d9e5a92d

Дурденко В. - Разработка управленческого решения

Воронежский институт экономикии социального управления

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность деятельности менеджеров, государственных и муниципальных служащих зависит от качества управленческих решений. Это определяет важность овладения каждым специалистом этих профилей теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.
Современная практика подготовки и исполнения решений изобилует многочисленными погрешностями на всех уровнях управления. Причиной такого положения является многообразие жизненных ситуаций.

Определяющее место в составе причин неэффективных решений занимает незнание либо несоблюдение технологии их разработки и организации выполнения.
Разработка эффективных решений основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности любого предприятия на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.
Проблема принятия решений носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую играют решения в любой сфере человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу междисциплинарных, поскольку выбор способа действий это результат комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, организационного, правового, технического и др.
Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую (субъекта на объект управления), что в конечном счете ведет к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может.

Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления.
Содержание понятия решение по своему интерпретируется в разных областях знаний. Так, в психологии исследуются принятие решений и решение проблем.

При этом принятие решений рассматривается как этап важного акта, включающего такие психические компоненты, как цели, оценки, мотивы, установки.
Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки для
широкого распространения
С позиции данной теории принятие решений это выбор из множества альтернатив наиболее предпочтительной.
Философская наука трактует решение как процесс и результат выбора цели и способа действий.
Управленческое решение в повседневной практике является продуктом управленческого труда, мыслительной деятельности человека.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ ПОСОБИЯ


Данное учебное пособие соответствует курсу Разработка управленческого решения, читаемого для специализаций Государственное и муниципальное управление, Менеджмент организации, Психология студентам всех форм обучения.
Пособие выстроено таким образом, что соответствует программе и тематическим планам в рамках учебных планов высших учебных заведений по вышеуказанным специальностям. Содержание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для студентов высших учебных заведений.
Кроме лекционного материала в пособии имеются контрольные вопросы к каждой теме, позволяющие подготовиться к проведению семинарских и практических занятий, а также вопросы к экзамену по курсу Разработка управленческого решения. Порядок вопросов к экзамену соответствует порядку изучения тем дисциплины в течение двух семестров.
Так как часть вопросов включена в перечень для комплексного выпускного государственного экзамена, учебный материал может быть использован не только для подготовки к итоговому контролю по дисциплине, но и для подготовки к государственному экзамену, а также в качестве вспомогательного материала для теоретической части дипломных работ выпускников.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАДАЧ РАЗРАБОТКИ, ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ


Задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений обладают целым рядом особенностей, которые существенным образом отличают их от задач, решаемых в рамках других специальных наук. К числу таких особенностей относятся: терминальность, означающая, что процесс заканчивается реализацией принятого решения; прагматичность, означающая, что выбор терминального варианта решения осуществляется на основе соответствующей системы ценностей и в соответствии с содержанием конкретной управленческой проблемы; неформальность, означающая присутствие в реальных управленческих задачах элементов, которые не могут быть формализованы с необходимой полнотой и точностью; неопределенность, означающая, что в информационном плане задачи разработки, принятия и реализации управленческих решений решаются, как правило, в условиях различного рода неопределенностей (стохастической, расплывчатой, поведенческой и т.д.); риск и ответственность, означающие, что многие из управленческих задач решаются в условиях риска и связанной с ним ответственностью лица, принимающего решения (ЛПР); сопрягаемость и наследуемость, означающие, что реальные задачи управления не являются независимыми, а входят в некоторую общую систему взаимосвязанных, взаимовлияющих, последовательно и одновременно решаемых задач; наличие внутренних и внешних ограничений на используемые ресурсы, включая временные.


Системная революция и управленческая деятельность
В 50 - 60-е гг. научно-техническая революция, охватившая практически все страны мира, достигла такого уровня развития, что фактически начала переходить в революцию системную, коренным образом изменившую ситуацию в области управленческой деятельности. Неизмеримо возросли сложность, взаимосвязь, взаимозависимость и информационная интенсивность задач управления.

