d9e5a92d

Меркантилизм как первая школа политической экономии

Экономические теории в период зарождения рыночной экономики
Вопросы:
1.Меркантилизм как первая школа политической экономии.
2.Возникновение классической политической экономии в Англии и во Франции.
3.Экономическая теория У. Петти.
4.Экономические взгляды П. Буагилъбера.
5.Экономическое учение физиократов.
Меркантилизм как первая школа политической экономии
Первой школой экономической науки был меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» - торговец, купец), получивший распространение и занимавший ведущие позиции в экономической мысли многих стран до конца XVII в.
Меркантилизм выражал прежде всего экономическую политику государства. Меркантилисты представляли интересы торгового капитала. Его представители практически решали проблемы первоначального накопления.
Одну из главных черт меркантилизма составляло отождествление богатства с золотом и серебром. Меркантилисты считали, что золото и серебро по своей природе являются деньгами. Это неверно, поскольку природа не создаёт денег, так же как и банкиров и вексельного курса. Критикуя положение меркантилистов о том, что «золото по природе своей суть деньги», К. Маркс указывал, что «деньги по природе своей суть золото».

Это означает, что именно золото в отличие от всех других товаров наиболее подходит для выполнения роли денег.
Источником богатства меркантилисты считали внешнюю торговлю. Такое толкование не было случайным. Оно являлось неотъемлемым звеном всей концепции меркантилистов.


Видя источник национального богатства во внешней торговле и прибыли от отчуждения, меркантилисты заботились об активном внешнеторговом балансе. Его осуществление, как и в целом накопление денежных богатств, связывалось с активной деятельностью государства, которое системой административных мер и экономической политикой должно было способствовать притоку в страну золота и серебра. Для осуществления этой задачи меркантилисты выдвинули целую систему мероприятий, рекомендовавшихся королевской власти, которая должна была вмешиваться в экономическую жизнь, способствовать активной внешней торговле.
В своём развитии меркантилизм прошёл две стадии. Первая - ранний меркантилизм (XVI в.), связанный с утверждением монетарной системы (монетаризм). Вторая стадия - развитой меркантилизм, получивший название мануфактурной системы (XVII в.).
Для монетарной системы характерна концепция денежного баланса. Её видный представитель Уильям Стаффорд (Англия). Согласно этой концепции задача накопления денежных богатств в стране решалась главным образом административными мерами, обеспечивавшими жёсткую регламентацию .денежного обращения, внешней торговли.

Монетаристы, рассматривая золото как сокровище, абсолютную форму богатства, искали пути притока его из-за границы и удержания внутри страны. Категорически запрещался вывоз денег за пределы данного государства, строго контролировалась деятельность иностранных купцов, ограничивался ввоз зарубежных товаров, устанавливались высокие пошлины и т.д.
Переход к мануфактурной системе не привёл к изменению основных догм меркантилистской концепции, однако вызвал существенные изменения в способах накопления. Зрелый меркантилизм представлял более развитую экономику, что и сказалось на экономической доктрине. Наиболее известным её выразителем являлся английский экономист Томас Мен. Во Франции развитой меркантилизм был представлен кольберизмом.

В Италии концепцию торгового баланса развивал Антонио Серра.
Как и монетаристы, представители мануфактурной системы отождествляли богатство наций с золотом и единственным его источником считали внешнюю торговлю. Они были убеждены во всемогуществе денег. По словам Колумба, золото - удивительная вещь! Кто обладает им, тот господин всего, чего он захочет.

Золото может даже душам открывать дорогу в рай.
Представители развитого меркантилизма в значительной мере преодолели иллюзии монетаристов. Их экономическая теория более обоснована. Вместо административных методов накопления, значение которых упало, на первый план выдвигаются экономические методы. Меркантилисты отказались от запрещения вывоза золота за пределы страны, от жёсткой регламентации денежного обращения.

