d9e5a92d

Дьяконова О. - БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Глава 1

Характеристика структуры ОАО Игринский ЛПХ Открытое акционерное общество Игринский леспромхоз- это комплексное лесозаготовительно-деревообрабатывающее предприятие с количеством работающих 1275 человек и объемом производства товарной продукции 48 млн. рублей в год. Объемы лесозаготовок составляют 72,4 тыс.м3 в год. Вся заготавливаемая древесина за исключением тонкомера перерабатывается на месте.

Заготовку леса в леспромхозе ведут 3 лесопункта, расположенных в двух административных районах Удмуртской республики.
Переработкой древесины занимается нижний склад, цеха: столярных изделий и фанерно-мебельных заготовок, фибролитовый.
Транспортировка хлыстов с верхних складов осуществляется тепловозами по узкоколейной железной дороге, общая протяженность которой составляет около 150 км и лесовозными автомобилями. Среднее расстояние вывозки леса составляет 75-80 км. Раскряжевка хлыстов на нижнем складе производится высокомеханизированными полуавтоматическими линиями АО-15с
Предприятие, перерабатывающее древесину, производит 0.85 тыс. м.3 арболитовых плит, 2.3 тыс.м3 клееной фанеры, 814 тыс.м3 синтетического шпона, 16.5 тыс. м3 пиломатериалов и т.д. Рентабельность выпускаемой продукции составляет в среднем 8.5%.

Всего леспромхоз выпускает свыше 30 видов продукции.
Так, щитовые филенчатые двери, доски пола, обшивку, наличник, плинтус, окна и балконные двери деревянные с двойным, тройным и четверным остеклением раздельной конструкции для жилых и общественных зданий производятся в цехе столярных изделий. Кроме того, в этом цехе имеется участок по изготовлению окон, дверей, мебели по заказам потребителей.

Прямая эластичность спроса по цене на блоки оконные и блоки дверные жесткая, т.к. предприятие является монополистом в производстве данных изделий. Это означает, что спрос практически не чувствителен к изменению цены.
Цех фанерно-мебельных заготовок выпускает водостойкую фанеру общего назначения из шпона лиственных пород, наборы школьной мебели.
Цех арболита выпускает арболитовые плиты для двух, трехкомнатных, одно и жилых двухкомнатных домов.
Основное производство обслуживают по ремонту и содержанию оборудования и механизмов цех нестандартного оборудования; обеспечению технологическим паром и сжатым воздухом - теплоэлектростанция; технологическим транспортом -авто гараж.
ОАО Игринский ЛПХ учреждено Государственным комитетом УР по собственности .Общество является юридическим лицом и создано без ограничения срока действия. Основной его целью является получение прибыли и социальная защита акционеров .В соответствии с уставом основными видами деятельности общества являются:
Заготовка и переработка древесины
Посредническая деятельность
Строительные работы
Разработка проектно-технической и конструкторской документации
Торгово-закупочная деятельность
Уставный капитал ОАО Игринский ЛПХ -22 125 руб., состоит из:
11 062 штук привилегированных акций типа А
17 700 штук привилегированных акций типа Б
15 488 штук обыкновенных акций
Таким образом, физические лица владеют 60 % уставного капитала .Добавочный капитал на 01.01.2000 . 19 410 руб. Общество вправе проводить открытую и закрытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Акции представлены в бездокументарной форме путем записи на счетах держателей реестра акционеров, за исключением случая ,когда принятие изменений или дополнений в Устав затрагивает права и интересы владельцев акций.

Акционеры-владельцы привилегированных акций типа А и Б не имеют право голоса на общем собрании акционеров ,однако имеют право на получение фиксированного дивиденда. Следует отметить, что держателями привилегированных акций типа Б является исключительно государственный комитет УР по собственности.
Держателем реестра акционеров является ЗАО Евроазиатский региональный депозитарий (лицензия ФКЦБ и ФР 1191 от 02.12.1996 г.).
Акционеры-владельцы обыкновенных акций могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по вопросам ,входящим в его компетенцию , а также имеют право на получение дивидендов .
Высшим органом управления ОАО Игринский ЛПХ является общее собрание акционеров ,в компетенцию которого входит :
1) Внесение изменений ,дополнений в Устав;
2) Реорганизация общества;
3) Принятие решения об увеличении или уменьшении уставного капитала;
4) Утверждение годовых отчетов ,бухгалтерских балансов ,отчета прибылей и убытков.
Руководство текущей деятельностью осуществляется генеральным директором, избираемым на общем собрании акционеров. Подчиняясь генеральному директору , его заместители курируют работу отделов предприятия:


