d9e5a92d

Безубыточность

Безубыточность

Распространенным применением знаний о динамике затрат является анализ безубыточности, используемый для составления оценки о том, когда проект возмещает все свои затраты (когда общие затраты = общему доходу). Такой анализ является важным моментом при оценке риска проекта.
Точка безубыточности показана на графике выше в месте пересечения линий. Угол a также указывает на волатильность проекта, а значит, на его риск. Чем больше угол, тем выше риск.

Это полезно при проведении сравнения проектов, когда выгоды аналогичны, а уровни рисков различны.

системы управления предприятием

Системы калькуляции себестоимости, как правило, объединяются с системой финансового учета для того, чтобы как можно больше данных обрабатывалось после однократного ввода информации. Для бизнеса любой сложности очень важно, чтобы система сбора информации о затратах была бы автоматизированной, чтобы возможно было быстро составлять отчеты.
Раньше только крупные компании могли позволить себе внедрение систем управления предприятием (таких как SAP, JD Ewards, Peoplesoft). Сейчас же существует множество таких систем, стоимость которых находится в допустимых пределах для средних и небольших компаний (например, Navision, Axapta, Vantage).
Типичные модули, имеющиеся в системах управления предприятием, перечислены в Приложении 6 Типичные модули для управления ресурсами предприятия.

Сбор информации о фактических затрат

Системы кодирования
Затраты / доходы могут быть соотнесены с любым данным объектом затрат путем присвоения объекту уникального учетного кода и кодирования всех соответствующих операций с ресурсами с помощью этого кода. См.

Приложение 1 Системы кодирования счетов. Например, стоимость сырья может распределятся по подразделениям, заводам, отделам, видам продукции или заказам. Система кодирования должна быть в состоянии соотнести затраты с объектами затрат требуемым образом.

В таблице представлены две системы кодирования: одна предназначена для идентификации сырья каждого типа (с целью контроля за материальными запасами), а вторая для идентификации области использования сырья (для системы калькуляции себестоимости по заказам).
Примеры гипотетических кодировок даны в таблице внизу только для линии 1:

Код товара Объект затрат
Подразделение Завод Отдел Продукт Заказ
1. Сырье (прямые затраты) STL 015 AA AA AAAA AA999 12345
2. Сырье (косвенные затраты)
3. Сырье (накладные расходы)

Такая система кодирования позволяет создавать отчеты о затратах по подразделениям, заводам, отделам, продукции или заказам согласно потребностям предприятия и осуществлять контроль за состоянием запасов сырья.
В то же время система бюджетирования будет составлять бюджетные планы по подразделениям, заводам, отделам, продукции или заказам для предоставления контрольных данных.
Как правило, интегрированная система финансового учета имеет обычные счета, необходимые для составления финансовой отчетности, а также интегрированные счета, относящиеся к системе калькуляции себестоимости.
Фактические накладные расходы или косвенные затраты собираются для проведения сравнения с суммами, отнесенными на продукт, и все разницы списываются на счет прибылей и убытков.
Например, ставка $50 за человеко-час производственной работы исчислена, исходя из запланированных в бюджете человеко-часов производственной работы и стоимости работ в долларах США.

Счет накладных расходов предприятия (исчисленный по ставке $50 за человеко-час производственной работы)
Фактические затраты DR Исчисленные затраты на производство CR
Трудовые Фактические затраты за месяцы
1, 2, 3
DLH = человеко-час производственной работы
месяц 1: 5095 DLH @ 50.00 254.750
Материальные месяц 2: 5800 DLH @ 50.00 290.000
Прочие месяц 3: 5498 DLH @ 50.00 274.900
Общие затраты $835.820 819.650
Остаток списанный на счет прибылей и убытков (расходов) $16.170

Остаток списывается на счет прибылей и убытков в конце каждого периода предоставления управленческой отчетности.
В данном случае сумма фактически понесенных накладных расходов предприятия превышает сумму исчисленную при их распределении на производство согласноно установленной нормы.
В течение года в конце каждого отчетного периода будет происходить списание на счет прибылей и убытков отклонений от расчетных норм (меньших или больших). В конце финансового года чистый остаток списывается против прибыли за год, что обнуляет суммарное преуменьшение / превышение нормы до перерасчета нормативов.

