d9e5a92d

Экономическое развитие Франции после второй мировой войны

Французские товары имели низкую конкурентоспособность на мировом рынке. К началу второй мировой войны Франция еще оставалась наполовину аграрной страной: в сельском хозяйстве было занято 37% самодеятельного населения, а в промышленности - только 25%. Отсталой была и структура промышленности.

Хотя в 20-х годах и стали ускоренно развиваться «новые» отрасли тяжелой промышленности, но и легкая промышленность все еще преобладала: в текстильной, обувной и пищевой отраслях было занято больше половины промышленных рабочих.
В промышленности Франции в 20-30-х гг. усиливаются такие монополии, как военно-промышленный концерн «Комите де форж», химический концерн «Кюльман», но в целом по концентрации производства и технической оснащенности французская промышленность отставала от передовых гран. Достаточно сказать, что 40% промышленных рабочих накануне трои мировой войны было занято в ремесленных мастерских с ручным рудом и числом рабочих до 10 человек. В новых условиях производство модных товаров не играло уже решающей роли в экономическом развита, и традиционная специализация тянула Францию назад.
До первой мировой войны Францию называли мировым ростовщиком. О послевоенной Франции так сказать было уже нельзя. В результате Октябрьской революции Франция потеряла в России половину вывезенных за границу капиталов: советское правительство отказалось признавать долги прежних правительств и возвращать сделанные во Франции займы, а капиталы, вложенные в угольную и металлургическую промышленность России, были потеряны с национализацией этой промышленности.
Кроме того, во время войны Франция стала должником США, как и другие европейские страны, и теперь по ввозу капитала занимала уже не 2-е, а 4-е место в мире.
И дело не только в том, что она стала меньше вывозить капиталов: увеличилась доля вывоза их не в ростовщической форме (займы), а в производительной. Это было связано, в частности, с тем, что больше капиталов стало экспортироваться в колонии. Если перед войной в колонии из Франции направлялось только 10% экспорта товаров и капиталов, то в конце 30-х годов - 30%, Франция только теперь по настоящему приступила к освоению колониальных богатств.

Но колониям не дают займы; капитал вывезенный в колонии, вкладывается в их хозяйство.
Экономическое развитие Франции после второй мировой войны
Экономические потери Франции во второй мировой войне были тем более значительными, что разрушения от военных действий и бомбардировок дополнялись ущербом от оккупации германскими войсками. Производство в среднем сократилось втрое: на 70% снизилось промышленное производство, более чем вдвое - сельскохозяйственное, втрое сократился автомобильный парк и грузовые перевозки. Довоенный уровень промышленного производства, уровень 1938 г., был восстановлен в 1948 г.
К 1990 г. промышленное производство Франции выросло в 5,5 раза. Вспомним, что производство развитых капиталистических стран по сравнению с довоенным выросло в 8,5 раза, а с 1948 г. - в 5,7 раза. Франция явно отстает.

Если в 1938 г. во Франции производилось 7,7% продукции развитых капиталистических стран, то в 1989 г. - только 5,7%.
Правда, в промышленности Франции за это время произошли прогрессивные сдвиги. Франция перестала быть страной с преобладанием легкой промышленности. Уже в начале 80-х годов машиностроительная, металло-перерабатывающая, электротехническая, автомобильная, авиаракетная и химическая промышленность в совокупности давали 60% промышленной продукции, а вместе с добывающими отраслями - металлургической, угольной и нефтегазовой - до 70%.

Легкая промышленность теперь дает меньше 30% промышленной продукции.


После войны первоначально во Франции был взят курс на пропорциональное развитие всего комплекса отраслей. Этот курс противоречил принципу интеграции, поскольку предполагал самообеспечение Франции всеми видами продукции вместо участия в международном разделении труда. Этот курс был и экономически нецелесообразен, потому что предполагал дальнейшее развитие и тех традиционных отраслей, продукция которых не пользовалась спросом на мировом рынке.

А эти отрасли составляли до 40% французской промышленности.
В 70-х годах курс изменился. Теперь правительство стало стимулировать развитие тех перспективных отраслей, продукция которых могла быть на мировом рынке достаточно конкурентоспособной. Особенно значительные успехи были достигнуты в автомобильной, авиаракетной и электротехнической промышленности.

