d9e5a92d

Расчеты по претензиям

Покупатель(счет платежное поручение) == банк == средства поставщику == отгрузка.
Поставщик: Дт 51 Кт 62 (зачисление выручки от покупателя)
Дт 62 Кт 46 (отражение реализации в момент поступления средств)
Дт 46 Кт 40 (отгрузка продукции)
Покупатель: Дт 60 Кт 51 (перечисление средств)
Дт 10 Кт 60 (приходование ТМЦ)
Аккредитивная форма:
Недостаток - отвлечение средств из оборота.
1. Выставление аккредитива
Дт 55-1 Кт 51.
2. Расчеты аккредитивами с поставщиком
Дт 60 Кт 55-1
3. Оприходование ТМЦ, поступивш.
Дт 10 Кт 60
4. Возврат неиспользованных средств
Дт 51 Кт 55-1 Плановые платежи: применяются в торговле Расчетным путем взаимодействия: у предприятий, оказывающих постоянные услуги друг другу. Кроме расчетов по товарным операциям на предприятии существуют и другие виды расчетов:
- по претензиям;
- внутрихозяйственные расчеты;
- междубалансовые;
- по социальному страхованию и другим внебюджетным платежам;
- с работниками предприятия;
- с бюджетом;
- с разными дебиторами и кредиторами;
- с банком;
- совместные предприятия.

Расчеты по претензиям.


Претензия предоставляется поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям за непоставку материальных и других ценностей или недооказание услуг, за поставку некачественной продукции, за хищение по вине транспортных организаций и др. Другие причины: - несоответствие цен, тарифов;
- брак и внутренние простои;
- ошибочное списание учреждением банка.
Учет претензий ведется на счете 63 " Расчеты по претензиям" - активный.
Дт - сумма претензий поставщикам и др.
Дт 63 Кт 60 - за недопоставленный груз, арифметические ошибки в счете, несоответствие тарифов и др.
За несвоевременную поставку поставщику предъявляются штрафы, пени, неустойки. Их учет:
Дт 63 Кт 80
Поступление платежей по претензиям:
Дт 50, 51, 52 Кт 63
Суммы, которые, как выяснилось, взысканию не подлежат, относятся на те же счета, с которых были приняты на учет по Дт 63.

Расчеты с персоналом по оплате труда.

Расчеты по выплате зарплаты, премий, пособий, доходов по акциям и др. ценным бумагам. Учет расчетов с рабочими ведется на счете 70 - пассивный.
Кт - начисление всех видов выплат - в корреспонденции с
Дт 20 - начисление зарплаты за изготовление продукции
Дт 23 - ... вспомогательного производства
Дт 25 - ... управленческий персонал цеха и прочий персонал
Дт 26 - ... общеуправленч.
Дт 31 - ... освоение новой продукции и кап. ремонт
Дт 89 - ... время очередного отпуска
Дт 88 - начисление доходов в виде премий, материальной помощи
Дт 81 - ... в виде дивидендов, премий
Дт 96 - зарплата за счет средств целевого финансирования
Дт 69 - пособия по временной нетрудоспособности
Дт 43 - зарплата грузчика за погрузку ТМЦ
Дт 44 - начислена зарплата работникам торговли.
Выдача и удержание из зарплаты
Дт 70 Кт 50
Кт 51 (если зарплата выдается через сберкассу)
Кт 68 ( удержание налогов, подоходный налог)
Кт 94 (поступление средств от заимодавцев (креме банков) по краткосроч ным займам)
Кт 95 ( ...долгосрочным...)
Дт 76 (удержаны платежи по товарам, приобретенным в кредит, начислены платежи за квартплату)
Выдача зарплаты осуществляется из кассы в течение трех дней. По истечении этого срока несвоевременно выданная зарплата, называется депонированной и отражается в реестре депонированной зарплаты).

По каждому депоненту заводится депонентская карточка, где отражается депонентская задолженность и ее выдача.
Учет депонированной зарплаты ведется на счете 76 (субсчет - расчеты с депонентами)
Образование депонированной зарплаты
Дт 70 Кт 76
Выплата депонированной зарплаты
Дт 76 Кт 50

Расчеты по социальному страхованию.