Контрольные показатели

Системы калькуляции себестоимости предоставляют цифры и отчеты, которые полезны только при сравнении их с контрольными показателями. Существует множество различных контрольных показателей, например:


  • Плановые затраты (Как идут наши дела относительно нашего плана?)
  • Затраты в прошлом году (Насколько эффективно мы работаем по сравнению с прошлым годом?)
  • Затраты конкурентов (Каково состояние наших дел по сравнению с конкурентами?)
  • Среднеотраслевые показатели (Как мы работаем в сравнении с отраслью в целом?)

Самые полезные контрольные показатели могут меняться в зависимости от того, какие решения надо принять, но наиболее распространенными, используемыми показателями являются плановые затраты.
Сравнение контрольных и фактических показателей помогает определить, как обстоят дела в подразделении, на заводе, в отделе, с конкретным продуктом или заказом по сравнению с планом.
В Приложении 5 Типичный отчет центра затрат приводится пример отчета Центра затрат по продаже продукции.

Ресурсы

Ресурсы это элементы, необходимые для осуществления цикла производства/сбыта/реализации продукции: рабочая сила, материалы, прочее (электроснабжение, помещения, транспорт и т.д., а также денежные средства). Они могут сразу же потребляться в процессе производства или могут использоваться в течение нескольких производственных циклов в этом случае требуется система распределения затрат по объектам затрат. Обратите внимание
Относительная важность ресурсов зависит от типа бизнеса. Например, электроснабжение важно в производстве алюминия, а топливо в авиаперевозках. Важные ресурсы заслуживают большего внимание по сравнению с теми ресурсами, которые являются сравнительно несущественными. В связи с этим часто применяется принцип Парето, согласно которому 20% данных содержат 80% важной информации.
20% данных заслуживают большего внимания, чем оставшиеся 80%. Компромиссы
Также интересно отметить необходимость выбора между различными типами ресурсов, каждый из которых по-разному влияет на структуру затрат предприятия, часто предприятия предпочитают получить поток денежных средств в настоящий момент, а не возможное сокращение затрат в будущем, Например, автоматическое или ручное производство (поток денежных средств сейчас вместо сокращения расходов в будущем) или (увеличение постоянных затрат вместо снижения переменных затрат).
Установить новую, более эффективную нагревательную установку или сохранить действующую установку, которая имеет более высокие эксплутационные затраты (более высокие постоянные затраты в настоящем или более низкие переменные затраты в будущем).
Установки, созданные собственными силами или купленные у внешнего поставщика (одни переменные затраты в обмен на другие с возможным сокращением постоянных затрат), при этом каждый вариант имеет свои собственные последствия относительно риска, потока денежных средств и т.д.
Пример Какую модель BMW вы купите: с дизельным или бензиновым двигателем? Учитывая, что рабочие характеристики и первоначальные затраты схожи, компромиссный выбор заключается в следующем: более высокие затраты при покупке и обслуживании дизельной модели в сравнении с более низкими затратами на дизельное топливо. Поэтому ответ на вопрос зависит от того, насколько интенсивно вы собираетесь использовать автомобиль.

АККУМУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ

7.1 Настройка системы Выбор объектов затрат будет обусловлен личной ответственностью руководителей и решениями, которые предполагается принимать на основании составляемых отчетов.
Поэтому отправным пунктом для создания любой системы калькуляции себестоимости является организационная структура, отражающая области ответственности.
Для каждой группы ответственных лиц должна быть определна информация, которая должна предоставляться на регулярной основе для того, чтобы можно было убедиться, в том что предприятие достигает поставленных целей (в плане эффективности, рентабельности, безопасности и т.д.).
Эта информация будет предоставляться системой калькуляции затрат и другими системами.
В качестве альтернативного варианта можно сначала определить, какие отчеты по затратам требуются для ведения бизнеса, а затем назначить отвественных за каждый отчет.
Аккумулирование (сбор) затрат, обычно всецело интегрируется с системой финансового учета, чтобы операции обрабатывались только один раз, а детальная информация об операциях одновременно учитывалась в системе калькуляции себестоимости и системе финансовой отчетности.
Можно иметь отдельную систему калькуляции себестоимости, но существует множество проблем, связанных с согласованием и выверкой двух систем. Кроме того, может потребоваться повторный ввод данных.

