d9e5a92d

Роль заказчика в создании информационной системы

систем поддержки принятия решений и др.
Покупка готового решения означает, что организация выбирает на рынке готовую информационную систему, разработанную специализированной фирмой, и внедряет ее у себя (рис. 2.3).
Рынок информационных систем включает в себя готовые решения от простых финансово-учетных систем (автоматизирующих отдельные функции управления), реализованных в виде пакета программ, ориентированных на малый



Рис. 2.3. Выбор готового решения
бизнес, до средних и крупных интегрированных информационных систем. Методы выбора поставщика готового решения описаны в [4].
Для примера приведем названия возможных сегментов такого рынка:
структурированные кабельные системы;
активное оборудование;
телекоммуникационный рынок;
серверы, персональные компьютеры, сетевые компьютеры, кластеры, распределенные вычисления;
гибкие производственные системы;
операционные системы;
базы данных;
системы групповой работы;
почтовые системы;
системы подготовки документов;
системы поддержки продаж;
системы автоматизации деятельности по управлению проектами;
специализированные системы;
консалтинг в области информационных технологий;
автоматизация деятельности предприятий;
методы и средства разработки систем программного обеспечения;
обучение информационным технологиям;
предоставление услуг по выполнению функций информационной системы (аутсорсинг).
Положительные стороны использования готовых решений:
наличие сопровождения системы разработчиком;
тщательное тестирование предлагаемой системы разработчиком, быстрое выявление ошибок с помощью большого круга пользователей;
качественное документирование системы;
периодические улучшения или усовершенствования системы разработчиком;
возможность сосредоточить ресурсы организации на поддержке работы системы, а не на разработке, и др.

Использование услуг посторонней организации для передачи ей функций информационной системы.


В этом случае организация использует специализированную фирму, с помощью собственных ресурсов выполняющую действия, которые должна была осуществлять информационная система организации. Это означает, что организация не создает у себя информационных подразделений, возможно, что и аппаратно-программные средства будут находиться в собственности специализированной фирмы.

И вся информация обрабатывается этой фирмой, а организация получает итоговую информацию с заданной периодичностью.
Таким образом, в данном случае выполнение проектов информационной системы и услуг по поддержке аппаратно-программных средств, а также дальнейшую модернизацию системы берет на себя специализированная организация. Преимущества использования внешних ресурсов:
экономия и освобождение денежных средств;
гарантия определенного качества обслуживания;
предсказуемость результатов;
гибкость системы информационного обеспечения;
освобождение человеческих ресурсов для других проектов.
Недостатки такого информационного обеспечения:
потеря контроля над информационными технологиями;
зависимость от специализированной фирмы;
необходимость делиться конфиденциальной информацией и др.

Роль заказчика в создании информационной системы


Независимо от способа создания информационной системы главным действующим лицом в этом процессе является заказчик, который после разработки информационной системы превратится в ее владельца и пользователя.
Одна из основных задач руководства организаций заказчика и разработчика активное обучение будущих пользователей, повышение их уровня квалификации как пользователей, но прежде всего как постановщиков, разработчиков.
Пользователь специалист в своей области, он знает, чего он хочет. Но кроме профессиональных знаний в предметной области, пользователь должен обладать знаниями в области информационных технологий для правильной постановки задачи.
Пользователя необходимо заранее ознакомить с методикой проведения обследования организации и порядком обобщения результатов, что поможет ему определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи и функции, квалифицированно оформить постановку задачи. Постановка задачи составленное по определенным правилам описание задачи, которое дает исчерпывающее представление о сущности, логике преобразования информации для получения результата [3].
План постановки задачи заказчиком по автоматизации обработки информации:
1. Организационно-экономическая сущность задачи (наименование, место, цель, потребители и способ доставки решения, периодичность, источники информации, связь с другими задачами).
2. Описание входной информации (перечень исходной информации, формы представления, примеры документов, частота поступления информации, формы ее контроля и т.д.).


