d9e5a92d

Когда начинаются и заканчиваются амортизационные отчисления?

Пример. Приобретен автомобиль грузоподъемностью более 2 т с предполагаемым пробегом до 400 тыс. км стоимостью 80 тыс. руб.

В отчетном периоде пробег составляет 5 тыс. км, следовательно, сумма амортизационных отчислений исходя из соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого объема продукции составит 1 тыс. руб. (5 х 80 : 400).
Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 исчисленной годовой суммы.
4.7. Когда начинаются и заканчиваются амортизационные отчисления?
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не
приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и основным средствам, переведенным по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права. Амортизационные отчисления прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисление амортизационных отчислений приостанавливается на период восстановления объектов основных средств,
продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде.
4.8 . Бухгалтерский учет восстановления основных средств
Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), а также модернизации и реконструкции.
Ремонт основных средств рекомендуется проводить в соответствии с планом, который формируется по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении исходя из системы планово - предупредительного ремонта. Системой планово -предупредительного ремонта предусматриваются обслуживание основных средств, текущий и средний ремонт, а также капитальный и особо сложный ремонт отдельных объектов основных средств.
К работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.
Учет затрат на производство капитального ремонта организуется по отдельным объектам или группам основных средств. При этом следует исходить из того, что при капитальном ремонте:
оборудования и транспортных средств, как правило, производятся полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата;
зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.).
Затраты на модернизацию и реконструкцию объектов основных средств после их окончания, если указанные затраты улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объектов основных средств, могут увеличивать первоначальную стоимость объекта и относятся на добавочный капитал организации.
Учет затрат, связанных с модернизацией и реконструкцией (включая затраты по модернизации объекта, осуществляемой во время капитального ремонта) объектов основных средств, ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.
Затраты, производимые на ремонт основных средств, отражаются в соответствующих первичных документах по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по капитальному и другим видам ремонта, и других расходов.
Затраты по законченному ремонту основных средств, осуществляемые:
подрядным способом отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета, на котором аккумулируются указанные затраты в корреспонденции со счетами учета расчетов;


хозяйственным способом - по дебету счетов учета издержек производства в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки - сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов.
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств. При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в издержки производства включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта.
Например, годовая смета затрат на ремонт составляет 60 тыс. руб., ежемесячная сумма резервирования составит 5 тыс. руб. (60 тыс. руб. : 12 мес.).
При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются (т.е. вычитаются при выполнении корректирующих проводок). В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется.

По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.
4.8. Учет аренды основных средств
Предоставление арендодателем арендатору имущества, которое не теряет своих натуральных свойств в процессе его использования, за плату во временное владение и пользование или во временное пользование оформляется договором аренды (имущественного найма). Отдельными видами договора аренды являются договоры: проката, аренды транспортных средств (с экипажем, без экипажа), аренды здания или сооружения, аренды предприятия, финансовой аренды (лизинга).
Договором аренды может быть предусмотрен переход арендованного имущества в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены, в этом случае договор аренды заключается в форме, предусмотренной для договора купли -продажи такого имущества.
В договоре аренды указываются соответствующие данные об имуществе, подлежащем передаче арендатору (состав и стоимость), срок аренды, размер, порядок, условия и сроки внесения арендной платы, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, и другие условия аренды.
Объект основных средств, полученный по договору аренды, арендатором учитывается на забалансовом счете (за исключением случая, когда по договору финансовой аренды объект учитывается на балансе лизингополучателя) в оценке, принятой в договоре.
Возврат объектов основных средств после окончания срока аренды отражается в бухгалтерском учете:
арендодателем - списанием со счета по учету арендованных основных средств на счет по учету основных средств;
арендатором - списанием с забалансового счета.
4.9. Бухгалтерский учет выбытия основных средств
Объекты основных средств выбывают из предприятия в результате:
продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу;
списания в случае морального и (или) физического износа;
передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;
списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору;
по другим причинам.
Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, подлежит списанию с бухгалтерского баланса.
Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.
Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса подлежат зачислению соответственно в прибыль или убыток организации.
Для определения непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, а также для оформления документации на списание указанных объектов приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия.
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом на списание основных средств с указанием данных, характеризующих объект (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации по данным бухгалтерского учета, проведенные ремонты, причины выбытия с обоснованием причин
нецелесообразности использования и невозможности восстановления,
состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт утверждается руководителем организации.
4.10. Какие основные унифицированные формы первичных учетных документов применяются при учете основных средств?
Это, прежде всего, акт (накладная) приемки - передачи основных средств (форма N ОС-1), который используется для учета ввода объектов в эксплуатацию, для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое, для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию, а также для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.
Акт после его оформления с приложенной технической документацией, относящейся к данному объекту, передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
Для оформления приемки - сдачи основных средств из ремонта, реконструкции и модернизации используется акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма ОС-3).
Для оформления полного или частичного списания основных средств (кроме автотранспортных средств) используется акт на списание основных средств (форма ОС-4). Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей после сноса и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т.п. отражаются в разделе Справка о затратах, связанных со списанием основных средств, и о поступлении материальных ценностей от их списания.
Для учета всех видов основных средств, поступивших в эксплуатацию, используется инвентарная карточка учета основных средств (форма ОС-6). Форма заполняется на основании документов на зачисление объекта, его перемещения, дооборудования, реконструкции, модернизации, по капитальному ремонту и списанию.
Кроме того, для оформления поступившего на склад оборудования для установки используется акт о приемке оборудования (форма N ОС-14), передача оборудования монтажным организациям оформляется Актом приемки - передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15).
4.11. Долгосрочные инвестиции и их учет
Под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий.
Долгосрочные инвестиции связаны с:
осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий. Указанные работы (кроме нового строительства) приводят к изменению сущности объектов, на которых они осуществляются, а затраты, производимые при этом, не являются издержками отчетного периода по их содержанию;
приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;
приобретением земельных участков и объектов
природопользования;
приобретением и созданием активов нематериального характера.
Бухгалтерский учет долгосрочных инвестиций ведется на счете 08 Вложения во внеоборотные активы .
4.12. Учет приобретения основных средств за плату
Для обобщения информации об инвестициях застройщика в основные средства, инвестициях предприятия в земельные участки и объекты природопользования и пр. используется счет 08 Вложения во внеоборотные активы. Счет 08 предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, земельных участков и объектов природопользования, нематериальных активов.
К счету 08 могут быть открыты субсчета:
08-1 Строительство объектов основных средств;
08-2 Приобретение отдельных объектов основных средств;
08-3 Приобретение нематериальных активов и др.
На субсчете 08-1 Строительство объектов основных средств учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство
(независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом).
На субсчете 08-2 Приобретение отдельных объектов основных средств учитываются затраты по приобретению оборудования, машин, инструмента, инвентаря и других объектов основных средств, не требующих монтажа.
На субсчете 08-3 Приобретение нематериальных активов учитываются затраты на приобретение нематериальных активов.
По дебету счета 08 отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов.
Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и др., принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счетов 01, 04 идр.
Сальдо по счету 08 отражает величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов.
При продаже, передаче безвозмездно и др. вложений, учитываемых на счете 08, их стоимость списывается в дебет счета 91.
Аналитический учет по счету 08 ведется: по затратам,
связанным со строительством и приобретением основных средств, - по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств, по затратам, связанным с приобретением нематериальных активов, - по каждому приобретенному объекту.
Счет 08 корреспондирует:
по дебету с кредитом счетов: 02,05,07,10, 16,19,23, 26,
60,66,67,68,69,70,71,75,76,80,91,94,96,97,98;
по кредиту с дебетом счетов: 01,04,76,80,91,94,99.