Предприятие в соответствии с законодательством осуществляет отчисление на соцстрах, пенсионное обеспечение, мед. страхование и в фонд занятости (бесплатная подготовка кадров).
Соцстрах - пособия по временной нетрудоспособности
Учет этих расчетов ведется на счете 69. Начисление суммы по этим видам расчетов регулируется законодательными актами. 69 - пассивный счет, имеет четыре субсчета, соответствующих видам отчислений:
69-1 - ФСС - 5,4%
69-2 - ПФ - 1% + 28%
69-3 - ФОМС - 3,6%
69-4 - ФЗН - 1,5%
Кт 69 - начисление сумм, подлежащих перечислению.
Дт - отчисления в фонды осуществляется за начисленной за отчетный период зарплаты.
Кт 69 Дт 20, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 43, 89, 96 и т.д.
Дт 69 - уплата начисленных сумм.
Кт - денежные счета: 50, 51, 70.

Учет расчетов с бюджетом.


Расчеты с бюджетом производятся предприятием по различным видам налогов. Учет расчетов ведется на счете 68 - пассивном. Кт 68 - начисление налогов
Кт 68 Дт 46,47,48 - различные налоги и сборы, уплачиваемые из выручки за реализованную продукцию, выбытие ОС, продажу прочих активов.


Кт 68 Дт 81 - налог на прибыль
Кт 68 ДТ 70, 75 - подоходный налог
Кт 68 Дт 51 - возврат налогов
Дт 68 - погашение задолженности
Дт 68 КТ 50 (по почте), 51, 52, 90 (за счет кредитов банка).
Списание НДС по поступившим материалам, ОС и др.
Дт 68 Кт 19
Исполнительный лист - задолженность, устанавливаемая в судебном порядке (алименты).

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

У предприятий возникают единовременные расчеты с организациями, учреждениями и работниками, т.е. с разными дебиторами и кредиторами . Учет расчетов ведется на счетах 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - активно-пассивный. Счет 73 имеет три субсчета:
73-1 - расчеты за товарны, проданные в кредит
73-2 - расчеты по предоставленным займам
73-3 - расчеты по возмещению материального ущерба.
Счет 76 - прочая дебиторская и кредиторская задолженность (разовая).
В балансе: А - прочая дебиторская.
П - прочая кредиторская.

Тема 3. Учет производственных запасов

1. Понятие и классификация ПЗ.
2. Первичные документы по движению ПЗ.
3. Аналитический учет ПЗ.
4. Учет МБП.
5. Учет заготовления и приобретения МЦ.
6. Учет расхода МЦ.
7. Инвентаризация ПЗ.

Понятие и классификация производственных запасов.

ПЗ - предметы труда, обслуживающие один производственный цикл, их стоимость полностью включается в себестоимость продукции. Операции по ПЗ:
1) заготовление и приобретение у поставщиков;
2) движение запасов на предприятии (внутренние перемещения со склада на производство и т.п.);
3) реализация.
Система показателей по ПЗ (показатели в натуральных и стоимостных единицах)

  1. остатки на начало периода = 1 месяц, декаде, кварталу
  2. остатки на конец периода
  3. приход за период
  4. расход за период

Учет ПЗ устанавливается учетной политикой предприятия, которая отражает:
1) метод оценки ПЗ;
2) порядок отражения ПЗ на счетах (заготовление и приобретение);
3) критерий отнесения ПЗ к МБП;
4) порядок списания МБП (учета выбытия МБП). Классификация ПЗ 1. По критерию функциональной роли ПЗ и их назначению в процессе производства (экономическая классификация):
- сырье (руда, хлопок-сырец и т.д.);
- основные материалы (металл, ткань);
- покупные полуфабрикаты (детали, которые войдут в изделия);
- вспомогательные материалы;
- отходы;
- тара (инвентарная - многократно обслуживает производство, учитывается в составе ОС - напр., контейнер; неинвентарная - реализация вместе с това- ром; залоговая - дается залог, затем возвращается тара);
- топливо;
- запасные части;
- МБП.

