Распространенным применением знаний о динамике затрат является анализ безубыточности, используемый для составления оценки о том, когда проект возмещает все свои затраты (когда общие затраты = общему доходу). Такой анализ является важным моментом при оценке риска проекта.
Точка безубыточности показана на графике выше в месте пересечения линий.
Угол a также указывает на волатильность проекта, а значит, на его риск. Чем больше угол, тем выше риск.
Это полезно при проведении сравнения проектов, когда выгоды аналогичны, а уровни рисков различны.
Системы калькуляции себестоимости, как правило, объединяются с системой финансового учета для того, чтобы как можно больше данных обрабатывалось после однократного ввода информации.
Для бизнеса любой сложности очень важно, чтобы система сбора информации о затратах была бы автоматизированной, чтобы возможно было быстро составлять отчеты.
Раньше только крупные компании могли позволить себе внедрение систем управления предприятием (таких как SAP, JD Ewards, Peoplesoft). Сейчас же существует множество таких систем, стоимость которых находится в допустимых пределах для средних и небольших компаний (например, Navision, Axapta, Vantage).
Типичные модули, имеющиеся в системах управления предприятием, перечислены в Приложении 6 Типичные модули для управления ресурсами предприятия.
Системы кодирования
Затраты / доходы могут быть соотнесены с любым данным объектом затрат путем присвоения объекту уникального учетного кода и кодирования всех соответствующих операций с ресурсами с помощью этого кода. См.
Приложение 1 Системы кодирования счетов. Например, стоимость сырья может распределятся по подразделениям, заводам, отделам, видам продукции или заказам. Система кодирования должна быть в состоянии соотнести затраты с объектами затрат требуемым образом.
В таблице представлены две системы кодирования: одна предназначена для идентификации сырья каждого типа (с целью контроля за материальными запасами), а вторая для идентификации области использования сырья (для системы калькуляции себестоимости по заказам).
Примеры гипотетических кодировок даны в таблице внизу только для линии 1:
Код товара | Объект затрат | ||||||
Подразделение | Завод | Отдел | Продукт | Заказ | |||
1. | Сырье (прямые затраты) | STL 015 | AA | AA | AAAA | AA999 | 12345 |
2. | Сырье (косвенные затраты) | ||||||
3. | Сырье (накладные расходы) |
Счет накладных расходов предприятия (исчисленный по ставке $50 за человеко-час производственной работы) | ||||
Фактические затраты | DR | Исчисленные затраты на производство | CR | |
Трудовые |
Фактические затраты за месяцы 1, 2, 3 DLH = человеко-час производственной работы |
месяц 1: 5095 DLH @ 50.00 | 254.750 | |
Материальные | месяц 2: 5800 DLH @ 50.00 | 290.000 | ||
Прочие | месяц 3: 5498 DLH @ 50.00 | 274.900 | ||
Общие затраты | $835.820 | 819.650 | ||
Остаток списанный на счет прибылей и убытков (расходов) | $16.170 |
Системы калькуляции себестоимости предоставляют цифры и отчеты, которые полезны только при сравнении их с контрольными показателями. Существует множество различных контрольных показателей, например:
Самые полезные контрольные показатели могут меняться в зависимости от того, какие решения надо принять, но наиболее распространенными, используемыми показателями являются плановые затраты.
Сравнение контрольных и фактических показателей помогает определить, как обстоят дела в подразделении, на заводе, в отделе, с конкретным продуктом или заказом по сравнению с планом.
В Приложении 5 Типичный отчет центра затрат приводится пример отчета Центра затрат по продаже продукции.
Ресурсы это элементы, необходимые для осуществления цикла производства/сбыта/реализации продукции: рабочая сила, материалы, прочее (электроснабжение, помещения, транспорт и т.д., а также денежные средства).
Они могут сразу же потребляться в процессе производства или могут использоваться в течение нескольких производственных циклов в этом случае требуется система распределения затрат по объектам затрат.