производственного по лесозаготовкам ;
жилищно-коммунального отдела;
производственного- технического и отдела контроля;
торгового отдела;
отдела сбыта;
экономического;
отдела кадров;
бухгалтерии.
Таким образом, в структуре предприятия следует выделять 8 самостоятельных отделов .Юридическая служба представлена юрисконсультом ,находящимся в непосредственном подчинении генерального директора .А теперь перейдем к рассмотрению положения Об учетной политике Бухгалтерский учет в ОАО Игринский ЛПХ осуществляется централизованной бухгалтерией ,возглавляемой главным бухгалтером ,по журнально-ордерной форме .Приказ об учетной политике на 1999 г. утвержден приказом Генерального директора 8 от 11.01.1999 г.
В организации выручка от реализации продукции ,работ(услуг) определяется по мере оплаты покупателями расчетных документов.
Финансовые результаты (прибыль, убыток) от реализации продукции и других средств предприятия определяются за ту часть отгруженной продукции и других средств ,за которую поступила денежная выручка или натуральная выручка (при бартерных сделках и взаиморасчетах).Прибыль используется без предварительного распределения и учета на счете 81.Готовая продукция отражается в балансе по полной фактической производственной себестоимости .
Приведу данные об основных финансовых показателях деятельности предприятия и обобщу их в таблицу .
Таблица 1.1
Некоторые финансовые показатели деятельности ОАО Игринский ЛПХ за период с 1997 по 1999 годы.

Наименование
показателя
1997 1998 1999
1 2 3 4
1.Объем товарной продукции 35158 30742 47934
2.Выручка от реализации товаров, работ, услуг (тыс. руб .) 30207 36247 50463
3.Себестоимость реализованной продукции (тыс. руб.) 31589 35812 48965
4.Коммерческие расходы (тыс. руб.) 762 294 357
5.Выручка (убыток) от реализации (тыс. руб.) -2144 141 1141
6.Размер дебиторской задолженности (тыс. руб.) 2635 2548 2509
7.Среднесписочная численность персонала-(чел.) 1391 1332 1273
8.Фонд оплаты труда годовой (тыс. руб.) 7438 8444 11885
9.Среднемесячная зарплата персонала (руб.) 449,9 525,3 778,4
10.Активы предприятия (среднегодовые) (тыс. руб.) 49352 48739 51464
11.Внеоборотные активы(тыс. руб.) 26552 27305 24423
12.Оборотные активы 20835 21434 25017

Глава 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА

Стандарты аудита.


Для качественного и успешного проведения аудиторских проверок, а также других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил аудита. Стандарты- это общие руководящие нормы и правила для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности. На основании стандартов регулируют качество профессиональной деятельности аудиторов, с их помощью формируют программы подготовки и единые требования аттестации аудиторов.
Разработка аудиторских стандартов осуществляется под руководством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации разработано и принято 30 стандартов:
1.Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита.
2.Планирование аудита.
3.Аудиторские обязательства.
4.Использование работы эксперта.
5.Аудиторская выборка.
6.Документирование аудита.
7.Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности.
8.Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
9.Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности.
10.Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
11.Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.
12.Аналитические процедуры.
13.Существенность и аудиторский риск.
14.Образование аудитора.
15.Внутрифирменный контроль качества аудита.
16.Разъяснения,представляемые руководством проверяемого экономического субъекта.
17.Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.
18.Применимость допущения непрерывности деятельности.
19.Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности.
20.Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита.
21.Общение с руководством экономического субъекта.
22.Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования , предъявляемые к ним.
23.Понимание деятельности экономического субъекта.
24.Изучение и использование работы внутреннего аудита.
25.Испрользование работы другой аудиторской организации.
26.Цели и основные принципы , связанные с аудитом бухгалтерской отчетности.
27.Аудит в условиях компьютерной обработки данных.
28.Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете.
29.Проверка прогнозной финансовой информации.
30.Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность
Стандарты определяют общий подход к применению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.
Аудиторское правила являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты имеют одинаковую структуру построения и содержат следующие разделы:
-общие положения (отражается цель и необходимость разработки данного стандарта, объект стандартизации, сфера применения стандарта и взаимосвязь с другими стандартами);
-основные понятия и определения, используемые в стандарте ;-сущность стандарта( проблемы, требующие описания, проводится анализ, приводятся методы решения);
-практические применения.