Они намечают меры для стимулирования внешней торговли, которая должна была обеспечивать постоянный приток золота в страну. Основным правилом внешней торговли считалось превышение вывоза над ввозом. Чтобы обеспечить его реализацию, меркантилисты заботились о развитии мануфактурного производства, внутренней торговле, росте не только экспорта, но и импорта товаров, закупки сырья за границей, рационального использования денег. Рост мануфактурного производства и активизация экономических методов накопления не исключали административного воздействия со стороны государства, хотя характер такого воздействия менялся. В соответствии с концепцией торгового баланса проводилась экономическая политика протекционизма в интересах собственных мануфактуристов и купечества.

Поддерживался запрет на вывоз сырья, ограничивался ввоз ряда товаров, особенно предметов роскоши, устанавливались высокие ввозные пошлины и т.д. Меркантилисты требовали, чтобы королевская власть поощряла развитие национальной промышленности и торговли, производство товаров на экспорт, поддерживала высокие таможенные пошлины, строила и укрепляла флот, расширяла внешнюю экспансию.
Меркантилизм в отдельных странах имел свои особенности. Его развитие было связано с уровнем зрелости капиталистических производственных отношений, что определяло и практические результаты национальных меркантилистских теорий.
Наибольшего развития меркантилизм достиг в Англии. Раннюю его стадию представлял Уильям Стаффорд, автор книги «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечественников» (1581): Развивая концепцию монетаризма, Стаффорд высказал тревогу по поводу отлива за границу денег. Задачу накопления денежных богатств он предлагал решать в основном административными мерами, требуя от государства запрещения вывоза монет, ввоза предметов роскоши, ограничения импорта ряда других товаров.

Стаффорд высказался за расширение переработки английской шерсти, производства сукна.
Зрелый меркантилизм представлен в Англии трудами Томаса Мена (1571-1641). Классический представитель мануфактурной системы Т. Мен являлся вместе с тем крупным коммерсантом своего времени, одним из директоров Ост-Индской компании. Отстаивая интересы компании от нападок противников, критиковавших её за вывоз монет, Т. Мен в 1621 г. выступил с памфлетом «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией». Концепции монетаристов автор противопоставил теорию торгового баланса. В 1630 г. Т. Мен пишет работу «Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли как регулятор богатства».

Это его основное произведение, в самом названии которого формулировалось кредо развитого меркантилизма. Т. Мен считал вредной жёсткую регламентацию денежного обращения, выступал за свободный вывоз монет, без которого невозможно нормальное развитие внешней торговли. Главной заботой он считал обеспечение правила: «Продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них».

Только с помощью активной внешней торговли, по его мнению, можно привлечь в страну те «единственные деньги, которые у нас остаются и которыми мы обогащаемся». Требуя отмены закона «об истрачивании» монет для иностранцев, Т. Мен исходил из того, что запрет вывоза денег тормозит спрос на английские товары за границей, а избыток денег в стране способствует росту цен.
Благодаря тому, что в своём капиталистическом развитии Англия обогнала другие страны мира, программа меркантилистов оказалась здесь наиболее эффективной. Её осуществление способствовало созданию условий для превращения Англии в первую промышленную державу мира.
Идеи меркантилизма получили большое распространение во Франции в XVI-XVII вв. Меркантилизм представлен здесь прежде всего Антуаном Монкретьеном (1576-1621), автором знаменитого «Трактата политической экономии» (1615). Наиболее полезным сословием он считал купцов, торговлю характеризовал как главную цель ремёсел. А. Монкретьен искал пути увеличения денежного богатства, которые рекомендовал Людовику XIII. Активное вмешательство государства в экономику рассматривалось в качестве важнейшего фактора накопления, укрепления и развития хозяйства страны.

А. Монкретьен советовал развивать мануфактуры, создавать ремесленные школы, повышать качество изделий и расширять торговлю товарами национального производства, вытесняя с французского рынка иностранных купцов, которых он сравнивал с насосом, выкачивающим богатства из страны. Программа А. Монкретье-на предусматривала расширение внешнеторговой экспансии Франции. Она отражала частично идеи монетаризма, а также концепцию торгового баланса, к которой приближался автор.
Доктрина меркантилизма настойчиво проводилась в жизнь во второй половине XVII в. в период господства кардинала Ришелье (1624-1642) и деятельности министра финансов Людовика XIV Кольбера (1661-1683). Предпринимались усилия по созданию мануфактурного производства, условий, способствовавших его росту (предоставление ссуд, различных льгот промышленникам и торговцам. привлечение иностранных мастеров и т.д.). Франция строила флот, создавала колониальные компании, развёртывала внешнеторговую деятельность.

