d9e5a92d

Электронный бизнес.

Интернет является фундаментом для электронной коммерции. Но важно также то, что на основе Интернет создаются локальные сети организаций, называемые Интранет, которые позволяют охватить процессы внутри организации, например, управление персоналом, контроль баланса предприятия, планирование выпуска продукции, составление расписания ремонтных работ, утверждение документов. Использование Интернет технологий для этих целей определяется общим термином

Электронный бизнес.


Электронный бизнес и электронная коммерция способны коренным образом изменить стиль ведения бизнеса и принципы построения организаций. Используя Интернет и другие цифровые технологии, организациям придется изменить бизнес-модели, реорганизовать бизнес-процессы, изменять корпоративную культуру, более тесно сотрудничать с поставщиками и потребителями.
Применение Internet-технологий требует решения проблем с обеспечением информационной безопасности. Для предотвращения несанкционированного доступа к документам и для исключения возможных диверсий злоумышленников встроенных средств СУД и САДП недостаточно.

Поэтому в состав КИС обязательно входят специальные программно-аппаратные средства защиты. Они, в частности, позволяют шифровать данные, поддерживают электронную цифровую подпись и могут проводить на ее основе аутентификацию пользователей. Все это обеспечивает достоверность и целостность информации внутри КИС.

В качестве подобной системы криптографической защиты информации (СКЗИ) можно, например, использовать одну из модификаций (в зависимости от операционной системы и требуемой сложности защиты). Обычно СКЗИ представляют собой открытые системы, допускающие интеграцию с внешними программами, но необходимо обратить особое внимание на то, сертифицирована ли СКЗИ и по какому классу.

В России сертификацией подобных систем занимается ФАПСИ.
Эффективность программных средств защиты может быть существенно повышена за счет применения аппаратных и биометрических средств: аппаратных ключей, смарт-карт, устройств распознавания отпечатков пальцев, сетчатки глаза, голоса, лица, оцифрованной подписи.
В дополнение к ним на стыке сегментов локальных сетей и Internet желательна установка брандмауэров средств контроля за внешними (входящими и исходящими) соединениями. (Наиболее типичным примером системы данного класса является Checkpoint FireWall-1 фирмы Checkpoint Software). Они позволяют отслеживать передачу информации практически всех известных на сегодняшний день протоколов Internet.
Средства управления проектами и стратегического планирования. Возможности С'АДІ I по оперативному контролю и управлению предприятием в некоторых случаях недостаточны.

Прежде всего, это имеет место в крупных организациях, где ведутся долгосрочные проекты с привлечением большого числа различных ресурсов. Как известно, для решения подобных задач применяются системы управления проектами (например, Primavera for the Enterprise, Primavera Expedition, Microsoft Project, OpenPlan).

Введение их в состав КИС позволит осуществлять стратегическое планирование и управление предприятием на основе подходов управления проектами (Project Management).
В терминах САДП реализация основных процессов СУП представляет собой деловой процесс, который состоит из последовательных и параллельных этапов с последовательным и/или циклическим характером реализации процедур, то есть подразумевает, что с течением времени может происходить возврат на предыдущие этапы (что в принципе невозможно при реализации календарно-сетевых планов и графиков производства работ по проекту). Это тем более важно, что в стандартной практике планирования проектов отсутствуют условные этапы, достижимые только при выполнении некоторого условия на одном из предшествующих. За исключением специальных случаев, когда в рамках проекта имеется информация о вероятности перехода к той или иной работе, доступности ресурса и т.д. и используются пакеты типа Monte Carlo for Primavera.

С его помощью проводится имитация вариантов выполнения проекта, сопровождаемого с помощью базового пакета для управления проектами Primavera Project Planner (P3), а также анализ рисков проектов и моделирование непредвиденных обстоятельств. При помощи MonteCarlo for Primavera оцениваются риски для групп работ и возможные сценарии развития проекта.

В результате может быть получена оценка вероятности завершения любой части или всего проекта к определённой дате и в рамках установленного бюджета. Например, можно задать возможные рамки сроков доставки материалов и разброс цен на них, или рассчитать возможные потери от непредвиденных обстоятельств, возникших при реализации проекта.