Уже к началу 80-х годов доля Франции по этим отраслям превышала 10% от совокупного производства развитых капиталистических стран (а не 6%, как по промышленности в целом).
В 1980 г. в промышленности было занято 25,8% населения страны, в сфере услуг - 57%, т.е. вдвое больше, чем в промышленности. Доля занятых в сельском хозяйстве сократилась до 8,7% в 1980 г. Теперь Францию уже нельзя назвать наполовину аграрной страной.
Однако сельское хозяйство Франции дает на экспорт более трети своей продукции. По величине сельскохозяйственного экспорта Франция занимает первое место в Европе и отстает по этому показателю только от США.
Длительный застой в сельском хозяйстве объяснялся тем, что основу его все еще составляли мелкие парцеллярные крестьянские хозяйства. По расчетам французских специалистов треть этих хозяйств не могли прокормить владельцев. Иными словами, в сельском хозяйстве Франции еще не завершился переход к капитализму. Поэтому было решено ликвидировать мелкие нерентабельные хозяйства, чтобы перевести сельское хозяйство на капиталистический путь, обеспечить переход к рациональным фермерским хозяйствам.

Государство в принудительном порядке выкупало нерентабельные хозяйства, что вызвало тогда массовые выступления крестьян, которым конечно, трудно было найти место в экономической жизни города.
Государство через банк «Креди агриколь» стимулировало образование крупных фермерских хозяйств, рационализацию и повышение технического уровня сельского хозяйства. Очевидно, результатом этой перестройки и явилось ускорение роста сельскохозяйственного производства в последние десятилетия.
Особенности корпораций и финансового капитала Франции
В число 10 крупнейших коммерческих банков мира входит 4 французских: «Банк насьонал де Пари», «Креди агриколь», «Креди Лионе», «Сосьете женераль». В число 10 крупнейших промышленных компаний мира ни одна французская не входит. Та особенность, которая была характерна для Франции начала XX в. (высокая концентрация капитала, но низкая концентрация производства) - сохраняется до настоящего времени.

95% французских предприятий составляют мелкие заведения с числом рабочих до 20 человек. Остается очень значительной и доля ремесленного производства.
Большинство французских предприятий не достигает оптимальной величины, требуемой современными условиями, поэтому государство проводит политику содействия слиянию фирм, укрупнению промышленности. Еще недавно в число 100 крупнейших промышленных компаний мира входило лишь 5 французских, причем крупнейшая из них занимала 50-е место. В начале 80-х гг. две французские корпорации уже вошли в число 20 крупнейших компаний мира.
В первые послевоенные десятилетия в хозяйстве Франции сохраняли позиции прежние традиционные финансовые группы Ротшильдов, Лазаров, Шнейдеров. Но с 60-х гг. началась экспансия двух новых групп «Париба» и «Сюэз». Во главе групп стояли не банки, а холдинги, которые владели крупными пакетами акций и промышленных компаний, и банков.

К 1980 г. эти две группы контролировали 20% активов французской промышленности и 2,6 тыс. промышленных компаний практически во всех отраслях промышленности.
В состав группы «Париба» входит банк «Банк де Пари де Пей Ба», крупнейшая промышленная корпорация Франции «Компани франсез де петроль», электротехническая «Томсон-Брандт» и др. Капиталы группы вложены в нефтехимию, электронику, металлургию, машиностроение, издательское дело и т.д. В сущности, для определения сферы интересов группы надо перечислить все отрасли французской промышленности.
Название группы «Сюэз» возникло от Суэцкого канала. После национализации канала египетским правительством в 50-х годах «Компания Суэцкого канала» полученную от Египта компенсация инвестировала в разные отрасли французской экономики. В состав группы вошли несколько банков во главе с банком «де л'Ендошин э де Союз», концерны «Сен-Гобэн», «Рон-Пулек» и др. Не только в состав группы входит целый комплекс отраслей промышленности, но и корпорации группы имеют многоотраслевую структуру.

