d9e5a92d

Балдина С. - Положение об учетной политике

Правила формирования учетной политики
1. Принимайте учетную политику в целом по организации, устанавливая одинаковые правила ведения учета для всех филиалов (подразделений).
2. Разделяйте учетную политику, как минимум, на три части: организационные решения; бухгалтерская учетная политика; учетная политика для целей налогообложения.
3. Ограничивайте объем приказа (положения) об учетной политике, включая в него лишь те элементы, которыми Вы действительно намерены пользоваться в ближайшее время.
4. Помните, что изменить учетную политику (по крайней мере, в части бухгалтерского учета) можно с начала нового календарного года, а дополнить учетную политику Вы имеете право в любое время.
5. Моделируйте и расширяйте учетную политику по мере необходимости за счет издания дополнений и (или) приложений к базовому приказу (положению) об учетной политике.
6. Учетная политика не может изменить нормы права (прежде всего нормы налогового законодательства), поэтому не выходите при ее принятии за рамки ограничений, установленных законами и (или) нормативными актами.
7. Знайте о том, что закон разрешает отступать от правил бухгалтерского учета в целях достоверного отражения имущественного положения и финансовых результатов деятельности, а также обеспечения требования рациональности учета с соответствующим обоснованием и сообщением об отступлении от правил бухучета в пояснительной записке.
8. Не включайте в учетную политику общие положения, одинаковые для всех организаций и повторяющие требования либо формулировки законов и (или) нормативных актов.
9. Определите соотношение фиксированных и вариантных норм в учетной политике, имея в виду, что жестко установленные нормы могут связать Вам руки в плане влияния на финансовый результат.
10. Обосновывайте избранные способы ведения учета, включая в приказ (положение) об учетной политике соответствующие ссылки на нормы права и (или) другие документы, предоставляющие право выбора или подкрепляющие Ваш выбор.
11. Постарайтесь максимально сблизить учетную политику в части бухгалтерского учета с нормами МСФО.

Помните, что МСФО это красивый способ организации бухгалтерского учета в случае отсутствия правил в российской нормативной базе.
12. Принятая Вами учетная политика может применяться без ограничения срока действия, поэтому Вы вправе не переиздавать учетную политику каждый год.
13. В пояснительной записке к годовому отчету Вы обязаны объявить об изменении учетной политики на следующий год только в части бухгалтерского учета, при этом субъекты малого предпринимательства пояснительную записку в налоговые органы вправе не представлять.
14. Различайте понятия объявление изменений и раскрытие изменений, имея в виду, что раскрытие изменений учетной политики производится в бухгалтерской отчетности следующего года.
15. Помните, что действующее законодательство не требует безусловного представления учетной политики в налоговые органы в полном объеме и заранее (без письменного запроса налогового органа в адрес конкретного налогоплательщика).
Инструкция по работе с электронным вариантом
1. Сохраните исходный файл УП_Исх2006.doc (как резервную копию). Затем откройте исходный файл и сохраните его под другим именем (например, присвоив ему имя Вашей организации УП_ИмяОрганизации2006.doc), имея в виду внесение Вами в этот второй файл всех последующих корректировок.
2. Откорректируйте текст второго файла в соответствии с Вашими потребностями (конкретными условиями финансово-хозяйственной деятельности):
исключите текст, который не касается Вашей организационно-правовой формы (например, коммерческие организации исключают текст, выделенный зеленым цветом, относящийся к НКО);
исключите те элементы учетной политики, которые Вы считаете преждевременным устанавливать, имея в виду отсутствие у Вас соответствующих объектов учета или условий;
заполните пустые поля в оставшихся элементах учетной политики с учетом экспертных подсказок, при необходимости изменяя и дополняя перечень предложенных элементов (содержание формулировок);
исключите экспертные подсказки (выделены синим цветом) и примечания, если они мешают;
исправьте номера страниц в верхних колонтитулах в соответствии с новым вариантом.
Изменения и дополнения в учетную политику на 2006 год
выделены жирным шрифтом!

(наименование организации)
ПРИКАЗ
(дата документа) (номер документа)
(место составления)
Об учетной политике организации

В связи с изменением законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, разработкой новых способов ведения учета и (или) существенным изменением условий деятельности


ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить положение об учетной политике организации, подготовленное с учетом требований действующих нормативных актов, в новой редакции.
2. Применять утвержденную настоящим приказом учетную политику, начиная с бухгалтерской и налоговой отчетности 2006 года, во все последующие отчетные периоды с внесением в нее в установленном порядке необходимых изменений и дополнений.
3. Главному бухгалтеру ознакомить с положением об учетной политике всех сотрудников, имеющих отношение к учетному процессу.
Ответственность за организацию бухгалтерского и налогового учета, хранение первичных документов, регистров учета и отчетности, соблюдение законодательства при совершении хозяйственных операций оставляю за собой.