Практически все системы управления проектами (СУП) берут за основу некий план проекта, составляемый на предварительном этапе. Затем в соответствии с этим планом автоматически организуются выполнение, анализ и управление рабочими этапами плана, пакетами работ и самими работами. Методологии САДП и СУП, несмотря на различие в масштабах автоматизируемых действий, в известной степени перекликаются, что позволяет установить двустороннюю синхронизацию между схемами workflow и стратегическим планом (в виде календарно-сетевого плана или графика выполнения работ по проекту).

Здесь важно отметить, что в рамках СУП календарное планирование и ход выполнения этапов происходят в полуавтоматическом режиме. Фактически выдача рабочих заданий, нарядов, контроль их исполнения и анализ (оценка) ситуации осуществляются пользователем в полуавтоматическом режиме.

Интеграция с workflow-системой позволяет создать корпоративную систему управления проектами.
Перед корпоративной СУП стоит несколько задач:
- возможность управлять одновременно группой проектов;
- возможность управлять взаимосвязями проектов;
- анализ портфеля (группы) проектов;
- поддержка возможности выбора проекта по заданным критериям;
- возможность использования лучшего практического опыта;
- контроль выполнения проекта и т.д.
Таким критериям, например, удовлетворяет пакет Primavera Enterprise, поэтому он может быть выбран в качестве одного из базовых элементов корпоративной системы управления проектами. В результате внедрения подобных систем обеспечивается управление крупными комплексными проектами, так как имеется налаженный процесс разработки продукции и корпоративная культура организации позволяет, используя Primavera Enterprise, осуществлять проекты в рамках бюджета и в запланированные сроки.
Использование СУП дает главное (так как именно время является самым дефицитным ресурсом) - оценивать и управлять резервами времени, уделяя особое внимание последовательности выполнения работ и работам проекта, выполнение которых оказывает решающее влияние на результаты проекта.
Внедрению системы предшествует трудоемкий процесс сбора и анализа данных для обоснования необходимости использования программного обеспечения для управления проектами и наполнением, в особенности при запуске СУП на первом проекте. Все определяется масштабом и сложностью проекта.

Он (они) должен быть таким крупным и сложным, что управление становится невозможным без использования программного обеспечения. Однако затраты окупаются, если не на первом, то на всех последующих проектах, так как использование СУП и метода критического пути способствует сокращению продолжительности проектов на 15-20% и позволяет избежать дополнительных задержек при их реализации.
Важно, чтобы СУП позволяла автоматизировать процесс планирования, например, создавая шаблоны многократно повторяющихся проектов. Тогда, на основе имеющегося проекта, можно быстро моделировать новый проект, используя работы, организационную структуру и другую вспомогательную информацию из библиотеки типовых проектов.

Это сокращает расходы на планирование проекта еще на 25%.
Являясь частью корпоративной структуры, СУП формирует и отслеживает структуры проектов предприятия (EPS), для того чтобы определять доступность всех трудовых и нетрудовых ресурсов в данный и в будущие моменты времени. В рамках корпорации за счет этого достигается дополнительный экономический эффект от использования высвободившихся ресурсов в определенное время на запланированные работы.
Применение СУП непосредственно влияет на совершенствования процессов на предприятии посредством установления связей между командами проектов, обмена полученными результатами и построения системы управления проектами на основе обратной связи.
СУП является неотъемлемой частью системы управления знаниями, так как главная задача любой современной корпорации (и от ее решения зависит будущее) - создание информационной сети и управление корпоративными внутренними знаниями для повышения эффективности работы и удовлетворения потребностей заказчиков. Основным инструментом для решения данной задачи является сохранение данных проектов, реализованных корпорацией, в единой легко доступной базе знаний.

Конечная цель в этом случае - обеспечение доступа всех сотрудников корпорации к постоянно изменяющейся базе знаний.
Чисто технически интеграция современных САДП и СУП не вызывает вопросов, поскольку обе системы, как правило, соответствуют стандартам межпрограммного взаимодействия и могут разделять данные. То есть, они поддерживают стандарты ODBC, OLE 2.0 и DDE.