С помощью меркантилистской политики Кольбер пытался преодолеть социально-экономическое отставание страны, догнать Англию. Однако его усилия оказались тщетными. Осуществление меркантилистской доктрины на первых порах принесло свои плоды, но одолеть феодальные порядки, расчистить дорогу для капиталистического развития страны без социальной революции было нельзя.

К концу XVII в. французский меркантилизм оказался в состоянии глубокого кризиса, являвшегося отражением кризиса феодализма.
Идеи меркантилизма получили распространение и в таких странах, как Италия, Испания, Германия, Венгрия, Польша, Россия и др. Социально-экономическое развитие каждой из них отличалось своими особенностями, которые неизбежно проявлялись в национальных экономических теориях, воплощавших в той или иной мере концепции меркантилизма. Их степень зрелости определялась тем, насколько далеко продвинулось развитие капитализма, какое соотношение складывалось между стоявшим у власти дворянством и нарождающейся буржуазией.
Развитие меркантилизма в Испании задержалось на стадии монетаризма, в соответствии с которым поддерживалась строгая регламентация денежного обращения, жестоко преследовался вывоз золота и серебра за пределы страны. На эволюцию меркантилизма в Германии, кроме отмеченных выше факторов, накладывала отпечаток политическая раздробленность страны. Мероприятия раннего меркантилизма сочетались здесь с экономической политикой, типичной для феодальных княжеств.

Они лишь усугубляли царивший в стране экономический хаос, порождённый раздробленностью.
В Италии эволюция меркантилизма продвинулась дальше. Его ранняя стадия представлена сочинением «Чтение о монете», принадлежавшем перу флорентийца В. Даванцати (1582), а также книгой Скаруффи «Рассуждение о монете» (1579), главное место в которых заняли вопросы денежного обращения и его регламентации. Однако появление «Краткого трактата» А. Серра (1613) ознаменовало стадию зрелого меркантилизма, для которой свойственна теория торгового баланса.

А. Серра подверг критике монетаризм. Он ратовал за развитие ремесленного производства, поощрение трудолюбия и изобретательности населения, развитие торговли, проведение благоприятной экономической политики правительства. Меркантилизм не дал существенных практических результатов в силу отсталости социально-экономического развития Италии.
Наибольшей спецификой меркантилизм отличался в России. Его концепции не получили здесь законного оформления и не определяли основного содержания русской экономической мысли, хотя идеи меркантилизма нашли в ней своё отражения в сочинениях А.Л. Ордын-Нащокина, Ю. Крижанича, И.Т.

Посошкова и оказали влияние на формирование экономической политики. Однако преимущественно аграрный характер экономики России XVII в. ставил проблемы, не укладывавшиеся в прокрустово ложе концепции меркантилизма. Русская экономическая мысль выдвинула широкую программу развития.
В области экономической теории меркантилизм был весьма примитивен. Это первая школа политэкономии, соответствовавшая эпохе первоначального накопления капитала, составила, по существу, предысторию экономической науки. Однако меркантилизм не ушёл со сцены с появлением классической школы.

