d9e5a92d

Метод мозгового штурма

хорошо, что мы нашли модель, которая помогла нам в принятии решений об установлении приоритетов методику превращения процесса упорядочивания в более систематический и объективный процесс. Это также позволило нам принимать к рассмотрению любое количество критериев.

Одним словом, мы смогли справиться с нашей задачей при всей её сложности. Этот процесс получил название Процесс иерархического анализа (ПИА), разработал его профессор Питтсбургского университета Томас Саати.
Разработка Саати была продуктом математического подхода и поэтому давала возможность количественно оценить то, что раньше поддавалось лишь качественным оценкам. К счастью, для использования данной методики вам не нужно быть математиком. ПИА выделял структуру процесса принятия решения, структуру иерархического характера. Наверху этой структуры стояла цель вашего бизнеса.

Возьмём для иллюстрации простой пример покупки машины. В следующем уровне иерархии находятся критерии, которыми вы руководствуетесь при оценке вклада каждого пункта в достижении поставленной цели.

При покупке машины вы рассматриваете такие понятия как цена, экономия топлива, стоимость эксплуатации, уровень комфорта, престиж. И в конце иерархии возможные решения, например Хонда Сивик, Крайслер Караван, Форд Таурус, Кадиллак Сивилл или Мерседес 560SEL. .
По условиям методики принимающий решение должен построить иерархию. Вы устанавливаете цель, критерии и варианты решения.

Поступая таким образом, вы можете задействовать идеи, эмоции, советы. В то время как цена, экономия топлива и расходы на эксплуатацию являются количественными критериями, комфорт и престиж нельзя оценить количественно. Однако они тоже могут быть предметом рассмотрения.

Каждый критерий в иерархии обладает весом это численное выражение степени важности критерия, по которому вы оцениваете один из возможных продуктов. Если вы примете стоимость топлива более важным критерием, чем престиж, это приведет вас к совершенно другому результату, чем если бы поставили престиж выше экономии топлива.

После обозначения важности каждого критерия можно начать оценку возможного выбора, определив его относительную значимость. В результате могло получиться, что по сравнению с Мерседесом, Хонда занимает позицию выше по экономии топлива, чем по уровню комфорта.
Автоматизированная в форме относительно недорогой программы Эксперт выбора, эта методика является очень мощным инструментом принятия решений. Она определяет структуру процесса принятия решений, и в то же время она достаточно гибка, поскольку вы строите рейтинг целей, критериев и набор решений для вашей конкретной проблемы. Ей могут пользоваться целые группы, при этом она может помочь добиться согласия при принятии решений.

Она позволяет оценить количественно даже субъективные суждения, она вынуждает рассматривать взаимодействие критериев при достижении цели. Этот метод выделяет места, в которых возникают наибольшие трения и противоречия. Вы можете проигрывать различные ситуации: что будет, если принимать комфорт за главное? Или, наоборот, что будет, если принять главным фактором экономию топлива?

ПИА позволяет вам определять приоритеты, учитывая несколько факторов, влияющих друг на друга. При построении иерархии вы можете иметь главные и второстепенные цели, можете иметь несколько слоев критериев, и несколько групп возможных решений. Одним словом, можно работать в многомерной очень сложной ситуации со многими связями

Метод мозгового штурма

Есть целый ряд методов, которые основываются на таком сложном и неопределенном понятии как творчество, т.е. на способности человека решать те или иные задачи. Эти методы объединены общим названием эвристические методы. Суть этих методов в попытке использовать творческие способности человека (или группы людей), встроив эти способности в процесс решения задачи.

Рассмотрим наиболее часто используемый из них метод мозгового штурма (brainstorming).
Вот как описывается этот метод в некоторых работах [12, 29].
Мозговой штурм (или мозговая атака) процедура группового креативного мышления. Основная цель получение от группы людей некоторого количества идей за определенный промежуток времени.
Креативное (творческое) мышление заключается в том, что оно предлагает не один, а ряд равноценных выводов, из которых затем выбирается предпочтительный.
Мозговой штурм основан на предположении о том, что при определённых условиях, в коллективе в процессе обсуждения той или иной проблемы возникает атмосфера, при которой участниками обсуждения генерируются большое количество новых идей.