SQL-архитектура базы данных СУП позволяет получать доступ к данным о проекте, используя внешние приложения, в том числе и workflow-системы, и строить распределенные корпоративные системы управления.
В результате интеграции данных систем информация по задачам проекта из СУП автоматически отправляется исполнителям, и система автоматизации деловых процессов обеспечивает механизм согласования исполнения работ. По мере выполнения работ участники проекта могут быстро отчитываться о состоянии порученных им работ, сообщая о проценте выполнения работы или пакета работ, например, по электронной почте (ее поддержка встроена во многие workflow-системы), и эта информация будет автоматически передаваться в систему управления проектами, где используется для актуализации факта по календарно-сетевому плану проекта.
MRP (Material Requirements Planning) системы, интенсивная разработка теории которых осуществлялась с начала 60 годов, в настоящее время присутствуют практически во всех интегрированных информационных системах управления предприятием.
Прежде всего, необходимо заметить, что MRP системы разрабатывались для использования на производственных предприятиях. Если предприятие имеет дискретный тип производства (Сборка на заказ - ATO, Изготовление на заказ - MTO, Изготовление на склад - MTS, Серийное - RPT, и т.д.), т.е. когда для выпускаемых изделий имеется ведомость материалов и состав изделия, то использование MRP системы является логичным и целесообразным.

Если предприятие имеет процессное производство (Process Industry, Continuous-Batch Processing), то применение MRP функциональности оправдано в случае длительного производственного цикла.
MRP системы редко используются для планирования материальных потребностей в сервисных, транспортных, торговых и других организациях непроизводственного профиля, хотя потенциально идеи MRP систем могут быть с некоторыми допущениями применены и для непроизводственных предприятий, деятельность которых требует планирования материалов в относительно длительном интервале времени.
MRP системы базируются на планирование материалов для оптимальной организации производства и включают непосредственно функциональность MRP, функциональность по описанию и планированию загрузки производственных мощностей CRP (Capacity Resources Planning) и имеют своей целью создание оптимальных условий для реализации производственного плана выпуска продукции.
Основная идея MRP систем состоит в том, что любая учетная единица материалов или комплектующих, необходимых для производства изделия, должна быть в наличии в нужное время и в нужном количестве.
Основным преимуществом MRP систем является формирование последовательности производственных операций с материалами и комплектующими, обеспечивающей своевременное изготовление узлов (полуфабрикатов) для реализации основного производственного плана по выпуску готовой продукции.
Основные элементы MRP системы можно разделить на элементы, предоставляющие информацию, программная реализация алгоритмической основы MRP и элементы, представляющие результат функционирования программной реализации MRP.
В упрощенном виде исходную информацию для MRP системы представляют следующие элементы:
- Ведомость материалов и состав изделия (ВМ) представляет собой номенклатурный перечень материалов и их количеств для производства некоторого узла или конечного изделия. Совместно с составом изделия ВМ обеспечивает формирование полного перечня готовой продукции, количества материалов и комплектующих для каждого изделия и описание структуры изделия (узлы, детали, комплектующие, материалы и их взаимосвязи).

Ведомость материалов и состав изделия представляют собой таблицы базы данных, информация которых корректно отражает соответствующие данные, при изменении физического состава изделия или ВМ состояние таблиц должно быть своевременно скорректировано.
- Состояние запасов отражается в соответствующих таблицах базы данных с указанием всех необходимых характеристик учетных единиц. Каждая учетная единица, вне зависимости от вариантов ее использования в одном изделии или многих готовых изделиях должна иметь только одну идентифицирующую запись с уникальным кодом. Как правило, идентификационная запись учетной единицы содержит большое количество параметров и характеристик, используемых MRP системой, которые можно классифицировать следующим образом:
- общие данные - код, описание, тип, размер, вес и т.д.
- данные запаса - единица запаса, единица хранения, свободный запас, оптимальный запас, запланированный к заказу, заказанный запас, распределенный запас, признак партии/серии и т.д.
- данные по закупкам и продажам - единица закупки/продажи, основной поставщик, цена и т.д.
- данные по производству и производственным заказам и т.д.
Записи учетных единиц обновляются всякий раз при выполнении операций с запасами, например, запланированные к закупке, заказанные к поставке, оприходованные, брак и т.д.
На основании входных данных MRP система выполняет следующие основные операции:
- на основании ОПП определяется количественный состав конечных изделий для каждого периода времени планирования;
- к составу конечных изделий добавляются запасные частей, не включенных в ОПП;
- для ОПП и запасных частей определяется общая потребность в материальных ресурсах в соответствии с ВМ и составом изделия с распределением по периодам времени планирования;
- общая потребность материалов корректируется с учетом состояния запасов для каждого периода времени планирования;
- осуществляется формирование заказов на пополнение запасов с учетом необходимых времен опережения;
Результатами работы MRP системы являются:
- план-график снабжения материальными ресурсами производства - количество каждой учетной единицы материалов и комплектующих для каждого периода времени для обеспечения ОПП. Для реализации плана-графика снабжения система порождает график заказов в привязке к периодам времени, который используется для размещения заказов поставщикам материалов и комплектующих или для планирования самостоятельного изготовления;
- изменения плана графика снабжения - внесение корректировок в ранее сформированный план-график снабжения производства;
- ряд отчетов, необходимых для управления процессом снабжения производства.
Одной из составляющих интегрированных информационных систем управления предприятием класса MRP является система планирования производственных мощностей (CRP).
Основной задачей системы CRP является проверка выполнимости MPS с точки зрения загрузки оборудования по производственным технологическим маршрутам с учетом времени переналадки, вынужденных простоев, субподрядных работ и т. д. Входной информацией для CRP является план-график производственных заказов и заказов на поставку материалов и комплектующих, который преобразуется в соответствии с технологическими маршрутами в загрузку оборудования и рабочего персонала.
Типовая функциональность MRP систем:

MRS

- описание плановых единиц и уровней планирования;
- описание спецификаций планирования;
- формирование основного производственного плана графика.

MRP

- управление изделиями (описание материалов, комплектующих и единиц готовой продукции);
- управление запасами;
- управление конфигурацией изделия (состав изделия);
- ведение ведомости материалов;
- расчет потребности в материалах;
- формирование MRP заказов на закупку;
- формирование MRP заказов на перемещение и т.д.
CRP
- рабочие центры (описание структуры производственных рабочих центров с определением мощности);
- машины и механизмы (описание производственного оборудования с определением нормативной мощности);
- производственные операции, выполняемые в привязке к рабочим центрам и оборудованию;
- технологические маршруты, представляющих последовательность операций, выполняемых в течение некоторого времени на конкретном оборудовании в определенном рабочем центре;
- расчет потребностей по мощностям для определения критической загрузки и принятия решения и т.д.
Системы MRP II (Manufacturing Resources Planning) являются дальнейшим развитием систем MRP и ориентированы на эффективное планирование всех ресурсов производственного предприятия. В общем случае можно выделить следующие направления
- планирование бизнеса;
- планирование производства;
- формирование основного производственного плана-графика;
- MRP;
- CRP и т.д.
Системы MRP II предполагают вовлечение в информационную интеграцию финансовой составляющей (планирование бизнеса). В системах MRP II предполагается специальный инструментарий формирования финансового плана и составления бюджетных смет, прогнозирования и управления движением денежных средств, на основании которых определяется возможность реализации производственного плана с точки зрения наличных и предполагаемых денежных средств.
ERP системы (Enterprise Resources Planning), как дальнейшее развитие интегрированных информационных систем управления предприятием кроме вышеуказанной функциональности, как правило, включают планирование ресурсов распределения (DRP -I, DRP - II), и ресурсов для проведения технологического обслуживания и выполнения ремонтов.
Системы DRP обеспечивают оптимальное решение (планирование, учет и управление) транспортных задач по перемещению материально-технических ресурсов и готовой продукции.
Кроме этого для MRPII и ERP систем характерно наличие специальной подсистемы управления реализацией долгосрочных проектов (Project Management), предполагающей полнофункциональное планирование материальных ресурсов, трудовых ресурсов, оборудования, формирования сетевых графиков работ, управление ходом выполнения и фактурирование реализуемых проектов.
Системы электронной коммерции типа B2B определяются как аппаратно-программные комплексы, позволяющие поддерживать бизнес процессы между предприятиями. Прежде всего, они призваны решать задачи сбыта и материально-технического снабжения (procurement). Условно эти комплексы делятся на следующие типы (хотя некоторые системы B2B могут обладать признаками принадлежности к нескольким категориям):
- Корпоративный сайт компании. Предназначен для общения данной фирмы с партнерами и контрагентами - поставщиками и потребителями, действующими и потенциальными инвесторами.