Методология аудита

Свою работу аудитор должен начинать с ознакомления с проверяемым экономическим субъектом, для чего он изучает учредительные документы, виды деятельности, учетную политику предприятия и т.д. Большую помощь при этом могут оказать беседы с руководителем и специалистами организации, проведение тестирования о проведении аудита. Аудитор должен получить первоначальные знания об особенностях отрасли, праве собственности, управлении и операциях экономического субъекта, подлежащего аудиту, и оценить их достаточность для понимания деятельности предприятия с целью проведения аудита.

Полученные знания аудитор должен использовать при планировании аудита, включающего в себя разработку оптимальной аудиторской программы. Программа аудита включает в себя: цель аудита, основные участки работы организации и разделы учета, подлежащие проверке, характер и методы проверки, распределение и закрепление между проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, уровень ответственности и оплаты труда аудиторов, форма и порядок оформления результатов аудита.
Планируя аудиторскую проверку ,необходимо установить материальность (существенность)-максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная.
В настоящее время по проблеме оценки материальности неточностей в в отчетности в профессиональных организациях и среди аудиторов нет единого мнения, чаще всего считается , что отклонение показателя до 5 % будет незначительными, а больше 10 %-существенным.
Существенность оценивают на стадии планирования аудита, с тем, чтобы обеспечить эффективность аудиторской проверки. Уровень существенности рассчитаем согласно российскому стандарту Существенность и аудиторский риск. По итогам финансового года предприятия, подлежащего проверке, определяются финансовые показатели и их значения .
Таблица 2.1.Определение уровня существенности

Наименование базового показателя Суммовое значение базового показателя
Тыс.руб.
Доля ,% Значение , приме-няемое для нахо-ждения уровня существенности, тыс.руб.
1 2 3 4
1.Балансовая прибыль 1141 5 57
2.Валовый объем реализации без НДС 49929 2 999
3.Валюта баланса 67179 2 1344
4.Сумма собственного капитала 35331 10 3533
5.Общие затраты организации 58471 2 1169

Среднеарифметическое в четвертом столбце таблицы составляет 1420 тыс. руб. Наименьшее значение отличается от среднего на:
(1420 - 57 ) : 1420 х 100 = 95,99 %
Наибольшее значение отличается от среднего на :
(1420 - 3533) : 1420 х 100 = -148,8 %.
Поскольку значения 57 тыс. руб. и 3533 тыс. руб. отличаются от среднего значительно ,принимаем решение отбросить их при дальнейших расчетах.
Новое среднее арифметическое составит 1170,67тыс. руб. Полученную сумму округлим до 1200 тыс. руб..

Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет 2,5%,что находится в пределах 20%.Данная величина и является единым показателем уровня существенности, который можно использовать аудитору в своей работе.
Определим уровень существенности для значительных статей баланса по таблице 2.2. Таблица 2.2.Определение уровня существенности значительных статей баланса

Статьи баланса Сумма в тыс.руб. Доля стоимости, в % Уровень существенности
в тыс. руб.
1 2 3 4
1.Основные средства
2.Незавершенное строительство
3.Материалы
4.Покупатели
5.Прочие дебиторы
6.Краткосрочные финансовые вложения
23116
1163
24829
1993
14896
41
34,41
1,73
36,96
2,97
22,17
0,06
412
21
444
36
266
0,7
Итого активов 67179 100 1200
1.Добавочный капитал
2.Прибыль прошлых лет
3.Прибыль текущего года
4.Поставщики и подрядчики
5.Задодлженность кредиторская
-по оплате труда
-по соц. Страхованию
-перед бюджетом
6.Авансы полученные
7.Резервы предстоящих платежей
8.Прочие кредиторы
19410
2950
1141
19606
1332
11846
5088
156
1816
3816
28,89
4,39
1,69
29,18
1,98
17,63
7,57
0,23
2,7
5,68
347
53
20
350
24
212
91
3
32
68
Итого пассивов 67179 100 1200

Методика проведения аудита основных средств

Для глубокого изучения состава и структуры основных средств, которыми располагает организация и отраженных в учете, аудитор должен потребовать от руководства организации подробного списка всех основных средств на дату составления отчета. В список должны быть включены следующие показатели: наименование объекта, дата приобретения, краткая характеристика объекта, балансовая стоимость, норма амортизации, сумма начисленной амортизации. Проверяя по данному списку правильность отнесения отдельных объектов к основным средствам( от этого зависит достоверность показателей первого и второго разделов баланса ),аудитор должен исходить из экономического содержания, срока полезного использования и стоимости средств. При проведении аудита, аудиторы должны учитывать ,для чего и где используются объекты, отнесенные в бухгалтерском учете к основным средствам.