Его видным представителем был английский экономист XVIII в. Джеймс Стюарт (1712-1780), изложивший свою концепцию в книге «Исследование принципов политической экономии» (1767). Стюарт одним из первых пытался дать систематическое изложение основ политэкономии, показал «процесс отделения условий производства, как собственности определённого класса, от рабочей силы».
Для меркантилизма характерна интерпретация экономических явлений, вытекающая из признания определяющей роли обращения. Такой подход не был случайным, представляя собой продукт определённых исторических условий, порождённых эпохой первоначального накопления капитала. Меркантилизм сыграл прогрессивную роль, способствуя переходу к рыночной капиталистической экономике.
Выдвинутые меркантилистами интерпретации экономического процесса, согласно которым источником богатства являлась сфера обращения, а образование прибыли объяснялось как результат продажи товара по цене, превышающей его стоимость (прибыль от отчуждения), в значительной мере преодолеваются представителями классической политической экономии.
Возникновение классической политической экономии в Англии и во Франции
Классическая школа сменила меркантелизм. Она формировалась и получила большое развитие только в двух странах: в Англии и во Франции, хотя меркантелизм имел несравненно более широкое распространение.
Исторические условия, подготовившие возникновение классической школы, сложились прежде всего в Англии. Здесь быстрее, чем в других странах Европы, завершался процесс первоначального накопления капитала. Были заложены основы мануфактурного производства, получившего большое развитие уже в XVII в. В результате обострения социальных противоречий в 1640 г. В Англии началась буржуазная революция, покончившая с феодально-абсолютистским строем и ускорившая развитие капиталистических отношений.

Вместе с ростом мануфактурного производства, развертыванием внешне-торговой экспансии, Англия в капиталистическом развитии значительно обогнала другие страны Европы.
Во Франции, где до последней трети XVIII в. сохранялся феодальный строй, капитализм с большим трудом пробивал себе дорогу.
Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII в. Ее основатель - У. Петти. В XVIII в. она развивалась А. Смитом, а затем в первой четверти XIX в. была завершена Д. Рикардо. Основатель классической школы во Франции - П. Буагильбер. Ее положения развивали в своих работах физиократы (Ф.

Кенэ, А. Тюрго), а завершил Ж. Сисмонди.
Классическая политэкономия, в отличие от меркантилизма, ориентировалась прежде всего на развитие производства и представляла интересы той части предпринимателей, которая вкладывала свои капиталы в мануфактуры.
Классики политэкономии создали учение о «естественных» законах экономики. Эти законы они отождествляли с законами природы.
Английские и французские ученью исследовали производство, положив начало экономическому анализу. Классики политэкономии впервые применили абстрактный метод исследования. Всё это имело большое значение для решения методологических проблем политэкономии, в чём одна из научных заслуг классической школы.
В её рамках началась разработка трудовой теории стоимости. Было провозглашено, что богатство нации создаётся в производстве, а его источником является затрачиваемый на производство товаров труд. Это явилось выдающимся научным приобретением, сыгравшим громадную роль в дальнейшем развитии политэкономии.
Одно из важных достижений классиков политэкономии связано с разработкой научных элементов теории прибавочного продукта.
К числу научных элементов относится также анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» главы школы физиократов Франсуа Кенэ.
Экономическая теория У. Петти
Основателем классической буржуазной политэкономии в Англии был Уильям Петти (1623-1687). Родился он в семье ремесленника, трудовую деятельность начал корабельным юнгой, затем работал моряком. В дальнейшем У. Петти - врач, учёный, политический деятель Англии.
У. Петти был выдающимся учёным, которого К. Маркс называл «отцом английской политической экономии». Он написал ряд произведений: «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Слово мудрых» (1664); «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Политическая арифметика» (1676), «Кое-что о деньгах» (1682).
Экономические воззрения У. Петти в истории английской политэкономии представляли переходную эпоху от меркантилизма к классической школе. В вопросах экономической политики У. Петти во многом ещё стоял на позициях меркантилизма, постепенно преодолевая его догмы. Так, например, золото и серебро он считал преимущественной формой богатства, а заботу о пополнении денег - одной из важнейших забот государства. По его мнению, драгоценные металлы нужны для всех времён, для всех мест. Он поддерживал идею торгового баланса, считал, что промышленность доставляет больше барыша, чем сельское хозяйство, а торговля - больше, нежели промышленность.

