d9e5a92d

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Такой подход универсален для любого предприятия независимо от конкретного производственного профиля и масштаба.
Интранет это перенос апробированных Web-технологий во внутрикорпоративные сети. Разница между Интранетом и Интернетом скорее семантическая, чем технологическая.

Обе эти сети используют одни и те же программные продукты, протоколы и стандарты. Основное различие между ними состоит в том, что информация, циркулирующая в Интранете, не предназначена для публичного использования.

Поэтому применяются методы авторизации доступа и криптозащиты данных.
В отличие от продуктов корпоративного назначения (groupware) Интранет-системы опираются на уже готовые решения и более дешевы. Так, по оценкам зарубежных экономистов, стоимость внедрения Интранета в крупных корпорациях составляет порядка 50 долл. в расчете на одно рабочее место.
Из Интернета наследуется простота объединения в общую инфраструктуру разнородных технических средств и операционных систем.
Процесс разработки корпоративных систем существенно упрощается, поскольку отпадает необходимость в разработке интеграционного проекта. Так, отдельные подразделения могут создавать собственные подсистемы, используя свои ЛВС и серверы, никак не связывая их с другими подразделениями.

В случае необходимости они могут подключаться к единой системе предприятия.
На клиентском месте должна быть в наличии программа-браузер, осуществляющая перевод HTML-файлов в видимое изображение. Эти файлы доступны при любой операционной среде пользователя.

Таким образом, все серверные приложения могут создаваться вне зависимости от клиентов, и разработка серверных приложений полностью нацелена на реализацию функциональных задач предприятия и наличие универсального клиента.
При выборе технологии построения корпоративной сети концепция Интранета имеет много преимуществ перед остальными вариантами. Вот самые важные из них:
1. Сети Интранет решают проблему информационной перегрузки. Факты информационных перегрузок в корпоративных сетях не имеют прямой зависимости от слишком большого количества передаваемой информации.

Сети Интранет идеально подходят для решения проблем распределения информации внутри корпоративной сети предприятия.
2. Сети Интранет дешевле. Большое преимущество технологии Интранета состоит в возможности быстрой разработки средств доступа к электронной информации без задействования классической схемы создания программного обеспечения. Полученные решения являются вполне полноценными и эффективными.

Но главное, что от компании не требуется ни крупных капиталовложений, ни серьезных перестроек.
3. Сети Интранет работают на различных платформах. Интранет самый простой способ объединить в сеть разнородную вычислительную технику предприятия и обеспечить взаимодействие различных платформ.
4. Сети Интранет устойчивы и надежны.
5. Сети Интранет имеют высокие скорости передачи данных.
Типичная Интранет включает в себя корпоративный каталог, календарь событий, руководство по корпоративной политике и процедурам, план мероприятий по улучшению деятельности компании, информационно-рекламные материалы.
Достоинством Интранета является то, что внедрять ее на предприятии можно в несколько этапов в соответствии с потребностями текущей ситуации.
Для первого этапа внедрения Интранета в организации обычно выбирают те разделы, которые могут использоваться без каких-либо переделок. Обычно это электронная почта и Web-сервер с корпоративными справочниками в виде HTML-документов.
Корпоративная почтовая система одна из служб, не требующих больших усилий для развертывания. Основное ее преимущество простота обмена информацией.

На первом этапе внедрения Web-серверов это простота и скорость доступа к документам, имеющим привычный вид для большинства пользователей, которые используют текстовые редакторы, а также легкость публикации информации и ее обновления в режиме реального времени.
Уже на этом этапе можно постепенно отказываться от лишних инвестиций в печатающую и копировальную технику и сократить расходы внутрикорпоративной документации.
На втором этапе обычно реализуются новые способы доступа к электронным версиям корпоративных архивов, позволяющих обеспечить защиту информации и поддержку разграничения доступа. На этом этапе, как правило, хранилищем информации служат существующие информационные системы на базе SQL-серверов с их развитой системой администрирования доступа и уже созданной структурой архива.
Дальнейшие работы по внедрению технологии Интранета в корпоративных сетях носят специфический характер, так как связаны с конкретными областями деловой деятельности и способом организации управления в данной организации. Поэтому давать какие-то конкретные указания относительно последующих этапов внедрения Интранета нецелесообразно.