Объекты затрат (или единица затрат)

Объект затрат это просто часть (рабочая единица) организации, для которой вы хотите собрать информацию по затратам. Можно выбрать несколько перекрывающихся объектов, каждый из которых предлагает различную перспективу. Пример:

Объект затрат Требуемая информация Кем требуется Составляемый отчет
Подразделение Рентабельность подразделения Директор подразделения Отчет о прибылях и убытках, баланс
Производственное отделение Эффективность производства Директор производства и менеджер отделения Отчеты производственных подразделений
Отчет об эффективности переработки материалов
Отчет о повторной обработке материалов
Отчет о производительности труда
Отчет о сверхурочной работе
Отчет о контроле качества
Отчет о времени простоя оборудования
Отчет о маржинальной прибыли
Сборочный цех Эффективность сборки Начальник сборочного цеха Входящая/Исходящая продукция
Ппродуктивное время / время простоя
Относительная эффективность рабочих групп
Рабочая группа 1 Эффективность рабочей группы 1 Члены сборочной группы 1 Эффективность сборки
Результат (выработка)
Продуктивное время / время простоя
Относительная эффективность рабочей группы
Продукция Себестоимость продукции Группа управления подразделением Анализ себестоимости продукции

Таким образом, одна и та же статья затрат (например, электроэнергия) будет начисляться на каждый объект затрат; общая сумма на подразделение; пропорциональная часть (от измеренного количества) на производственный отдел; часть этого на сборочный цех (измеренная или оцененная), пока часть стоимости электроэнергии не будет включена в себестоимость производства (возможно, приблизительно оцененная величина).

Сырье

Чтобы связать материалы с объектами затрат, все заупленные товары или услуги обычно учитываются несколькими системами: от системы управления отношениями с поставщиками (CRM) до системы управления запасами (ICS). Пример взаимосвязи между системами:

Закупки Производство Учет Торговля и сбыт


`
Система CRM управление отношениями с клиентами. Система SRM (управление отношениями с поставщиками) предназначена для сопровождения отношений с поставщиками от получения предложений о цене до размещения заказов и получения товаров. Далее эти операции учитываются в системе управления запасами. Среди прочего система SRM будет учитывать:

Вид деятельности Документация Отдел Данные вводятся в системы
Получение коммерческого предложения Запрос коммерческого предложения Закупки SRM
Заказ поставщику Заказ на поставку Закупки Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM
Отгрузка Отгрузочное поручение Закупки SRM
Получение товара Акт доставки Поставщик Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM
Проверка товара Полученная накладная Склад Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM
Возврат Акт о возврате Склад Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM
Счет-фактура поставщика Счет-фактура поставщика Поставщик Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM
Кредитовое авизо Кредитовое авизо Поставщик Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM
Оплата Уведомление о денежном переводе Бухгалтерия Финансовый учет, SRM
Состояние поставщика Внешняя информация (например, кредитоспособность, цены конкурентов и т.д.) Закупки SRM

Документы могут быть представлены физически (в печатном виде) , а могут просто существовать только в виде записей в базах данных.
Система управления запасами может включать информацию о сырье, готовой продукции и, возможно, информацию о незавершенном производстве.
Калькуляция стоимости сырья Система управления запасами обычно включает калькуляцию стоимости сырья. Кроме того, она генерирует множество различных отчетов для управления запасами сырья. Как правило, система может генерировать следующие отчеты: Стоимость товарно-материальных запасов: (используется для осуществления контроля за оборотным капиталом, вложенным в товарно-материальные запасы)

Товар Остаток на складе $ за единицу $ общая стоимость Оборот Место на складе Перемещения Выделено для использования Заказано Срок хранения

Наряды на производство: (используются для определения материалов, отпущенных по каждому производственному заказу / в каждый центр затрат)

Выдача / возврат Код затрат Сырье/материалы Единицы $ стоимость наряда Местоположение

Операция никогда не должна вводиться в систему более одного раза, и она может удовлетворять потребности нескольких подсистем.
Например, счет-фактура на материал может быть обработан в системах финансового учета и калькуляции себестоимости следующим образом:
В системе финансового учета сумма $6 285 записывается на дебет счета товарно-материальных запасов и на кредит счетов к оплате, а в системах калькуляции себестоимости и управления запасами учитывается гораздо больше деталей.

