Правила формирования учетной политики
1. Принимайте учетную политику в целом по организации, устанавливая одинаковые правила ведения учета для всех филиалов (подразделений).
2. Разделяйте учетную политику, как минимум, на три части: организационные решения; бухгалтерская учетная политика; учетная политика для целей налогообложения.
3. Ограничивайте объем приказа (положения) об учетной политике, включая в него лишь те элементы, которыми Вы действительно намерены пользоваться в ближайшее время.
4. Помните, что изменить учетную политику (по крайней мере, в части бухгалтерского учета) можно с начала нового календарного года, а дополнить учетную политику Вы имеете право в любое время.
5. Моделируйте и расширяйте учетную политику по мере необходимости за счет издания дополнений и (или) приложений к базовому приказу (положению) об учетной политике.
6. Учетная политика не может изменить нормы права (прежде всего нормы налогового законодательства), поэтому не выходите при ее принятии за рамки ограничений, установленных законами и (или) нормативными актами.
7. Знайте о том, что закон разрешает отступать от правил бухгалтерского учета в целях достоверного отражения имущественного положения и финансовых результатов деятельности, а также обеспечения требования рациональности учета с соответствующим обоснованием и сообщением об отступлении от правил бухучета в пояснительной записке.
8. Не включайте в учетную политику общие положения, одинаковые для всех организаций и повторяющие требования либо формулировки законов и (или) нормативных актов.
9. Определите соотношение фиксированных и вариантных норм в учетной политике, имея в виду, что жестко установленные нормы могут связать Вам руки в плане влияния на финансовый результат.
10. Обосновывайте избранные способы ведения учета, включая в приказ (положение) об учетной политике соответствующие ссылки на нормы права и (или) другие документы, предоставляющие право выбора или подкрепляющие Ваш выбор.
11. Постарайтесь максимально сблизить учетную политику в части бухгалтерского учета с нормами МСФО.
Помните, что МСФО это красивый способ организации бухгалтерского учета в случае отсутствия правил в российской нормативной базе.
12. Принятая Вами учетная политика может применяться без ограничения срока действия, поэтому Вы вправе не переиздавать учетную политику каждый год.
13. В пояснительной записке к годовому отчету Вы обязаны объявить об изменении учетной политики на следующий год только в части бухгалтерского учета, при этом субъекты малого предпринимательства пояснительную записку в налоговые органы вправе не представлять.
14. Различайте понятия объявление изменений и раскрытие изменений, имея в виду, что раскрытие изменений учетной политики производится в бухгалтерской отчетности следующего года.
15. Помните, что действующее законодательство не требует безусловного представления учетной политики в налоговые органы в полном объеме и заранее (без письменного запроса налогового органа в адрес конкретного налогоплательщика).
Инструкция по работе с электронным вариантом
1. Сохраните исходный файл УП_Исх2006.doc (как резервную копию). Затем откройте исходный файл и сохраните его под другим именем (например, присвоив ему имя Вашей организации УП_ИмяОрганизации2006.doc), имея в виду внесение Вами в этот второй файл всех последующих корректировок.
2. Откорректируйте текст второго файла в соответствии с Вашими потребностями (конкретными условиями финансово-хозяйственной деятельности):
исключите текст, который не касается Вашей организационно-правовой формы (например, коммерческие организации исключают текст, выделенный зеленым цветом, относящийся к НКО);
исключите те элементы учетной политики, которые Вы считаете преждевременным устанавливать, имея в виду отсутствие у Вас соответствующих объектов учета или условий;
заполните пустые поля в оставшихся элементах учетной политики с учетом экспертных подсказок, при необходимости изменяя и дополняя перечень предложенных элементов (содержание формулировок);
исключите экспертные подсказки (выделены синим цветом) и примечания, если они мешают;
исправьте номера страниц в верхних колонтитулах в соответствии с новым вариантом.
Изменения и дополнения в учетную политику на 2006 год
выделены жирным шрифтом!