Известно немало разновидностей мозгового штурма. Самая главная идея его проведения заключается в технологии проведения, т.е. создании условий при которых у участников штурма должны появляться идеи.

В частности считается нормой, если в течении двух академических часов (1,5 астрономических часа) группа выдаст до сотни идей. Этих правил достаточно много. Например, при проведении прямой мозговой атаки, справочником для английских менеджеров рекомендуется такая схема проведения:
1. Постановка задачи. Имеется в виду четкая и краткая формулировка проблемы для проведения мозгового штурма. В ней должны быть отражены два основных момента:
♦что надо получить;
♦что этому мешает.
2. Формирование творческой группы. К формированию надо подойти ответственно, т.к. от этого зависит успех проведения мозгового штурма. Основные условия:
♦Размер группы 512 человек (не менее трёх);
♦Равный социальный статус участников;
♦Группа делиться на постоянное ядро и переменную часть;
♦В постоянное ядро входят руководитель группы и несколько генераторов идей;
♦В переменную часть входят все стальные, т.е. специалисты в данной области (имеющей отношение к решаемой задаче), специалисты в смежных областях, посторонние люди. Это требование необходимо выполнить для того, не ограничивать обсуждение рамками узкой специальности и предоставить полный простор воображению участников.

Если в обсуждение участвуют только специалисты, то их опыт часто сковывает фантазию.
♦В группе назначаются секретари-наблюдатели, которые фиксируют высказывания и поведение ораторов.
Таковы, в основном, требования к составу группы участников мозгового штурма.
3. Проведение мозговой атаки. На этот процесс отводится обычно 20-30 минут. Участники в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются секретарем (письменно на доске, либо стенографированием на бумаге или записью на магнитофон). Главное условие высказываются любые, пришедшие на ум мысли.

Критика высказанных идей со стороны других участников, и какое либо их обсуждение во время проведения штурма, не допускаются.
4. Оформление результатов. На этом этапе производится отбор и редактирование высказанных идей.

В процессе редактирования участниками штурма отбрасываются бредовые идеи, объединяются идеи, высказанные в разной форме и записанные несколько раз. Оставшиеся идеи делятся на три группы:
♦Наиболее легко реализуемые идеи;
♦Наиболее эффективные и перспективные идеи;
♦Все оставшиеся идеи.
Несмотря на внешнюю привлекательность и лёгкую реализуемость методы мозгового штурма далеко не всегда приводят к успеху. Часто на результат влияют психологические моменты. Поэтому не следует забывать об основных правилах его проведения:
1).Недопустимость критики высказываемых идей.
2).Приоритет количества идей над качеством.
3).Свободная непринужденная обстановка.
4).По возможности, отсутствие личной заинтересованности участников штурма в его результатах и не слишком тесно связаны друг с другом (независимость участников обсуждения).
5).перед проведением штурма группа должна выполнить несколько учебно-тренировочных занятий.

Контрольные вопросы и задания

1.Объясните применение экспертных методов в исследовании систем управления. Какова общая схема выбора экспертов и проведения исследования с их помощью?
2. Что такое метод анализа иерархий? Каким образом его можно использовать в исследовании систем управления?
3. Расскажите о мозговом штурме. Попробуйте его использовать в своих исследованиях.

Краткие выводы.

1. В последнее столетие стало бурно развиваться использование в методологии исследований системного подхода, который дает в руки исследователю мощный, универсальный инструмент решения широкого класса проблем. Как уже отмечалось в начале настоящего пособия, все основные понятия управления неразрывно связаны с общей теорией систем.

