d9e5a92d

Панин В. - 1С Предприятие 7.7. Концепция системы

1С:Предприятие является универсальной системой для автоматизации бухгалтерского учета, учета наличия и движения средств, а также периодических расчетов на предприятии.
Система 1С:Предприятие состоит из компонент Бухгалтерский учет, Оперативный учет и Расчет.
Основные возможности компоненты Бухгалтерский учет
Компонента Бухгалтерский учет системы 1С:Предприятис может быть использована для ведения любых разделов бухгалтерского учета на предприятиях различных типов.
1С:Предприятие может поддерживать разные системы учета и вести учет по нескольким предприятиям в одной информационной базе.
Разнообразные и гибкие возможности системы 1С: Предприятие позволяют использовать ее и как достаточно простой и наглядный инструмент бухгалтера, и как средство полной автоматизации учета от ввода первичных документов до формирования отчетности.
Система 1С:Предприятие может быть использована для ведения практически любых разделов бухгалтерского учета:

  • учет операций по банку и кассе;
  • учет основных средств и нематериальных активов;
  • учет материалов и МБП;
  • учет товаров, услуг и производства продукции;
  • учет валютных операций;
  • учет взаиморасчетов с организациями, дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами;
  • учет расчетов по заработной плате;
  • учет расчетов с бюджетом;
  • другие разделы учета.

Система 1С:Предприятие обладает гибкими возможностями организации учета:

  • синтетический учет по многоуровневому плану счетов;
  • учет по нескольким планам счетов;
  • валютный учет и учет покрытия валют;
  • многомерный аналитический учет;
  • многоуровневый аналитический учет по каждому измерению;
  • количественный учет;
  • учет по нескольким предприятиям в одной информационной базе.

Ввод информации в 1С:Предприятии может быть организован с разной степенью автоматичности:

  • режим ручного ввода операций;
  • режим типовых операций;
  • режим автоматического формирования операций по документам.

Важным отличием бухгалтерских счетов от других типов данных является возможность создания самих счетов как в конфигурации, так и в самой информационной базе. Включение конкретных счетов в конфигурацию используется в том случае, если сама конфигурация создается с использованием этих счетов и их конкретных свойств, например, если в конфигурации определено автоматическое формирование документами проводок по этим счетам.

Основные возможности компоненты Оперативный учет


Компонента Оперативный учет системы 1С:Предприятие является универсальной системой для учета наличия и движения средств и может быть настроена на различные схемы учета складских запасов, взаиморасчетов, средств на расчетных счетах и в кассе, кредитов, консигнации и т. д.
Система 1С:Предприятие обеспечивает решение широкого круга разнообразных задач оперативного учета, например:

  • учет складских запасов товаров и их движения;
  • учет взаиморасчетов с клиентами и поставщиками;
  • резервирование товаров и контроль оплаты;
  • учет денег на расчетных счетах и в кассе;
  • учет товарных кредитов и контроль их погашения;
  • автоматический расчет цен списания товаров;
  • учет выданных на реализацию товаров, их возврата и оплаты.

Набор выполняемых системой 1С:Предприятие функций определяется ее конфигурацией, содержащейся в комплекте поставки системы или созданной для конкретного предприятия.
Возможности системы позволяют организовать:

  • учет но нескольким фирмам и нескольким складам;
  • учет товаров в различных единицах измерения, а денежных средств в различных валютах;
  • получение самой разнообразной отчетной и аналитической информации о финансовых и товарных движениях.

Средства конфигурирования системы позволяют настроить се на самые различные виды торговой деятельности. Вы можете организовать произвольное количество справочников и документов необходимой структуры.

Вы можете настроить произвольное количество регистров для учета средств в самых различных разрезах.
Компонента Оперативный учет ориентирована на работу в реальном времени. Она автоматически поддерживает в актуальном состоянии текущие остатки товарных и денежных средств.

При вводе документов может выполняться контроль наличия товаров на складе или состояние взаиморасчетов клиента.
Система авторизации и контроля прав позволяет ограничить возможности использования различных функций для отдельных категорий пользователей.
Компонента Оперативный учет имеет широкие возможности для связи с другими программами. Конкретная конфигурация может поддерживать автоматическую загрузку справочников из внешних приложений, передачу отчетов в другие программы, в том числе формирование проводок для компоненты Бухгалтерский учет.