Типовые проводки по счету 08 Вложения во внеоборотные активы
Дебет Кредит Содержание хозяйственной операции
08-1 02 Начислена амортизация по основным средствам, используемым при строительстве объекта для собственных нужд организации
08 07 Стоимость оборудования, сданного в монтаж, учтена в составе вложений во внеоборотные активы
08-1 10 Материалы, использованные при строительстве объекта основных средств, списаны на увеличение его стоимости
08 10 Материалы, использованные при реконструкции или модернизации объекта основных средств, списаны на увеличение его стоимости
08-3 10 Материалы, использованные при создании нематериального актива, списаны на увеличение его стоимости
08 19 Сумма НДС, уплаченная продавцам основных средств и нематериальных активов, не возмещаемая из бюджета, списана на увеличение стоимости приобретенных внеоборотных активов
08 23 Расходы вспомогательных производств, связанные с приобретением или созданием внеоборотных активов, списаны на увеличение их стоимости
08 26 Общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с приобретением внеоборотных активов, списаны на увеличение их стоимости
08 60 Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные

внеоборотные активы
08 60 Увеличена стоимость внеоборотных активов на сумму расходов, связанных с их покупкой (транспортные расходы, затраты на оплату информационных и консультационных услуг и т.п.)
08 66 Начислены проценты по краткосрочным кредитам и займам, по лученным для приобретения внеоборотных активов (до ввода их в эксплуатацию)
08 67 Аналогично по долгосрочным кредитам и займам
08 68 Суммы невозмещаемых налогов и сборов, начисленных в связи с осуществлением вложений во внеоборотные активы, включены в их первоначальную стоимость
08 69-1 Начислен социальный налог в части, подлежащей уплате в фонд социального страхования, с заработной платы работников, занятых в создании или приобретении внеоборотных активов
08 68 Начислен единый социальный налог в части, подлежащей уплате в федеральный бюджет, с заработной платы работников, занятых в создании или приобретении внеоборотных активов
08 69-3 Начислен социальный налог в части, подлежащей уплате в фонд обязательного медицинского страхования с заработной платы работников, занятых в создании или приобретении внеоборотных активов
08 70 Начислена заработная плата работникам, занятым в создании или приобретении внеоборотных активов
08 71 Учтены расходы подотчетных лиц, связанные с покупкой внеоборотных активов; оплачены подотчетными лицами расходы, связанные с доставкой внеоборотных активов
08 75-1 Оприходованы внеоборотные активы, внесенные в качестве вклада в уставный капитал
08 76 Отражена стоимость услуг, оказанных сторонними организациями, по доставке и хранению внеоборотных активов
08-3 94 Списана сумма недостачи и порчи хранящихся на складе материальных ценностей (в пределах норм естественной убыли), предназначенных для строительства
08 96 Созданы резервы предстоящих расходов для осуществления вложений во внеоборотные активы (при проведении строительных работ)
01 08-1 Объект основных средств, построенный организацией, введен в эксплуатацию
01 08-2 Объект основных средств, приобретенный по договору купли-продажи, введен в эксплуатацию
01 08 Стоимость объекта основных средств увеличена в результате достройки, дооборудования или модернизации
04 08 Нематериальный актив введен в эксплуатацию
76-1 08 Стоимость застрахованных внеоборотных активов в результате их порчи и невозможности использования списана за счет страхового
возмещения
76-2 08 Предъявлена претензия подрядчикам при несоответствии цен и тарифов, указанных в счетах на оплату, заключенным договорам