Поскольку технология Интранета значительно облегчает организацию совместной работы с электронной информацией, то ее использование является толчком к развитию всех процессов автоматизации в компании, что, в свою очередь, ускоряет внедрение самой Интранет.
Современные системы управления крупными предприятиями прошли путь от строго централизованных до распределенных систем. Информационная технология, обеспечивающая поддержку распределенного управления, строилась на базе систем с архитектурой клиентсервер.

Распределенное управление сочеталось с распределенными коммуникациями, хотя и возникли серьезные проблемы в сфере управления распределенными базами данных (обеспечение целостности и непротиворечивости данных, синхронности актуализации, защиты от несанкционированного доступа и пр.), администрирования информационных и вычислительных ресурсов сети и др.
Построение систем управления на принципах Интранета позволяет сочетать лучшие качества централизованных систем хранения информации с распределенными коммуникациями.
Наиболее полезными для организации Интранета в настоящее время, вероятно, являются недавно разработанные три программных продукта фирмы Novell: Intranet Ware (IW), Intranet Ware For Small Business (IW FSB) и Group Wise (GW).
Программы Intranet Ware ориентированы на средние и крупные фирмы и предоставляют широкий набор сервисов реализации полного комплекса услуг для клиентов корпоративной сети в Интернете. Поскольку в Интранет имеется доступ извне, в сети следует организовать систему защиты конфиденциальной информации от несанкционированного доступа.

При этом целесообразно иметь два (или больше) Web-сервера: сервер общего доступа и сервер внутреннего использования. Сервер общего доступа должен содержать открытую информацию фирмы и располагаться перед линией защиты корпоративной сети доступ к нему открыт для всех пользователей Интернета.

На сервере внутреннего использования следует разместить служебную информацию и обеспечить ее защиту от внешних пользователей.
Защита информации в сети Intranet Ware соответствует самому высокому стандарту С2, установленному правительством США для закрытой информации, защита реализуется на уровне пользователей, серверов и среды передачи. Многопротокольный маршрутизатор Novell MPR 3.1, например, при правильной настройке механизмов фильтрации для различных протоколов обеспечивает не только эффективное противодействие попыткам вторжения в корпоративную сеть, но и позволяет оптимизировать процессы передачи данных, процедуры взаимодействия с коммуникационным оборудованием внутри сети и облегчает взаимодействие между сетями, использующими разные протоколы ISO.

Специализированный IPX/IP шлюз, применяемый при подключении Intranet Ware к Интернету, кроме экономии IP-адресов пользователей корпоративной сети (поскольку для них в этом варианте предусмотрен один и тот же адрес для внешних соединений), осуществляет эффективное блокирование внешнего доступа к сети, ибо внутренние правила коммуникаций принципиально отличаются от внешних.
В состав программ Intranet Ware входит самый популярный сейчас браузер Netscape Naviganor, позволяющий просматривать информацию на Web-серверах, работать с электронной почтой и телеконференциями, создавать собственные Web-документы. Программы Intranet Ware предоставляют возможность работать с поисковыми системами, программами Gopher, FTP в Интернете и многое другое.
Надежная и проверенная технология Intranet Ware лежит и в основе системы Intranet Ware For Small Business, ориентированной на применение в сфере малого бизнеса, где число работающих в корпоративной сети персональных компьютеров не превышает 25, а число серверов не более 5, и все они расположены в одном офисе. Сеть IW FSB проста, удобна и экономична в работе, она может обслуживаться самими пользователями, не являющимися сетевыми специалистами.