Так, в составе «Сэн-Гобен» действуют предприятия разных отраслей - от металлургии и производства стройматериалов до парфюмерии.
Во Франции развитие финансового капитала зашло глубже, чем в других странах, банки и финансовые группы все теснее связываются между собой, переплетаясь в одно целое. Каждый крупный банк скупает акции не только промышленных фирм, но и других банков.
Отдельные банки и финансовые группы сливаются, так что граниту между ними становились все более расплывчатыми. Новые промышленные фирмы теперь учреждаются уже не одной, а несколькими финансовыми группами; старые фирмы действуют под контролем сразу нескольких переплетенных финансовых групп и банков. Как правило, портфель крупного банка, т.е. принадлежащие ему акции, теперь становился намного больше собственного капитала банка.

Банки перерастали в портфельные компании.
Национализация и государственное регулирование хозяйства
В первом правительстве, которое приняло в свои руки руководство страной после второй мировой войны, пять министерских портфелей принадлежало коммунистам, причем именно под их руководством оказались министерства, ведавшие экономикой. Поэтому и национализация была проведена по программе коммунистов. В руки государства перешли 5 крупнейших банков (60% банковского капитала страны), угольная и газовая промышленность, электростанции, военная промышленность, транспорт, авиационная, часть автомобильной промышленности.

В руках государства оказалось 20% производственных мощностей.
Национализация во Франции отличалась от английской. С самого начала здесь наряду с предприятиями «старых» отраслей национализировались и предприятия «новых». Компенсацию получили не все: предприятия коллаборационистов переходили в собственность государства без компенсации. Так, без возмещения были национализированы автомобильные заводы «Рено».

Но главное - национализацией крупнейших банков, входивших в состав «первой десятки» мира, были значительно подорваны позиции финансового капитала, который именно во Франции играл особенно значительную роль.
В 1982 г. был проведен второй этап национализации. Теперь в государственную собственность переходили еще 36 банков, крупнейшие банки из оставшихся вне государственного сектора. Кредитная система практически оказалась полностью в руках государства. Были национализированы крупнейшие финансовые группы «Париба» и «Сюэз», 5 крупнейших промышленных корпораций. Теперь государственный сектор давал уже 23% промышленной продукции, на него приходилась половина всех капиталовложений в стране.

Но почему только 2% промышленной продукции после национализации главных финансовых групп и корпораций? Потому что во Франции значительную часть продукции выпускают мелкие фирмы и предприятия. Государственные предприятия теперь стали выпускать 85% авиационной продукции, 80% черных и 62% цветных металлов, 48% продукции химической промышленности, 44% электроники и электротехники. Следует оговориться, что приблизительно половина предприятий государственного сектора - смешанные общества с участием государственного и частного капитала.

Государство в таких обществах является лишь наиболее крупным акционером. Через государственный бюджет во Франции проходит около 40% национального дохода.
Естественно, что при этом государственное планирование получило особенное развитие. Главный орган планирования во Франции, «Генеральный комиссариат планирования», был создан по инициативе коммунистов в 1946 г. С тех пор планирование не прекращалось, в 1980 г. был принят уже 8-й план экономического развития на 1981-1985 гг.
Именно Францию приводят обычно в качестве наиболее показательного примера индикативного планирования. Непосредственно руководят государственные органы только предприятиями государственного сектора, заключая с ними «долгосрочные контракты». При этом контракты с конкретными плановыми заданиями и цифровыми показателями заключаются только с неакционерными компаниями.

С акционерными же компаниями, которые в государственном секторе составляют большинство, заключаются контракты, в которых указываются лишь стратегические направления развития. Плановые рекомендации получают и частные фирмы. Для них эти рекомендации не обязательны, но их выполнение стимулируется экономически - налоговыми льготами, кредитами, субсидиями.
Государственный сектор и государственный бюджет используются во Франции для увеличения капиталовложений и ускорения промышленного роста. Как уже сказано, промышленные фирмы во Франции сравнительно небольшие, поэтому самофинансирование, расширение производства за счет прибыли менее возможно, чем в других странах. Поэтому государство принимает на себя значительную часть капиталовложений.
На пороге 80-х гг. в руководстве хозяйством Франции боролись две тенденции. Левые, коммунисты и социалисты, стремились выполнить программу строительства социализма, а правые добивались «либерализации» в экономике. После проведения 2-го этапа национализации левые убедились, что их программа не соответствует реальным экономическим условиям.