У. Петти ратовал за торговую экспансию. Вместе с тем укреплялось его убеждение в том, что основная часть населения должна заниматься производством, а не торговлей. В процессе эволюции своих взглядов У. Петти преодолел влияние меркантилизма.
В отличие от меркантилистов У. Петти выяснил внутренние зависимости, сущность изучаемых экономических явлений. Хотя его интересовала главным образом количественная сторона изучаемых процессов, он сделал большой шаг вперёд в развитии экономической теории.
Это проявилось прежде всего в учении о стоимости. Трудовая теория стоимости, которая берёт своё начало от У. Петти явилась важнейшим отправным пунктом, от которого началось исследование внутренних зависимостей производства.
У. Петти различал рыночные и естественные цены, меняющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Такую цену он называл политической ценой. Вместе с тем Петти приходит к выводу, что основу цены составляет «естественная цена», или стоимость.

Он определял её затраченным на производство товара трудом. Такая цена, по его мнению, выражается определённым количеством серебра. «Если одну унцию серебра можно добыть и доставить в Лондон из перуанских рудников с такой же затратой времени, какая необходима для производства одного бушеля хлеба то первый из этих продуктов будет составлять естественную цену второго; и если вследствие открытия новых, более богатых рудников две унции можно будет добывать так же легко, как и теперь одну то при прочих равных условиях хлеб будет так же дёшев при цене в 10 шил. за бушель, как теперь при цене в 5 шил.»
У. Петти рассматривал стоимость только в денежной форме. Он не исследовал меновое отношение двух товаров, не видел что в нём заключён зародыш денежной системы, беря её в таком виде как она проявляется в процессе обмена. «Опутанный представлениями монетарной системы, он объявляет этот особый вид реального труда, которым добывается золото и серебро, трудом, создающим меновую стоимость».
Высказав исходную идею трудовой теории стоимости Петти не сумел развить её в стройное учение и последовательно проводить в своих исследованиях. Не понимая двойственного характера труда при товарном производстве, он смешивал стоимостную и натуральную формы богатства, не мог согласовать такие его источники, как труд и земля. «Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать», - говорил Петти. Это верно по отношению к потребительной стоимости, производство которой требует сочетания конкретного труда и вещества природы.

Распространив данное положение на стоимость, Петти впал в глубокое противоречие и вынужден был отойти от первоначального определения стоимости. Так, стоимость ирландской хижины он сводил к числу дневных пайков продовольствия, потребных её строителям, т.е. по существу, к заработной плате.
Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал другие экономические категории, высказав ряд весьма ценных для политической экономии положений. Это проявилось прежде всего в определении ренты как разницы между стоимостью товара и заработной платой. Рента представляла излишек стоимости над издержками производства, сводившимися в основном к стоимости рабочей силы. Рента у Петти - единственная форма прибавочной стоимости.

Он высказал догадку о природе прибавочного продукта, указал, что рента как выражение совокупной сельскохозяйственной стоимости выводится не из земли, а из труда, и определяется как созданный трудом избыток над тем, что необходимо для поддержания жизни работника.
Характеризуя заработную плату, Петти исходил из того, что она имеет объективную основу, установил её зависимость от стоимости средств существования рабочего. Петти сводил заработную плату к минимуму средств существования. Он был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае рабочий будет трудиться с достаточным напряжением сил.
Опираясь на трудовую стоимость, Петти сделал существенный шаг вперёд в вопросе о цене земли. Он рассматривал её в тесной связи с проблемой ренты. По его мнению, цена земли должна представлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определённое число лет. Петти дал оригинальный расчёт, по которому цена земли включала такое количество годовых рент, которое определялось продолжительностью совместной жизни представителей трёх поколений: деда (50 лет), сына (28 лет) и внука (7 лет). Это составило 21 год.