Контрольные вопросы и задания


1. Каковы основные этапы развития вычислительных систем?
2. Каковы особенности организации систем пакетной обработки?
3. Каковы особенности многотерминальных систем?
4. Для каких целей и как были организованы первые вычислительные сети?
5. Каковы причины и предпосылки создания первых локальных сетей?
6. Как и для чего были созданы стандартные технологии локальных
сетей?
7. В чем состоят тенденции развития вычислительных сетей?
8. Перечислите основные компоненты сети.
9. Какие типы компьютерного оборудования могут быть использованы в сети?
10. В чем состоят особенности персональных компьютеров?
11. В чем состоят особенности корпоративных компьютеров?
12. Каковы состав и назначение средств коммуникационного оборудования в сети?
13. Каковы состав и назначение программных средств в сети?
14. В чем состоят преимущества компьютерных сетей перед системами централизованной обработки данных?
15. В чем состоят проблемы взаимодействия различных компонентов компьютерных сетей?
16. В чем состоят особенности локальных, глобальных и городских (региональных) сетей?
17. Перечислите основные отличия локальных сетей от глобальных.
18. Охарактеризуйте тенденции сближения глобальных и локальных сетей.
139
19. Как различаются сети по функциональному назначению?
20. Какие сети выделяются по целевому назначению?
21. В чем суть классификации сетей по типу используемых компьютеров?
22. Перечислите основные области применения компьютерных сетей.
23. В чем суть разделения сетей по способу управления ресурсами?
24. Что явилось основой появления глобальной системы Интернета и каковы тенденции ее развития?
25. Что представляет собой Интернет на современном этапе?
26. Какие функциональные возможности предоставляет Интернет менеджеру?
27. Каково назначение Internet Protocol (IP)?
28. Каково назначение Transmission Control Protocol (TCP)?
29. Каков механизм работы межсетевых протоколов TCP/IP?
30. Каковы назначение и структура IP-адреса?
31. Каковы назначение и структура доменного (DSN) адреса?
32. Какие домены существуют в настоящий момент?
33. Какие существуют способы подключения к Интернету?
34. Каково назначение модема?
35. Какие базовые технологии работы реализуются при подключении к Интернету?
36. Каково назначение электронной почты?
37. Как формируется адрес электронной почты?
38. Что такое почтовый клиент и как он выбирается?
39. Какова структура сообщения электронной почты?
40. Что такое эмотиконы (смайлики) и для чего они используются?
41. Какие правила рекомендуется соблюдать при написании сообщений электронной почты?
42. Какие протоколы используются при обмене сообщениями электронной почты?
43. Каково назначение телеконференций (групп новостей) и как они функционируют?
44. Каких правил следует придерживаться при участии в работе телеконференций?
45. Каково назначение файловых архивов (FTP-серверов)?
46. Какие программы являются бесплатно распространяемыми?
47. Какие программы являются условно бесплатными?
48. Что такое FTP-протокол?
49. Что такое WWW и как она организована?
50. В чем сущность гипертекстового представления информации?
51. Каково назначение браузера?
52. Что такое URL и какова его структура?
53. Каковы функциональные возможности наиболее распространенных браузеров?
54. Каково назначение информационно-справочных систем в Интернете?
55. Как осуществляется поиск информации в Интернете с помощью WEB-систем?
56. В чем сущность концепции портала?
57. Какие существуют возможности интерактивного общения в Интернете?
58. Каких правил следует придерживаться при интерактивном общении?
59. Какие варианты представления собственной коммерческой информации в Интернете доступны для менеджера и бизнесмена?
60. Какие преимущества получает менеджер или бизнесмен от организации электронной коммерции в Интернете?
61. Что такое локальная вычислительная сеть и каковы ее компоненты?
62. Чем характеризуется звездообразная сеть?
63. Чем характеризуется сеть с шинной топологией?
64. Каковы особенности кольцевой локальной сети?
65. Какими свойствами обладает древовидная локальная сеть?
66. Какие среды используются для передачи информации в локальных сетях?
67. Какими свойствами как передающая среда обладает коаксиальный кабель?
68. Какими свойствами как передающая среда обладает витая пара?
69. Какими свойствами как передающая среда обладает оптоволоконный кабель?
70. Каковы особенности сети ArcNet?
71. Каковы особенности сети Token Ring?
72. Каковы особенности сети Ethernet?
73. Каковы тенденции развития сети Ethernet?
74. Что такое сеть Интранет?
75. Какими функциональными возможностями обладает сеть Интранет?
76. В чем преимущества сети Интранет перед другими вариантами организации локальных сетей?
77. Каковы основные этапы создания и развития сети Интранет?
78. Какова структура и возможности программного обеспечения управления сетью Интранет?