Отмеченные особенности современной ситуации свидетельствуют о необходимости использования в процессе разработки, принятия и реализации управленческих решений системного подхода.
Системный подход к решению проблем управления
Системный подход к решению управленческих проблем базируется на следующих основных принципах: системности, иерархичности, интегральности и формализма.
Проблема и связанные с ней решения могут затрагивать не одну единственную сферу (например, экономическую), а некоторую их совокупность. Принято выделять семь основных сфер проявления сущности систем (рис.

1).



Системный подход к решению проблем государственного и муниципального управления основывается также на некоторой совокупности фундаментальных понятий: система, элемент, подсистема, внешнее окружение, фактор, ценность, полезность, цель.
Одной из самых распространенных ошибок в управленческой деятельности является неадекватное представление об исследуемом предмете, когда частичный (экономический, или социальный, или технологический и т.п.) образ систем рассматривается как вся реальная система. Вследствие этого нарушения принципов системно-физического подхода управленческие решения часто оказываются крайне неэффективными.
Необходимо отметить, что каждая управленческая проблема связана с той или иной реальной системой. В процессе анализа проблем разработки управленческих решений необходимо, как отмечалось выше, обращать внимание на наиболее общие системные свойства. К таким свойствам прежде всего относятся целостность, целесообразность, открытость. Свойство целостности играет крайне важную роль в решении управленческих проблем, поскольку нарушение пространственной связности или рассогласование процессов, протекающих в системе, является одним из наиболее существенных деструктивных факторов, угрожающих безопасности существования системы.

В связи с этим, пожалуй, главным требованием, которое должно предъявляться к управленческим решениям, является требование их целесообразности. Очевидно, что наряду с отмеченными также необходимо учитывать и свойство открытости при решении проблем, связанных с реальными системами, поскольку последствия реализации управленческих решений могут проявиться в силу этого свойства самым неожиданным образом в других системах.
Важную роль при реализации системно-физического подхода в решении управленческих задач играет факторный анализ.

Контрольные вопросы к теме 1.


1.Основные особенности задач разработки, принятия и реализации управленческих решений.
2.Понятие решение с позиции разных наук.
3.Решение как продукт интеллектуальной деятельности.
4.Характеристики системного подхода.
5.Свойство терминальности.
6.Свойство неформальности.
7.Свойства сопрягаемости и наследуемости.
8.К чему приводит нарушение принципов системно-физического подхода к принятию управленческого решения?
9.Охарактеризуйте свойство целостности.
10.Охарактеризуйте свойство целесообразности.
11.Охарактеризуйте свойство открытости.
12.Назовите семь основных сфер проявления сущности систем

СТРУКТУРА ПОЛЯ АЛЬТЕРНАТИВ


На множестве мыслимых вариантов решения (альтернатив) можно выделить три наиболее важных области (рис. 2).
В качестве возможных вариантов решения управленческой проблемы выступают все принципиально возможные альтернативы, реализация которых позволяет достичь поставленной цели без учета ограничивающих условий задачи. В качестве допустимых вариантов рассматриваются альтернативы, удовлетворяющие ограничительным условиям задачи без учета принципиальной возможности их реализации.

Целесообразными считаются те альтернативы, которые удовлетворяют выбранному критерию полезности без учета возможности и допустимости их реализации. Терминальное (т.е. окончательное) решение ЛПР выбирает из подмножества выбора (если такое существует), представляющее собой пересечение областей возможных,



допустимых и целесообразных альтернатив. Если эти области не пересекаются, то ЛПР анализирует возможности изменения границ этих областей (например, за счет привлечения дополнительных ресурсов).
В пространстве возможных управленческих решений можно выделить две наиболее важные области. Это область рациональных, т.е. справедливых в рамках определенной логической системы и отвечающих сути рассматриваемой проблемы решений, и область разумных решений, отвечающих сути рассматриваемой проблемы.
Не всякое рациональное решение является разумным, и не всякое разумное решение логично (рационально).
В отличие от классического системного подхода системно-физический, базирующийся помимо прочих на принципах системной реальности, физической содержательности и эмпирической согласованности, ориентируется на поиск и принятие разумных решений. Одним из необходимых условий получения адекватных решений является представление предмета задачи, связанного с рассматриваемой проблемой, в виде некоторой реальной системы.

