d9e5a92d

Особенности проведения исследований систем управления

3. Эмпирический или опытный уровень познания состоит из четырех основных частей, первые три части которого тесно связаны друг с другом и как бы вытекают одна из другой. Это:
?наблюдение
?сравнение
?измерение
Четвертая составляющая эмпирического уровня эксперимент.
4. Эмпирическим уровнем методы познания не ограничиваются. Другие методы объединены тем, что они проводятся не опытным, а умозрительным путем, т.е. использованием в качестве инструмента человеческого мышления.

Этот уровень познания называется теоретическим. На теоретическом уровне рассматриваются такие методы как абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция.
5. Кроме методов познания в научной методологии используются техника и процедура исследования.
Техника исследований совокупность специфических приёмов, целью которых является наиболее рациональное использование того или иного метода.
Процедура исследований последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования. В любом исследовании все методы познания всегда используются в сочетании друг с другом и в определенной последовательности, т.е. любой исследователь всегда использует определенную технику исследований и придерживается четкой процедуры работы
6. Процесс познания невозможно осуществить без знания законов логики науки, изучающей законы человеческого мышления Логические построения это та связка, которая объединяет воедино все мысли человека, позволяет из конечного числа предпосылок делать обоснованные выводы. Логика начинается с простейших операций аналогичных операциям алгебраическим.

С их помощью связывают отдельные высказывания между собой и формируют сложные выражения.
7. В логике известны четыре основополагающих закона, которые в обобщающем виде формулируют основные принципы мышления. Это законы тождества, противоречия, исключения третьего, которые сформулировал Аристотель.

Четвертый закон достаточного основания, связывает логику с философией.
8. Законы формальной логики необходимы для познания мира, но только их не достаточно для понимания всех сторон познаваемой действительности. Кроме связи явлений и фактов между собой, которую позволяет сделать логика, необходимо найти и понять законы их развития и изменения.

Этим занимается диалектика, которая формулирует законы единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, и отрицания отрицания.

Ответьте на тест по теме

1)Факты, полученные в результате наблюдения, считаются научными, если
a)они получены в результате использования технических средств;
b)наблюдатель имел соответствующую научную квалификацию;
c)соблюдались все требования, предъявляемые к процессу наблюдения.
2)Можно сказать, что измерение это
a)особый вид наблюдения;
b)сравнение двух объектов с третьим (эталоном);
c)вид технического эксперимента.
3)Эксперимент необходим для (выделите нужное)
a)повторения явления;
b)изучения явлений в чистом виде
c)сравнения различных объектов
d)наблюдения за явлениями природы и общественной жизни;
4)Найдите правильное определение.
a)индукция это умозаключение от общего к частному, когда на основании части предметов множества делается вывод о множестве в целом;
b)индукция это умозаключение от общего к частному, когда на основании части предметов класса делается вывод о классе в целом;
c)индукция это умозаключение от общего к частному, когда на основании части предметов класса делается вывод о множестве классов в целом;
5)Закон достаточного основания можно считать
a)чисто логическим законом;
b)законом диалектики
c)законом, связывающим логику и философию

Общие принципы и основы проведения исследований в системах управления

Особенности проведения исследований систем управления

В предыдущем разделе мы рассмотрели общую методологию научного познания. Она подходит для проведения любых исследований: от естественно научных (в области физики, химии, биологии, истории и пр.) до инженерно технических и социально прикладных.

Однако, область работы исследователя накладывает свои особенности на проведение этой работы.
Имея дело с таким сложным и специфическим объектом исследования, каким является организация и все, что её окружает, необходимо четко понимать, как эти особенности отразятся на процессе познания и на методах, которые здесь используются. Поэтому, для начала, позволим себе несколько общих замечаний.
В отличие от чисто научного (фундаментального) исследования, когда ученый рассматривает некое явление природы (как в естественно научных дисциплинах), либо изучает какое-то историческое событие по соответствующим документам, материалам раскопок и т.п. (в исторических, археологических и пр. науках) и целью такой деятельности является нахождение новых научных принципов и, в конечном счете, дополнение существующей научной теории или построение новой, исследования систем управления являются исследованиями прикладными. Это означает, что они проводятся с вполне конкретной, сугубо практической целью (как правило, это задача улучшения работы организации) и сроки проведения их жестко ограничены (т.к. от их результатов зависит благополучие организации).