Основные возможности компоненты Расчет


Компонента Расчет системы 1С:Предприятие ориентирована на проведение периодических расчетов и предназначена для решения широкого круга разнообразных задач, связанных с учетом самых разнообразных ресурсов и расчетом тех или иных параметров по ним. Это могут быть:


  • учет перемещений сотрудников предприятия и расчет их заработной платы и разного рода компенсаций;
  • учет номенклатуры производимой продукции и услуг и расчет их себестоимости;
  • регистрация клиентов и расчет стоимости выполняемых для них заказов.

Средства конфигурирования системы позволяют организовать произвольное количество справочников и документов необходимой структуры. Вы можете настроить произвольное количество журналов расчета для выполнения расчетов по тем или иным объектам и хранения их результатов.
Система позволяет проводить расчеты с определенной периодичностью, от одного дня до года. Она, например, может быть настроена на расчет заработной платы как но месячному, так и по недельному циклу.
Компонента Расчет имеет широкие возможности для связи с другими программами. Конкретная конфигурация может поддерживать автоматическую загрузку справочников из внешних приложений, передачу отчетов в другие программы, в том числе формирование бухгалтерских проводок.

Краткое описание понятий системы 1С:Предприятие


Информация, изложенная ниже, представляет собой краткое описание тех понятий системы 1С:Предприятие, которыми оперирует пользователь в процессе эксплуатации системы.
Среди перечисленных ниже можно выделить базовые (общие) понятия системы 1С:Предприятие, а также понятия, относящиеся исключительно к той или иной компоненте 1С:Предприятия.

Базовые понятия 1С:Предприятия


Константы. Как правило, константы используются для работы с постоянной и условно-постоянной информацией, но могут представлять собой и периодически изменяемые данные.

В основном это наиболее общая информация об организации, в которой ведется учет: Наименование предприятия, Размер НДС, ФИО главного бухгалтера ит.д.
Справочники. Предназначены для хранения сведений о множестве однотипных объектов, которые используются при ведении аналитического учета и для заполнения документов.
Обычно справочниками являются списки основных средств, материалов, организаций, валют, товаров, сотрудников и другие.
1С:Предприятие поддерживает работу с многоуровневыми справочниками и подчиненными справочниками.
Перечисления. Перечисления используются в системе для описания наборов постоянных (не изменяемых пользователем) значений.
Типичными примерами перечислений являются виды оплаты (наличная, безналичная, бартер), тип учредителя (юридическое лицо, физическое лицо), типы сотрудников предприятия (штатный, совместитель) и т. д.
Документы. Для отражения любых событий, происходящих на предприятии, а также для управления расчетами и данными в 1С:Предприятии могут использоваться документы. Как правило, набор документов в 1С:Предприятии совпадает с набором реальных первичных документов, используемых в организации, которые требуется вводить в информационную базу: платежное поручение, счет, приходная и расходная накладная, кассовые ордера и т. д.
Каждый документ имеет визуальное представление (экранную форму) и может иметь неограниченное количество реквизитов в шапке и в многострочной части, которые заполняются при его выписке (вводе в систему). Кроме того, документ обычно имеет печатную форму, которая представляет собой его бумажный эквивалент.
Важным свойством документа является его возможность автоматически формировать бухгалтерскую операцию. Такая операция будет принадлежать документу.

Операции, введенные вручную, тоже, фактически, являются документами специального вида, который так и называется Операция.
Журналы. Для просмотра документов в 1С:Предприятии предусмотрены журналы.
Журнал документов позволяет просмотреть список документов, разделенных по видам документов, или всех документов сразу.
Отчеты и обработки. Отчеты применяются для получения различной информации, содержащей итоги или детальную информацию, подобранную по определенным критериям.

Отчеты используются как для анализа бухгалтерских итогов и движения средств (оборотно-сальдовая ведомость, журнал-ордер и т. д.), так и для формирования данных для налоговых инспекций и других инстанций (баланс, налоговая отчетность, отчеты во внебюджетные фонды).
Обработки используются для выполнения различных сервисных или регламентных действий, например, индексации цен в справочниках товаров.