Это представление достигается путем выполнения процедуры системного замыкания, заключающейся в дополнении информационного образа предмета задачи необходимой дополнительной информацией.
В результате выполнения этой процедуры разрозненный фактический материал превращается в систему знаний.
Общая структура процесса разработки, принятия и реализации решения
Системно поставленная проблема требует системного решения. Общая структура процесса разработки, принятия и реализации решения может быть представлена в виде следующей системы взаимосвязанных этапов: анализа предмета задачи и его системного замыкания; формулирования проблемы; построения моделей; создания необходимого для решения проблемы информационного обеспечения; синтеза (разработки возможных вариантов решения проблемы); моделирования и оценивания вариантов решения и прогнозирования возможных последствий их реализации; определения возможных механизмов выбора; решения задачи выбора; планирования реализации решения; программирования реализации решения; реализации решения.

Типология задач управления


С точки зрения содержания все множество возможных задач управления можно разделить на следующие подмножества типов задач: управления запасами; распределения ресурсов; организации транспортных потоков, распознавания образов (идентификация), оценивания, синтеза возможных вариантов, анализа проблем, факторов, тенденций, прогнозирования, планирования, программирования (составления программ реализации), организации и оперативного управления реализации принятых решений, контроля.
Особую группу управленческих задач составляют так называемые игровые задачи (в частности, голосования). К этому типу относятся задачи выбора в условиях поведенческой неопределенности.

Последняя возникает в тех случаях, когда в пределах одной задачи действуют несколько ЛПР, преследующих свои индивидуальные или групповые цели. В условиях поведенческой неопределенности выбор некоторой альтернативы отдельно взятым ЛПР (или их некоторой группой) еще не определяет вполне однозначно исхода, связанного с решением этой задачи.

Исход решения такого типа задач определяется выбором терминальных решений всех ЛПР. И в этом смысле целесообразно уже говорить не о возможных вариантах решения (альтернативах), а о стратегиях отдельных ЛПР.

Формулирование и анализ проблемы


Управленческая проблема - это проблема, существующая в объекте или системе управления. В качестве примера проблем государственного и муниципального управления можно назвать проблемы финансовой, экономической или экологической безопасности страны, региона, территории и т.п.
Правильно сформулированная проблема представляет собой иерархическую систему более мелких частных проблем, связанных с некоторой реальной системой. Поэтому между частными проблемами, входящими в состав более общих проблем, существуют многообразные связи, которые не могут быть до конца поняты без изучения всей проблемы в целом, с учетом ее целостности, целесообразности и открытости. Несистемное решение проблем является одним из основных источников, порождающих новые проблемы.

В качестве примера здесь можно назвать попытки решения проблемы дефицита государственного бюджета РФ путем создания пирамиды ГКО. С формальной точки зрения системно сформулированная проблема может быть представлена в виде односвязного графа (дерева проблем).

Основными причинами возникновения проблем являются различного рода нарушения, возникающие в системе обменов (нарушения условий эквивалентности, дисбаланса потребностей и возможностей, спроса и предложения, и т.д.), а также другие негативные изменения в объекте или системе управления.
В практике управленческой деятельности часто смешивают понятия проблемы с понятием явления. Однако между этими двумя понятиями (проблемы и явления), несмотря на их прямую связь, существует и определенное различие. Само по себе явление может и не быть проблемой в смысле своего влияния на состояние управляемой системы. Но оно может создавать те или иные проблемы для некоторых элементов или для всей системы в целом.

Проблема вторична по отношению к явлению, ее порождающему, поэтому анализ управленческих проблем необходимо начинать с анализа явлений, определяющих ситуацию, существующую в рассматриваемой реальной системе. Анализ проблемы завершается определением цели (целей) ее решения.