Руководитель организации
(подпись) (расшифровка подписи)


УТВЕРЖДЕНО
(наименование организации)
приказом от
ПОЛОЖЕНИЕ
об учетной политике организации
(дата) (номер)

РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ Организация учетного процесса

Бухгалтерский учет в организации ведется
(бухгалтерией, штатным бухгалтером, централизованной бухгалтерией, специализированной организацией,
бухгалтером-специалистом, руководителем лично)
Налоговый учет в организации ведется
(бухгалтерией, иным специализированным подразделением, штатным бухгалтером, иным штатным работником,
централизованной бухгалтерией, специализированной организацией, бухгалтером-специалистом, руководителем лично)
Главный бухгалтер, сотрудники бухгалтерии, иные сотрудники, ответственные за организацию бухгалтерского и /или налогового учета, руководствуются в своей деятельности Положениями о
(бухгалтерской, финансовой, налоговой)
службе, должностными инструкциями, приведенными в приложениях к настоящему положению.
Основание. Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ О бухгалтерском учете; статьи 167, 313 НК РФ при общей системе налогообложения; статья 346.24 НК РФ при УСН.

Постановка учета в подразделениях (филиалах)
(заполняется при наличии обособленных подразделений)

Организация на отдельный баланс подразделения (филиалы)
(выделяет, не выделяет)
по перечню:
(указывается перечень подразделений, выделенных на отдельный баланс)
Бухгалтерский и (или) налоговый учет хозяйственных операций и финансовых результатов деятельности подразделений (филиалов) ведется с применением единой учетной политики
(центральной бухгалтерией или учетными отделами, уполномоченными сотрудниками подразделений)
Для формирования отдельного баланса, отражающего имущественное и финансовое состояние подразделения на отчетную дату, устанавливается следующий перечень показателей:
(указывается перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения)
Первичные учетные документы и (или) регистры учета и отчетности, составляемые обособленными подразделениями (филиалами), необходимые для ведения учета и составления отчетности по юридическому лицу, представляются в центральную бухгалтерию в сроки
(согласно положению о внутренней отчетности организации, прилагаемому к положению, или с указанием конкретных сроков)
Основание. Статьи 9, 19, 384 НК РФ; письмо Минфина РФ от 29 марта 2004 г. 04-05-06/27 О формировании отдельного баланса подразделения организации.
КП Пункт 10 ПБУ 1/98 Учетная политика организации (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. 60н); пункт 8 ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации (приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. 43н).
НКО Пункт 10 ПБУ 1/98 Учетная политика организации (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. 60н); пункт 8 ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации (приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. 43н).

Порядок осуществления расчетов с юридическими лицами

Денежные средства от юридических лиц за приобретенные товары, выполненные работы,
оказанные услуги (включая авансы) принимаются
(в безналичном порядке и / или наличными)
При применении безналичной формы расчетов
(должность по штатному расписанию)
назначается ответственным за контакты с контрагентами, включая внесение соответствующих норм о форме расчетов в договоры и разъяснение представителям покупателей / заказчиков возможных вариантов оформления платежей с предложением документации для заполнения
(согласно приложению или с указанием конкретных вариантов оформления платежей векселя, расчеты через Сбербанк и т.п.)
Основание. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Порядок приема наличных денежных средств в кассу (применения ККТ)