Такая конкретность исследований, несмотря на общую сложность менеджмента и стоящих перед ним задач, позволяет достаточно четко обозначить смысл проведения исследований (т.е. поставить задачу) и сформулировать основные этапы этой работы.
Вторая особенность связана с тем, что организация представляет собой социотехническую систему, поэтому основной научный аппарат и методология исследований берутся из социологии, науки, изучающей поведение социума групп людей, объединенных конкретными целями.
Наконец, не следует забывать важную черту проводимых исследований: рассматриваются не исследования вообще, а исследования именно систем управления. Большую часть деятельности любого менеджера, в силу специфики этой профессии, составляет исследовательская работа. Действительно, выполнение функций менеджмента планирование, организация, мотивация и пр. невозможно без применения научной методологии. Мы же рассматриваем достаточно специфический вид исследований, целью которых является изменение работы организации путем трансформирования её системы управления.

Это также достаточно четко очерчивает как круг используемых методов исследования (которые будут рассмотрены в конце данной работы), так и самих объектов изучения.

Классификация исследований

Исследования можно классифицировать по разным признакам. В первую очередь это характер поставленных задач, который определяет глубину проведения исследования. По этому признаку различают исследования:
♦разведывательное;
♦описательное;
♦аналитическое.
Что все это означает? В начале мы говорили о том, какие задачи организации приводят к необходимости проведения исследований.

Но кроме этого, степень детальности проведения исследования определяется и очередностью решения задач, стоящих перед исследователем. Поэтому сначала проводится разведывательное исследование, которое называется также пилотажным или зондажным (в социологической литературе) и представляет собой некое предварительное исследование, которое проводится как бы для разведки (зондирования) решаемой проблемы.

Следовательно, оно решает достаточно ограниченные задачи, как по объему исследуемых явлений, так и по программе проведения самих исследований. Цели их проведения: получение предварительной информации (начало работы над какой-то проблемой), а также получение либо дополнительных, либо корректировка или уточнение уже полученных сведений.
Описательное исследование, как следует из его названия, предназначено для описания структуры изучаемого объекта. Оно необходимо для всестороннего осмысления изучаемого объекта или явления и проводится по полной, хорошо разработанной программе.
Наконец, следуя общей методологии научного познания, после описательной фазы изучения явления следует завершающая, аналитическая стадия работы исследователя. Для этого и предназначается аналитическое исследование. Это наиболее углубленный этап изучения явления или объекта.

В самом общем случае можно сказать, что если разведывательное исследование нащупывает саму проблему, описательное исследование обнаруживает и описывает связи в изучаемом объекте, то аналитическое выясняет причинно-следственные характеристики описанных связей. Например, если в описательном исследовании просто фиксируется связь между падением спроса на продукцию фабрики и изменениями, происходящими в соответствующем сегменте рынка, то в аналитическом исследовании устанавливается причины, вызывающие такую связь.
Рассмотрение предмета в статике или в динамике является причиной деления исследований на точечные и повторные. Точечное (разовое) исследование проводится один раз и дает информацию об исследуемом объекте в момент изучения. Для получения знаний о динамике развития, т.е. поведении объекта исследования в течение некоторого времени проводят повторные исследования. Ясно, что проводить их надо через строго определенные промежутки времени, по единой программе и одними и теми же методами.