Если прежде промышленное производство в среднем увеличивалось на 4-4,5% в год, то в 1980-1985 гг. в среднем за год оно стало сокращаться на0,1%.
Коммунисты ушли из правительства. Упал их авторитет, и вместо 20% голосов, как было прежде, компартия на очередных выборах не набрала и 8%. Социалисты после некоторого перерыва вернулись к власти, но теперь это умеренная партия, хозяйственная политика, которой мало отличается от политики М. Тэтчер.
В 1986 г. правительство правых партий приняло закон о денационализации госсектора к 1991 г. В 1987 г. процесс приватизации был остановлен возвращением к власти социалистов. Но 12 компаний к этому времени были уже приватизированы. В их числе банк «Сосьете женераль», группы «Париба» и «Сюэз».

Одновременно стали проводиться меры по снижению «дирижизма», т.е. государственного административного регулирования и контроля. Даже те небольшие элементы административного управления и планирования, которые допускались во Франции, теперь были забракованы. Таким образом, тенденция свертывания государственного регулирования хозяйства коснулась и Франции.
Экономическое развитие Германии
Экономические последствия первой мировой войны
Первая мировая война обошлась Германии дороже, чем другим капиталистическим странам. Здесь промышленное производство сократилось вдвое, победители отобрали у нее все колонии, обратно к Франции отошли Эльзас и Лотарингия. По некоторым подсчетам национальное богатство Германии в результате этих потерь уменьшилось вдвое. Но особенно тяжелым последствием было то, что страны-победители наложили на Германию репарации, т.е. суммы военного ущерба, которые должна была возместить Германия, в 132 млрд. золотых марок. За короткий срок разоренная войной Германия заплатить эту сумму была не в состоянии.

В обеспечении репарационных сумм победители вывозили из Германии все, что представляло ценность, а в 1923 г. франко-бельгийские войска оккупировали Рурскую область, которая давала 90% угля и 50% металла Германии, чтобы беспрепятственно вывозить ее продукцию.
В 1924 г. на помощь пришли США. Они предложили «План Дауэса». Заключался этот план в следующем: США (и в небольшой степени Англия) дают Германии займы для восстановления промышленности, доходы промышленности идут на уплату репараций Англии и Франции, а получив репарации, Англия и Франция возвращают США свои военные долги.
По плану Дауэса Германия получила около 30 млрд. золотых марок. Выплатила она за время действия этого плана в счет репараций 8 млрд. марок. Под этим «золотым дождем» германская промышленность стала восстанавливаться и расти.
В 1929 г. план Дауэса был заменен «Планом Юнга». Новый план представлял еще большую уступку Германии. Сумма репараций значительно сокращалась и выплачивать их Германия должна была сравнительно небольшими ежегодными платежами до 1988 г. Однако теперь даже такой вариант был уже нереален: начинался мировой экономический кризис тут уж не до репараций!

Поэтому в 1932 г. план Юнга, а вместе с тем и репарации вообще были отменены.
Всего Германия выплатила в счет репараций около 20 млрд. марок. Основная тяжесть репараций пришлась на первые годы, когда промышленность Германии была наполовину разрушена, капиталов не было, а победители настойчиво добивались платежей. Сначала из Германии уплывало последнее золото, а затем в счет репараций стали вывозить уголь, коров, паровозы. И в соответствии с этим падала марка - в стране наступила невиданная инфляция.

Следует подчеркнуть, что вывозились товары, которые противостояли бумажно-денежной массе, а за маркой не стояло уже золото.
Инфляция разорила массу мелкой буржуазии, рантье, людей, у которых за годы войны и сопутствующей ей спекуляции скопились денежные накопления. В этом смысле мелкая буржуазия пострадала больше рабочих, у которых и не было накоплений. Правда, рост заработной платы отставал от роста цен , поэтому на время инфляции материальное положение рабочих, конечно, ухудшилось.
Но промышленная буржуазия, корпорации, от инфляции выиграли. Она платила зарплату почти ничего не стоящими бумажками, ими же платила налоги государству и возвращала долги банкам. Расплатившись с банками, промышленные корпорации становились от них независимыми, и финансовые группы распадались. Поэтому нельзя говорить, что от инфляции выиграла вся буржуазия - банки тоже пострадали.