3. Описание выходной информации (перечень результативной информации, формы представления, периодичность и сроки представления, перечень пользователей итоговой информации, перечень запросной информации, способы контроля итоговой информации и т.д.).
4. Описание алгоритма решения задачи (описание способов формирования итоговой информации, описание последовательности действий с переменной и условно-постоянной информацией и т.п.).
5. Описание условно-постоянной информации (перечень классификаторов, справочников, таблиц, описание формы их представления, способов использования условно-постоянной информации и т.п.).

Требования к организациям, специализированным на информационных технологиях


При создании и эксплуатации информационных систем организация привлекает к работе в этой области специализированные фирмы. Обычно это либо разработчики информационных систем так называемые системные интеграторы, либо фирмы, специализирующиеся на предоставлении консультационных услуг в области информационных технологий.

В любом случае для организации большое значение имеет уровень и качество обслуживания, предоставляемого этими фирмами. Оптимальной для заказчика является ситуация, когда он, обратившись к одной специализированной фирме, получает весь спектр услуг:
разработку системы управления предприятием (обследование предприятия по вопросам постановки учета и документооборота, консалтинговые услуги и т. п.);
поставку и внедрение системы (настройку и адаптацию, внедрение системы в опытную и промышленную эксплуатацию, обучение персонала заказчика);
пожизненное сопровождение системы (гарантийное и послегарантийное обслуживание, проведение тематических семинаров как по проблемам методологии и организации учета, так и по вопросам использования информационной системы).
Взаимодействие организации со специализированными фирмами может осуществляться по нескольким направлениям:
получение квалифицированных консультационных услуг;
приобретение готовых решений, потребление услуг по адаптации готовых решений;
обращение к консультационным организациям, которые при создании больших комплексных проектов, осуществляемых несколькими исполнителями системными интеграторами, консультируют выполнение законченного проекта, приобретение и освоение программно-аппаратных средств и построение информационной системы необходимой конфигурации. Ответственность за проект несет предприятие системный интегратор;
потребление услуг фирмы интегратора по разработке и модификации информационной системы, а также по сопровождению ее в течение согласованного времени эксплуатации;
передача посторонней организации функций информационной системы и потребление переработанной информации.
Основные критерии выбора специализированной фирмы:
срок работы на рынке информационных технологий;
лицензионная чистота поставляемого программного продукта;
лицензионная чистота средств разработки информационных систем;
примеры уже реализованных систем в похожих организациях, уровень качества этих проектов;
позиции;
фирмы в профессиональных рейтингах.

Организационные подразделения, ответственные за информационную систему


После создания информационной системы (ИС) основные действия с ней сводятся к трем направлениям: исправление ошибок;
поддержка состояния и работы системы;
улучшение информационной системы.
Все эти действия осуществляет подразделение организации, ответственное за информационную систему.
Структура подразделения, ответственного за функционирование ИС, может быть самой разной в различных организациях. Она зависит от различных факторов, в том числе от организационной структуры организации, ее стратегий, степени децентрализации в обработке информации, культуры и т.д.
В целом подразделение, ответственное за функционирование ИС, может иметь следующие подотделы:
операционная группа, ответственная за работу и поддержку аппаратных средств и прикладного обеспечения, телекоммуникации и сети, состоящая из компьютерного оператора, обслуживающего персонала, специалиста по охране данных, системного программиста, системного аналитика, телекоммуникационного менеджера;
группа создания приложений, которая отвечает за создание новых ИС, включающая в себя программистов, системного аналитика, проектных менеджеров;
центральная информационная группа, отвечающая за поддержку конечных пользователей.

Вопросы, оставшиеся за пределами рассмотрения


На этом мы заканчиваем рассмотрение вопросов, связанных с основами автоматизированных систем управления, поскольку в нашу задачу не входит описание всего круга проблем в этой области. Однако мы хотели хотя бы упомянуть эти проблемы:
эволюция концепций построения информационных систем и информационных технологий;
информационная безопасность и система защита информации;
стоимость владения информационной системой;
рынок информационных систем и ряд других.
Для самостоятельного рассмотрения мы можем предложить читателю публикации [3 6].