Такой расчёт был произвольным и не решал проблемы. Для её научного понимания требовалось знание природы ссудного процента, который у Петти выступал не в качестве заранее данной величины, связанной с движением прибыли, а лишь как особая форма ренты. Прибыли как особой, отличной от ренты, категории, Петти не выделял.
Экономические взгляды П. Буагилъбера
Во Франции зарождение классической политэкономии связано с именем Пьера Буагильбера (1646-1714). Автор ряда работ («Розничная торговля Франции», «Трактат о природе возделывания, торговле и пользе зерна», «Рассуждение о природе богатства, денег и налогов»), Буагильбер во времена Людовика XIV занимал высокие судебные и административные должности.
П. Буагильбер выступал с критикой меркантилизма, считая его главным виновником бедственного экономического положения страны, в особенности доведённого до нищеты французского крестьянства. Он отверг концепцию и экономическую доктрину кольберизма, ратуя прежде всего за улучшение положения сельского населения. Яля этого Буагильбер считал необходимым проведение покровительственных мер по отношению к сельскому хозяйству, которые уменьшили бы гнёт крестьянства и облегчили его положение.
По мнению П. Буагильбера, богатство нации заключается не в деньгах, а в полезных вещах, прежде всего в продуктах земледелия. Он рассматривал богатство в противоположность меркантилистам как сумму потребительных стоимостей, а его основу видел в сельском хозяйстве. Деньги, по его мнению, должны находиться в постоянном движении, их роль сводится к средству обмена.
П. Буагильбер уделил большое внимание экономической теории. Независимо от У. Петти он положил начало учению о трудовой стоимости. Буагильбер различал рыночную цену и «истинную стоимость». Если рыночные цены - случайны, то «истинная стоимость» закономерна, определяется трудом, затраченным на производство товара.

Её величину Буагильбер определял рабочим временем. Стоимость выступала у него в пропорциях между обмениваемыми товарами, отражающими равные затраты труда.
«Истинную стоимость» Буагильбер принимал за основу пропорционального обмена. Его идеальной формой, обеспечивавшей сохранение пропорциональности, он считал обмен товара на товар. Такой обмен должен был развиваться на основе свободной конкуренции.
Не понимая связи между товарной и денежной формами стоимости, П. Буагильбер выступил против денег, которые он назвал «всеобщим палачом». Они, по его словам, «объявляют войну всему роду человеческому». В деньгах он видит причину нарушения правильных пропорций между обмениваемыми товарами, основное зло и источник бедствий народа.
Будучи основателем классической политической экономии во Франции, П. Буагильбер в своих работах широко отразил специфику экономической мысли страны. Она определялась резким разрывом с меркантилизмом, возросшим вниманием к аграрным проблемам, сочувственным отношением к находившемуся в бедственном положении крестьянству.
Экономическое учение физиократов
Классическую политэкономию во Франции после П. Буагильбера представляла школа физиократов, основанная в середине XVIII в. Франсуа Кенэ (1694-1767). В неё входила большая группа экономистов (А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немур, Г. Летрон и др.).
Исходньпя в концепции физиократов было учение о «естественном порядке». Оно означало признание объективной реальности окружающего мира, существование которого объяснялось соответствием «естественному порядку» или «естественному праву». Кенэ рассматривал такое право как выражение высшей справедливости, идущей от Бога.

По его мнению, соблюдение «естественного порядка» обязательно для всех людей уже потому, что представляющее его «естественное право» признаётся «светом разума». Кенэ не разделял выводов просветителей. Он считал, что человек не может претендовать «на всё» (это равносильно праву ласточки на всех летающих мошек), а должен исходить из того, что в состоянии обеспечить своим трудом.

Физиократы опирались на идею «естественного права» для определения существующих норм поведения человека. В соответствии с учением о «естественном порядке» Кенэ и его коллеги признавали экономические и политические законы в качестве естественных (не зависящих от людей и политической власти). Такие законы трактовались как вечные.
Школа физиократов выступила с резкой критикой монетаризма. Она отвергала ошибочные исходные положения его концепции о том, что единственной формой богатства является золото, а его источником - внешняя торговля. Ф. Кенэ и его коллеги считали, что богатство складывается из потребительных стоимостей. Деньгам отводилась роль посредника в обращении. .Источник богатства они видели в производстве, а не в торговле, для которой характерен, по их мнению, только обмен равных ценностей (эквивалентный обмен).

Заслуга физиократов в том, что они перенесли исследование о происхождении прибавочного продукта в сферу непосредственного производства и тем самым заложили основу для анализа капиталистического производства. Физиократы одними из первых дали анализ капитала.
Вместе с тем толкование производства у них одностороннее: сфера производства ограничена лишь сельским хозяйством. Отсюда единственно производительным трудом считался труд земледельцев. Физиократическая система выступала как выражение нового капиталистического общества, пробивающего себе дорогу в рамках феодального. Для объяснения процесса физиократы брали такую отрасль труда, которая «выступает наружу независимо от процесса обращения», что они видели только в земледелии.

