d9e5a92d

Экономическое развитие Англии

Теперь американское государство изымает в виде налогов и других поступлений и использует как государственный капитал около трети валового национального продукта. Использованием этих денег государство и регулирует экономическое развитие. Каким образом?
Во-первых, государственными заказами промышленным фирмам. По заказам государства работает свыше 20% американской промышленности. Например, электронная промышленность загружена государственными заказами более чем на 60%.

Государственные заказы вызывает рост производства не только отрасли, получившей эти заказы, но и в других: фирмы, выполняющие заказы, в свою очередь заказывают материалы, оборудование и т.д. другим, а рабочие этих фирм покупают товары.
Во-вторых, государственным строительством. Свыше 20% нового строительства в США ведется государством на государственные средства. Не нужно повторять, какое это воздействие оказывает на хозяйство страны.
В-третьих, государство принимает на себя расходы по научным исследованиям. Около 60% всех научных исследований в США проводится на средства государства.
Государство регулирует экономическое развитие не только тем, как оно тратит деньги, но и тем, как оно их получает, налогами. Например, широко практикуется стимулирование экономического роста уменьшением налогов с инвестиций. С той части прибыли, которая распределяется между акционерами и идет на личное потребление, берется довольно высокий налог, но очень низкий - с той части, которая вкладывается обратно в производство.

Это побуждает фирмы увеличивать капиталовложения. Не берется налог с различных благотворительных фондов, что побуждает фирмы вкладывать деньги в сферы культуры и просвещения.
И наоборот - сокращением государственных заказов, увеличением налогов государство могло бы вызвать снижение темпов промышленного роста. Но, как правило, в этом направлении государственная экономическая политика не проводится.
Дополнительным элементом государственного регулирования является ссудный процент. В США государство через федеральную резервную систему (ФРС), т.е. через объединение банков, действующее под контролем государства, может увеличивать или уменьшать ссудный процент, делать деньги «дорогими» или «дешевыми». Когда процент понижается, т.е. дается дешевый кредит, капиталисты стремятся воспользоваться дешевыми деньгами, берут ссуды в банках и вкладывают их в производство.

Темпы роста увеличиваются. Повышается ссудный процент - понижаются темпы.
До конца 70-х годов задачей ФРС было стимулирование экономического роста, т.е. обеспечение дешевого кредита, 3атем задача усложнилась. С нарастанием инфляции и для ее сдерживания ФРС была вынуждена повышать процент. Учетная ставка, которая прежде составляла 4-6%, в начале 80-х годов поднялась до 20%.

Это вызвало огромный прилив капиталов в США из-за границы, и экономический рост в США в 80-х годах происходил в значительной степени за счет иностранных капиталов. Таким образом, и повышение процента оказалось выгодно Соединенным Штатам.
Характер и методы государственного регулирования со времени «нового курса» Рузвельта существенно изменились. Тогда государство сдерживало рост производства, ставило его в определенные рамки, чтобы не производилось товаров больше, чем может поглотить рынок сбыта, чтобы не было кризиса.


Теперь - наоборот: государство стимулирует рост производства, потому что в условиях научно-технической революции обеспечить соответствие спроса и предложения, производства и потребления товаров можно лишь при определенных темпах роста. Современную экономику иногда называют «велосипедной» - остановка в развитии грозит падением.
В заключение необходимо рассмотреть те изменения, которые начались в системе государственного экономического регулирования при президенте Рейгане. Эти изменения сначала в прессе называли «рейганомикой», а позже приобрели название неоконсервативной реформы государственного регулирования. Толчком к этой реформе стало обострение трудностей государственного регулирования в 70-х годах. Увеличение государственных расходов было эффективной антикризисной мерой, но вело к усилению инфляции.