По техническим характеристикам и физико-химическим свойствам предметов труда (техническая классификация):

- это систематизированный перечень потребляемых в производстве МЦ с указанием наименования, сорта, марки, единицы измерения; каждой позиции присваивается свой номенклатурный номер. Типовая номенклатура утверждена Госкомстат.

России для всех предприятий.
Если в номенклатуре указывается цена единицы измерения, то это "номенклатура-ценник". Себестоимость ПЗ формируется на базе цен их приобретения (без НДС) за исключением отдельных групп товаров, по которым НДС включается в себестоимость. В себестоимость включается: оплата процентов за отсрочку оплаты, которая предоставляется поставщикам, наценки; комиссионные вознаграждения; оплата брокерских услуг; таможенные пошлины; оплата транспортных услуг; затраты на тару.
Задачи БУ в отношении ПЗ:
1. Правильное и своевременное документальное отражение операции по движении ПЗ.
2. Определение фактической себестоимости приобретенных ПЗ.
3. Осуществление контроль за использованием ПЗ.
4. Выявление излишка или недостаток ПЗ. 2. Первичные документы по движению производственных запасов.
1. Журнал учета поступающих грузов. (регистрация на основе транспортных документов). 2. Доверенность подотчетным лицом для получения ТМЦ, грузов (агент снабжения, экспедитор).
3. Журнал учета выданных доверенностей.
4. Приходный ордер (оформление ТМЦ на склад). Составляется в день поступления материалов на склад материально ответственным лицом.
5. Акт о приемке материальных ценностей (если есть какие-либо несоответствия: количество, нет документов, качество). Составляется вместо приходного ордера в двух экземплярах в присутствии представителя поставщика или другого незаинтересованного лица.

Один экземпляр передается поставщику, один экземпляр - вместо приходного ордера.
6. Лимитно-заборная карта - для учета отпуска, расхода ПЗ. Это ограничение на ту часть ПЗ, которую следует выдать со склада кладовщиком цехам подразделениям и др.
7. Карточка складского учета (ведется на складе и составляется для каждого номенклатурного номера).
Кладовщик указывает:
- остаток ПЗ на начало месяца;
- приход;
- выдачу (расход);
- остаток на конец месяца.
8. Реестр приемки-сдачи документов (отражаются все приходно-расходные документы, которые передаются в бухгалтерию).
9. Ведомость учета остатков материалов на складе (в нее попадают данные из карточек складского учета).
Приемка груза осуществляется в соответствии с инструкцией "О порядке приемки груза". Если выявлено несоответствие, то комиссия составляет акт о приемке груза.

Это основание для предъявления претензий. При автомобильных перевозках акт можно не составлять, а сделать отметку на транспортной накладной.

На поступившие материалы получают расчетные документы, которые регистрируются в журнале учета поступивших грузов. Затем эти документы сверяют с договором поставки.

Если все в порядке, то производится акцепт и расчетные документы оформляются бухгалтерией для оплаты. Для подотчетных лиц выписывается приходный ордер: один экз. - в бухгалтерию, один - остается на складе.
Остатки ПЗ выводятся по формуле:
О конечные = О начальные + П - Р

Аналитический учет производственных запасов.

Аналитический У ПЗ может вестись либо по фактической средней себестоимости, либо в оценке по учетным ценам (договорная, плановая, расчетная цена). Учетная цена определяется предприятием на основе договора поставки, цен прошлого месяца с индексацией. Учетная цена носит условный характер и не совпадает с фактической . По фактической средней себестоимости (балансовый метод)
1) на каждый вид производственных запасов открывается карточка количественно-суммового учета. В этой карточке бухгалтер отмечает:
- остатки на начало месяца;
- приход;
- расход;
- остатки на конец месяца.
Делается это в хронологической последовательности. Из карточек информацию бухгалтер переносит в аналитические количественно-суммовые ведомости по 10, 11, 12 счетам.