А собственный капитал промышленных корпораций не пострадал: он заключался не в деньгах, а в реальных ценностях - оборудовании, корпусах фабрик, запасах сырья и продукции. Пользуясь инфляцией, можно было продавать свою продукцию за границей по пониженным ценам, но за валюту, и получать высокие прибыли.
После принятия Плана Дауэса происходит дальнейшее укрепление монополий. Путем слияний рождаются новые тресты и концерны. В 1926 г. возникает «Стальной трест». Это была целая промышленная держава со своими шахтами, электростанциями, машиностроительными и судостроительными заводами.

В этом отношении «Стальной трест» был похож на «Концерн Круппа!». Как мы видим, такая многоотраслевая структура с расчетом на самообслуживание была вообще характерна для Германии того времени. В 1925 г. слиянием химических компаний рождается знаменитый химический трест «Фарбениндустри».
Итак, в 20-х годах немецкая промышленность восстанавливается и развивается дальше. Но к 1929 г. промышленное производство Германии выросло только на 8 % сравнительно с довоенным уровнем. Рост производства здесь сдерживался узостью внутреннего рынка: ведь германское население обнищало в период инфляции и все еще продолжало платить репарации. Потенциальные покупатели потеряли свои сбережения. А следствием узости внутреннего рынка была особенно большая недогрузка производственных мощностей и безработица.

Производственные мощности в период подъема были загружены только на 70%, а безработных было 4 млн.
Естественно, что кризис 1929-1933 гг. проявился в Германии в особенно острой форме. Промышленное производство сократилось более чем на 40%. 70% производственных мощностей стояли в бездействии.

Безработными оказалось больше половины рабочих.
В годы кризиса обострились социальные противоречия. Антикризисные меры, которые здесь принимались, как и в других странах, имели антирабочую направленность. Здесь законом сокращается зарплата, ликвидируются пособия по безработице; в трудовых лагерях, куда собирали безработных, был установлен жесткий военный режим.
В стране складывается революционная ситуация. Как всегда бывает в подобных случаях, происходит поляризация политических сил: теряют позиции умеренные партии, усиливаются крайние. На одном полюсе усиливаются фашисты, на другом - социалисты-коммунисты.
Поскольку умеренные буржуазные партии теряли голоса, монополистическая буржуазия искала новую силу, на которую можно было опереться, и нашла ее в лице партии Гитлера. В отличие от Франции, в Германии не сложился союз социалистов и коммунистов. Сталин объявил социалистов «социал-фашистами», и о необходимости борьбы с ними говорилось не меньше, чем о борьбе с подлинным фашизмом.

А к словам руководителя единственного государства, где коммунисты стояли у власти, нельзя было не прислушаться. Ряды левых были расколоты. Это стало одной из причин победы Гитлера в 1933 г.
Экономика фашистской Германии
Что такое германский фашизм? Фашизм в Германии, как и в других странах, родился как мелкобуржуазное политическое движение, политическое движение людей не очень богатых, не очень образованных и в силу экономического развития теряющих устойчивое положение в обществе, и, естественно, недовольных этим. Штурмовые отряды фашистской партии состояли преимущественно из представителей мелкой буржуазии. Лозунги, которые провозглашал Гитлер, были мелкобуржуазными.

Он обещал ликвидировать капиталистические монополии, защитить разоряемых ремесленников и мелких торговцев, организовать для них дешевый кредит. И шовинистическая пропаганда была обращена тоже к мелкой буржуазии, которая больше других слоев общества пострадала от результатов Первой мировой войны, от репараций и инфляции. Массовое разорение этой части населения Германии активизировало ее, а это и сделало партию Гитлера достаточно сильной.

Пошла за Гитлером и часть рабочих - ведь его партия называлась национал-социалистической рабочей партией. Конечно, в первую очередь это были те, кто потерял работу.
Но придя к власти, Гитлер отбросил прежнюю программу и стал проводить такую политику, которая была нужна не мелкой, а монополистической буржуазии. В 1934 г. Гитлер устраивает «ночь длинных ножей» - его сторонники уничтожают руководителей штурмовых отрядов во главе с Рэмом, ближайшим до этого времени сподвижником Гитлера, а заодно и массу рядовых штурмовиков. Национал-социалисты уничтожали собственные боевые отряды. Подоплека этого события была такова.

