприятий, направленных на повышение производительности труда и эффективности производства.
III. Структура
1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.
2. В состав лаборатории входят подразделения (секторы, бюро или группы) или отдельные специалисты по направлениям работ (по совершенствованию организации труда рабочих, специалистов и служащих, по психофизиологии и социологии, структурам управления и т. д.).
IV. Функции
1. Организация подготовки рекомендаций по внедрению передовых методов и приемов труда, улучшению организации и обслуживания рабочих мест, созданию благоприятных в психофизиологическом и санитарно-гигиеническом отношении условий труда, наиболее рациональных режимов труда и отдыха, повышению культуры производства.
2. Осуществление нормативно-исследовательских работ в области организации труда и управления производством.
3. Участие в разработке и предварительной проверке в производственных условиях нормативных материалов по труду, рекомендаций и мероприятий по научной организации труда отраслевого значения, а также во внедрении указанных материалов после их утверждения.
4. Разработка нормативных материалов по организации управления производством: схем, структур управления, должностных инструкций, положений.
5. Организация изучения эффективности действующих систем управления производством и подготовка предложений по созданию экономических и оперативных систем управления, совершенствованию структуры аппарата управления, механизации инженерных и управленческих работ.
6. Оказание методической помощи подразделениям предприятия в реализации планов по научной организации труда.
V. Взаимоотношения лаборатории по научной организации труда и управления производством с другими подразделениями предприятия
1. С цехами и отделами предприятия
Получает: проекты структур управления; необходимые материалы для проведения анализа состояния организации труда и управления; план мероприятий по научной организации труда; статистические данные для составления сетевых графиков.
Представляет: утвержденные структуры управления; руководящие и методические материалы по научной организации труда и управления; согласованные планы по научной организации труда; сетевые графики.
VI. Права
1. Требовать от подразделений предприятия представления материалов (сведений, планов, отчетов и т. п.), необходимых для выполнения функций, возложенных на лабораторию.
2. Привлекать в установленном порядке специалистов предприятия к проведению исследований по тематике лаборатории, получению методических положений и рекомендаций, а также для проведения фотографий рабочего дня, хронометража и т. п.
3. Проводить совещания работников предприятия для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию лаборатории.
4. Осуществлять связи с другими организациями по вопросам деятельности лаборатории.
VII. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением задач и функций несет начальник лаборатории.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.

(руководитель структурного
(подпись) (фамилия, инициалы)
подразделения) 00.00.0000
СОГЛАСОВАНО
(должностное лицо, с которым
согласовывается Положение)
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.0000
Начальник юридического отдела
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.0000

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЮРО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА


УТВЕРЖДАЮ
(наименование предприятия,
(руководитель предприятия
организации, учреждения)
организации, учреждения)
ПОЛОЖЕНИЕ
00.00.0000 00 (подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.0000
<

p>
I. Общие положения
1. Общественное бюро экономического анализа является формой добровольного участия трудящихся в управлении производством.
2. Бюро создается в целях:
широкого привлечения специалистов, служащих и передовых рабочих к экономической работе;
развития творческой инициативы трудящихся, направленной на повышение эффективности работы отдельных подразделений и предприятия в целом.
3. Общественные бюро экономического анализа создаются в цехах и отделах предприятия.
Участвовать в работе бюро может каждый рабочий, инженер, техник, экономист, нормировщик или бухгалтер.
4. Общественные бюро экономического анализа работают под руководством цеховых комитетов профсоюза.
Методическое руководство и координация деятельности бюро подразделений осуществляются общественным экономическим советом предприятия, действующим на правах экономической секции научно-технического общества (НТО).
5. Оперативное руководство деятельностью бюро осуществляют председатель и секретарь общественного бюро экономического анализа, утверждаемые цеховым комитетом профсоюза по согласованию с общественным экономическим советом.
6. Бюро увязывают свою работу с планово-экономической службой цеха (отдела) и работают в контакте с комиссиями комитетов профсоюза по производственно-массовой работе, заработной плате и нормированию труда, постоянно действующим производственным совещанием и другими общественными творческими объединениями, с группами народного контроля.
7. Бюро работают по планам, согласованным с общественным экономическим советом и утверждаемым цеховыми комитетами профсоюза. Тематика работы определяется с учетом рекомендаций совета трудового коллектива, экономических служб завода, общественно-экономического совета (экономической секции НОТ), экономических конференций.
II. Задачи
Оказание помощи цеховому комитету профсоюза и цеховой администрации в повышении эффективности производства.
III. Функции
1. Выявление внутренних резервов, подготовка предложений и рекомендаций по следующим направлениям:
улучшение использования материальных ресурсов и их экономия;
совершенствование норм расхода материалов и всех видов энергетических ресурсов;
улучшение использования производственных фондов; сокращение непроизводительных расходов; улучшение качества продукции;
совершенствование и организация внутрицехового хозрасчета;
эффективное использование фондов материального поощрения.
2. Оказание помощи в использовании внутренних резервов, в практической реализации разработанных бюро рекомендаций и предложений по снижению себестоимости выпускаемой продукции, увеличению прибыли и повышению рентабельности производства.
IV. Права
1. Участвовать в проводимых экономической службой полных или тематических анализах производственно-хозяйственной деятельности цехов (отделов).
2. Создавать комплексные бригады из работников различных специальностей в соответствии с темой проводимого анализа.
3. Вести учет выполненных работ и разработанных по ним рекомендаций, осуществлять контроль за их реализаций администрацией цехов (отделов).
4. Выступать на общих профсоюзных собраниях, заседаниях постоянно действующих производственных совещаний и цеховых комитетов профсоюза при обсуждении, отчетов руководителей цехов (отделов) с докладами по вопросам использования резервов повышения эффективности производства.