Причем длительность временного интервала между проведением исследований зависит от вида изучаемого явления, т.к. разные процессы отличаются разной периодичностью.
Если изучаемый объект относится к социологической сфере, то повторные исследования делятся, в свою очередь, на трендовые и панельные. Они определяются следующим образом [10]:
трендовые исследования повторно проводимые исследования на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности (т.е. без сохранения постоянства выборки) с интервалом во времени и с соблюдением относительно единой системы процедур для того, чтобы установить тенденции (тренды) социальных изменений и развития.
Панельные исследования повторные исследования, проводимые по единой программе на той же самой выборке обследуемых и с использованием единой методики и процедур сбора данных. Как говорится в [12] это наиболее формализованный вид сравнительных исследований с определенным временным интервалом, целью которых является анализ динамики изменений в изучаемых объектах, направленности развития.

Этапы проведения исследований

Как неоднократно отмечалось, процесс проведения исследования разбивается на несколько этапов. В настоящем разделе рассмотрим подробнее все эти этапы. Наиболее подробно методология исследовательской работы раскрывается в социологии.

В этом плане описание этапов исследования не является исключением. В любом пособии по социологии это расписано подробнейшем образом.

Поэтому мы также будем говорить об этапах проведения исследований, основываясь на работах социологов.
По [9] процесс исследования делится на следующие этапы:
1.Предварительный этап:
♦подготовка и организация исследования:
♦определение цели исследования;
♦разработка замысла исследования;
♦организация процесса исследования;
♦подготовка аналитических процедур.
2.Основной этап: эмпирическое обследование и эксперимент.
3.Завершающий этап: обработка эмпирических данных:
♦статистическая обработка;
♦теоретическая обработка;
♦практическое применение полученных результатов.
-
Отметим, что в работах разных социологов количество и состав этапов несколько различаются. Так в [10] предложены следующие этапы:
составление программы исследования;
определение объекта и единиц наблюдения, т.е. выборки;
разработка средств сбора материала методик исследования;
сбор материала;
анализ материала и его обобщение.
Здесь видно, что первый этап включает в себя и два последующих. Такое деление более специфично и полнее подходит к чисто социологическим исследованиям.
Как видим, на предварительном этапе происходит подготовка, т.е. планирование всего процесса исследования.

Планирование и организация процесса исследований

Итак, основная цель предварительного этапа спланировать и организовать работу по проведению исследования. В научных исследованиях планирование также необходимо, как и в любой другой деятельности.

Результатом этой работы является программа исследования.
Программа исследования организационный и научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования.
Программа состоит из двух разделов.
1.Методологический раздел:
1.1.формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования;
1.2.интерпретация основных понятий;
1.3.предварительный системный анализ объекта исследования;
1.4.формулировка рабочих гипотез.
2.Методико-процедурный раздел:
2.1.принципиальный (стратегический) план исследования;
2.2.набросок основных процедур сбора и анализа первичных данных.
До написания программы необходимо провести предварительный анализ объекта, которой включает в себя следующие элементы.
♦определение структуры объекта, его функций, целей, основного содержания и условий деятельности, характера внешних связей;
♦выявление перспектив, трудностей, проблем развития объекта (постановка проблемы);
♦установление форм организационных связей с объектом в ходе исследования.
Такая работа проводится, в основном методами системного анализа, о которых речь пойдет далее. После этого разрабатывается собственно программа, которая содержит следующие основные разделы:
♦постановка проблемы, уточнение цели, основных задач, предмета и объекта исследования;
♦теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий.
♦Формирование гипотезы. Формулировка причин возникновения проблемных ситуаций и способов их устранения на уровне гипотез;
♦построение общего стратегического плана. Определение состава методов, процедур, видов работ, необходимых для решения исследовательской задачи;
♦составление рабочего плана и графика выполнения работ
Рассмотрим подробнее разделы программы, останавливаясь попутно на таких важных понятиях как: проблема, гипотеза и т.п.