Представители мелкой буржуазии, объединенные штурмовые, отряды, принимая слова Гитлера за чистую монету, начали действия против монополий. Рэм, их руководитель, хотел использовать это движение, чтобы влить штурмовиков в армию и стать главнокомандующим. Но Гитлер за поддержку на пути к власти обещал руководителям монополий их неприкосновенность, а генералитету обещал оставить армию монополией юнкеров.

Во исполнение этих обещаний и была проведена «ночь длинных ножей».
Поэтому фашизм после прихода к власти изменил свою социальную сущность. Он стал особой формой государственно-монополистического капитализма, государственного управления хозяйством, доведенного до крайней степени.
Все хозяйство страны было подчинено органам государственного управления, в которых решающую роль играли лидеры монополистической буржуазии. Во главе был поставлен Генеральный совет хозяйства, решающее слово в котором принадлежало «пушечному королю» Круппу и «электротехническому королю» Сименсу. Генеральному совету были подчинены «хозяйственные группы», возглавлявшие главные отрасли хозяйства (промышленность, торговля, кредит), а тем, в свою очередь - «отраслевые группы» (химическая, авиационная и др. отрасли промышленности).
Резко расширился государственный сектор хозяйства. Крупнейшей корпорацией в стране стал государственный концерн Геринга, который сначала увеличился за счет конфискованного имущества евреев и других репрессированных, а затем в его состав включались предприятия, которые захватывала Германия на оккупированных территориях. С самого начала фашистское государство приступило к регулированию цен, нарушив тем рыночные отношения. Был установлен низкий уровень цен на товары народного потребления.

В результате эти товары исчезли с полок магазинов, и теперь их можно было купить только на черном рынке по гораздо более высоким ценам. Пришлось вводить карточки на продовольствие.
Под контроль государства было поставлено и сельское хозяйство.Сельскохозяйственная продукция учитывалась и должна была сдаваться государству по установленным ценам. Хозяйства гросс6ауэров и юнкеров, т.е. крупные капиталистические хозяйства были объявлены «наследственными дворами»: в соответствии со средневековым принципом майората они передавались по наследству только старшему сыну. Остальные сыновья должны были служить государству и завоевывать себе «жизненное пространство».
Таким образом, все хозяйство Германии было переведено в централизованную систему, которой по линии государства управляли лидеры монополистической буржуазии...
Установив контроль над хозяйством, гитлеровское государство начинает экономическую подготовку к войне. В 1936 г. был принят 2-й четырехлетний план, основной задачей которого было обеспечение экономической независимости Германии от импорта и ускоренное развитие тех отраслей, которые составляют базу военной промышленности. Особое внимание уделялось производству «эрзацев» - синтетических материалов и заменителей: синтетического бензина, синтетического каучука и т.п. Была поставлена цель производить в Германии все, необходимое для ведения войны, но в этой стране не было каучуковых плантаций и нефтяных месторождений, поэтому натуральные ресурсы приходилось заменять синтетическими. В 1940 г. был принят 3-й четырехлетний план, задача которого была более узкой - развить военное производство и военно-промышленный потенциал.

Планирование фашистской Германии не было индикативным - преобладали административные методы управления. Впрочем, в экстремальных условиях, условиях подготовки к войне и войны, такие методы оказались достаточно эффективными.
Во-первых, военное производство развивалось за счет невоенных отраслей. Предприятия, не попадавшие в категорию важных для ведения войны, подлежали ликвидации. В результате военная продукция составила 80% всей промышленной продукции страны, а недостающая продукция доставлялась из оккупированных стран.
Во-вторых, из оккупированных стран доставлялись и ресурсы для военного производства. Из них поступала половина потребляемого металла, четверть каменного угля и подавляющая часть нефтепродуктов. Германия использовала и трудовые ресурсы оккупированных стран: к концу войны на ее территории работало около 10 млн. иностранных рабочих, труд которых, конечно, оплачивался очень дешево.
В-третьих, развитию промышленности способствовали специфические фашистские источники ее финансирования: захват собственности демократических организаций (только в Рабочем банке было захвачено 5 млрд. марок), конфискация собственности не арийцев, ограбление оккупированных стран. В составе германской армии были специальные экономические части, которые занимались сбором и отправкой в Германию разнообразных ценностей - от запасов зерна до художественных коллекций.
Наконец, в-четвертых, развитию промышленности способствовало резкое сокращение расходов на заработную плату. Гитлер выполнил обещание дать работу безработным, но зарплата была ниже обычной - лишь немногим выше пособия по безработице. Это позволяло промышленникам впоследствии «выравнивать» зарплату, понижая зарплату остальным рабочим.