Позиция Описание Количество Стоимость Распределение Классификация
1. Пластмассовые гранулы 2 т $5 000 Запас материалов DM 345 Основные производственные запасы
2. Гидравлический активатор тип awb 987 1 $1 200 Производственное задание 34879 DM J984 Основные производственные заказы
3. Стальные шайбы 20/30 1 ящик $50 Запас материалов IM 7400 Вспомогательные материалы
4. Люминесцентные лампы 60w 20 $35 Запас материалов OH 659 Накладные расходы
5. Итого $6 285 Счет к оплате Поставщик AAAAA

Обозначения: DM основные производственные материалы
IM вспомогательные производственные материалы
OH накладные расходы Таким образом, позиция: (1) становится частью запасов, которые предстоит отпустить в производство (основные производственные материалы) на основании заявки на отпуск материалов со склада.
(2) относится сразу на производственный заказ (в интегрированную систему позаказной калькуляции себестоимости) в качестве основного производственного материала.
(3) относится сразу на счет производственных накладных расходов. Физическая проверка через процедуру оформления заявок.
(4) относится сразу на счет производственных / административных накладных расходов с заранее заданным распределением. Физическая проверка через процедуру оформления заявок.
(5) относится на систему счетов к оплате. Учет материала, выданного со склада, будет осуществляться аналогичным образом, исходя из способа использования материала:

Позиция Описание Количество Код товара Распределение Классификация
1. Отвертка 1 TOO 9876 Неупакованные инструменты Производственные накладные расходы
2. Лист нержавеющей стали 3mm 5 кв.м. SS3 7490 Производственное задание 34879 Основные производственные материалы
3. Стальные шайбы 20/30 1ящик WA 7400 Шайбы Вспомогательные материалы
4. Эпоксидный клей 1 AD 5821 Клеи Вспомогательные материалы

При определения стоимости материалов, выданных со склада по заявкам, используется заранее установленная система определения стоимости, при этом наиболее распространенным вариантом является использование средней цены. Альтернативные системы: ФИФО, ЛИФО, средневзвешенная стоимость и нормативная стоимость имеют свои преимущества и недостатки в использовании.

ФИФО и средневзвешенная стоимость являются единственными системами, приемлемыми для финансового учета в соответствии с МСФО.
ФИФО Ценообразование по принципу первое поступление первый отпуск работает следующим образом:
Запасы материалов: стальная труба

Дата Отпуск / возврат/ закупка Кол-во
(м)
Стоимость единицы
$
Общая стоимость
$
Стоимость остатка
$
Текущий остаток (кол=вV штук)
10/10/05 PUR 23456 1000 20,00 +20.000 20.000 1.000
11/10/05 ISS 98765 300 20,00 -6.000 14.000 700
15/10/05 PUR 57349 400 25,00 +10.000 24.000 1.100
16/10/05 ISS 98773 800 20.625 -16.500 7.500 300

800:
700 (остаток от первой закупки в кол-ве 1000 минус отпуск в кол-ве 300) по $20,00
$14.000
100 (взято из PUR 57349) по $25,00 2.500
Общая стоимость 800 единиц стальной трубы, отпущенных в производство 16.500

ЛИФО

Ценообразование по принципу последнее поступление первый отпуск

Дата Отпуск / возврат /закупка Кол-во
(м)
Стоимость единицы
$
Общая стоимость
$
Стоимость остатка
$
Текущий остаток (кол=во штук)
10/10/05 PUR 23456 1.000 20,00 +20.000 20.000 1.000
15/10/05 PUR 57349 400 25,00 +10.000 30.000 1.400
16/10/05 ISS 98773 800 25,00 -18.000 12.000 600

На отпуск 98773 устанавливается цена на основании того, что единицы, закупленные самыми последними, используются раньше предшествующих закупок, т.е.

400 от последней закупки в кол-ве 400 по $25,00 10.000
400 от первой закупки в кол-ве 1 000 по $20,00 8.000
Общая стоимость 800 единиц стальной трубы, отпущенных в производство $18.000

Средневзвешенная стоимость

В этом случае средняя цена пересчитывается каждый раз, когда осуществляется закупочная / кредитная операция.

