d9e5a92d

Экономическое развитие Западной Европы в эпоху феодализма

Экономическое развитие Западной Европы в эпоху феодализма
Вопросы:
1.Формирование феодализма в Королевстве франков VI-IX вв.
2.Сельское хозяйство Западной Европы в период развитого феодализма.
3.Средневековый город.
4.Причины и экономические последствия Великих географических открытий.
Формирование феодализма в Королевстве франков VI-IX вв.
Рабовладельческий строи погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима. Обычное представление, что рабовладельческий строй непосредственно сменяется феодальным, не совсем точно.

Чаще феодальный строй заново возникал из первобытно-общинного. Народы, которые завоевали Рим, находились на стадии первобытно-общинного строя и не переняли римских рабовладельческих порядков. Лишь через несколько веков у них появилось классовое общество, но уже в форме феодализма.
Почему мы рассматриваем формирование феодализма именно в королевстве франков? Потому что именно франки стали преемниками Рима в Западной Европе. Франки - одно из германских племен.

Сначала они жили по Рейну, но в III в. начали свою экспансию и к VI в. завоевали центральную часть Западной Европы.
Что из себя представляло общество франков в период завоеваний? Племя франков делилось на общины - марки. Марка - это уже не родовая община, а сельская.

Если родовая община - большая семья, которая состояла из кровных родственников и вела общее хозяйств , то в марке только земля оставалась в общей собственности, но и она делилась для пользования между членами марки и каждая семья вела свое отдельное хозяйство. А дом, скот и все остальное имущество находилось уже в безусловной частной собственности.


Государства пока еще не было. У франков в это время был строй военной демократии, стадию которого переживали все народы на пороге классового общества. Верховным органом власти в племени было народное собрание, которое для ведения военных действий выбирало военного вождя.

Такой вождь у древних греков назывался басилеем, у римлян - рексом, у восточных славян - князем, а у франков - королем. Естественно, в ходе завоеваний власть короля усиливалась, а власть народного собрания сходила на нет. Да и трудно теперь было собрать франков на одно собрание с огромной территории.

Король стал превращаться в независимого от народа монарха, а вместе с ним возвышалась военная верхушка - королевские дружинники. Они уже не состояли в марках и часто были даже не франками, а галлами, римлянами - королю было выгодно привлекать на службу людей, не связанных с его народом. Иначе они могли бы от имени народа ограничивать его власть, а так они зависели от милостей короля.

Вот эти военные - профессионалы и составили правящую верхушку общества, были поставлены над общинами - марками.
Однако появление правящей верхушки - это еще не феодализм. Феодализм начинается с возникновения феодального землевладения.
В ходе завоеваний у франков рядом с общинной собственностью на землю появляется частная - аллод. Для вознаграждения за службу король стал раздавать землю своим дружинникам. Но поскольку они не состояли в общинах, земля им, естественно, давалась не в общинную, а в частную собственность.

Однако аллод оказался невыгодным для королевской власти: его владелец теперь должен был заниматься хозяйством вместо военной службы.
Поэтому в VIII в. короли франков вводят новую форму земельного владения - бенефиций. Бенефиций давался уже не в собственность, а только во владение при условии несения военной службы. Кроме того, бенефиций - это земля вместе с сидящими на ней крестьянами, причем эти крестьяне обязаны нести феодальные повинности в пользу бенефициария.
Но зачем королю нужно было раздавать землю своим дружинникам? Затем, что за военную службу надо платить. При неразвитых товарно-денежных отношениях платить деньгами было практически невозможно, поэтому военная служба оплачивалась феодальными владениями и класс феодалов рождался как класс военных не только у франков, но и у других народов.
Введение бенефициев было частью военной реформы, которая выдвигала на первый план новый род войска - тяжеловооруженную конницу в рыцарских доспехах. Эта рыцарская конница стала ядром, основной силой франкского войска, усилила боевую мощь франков и позволила завершить завоевания. Для службы в такой коннице надо было иметь постоянный и достаточно большой доход, который освобождал бы рыцаря от хозяйственных забот.

Такой доход он и получал в виде феодальной ренты с живущих в бенефиции крестьян.
Со временем бенефиции стали превращаться из условного и временного владения в полную феодальную наследственную собственность, в феод.
Не довольствуясь землями, пожалованными королем, феодалы увеличивали свои владения, захватывая новые земли с крестьянами. Но чаще крестьяне сами, добровольно, отдавались под власть феодалов. Почему?