Контрольные вопросы и задания


1. Что вызывает потребность в автоматизации управленческой деятельности?
2. Определите электронную нервную систему организации и ее базовые принципы.
3. Что такое корпоративная информационная система? каковы ее задачи?
4. Обсудите структуру корпоративной информационной системы.
5. Дайте определение и охарактеризуйте основные элементы обеспечивающей части корпоративной информационной системы.
6. Рассмотрите информационное обеспечение информационной системы, его назначение и основные элементы.
7. Перечислите основные компоненты технического обеспечения корпоративной информационной системы. Каково их назначение?
8. В чем назначение математического и программного обеспечения корпоративной информационной системы и из чего оно состоит?
9. Какие действия осуществляются в рамках методического и организационного обеспечения корпоративной информационной системы?
10. Что такое эргономические условия функционирования корпоративной информационной системы?
11. Для чего требуется правовое обеспечение корпоративной информационной системы?
12. Что представляет собой лингвистическое обеспечение корпоративной информационной системы?
13. Дайте определение основных элементов функциональной части корпоративной информационной системы и охарактеризуйте их.
14. Обсудите три базовых решения руководителя организации по поводу информационной системы.
15. Каковы основные идеи стратегического планирования информационной системы?
16. Приведите примеры классов информационных систем.
17. Определите возможные типы организаций с точки зрения информационной интенсивности.
18. Дайте характеристику основным стратегиям управления различными классами информационных систем с учетом различной информационной интенсивности у организаций.
19. Что такое стандарты управления и как они используются при создании информационной системы организации?
20. Дайте определение понятию жизненный цикл информационной системы и охарактеризуйте его стадии.
21. В чем основные идеи трех моделей жизненного цикла информационной системы?
22. Каковы преимущества и недостатки разработки информационной системы под себя?
23. Когда целесообразно использовать прототипы при создании информационной системы?
24. В чем преимущества и недостатки использования готовых решений при разработке информационной системы?
25. Расскажите об использовании услуг посторонней организации для передачи ей функций информационной системы.

Когда это целесообразно?
26. Охарактеризуйте план постановки задачи по автоматизации обработки информации.
27. Каковы требования к фирмам, специализирующимся по информационным технологиям и предоставляющим услуги организации?

Какие услуги они могут предложить организации?
28. Укажите структуру и задачи организационного подразделения, ответственного за информационную систему.

МОДЕЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ - ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ
3.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Постоянные изменения в работе, реализация новых технологий, инновации являются условием выживания и успеха в современном мире. Но не всегда у руководителей есть ясное понимание того, какие именно изменения нужны, и уверенность, что они будут успешными.

Вместе с тем известно, что экономические системы обладают не только краткосрочными реакциями на изменения, но и такими, проявление которых произойдет в будущем. Поведение этих систем антиинтуитивно, эксперимент в них ограничен по временным, финансовым и этическим соображениям.

Поэтому управление экономическими системами часто граничит с искусством.
Важнейшим инструментом решения управленческих задач является модель. Любая модель представляет собой способ преобразования входной информации в выходную. Модели как таковые не могут быть использованы непосредственно в практике управления, хотя они описывают реальные свойства экономических организаций.

Это связано с тем, что любая модель является карикатурой на моделируемый объект, отражает лишь его существенные с точки зрения разработчика модели свойства. Однако модели могут служить вспомогательным инструментом для информационного обеспечения управленческой деятельности (рис. 3.1).

Они позволяют осуществлять аналитическую работу, прогнозирование. Модели и моделирование выступают как метод анализа экономических ситуаций, проверки реализуемости возможных решений и оценки последствий их принятия и довольно активно применяются при решении задач управления.