(наименование организации) | ||
ПРИКАЗ | ||
(дата документа) | (номер документа) | |
(место составления) | ||
Об учетной политике организации |
Руководитель организации | |||
(подпись) | (расшифровка подписи) |
УТВЕРЖДЕНО | |||||
(наименование организации) | |||||
приказом от | |||||
ПОЛОЖЕНИЕ об учетной политике организации |
(дата) | (номер) |
Бухгалтерский учет в организации ведется | |
(бухгалтерией, штатным бухгалтером, централизованной бухгалтерией, специализированной организацией, бухгалтером-специалистом, руководителем лично) |
|
Налоговый учет в организации ведется | |
(бухгалтерией, иным специализированным подразделением, штатным бухгалтером, иным штатным работником, централизованной бухгалтерией, специализированной организацией, бухгалтером-специалистом, руководителем лично) |
|
Главный бухгалтер, сотрудники бухгалтерии, иные сотрудники, ответственные за организацию бухгалтерского и /или налогового учета, руководствуются в своей деятельности Положениями о | |
(бухгалтерской, финансовой, налоговой) | |
службе, должностными инструкциями, приведенными в приложениях к настоящему положению. | |
Основание. | Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ О бухгалтерском учете; статьи 167, 313 НК РФ при общей системе налогообложения; статья 346.24 НК РФ при УСН. |
Организация | на отдельный баланс подразделения (филиалы) | |
(выделяет, не выделяет) | ||
по перечню: | ||
(указывается перечень подразделений, выделенных на отдельный баланс) | ||
Бухгалтерский и (или) налоговый учет хозяйственных операций и финансовых результатов деятельности подразделений (филиалов) ведется с применением единой учетной политики | ||
(центральной бухгалтерией или учетными отделами, уполномоченными сотрудниками подразделений) | ||
Для формирования отдельного баланса, отражающего имущественное и финансовое состояние подразделения на отчетную дату, устанавливается следующий перечень показателей: | ||
(указывается перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения) | ||
Первичные учетные документы и (или) регистры учета и отчетности, составляемые обособленными подразделениями (филиалами), необходимые для ведения учета и составления отчетности по юридическому лицу, представляются в центральную бухгалтерию в сроки | ||
(согласно положению о внутренней отчетности организации, прилагаемому к положению, или с указанием конкретных сроков) | ||
Основание. | Статьи 9, 19, 384 НК РФ; письмо Минфина РФ от 29 марта 2004 г. 04-05-06/27 О формировании отдельного баланса подразделения организации. | |
КП | Пункт 10 ПБУ 1/98 Учетная политика организации (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. 60н); пункт 8 ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации (приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. 43н). | |
НКО | Пункт 10 ПБУ 1/98 Учетная политика организации (приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. 60н); пункт 8 ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации (приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. 43н). |
Денежные средства от юридических лиц за приобретенные товары, выполненные работы, | |
оказанные услуги (включая авансы) принимаются | |
(в безналичном порядке и / или наличными) | |
При применении безналичной формы расчетов | |
(должность по штатному расписанию) | |
назначается ответственным за контакты с контрагентами, включая внесение соответствующих норм о форме расчетов в договоры и разъяснение представителям покупателей / заказчиков возможных вариантов оформления платежей с предложением документации для заполнения | |
(согласно приложению или с указанием конкретных вариантов оформления платежей векселя, расчеты через Сбербанк и т.п.) | |
Основание. | Федеральный закон от 22 мая 2003 г. 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. |
При приеме наличных денежных средств от юридических и (или) физических лиц организация применяет контрольно-кассовую технику (ККТ), включенную в Государственный реестр. Ответственным за взаимодействие с Центрами технического обслуживания, регистрацию ККТ в налоговых органах по месту учета налогоплательщика, своевременное обновление и настройку применяемых моделей ККТ (в том числе в связи с изменениями, вносимыми в Государственный реестр или действующее законодательство) назначается | ||
(должность по штатному расписанию) | ||
При этом модели ККТ, исключенные из Государственного реестра (независимо от их стоимости), относимые к средствам механизации и автоматизации инженерного и управленческого труда (четвертая амортизационная группа), используются до истечения | ||
нормативного срока эксплуатации, составляющего | месяцев. | |
(от 61 до 84) | ||
Контрольно-кассовая техника (ККТ) устанавливается | ||
(в центральной и / или операционных кассах) | ||
Все операции по приему наличных денежных средств с применением ККТ осуществляют | ||
(кассиры-операционисты или иные сотрудники указываются должности по штатному расписанию) | ||
в связи с чем в организации ведутся журналы формы | ||
(КМ-4 Журнал кассира-операциониста или КМ-5 Журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста) |
||
В целях организации аналитического учета расчетов с покупателями (заказчиками) товаров, | ||
работ, услуг организация | представителям юридических лиц, | |
(выдает или не выдает) | ||
производящих оплату в кассу организации, в дополнение к кассовым чекам документы: | ||