Потому что феодальная рента и феодальная зависимость освобождали от военной повинности. Военные походы разоряли крестьянское хозяйство, и, чтобы откупиться от участия в них, крестьяне были готовы платить ренту. Сложилось разделение обязанностей: рыцари воюют, а крестьяне ведут хозяйство и содержат их.
Кроме того, право тогда определялось преимущественно силой, и крестьянин был беззащитен перед сильными, хорошо вооруженными людьми в рыцарских доспехах. Зашиту надо было искать у ближайшего сильного человека - феодала, а чтобы получить ее, надо было отдаться к нему в зависимость. К середине IX в. процесс закрепления крестьян за феодалами был почти закончен.

Завершающим актом феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен был найти себе сеньора.
Поскольку военная служба строилась на земельной основе, крупный землевладелец должен был являться на военную службу не один, а с отрядом, соответствующим его земельным владениям. Этот отряд он формировал из военных-профессионалов, рыцарей, которым выделял часть земли и крестьян в своих владениях. Эти мелкие рыцари подчинялись уже не королю, а своему непосредственному сюзерену.

Да и независимые мелкие феодалы предпочитали пристать к мощному покровителю.
Чем больше было владение феодала, чем больше было у него вассалов, тем больше было его войско. Крупный феодал по силе не уступал королю. И короли были вынуждены подтверждать суверенитет таких феодалов, давая им имущество - документы, по которым феодал в своих владениях заменял власть короля.
Итак, что из себя представляло хозяйство франков, когда формирование феодализма заканчивалось, т.е. в VIII - IX вв.?
Городов как центров ремесла и торговли пока еще не было. Ремесло еще не отделилось от земледелия. Торговля была в зародыше.

Практически развитой была только одна отрасль хозяйства - сельское хозяйство.
В основе феодальных отношений лежала феодальная собственность на землю. А феодальная собственность на землю - это право на получение феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые живут на этой земле. Причем ренты фиксированной, т.е. определенной законом или обычаем величины. Феодальная собственность на землю предполагала двух собственников: феодала, имеющего право на получение ренты, и крестьянина, имеющего право распоряжаться этой землей.

Феодал не мог отобрать у крестьянина землю. И, наоборот, крестьянин мог землю не только передать по наследству, но и продать, только к покупателю переходила и обязанность платить ренту.
Это, впрочем, не относилось к людям, которые находились в личной зависимости от феодала. Дело в том, что в феодальном обществе сохранялся рабовладельческий уклад. Этих зависимых людей так и называли рабами - сервами.
Хозяйство феода было натуральным: здесь не производилось продукции для продажи за пределы феода, а все, что потреблялось, производилось внутри феода. Феод экономически не нуждался в остальном мире. Поэтому внутри феода дополнительно к сельскому хозяйству работали и ремесленники: кузнецы, плотники, ткачи.

Но ремесло не было отделено от земледелия: ремесленники из крестьян выполняли заказы как своих соседей, так и самого феодала, но не готовили изделия для продажи за пределы феода.
И поэтому быт крестьян и феодалов отличался пока немногим: феодалы ели ту же пищу, что и крестьяне, носили такую же одежду домашнего изготовления.
Торговля, как уже отмечалось, была в зачаточной форме. Первоначально наиболее безопасным местом для торговли была церковь. Дело в том, что в помещении церкви был «божий мир» - здесь нельзя было грабить и убивать, это считалось тягчайшим грехом.

Чтобы понять это обстоятельство, надо представить условия того времени, когда человек, который оказывался сам по себе, ни под чьей-либо защитой, тем самым был вне закона. Его можно было безнаказанно ограбить и даже убить. Особенно беззащитной и соблазнительной добычей был купец, который приехал с товарами из далеких мест.

Но в церкви он был под защитой «божьего мира».
Потом торговля была перенесена на площадь перед церковью, потому что сфера «божьего мира» теперь охватила и эту площадь. Но торговали только в определенное время. На это время над площадью поднимался флаг и площадь становилась как бы частью церкви.