Обратите внимание
Относительная важность ресурсов зависит от типа бизнеса. Например, электроснабжение важно в производстве алюминия, а топливо в авиаперевозках.
Важные ресурсы заслуживают большего внимание по сравнению с теми ресурсами, которые являются сравнительно несущественными. В связи с этим часто применяется принцип Парето, согласно которому 20% данных содержат 80% важной информации.
20% данных заслуживают большего внимания, чем оставшиеся 80%.
Компромиссы
Также интересно отметить необходимость выбора между различными типами ресурсов, каждый из которых по-разному влияет на структуру затрат предприятия, часто предприятия предпочитают получить поток денежных средств в настоящий момент, а не возможное сокращение затрат в будущем,
Например, автоматическое или ручное производство (поток денежных средств сейчас вместо сокращения расходов в будущем) или (увеличение постоянных затрат вместо снижения переменных затрат).
Установить новую, более эффективную нагревательную установку или сохранить действующую установку, которая имеет более высокие эксплутационные затраты (более высокие постоянные затраты в настоящем или более низкие переменные затраты в будущем).
Установки, созданные собственными силами или купленные у внешнего поставщика (одни переменные затраты в обмен на другие с возможным сокращением постоянных затрат), при этом каждый вариант имеет свои собственные последствия относительно риска, потока денежных средств и т.д.
Пример
Какую модель BMW вы купите: с дизельным или бензиновым двигателем? Учитывая, что рабочие характеристики и первоначальные затраты схожи, компромиссный выбор заключается в следующем: более высокие затраты при покупке и обслуживании дизельной модели в сравнении с более низкими затратами на дизельное топливо.
Поэтому ответ на вопрос зависит от того, насколько интенсивно вы собираетесь использовать автомобиль.
7.1 Настройка системы
Выбор объектов затрат будет обусловлен личной ответственностью руководителей и решениями, которые предполагается принимать на основании составляемых отчетов.
Поэтому отправным пунктом для создания любой системы калькуляции себестоимости является организационная структура, отражающая области ответственности.
Для каждой группы ответственных лиц должна быть определна информация, которая должна предоставляться на регулярной основе для того, чтобы можно было убедиться, в том что предприятие достигает поставленных целей (в плане эффективности, рентабельности, безопасности и т.д.).
Эта информация будет предоставляться системой калькуляции затрат и другими системами.
В качестве альтернативного варианта можно сначала определить, какие отчеты по затратам требуются для ведения бизнеса, а затем назначить отвественных за каждый отчет.
Аккумулирование (сбор) затрат, обычно всецело интегрируется с системой финансового учета, чтобы операции обрабатывались только один раз, а детальная информация об операциях одновременно учитывалась в системе калькуляции себестоимости и системе финансовой отчетности.
Можно иметь отдельную систему калькуляции себестоимости, но существует множество проблем, связанных с согласованием и выверкой двух систем. Кроме того, может потребоваться повторный ввод данных.
Объект затрат это просто часть (рабочая единица) организации, для которой вы хотите собрать информацию по затратам. Можно выбрать несколько перекрывающихся объектов, каждый из которых предлагает различную перспективу.
Пример:
Объект затрат | Требуемая информация | Кем требуется | Составляемый отчет |
Подразделение | Рентабельность подразделения | Директор подразделения | Отчет о прибылях и убытках, баланс |
Производственное отделение | Эффективность производства | Директор производства и менеджер отделения |
Отчеты производственных подразделений Отчет об эффективности переработки материалов Отчет о повторной обработке материалов Отчет о производительности труда Отчет о сверхурочной работе Отчет о контроле качества Отчет о времени простоя оборудования Отчет о маржинальной прибыли |
Сборочный цех | Эффективность сборки | Начальник сборочного цеха |
Входящая/Исходящая продукция Ппродуктивное время / время простоя Относительная эффективность рабочих групп |
Рабочая группа 1 | Эффективность рабочей группы 1 | Члены сборочной группы 1 |
Эффективность сборки Результат (выработка) Продуктивное время / время простоя Относительная эффективность рабочей группы |
Продукция | Себестоимость продукции | Группа управления подразделением | Анализ себестоимости продукции |
Чтобы связать материалы с объектами затрат, все заупленные товары или услуги обычно учитываются несколькими системами: от системы управления отношениями с поставщиками (CRM) до системы управления запасами (ICS).