Была введена трудовая повинность для молодежи, т.е. принудительный бесплатный труд, в котором должны были участвовать все молодые немцы. Был введен принудительный бесплатный труд для заключенных концлагерей.
Таким образом, в организации военного хозяйства преобладали принудительные, внеэкономические методы. Эта специфическая военная экономика стала разрушаться лишь по мере того, как начали выходить из под контроля оккупированные страны и территории.
«Экономическое чудо» и его причины
Довоенный уровень промышленного производства в ФРГ был восстановлен несколько позже, чем в других европейских странах - только в 1951 г. И не только из-за больших военных разрушений. Восстановление хозяйства задерживали проводимые в стране реформы по ликвидации военной промышленности, по разукрупнению монополий, задерживали финансовое истощение страны и наложенные на Германию репарации.
Но затем промышленность ФРГ стала ускоренно развиваться. Среднегодовые темпы роста промышленного производства ФРГ в 1950-1966 гг. составили 9,2%. За период с 1948 г. по 1990 г. промышленное производство ФРГ выросло в 12 раз, тогда как производство развитых капиталистических стран в целом -в 5,7 раза.

В ФРГ производится более 9% промышленной продукции развитых капиталистических стран.
Ускоренный экономический рост разгромленной в войне Германии и ее выдвижение в 50-х гг. на 2-е место в мире журналисты назвали «экономическим чудом». Чем это «чудо» объяснялось?
Во-первых, обновлением основного капитала при усиленном участии государства и низких военных расходах. Поскольку восстановлен довоенный уровень производства несколько позже, чем в других странах, то, следовательно, несколько позже было завершено и обновление основного капитала. А позже - значит на более высокой технической основе, потому что за эти несколько лет производственная техника успела сделать некоторый шаг вперед.
Проводилось обновление капитала в значительной степени силами государства, потому что провести техническое перевооружение ослабленные «разукрупнением» корпорации оказались не в состоянии. Поэтому в первые послевоенные годы налоги на прибыли корпораций здесь доходили да 90-94%, и эти средства государство использовало для коренной реконструкции промышленности.
Возможность тратить большие средства на реконструкцию повышалась тем обстоятельством, что в 50-х годах на военные расходы шло только 5-6% государственного бюджета: постдамские соглашения запрещали Германии вооружаться. Поэтому те средства, которые в других странах шли на совершенствование оружия, здесь вкладывались в экспериментальные заводы и цеха, в научные исследования. В результате ФРГ оказалась впереди других стран по техническому уровню промышленности.
Во-вторых, в послевоенные годы появилась возможность развивать те невоенные отрасли производства, которые много лет подавлялись фашистским государством. Спрос на товары этих отраслей можно было удовлетворить, но в отличии от других стран, для этого здесь надо было построить новые заводы. Поэтому в 50-х годах капиталовложения в промышленность ФРГ достигали четверти национального продукта, тогда как в Англии или США они составляли не более 17 %.
Но это были временные факторы. По мере того, как развивалась промышленность и насыщала накопленный спрос, по мере того, как заканчивали реконструкцию промышленности, а другие страны усиливали реконструкцию своих предприятий, внутренний рынок стал снова узким.
По мере сужения внутреннего рынка стал увеличиваться экспорт промышленной продукции. Занимая 3-е место среди развитых капиталистических стран по промышленному производству, ФРГ занимает 2-е место по экспорту. Она вывозит товаров намного больше, чем Япония и почти столько же, сколько вывозят США. В 1989 г. на долю ФРГ пришлось 11,4% совокупного экспорта развитых капиталистических стран, а на долю США - 12%.