Сайт, как правило, содержит информацию о компании, ее персонале, руководстве, а также каталоги продукции и описание услуг.
- Онлайновый магазин (online store). Может быть встроен в общекорпоративный сайт или существовать отдельно. С его помощью обеспечивается сбыт продукции предприятия.

Такой Интернет-магазин позволяет покупателям непосредственно через Сеть размещать заказы на требуемую продукцию, заключать контракты, проводить платежи и осуществлять контроль за поставками.
- Служба закупок (buy site). Как и онлайновый магазин, она может быть встроена в общекорпоративный сайт или вынесена в отдельный.

Служба закупок или снабжения, также называемая B2B procurement, позволяет предприятию осуществлять материальнотехническое снабжение (МТС) непосредственно со своего Интернет-сайта. Такая система предоставляет возможности публикации своей потребности в материально-технических ресурсах, поиска поставщиков и получения от них коммерческих предложений, организации тендеров, конкурсов и т. д.
- Информационные сайты и вертикальные порталы. Предоставляют информацию об индустриальной отрасли в целом и основных входящих в нее компаниях, обзор событий отрасли, ключевые индикаторы и параметры состояния рынка, сведения об отраслевых стандартах, электронные справочники и др.

Эти Web-узлы могут включать и разделы для проведения электронных конференций и дискуссий, а также обладать функциями поддержки снабжения и сбыта.
- Брокерские сайты. Играют роль посредников между покупателем и продавцом.

Их задача - получить через Интернет-сайт заказ от одного предприятия, а затем разместить его выполнение на другом.
- Электронные торговые площадки (ЭТП). Существуют как отдельные Интернет-системы (сайты) и предназначены для непосредственной организации онлайновой деятельности специалистов служб сбыта и снабжения различных предприятий.

На ЭТП создаются рабочие места для предоставления пользователям таких услуг, как создание и поддержка фирменных каталогов, поиск продавцов и покупателей, проведение тендеров, аукционов и других видов конкурсов в онлайновом режиме, подбор комплекса средств интерактивного онлайн-взаимодействия контрагентов, выполнение маркетингового и конъюнктурного анализа, предконтрактной и контрактной подготовки, проведение платежных операций и осуществление контроля за поставками. Торговая площадка может фактически выполнять все функции по обеспечению сбыта и снабжения. Таким образом, ее ГИП представляет собой автоматизированное рабочее место специалиста по сбыту или снабжению. На торговой площадке, как правило, существует процедура авторизации участников.

Желающие стать пользователями данной ЭТП проходят регистрацию, позволяющую установить и ввести в систему необходимую информацию о предприятии пользователя. После этого пользователю предоставляется ключ (логин и пароль) для входа в систему, которая по этому ключу опознает данного пользователя и открывает ему доступ к ресурсам системы.

Торговая площадка представляет собой сложно организованную систему со своей инфраструктурой. Ее функционирование обеспечивают группа специалистов в данной предметной области, служба технической поддержки и другие сервисные подразделения. Чем-то ЭТП напоминает хорошо организованный торговый центр, где разные продавцы арендуют площади, а администрация обеспечивает рекламу, привлечение покупателей, а также условия и сервис для заключения сделок (купли-продажи). При этом администрация заинтересована в том, чтобы покупательский спрос был удовлетворен и по ассортименту, и по качеству.

И чтобы продавцы не остались без покупателей. За право работы на ЭТП обычно приходится платить.

Причем на некоторых из них взимаются комиссионные - в размере нескольких процентов или долей процента от стоимости проводимых операций (транзакций). На других доступ оплачивается фиксированной суммой, не зависящей от проводимых операций. При этом плата за работу на торговой площадке несопоставимо ниже стоимости создания своего Интернет-магазина или своей электронной службы снабжения. Точно так же соотносятся плата за аренду площади в торговом центре и стоимость строительства и поддержания собственного магазина.

Кроме того, в ряде случаев продажа товаров через большой торговый центр может оказаться гораздо более эффективной, нежели через свой отдельно стоящий магазин.
- Электронные биржи. По функциям они очень близки к торговым площадкам, однако, в отличие от последних, деятельность на такой бирже ведут не сами предприятия, а их агенты (брокеры).
- Интегрированные комплексы.



Содержание раздела