d9e5a92d

Лагерная экономика

Существовало четыре формы объединения:
*создание коммун с полным обобществлением материальных условий производства и быта;
*товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ);
*сельскохозяйственные артели с обобщением основных материальных ресурсов и сохранением личного подсобного хозяйства (колхозы);
*государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы).
Основной формой стали колхозы. Перед вступлением в них крестьяне уничтожали рабочий скот, птицу. Посевная 1930 года оказалась под угрозой полного срыва. Диктатуре пришлось временно отступить. В газете «Правда» была опубликована статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой «критиковались перегибы» и разрешался выход из колхозов тем, кого заставили войти туда насильно.

В Центрально-Черноземных областях процент коллективизированных хозяйств быстро снизился с 82% до 18% (!). Неудача лобового наскока на крестьянство заставила партию перейти к политике перманентного террора против крестьянства, проводимого руками его беднейшей части. К 1936 году опять было коллективизировано более 90% крестьянских хозяйств.
Введение в 1933 году системы обязательной сдачи продукции окончательно лишило колхозы кооперативного начала и превратило в государственные предприятия.
Монопольный закупщик зерна «Заготзерно» покупал пшеницу по 80 коп. за центнер, а продавал по 10,4 руб., из которых 8,9 руб. изымались в госбюджет в качестве налога с оборота, за счет чего и происходило финансирование индустриализации.
Почти четверть века - с 1929 по 1953 год - закупочные цены на основную сельскохозяйственную продукцию оставались неизменными.
С 1929 г. создаются машинотракторные станции (МТС), которые брали примерно 20% урожая у тех хозяйств, чьи поля обрабатывали, а также осуществляли политический контроль под руководством ГПУ, которое выявляло разного рода «вредителей». Только в 1933 г. были арестованы по обвинению во вредительстве 33% всех колхозных кладовщиков и 25% бухгалтеров.
В результате проведенных мероприятий валовой сбор зерна снизился в 1928-34 гг. почти на 8%, при том что объем государственных заготовок вырос в 3 раза. Средняя урожайность зерновых в 1932 г. составила 5,7 центнера с гектара - против 8.2 центнера в 1913 г.
За 1929-34 гг. погибло почти 150 млн. голов скота, а его ценность (стоимость в сопоставимых реальных ценах) намного превышает ценность выстроенных в это время огромных заводов и фабрик, эффективность производства на которых была весьма низкой уже в то время.


Страшный голод 1932-35 гг. по своим масштабам превзошел даже голод 1921-22 гг. Хотя данные о рождаемости и смертности населения после 1932 г. перестали публиковаться, сопоставляя различные источники, можно с уверенностью сказать, что страна потеряла от коллективизации и голода более 15 млн. человек.
И тем не менее основная часть продовольствия, за исключением зерновых, сахарной свеклы и подсолнечника, как и прежде, поступала от единоличных хозяйств и приусадебных участков. Хотя на их долю приходилось лишь 13% посевных площадей и никакой техники, в них производилось 65% общего объема картофеля, 48% овощей, основная масса фруктов и ягод; содержалось 57% крупного рогатого скота, который давал 72% всего мяса в стране, 77% молока и 94% яиц.
С введением в 1932 году паспортной системы колхозники, не получившие паспортов, были принудительно прикреплены к земле, работали, как на барщине, получая при этом крайне небольшую плату, высчитанную по трудодням. В относительно благополучном 1939 г. в 5-7% хозяйств люди не получали вообще ничего.
Без разрешения партийных бонз районного масштаба колхозники не имели права покидать свою деревню. Так, спустя всего 70 лет после Манифеста Александра II, крепостное право в Российской (Советской) империи было восстановлено в самой архаичной форме - перераспределения живого труда.
Лагерная экономика
К концу тридцатых годов усилиями Сталина и Коммунистической партии в СССР была построена экономика, отличительными чертами которой являются:
*опора на естественные производственные силы, экстенсивная эксплуатация природных ресурсов и простого живого труда;
*централизация и концентрация экономической власти, управление при помощи административных директив;
*доминирование коллективных видов собственности - так называемой «общенародной, государственной», а по сути - общей собственности партгосноменклатуры, сплоченной в особый социальный слой;
*внеэкономические способы принуждения к труду на основе лишения всех членов общества гражданских прав, включая права на жизнь, с применением перманентного террора и волнообразных массовых репрессий по отношению ко всем общественным группам. включая номенклатуру;
*автаркичное полунатуральное хозяйство, с наивысшим развитием отраслей военно-промышленной группы, которые должны обеспечить силовые ресурсы при захвате и удержании жизненного пространства.
Перечисленные выше отличительные черты характеризуют уже хорошо знакомую нам «азиатскую» систему, или «азиатский» способ производства.
Не удивительно, что доля заключенных в составе рабочей силы достигала 25% и практически совпадала с долей государственных рабов в Шумере третьей династии Ура. Доля продукта, производимого «социалистическими рабами», достигала 33% промышленного производства и 50% строительства.
После того, как маниакально-садистическое высшее руководство органов безопасности было уничтожено и к власти пришли «прагматики» во главе с Берией, лагеря перестали быть просто центрами уничтожения «врагов народа», а стали крупными производственными единицами. «Посадки» стали осуществляться по профессиональному признаку. Сажали тех специалистов, в которых лагерное хозяйство ощущало нехватку. Были даже специальные «посадочные» разнарядки. Создавались целые научные институты за колючей проволокой - «шарашки», условия жизни в которых были лишь немногим хуже, чем на свободе.