Рис. 3.1. Использование моделей для решения управленческих задач
Существует много частных методов построения моделей, специальных алгоритмов решения управленческих задач с помощью моделирования. Для разнообразных целей и на разных уровнях управления используются модели, построенные различными средствами, в рамках которых осуществляется описание финансовых, производственных, логистических и маркетинговых характеристик предприятия затрат, доходов, прибыли, инвестиций, производственных мощностей, каналов снабжения и сбыта, процессов, функций, информационных потоков, организационных структур и т.п.
Потенциальный потребитель этих моделей, попадая в среду построения каждой из них, сталкивается с набором специальных понятий, четко очерченной областью применения данной модели, особым методом решения ее уравнений. Попытка выбора тех или иных моделей и алгоритмов приводит к необходимости построения системы классификационных признаков моделей, что, в свою очередь, позволяет объединить их в классы. Эти классы соответствуют некоторым специфическим свойствам объектов моделирования.

Поэтому определим сначала основные понятия, связанные с моделированием, а затем укажем на наиболее общие классы моделей.

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ


3.2.1. Основные понятия метода моделирования
В настоящее время трудно назвать область человеческой деятельности, где каким-либо образом не использовалось бы моделирование. Оно является естественным и едва ли не единственным способом изучения окружающего мира, позволяющим оценить последствия возможных действий и решений. Особенно это относится к экономике и управлению.

Ведь по мысли Дж. Форрестера [7], управление экономической системой похоже на управление автомобилем, у которого отсутствуют все окна, кроме заднего. И, глядя на пройденный путь, водитель пытается управлять движением автомобиля вперед.

В такой ситуации все надежды связаны со знаниями, опытом, ситуацией и моделированием.
Само по себе моделирование не ново. Разработка моделей играла жизненно важную роль в деятельности человека с тех пор, как он стал стремиться к пониманию и изменению окружающей среды.

Люди всегда использовали концепцию модели, пытаясь представить и выразить с ее помощью абстрактные идеи и реальные процессы. Моделирование охватывает широкий диапазон актов человеческого общения от наскальной живописи и сооружения идолов до составления систем сложных математических уравнений, описывающих полет ракеты в космическом пространстве. По существу, прогресс и история науки и техники нашли свое наиболее точное выражение в развитии способности человека создавать модели естественных явлений, понятий и объектов, которые могут выполнять функции:
средства осмысления деятельности;
средства общения;
средства обучения и тренажа;
инструмента прогнозирования;
средства постановки экспериментов.
Рассмотрим основные понятия, связанные с моделированием и моделями. Исходным понятием для моделирования как вида человеческой деятельности является объект моделирования внешнее проявление действия какой-либо системы или система, подлежащая изучению.
Термин система это предельное обобщение, в котором наблюдатель подчеркивает аспекты реальности, интересующие его в данный момент. Существует достаточно много определений этого понятия. Например, система-множество, на котором реализуется заранее данное отношение R с фиксированными свойствами Р. Другое определение системы совокупность элементов, связанных друг с другом в единое целое, способная изменять свое состояние и обладающая свойствами, отличными от свойств элементов, образующих систему. В этом определении элемент простейшая неделимая часть изучаемого объекта, выполняющая некоторые функции.

Внутреннее состояние такого элемента количественно характеризует свойства реального объекта.
Всякое уточнение или конкретизация определения системы влечет за собой уточнение определения внешней среды совокупности объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы. Кроме того, при рассмотрении какого-либо объекта как системы в ней подчеркивают ряд свойств.
Во-первых, это целостность объекта. Любое образование, любое множество объектов может быть названо системой, если его рассмотрение как целого оправдано с какой-либо точки зрения и может помочь исследователю ответить на поставленный вопрос, решить сформулированную задачу.