(руководитель структурного
(подпись) (фамилия, инициалы)
подразделения) 00.00.0000
СОГЛАСОВАНО
(должностное лицо, с которым
согласовывается Положение)
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.0000
Начальник юридического отдела
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.0000

Пример положения об отделе маркетинга


Данный пример положения разработан на основе материала и рекомендаций, представленных в книге Голубкова Евгения Петровича Основы маркетинга (М.: Издательство Финпресс, 1999). В частности, использовано приложение 8. Положение об отделе маркетинга предприятия "Фили-кровля", в разработке которого принимали участие Голубкова Е.Н. и Погориляк Б.И.
Пример носит иллюстративный характер, и, естественно, при разработке положения об отделе маркетинга для конкретного предприятия необходимо учесть особенности предприятия: стратегические цели, задачи, организационную структуру управления, сферу деятельности, количество видов бизнеса, финансовые, трудовые ресурсы и много другое. Кроме особенностей предприятия должны быть учтены действующее законодательные и нормативные документы.
Положение об отделе маркетинга
1. Общие положения
Общая цель предприятия: развитие предприятия на базе обеспечения его стабильного финансового положения путем осуществления эффективной производственно-сбытовй деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли. Цели и задачи отдела маркетинга направлены на достижения общих целей предприятия.
2. Цели и задачи отдела маркетинга
Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.
Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все подразделения предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности.

В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.
Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.
Главные задачи отдела маркетинга:
-оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
-совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;
-разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;
-оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;
-выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно-сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.;
-выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, а в ряде случаев представление предприятия в его отношениях с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;
-создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы.
Целесообразно для отдела маркетинга создать специальный бюджет маркетинговой деятельности. Структура и объем бюджета определяются отделом маркетинга совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором.