В зависимости от характера проблемы цели могут быть стратегическими (долгосрочными), тактическими (краткосрочными) и текущими. Каждому дереву проблем соответствует свое дерево целей.

С точки зрения системной наиболее фундаментальной целью управленческой деятельности является обеспечение безопасности существования соответствующей системы.
Синтез альтернатив
Разработка и принятие решений ЛПР (коллективом ЛПР) носит несомненно более сложный и противоречивый характер, чем это может показаться на первый взгляд при поверхностном анализе формальных схем этого процесса. Этот процесс может опираться на стройную, логическую цепь умозаключений, но и может происходить чисто интуитивно (даже инстинктивно, под действием тех или иных эмоций), и этот путь зависит не только от наличия или отсутствия необходимого объема информации, времени решения, но и субъективного ощущения риска и ответственности, которые в некоторых ситуациях могут играть определяющую роль.

Среди множества методов рассуждений, которыми осознанно или неосознанно пользуется человек в процессе разработки и принятия управленческих решений, можно прежде всего выделить следующие: дедуктивные методы, которые иногда упрощенно трактуют как рассуждения от общего к частному; методы индукции, которые иногда также упрощенно трактуются как рассуждения от общего к частному; методы редукции, или декомпозиции сложной проблемы на ряд более простых, решение которых в некоторых случаях позволяет получить общее решение исходной проблемы; методы рассуждений по аналогии; методы рассуждений на основе ассоциаций; методы правдоподобных рассуждений; казуистические методы; методы проб и ошибок; методы этических и эстетических норм.
Корни дедуктивного метода лежат в учении о силлогизмах, которое впервые было сформулировано Аристотелем и которое практически сводится к определению правил построения, заключения (умозаключения) на основе двух исходных посылок. Силлогизмы различаются по качеству (утвердительные и отрицательные) и по количеству (общие и частные). Сочетание количественных и качественных признаков суждений дает в своей совокупности логический квадрат различных их видов, существующих в рамках теории силлогизмов. Кроме того, утверждения, связанные с силлогизмами, могут отличаться по своей силе (модальности).

Модальность - свойства предметов, которые могут ему соответствовать в определенных условиях (неизбежность, необходимость, возможность, случайность, закономерность, невозможность и т.п.).
Индукция не является методом вполне противоположным дедукции. Согласно теории, развитой в прошлом веке Джоном Стюартом Миллем, здесь возможны три основных принципа рассуждений:
1.Принцип единственного различия, который формулируется следующим образом: Если после введения какого-либо фактора появляется или после его удаления исчезает известное явление, причем мы не вводим и не удаляем никакого другого обстоятельства, которое могло бы иметь в данном случае влияние, и не производим какого-либо изменения среди первоначальных условий явлений, то указанный фактор представляет собой причину явлений.
2.Принцип единственного сходства, который формулируется так: Если все обстоятельства явления, кроме одного, могут отсутствовать, не уничтожая этого явления, то это одно обстоятельство находится в отношении причинной связи с явлением при условии, что были приняты все меры к тому, что никаких других обстоятельств, кроме принятых во внимание, налицо не оказалось.
3.Принцип единственного остатка, который формулируется так: Если вычесть из какого-либо явления ту часть его, которая, согласно прежним исследованиям, оказывается следствием известных причин, то остаток явления есть следствие остальных.
Ассоциации - это связь между элементами психики, благодаря которой возбуждение одного элемента в определенных условиях вызывает возбуждение другого, с ним связанного. Физиологическая основа ассоциативного мышления заключается в механизме образования временной нервной связи (т.е. существование приоритетных нервных путей между различными участками человеческого мозга, замыкание которых возбуждает эти участки).
Правдоподобные рассуждения. Практический опыт показывает, что человек в своей повседневной жизни при выработке каких-либо решений чаще всего прибегает к правдоподобным рассуждениям.