Программа исследования. Формулировка проблемы

Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация. Если говорить конкретно об исследованиях систем управления, то здесь проблема специфическое состояние системы управления, объекта, характеризующегося противоречием между потребностями его развития и тем состоянием, в котором он находится.
На этом этапе очень важно четко найти и обозначить проблему, которую необходимо решить в процессе исследования. Выражаясь иным языком, исследователь должен поставить диагноз. Мы уже говорили о проблемах организации, которые вызывают необходимость проведения исследований. Напомним, что задачи организации состоит в том, либо ситуация ухудшается и её надо исправить, либо необходимо улучшить существующую ситуацию (которая, в принципе, не ухудшается) и, наконец, третья задача создать совершенно новую ситуацию, найдя для этого новые возможности.

Исходя из этого, имеется три основные категории проблем: коррективные, прогрессивные и созидательные. Однако при любой постановке задачи во всех трех случаях общим является то, что всегда имеется расхождение между тем, что есть на самом деле и тем, что должно быть (т.е. к чему надо стремится). Т.е. расхождение между желаемым и действительным.

Суть этого расхождения и определяет проблему.
Кроме того, в уже упоминавшемся пособии по управленческому консультированию [13] отмечается, что проблема может быть определена с помощью пяти основных характеристик:
Сущность или содержание. В чём именно суть настоящей проблемы, к какой категории её отнести (экономическая, социологическая, техническая и пр.). Для этого необходимо подробное её описание. Например, растущие издержки производства, низкая эффективность использования оборудования, большое время простоя, плохой психологический климат, большая текучесть кадров и т.п.

Причем, важно определить количественные оценки. (Т.е. растущие издержки производства по сравнению с чем, с какими издержками?).
Организационное и физическое местонахождение. В каких именно организационных подразделениях возникла проблема (участки. отделы, филиалы)? Где именно физически она была выявлена (т.е. конкретно какой цех, отдел, участок)?

Насколько широко она распространена в организации?
Распространение проблемы. Какие работники организации (специалисты, менеджеры, рабочие) затронуты данной проблемой, и кто из них более всего заинтересован в её решении?

Является ли проблема открытой (т.е. известной всем), либо закрытой (ограниченному кругу лиц)?
Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах (например, каков объем увеличения издержек производства, каковы в часах потери рабочего времени и пр.)?

Насколько важна та же проблема в относительном выражении? Насколько она важна для организации в целом и как она влияет на подразделение, в котором обнаружена, и на людей, на которые она распространяется?

Что получит организация от её решения?
Временная перспектива. С какого времени существует данная проблема? наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически?

Какова тенденция (усиливается, уменьшается, стабилизировалась)?
Ответы на эти вопросы уже позволяют исследователю достаточно чётко очертить проблему (как количественно, так и качественно). Здесь же надо четко сформулировать цели и задачи исследования.

В данном контексте цель исследования определение общей направленности исследования, разработка проекта действий. Она определяет ориентацию исследования теоретическую или практическую.
Задачи представляют собой совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.
Наконец, поясним, что понимается под теоретической и эмпирической интерпретацией понятий. Речь идет о необходимости строгой формулировки всех терминов и определений, которыми мы будем руководствоваться при решении проблемы.

Интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе производится перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах.

На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом. Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации.

Программа исследования. Разработка гипотез.

На основе имеющихся знаний исследователь пытается построить предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы.
Гипотеза это научно обоснованное предположение о причинах появления обнаруженной проблемы.
Говоря о научно обоснованном предположении, мы имеем в виду, что не всякое предположение может стать гипотезой. Для этого необходимо, чтобы высказанное предположение не противоречило данным науки. Такое ограничение позволяет отбрасывать надуманные, фантастические предположения.

Кроме того, естественно, что предположение, претендующее на роль гипотезы, должно согласовываться со всеми данными и фактами, которых оно касается. Второе требование к гипотезе выполнить труднее, т.к. для его выполнения необходимо, чтобы гипотеза объясняла всю совокупность фактов, а не некоторую её часть.