Так рождались первые ярмарки.
Но после пяти столетий, которые прошли после гибели Римской империи, стал заметен регресс в экономике и культуре: исчезли города, развитое ремесло, наука, искусство, товарное производство сменилось натуральным. Но новые феодальные отношения давали больше потенциальных возможностей для экономического развития.
Зависимый от феодала крестьянин был значительно больше раба заинтересован в результатах своего труда: он вел свое, независимое от феодала хозяйство, и если получал больше продуктов, то больше оставалось у него: ведь рента была фиксированной.
Если в рабовладельческом обществе контингент рабочей силы зависел от войны и захвата пленных, то теперь его обеспечивал естественный прирост населения, и поэтому не война, а мирное время создавало оптимальные условия для развития хозяйства.
Раздавая земли и устанавливая иммунитеты, короли франков подготовили гибель своего королевства. Закономерность феодальной раздробленности определялась натуральным характером хозяйства, когда страна состояла из экономически изолированных небольших районов.
Сельское хозяйство Западной Европы в период развитого феодализма.
В период феодализма развитие производительных сил сельского хозяйства было в основном чисто количественным, экстенсивным: распахивалось все больше земли, росло количество скота, и получалось соответственно больше продуктов земледелия и скотоводства. Повсеместно установилось трехполье. Пашня делилась на три поля: одно засевалось озимым хлебом, второе - яровым, третье отдыхало под паром, и ежегодно происходило чередование полей.
Толчком к дальнейшему развитию отношений в сельском хозяйстве стали крестовые походы XI - XIII вв. До них быт, одежда и пища феодала принципиально не отличались от крестьянских. Но на Востоке рыцари-феодалы увидели роскошь верхов общества, которая служила показателем престижа: ведь по уровню цивилизации Восток тогда существенно превосходил Европу. И вернувшись домой, феодал уже стыдился носить домотканную одежду. Теперь ему нужны были тонкие восточные ткани, восточные пряности, дорогая посуда и мебель.

Но все это не производилось в своем феоде, все это надо было покупать. А чтобы покупать, надо иметь деньги, т.е.продавать часть произведенного в феоде.
И феодальное хозяйство начинает терять свою замкнутость и натуральность, втягивается в торговлю, а значит - становится все менее феодальным. Этот процесс продолжался несколько веков и выражался в поочередной ликвидации форм феодальной ренты, в переводе их на деньги. Такой перевод феодальной ренты на деньги принято называть коммутацией.
Процесс этот имел особенности в различных странах.
Франция. Процесс начался с ликвидации барщины. Барщина, т.е. принудительный труд крестьян в хозяйстве самого феодала - это то, что в феодализме осталось от рабства.

При барщине у крестьянина нет материальной заинтересованности, поэтому производительность труда очень низкая. И барщину в первую очередь заменяли денежными платежами, т.е. денежным оброком. Ликвидация барщины означала ликвидацию собственного хозяйства, собственной пашни феодала: на ней было некому работать.
После ликвидации барщины ненужным стало крепостное право, которое при феодализме тоже было пережитком рабовладельческих отношений. Крепостное право бьшо необходимо именно для того, чтобы заставить крестьянина работать на поле феодала. А оброк крестьянин платил и без крепостной зависимости, как современный арендатор платит арендную плату. Поэтому с ликвидацией барщины ликвидируется и крепостное право.

Крестьян освобождают за выкуп. Крестьян даже заставляют выкупаться, потому что феодалам нужны деньги. Во Франции это происходит в XIV в.
Ликвидация крепостного права не означала ликвидации феодализма. Крепостное право, как уже сказано, было пережитком рабовладения. А основа феодализма - феодальная собственность на землю и феодальная рента - осталась и после ликвидации крепостного права.
Но на этом коммутация не закончилась. С конца XV в. феодалы начинают заменять и натуральный оброк денежным. Ведь феодалу нужны были именно деньги. Получив с крестьян оброк продуктами сельского хозяйства, он должен был продать эти продукты.

Но благородные дворяне заниматься торговлей не умели и не хотели. К тому же продукты, получаемые в виде оброка, по обычаю могли быть и невысокого качества. Например, феодал должен был принять у крестьянина овес, если его соглашалась есть лошадь, голодавшая три дня.

Можно ли было продать такой овес -другой вопрос.
Крестьян коммутация связала с рынком, предоставила больше возможностей крестьянской инициативе. Не следует, однако, думать, что эта эволюция феодального способа производства давала крестьянам одни только преимущества. Продать на рынке продукцию, чтобы заплатить ренту деньгами, в условиях слабого еще развития товарно-денежных отношений было труднее, чем отвезти эту продукцию на двор феодала. К тому же, кроме феодальной ренты, крестьяне должны были платить десятину церкви и растущие налоги государству. При переходе к денежной ренте у крестьян появился новый эксплуататор - ростовщик.

Чтобы заплатить оброк и налог, крестьянин нередко был вынужден брать ссуду у ростовщика и попадал к нему в кабалу.
К тому же Франция в это время была ареной постоянных войн, разорявших крестьянское хозяйство. Деревни состояли из глиняных хижин под соломенными крышами, без окон. В тесном помещении ютилась семья вместе со скотом и домашней птицей.