С формальной точки зрения такой механизм выбора базируется на критерии максимума правдоподобия. Существует также целый ряд других более сложных моделей этого механизма, развиваемых в рамках специального научного направления - теории статистических решений (или проверки статистических гипотез).
Казуистика - способ принятия новых решений путем использования старых, выступающих в форме авторитетных мнений, правил, инструкций, прецедентов и т.п. Разумеется, такой подход требует предварительного установления факта тождественности возникшей ситуации той, которая существовала ранее, и по которой принимались соответствующие решения.
В качестве примера казуистического подхода можно привести учение о стратагемах одно из древнейших течений философской мысли Китая. Классической стратагемой является известное латинское изречение: Разделяй и властвуй.
Метод проб и ошибок. Используется при принятии решений в тех случаях, когда не работают другие методы и когда ожидаемый ущерб от принятия ошибочных решений существенно меньше ущерба, связанного с непринятием решений вообще.
Использование эстетических и этических норм. Широко распространенными методами принятия решений являются методы, основанные на тех или иных эстетических или этических системах ценностей (христианских заповедях, нормах ислама, кодексах чести и т.п.).

Указанные методы достаточно близко примыкают к казуистическим.
Среди формальных процедур принятия решений, имитирующих в той или иной степени методы логических рассуждений человека, важное место занимают исчисления: исчисление высказываний и т.п., а также связанные с ними методы продукции, методы логического вывода на сетях и т.д., получившие широкое распространение в интеллектуальных системах.
Генерация возможных вариантов решения той или иной проблемы в плане творческом, даже на первом (логическом) уровне, в принципе не может быть представлена в виде некоторой формализованной схемы. Однако существует целый ряд достаточно хорошо проверенных, полезных приемов творческого подхода к рассматриваемой задаче.

К ним, в частности, можно отнести следующие подходы: применение объекта, предмета, метода в других целях, нежели те, для которых данные объекты, предмет или метод применялись; приспособление объекта, явления или метода для применения в других целях; модификация (изменение) объекта, явления или метода для решения некоторой задачи, на которую они не были рассчитаны; изменение масштабов применения (увеличение, уменьшение); замещение (замена) одних объектов, явлений или методов другими; изменение порядка (перестроение) использование (применение) объектов, явлений или методов в пространстве времени; обмен функциями между некоторыми элементами (подсистемами) рассматриваемой системы; инверсия или обращение функций, цели, задачи, выполняемых каким-либо объектом, явлением или методом; комбинирование некоторой системы на основе других систем или некоторых элементов и т.д.
Творческий подход к задаче генерации возможных вариантов решения проблемы позволяет (правда, не всегда) выйти за пределы, которые устанавливает принятая, может быть, бессознательно, схема логических рассуждений и исходных установок. Среди неформальных процедур генерации возможных вариантов решения, осуществляемых с привлечением нескольких экспертов (коллектива), можно выделить два наиболее распространенных: метод мозгового штурма (мозговой атаки) и метод Дельфи.

Оба эти метода характеризуются своими вполне определенными особенностями в организации работы экспертов, генерирующих возможные варианты решения проблемы или возможные сценарии развития ситуации.
Основной отличительной особенностью метода мозгового штурма, в частности, является так называемая цепная реакция идей, возникающая при коллективном обсуждении проблемы в условиях, когда критика высказываемых суждений на стадии генерации категорически запрещена.

Ценности и полезности


Ценность объекта какого-либо вида (например, ресурса) определяется его полезностью в различных ситуациях выбора. Поэтому ценность, в отличие от полезности, интегративна по времени.
Ценность является интегративным по времени свойством, раскрывающимся ситуационно как полезность.
Признаки любого объекта (системы) отражают два фундаментальных аспекта проявления сущности - ситуационный и ценностный. В связи с этим все их множество может быть разбито на два больших подмножества.

К первому из них относятся признаки, выступающие в роли индивидуальных характеристик систем и описывающие их относительное положение, форму и перемещение в пространстве ситуаций.
Ко второму из подмножеств относятся признаки, выступающие в роли показателей релевантного проявления ценности объекта (системы).



Содержание раздела