При приеме наличных денежных средств от юридических и (или) физических лиц организация применяет контрольно-кассовую технику (ККТ), включенную в Государственный реестр. Ответственным за взаимодействие с Центрами технического обслуживания, регистрацию ККТ в налоговых органах по месту учета налогоплательщика, своевременное обновление и настройку применяемых моделей ККТ (в том числе в связи с изменениями, вносимыми в Государственный реестр или действующее законодательство) назначается
(должность по штатному расписанию)
При этом модели ККТ, исключенные из Государственного реестра (независимо от их стоимости), относимые к средствам механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда (четвертая амортизационная группа), используются до истечения
нормативного срока эксплуатации, составляющего месяцев.
(от 61 до 84)
Контрольно-кассовая техника (ККТ) устанавливается
(в центральной и / или операционных кассах)
Все операции по приему наличных денежных средств с применением ККТ осуществляют
(кассиры-операционисты или иные сотрудники указываются должности по штатному расписанию)
в связи с чем в организации ведутся журналы формы
(КМ-4 Журнал кассира-операциониста или КМ-5 Журнал регистрации показаний суммирующих денежных
и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста)
В целях организации аналитического учета расчетов с покупателями (заказчиками) товаров,
работ, услуг организация представителям юридических лиц,
(выдает или не выдает)
производящих оплату в кассу организации, в дополнение к кассовым чекам документы:
(квитанции к приходным ордерам, приложения к кассовым чекам установленной формы согласно приложению и т.п.)
При выдаче юридическим лицам в дополнение к кассовым чекам квитанций к приходным кассовым ордерам, эти ордера отражаются в кассовой книге с отметкой организации с выдачей кассового чека. При этом дневная выручка организации по Z-отчету, отражаемая по кассе на основании отдельного приходного кассового ордера в конце рабочего дня, уменьшается на суммы, отраженные в приходных кассовых ордерах, выданных организациям.
Если дополнительные документы юридическим лицам не выдаются, то кассир оформляет
(реестр расчетов наличными средствами с юридическими лицами установленной формы согласно приложению и т.п.)
Дополнительно покупателям / заказчикам выдаются счета-фактуры установленной формы в предусмотренных законодательством РФ случаях.
Основание. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; статьи 168-169 НК РФ; Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (письмо Минфина РФ от 30 августа 1993 г. 104); постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. 132 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций; письмо Минфина РФ от 4 октября 2005 г. 03-01-20/4-192 [О возможности продолжения эксплуатации ККТ стоимостью до 10000 руб. в течение 7 лет]

Перечень бланков строгой отчетности и правила их учета

При приеме наличных средств от населения, включая индивидуальных предпринимателей,
за оказанные физическим лицам услуги организация
(применяет или не применяет)
бланки строгой отчетности установленной формы
(формы бланков строгой отчетности)
Порядок учета, хранения, использования и уничтожения бланков строгой отчетности устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. 171 Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. При этом бланки строгой отчетности, утвержденные в соответствии требованиями, установленными до вступления в силу названного Постановления Правительства РФ, применяются до 1 января 2007 г.
Основание. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; Постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. 171 Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники; документы Минфина РФ об установлении формы бланков строгой отчетности от ______________ ______________.
КП Комментарии к счету 006 Бланки строгой отчетности Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. 94н).
НКО Комментарии к счету 006 Бланки строгой отчетности Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. 94н); письмо Минфина РФ от 20 декабря 2001 г. 04-01-20 (для сферы образования).

Порядок выдачи денежных средств под отчет и оформления их расходования

Выдача наличных денежных средств под отчет осуществляется на срок не более ______ дней (при командировках на территории России на срок не более 3-х дней, при загранкомандировках не более 10 дней по возвращении из командировки) при условии ознакомления подотчетных лиц с прилагаемым к настоящему приказу Порядком выдачи наличных денежных средств под отчет и оформления отчетов по их использованию, и полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам.
Основание. Пункт 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. 18).

Порядок и размеры возмещения расходов,
связанных со служебными командировками

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками,
определяются
(коллективным договором или локальным нормативным актом указать название)
Установленные работодателем в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ размеры возмещения командировочных расходов, включая нормы суточных, признаются нормами, установленными в соответствии с действующим законодательством РФ, и не облагаются НДФЛ и ЕСН, а также страховыми взносами в ПФР, на основании статей 217, 237 Налогового кодекса РФ.
Для целей налогообложения прибыли (единым налогом при применении специальных налоговых режимов с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов) в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, признаются суточные в размере, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с НК РФ.
Основание. Статья 168 Трудового кодекса РФ; подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ при общей системе налогообложения; подпункт 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при УСН; Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. 93 Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (в редакции Постановления Правительства РФ от 13 мая 2005 г. 299); решение ВАС РФ от 26 января 2005 г. 16141/04 [О признании недействующим письма МНС РФ от 17.02.2004 04-2-06/127 О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками]

Порядок документального подтверждения
и экономического обоснования отдельных видов расходов