И крестьянские восстания во Франции следовали одно за другим.
В Англии феодальные отношения формировались в процессе двух завоеваний. В V в. она была завоевана германскими племенами англо-саксов. Местное население, бритты, было частью истреблено, частью обращено в рабов и зависимых людей, а часть его бежала на континент и заселила нынешнюю Бретань.

Появление зависимой группы бриттов стало толчком к началу феодализации. Впрочем, этот процесс тормозило то обстоятельство, что основную часть завоевателей составляли крестьяне-воины, которых подчинить феодалам было очень трудно.
Но в середине XI в. Англия снова была завоевана Вильгельмом-завоевателем, герцогом Нормандии. Это и завершило процесс феодализации. Завоеватели - норманны и франки, прибыли с континента, где феодализм уже укоренился.

Они сами были феодалами, и поэтому стали делить землю с местным населением на феодальные владения. Но в феодальную зависимость попали не все крестьяне: 20% их сохранили землю и свободу.
Одна из особенностей английского феодализма - очень слабая феодальная раздробленность. Частью это было связано с островным положением страны, частью с тем, что феодализм был установлен в процессе завоеваний. Это обстоятельство содействовало развитию торговли, складыванию внутреннего рынка и в целом ускоряло экономическое развитие Англии.
Другая особенность - ранняя специализация сельского хозяйства. Из-за климатических условий еще в XII в. ведущей отраслью стало овцеводство - разведение овец на шерсть. Но шерсть производилась прежде всего на продажу, поэтому сельское хозяйство стало товарным.
Развитие товарно-денежных отношений ускоряло экономические процессы, и коммутация в Англии прошла уже в XII-XIII вв. В XIV в. феодальная рента утратила прежнее значение. На первый план выдвинулись новые дворяне - джентри, которые уже не считали своей профессией военное дело, а занимались производством шерсти на рынок с использованием наемного труда.

Торгуя шерстью, они постепенно сливались с буржуазией города. У английских дворян того времени было даже в обычае отправлять одного из сыновей на выучку к купцу.
Германия перешла к феодализму позже Англии и Франции. Это было связано с тем, что она находилась дальше от старых центров цивилизации, от Рима. Если Галлия была в прочной зависимости от Рима и испытала сильное влияние римской культуры, то Германию римляне так до конца и не завоевали.

Поэтому экономические процессы там происходили с некоторым опозданием.
К тому же Германия была покрыта лесами, а леса тормозили развитие сельского хозяйства. Чтобы отвоевать землю у леса, нужен был коллективный, общинный труд, и это задержало разложение общины. Поэтому феодальные отношения здесь формировались лишь в XI-XIII в.
Развитие феодальных отношений в XII в. было приостановлено экспансией рыцарей на восток. До этого территория Восточной Германии была занята славяно-литовскими племенами, но в XII в. немецкие рыцари начали захватывать эти земли, оттесняя и истребляя местное население. Для колонизации новых владений приглашались крестьяне с запада, естественно, на льготных условиях.

Наличие свободных для заселения земель задержало феодализацию.
Особенностью Германии было сильная и затянувшая феодальная раздробленность. В сущности, до 1871 г. Германии не было, мы лишь условно называем Германией множество мелких и крупных государств, которые потом были объединены в единое германское государство. Это значит, что Германия была и экономически раздробленной, что не существовало единого германского рынка.

Главным результатом всех этих обстоятельств было то, что здесь вообще не было коммутации. Развитие товарно-денежных отношений, которое в Западной Европе вело к ликвидации крепостного права и коммутации, в Германии имело следствием усиление крепостничества.
В условиях феодальной раздробленности внутренний рынок сельскохозяйственной продукции еще не сложился, что тормозило рост товарности крестьянского хозяйства. Избыток сельскохозяйственной продукции шел преимущественно на экспорт, а продавать продукцию за границу у феодалов было больше возможности, чем у крестьян. Поэтому в торговлю, в товарное производство здесь втягивались не крестьяне, а сами феодалы.

Но для продажи требовалось больше продукции, чем для своего потребления. Поэтому феодалы расширяли свою запашку, свои поля. Тем самым они увеличивали барщину, потому что поле феодала обрабатывается барщинным трудом крестьян. А барщина, как уже сказано, требовала крепостной зависимости крестьян, поэтому усиливалось и крепостничество.

Крепостное право доходило здесь до степени рабства. Некоторые германские феодалы нашли, что очень выгодно продавать крестьян в солдаты - и тысячи немецких крестьян были проданы в солдаты в другие государства. Происходило, правда, все это позже, в XVI-XVIII вв.
Получался парадокс: втягивание сельского хозяйства в рыночные отношения, свойственные скорее капитализму, чем феодализму, вело к усилению крепостничества. А крепостничество принято считать одной из важных сторон феодализма. Однако крепостничество «второго издания» имело иное качество. Усиление крепостничества теперь не означало усиления феодализма. Это был лишь другой путь его разложения.