И не случайно, система коллективной ответственности и круговая порука, охватывавшая родственников до третьего колена, а также друзей и сослуживцев, были восстановлены именно в этот период.
Не удивительны, а страшны относительно высокие темпы экономического роста, демонстрировавшиеся этой системой на протяжении первых 20 лет ее существования. Эти темпы в прямом смысле оплачены потом и кровью, страхом и потерей человеческого достоинства, разрушением морали и психики десятков миллионов человек.
Расчеты показывают, что только первые 20 лет советской власти обошлись России более чем в 25 миллионов загубленных жизней, а всему Советскому Союзу - более чем в 40 миллионов. Такова цена «Великого эксперимента». А впереди - война, в которой будет потеряно 26 миллионов человек убитыми и почти 20 миллионов - «не родившимися».

Война, доля вины за развязывание которой лежит и на высшем руководстве Советского Союза.
Переходный период в России
Экономические последствия войны для СССР
Советский Союз потерял около 25 миллионов человек. Примерно половина из них была убита на фронте. Остальные умерли от голода, тяжелого труда и болезней в тылу или на оккупированных территориях. Косвенные потери - в связи с сокращением рождаемости составили еще 15 миллионов. Демографические последствия войны проявляются в России каждые 25 лет в формировании малочисленного поколения - детей, внуков и правнуков детей военного времени.

Так уже было в конце 60-х годов, в начале 90-х, так будет в 2015-25 годах.
Около пяти лет потребовалось на восстановление полностью или частично разрушенного хозяйства и жилого фонда страны. Только в декабре 1947 года были отменены карточки на продовольствие и промышленные товары. Тогда же была проведена денежная реформа, состоявшая в обмене старых рублей на новые в пропорции 10 к 1, сопровождавшаяся директивным снижением цен и дифференцированной переоценкой вкладов.
К числу позитивных последствий войны можно отнести небольшое приращение территории и значительный рост влияния СССР в послевоенном мире. Полученное в качестве возмещения ущерба оборудование, демонтированное и вывезенное из восточных германских земель, позволило существенно обновить и модернизировать основные фонды промышленности. Часть этого оборудования до сих пор не выведена из эксплуатации, хотя устарела не только морально, но и физически.

В первый год войны пришлось перебросить наиболее ценную часть промышленности и квалифицированных работников из западных регионов страны на Урал и в Западную Сибирь. Таким образом, был создан плацдарм для дальнейшего хозяйственного освоения этих регионов и Дальнего Востока. Особенно актуальной проблема освоения Востока страны становилась по мере исчерпания ресурсов центральной части и разведки нефти и газа на Северо-Востоке.
Уже в самом начале 50-х годов основные показатели экономического развития страны серьезно ухудшились. Но пока был жив Сталин, никто не смел сомневаться в правильности выбранного пути, памятуя о трагической участи всех его оппонентов. Только Берия выдвинул смелую идею продать Восточную Германию американцам за 10 миллиардов долларов - огромные по тем временам деньги - и на эти средства получше обустроить социалистический лагерь, содержание которого уже тогда обходилось Советскому Союзу недешево.

Но она не нашла одобрения ни у Сталина, ни у Политбюро. Сразу же после смерти Сталина Берия своей властью остановил финансирование ряда наиболее крупных и сомнительных сооружений, строительство которых было вследствие этого заморожено. Он же поставил перед Политбюро вопрос об эффективности колхозного строя.