С их точки зрения, промышленность не являлась производительной отраслью хозяйства.
Центральное место в учении физиократов занимала проблема «чистого продукта» и его производства. Это избыток над той частью, которая возмещала заработную плату. Иными словами, под «чистым продуктом» имелся в виду прибавочный продукт.

Исходя из того, что «земля есть единственный источник богатства», Кенэ полагал, что «чистый продукт» производится только в земледелии. С этой точки зрения промышленность оказывалась «бесплодной». Единственной формой чистого продукта считалась рента.
Физиократы противоречиво толковали производство «чистого продукта». С одной стороны, он представлялся как результат естественного процесса роста, свойственного земледелию, следовательно, как дар природы. Вместе с тем «чистый продукт» выступает у них и как результат земледельческого труда, избыток над заработной платой.

Прибыль рассматривалась как разновидность заработной платы.
В соответствии со своим пониманием производства Ф. Кенэ делил общество на три класса: 1) собственников (дворянство, духовенство, король со свитой, чиновничество); 2) фермеров, к которым относил и капиталистов, и наёмных рабочих; 3) «бесплодных», включавших торгово-промышленное население страны.
Физиократы категорически отвергли экономическую доктрину меркантилизма. В области экономической политики они выступили как сторонники невмешательства государства в экономическую жизнь страны, противники всякого рода монополий, защищая свободу предпринимательской деятельности в условиях капиталистической конкуренции.
Вершину физиократической системы составила попытка анализа воспроизводства общественного капитала, предпринятая Ф. Кенэ в знаменитой «Экономической таблице» (1758).
Рассматривая процесс воспроизводства, Ф. Кенэ анализировал происхождение доходов, обмен между капиталом и доходом, отношение между производительным и окончательным потреблением. В качестве момента процесса воспроизводства он пытался представить «обращение между двумя большими подразделениями производственного труда - между производством сырья и промышленностью». Всё это воплощалось в одной экономической таблице.
При построении «Экономической таблицы» Кенэ исходил из определённых предпосьшок, делал ряд допущений. Он абстрагировался от влияния внешнего рынка, колебаний цен, рассматривая простое воспроизводство, что правомерно для начала анализа. Анализируя общественное воспроизводство, Кенэ взял движение товарного капитала, обнаружив верный экономический такт, поскольку проблема воспроизводства есть прежде всего проблема реализации общественного продукта.
«Экономическая таблица» воплотила в себе все основные положения физиократов: деление общества на три класса (земельных собственников, фермеров и «бесплодных»); чистый продукт (прибавочная стоимость) производится только в сельском хозяйстве; для промышленности характерно лишь сложение стоимостей; обмен эквивалентов в торговле как результат свободной конкуренции. Капитал фермеров делится на первоначальные ежегодные авансы. Кенэ ввёл различие стоимостной и натуральной формы совокупного общественного продукта, разграничил категории капитала и дохода.
Автор «Экономической таблицы» исходил из того, что существует крупное земледелие, где землёй владеют собственники, получающие ренту, а хозяйство ведут фермеры, арендующие землю и владеющие капиталом. Капитал фермеров складывается из двух частей: 1) первоначальных авансов (основной капитал) в сумме 10 млрд ливров, которые служат в течение 10 лет, ежегодно десятая часть (1 млрд ливров) входит в стоимость годового продукта; 2) ежегодных авансов (оборотный капитал) в сумме 2 млрд ливров, за счёт которых покрываются расходы на сырьё, заработную плату всех работников сельскохозяйственного производства; эта часть капитала служит в течение одного года, а стоимость её входит в стоимость продукта; она полностью подлежит возмещению. Стоимость годового продукта фермеров, кроме перенесённой капитальной стоимости (3 млрд ливров), включает стоимость чистого продукта в сумме 2 млрд ливров и составляет в целом 5 млрд ливров.
По своей натуральной форме сельскохозяйственный продукт состоял из: 1) семян и продовольствия, потребных для возмещения оборотного капитала; 2) продовольствия для обмена и 3) сырья для промышленности.
В стоимость совокупного общественного продукта входит также стоимость продукта, произведенного «бесплодными» (2 млрд ливров). По натуральной форме это - промышленные изделия. Стоимость совокупного общественного продукта в целом составляет, таким образом, 7 млрд ливров.
«Экономическая таблица» Кена включает, по существу, две таблицы: большую, отражающую движение «чистого продукта», и малую, содержащую изображение всего процесса воспроизводства и обращения общественного капитала. Реализация общественного продукта приурочена к окончанию хозяйственного года (сбору урожая). Весь процесс в укрупнённом виде можно представить в виде нескольких крупных актов.
Он начинается с того (акт 1), что земельные собственники, обладающие деньгами в сумме 2 млрд ливров (рента, полученная за предыдущий период), приобретают продовольствие у фермеров на 1 млрд ливров, а на второй млрд ливров покупают промышленные изделия у «бесплодных» (акт 2). Класс «бесплодных» на вырученные деньги (1 млрд ливров) приобретает у фермеров продовольствие (акт 3). Фермеры в свою очередь на 1 млрд ливров покупают у «бесплодных» мануфактурные изделия для возмещения сношенной части орудий труда (акт 4). «Бесплодные» у фермеров приобретают на 1 млрд ливров сырьё, потребное для продолжения производства (акт 5).
Процесс реализации опосредован движением денег. Первая их половина (1 млрд ливров) после первого акта выходит из обращения и остаётся у фермеров. Второй млрд ливров обслуживает реализацию и в итоге тоже оседает у фермеров. Деньги в сумме 2 млрд ливров будут выплачены земельными собственниками в качестве ренты.