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. СОСТАВ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Современные информационные системы, обеспечивающие управленческую деятельность, основаны на компьютерных технологиях. Информационная технология предполагает наличие объекта воздействия (данных на материальном носителе), целенаправленного изменения какого-либо его свойства, соответствующих методов преобразования.

Конкретное воплощение информационной технологии выражается прежде всего в выборе и реализации методов преобразования, т. е. системы средств и методов их использования.
В этом отношении, как показано на рис. 5.1, конкретная информационная технология для своей реализации предполагает наличие:
комплекса соответствующих технических средств, выполняющих процесс преобразования;
системы средств управления техническим комплексом (для вычислительной техники это программные средства);
организационно-методического обеспечения, увязывающего осуществление всех действий технических средств и персонала в единый технологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного процесса в рамках обеспечения определенной функции управленческой деятельности.
Для каждого конкретного информационного процесса требуется отдельная технология со своей технической базой, системой управления техническими средствами и организационно-методическим обеспечением. Но управленческая деятельность основана на одновременной реализации различных информационных технологий в соответствии с последовательностью и



Рис. 5.1. Структура компьютерной информационной технологии
содержанием отдельных этапов процесса принятия решений (сбор, накопление, регистрация, передача, хранение, копирование, упорядочивание, поиск, содержательная обработка, представление, выдача и защита данных). Поэтому современные информационные технологии обеспечения управленческой деятельности базируются на совместном использовании различных видов информационных процессов на базе единого технического комплекса, основой которого являются средства компьютерной техники.
В связи с этим очень часто под современными или новыми информационными технологиями понимаются компьютерные информационные технологии.
Центральным компонентом компьютерных информационных технологий, обеспечивающим эффективное использование средств вычислительной техники в управленческой деятельности, является соответствующее программное обеспечение.
Программные средства современных информационных технологий в целом подразделяются на системные и прикладные.
Системные программные средства служат для обеспечения деятельности компьютерных систем как таковых. Их состав представлен на рис.

5.2.



Рис. 5.2. Состав системного программного обеспечения
Тестовые и диагностические программы служат для проверки работоспособности отдельных узлов компьютера и компонентов программно-файловых систем и, возможно, устранения выявленных неисправностей.
С помощью антивирусных программ выявляются и по возможности устраняются вирусные программы, нарушающие нормальную работу вычислительной системы.
Операционные системы являются основными системными программными комплексами, выполняющими следующие функции:
тестирование работоспособности вычислительной системы и ее настройку при первоначальном включении;
обеспечение синхронного и эффективного взаимодействия всех аппаратных и программных компонентов вычислительной системы в процессе ее функционирования;
реализацию эффективного взаимодействия пользователя с вычислительной системой.
Классификация операционных систем представлена на рис. 5.3.
Командно-файловые процессоры (оболочки) позволяют организовать систему взаимодействия пользователя с вычислительной системой на принципах, отличных от реализуемых операционной системой, с целью облегчения его работы или предоставления дополнительных возможностей (например, Norton Commander или Windows до версий 3.11).
Прикладные программные средства обеспечения управленческой деятельности включают в себя компоненты, показанные на рис. 5.4.
Системы подготовки текстовых документов предназначены для организации технологии изготовления управленческих документов и различных информационных материалов текстового характера. Они содержат:
текстовые редакторы;
текстовые процессоры;
настольные издательские системы.