Эта информация соответствует информации карточек складского учета.
Средняя фактическая себестоимость единицы изделия рассчитывается так:
остатки на начало месяца + поступило всего (стоимостное выражение)
Ф с/с = ------------------------------------------------------------------------------------------------
соотв-е кол-во ост-в на нач. мес. + кол-во поступлений (натур. единицы)
Расход в стоимостном выражении определяется, используя среднюю фактическую себестоимость единицы:
Расход в сумме мат-лов = кол-во израсх. мат-лов х средняя фактич. с/с единицы.
Это делается в связи с колебанием цен.
Остатки = итого поступлений с остатком - израсходовано.
Оценка производственных запасов.
Для правильного ведения БУ необходима оценка ПЗ. Сейчас учет поступления ПЗ ведется в двух оценках:
- по учетным ценам ;
- по фактической себестоимости.
Для достоверного определения стоимости поступивших ТМЦ вести учет по фактической себестоимости, но ее определяют только в конце учетного периода, а значит необходимо вести учет по учетным ценам.
Учетные цены:
- оптовые;
- договорные;
- плановая себестоимость;
- розничные.
Фактическая себестоимость материальных ресурсов состоит из затрат на их приобретение. В состав фактической себестоимости входят:
- стоимость материалов;
- затраты по доставке (транспортно-заготовительные расходы);
- оплата % за приобретение в кредит, предоставленных поставщиком ТМЦ;
- наценки и надбавки;
- комиссионные вознаграждения коммерческим, внешнеэкономическим и другим организациям;
- таможенные пошлины;
- расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществление сторонними организациями.
Оценка ПЗ, израсходованных на производство, осуществляется методами:
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);
- по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО);
ФИФО: списание материалов строго в хронологическом порядке поступления партии. Сначала списывается первая партия из поступивших материалов, затем вторая.
ЛИФО: материалы списываются по стоимости последней приобретенной партии. Наиболее выгодно при инфляции.
Фактическая себестоимость израсходованных материалов = стоимость израсходованных материалов + транспортно-заготовительные расходы, относящиеся к стоимости израсходованных материалов.
Транспорно-заготовительные расходы, относящиеся к стоимости израсходованных материалов исчисляются отдельно.
ТЗР = (стоимость израсходованных материалов х ТЗР относящиеся к израсходованным материалам) : 100%
% ТЗР = (ТЗР остатка материалов на начало месяца + ТЗР по поступившим материалам) : (остаток материалов на начало месяца (по учетным ценам) + стоимость поступивших материалов по учетным ценам)
Если учет поступления материалов ведется по плановой себестоимости (учетная цена), то в конце учетного периода определяется отклонение между фактической себестоимостью поступивших материалов и плановой себестоимостью. Вместо % ТЗР определяют % отклонений.
Аналитический учет ведется по учетным ценам двумя методами: параллельным и сальдовым (наиболее распространенным).
Сальдовый метод. Записи в карточках складского учета осуществляется на основании первичных документов по приходу и расходу.

Остаток = остаток на начало + приход - расход.
Учет расхода ТМЦ в бухгалтерии ведется на основании первичных документов. Ведутся ведомости по приходу, расходу, составляются оборотные ведомости по каждому виду ТМЦ.
При журнально-ордерной форме ведется ведомость 10 (учет запасов):
1 раздел - поступление материалов.
2 раздел - расход и определение фактической себестоимости израсходованных материалов.
Учет расчетов с поставщиками - журнал-ордер 6. На основании счетов поставщиков и первичных документов по приходу в разрезе субсчетов по каждому поставщику ведется учет поступления материалов и оплата за поступившие ТМЦ.
Синтетический учет производственных запасов - счет 10 "Материалы"" (имеет 8 субсчетов) и на счете 12 "МБП".
Дт - поступление, Кт - расход.
Дт 10 поступление Кт 60 - от поставщиков
Кт 76 - прочих кредиторов
Кт 75 - учредителей
Кт 20 - возврат из производства
Кт 28 и оприходование окончательно забракованной продук- ции.
Дт 19 Кт 60, 76 - начисление НДС.
Кт 10 - расход - Дт 20, 25(обслуживание производства), 26 (обслуживание хозяйства), 28 (исправление брака), 48 (реализованные материалы на сторону)
Дт 48 Кт 68 - начисление НДС по проданным ТМЦ.
Синтетический учет израсходованных ТМЦ - ведомости 15, 12, 16 (реализация), журнал-ордер 10.