(если несоответствие было выявлено после оприходования ценностей)
91-2 08 Вложения во внеоборотные активы (например, объекты незавершенного строительства), выбывшие в результате продажи, списания или частичной ликвидации, учтены в составе прочих расходов
94 08 Отражена недостача ценностей, числящихся в составе вложений во внеоборотные активы (например, недостачи в незавершенном строительстве)
99 08 Списана на убытки в связи с чрезвычайными обстоятельствами стоимость внеоборотных активов (например, стоимость уничтоженных в результате стихийного бедствия объектов незавершенного строительства)

4.13. Учет операций по приобретению оборудования требующего монтажа
Оборудование требующее монтажа учитывается на счете 07 Оборудование к установке. Этот счет используется предприятиями-застройщиками. Счет 07 предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах.

Этот счет используется организациями-застройщиками.
К оборудованию, требующему монтажа, также относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В состав этого оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.
На счете 07 не учитывается оборудование, не требующее монтажа: транспортные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инструмент, измерительные и другие приборы, производственный инвентарь и др. Затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражаются непосредственно на счете 08 по мере поступления их на склад или в другое место хранения.
Оборудование к установке принимается к бухгалтерскому учету по дебету счета 07 по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам приобретения и расходов по приобретению и доставке этих ценностей на склады организации.
Приобретение оборудования за плату у других организаций и лиц отражается по дебету счета 07 в корреспонденции со счетом 60 или др.
Принятие к бухгалтерскому учету оборудования, внесенного учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал организации, отражается по дебету счета 07 и кредиту счета 75.
Стоимость оборудования, сданного в монтаж, списывается со счета 07 в дебет счета 08. При этом завезенное на строительную площадку оборудование, требующее монтажа, подрядчик принимает на забалансовый учет по счету 005 Оборудование, принятое для монтажа.

Стоимость этого оборудования или его частей, сданных в монтаж, подрядчик снимает с забалансового учета по счету 005 Оборудование, принятое для монтажа. Стоимость оборудования, переданного подрядчику, монтаж и установка которого на постоянном месте эксплуатации фактически не начаты, не снимается с учета у застройщика.
При продаже, списании, передаче безвозмездно и др. оборудования к установке его стоимость списывается в дебет счета 91.
Аналитический учет по счету 07 ведется по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям (видам, маркам и т.д.).
Счет 07 корреспондирует:
по дебету с кредитом счетов: 15,23,60,66,67,71, 75,76,80,91;
по кредиту с дебетом счетов: 08,23,76,80,91,94,99.

Типовые проводки по счету 07 Оборудование к установке
Дебет Кредит Содержание хозяйственной операции
07 23 Затраты вспомогательных производств, связанные с доставкой и наладкой оборудования, списаны на увеличение его стоимости
07 60 Оприходовано оборудование, требующее монтажа
07 66 Проценты по краткосрочным кредитам и займам, полученным для покупки оборудования, учтены при формировании его стоимости
07 67 Аналогично по долгосрочным кредитам и займам
07 71 Оприходовано оборудование, приобретенное подотчетным лицом; оплачены подотчетным лицом расходы, связанные с доставкой оборудования
07 75-1 Оприходовано оборудование, внесенное в качестве вклада в уставный капитал
07 76 Отражена стоимость услуг, оказанных сторонними организациями, по доставке и хранению оборудования
07 76-2 Поставщик удовлетворил претензию по недостаче или некомплектности оборудования, требующего монтажа
07 91-1 Оприходовано оборудование, выявленное при инвентаризации и ранее не учтенное на счетах бухгалтерского учета
08 07 Стоимость оборудования, сданного в монтаж, учтена в составе вложений во внеоборотные активы
76-1 07 Списана за счет страхового возмещения стоимость застрахованного оборудования в результате его порчи или

уничтожения
91-2 07 Стоимость оборудования, выбывшего в результате продажи, списания или частичной ликвидации, учтена в составе прочих расходов
94 07 Отражена недостача оборудования, требующего монтажа
99 07 Списана на убытки в связи с чрезвычайными обстоятельствами стоимость оборудования, требующего монтажа




Содержание раздела