Понятия компоненты Бухгалтерский учет


Бухгалтерские счета. Бухгалтерские счета (далее Счета) предназначены для хранения планов счетов бухгалтерского учета, то есть объектов синтетического учета средств предприятия.

Суть данных объектов вполне соответствует общепринятому пониманию бухгалтерских счетов. Свойства бухгалтерских счетов могут гибко настраиваться в зависимости от принятой системы учета в конкретной стране и на конкретном типе предприятий.
1С:Предприятие может поддерживать одновременно несколько планов счетов. У каждого плана счетов может быть определена собственная длина кода счета и количество уровней субсчетов, а также количество знаков в субсчете каждого уровня.
Операции и проводки. Отражение движений средств в бухгалтерском учете записывается в виде операций и проводок. Операция является полным отражением хозяйственной операции, произошедший на предприятии, в бухгалтерскоT учете. Она может содержать несколько проводок.

Проводки не существуют отдельно от операций. Каждая проводка принадлежит одной и только одной операции.

Например, операция поступления аванса будет содержать две проводки зачисление средств на расчетный счет и начисление НДС по поступившему авансу.
Субконто. Термин субконто введен для обозначения набора значений, используемых для ведения аналитического учета по бухгалтерским счетам.

В качестве субконто обычно выступают объекты, по которым ведется аналитический учет на предприятии: основные средства, организации, товары и т. д. Вид субконто определяет совокупность объектов конкретного тина, которые используются для ведения аналитического учета.
Каждый вид субконто имеет один из существующих в системе типов данных, который определяет набор значений субконто этого вида обычно это справочник или перечисление. Например, вид субконто Основные средства будет иметь тип Справочник Основные средства.

При этом два вида субконто могут иметь тип одного и того же справочника: например, виды субконто МБП и Основные средства могут ссылаться на один и тот же справочник Материальные ценности.
Существующие виды субконто используются для настройки аналитического учета по счетам бухгалтерского учета. При вводе проводок для счетов, по которым ведется аналитический учет, вводятся значения субконто в соответствии с их типами.
Типовые операции. Механизм типовых операций предоставляет пользователю возможность автоматизировать ввод часто повторяющихся операций.

Для этого пользователь вводит шаблон типовой операции, в котором задает сценарий проводок. При вводе операции с использованием типовой операции, данные автоматически заполняются на основании шаблона типовой операции.

При необходимости запрашиваются недостающие значения операции (объекты аналитики, валюта, количество и другие) и рассчитываются суммы проводок по определенным в шаблоне формулам.
Корректные проводки. Механизм корректных проводок предназначен для автоматического контроля вводимых операций.

Пользователь заполняет список корректных проводок в соответствии со своими представлениями о правильности ведения учета. Затем, в процессе ввода операций, если установлен соответствующий параметр, система проверяет проводки операции, используя список корректных проводок.
Журналы проводок и операций. Для просмотра списка всех бухгалтерских операций используется журнал операций.

В нем каждая операция отображается одной строчкой, содержащей наиболее важную информацию (дату, номер, содержание, сумму).
Журнал проводок позволяет просмотреть существующие проводки операций в виде общего списка.

Понятия компоненты Оперативный учет


Регистры. Для анализа остатков и движений средств, компонента Оперативный учет системы 1С:Предприятие использует т. н. регистры.
Регистры оперативного учета являются внутренним механизмом конфигурации 1С:Предприятия и пользователь (менеджер, продавец) непосредственно с ними не работает. Регистры автоматически изменяются документами при их проведении, так как это предусмотрено в конфигурации.

Данные регистров используются системой при построении различных отчетов о наличии и движении средств.
Регистры в конфигурации используются для поддержки складских запасов, взаиморасчетов и т. д. Регистр представляет собой многомерную таблицу храпения остатков и оборотов по тем или иным ресурсам. Например, для складского запаса товаров может быть создан регистр Товарный запас с двумя измерениями Товар и Склад и одним ресурсом Количество.

В этом случае система будет поддерживать остатки товаров в разрезе складов.
Изменение остатков по регистрам может производиться только документами. Каждое такое изменение имеет определенное место на оси времени.