Учет МБП.


К МБП относятся предметы стоимостью ниже 50 минимальных зарплат или сроком эксплуатации менее 1 года независимо от их стоимости. Кроме того, к МБП относят специальные инструменты и специальные приспособления, устройства, тара для хранения ТМЦ на складе, предметы для выдачи напрокат, независимо от стоимости, орудия лова, бензомоторные пилы, сезонные дороги, временные здания в лесу и др. Особенности учета МБП:
1) МБП по стоимости подразделяются на МБП стоимостью не более 1/20 установленного лимита за единицу;
2) МБП со стоимостью более 1/20.
МБП стоимостью менее 1/20 установленного лимита учитываются аналогично производственным, т.е. по мере отпуска их в производство, они сразу списываются на себестоимость изготавливаемой продукции.
По МБП более 1/20 начисляется износа двумя способами:
1) - при отпуске материалов износ = 50 % их стоимости.
- при списании - оставшиеся 50 % стоимости за минусом износа;
2) начисляется износ 100%
3) по специальным инструментам, приспособлениям и сменному оборудованию износ начисляется исходя из сметной ставки и запланированного выпуска продукции с помощь этих инструментов.
Учет износа - счет 13 "Износ МБП".
Учет МБП стоимостью более 1/20 установленного лимита.
Дт 12/2 Кт 12/1 - отпуск МБП со склада в эксплуатацию;
Износ: Дт 20 Кт 13 (50% или 100%) - МБП, переданные в основное производство.
Дт 20 Кт 13 - в цех
Дт 26 Кт 13 - в административно-хозяйственные помещения.
Износ при выбытии (списании)
Дт 20, 25, 26 Кт 13 (50%) - стоимость оприходованного лома
Списание МБП
Дт 13 Кт 12/2 - в результате износа (полный износ)
Дт 10 Кт 13 - лом.

Учет заготовления м приобретения материальных ценностей.

Учет осуществляется на предприятии в соответствии с учетной политикой на основании первичных документов по приходу ТМЦ.
Существуют два вариант учета заготовления и приобретения ПЗ.
1. Учет заготовления ПЗ ведется на счете 15 "Заготовление и приобретение материалов".
Дт - покупная стоимость ТМЦ, по которым предприятие получило расчетные документы поставщиков.
Дт 15 Кт 60, 71, 23, 76.
Отдельной строкой отражается НДС по поступившим материалам:
Дт 19 Кт 60 (постоянные поставщики), 76 (разовые поставщики).
НДС в документе поставщика должен быть отражен отдельной строкой.
Оприходование ТМЦ по учетным ценам отражается:
Дт 10 Кт 15 - фактически оприходованные со склада материалы
Отклонение между фактической себестоимостью и учетной ценой:
Дт 16 "Отклонение в стоимости материалов" Кт 15
2. Заготовление приобретенных ТМЦ:
Дт 10 Кт 60, 76, 23, 71, 20 (если возврат неиспользованных ТМЦ)
Транспортные заготовительные расходы:
Дт 10 Кт 60, 76, 23, 71)
При поступлении ТМЦ возможно:
- на предприятие поступают сопроводительные документы от поставщика, а ТМЦ пока отсутствуют. Их учет ведется как учет материалов в пути.
- поступают материалы от поставщика, а сопроводительные документы отсутствуют. Их учет ведется как учет неотфактурованных поставок.
Особенности учета материалов в пути:
1) в учетном регистре - журнал-ордер 6 - производится запись общей суммы стоимости поступивших материалов.
В графе, где отражается приходного ордера ставится буква "Н"
2) при поступлении ТМЦ от поставщиков в учетном регистре производится стонированная запись красными чернилами, и дополнительной строкой отражает приход ТМЦ по балансовому счету 10 и общей суммой, проставляется приходного ордера.
Неотфактурованные поставки:
При поступлении ТМЦ выписывается акт приемки ТМЦ и стоимость поступивших ТМЦ отражаются в журнале-ордере 6 по балансовому счету "Материалы" и в графе "Неотфактурованные поставки".
При поступлении счета по этой стоке производится запись по счету и НДС. Если есть отклонение между стоимостью материалов, отраженных в счете и оприходованных, то они отражаются по счету 16.
При поступлении ТМЦ возможна их недостача и некачественная поставка. На сумму недостачи (некачественной поставки) составляется акт представителями предприятия и поставщика и предъявляется претензия виновникам: поставщику транспортной организации.
Учет претензий:
Дт 63 Кт 60 (поставщики и транспортные организации), 76 (другие организации) - несоответствие качества полученных ТМЦ стандартам или условиям договора.
Поставка ТМЦ по претензии:
Дт 10 Кт 63
Возврат денежных средств при погашении задолженности по претензии
Дт 51, 52 Кт 63 (поступили платежи по ранее предъявленным претензиям).