Рис. 5.3. Классификация операционных систем
Посредством систем подготовки табличных документов обработки финансово-экономической информации обрабатываются числовые данные, характеризующие различные производственно-экономические и финансовые явления и объекты, и составляются соответствующие управленческие документы и информационно-аналитические материалы. В их состав входят:
универсальные табличные процессоры;
специализированные бухгалтерские программы;
специализированные банковские программы (для внутрибанковских и межбанковских расчетов);
специализированные программы финансово-экономического анализа и планирования.
Системы управления базами данных предоставляют возможность создавать и хранить массивы данных большого объема, а также манипулировать ими. Разные системы этого класса различаются способами организации хранения данных и обработки запросов на поиск информации, а также характером имеющихся в базе данных.
Личные информационные системы служат для информационного обслуживания рабочего места управленческого работника и по существу выполняют функции секретаря. Они, в частности, позволяют:
планировать личное время на различных временных уровнях и своевременно напоминать о наступлении запланированных мероприятий;
формировать персональные или иные картотеки с возможностью автоматической выборки необходимой информации;
соединять по телефонным линиям, вести журнал телефонных переговоров и выполнять функции, характерные для многофункциональных телефонных аппаратов;
создавать персональные информационные блокноты для хранения разнообразной личной информации.
С помощью систем подготовки графических материалов удается квалифицированно подготовить графические и текстовые материалы к демонстрации на презентациях, деловых переговорах, конференциях. Для современных технологий подготовки презентаций характерно подключение к традиционным графике и тексту таких форм информации, как видео- и аудиоинформация, что позволяет говорить о реализации гипермедиа технологий.
Системы управления проектами предназначены для планирования и управления ресурсами различных видов (материальными, техническими, финансовыми, кадровыми, информационными) при выполнении сложных научно-исследовательских и проектно-строительных работ.
Экспертные системы и системы поддержки принятия решений служат для реализации технологий информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений на основе применения экономико-математического моделирования и принципов искусственного интеллекта.
Системы интеллектуального проектирования и совершенствования управления дают возможность применять так называемые CASE-технологии (Computer Aid System Engineering), ориентированные на автоматизированную разработку проектных решений по созданию и совершенствованию систем организационного управления.

СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТОВЫХ ДОКУМЕНТОВ


5.2.1. Состав и назначение систем подготовки текстовыхдокументов
Обработка текстов как направление развития техники возникла в начале XX века с появлением механической пишущей машины. Затем более полувека пишущая машина оставалась единственным общедоступным средством получения печатного текста на бумаге.

Очевидно, что при печатании на пишущей машине наиболее трудоемким является процесс внесения изменений в текст, когда в лучшем случае с помощью ножниц и клея создается новый вариант документа, который затем весь перепечатывается заново для получения чистового варианта. В процессе печати опечатки замазываются или исправляются подчисткой и повторным впечатыванием.

Наибольшие усовершенствования пишущей машины, такие как возможность печати часто повторяющихся текстов с помощью механического читающего устройства с закодированными перфорацией знаками, не изменили сути процесса подготовки текста.
С появлением микропроцессора и персональных компьютеров на их основе подготовка текстовых документов обрела принципиально новую основу. В 1980-е годы было разработано множество текстовых процессоров для различных персональных компьютеров, отличающихся как разнообразием функций, так и организацией взаимодействия с пользователями (интерфейсом).

В последние несколько лет получили распространение текстовые процессоры с такими возможностями, что их можно считать настольными издательскими системами, позволяющими выполнять не только ввод и редактирование текста, но и верстку в интерактивном режиме сложного текста с иллюстрациями.
Существующие в настоящее время системы подготовки текстовых документов значительно отличаются друг от друга характеристиками, способами ввода и редактирования текста, его форматирования и вывода на печать, а также степенью сложности освоения пользователем. Выбор конкретного программного продукта для обработки текста является весьма ответственным моментом.

Разнообразные системы подготовки текстов позволяют эффективно использовать компьютер тем специалистам, которые связаны с информационными технологиями. Процесс выбора связан со многими факторами, но прежде всего необходимо придерживаться принципа разумной достаточности.
Самой важной для практического пользователя характеристикой программы этого класса могла бы выступить область профессиональной деятельности, для которой программный продукт удобен в применении. Инструментальные средства подготовки текстовых документов служат для набора текстов программ, документов различной степени сложности, научных статей, книг и т.д.

Ограничивающим фактором оказывается квалификация пользователя.
Наибольшую актуальность в процессе подготовки текстового документа приобретает организация интерфейса пользователя, к которому в первую очередь относятся язык общения с программой, а также устройства вводавывода (клавиатура, манипулятор типа мышь, экран видеотерминала и устройство печати). Современные системы подготовки текстовых документов обладают в большинстве своем дружественным пользовательским интерфейсом. Однако разработчики программ подготовки текстов учитывают тот факт, что у каждого пользователя свой стиль работы



над документом (что удобно для одной группы пользователей, для другой является помехой). Поэтому наиболее привлекательными для разработчика документа выглядят те программные среды, в которых возможна настройка интерфейса под его вкусы и потребности.



Содержание раздела