Каждый документ может порождать неограниченное количество движений по регистрам любых видов.
Точка актуальности. Для работы в реальном времени система поддерживает понятие точки актуальности итогов (далее ТА).
ТА фактически соответствует текущему моменту времени с точки зрения работы 1С:Предприятия. Под работой в реальном времени понимается проведение документов непосредственно в момент совершения хозяйственной операции, например, при отгрузке товара, выписке счета и т. д. В этом случае текущие остатки итогов оперативного учета соответствуют реальным остаткам (складским запасам, состоянию взаиморасчетов и т. д.). Это позволяет системе при проведении документа контролировать правильность совершения хозяйственной операции, например, наличие товаров на складе. При проведении документа, ТА переставляется на проведенный документ.

Обычно ТА соответствует последнему проведенному документу.
Разумеется, существует возможность проведения документа задним числом, с одной стороны, и получения итогов на любой момент времени с другой. Однако получение итогов на текущий момент (на ТА), выполняется быстрее, чем на любой другой момент.
Кроме того, ТА может быть установлена принудительно па любой момент времени, но эта возможность используется в специальных случаях.

Понятия компоненты Расчет


Виды расчетов. Для описания формул расчетов, но которым выполняются те или иные вычисления, служит понятие видов расчета. На этапе конфигурирования можно описать неограниченное количество видов расчета.

В отличие от справочников, журналов расчета и документов, за понятием вида расчета не лежит реальных данных это не более чем алгоритм вычисления, оперирующий данными журналов расчета, документов и справочников.
Алгоритм вида расчета описывается с помощью встроенного языка. Типичными примерами видов расчета являются начисление по окладу, подоходный налог, расчет амортизации и пр.
Группы видов расчета. Для того чтобы при тех или иных расчетах можно было оперировать не только результатами расчетов по конкретным видам, но и результатами по нескольким видам расчетов, объединенных но определенному принципу, служит понятие групп видов расчета.

В системе может быть определено неограниченное число групп расчетов, примерами которых могут служить: начисления, облагаемые налогом, входящие в расчет средней зарплаты, облагаемые исполнительным листом и пр.
Журналы расчетов. Для просмотра и редактирования результатов расчета, а также для хранения их предыстории в системе используются журналы расчетов.

Основным свойством журнала расчетов является его принадлежность тому или иному справочнику системы. Такой справочник называется справочником объектов расчета.
Например, это может быть журнал расчетов зарплаты, причем списком объектов расчета будет выступать справочник сотрудников; журнал расчета дивидендов, причем списком объектов расчета будет выступать справочник акционеров; журнал расчетов квартирной платы, причем списком объектов расчета будет выступать справочник квартиросъемщиков, и пр.
Для одного справочника может быть создано несколько журналов расчета, каждый из которых будет содержать данные определенной предметной области. Например, в том случае, если предприятие акционерное общество закрытого типа, справочник сотрудников может выступать списком объектов расчета для журнала расчета заработной платы и для журнала расчета дивидендов акционеров.
Календари. Для ведения рабочего графика предприятия или сторонних организаций, для учета рабочего времени сотрудников разных категорий в системе 1С:Предприятие служат календари.

При конфигурировании можно' определить неограниченное число календарей, описав правила их заполнения. Примерами календарей могут служить: календарь рабочего графика предприятия (где отмечены выходные и рабочие дни); календарь работы банка, через который осуществляются взаиморасчеты; календарь работы служащих; календарь, в котором проставлена продолжительность рабочих дней для рабочих и т. д.

Принципы функционирования системы 1С:Предприятие


Функционирование системы 1С:Предприятие делится на два разделенных во времени процесса: настройку (конфигурирование) и непосредственную работу пользователя по ведению учета или выполнению расчетов.
Таким образом, всю работу с системой можно разделить на два этапа, которые могут произвольно чередоваться:

  • конфигурирование;
  • непосредственная работа пользователя с информационной базой.

Кроме упомянутых режимов запуска 1С:Предприятия, существует режим запуска Отладчик, предназначенный для отладки алгоритмов обработки данных, созданных в режиме конфигурирования. Подробно этот режим запуска описан в книге 1С:Предприятие.

Конфигурирование и администрирование.
Конфигурирование. На этане конфигурирования системы 1С:Предприятие выполняется настройка различных режимов системы в соответствии с особенностями конкретного предприятия. При этом определяются структуры и свойства справочников и документов, описываются формы и алгоритмы построения отчетов, разрабатываются виды расчетов, настраивается ведение синтетического, аналитического, количественного и валютного учета.