Дата Отпуск / возврат /закупка Кол-во
(м)
Стоимость единицы
$
Общая стоимость
$
Стоимость остатка
$
Текущий остаток (кол=во штук) Средняя стоимость
$
10/10/05 PUR 23456 1.000 20,00 +20.000 20.000 1.000 20,00
11/10/05 ISS 98765 300 20,00 -6.000 14.000 700 20,00
15/10/05 PUR 57349 400 25,00 +10.000 24.000 1.100 21,82
16/10/05 ISS 98773 800 23,64 -17.457 6.544 300

Нормативная стоимость В этом случае ко всем операциям применяется заранее определенная нормативная (плановая) стоимость. Все разницы между фактической стоимостью материала и стоимостью, используемой при отпуске материала склада, и при распределении их на производственные задания, списываются и отражаются в подробном отчете о прибылях и убытках. Таким образом, если фактическая стоимость материала была на $100.000 меньше суммы начислений на центры затрат, в отчете о прибылях и убытках будет показан кредит в размере $100.000.
Системы кодирования Подобно всем системам калькуляции себестоимости, очень много информации можно получить из хорошо продуманной системы кодировки материалов.
Например, шестизначный код может иметь следующую структуру:
0-3 3 Буквы, обозначающие тип материала (например, PLA - пластмасса, STE сталь, PAI краска и т.д.)
4-5 2 Цифры, обозначающие подкласс материала (например, PAI 10 акриловая краска синяя, PAI 11 акриловая краска зеленая)
6 контрольная цифра для проверки правильности кода. Можно добавить еще много других кодов в зависимости от потребностей компании (например, местоположение, место хранения, безопасность и т.д.).
Существует несколько основных правил при разработке кодовой системы, следование которым поможет значительно повысить надежность системы:

  • Используйте буквы, а не цифры (буквы легче запомнить, поэтому будет меньше ошибок).
  • Оставляйте пробелы (неиспользованные коды) в последовательном ряду кодов для новых позиций или тех позиций (материалов), которые были ошибочно пропущены.
  • Включайте контрольную цифру для проверки правильности кода.
  • Используйте ниспадающие окна (в меню), чтобы ограничить выбор.
  • Используйте штриховые коды, а не ручной ввод и т.д.
  • Организовывайте последовательный ряд в соответствии с тем, что вы хотите получить от системы.

Документация
Ниже приводятся первичные документы, относящиеся к товарно-материальным запасам:

Источник Содержит информацию о калькуляции себестоимости Возможные проблемы
1. Заказ на поставку Закупки Каждой строке присваивается код затрат (производственное задание или запасы) по центру затрат. Заказы могут исполняться поставщиком в разное время.
2. Полученные / возвращенные товары Полученные товары В Актах о полученных товарах содержатся данные о накладных поставщика, о полученном кол-ве материалов/товаров и о соответствии первоначальному заказу. Товары, которые не заказывались; возврат товаров; плохое качество; поврежденные товары и т.д.
На полученные товары не выписан счет-фактура.
3. Счет-фактура Поставщик В счетах-фактурах содержится подробная финансовая и налоговая информация о доставленных товарах. Все товары кодируются на основании данных в заказе на поставку и кодов финансовых счетов. Все строки счета-фактуры кодируются по центру затрат или по соответствующему счету, например, счету товарно-материальных запасов.
Дебет центры затрат, Кредит поставщик.
Неправильный счет-фактура: название товара, кол-во, арифметические ошибки.
Всегда трудно установить связь между счетом-фактурой и заказами на поставку.
Счет-фактура приходит раньше товара.
4. Кредитовое авизо Поставщик Как и в случае со счетом-фактурой Определенный промежуток во времени между получением счета-фактуры и кредитового авизо часто затрудняет согласование этих двух документов.
5. Отпуск со склада Складское хозяйство Ведомости об отпуске со склада содержат информацию о товаре, его кол-ве, центре затрат Неправильное кодирование товара или центра затрат.
6. Возврат на склад Складское хозяйство Акты о возврате содержат информацию о товаре, кол-ве, центре затрат. Как и в случае с отпуском со склада
7. Перемещения между складами Складское хозяйство Акты о перемещении содержат информацию о товаре, кол-ве, центрах затрат при перемещении из одного производственного задания в другое. Как и в случае с отпуском со склада



Содержание раздела