Учет этого обстоятельства заключается не только в осознании цели функционирования исследуемой системы и её элементов, их взаимосвязи и взаимовлияния между собой, но и в использовании основных постулатах теории систем. Это и синергетический эффект, и принципы целостности и делимости, и понятия гомеостаза и эквифинальности и многое другое. Поэтому в исследования систем в целом (и в исследованиях систем управления в частности) используются методы системного анализа и синтеза.

В частности, системный анализ необходим на стадии постановки задачи и формулировки гипотез, а методы системного синтеза применимы на конечных стадиях исследования, когда разрабатываются конкретные рекомендации по изменению системы управления.
2. Второй универсальный метод исследования систем управления моделирование, представляющий собой замену сложного реального объекта его моделью, т.е. упрощенным представлением реальности. Модели крайне широко используются во всех исследованиях.

Для задач исследования систем управления имеется целый класс моделей, которые достаточно полно отображают те или иные стороны объекта управления.
3. Рассматривая другие методы исследования, применимые для наших целей, особо необходимо остановиться на социологических методах исследования. С точки зрения системного подхода любая организация представляет собой открытую социотехническую систему. Поэтому в исследовании систем управления огромную роль играет своевременное получение и обработка социологической информации (как внутренней, то есть информации о внутренних делах фирмы - групповая социология и психология, так и внешней - для определения связей организации, анализа спроса и пр.). Необходимо составить программу социологического исследования (т.е. выявить проблему и сформулировать цели исследования); определить объекты и единицы наблюдения (процесс выборки); разработать средства сбора материала (методики исследования) и наконец организовать сбор материала, его анализ и обобщение.

В этой общей схеме особый интерес для нас представляют два момента: определение объекта и единиц наблюдения и методы сбора информации. Следующие этапы обработка полученной информации и пр. проводятся статистическими и другими количественными методами, которые достаточно полно излагаются в других курсах.
4.В социологических исследованиях большинство собранной информации оценивается как количественными, так и качественными показателями, причем очень важно перевести все качественные показатели в количественные, чтобы с ними можно было работать статистическими и другими математическими методами. Это производится сопоставлением с наблюдаемым свойством объекта некоторой числовой величины.

Такой приём называется шкалированием. Из всех известных типов шкал в социологии а, следовательно, и в исследованиях систем управления, чаще всего используются порядковые (ранговые) шкалы.
5. Экспертные методы, отличаются от методов социологических исследований, прежде всего способом получения первичной информации. Источниками первичной информации в социологических исследованиях являются собственно объекты изучения группы и коллективы людей. Особенность экспертных методов заключается в получении необходимой информации со стороны третьих лиц, которые обладают достаточным уровнем компетенции в могут судить об изучаемом объекте. Такие люди называются экспертами.

Использование сведений, поступивших от специалистов, дает максимальный эффект, если их обобщение делается с помощью специальных аналитических, логических и математических приемов, получивших название методов экспертных оценок. Существо экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений (опросе) специалистов (экспертов) по рассматриваемому .вопросу с последующей обработкой полученных ответов и приведением их к виду, наиболее удобному для формирования научного вывода.
6. В последнее время очень часто применяется очень интересный и перспективный метод анализа иерархий [28], который универсален, основан на положениях общей теории систем, теории принятия управленческих решений и объединяет в себе лучшие качества многих экспертных методов (в частности метода парных сравнений) и методов системного анализа. Метод анализа иерархий является систематической процедурой для иерархического разложения элементов, представляющих суть любой проблемы. Он состоит в разложении проблемы на все более простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательности суждений лица, принимающего решения (ЛПР), по парным сравнениям. В результате может быть выражена относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии.

Эти суждения затем выражаются численно. Метод анализа иерархий включает процедуры синтеза множественных суждений, получение приоритетности критериев и нахождение альтернативных решений.