Пример взаимосвязи между системами:
Закупки | Производство | Учет | Торговля и сбыт |
Вид деятельности | Документация | Отдел | Данные вводятся в системы |
Получение коммерческого предложения | Запрос коммерческого предложения | Закупки | SRM |
Заказ поставщику | Заказ на поставку | Закупки | Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM |
Отгрузка | Отгрузочное поручение | Закупки | SRM |
Получение товара | Акт доставки | Поставщик | Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM |
Проверка товара | Полученная накладная | Склад | Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM |
Возврат | Акт о возврате | Склад | Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM |
Счет-фактура поставщика | Счет-фактура поставщика | Поставщик | Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM |
Кредитовое авизо | Кредитовое авизо | Поставщик | Финансовый учет, калькуляция себестоимости, SRM |
Оплата | Уведомление о денежном переводе | Бухгалтерия | Финансовый учет, SRM |
Состояние поставщика | Внешняя информация (например, кредитоспособность, цены конкурентов и т.д.) | Закупки | SRM |
Товар | Остаток на складе | $ за единицу | $ общая стоимость | Оборот | Место на складе | Перемещения | Выделено для использования | Заказано | Срок хранения |
Выдача / возврат | Код затрат | Сырье/материалы | Единицы | $ стоимость | наряда | Местоположение |
Позиция | Описание | Количество | Стоимость | Распределение | Классификация |
1. | Пластмассовые гранулы | 2 т | $5 000 | Запас материалов DM 345 | Основные производственные запасы |
2. | Гидравлический активатор тип awb 987 | 1 | $1 200 | Производственное задание 34879 DM J984 | Основные производственные заказы |
3. | Стальные шайбы 20/30 | 1 ящик | $50 | Запас материалов IM 7400 | Вспомогательные материалы |
4. | Люминесцентные лампы 60w | 20 | $35 | Запас материалов OH 659 | Накладные расходы |
5. Итого | $6 285 | Счет к оплате | Поставщик AAAAA |
Позиция | Описание | Количество | Код товара | Распределение | Классификация |
1. | Отвертка | 1 | TOO 9876 | Неупакованные инструменты | Производственные накладные расходы |
2. | Лист нержавеющей стали 3mm | 5 кв.м. | SS3 7490 | Производственное задание 34879 | Основные производственные материалы |
3. | Стальные шайбы 20/30 | 1ящик | WA 7400 | Шайбы | Вспомогательные материалы |
4. | Эпоксидный клей | 1 | AD 5821 | Клеи | Вспомогательные материалы |
ФИФО и средневзвешенная стоимость являются единственными системами, приемлемыми для финансового учета в соответствии с МСФО.