ФРГ вывозит больше товаров, чем Англия и Франция вместе.
Корпорации, финансовые группы и государственное регулирование
После окончания войны на Потсдамской конференции было принято решение ликвидировать монополии, которые стояли за спиной Гитлера. В Западной Германии это решение было проведено в жизнь в форме их «разукрупнения»: гигантский трест делился на ряд самостоятельных компаний. «Стальной трест» был разбит на 10 частей, концерн Крупна - на 7. Однако ничто не препятствовало им через некоторое время путем слияний восстановиться в прежнем объеме, и в настоящее время ведущие места в списке германских корпораций занимают те же компании, что и в годы фашизма.
К началу 80-х годов среди 10 крупнейших банков мира не было ни одного германского. Из 20 крупнейших промышленных корпораций мира -лишь одна германская, «Сименс», да и та занимает предпоследнее место.
В 80-х годах в хозяйстве ФРГ господствовало несколько финансовых групп. Крупнейшая из них, которую возглавляют «Немецкий банк» и электротехническая корпорация «Сименс», контролируют 1/3 акционерного капитала страны. В ее состав вошли концерн «Тиссен» до этого составляющий самостоятельную группу, АЭГ, прежде входивший в состав группы Дрезденского банка, «Даймлер-Бенц».

Группа контролирует предприятия черной металлургии, электротехнические, автомобильные и др.
На втором месте - группа, возглавляемая Дрезденским банком и концерном Крупна. В ее составе - предприятия черной металлургии, машиностроения, некоторых отраслей легкой промышленности, 3-е место занимает группа Коммерческого банка, контролирующая торговые компании, машиностроительные и строительные концерны.
Нетрудно заметить, что головное положение в финансовых группах ФРГ занимают рядом с банками и промышленные корпорации. Более того, еще недавно некоторые промышленные корпорации («Тиссен», «Флик», химические компании - наследницы «Фарбениндустри») составляли самостоятельные группы, без банков. Это было следствием относительного ослабления власти банков над промышленностью после мировых войн.

После войны «большую тройку» германских банков пришлось даже спасать от банкротства, потому что их капитал к этому времени в основном составляли долговые обязательства фашистского государства, которые, конечно, теперь ничего не стоили.
Другая особенность корпораций и финансовых групп ФРГ- далеко зашедший процесс диверсификации. Отрасли разрезаны между разными группами и в составе разных групп - одни и те же отрасли. Переход к многоотраслевой структуре здесь облегчали два обстоятельства: старая традиция образования многоотраслевых монополий с расчетом на «самообслуживание» («Крупп», «Стальной трест»), «разукрупнение» монополий после войны: разукрупненные компании сращивались уже с учетом процесса диверсификации.
Государственный сектор ФРГ сравнительно невелик - меньше 20% акционерного капитала страны. В послевоенные годы здесь не проводилась национализация. В руки боннского правительства перешла собственность фашистского государства и военных преступников, а в дальнейшем государственный сектор увеличивался за счет государственных инвестиций и нового строительства.

Впрочем, государственные компании дают 95% электроэнергии ФРГ, 75% каменного угля, 80% железной руды, 50% алюминия, 40% автомобилей. В руках государства находится почти вся инфраструктура. В кредитной системе страны также господствует государственный сектор.

Через государственный бюджет проходит около 40% валового национального продукта и именно бюджет является главным государственным регулятором экономического развития.
В ФРГ, как и во Франции, практикуется индикативное планирование. Государственные программы воздействия на экономику разделяются на краткосрочные (антициклические) и долгосрочные (структурные), связанные с прогнозированием и программированием. Антициклические меры заключаются в том, что в периоды спадов государство увеличивает инвестиции, в основном в отрасли инфраструктуры, и усиленно субсидирует промышленников, а в годы подъема государственные инвестиции и субсидии уменьшаются.

Долгосрочное планирование ориентировано на поддержание оптимальной структуры производства. Государство стимулирует развитие наиболее перспективных для Германии отраслей и одновременно поддерживает развитие малорентабельных производств и инфраструктуры.



Содержание раздела