Если с одной стороны реставрировались архаичная барщина и крепостничество, то с другой стороны развивалось крупное товарное производство в имениях феодалов, которое впоследствии стало базой «прусского пути» развития капитализма в сельском хозяйстве. Крепостничество стало тем инструментом, который позволял развить крупное товарное производство в интересах класса феодалов.
Итак, главным направлением развития феодализма в сельском хозяйстве Западной Европы был рост товарного производства, который в одних случаях выражался в коммутации, в других - во «втором издании крепостничества». Но сам рост товарности означал, в сущности, разложение феодализма, потому что классический «чистый» феодализм - это натуральное хозяйство. Иными словами, период развитого феодализма - это уже период его разложения.

Сразу же после того, как феодальный способ производства сформировался, он стал разлагаться, готовя почву для следующего способа производства. «Чистого» феодализма почти не существовало. Феодализм, как и другие формации, в сущности был переплетением нескольких укладов.
Средневековый город.
Ранний европейский феодализм обходился без городов и городского хозяйства. Города возникают в XI в. и быстро начинают расти. В первую очередь оживают развалины городов, построенных римлянами: Лондон, Париж, Марсель, Кельн, Генуя, Венеция, Неаполь.
Будущий Кельн к началу XI в. представлял значительное пространство, обнесенное римскими крепостными стенами. Рядом с этими стенами на берегу Рейна появилось крошечное ремесленное поселение. За короткий срок город вырос до размеров, втрое превосходивших прежний римский город, и был обнесен новыми стенами.
Что было причиной возникновения быстрого роста городов? - Отделение ремесла от земледелия.
Развитие ремесла проявлялось в его специализации. Раньше деревенский кузнец был мастером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножи и даже оружие для дружины феодала. Ему хватало работы в феоде. Но теперь появляются мастера-оружейники, мастера по изготовлению доспехов, которые не умеют делать мечи. И этим «узким специалистам» уже не хватает работы в феоде.

Им нужен рынок.
К тому же растет спрос феодалов на предметы роскоши. Потому и появляются «узкие специалисты» в ремесле, что фесцала уже не удовлетворяли грубые изделия домашних ремесленников. Он не желал больше ходить в домотканном полотне и овчинной шубе, ему требовались тонкие шерстяные ткани, а их производство нельзя было наладить в каждом феоде.
И вот теперь ставший ненужным феодалу ремесленник, чтобы совершенствоваться в своем деле и готовить те изделия, на которые повысился спрос, покидает деревню и селится в таком месте, куда стекается много народу, где он может найти много покупателей и заказчиков на свои изделия - на пересечении дорог, под стенами крупного монастыря, куда приходит много поломников. На этом месте и начинает расти город. А при чем здесь развалины римских городов?

Римляне, конечно, строили свои города в самых географически удобных пунктах.
В города бегут крепостные крестьяне. Тогда существовала пословица «городской воздух делает свободным»: по законам, принятым повсеместно (любопытно, что несмотря на феодальную раздробленность, законы и обычаи были почти везде одинаковы), крестьянину достаточно было прожить в городе один год и один день - он становился свободным.
В условиях феодализма, когда рынок еще оставался узким, ремесленник и в городе не сразу находил достаточное количество покупателей и заказчиков. Поэтому первое время горожане продолжали заниматься и сельским хозяйством, имели огороды и поля.
Внутри Парижа еще в XIII-XV вв. были не только огороды, но и пахотные поля, а о городе Майнце говорили, что он частью заселен, а частью засеян.
Каждое утро по звуку рожка открывались городские ворота и скот горожан выгонялся на пастбище. Не весь. Свиньи в самом городе находили пищу, исполняли службу городских санитаров: помои выливались на улицу, потому что канализации не было. К тому же улицы были узкими.

Крепостные стены не давали городу разрастаться вширь, поэтому площадь экономилась. Верхние этажи домов нередко выдавались над нижними, и крыши домов, стоящих по разные стороны улиц, почти соприкасались.
К тому же представления средневекового горожанина о гигиене существенно отличались от наших. До уборных еще не додумались, удовлетворяли свои потребности во дворе, а иногда и в публичных зданиях. Даже в королевском дворце на лестницах и балконах, за дверями встречались экскременты.

Пищу до XVII в. ели руками, беря куски с общего блюда. Поэтому правила хорошего тона рекомендовали сморкаться не той рукой, которой берут мясо за обедом.



Содержание раздела