Этот метод, в основном, используется в процессе принятия управленческих решений. Однако, и для исследования систем управления, на этапе выбора гипотез, а также для решения некоторых других проблем, там, где необходимо применить системный подход к решению задачи, выбрать из нескольких альтернатив, метод анализа иерархий находит своё применение.
7. Есть целый ряд методов, которые основываются на таком сложном и неопределенном понятии как творчество, т.е. на способности человека решать те или иные задачи. Эти методы объединены общим названием эвристические методы. Суть этих методов в попытке использовать творческие способности человека (или группы людей), встроив эти способности в процесс решения задачи. Наиболее часто используемый из них метод мозгового штурма (brainstorming), Мозговой штурм основан на предположении о том, что при определённых условиях, в коллективе в процессе обсуждения той или иной проблемы возникает атмосфера, при которой участниками обсуждения генерируются большое количество новых идей.

Главная идея использования такого метода это организация процедуры совместного обсуждения поставленной задачи.

Ответьте на тест по теме

1)Синергетический эффект в том, что
a)система имеет границы, которые отделяют её от внешней среды;
b)реакция системы может быть совершенно иной, чем сумма реакций отдельных её элементов;
c)любая система состоит из других систем.
2)Если исследуемый объект представлен другим объектом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой, то он называется
a)аналоговой моделью;
b)физической моделью;
c)математической моделью.
3)Наибольшее преимущество наблюдения в социологических исследованиях в том, что
a)оно даёт наиболее полную информацию об объекте исследования;
b)информация фиксируется непосредственно в момент совершения события;
c)оно является наиболее достоверным методом получения информации.
4)Строго формализованный анализ документации называется
a)традиционным анализом;
b)контент-анализом;
c)традиционным классическим анализом.
5)Проведение мозгового штурма относится к
a)экспертным методам исследования;
b)социологическим методам;
c)эвристическим методам.

Литература

1.Г. Кунц, С. О’Доннел. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций в 2 томах (с англ.) М: Прогресс, 1981
2.К. Негойцэ. Применение теории систем к проблемам управления М: Мир, 1981
3.Т. Саати, К. Керис.

Аналитическое планирование. Организация систем (с англ.). М: Радио и связь, 1991, 223 с.
4.О.М.Сиговица. Методы и формы научного познания М: Высшая школа, 1972, 87 с.
5.В.В.Гречихин. Лекции по методике и технике социологических исследований М: МГУ, 1988
6.Н.П.Бусленко. Моделирование сложных систем М: Наука, 1978, 399 с
7.Е.Н.Зарецкая. Логика речи менеджера М: Финпресс, 1997 351 с
8.К. Негойцэ. Применение теории систем к проблемам управления М: Мир, 1981
9.Н.Г.Герасимов. структура научного исследования (философский анализ познавательной деятельности в науке) М: Мысль, 1985, 215 с.
10.А.Г.Здравомыслов. Методология и процедура социологических исследований М: Мысль, 1969
11.Энциклопедия кибернетики (в 2-х томах). Том 1 Киев, Главная редакция украинской советской энциклопедии, 1975
12.В.П. Фомченков. Исследование систем управления //учебное пособие для студентов специальности 0611 Менеджмент// Смоленск: Смоленский институт бизнеса и предпринимательства и бизнеса, 1997
13.В.П. Фомченков. Исследование систем управления //методические указания к проведению практических занятий // Смоленск: Смоленский институт бизнеса и предпринимательства и бизнеса, 1999
14.Управленческое консультирование: в 2-х т. Т.1.: Пер. с англ. М: СП Интерэксперт, 1992. 319 с.
15.В.В.Круглов Конспект лекций по курсу Методология научного творчества Смоленск: СФ МЭИ, 1996
16.В.А. Лекторский Единство эмпирического и теоретического в научном познании, В сб.: Проблемы научного метода. М: 1964
17.Логика научного исследования /П.В.Копнин, М.В.Попович (отв. редакторы)/ М: 1970
18.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с анг. /Общ. ред. и вступ. ст.