(квитанции к приходным ордерам, приложения к кассовым чекам установленной формы согласно приложению и т.п.) | ||
При выдаче юридическим лицам в дополнение к кассовым чекам квитанций к приходным кассовым ордерам, эти ордера отражаются в кассовой книге с отметкой организации с выдачей кассового чека. При этом дневная выручка организации по Z-отчету, отражаемая по кассе на основании отдельного приходного кассового ордера в конце рабочего дня, уменьшается на суммы, отраженные в приходных кассовых ордерах, выданных организациям. | ||
Если дополнительные документы юридическим лицам не выдаются, то кассир оформляет | ||
(реестр расчетов наличными средствами с юридическими лицами установленной формы согласно приложению и т.п.) | ||
Дополнительно покупателям / заказчикам выдаются счета-фактуры установленной формы в предусмотренных законодательством РФ случаях. | ||
Основание. | Федеральный закон от 22 мая 2003 г. 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; статьи 168-169 НК РФ; Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (письмо Минфина РФ от 30 августа 1993 г. 104); постановление Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. 132 Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций; письмо Минфина РФ от 4 октября 2005 г. 03-01-20/4-192 [О возможности продолжения эксплуатации ККТ стоимостью до 10000 руб. в течение 7 лет] |
При приеме наличных средств от населения, включая индивидуальных предпринимателей, | |
за оказанные физическим лицам услуги организация | |
(применяет или не применяет) | |
бланки строгой отчетности установленной формы | |
(формы бланков строгой отчетности) | |
Порядок учета, хранения, использования и уничтожения бланков строгой отчетности устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. 171 Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. При этом бланки строгой отчетности, утвержденные в соответствии требованиями, установленными до вступления в силу названного Постановления Правительства РФ, применяются до 1 января 2007 г. | |
Основание. | Федеральный закон от 22 мая 2003 г. 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; Постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. 171 Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники; документы Минфина РФ об установлении формы бланков строгой отчетности от ______________ ______________. |
КП | Комментарии к счету 006 Бланки строгой отчетности Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. 94н). |
НКО | Комментарии к счету 006 Бланки строгой отчетности Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета (приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. 94н); письмо Минфина РФ от 20 декабря 2001 г. 04-01-20 (для сферы образования). |
Выдача наличных денежных средств под отчет осуществляется на срок не более ______ дней (при командировках на территории России на срок не более 3-х дней, при загранкомандировках не более 10 дней по возвращении из командировки) при условии ознакомления подотчетных лиц с прилагаемым к настоящему приказу Порядком выдачи наличных денежных средств под отчет и оформления отчетов по их использованию, и полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданным под отчет суммам. | |
Основание. | Пункт 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров ЦБ РФ 22 сентября 1993 г. 40 (письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. 18). |
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, | |
определяются | |
(коллективным договором или локальным нормативным актом указать название) | |
Установленные работодателем в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ размеры возмещения командировочных расходов, включая нормы суточных, признаются нормами, установленными в соответствии с действующим законодательством РФ, и не облагаются НДФЛ и ЕСН, а также страховыми взносами в ПФР, на основании статей 217, 237 Налогового кодекса РФ. | |
Для целей налогообложения прибыли (единым налогом при применении специальных налоговых режимов с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов) в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, признаются суточные в размере, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с НК РФ. | |
Основание. | Статья 168 Трудового кодекса РФ; подпункт 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ при общей системе налогообложения; подпункт 13 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при УСН; Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. 93 Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (в редакции Постановления Правительства РФ от 13 мая 2005 г. 299); решение ВАС РФ от 26 января 2005 г. 16141/04 [О признании недействующим письма МНС РФ от 17.02.2004 04-2-06/127 О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками] |
В целях определения целесообразности и направленности производимых расходов в организации осуществляется внутрихозяйственный контроль за следующими видами расходов | |
(командировки и служебные разъезды, междугородние переговоры, услуги мобильной связи, услуги Интернет, представительские расходы, расход ГСМ, движение малоценных активов, переданных в эксплуатацию и т.п.) |
|
Порядок ведения такого контроля определяется | |
(приложениями к положению или с указанием конкретных норм в настоящем положении) | |