Однако, требование полноты объяснения является необходимым при формулировке гипотезы.
Кроме вышеназванных ограничений, при формулировке гипотез следует руководствоваться несколькими очевидными правилами.
1.При выдвижении нескольких гипотез об одной и той же проблеме предпочтительнее та из них, которая единообразно объясняет большее число фактов.
2.Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез и их связь должна быть как можно более тесной.
Наконец, из самого определения гипотезы следует, что
?любая гипотеза носит вероятностный характер;
?нельзя руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами и
?гипотеза должна быть доступна проверке в результате исследования.
В зависимости от вида исследования гипотезы можно классифицировать по целому ряду признаков. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы можно разделить на:
?описательные гипотезы предположения о существенных свойствах объектов (классификационные), о характере связей между отдаленными элементами изучаемого объекта (структурные), о степени точности связей взаимодействия (функциональные).
?Объяснительные гипотезы. В них формулируются предположения о фактическом состоянии предмета и описание причин такого состояния и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности развития данного объекта.
?Прогнозные гипотезы содержат, кроме вышеупомянутых предположений, еще и предположения, раскрывающие тенденции и закономерности дальнейшего развития предмета исследования.
Как видим, такие гипотезы располагаются также и по степени возрастания сложности. Наиболее простые описательные гипотезы, их сформулировать проще, затем идут объяснительные. а самые сложные прогнозные.

Если вспомнить, что гипотеза это, по сути, начало разработки научного принципа, а то и теории, то такое расположение гипотез по степени сложности вполне естественно.
По степени разработанности гипотезы подразделяются на:
?первичные гипотезы формируются до сбора данных;
?вторичные гипотезы используются, если первичные отвергаются.
По степени общности предположений:
?гипотезы-основания;
?гипотезы-следствия.
Формирование гипотез необходимо для придания осмысленности всему исследованию, определению логических опор для сбора и анализа эмпирических данных.
Исходя из такой классификации, естественно рассмотреть стадии развития гипотез.
I стадия возникновение гипотезы на основе имеющихся фактов, полученных на этапе предварительного знакомства с объектом исследования.
II стадия формирование выводных гипотез. В зависимости от теоретического уровня понятий гипотезы делятся на основные и выводные (причины и следствия). Выводные гипотезы разрабатываются путем анализа основного предположения как его следствия.

Основные и выводные гипотезы формируются в процессе разработки программы исследований на подготовительном этапе исследований.
III стадия сопоставление выводных гипотез с данными, полученными на основном этапе исследований. Если сопоставление покажет, что если все следствия, теоретически выведенные посредством анализа основного допущения, существуют в действительности, это будет доказывать, что гипотеза вероятна.

Программа исследования. Разработка стратегического плана

Формулированием рабочих гипотез заканчивается первый раздел программы исследования. Во втором, методико-процедурном разделе программы основным является стратегический план исследования.
Такой план возможен в трех вариантах:
♦Разведывательный (формулярный, поисковый);
♦Аналитический (описательный);
♦Экспериментальный.
Разведывательный вариант плана выдвигается в случае, если об объекте и предмете исследований нет ясных, четких представлений, т.е. когда нет возможности выдвинуть ясные, четкие гипотезы. Такой вариант предполагает проведение исследований в три этапа:
1.Изучение документов. Состоит из составления библиографии и изучения литературы и других источников по проблеме.
2.Проведение опросов. Проводится с экспертами, с целью получения дополнительных знаний об исследуемом предмете.
3.Наблюдение. К этому моменту уже имеется определенная информация об объекте.
Аналитический (описательный) план используется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать описательную гипотезу. При этом необходимо более тщательное исследование: выборочное или монографическое обследование, анкетирование, группировка, корреляционный анализ полученных данных.

Разработка описательного плана заканчивается классификацией данных, характеризующих объект исследований.
Экспериментальный план используется, когда можно, на основе имеющихся знаний, сформулировать объяснительную гипотезу. Отсюда цель плана установить причинно-следственные связи в объекте.

Метод проведение эксперимента.

Рабочий план исследования

Наряду с программой исследования разрабатывается его рабочий план. Составные части рабочего плана:
Пилотажное исследование предназначено для проверки качества методик и процедур основного исследования и предшествует ему.



Содержание раздела