Возможности конфигурирования подробно описаны в Руководстве по конфигурированию и администрированию.
При конфигурировании системы разработчик конфигурации или администратор системы может также создать наборы прав доступа к данным, соответствующие пользователям разного уровня. Количество и структура наборов прав определяется конкретной конфигурацией системы.
Для того чтобы интерфейс конкретной конфигурации системы полностью отражал настроенные структуры данных, в системе в рамках Конфигуратора предусмотрена возможность настройки общих интерфейсных компонент системы: меню, панелей инструментов, комбинаций клавиш.
Кроме того, на этапе конфигурирования может быть создано несколько пользовательских интерфейсов для разных типов пользователей (менеджеров, бухгалтеров, кадровиков и т. д.), а также список пользователей создается для конкретной организации.
Работа пользователя. Работа пользователя с информационной базой осуществляется при запуске системы в режиме 1С:Предприятие. При этом выполняется собственно функционирование системы в предметной области: осуществляется ввод документов и операций, заполнение справочников, формирование различных отчетов, выполнение различных регламентных расчетов и т. д.
Пользователю предоставляется возможность ввода и обработки информации описанной в конфигурации структуры с использованием алгоритмов, созданных на этапе конфигурирования.
В настоящем Руководстве содержится общее описание порядка работы пользователя при работе с системой 1С:Предприятие в различных режимах: ведение справочников, ввод документов, операций, ведение расчетов, получение отчетов и другое. При этом указывается, какие свойства системы и как могут меняться в зависимости от используемой конфигурации.
Пояснение особенностей работы с конкXетными режимами (документами, операциями, справочниками, отчетами), которые зависят от конфигурации, могут содержаться в описании самой конфигурации. В этом случае их можно получить, обратившись к режиму пользовательского описания (см. главу 18 данного Руководства).
Перечислим основные особенности поведения системы 1С:Предприятие, которые определяются конкретной конфигурацией:

  • набор констант;
  • состав, структура и свойства справочников;
  • формы просмотра списков справочников и ввода элементов справочников;
  • состав и набор значений перечислений;
  • формы ввода документов и операций;
  • формы журналов документов, операций и проводок;
  • набор планов счетов и их свойства;
  • формы списков счетов и ввода счетов;
  • бухгалтерские счета (только те, которые заданы в конфигурации, см. ниже)
  • формы и алгоритмы отчетов и обработок;
  • интерфейс пользователя (главное меню, набор панелей инструментов);
  • права пользователя на доступ к различным объектам и режимам программы.

Основные принципы бухгалтерского учета в 1С:Предприятии
Поскольку компонента Бухгалтерский учет обладает большей гибкостью и предоставляет больше возможностей для настройки по сравнению с другими компонентами 1С:Предприятия, необходимо уделить особое внимание концепции ведения бухгалтерского учета в 1С:Предприятии.
В данном разделе рассматриваются основные принципы бухгалтерского учета, реализуемые компонентой Бухгалтерский учет системы 1С:Предприятие.
Как известно, бухгалтерский учет основывается на таких понятиях, как счета, субсчета, объекты аналитического учета. Основным понятием компоненты Бухгалтерский учет является счет. Счет обладает рядом свойств он может быть валютным, содержать субсчета, иметь объекты аналитического учета и т.д. Все счета собраны в один или несколько планов счетов.

В то же время, план счетов это средство, позволяющее настраивать бухгалтерский учет на требования конкретного предприятия.
При настройке планов счетов в конфигурации определяются возможности ведения бухгалтерского учета. Будет ли использован только синтетический учет, или же потребуется ведение аналитического учета, а также валютного или количественного учета все эти возможности задаются при конфигурировании плана счетов.

Поскольку основным элементом плана счетов является счет, то при добавлении новых возможностей учета он приобретает новые свойства.
При вводе самих счетов (в конфигурации или в информационной базе) в плане счетов задается способ ведения бухгалтерского учета по каждому счету: наличие субсчетов, ведение валютного учета, ведение аналитического и количественного учета.

Счета и субсчета


Наличие счетов позволяет получать обобщающую информацию о средствах предприятия в бухгалтерском учете. Для большей детализации получаемой информации используются субсчета.



Содержание раздела