При проверке состава и структуры основных средств следует знать, что к ним относятся :здания ,сооружения ,рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности ,рабочий , продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. К основным средствам также относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель и в арендованные объекты основных средств.

В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки ,объекты природопользования.
Необходимо также помнить ,что не относятся к основным средствам предметы стоимостью не более 100-кратного размера установленного законодательством РФ минимального размера месячной оплаты труда за единицу на день приобретения, независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости.
Проверяя состав основных средств, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, проверяя стоимость необходимо потребовать информацию о переоценке основных средств.
Важной задачей контроля основных средств в организациях является проверка состояния их хранения ,сохранности и эксплуатационного состояния.
В ходе проверки необходимо выяснить ,за кем закреплены те или иные объекты, как организована их охрана и порядок хранения. Особое внимание при этом следует обращать на соблюдение установленных правил хранения транспортных средств, тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин и орудий ,с тем, чтобы своевременно предупредить руководство организации о фактах бесхозяйственности.
В полном объеме соблюдение действующего порядка хранения и сохранности основных средств выявляют в ходе осуществления документальных проверок.
Путем изучения учетных данных ( по инвентарным карточкам ,описям и спискам -формы ОС-6,ОС-10,ОС-12,ОС-13) необходимо установить наличие основных средств по их отдельным классификационным группам и местам хранения.
Здесь аудитор должен различить, что в зависимости от объекта применения и эксплуатации основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные, а по характеру принадлежности -на собственные, арендуемые и находящиеся у организации в оперативном управлении и хозяйственном ведении..
По степени же использования объектов основные средства подразделяются на средства в: эксплуатации, запасе, стадии достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и на консервации.
В ходе этой проверки определяется соблюдение действующего порядка их учета. В частности , необходимо убедиться в правильности организации аналитического учета ,обращать внимание на наличие инвентарных номерных объектов, технической документации, правильность закрепления технико-экономических показателей в соответствующих учетных регистрах, сроки поступления и оприходования объектов на баланс организации.

Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения. Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (ОС-13) , соответствие данных аналитического учета с записями на счете 01 Основные средства,регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно установить причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.
Особо тщательно следует проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств. А также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильности отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и , соответственно аудиторские процедуры.
В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или хотя бы осмотра отдельных объектов основных средств.
Проверяя сохранность основных средств , аудитору необходимо убедиться в правильности оценки основных средств в бухгалтерском учете, проводилась ли переоценка и правильно ли она проведена.
При небольшом количестве объектов основных средств такую проверку можно провести в сплошном порядке, при значительном перечне выборочно. Это обусловлено тем, что необоснование или искусственное повышение стоимости основных фондов ведет к повышению себестоимости продукции (работ, услуг) организации и искажению ее финансовых результатов.
Следующей важной задачей контроля основных средств является выявление соблюдения действующего порядка их приобретения и списания, а также отражения их наличия и движения в бухгалтерском учете.
При проверке операций по поступлению основных средств необходимо установить, обосновано ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность документального оформления и реальность их оценки.
Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 01 Основные средства , 08 Капитальные вложения, 60Расчеты с поставщиками и подрядчиками,11 Животные на выращивании и на откорме и др.
Источниками таких данных являются акты приема-передачи основных средств(ОС-1),накладные на внутрихозяйственные перемещения (ОС -2),акты приема-передачи отремонтированных объектов, инвентарные карточки, журнал-ордер 13.
При проверке поступления основных средств в порядке их безвозмездной передачи устанавливают наличие соответствующих двухсторонних актов приема-передачи указанных объектов, их техническое состояние и своевременность оприходования и закрепления за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки зрения установления законности и целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления и полноты оприходования таких объектов на балансовый учет.
Нарушения и ошибки в бухгалтерском учете допускаются главным образом при оформлении движения основных средств .При поступлении основных средств применяются накладные , счета- фактуры, но эти документы не могут служить основанием для оприходования и введения в эксплуатацию основных средств. Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должно быть оформлено актом приема-передачи основных средств (ОС-1).Только с этого момента начинается отсчет начисления амортизации возмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость . Отсюда следует вывод, , что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости объекта и финансовых результатов деятельности организации , а также к увеличению платежей в бюджет по НДС в данном периоде.
При проверке строительства и приобретения основных средств необходимо установить : ведется ли аналитический учет по счету 08 Капитальные вложения ,ведутся ли субсчета по счету 08 и соответствуют ли они Плану счетов, куда относятся затраты по капитальному строит5льству,как оформляется ввод в эксплуатацию основных средств, облагаются ли налогом на добавленную стоимость затраты по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом.



Содержание раздела