Несколькими месяцами позднее Маленков предлагает подумать о том, как выровнять нарушенный еще в 30-е годы баланс между развитием легкой (обеспечивающей производство потребительских товаров) и тяжелой (машиностроение и оборонный комплекс) промышленностью. Он же инициировал вопрос об интенсификации сельского хозяйства, стимулировании труда, ослаблении ограничений на торговлю.
Это, по-видимому, был один из последних реальных моментов в истории России, когда ее дальнейшее развитие могло было быть направлено по так называемому «китайскому пути» - постепенной модернизации по западному образцу, допущению рыночных механизмов ценообразования, конкуренции, при сохранении единства державы, идеологии и ведущей роли коммунистической партии. Но возможность эта была упущена, поскольку к руководству партией и страной пришел Никита Сергеевич Хрущев.
Реформы Хрущева
Одним из основных направлений деятельности Хрущева стала реформа системы управления. Уже в 1954 году было сокращено более 200 главков и 150 трестов, а также 4500 управленческих организаций и 4000 различных дублирующих структур управления по 46 министерствам. В три раза была сокращена статистическая отчетность. В последующие два года 15 тысяч промышленных предприятий было передано в ведение союзных республик. В 1957 году министерства были ликвидированы и вместо отраслевой структуры управления возникла территориальная.

Было образовано 102 совнархоза - Совета по управлению народным хозяйством.
Это ослабило централизацию в планировании и позволило шире задействовать инициативу на местах.
В 1958 году было решено передать (продать по остаточной стоимости с рассрочкой на 2-5 лет) технику, сконцентрированную в машинотракторных станциях (МТС), колхозам. Колхозы выкупили более 85% техники, а МТС превратились в центры по ремонту и обслуживанию. В этом же году было принято решение о введении единой формы поставок сельхозпродукции - по госзаказу, по устанавливаемым государством твердым ценам, в фиксированных от средних величин объемах.

Были установлены твердые тарифы оплаты труда колхозников, а в 1964 году введены для них пенсии. В результате различия между колхозами и совхозами стали символическими.
Другим важным направлением деятельности Хрущева стали конверсия ГУЛАГа и прекращение массовых репрессий, Если в начале 50-х годов более 30% ВВП страны производилось в «лагерном хозяйстве», то к середине 60-х - менее 10%. После заявления на пленуме 1955 года о необходимости ускорения научно-технического прогресса происходит постепенная реабилитация социального слоя интеллигенции, получившая название «оттепели». С целью повышения производительности свободного труда начинает проводиться активная социальная политика - снижается пенсионный возраст, увеличивается продолжительность отпусков, в том числе по беременности и родам. Крестьяне вновь, спустя 100 лет после манифеста Александра Второго, получают «вольную» - паспорта и право свободного передвижения.

Однако система прописки сохраняется. Несомненной заслугой Хрущева является осуществленная в 1955-64 годах десятилетняя программа строительства пятиэтажных многоквартирных домов. За это время жилой фонд городов возрос на 80%. Большинство горожан смогли переселиться из бараков, общежитий и бывших доходных домов, в которых тридцать-сорок семей ютились на 300 метрах общей площади с одной уборной, в новые квартиры всего с двумя соседями.

Следует запретить, что аналогичные программы строительства дешевого жилья для рабочих осуществлялись в этот период и позднее также в наиболее развитых западных странах.
Но нельзя не отметить и явных просчетов в экономической политике Хрущева. Прежде всего ее непоследовательности и волюнтаризма.
Имея в целом разумную зерновую концепцию, направленную на увеличение производства кормовых культур - прежде всего кукурузы, в ее реализации Хрущев дошел до абсурда и тем самым дискредитировал саму идею.
Настаивая на увеличении производства мяса, одобрил форсированные темпы развития мясного хозяйства - эксперимент в Рязанской области довел до введения продовольственных талонов и самоубийства первого секретаря Ларионова.
Заботясь о досуге и повышении культурного уровня горожан (вчерашних крестьян), запретил им ведение приусадебного хозяйства и огородничества, что привело к острому продовольственному кризису.
Понимая важную роль индивидуального жилья, отрицал значение индивидуального транспорта - производство «народного» автомобиля началось только в конце 60-х.
Денежная реформа 1961 года (деноминация в 10 раз) привела к повышению розничных цен на 5-10% и вызвала недовольство среди рабочих, так как сопровождалась снижением расценок заработной платы. Открытые проявления недовольства были подавлены карательными органами, но производительность труда снизилась. Усилились приписки.
Реформа Косыгина
Смещение Хрущева со всех руководящих постов в конце 1964 отрыло широкие возможности для дальнейших попыток реформирования социализма. Уже в 1965 году были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, начались масштабные инвестиции в сельское хозяйство - на протяжении последующих 15 лет они будут составлять по 40 миллиардов долларов в год. Колхозникам были установлены стабильные денежные оклады, что наряду с прекращением репрессий привело к увеличению потерь урожая до 20-40%.
В этом же году были восстановлены министерства и усилено планирование, опирающееся на возросшие возможности экономико-математической науки - так называемый балансовый подход. Одновременно было сокращено количество директивно планируемых показателей.
Предприятиям было позволено создавать фонды материального поощрения, социально-культурного развития и самофинансирования. Повысилась роль «социалистической» прибыли. Был внедрен аналог рыночной эффективности - внутриотраслевой хозяйственный расчет.