Учитывая это обстоятельство, Ф. Кенэ выдвинул требование, чтобы все налоги в государстве выплачивались получателями ренты - земельными собственниками.
В «Экономической таблице» рассматривалось только простое воспроизводство, отсутствовала проблема накопления. Кенэ не показывал, каким образом реализовывалась оставшаяся у фермеров часть сельскохозяйственного продукта. Игнорировалась необходимость восстановления средств труда у «бесплодных».
Тем не менее «Экономическая таблица» Ф. Кенэ впервые показала условия, необходимые для осуществления воспроизводственного процесса.
Завершил учение физиократов выдающийся экономист, видный государственный деятель Франции Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). С 1761 г. он занимал должность королевского интенданта в Лиможе, а с 1774 по 1776 г. - пост генерального контролёра финансов. Основное его произведение «Размышления об образовании и распределении богатств» вышло в свет отдельной книгой в 1776г.

Излагая концепцию физиократов, Тюрго внёс в неё ряд существенных дополнений. Именно у него физиократическая система приняла наиболее развитый вид.
Тюрго обратил внимание на зарождение экономического неравенства. Причину возникновения наёмного труда он видел в отделении производителей от земли. Тюрго выдвинул более зрелое толкование классовой структуры общества, выделив среди фермеров и «бесплодных», с одной стороны, хозяев, с другой стороны - наёмных рабочих.

Он приблизился к пониманию значения собственности на средства производства и дифференциации общества.
Тюрго пытался толковать проблему накопления капитала. Он впервые указал на различие между деньгами и капиталом. У него наметилось выделение прибыли как особого вида дохода.

Рассматривая заработную плату, Тюрго связывал её движение с конкуренцией между рабочими на рынке труда. Он считал, что это обеспечивает сведение заработной платы к минимуму средств существования.
Будучи генеральным контролёром финансов, Тюрго предпринимал усилия для проведения в жизнь доктрины физиократов. Он упразднил цехи, освободил крестьян от дорожной повинности, ввёл свободу хлебной торговли, пытался установить единый налог на земельную ренту. Однако даже такие ограниченные нововведения встретили упорное сопротивление со стороны дворянства, придворной знати, и Тюрго вынужден был уйти в отставку.



Содержание раздела