Учет расхода материальных ценностей.

Отпуск ТМЦ на производство не означает их фактических расход. Существуют различные способы определения расхода ТМЦ на производство: 1. Способ документального оформления.
Фактический расход материалов осуществляется на основании разработанных норм расхода. При наличии отклонения между нормативными и фактическими расходами составляется документ "Требования с сигнальными признаками" (красная черта по диагонали или на бумаге другого цвета).
2. Инвентаризация.
Фактический расход материалов определяют по данным инвентаризаций. В конце месяца или смены путем инв-ции определяется остаток неиспользованных ТМЦ. Фактический расход материалов на производство определяется расчетным путем:
Остаток на начало месяца + количество поступивших материалов за месяц - остаток ТМЦ на конец месяца.
3. Метод партиенного раскроя.
( В отраслях, где использование ТМЦ осуществляется в результате их раскроя на ткани, металлы.)
В конце отчетного периода определяется остаток материалов.
Фактический расход = расход по норме -= отклонения.
Учет расходов материалов ведется на основании листа раскроя по партия.
Синтетический учет
Кт 10 Дт (куда израсходовано) 20, 23, 25, 26, 28.
В условиях рыночной экономики предприятие имеет право продавать ТМЦ. Реализация ТМЦ:
Дт 48 Кт 10 - по отпускным ценам
Дт 48 Кт 68 - начисление НДС
Дт 51 Кт 48 - зачисление выручки
Дт 48 (80) Кт 80 (48) - финансовый результат: прибыль (убыток)
Синтетический учет расхода материалов:
Ведомость 15, 12, журнал-ордер 10.
Аналогично ведется учет продажи МБП.

Инвентаризация производственных запасов.

Контроль за состоянием ПЗ и порядок отражения в учете результатов их инвентаризации. Для контроля за состоянием использования ПЗ проводится инвентаризация. Сроки проведения инвентаризации (причины):
1) один раз в год перед составлением годового отчета (сплошная инвентаризация);
2) выборочно по указанию руководителя предприятия;
3) при смене материально ответственного лица;
4) при выявления хищения материальных ценностей.
Инвентаризация проводится комиссией, которая назначается руководителем предприятия на основании приказа. В инвентарную комиссию входит представитель бухгалтерии. Перед инвентаризацией материально ответственное лицо пишет расписку о том, что все ТМЦ в помещении отражены в первичных документах.

На момент проведения инвентаризации и в течение ее проведения склад пломбируется и материально ответственное лицо допускается туда лишь с представителями комиссии.
При проведении инвентаризации подсчитывается наличие ТМЦ на складе в разрезе номенклатурных номеров, но допускается и пересортица ТМЦ. После того, как комиссия просчитывает, составляется инвентаризационная опись или акт о проведении инвентаризации, где отражается фактическое наличие ТМЦ, ставятся подписи инвент. комиссии.
Инвентаризационная опись передается в бухгалтерию, где указывается цена, определяется сумма, а затем данные перенося в сличительную ведомость: данные по документам , и определяются отклонения как недостачи или излишки. Излишки приходуются, а недостачи списываются за счет виновных лиц, естественной убыли и себестоимости.
Выявление недостачи:
Дт 84 Кт 10
Недостача в пределах норм естественной убыли:
Дт 25, 26 Кт 84
Сверх норм за счет виновных:



Содержание раздела