В целях определения целесообразности и направленности производимых расходов в организации осуществляется внутрихозяйственный контроль за следующими видами расходов
(командировки и служебные разъезды, междугородние переговоры, услуги мобильной связи, услуги Интернет,
представительские расходы, расход ГСМ, движение малоценных активов, переданных в эксплуатацию и т.п.)
Порядок ведения такого контроля определяется
(приложениями к положению или с указанием конкретных норм в настоящем положении)
Направление работников в командировку оформляется следующими документами:
- при загранкомандировках (кроме стран СНГ) приказом руководителя;
- при командировках на территории РФ и в страны СНГ
(указать должности командируемых сотрудников, места назначения или иные особенности, в отношении которых применяется данное оформление)
(приказом руководителя, командировочным удостоверением и (или) служебным заданием указать названия)
- при командировках на территории РФ и в страны СНГ
(указать должности командируемых сотрудников, места назначения или иные особенности, в отношении которых применяется данное оформление)
(приказом руководителя, командировочным удостоверением и (или) служебным заданием указать названия)
Организация ежемесячно приобретает и учитывает как денежные документы _____ единых проездных билетов на проезд в городском пассажирском транспорте для сотрудников, имеющих разъездной характер работ согласно должностным инструкциям по перечню:
(кассир, специалист отдела снабжения и сбыта, курьер, рекламный агент и т.п.)
При этом в организации ведется журнал учета служебных поездок, в котором ежедневно отмечается выдача проездных документов конкретным сотрудникам и возврат документов.
Расходы на оплату услуг связи по исходящим междугородним звонкам со служебных телефонов признаются на основании документов операторов связи (включая детализированные счета в случаях, предусмотренных договором), сверяемых с ведомостями учета междугородних переговоров. Расходы на оплату услуг мобильной связи признаются на основании документов операторов связи (включая детализированные счета в случаях, предусмотренных договором) в следующем порядке:
- мобильные телефоны и sim-карты выдаются под роспись в соответствующем журнале сотрудникам, чьи должностные обязанности связаны с необходимостью ведения служебных переговоров (согласно должностным инструкциям) по перечню должностей:
(генеральный директор, главный бухгалтер, начальник отдела снабжения и сбыта и т.п.)
- каждый сотрудник предупреждается под роспись о запрете ведения личных переговоров с полученного мобильного телефона;
- каждому сотруднику устанавливается лимит расходов на мобильную связь приказом
по организации
(каждую неделю, месяц или квартал, постоянный еженедельный, ежемесячный и т.п. лимит)
Расходы на оплату услуг Интернета подтверждаются и признаются в следующем порядке:
(аналогично варианту признания междугородних переговоров либо расходов на мобильную связь см. выше)
Представительские расходы подтверждаются и обосновываются, наряду с первичными учетными документами на приобретение и списание продуктов питания и (или) напитков (оплату услуг общественного питания), протоколом деловой встречи (переговоров), в котором указывается количество участников переговоров с обоих сторон, краткое содержание переговоров и достигнутые в ходе переговоров результаты.
В случае наличия расходов на оплату услуг связи, включая услуги Интернет, а также представительских расходов, не подтвержденных в вышеизложенном порядке, такие суммы компенсируются работниками либо относятся в состав прочих расходов, не признаваемых при налогообложении.
Расход ГСМ подтверждается данными путевых листов, составляемых и представляемых
в бухгалтерию
(ежедневно в транспортных организациях; ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.п. в иных случаях)
Оперативный учет малоценных активов, переданных в эксплуатацию и списанных с баланса, ведется материально-ответственными лицами до момента списания таких активов.
Основание. Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ О бухгалтерском учете; пункт 1 статьи 252 НК РФ; статья 264 НК РФ при общей системе налогообложения; пункты 1 и 2 статьи 346.16 НК РФ при УСН; статья 168 Трудового кодекса РФ; Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. 62 О служебных командировках в пределах СССР; письмо Минфина РФ от 6 декабря 2002 г. 16-00-16/158 [О нецелесообразности подтверждения направления в командировку двумя документами]; письмо Минфина РФ от 23 мая 2005 г. 03-03-01-04/1/275 [О признании расходов по договору корпоративного пользования сотовой связью]; письмо Минфина РФ от 7 декабря 2005 г. 03-03-04/1/418 [О признании расходов на оплату услуг мобильной связи]; письмо Минфина РФ от 19 ноября 2004 г. 03-03-01-04/2/30 [О представительских расходах]; письмо Минфина РФ от 20 сентября 2005 г. 03-03-04/1/214 [Об оформлении путевых листов нетранспортными организациями].

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов

Утвердить перечень лиц, имеющих право подписи денежных и расчетных документов,
финансовых и кредитных обязательств, а также счетов-фактур:
за руководителя организации
(должность по штатному расписанию)
за главного бухгалтера
(должность по штатному расписанию)
Право подписи иных первичных учетных документов имеют следующие должностные лица:
(наименование первичного документа) (должность по штатному расписанию)
(наименование первичного документа) (должность по штатному расписанию)
(наименование первичного документа) (должность по штатному расписанию)
(наименование первичного документа) (должность по штатному расписанию)
(наименование первичного документа) (должность по штатному расписанию)
Основание. Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ О бухгалтерском учете; пункт 6 статьи 169 НК РФ.



Содержание раздела