Это позволило последний раз увеличить заинтересованность работников и руководителей в результатах труда, а следовательно и производительность труда, и эффективность производства.
В дальнейшем следовало бы довести реформу до логического завершения - внедрить хозрасчет на каждом отдельном предприятии, прекратить финансирование убыточного производства, провести конверсию, освободить цены и заработную плату от жесткого регулирования. Но этого тогда сделать было нельзя по вполне очевидным политическим причинам, и реформа потихоньку пошла на спад.
В семидесятых годах рост экономики прекратился и начался застой. Но поток нефтедолларов, обрушившийся на Советский Союз после того, как началась эксплуатация месторождений в Западной Сибири, а на мировом рынке резко повысились цены на нефть, еще в течение целого десятилетия позволял создавать видимость экономического благополучия.
Но эти огромные деньги, а в конце 70-х СССР получал от экспорта нефти более 20 млрд. долларов в год, были бездарно растрачены на поддержку дружественных режимов сырьем и оружием, финансирование деятельности коммунистических партий по всему миру, гонку ядерных вооружений. Единственный шанс произвести модернизацию и постмодернизацию страны в относительно благоприятных условиях не был реализован. В наследство от несостоявшегося русского «чуда» остался долг в 150 млрд. долларов, большая часть которого приходится на страны типа Эфиопии, Кубы и Вьетнама.

И никаких шансов получить хотя бы четверть этой суммы «живыми деньгами».
Перестройка и крах командно-административной системы
В марте 1985 года умер последний представитель брежневской геронтократии К. У. Черненко и генеральным секретарем ЦК КПСС (высший пост в партии и государстве, дававший практически неограниченную власть) был избран «молодой» Михаил Горбачев.
Одним из первых шагов нового генсека стала развернутая с мая того же года мощная антиалкогольная кампания. В принципе, это была весьма своевременная мера. Уровень пьянства и алкоголизма в стране приближался к критической черте, за которой уже отчетливо виднелась окончательная моральная и физическая деградация нации. Пьянству были подвержены не только низы общества, но и среднее руководящее звено и даже культурная и научная элита.

Однако способ борьбы с алкоголизмом был избран крайне неудачный - административное сокращение производства алкогольных напитков, сопровождавшееся варварским уничтожением элитных виноградников. В результате резко возросло подпольное производство самогона и суррогатов, приведшее впоследствии к «сахарному кризису», а доходы государства от продажи алкоголя, приносившие до 20% доходов бюджета, резко сократились, что привело к возникновению дефицита бюджета и росту эмиссии необеспеченных денег. Если до начала кампании лишь четверть потребляемого алкоголя производилась кустарным способом, то через 1,5 года после ее начала - более 2/3.

Справедливости ради необходимо отметить, что на короткое время улучшились некоторые социальные показатели: возросла рождаемость и ожидаемая продолжительность жизни, несколько снизилась заболеваемость, травматизм и смертность.
В 1986 году произошли сразу два события, резко осложнившие экономическое положение Советского Союза. В апреле случилась авария на Чернобыльской атомной станции, ликвидация последствий которой займет многие годы и обойдется в десятки миллиардов долларов, а на мировом рынке тем временем резко (практически вдвое) понизилась цена на сырую нефть. И в этом же году будет провозглашен лозунг на «ускорение социально-экономического развития» страны.