Направление работников в командировку оформляется следующими документами: | |
- при загранкомандировках (кроме стран СНГ) приказом руководителя; | |
- при командировках на территории РФ и в страны СНГ | |
(указать должности командируемых сотрудников, места назначения или иные особенности, в отношении которых применяется данное оформление) | |
(приказом руководителя, командировочным удостоверением и (или) служебным заданием указать названия) | |
- при командировках на территории РФ и в страны СНГ | |
(указать должности командируемых сотрудников, места назначения или иные особенности, в отношении которых применяется данное оформление) | |
(приказом руководителя, командировочным удостоверением и (или) служебным заданием указать названия) | |
Организация ежемесячно приобретает и учитывает как денежные документы _____ единых проездных билетов на проезд в городском пассажирском транспорте для сотрудников, имеющих разъездной характер работ согласно должностным инструкциям по перечню: | |
(кассир, специалист отдела снабжения и сбыта, курьер, рекламный агент и т.п.) | |
При этом в организации ведется журнал учета служебных поездок, в котором ежедневно отмечается выдача проездных документов конкретным сотрудникам и возврат документов. | |
Расходы на оплату услуг связи по исходящим междугородним звонкам со служебных телефонов признаются на основании документов операторов связи (включая детализированные счета в случаях, предусмотренных договором), сверяемых с ведомостями учета междугородних переговоров. Расходы на оплату услуг мобильной связи признаются на основании документов операторов связи (включая детализированные счета в случаях, предусмотренных договором) в следующем порядке: - мобильные телефоны и sim-карты выдаются под роспись в соответствующем журнале сотрудникам, чьи должностные обязанности связаны с необходимостью ведения служебных переговоров (согласно должностным инструкциям) по перечню должностей: |
|
(генеральный директор, главный бухгалтер, начальник отдела снабжения и сбыта и т.п.) | |
- каждый сотрудник предупреждается под роспись о запрете ведения личных переговоров с полученного мобильного телефона; - каждому сотруднику устанавливается лимит расходов на мобильную связь приказом |
|
по организации | |
(каждую неделю, месяц или квартал, постоянный еженедельный, ежемесячный и т.п. лимит) | |
Расходы на оплату услуг Интернета подтверждаются и признаются в следующем порядке: | |
(аналогично варианту признания междугородних переговоров либо расходов на мобильную связь см. выше) | |
Представительские расходы подтверждаются и обосновываются, наряду с первичными учетными документами на приобретение и списание продуктов питания и (или) напитков (оплату услуг общественного питания), протоколом деловой встречи (переговоров), в котором указывается количество участников переговоров с обоих сторон, краткое содержание переговоров и достигнутые в ходе переговоров результаты. В случае наличия расходов на оплату услуг связи, включая услуги Интернет, а также представительских расходов, не подтвержденных в вышеизложенном порядке, такие суммы компенсируются работниками либо относятся в состав прочих расходов, не признаваемых при налогообложении. Расход ГСМ подтверждается данными путевых листов, составляемых и представляемых |
|
в бухгалтерию | |
(ежедневно в транспортных организациях; ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.п. в иных случаях) | |
Оперативный учет малоценных активов, переданных в эксплуатацию и списанных с баланса, ведется материально-ответственными лицами до момента списания таких активов. | |
Основание. | Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ О бухгалтерском учете; пункт 1 статьи 252 НК РФ; статья 264 НК РФ при общей системе налогообложения; пункты 1 и 2 статьи 346.16 НК РФ при УСН; статья 168 Трудового кодекса РФ; Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. 62 О служебных командировках в пределах СССР; письмо Минфина РФ от 6 декабря 2002 г. 16-00-16/158 [О нецелесообразности подтверждения направления в командировку двумя документами]; письмо Минфина РФ от 23 мая 2005 г. 03-03-01-04/1/275 [О признании расходов по договору корпоративного пользования сотовой связью]; письмо Минфина РФ от 7 декабря 2005 г. 03-03-04/1/418 [О признании расходов на оплату услуг мобильной связи]; письмо Минфина РФ от 19 ноября 2004 г. 03-03-01-04/2/30 [О представительских расходах]; письмо Минфина РФ от 20 сентября 2005 г. 03-03-04/1/214 [Об оформлении путевых листов нетранспортными организациями]. |
Утвердить перечень лиц, имеющих право подписи денежных и расчетных документов, финансовых и кредитных обязательств, а также счетов-фактур: |
|
за руководителя организации | |
(должность по штатному расписанию) | |
за главного бухгалтера | |
(должность по штатному расписанию) | |
Право подписи иных первичных учетных документов имеют следующие должностные лица: | |
(наименование первичного документа) | (должность по штатному расписанию) |
(наименование первичного документа) | (должность по штатному расписанию) |
(наименование первичного документа) | (должность по штатному расписанию) |
(наименование первичного документа) | (должность по штатному расписанию) |
(наименование первичного документа) | (должность по штатному расписанию) |
Основание. | Пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. 129-ФЗ О бухгалтерском учете; пункт 6 статьи 169 НК РФ. |