ФИФО
Ценообразование по принципу первое поступление первый отпуск работает следующим образом:
Запасы материалов: стальная труба
Дата | Отпуск / возврат/ закупка |
Кол-во (м) |
Стоимость единицы $ |
Общая стоимость $ |
Стоимость остатка $ |
Текущий остаток (кол=вV штук) | |
10/10/05 | PUR 23456 | 1000 | 20,00 | +20.000 | 20.000 | 1.000 | |
11/10/05 | ISS 98765 | 300 | 20,00 | -6.000 | 14.000 | 700 | |
15/10/05 | PUR 57349 | 400 | 25,00 | +10.000 | 24.000 | 1.100 | |
16/10/05 | ISS 98773 | 800 | 20.625 | -16.500 | 7.500 | 300 |
800: 700 (остаток от первой закупки в кол-ве 1000 минус отпуск в кол-ве 300) по $20,00 |
$14.000 |
100 (взято из PUR 57349) по $25,00 | 2.500 |
Общая стоимость 800 единиц стальной трубы, отпущенных в производство | 16.500 |
Ценообразование по принципу последнее поступление первый отпуск
Дата | Отпуск / возврат /закупка |
Кол-во (м) |
Стоимость единицы $ |
Общая стоимость $ |
Стоимость остатка $ |
Текущий остаток (кол=во штук) | |
10/10/05 | PUR 23456 | 1.000 | 20,00 | +20.000 | 20.000 | 1.000 | |
15/10/05 | PUR 57349 | 400 | 25,00 | +10.000 | 30.000 | 1.400 | |
16/10/05 | ISS 98773 | 800 | 25,00 | -18.000 | 12.000 | 600 |
400 от последней закупки в кол-ве 400 по $25,00 | 10.000 |
400 от первой закупки в кол-ве 1 000 по $20,00 | 8.000 |
Общая стоимость 800 единиц стальной трубы, отпущенных в производство | $18.000 |
В этом случае средняя цена пересчитывается каждый раз, когда осуществляется закупочная / кредитная операция.
Дата | Отпуск / возврат /закупка |
Кол-во (м) |
Стоимость единицы $ |
Общая стоимость $ |
Стоимость остатка $ |
Текущий остаток (кол=во штук) |
Средняя стоимость $ |
10/10/05 | PUR 23456 | 1.000 | 20,00 | +20.000 | 20.000 | 1.000 | 20,00 |
11/10/05 | ISS 98765 | 300 | 20,00 | -6.000 | 14.000 | 700 | 20,00 |
15/10/05 | PUR 57349 | 400 | 25,00 | +10.000 | 24.000 | 1.100 | 21,82 |
16/10/05 | ISS 98773 | 800 | 23,64 | -17.457 | 6.544 | 300 |
Документация
Ниже приводятся первичные документы, относящиеся к товарно-материальным запасам:
Источник | Содержит информацию о калькуляции себестоимости | Возможные проблемы | ||
1. | Заказ на поставку | Закупки | Каждой строке присваивается код затрат (производственное задание или запасы) по центру затрат. | Заказы могут исполняться поставщиком в разное время. |
2. | Полученные / возвращенные товары | Полученные товары | В Актах о полученных товарах содержатся данные о накладных поставщика, о полученном кол-ве материалов/товаров и о соответствии первоначальному заказу. |
Товары, которые не заказывались; возврат товаров; плохое качество; поврежденные товары и т.д. На полученные товары не выписан счет-фактура. |
3. | Счет-фактура | Поставщик |
В счетах-фактурах содержится подробная финансовая и налоговая информация о доставленных товарах. Все товары кодируются на основании данных в заказе на поставку и кодов финансовых счетов. Все строки счета-фактуры кодируются по центру затрат или по соответствующему счету, например, счету товарно-материальных запасов. Дебет центры затрат, Кредит поставщик. |
Неправильный счет-фактура: название товара, кол-во, арифметические ошибки. Всегда трудно установить связь между счетом-фактурой и заказами на поставку. Счет-фактура приходит раньше товара. |
4. | Кредитовое авизо | Поставщик | Как и в случае со счетом-фактурой | Определенный промежуток во времени между получением счета-фактуры и кредитового авизо часто затрудняет согласование этих двух документов. |
5. | Отпуск со склада | Складское хозяйство | Ведомости об отпуске со склада содержат информацию о товаре, его кол-ве, центре затрат | Неправильное кодирование товара или центра затрат. |
6. | Возврат на склад | Складское хозяйство | Акты о возврате содержат информацию о товаре, кол-ве, центре затрат. | Как и в случае с отпуском со склада |
7. | Перемещения между складами | Складское хозяйство | Акты о перемещении содержат информацию о товаре, кол-ве, центрах затрат при перемещении из одного производственного задания в другое. | Как и в случае с отпуском со склада |