Объявление политики «ускорения» в условиях нарастающего системного кризиса показало, что «молодое» руководство СССР не отдает себе адекватного отче та в происходящих экономических процессах.
Стремясь задействовать скудные «резервы прочности», в 1987 году Горбачев объявил новую кампанию, лозунгами которой стали «гласность» и «демократизация». Впервые после хрущевской «оттепели» в СМИ стали обсуждаться преступления сталинизма и «некоторые ошибки в ходе построения социализма». Уменьшилась цензура, практически прекратились гонения на диссидентов, развернулась критика карательных органов - прежде всего КГБ, армейских порядков, что привело к деморализации силовых структур, которые более не являлись надежной опорой Политбюро.
По инициативе экономистов, принимавших участие еще в косыгинской реформе, был принят Закон «О государственном предприятии», по которому трудовые коллективы наделялись большой самостоятельностью в принятии решений, вплоть до выборов руководства своего предприятия. Самостоятельность была использована прежде всего для повышения заработной платы, не сопровождавшегося адекватным повышением производительности труда. Инвестиции же в новое оборудование и даже расходы на технику безопасности сократились. (Вот где кроются корни технологических катастроф конца 90-х.)
Развернулось кооперативное движение, сопровождавшееся быстрым ростом доходов незначительной части населения и некоторым снятием напряжения с потребительского рынка.
В 1989 году был принят Закон «Об аренде», позволявший трудовым коллективам постепенно, за символический выкуп, приватизировать государственную собственность. Начали создаваться негосударственные банки. Тогда же по стране прокатилась волна шахтерских забастовок, под лозунгами и с требованиями рыночных реформ и повышения заработной платы.

В том же году СССР завершил вывод войск из Афганистана, признав тем самым, что война проиграна.
Деморализация силовых структур, поражение в Афганистане, непризнанное, но очевидное поражение в «холодной войне», сопровождавшееся выводом войск из Восточной Европы, дефицит государственного бюджета и нарастающие товарные дефициты привели к явному ослаблению Союзного центра. Усилилось стремление республик к проведению самостоятельной экономической политики или вовсе к отделению от формально добровольного Союза, особенно в Прибалтике. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха все увереннее перерастал в локальную войну, которую центр или не мог, или не хотел остановить.

Республиканское руководство начало задерживать перечисление налоговых платежей в центральные органы.
В июне 1990 года Российская Федерация объявила о суверенитете в рамках СССР и снизила налоги с предприятий своей юрисдикции. Начался «парад суверенитетов» союзных республик. В ответ центр объявил о смягчении налогового режима, что еще более усилило дефицит бюджета и ухудшило экономическую ситуацию в стране.
В этих условиях было всего два пути дальнейшего развития событий. Надо было либо совершить решительный отказ от руководящей роли КПСС и мифических «завоеваний социализма» и совершить управляемый переход к регулируемой рыночной экономике (программа такого перехода «500 дней» была подготовлена группой академика Станислава Шаталина), либо попытаться силовым путем консолидировать власть и общество и свернуть на «китайскую модель», за что выступали влиятельные силы в ВПК во главе с В. Павловым, сменившим Н. Рыжкова на посту премьер министра.
До последнего момента Горбачев колебался между этими альтернативами. Даже когда Павлов потребовал и не получил у Верховного Совета чрезвычайных полномочий для «наведения порядка» в экономике, президент СССР не обозначил явно своей позиции. Даже когда стало совершенно ясно, что удержать Союз невозможно и речь должна идти только о конкретных условиях разделения республик (без экономического разрыва), он все еще вел подготовку подписания нового союзного договора.
В марте-апреле 1991 года был произведен довольно-таки болезненный для населения (из за максимально короткого срока - всего три дня) обмен 100 и 50-рублевых купюр и осуществлено повышение розничных цен (в среднем в 2,5-3 раза, хотя объявлено было о 70%), сопровождавшееся символической компенсацией вкладов (40%). Это позволило на несколько месяцев стабилизировать ситуацию и снять напряжение с потребительского рынка. Ценой мягкости в отношении денежной и политики заработной платы стала стремительно нарастающая инфляция, грозящая к зиме перейти в гиперинфляцию.
Роль Горбачева в августовском путче 1991 года (ГКЧП) остается до конца непонятной. После путча стремительный развал СССР стал неуправляемым и необратимым. И 8 декабря договор 1922 года был денонсирован Ельциным, Кравчуком и Шушкевичем, две недели спустя Горбачев ушел в отставку, а в России начался переходный период.
Сущность переходного периода
Совершенно очевидно, что смена экономической, политической, социальной, правовой, идеологической и нравственной систем в любой стране, а уж тем более в такой, как Россия, - процесс болезненный и длительный.
Это в 1990 году Григорий Явлинский и большая группа серьезных экономистов полагали, что основные преобразования можно провести за 500 дней. В 1992 году Егор Гайдар и тогдашнее российское правительство отвели на программу «шоковой терапии» 9 месяцев, а на весь процесс трансформации - 2 года. В 1996 году, на пятом году реформ, президент Ельцин просил у народа на завершение начатого еще 4 года - итого восемь лет.



Содержание раздела