В основе системы лежит процесс последовательное закономерное изменение свойств объекта, его параметров.
Во-вторых, наличие цели изучения, критерия, обусловливающего существование данного объекта как целого.
В-третьих, рассматриваемый объект определяют как часть, подсистему некоторой большей системы. Подсистема это группа выделенных из системы элементов, объединенных на основе какого-либо свойства.
В-четвертых, изучаемый объект сам, в свою очередь, дробится на подсистемы, т. е. характеризуется структурой. Структурой системы называются определенные и относительно устойчивые отношения между ее элементами и подсистемами.
Система обладает входами, через которые в нее поступают материальные, энергетические и информационные потоки, и выходами, благодаря которым результаты преобразования в системе поступают во внешнюю среду.
Выделение какой-либо системы в качестве объекта моделирования требует:
наличия некоторого объекта оригинала, состоящего из множества элементов;
существования наблюдателя-исследователя;
задачи, определяющей для наблюдателя границы рассмотрения объекта моделирования, выделения его существенных свойств.
По поводу этого объекта моделирования исследователь выдвигает гипотезы определенные предложения, предсказания, основанные на небольшом числе опытных данных, наблюдений, догадок. При этом человек широко использует аналогии (см. подробнее [8; 9]) суждения о каком-либо частном сходстве двух различных объектов, которые, по мнению исследователя, могут помочь в объяснении поведения изучаемого объекта моделирования.

На основе аналогий и выдвигаемых гипотез человек вырабатывает некоторую систему представлений о свойствах объекта моделирования, его поведении. Эта система представлений оформляется в виде рисунков, графиков, уравнений, макетов, механизмов, т.е. строится модель рассматриваемого объекта, выступающая абстрактным или материальным его заменителем.

Таким образом, модель это представление исследуемого объекта в некоторой форме, отличной от формы его реального существования, изучение которой дает о нем новые знания.
По поводу этого определения необходимо сделать ряд замечаний.
1. Модель отображает не все свойства реального объекта, а лишь существенные для исследования поставленной задачи. В известном смысле можно считать модель карикатурой реального объекта.
2. Между моделью и объектом существует взаимное соответствие, которое устанавливается рядом правил. У модели имеется определенная структура (статическая или динамическая), отвечающая структуре объекта моделирования.
3. Реальный объект может быть таким, что получить информацию о некоторых его свойствах путем непосредственного контакта с ним невозможно. Нужен его заменитель модель, которая позволит изучить эти свойства более просто и наглядно.
Замещение одного объекта другим с целью получения информации о важнейших свойствах объекта-оригинала с помощью объекта-модели называется моделированием. Таким образом, моделирование это представление объекта в виде модели для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью.

Теория замещения одних объектов (оригиналов) другими объектами (моделями) и исследование свойств объектов на их моделях называется теорией моделирования. Моделирование может выступать, во-первых, как познавательный процесс, содержащий переработку информации, поступающей из внешней среды, о происходящих в ней явлениях, в результате чего в сознании появляются образы, мысленные модели, соответствующие объектам, во-вторых, как процесс построения некоторой модели в виде объекта-заместителя, связанного определенными соотношениями подобия с объектом-оригиналом.

Проблема подобия модели и объекта


В процессе моделирования важен вопрос о соотношении модели и объекта-оригинала. Теория, изучающая условия, при которых достигается взаимное соответствие между моделью и исследуемым объектом, называется теорией подобия [8; 9]. Подобие явлений означает, что данные о протекании процессов, полученные при изучении одного явления, можно распространить на все явления, подобные данному [8]. Два объекта подобны, если характеризующие их величины аналогичны в сходных точках пространства в сходные моменты времени.

Подобие объектов позволяет использовать тождественный математический аппарат при построении моделей этих объектов.
В зависимости от соотношения объектов между собой различают подобие разной полноты (полное, неполное) и различных типов (физическое или прямое при одинаковой физической природе подобных явлений, математическое или косвенное при математическом соответствии описаний явлений), функциональное и структурное.
При функциональном и структурном подобиях соответственно делаются выводы на основании сходства результирующих функций о сходстве структур и, наоборот, на основании сходства структур о сходстве результирующих функций. При прямом подобии переменные и параметры модели выражаются непосредственно через переменные и параметры объекта.

В данном случае можно говорить о масштабных моделях. Косвенное подобие основано на сходстве математического описания объекта с ним самим.
Различные виды подобия подчиняются некоторым общим закономерностям, которые сформулированы в трех теоремах подобия [8].
Первая теорема состоит в следующем. У подобных явлений можно найти определенные сочетания параметров, называемых критериями подобия, имеющими одинаковые значения.



Содержание раздела