Ответственность за расходование выделенных средств несут зам. директора по коммерческим вопросам и начальник отдела маркетинга. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется отделом маркетинга на утверждение руководству предприятия.
3. Структура отдела маркетинга
Организационная структура управления отделом маркетинга, в основу которой положен товарно-функциональный принцип, имеет следующий вид.
Отдел маркетинга наряду с отделом сбыта подчинен заместителю директора по коммерческим вопросам.
За выполнение отдельных функции маркетинга отвечают группа маркетинговых исследований, анализа и планирования маркетинговой деятельности (группа 1) и группа продвижения товара и доведения его до потребителя (группа 2).
Эти группы (1 и 2), помимо участия в выработке и непосредственной реализации маркетинговой политики, выполняют по заказу руководителей товарных групп отдельные виды маркетинговой деятельности, а также ведут информационную базу по всем товарам.
Управляющие, ответственные за маркетинг отдельных групп товаров (руководители товарных групп), при участии сотрудников групп 1 и 2 вырабатывают и реализуют маркетинговую политику относительно соответствующих товарных групп, а также товаров, входящих в их состав.
В состав группы 1 входят: руководитель группы, старший аналитик-исследователь, аналитик-исследователь и экономист-аналитик (всего 4 человека).
В состав группы 2 входят: руководитель группы, аналитик по продвижению товара, аналитик по сбыту (всего 3 человека).
Учитывая, что отдельные маркетинговые функции по заказу руководителей товарных групп выполняют сотрудники групп 1 и 2, группы маркетинга отдельных товаров первоначально целесообразно создать в составе только их руководителей.
Таким образом, общая первоначальная численность отдела маркетинга, включая начальника отдела и руководителей товарных групп, составляет 12 человек.
Руководители маркетинговых групп по функциям и товарам отчитываются о своей работе перед начальником отдела маркетинга предприятия.
4. Функциональные обязанности (должностные инструкции) руководителей и сотрудников отдела маркетинга
Начальник отдела маркетинга:
-определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач, установленных "Положением об отделе маркетинга предприятия", а также на основе указаний директора предприятия и зам. директора по коммерческим вопросам; несет всю полноту ответственности за результаты деятельности отдела;
-определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач;
-ведет все кадровые вопросы в отделе, обладает правом принимать и увольнять сотрудников отдела;
-определяет порядок оплаты труда временных работников, поощрения по итогам работы, несет ответственность за поддержание дисциплины в отделе и т.п.;
-руководит процессом изучения рынка, определяет методы и способы изучения рынка, прогнозирования спроса, реализации продукции;
-руководит процессом изучения жизненного цикла отдельных товаров, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию, по выбору новых рынков сбыта или снятию товара с производства,
-определяет стратегию деятельности по продвижению товаров, организует ее реализацию; отвечает за качественную и своевременную подготовку и проведение рекламных мероприятий;
-организует для отдела сбыта выработку рекомендаций по совершенствованию сбытовой сети и поиску новых каналов товародвижения;
-организует рыночное тестирование новых товаров;
-организует выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализирует эффективность принятых маркетинговых решений;
-принимает непосредственное участие в разработке стратегии деятельности предприятия и совершенствовании его организованной структуры;
-представляет предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями, ведет деловую переписку от имени предприятия в пределах своей компетенции;
- осуществляет связи с общественностью ("паблик-рилейшнз");
- определяет и представляет на утверждение директору предприятия планы маркетинговой деятельности, а также объемы и структуру бюджета маркетинга предприятия (ежеквартально, а в случае необходимости - на указанный период); - несет ответственность за выполнение планов маркетинга и за эффективность расходования средств бюджета;
- ежегодно (а по требованию зам. директора по коммерческим вопросам и/или директора предприятия в любой момент за любой период времени) представляет им информацию о деятельности отдела;
- в случае необходимости проведения специальных маркетинговых мероприятий по согласованию с зам. директора по коммерческим вопросам или/и директором предприятия привлекает к выполнению данной работы сотрудников других подразделений предприятия, создает временные группы экспертов по отдельным маркетинговым вопросам и руководит их работой;
-организует обсуждение результатов исследований и практической деятельности в области маркетинга на техническом совете предприятия;
-занимается повышением собственной квалификации и квалификации сотрудников отдела.
Руководитель группы 1
Руководитель группы маркетинговых исследований, анализа и планирования осуществляет следующие исследовательские и исполнительские функции:
-организует и принимает личное участие в изучении общего состояния и конъюнктуры рынков и тенденций их развития (как в региональном, так и отраслевом разрезах);
-организует и принимает личное участие в проведении социологических исследований по изучению потребностей и отношения потребителей и торговых посредников к продукции предприятия;
-организует и принимает участие в сегментации рынка и изучении параметров сегментов (объемы спроса, отношение к ценам, конкуренты в данном сегменте и т.п.);
-проводит изучение деятельности конкурентов по профилю группы 1 и с учетом результатов изучения их деятельности по профилю группы 2, осуществленного ее сотрудниками, а также руководителями товарных групп, определяет позицию предприятия в конкурентной борьбе;
-вырабатывает рекомендации по выбору направлений совершенствования выпускаемой продукции и разработке новой продукции;
-организует получение данных по конкретным рынкам товаров и о научно-техническом прогрессе в конкретной области;
-прогнозирует объемы продажи в зависимости от внешней среды и возможностей предприятия;
-обеспечивает выработку рекомендаций по выбору наиболее выгодного рынка (рынков) в соответствии с рыночной конъюнктурой и ресурсными возможностями предприятия;
-организует совместно с руководителями товарных групп изучение жизненного цикла отдельных товаров;
-организует получение информации относительно покупателей (конечных пользователей) продукции предприятия;
-осуществляет научное консультирование сотрудников группы 1 по направлениям их деятельности;
-организует разработку планов маркетинга для предприятия, совместно с экономическими службами проводит экономический анализ и оценку планов маркетинга, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию;
-устанавливает контакты и организует получение от организаций и отдельных специалистов информации, необходимой для осуществления маркетинговой деятельности группы 1;
-выполняет, по мере надобности, отдельные поручения директора, зам. директора по коммерческим вопросам и начальника отдела маркетинга предприятия в рамках оговоренных выше работ.
-замещает начальника отдела маркетинга в случае его отсутствия.



Содержание раздела