Л.И.Евенко. М.: Наука, 1994
19.Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. Изд. второе, переработанное М: Наука, 1978
20.Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование //с болгарского // М.: Прогресс 1975 384 с.
21.Глущенко В.В., Глущенко В.И. Разработка управленческого решения.

Прогнозирование планирование. Теория проектирования экспериментов г. Железнодорожный Моск. обл.: ТОО НПЦ Крылья, 1997
22.Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. Учебное пособия для ВУЗов М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
23.Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник для ВУЗов М: ЮНИТИ, 1999
24.Кормишова А.В. Исследование систем управления. Учебное пособие М: Изд-во МИОПУ, 2000
25.Основы научных исследований. Учебник для технических ВУЗов/ под ред. В.И.Крутого, В.В.Попова М: Высшая школа, 1998
26.Рудавин Г.И. Методология научного исследования. Учебное пособие для ВУЗов М: ЮНИТИ-ДАНА, 1999
27.Денискин В.В. Основы экономического прогнозирования в пищевой промышленности (издание 2, переработанное и дополненное). Учебное пособие для студентов ВУЗов М: Колос, 1993
28.Саати, К.Керис. Аналитическое планирование.

Организация систем. (с англ.) М.: Радио и связь, 1991.
29. Паданов Н.Д.

Практический менеджмент. Ч. 3. М: Ника, 1992

Тест по всему курсу

1)Исключите ненужное свойство:
a)В сравнении важно целенаправленное восприятие объекта;
b)сравниваться должны осуществляться по наиболее важным, существенным для данного объекта признакам;
c)сравниваться должны только те явления, между которыми может быть объективная сущность
2)Абстрагирование это
a)метод познания, основанный на совмещении приёмов и закономерностей частей в единое целое
b)метод, основанный на переходе от общего к частному
c)метод мысленного отвлечения от несущественных связей, отношений предметов и в одновременном выделении интересующих исследователя сторон явления
3)Для того, чтобы перевести все качественные показатели какого-либо социального объекта в количественные используют
a)индивидуальные оценки экспертов;
b)сопоставление свойствам объекта некоторой шкалы;
c)статистические методы.
4)Эквифинальностью называется
a)свойство системы менять свою структуру в зависимости от свойств внешней среды;
b)свойство системы достигать цели различными путями и при этом из них может быть лучшего;
c)свойство систем тяготеть к усложненности и дифференцированности.
5)Задачами на создание, которые приводят к необходимости проведения исследований систем управления, называются задачи организации, которые возникают
a)когда ситуация ухудшается;
b)когда необходимо качественно менять существующую ситуацию;
c)когда необходимо развиваться.
6)Софизмом называется
a)предположение, в котором нарушается закон тождества в рассуждении;
b)высказывание древнегреческого философа;
c)логическое правило.
7)Для построения стратегического плана исследования необходимо
a)формирование гипотез;
b)определение состава методов, процедур, видов работ, необходимых для решения исследовательских задач;
c)теоретическая и эмпирическая интерпретация работ.
8)Для отбора специалистов-экспертов используются методы (вычеркните ненужные)
a)метод самооценки;
b)метод анкетирования;
c)метод Дельфи.
d)метод парных сравнений
9)особый вид управления самостоятельными организациями в рыночной экономике называется
a)кибернетикой
b)менеджментом
c)информационным подходом
10)метод анализа иерархии основан на
a)рассмотрении всех альтернатив экспертами попарно
b)групповом креативном мышлении
c)объединении экспертных методов и методов системного анализа.

Ответы на тесты по темам


Тест на стр. 15
1.) с
2.) a
3.) c
4.) b
5.) b
Тест на стр. 47
1.) a
2.) c
3.) a
4.) b
5.) c
Тест на стр. 32
1.) c
2.) b
3.) a, b
4.) c
5.) c
Тест на стр. 75
1.) b
2.) a
3.) b
4.) b
5.) c




Содержание раздела