Вначале оставалась альтернатива -кризис или инфляция, альтернатива, позволяющая переносить упор на то или другое. Но затем кризисные явления и инфляция стали сливаться, так что кризис стал сопровождаться не падением, а ростом цен. Система государственного регулирования заходила в тупик.
Администрация Рейгана решила ослабить государственное регулирование, вернувшись до некоторой степени к старым добрым временам рыночного регулирования. Это означало прежде всего сокращение налогов и государственных расходов, ослабление юридической регламентации бизнеса. Но сократить государственные расходы оказалось значительнее сложнее, чем налоги. В частности, попытки уменьшить военные расходы столкнулись с сопротивлением военно-промышленного комплекса.

Поэтому в наибольшей степени стали сокращаться расходы на социальные программы, на борьбу с бедностью. Но это была сравнительно небольшая доля государственных затрат. В результате расходы стали превышать доходы, увеличился дефицит бюджета и государственный долг стремительно возрастал.
Следует подчеркнуть, что неоконсервативная реформа не означает отказа от государственного регулирования и полного возвращения к свободным рыночным отношениям. Она лишь переносит центр тяжести с прямого вмешательства государства в экономическую жизнь на косвенные, экономические методы, на денежно-кредитное регулирование.
Экономическое развитие Англии
Особенности промышленного развития
Казалось, Англия должна была выиграть в результате первой мировой войны - она была одной из стран-победительниц. Ее главный конкурент, Германия, был разгромлен, к Англии перешла часть германских колоний, Но выигранная война ухудшила положение английской экономики. В ходе войны Англия потеряла половину своего торгового флота.

Связи с колониями ослабли - между Англией и колониями лежали океаны, где караулили немецкие субмарины. Долг Англии Соединенным Штатам был столь большим, что на его погашение ежегодно тратилось до 40% государственного бюджета.
Весь период между мировыми войнами английская промышленность испытывала хронический застой с массовой безработицей и недогрузкой производственных мощностей. Англии приходилось хуже, чем другим странам, потому что главную роль в ее хозяйстве играли традиционные «старые» отрасли - угольная, металлургическая, текстильная, а эти отрасли теперь оттеснялись на задний план «новыми». Уголь вытеснялся нефтью, относительная потребность в черном металле снижалась; сбыт английских товаров за границей уменьшился: во время войны даже английские колонии завели свою текстильную промышленность, кроме того, английские ткани в Азии вытеснялись японскими, более дешевыми.
Правда в Англии стали развиваться «новые» отрасли: химическая, автомобильная, электротехническая, авиационная. Но удельный вес этих отраслей пока был невысок, и они не могли стать основой нового промышленного подъема. Поэтому к 1929 г., к началу мирового экономического кризиса, английская промышленность еще не восстановила довоенный уровень производства, а к началу Второй мировой войны производство лишь на 22% превысило уровень 1913 г.
В результате второй мировой войны Англия вновь была в числе победителей, и снова это не обеспечило ей процветания. Промышленность Англии и в послевоенный период развивается медленней, чем промышленность других стран. К 1990 г. английское промышленное производство выросло по сравнению с довоенным уровнем 1938 г. в 3,2 раза, а производство индустриальных капиталистических стран в целом - в 8,5 раза.

К началу 90-х годов по объему промышленного производства Англию обогнала Италия, и Англия по этому показателю отошла на 5-е место в капиталистическом мире.
Но по сравнению с довоенным периодом промышленность Англии развивается теперь несколько быстрее. За 30 лет (с 1950 г. по 1980 г.) промышленное производство выросло втрое. Чем объясняется это относительное ускорение темпов?
Во-первых, государственным регулированием, стимулирующим экономический рост.
Во-вторых, обновлением основного капитала после войны. Пришлось восстанавливать разрушенные предприятия и обновлять оборудование остальных, потому что во время войны оно износилось. Большие строительные работы вызвали повышенный спрос на рабочую силу, стройматериалы, оборудование - возник строительный бум, экономическою оживление. Но главное - при восстановлении промышленности, происходит технический скачок, который и составляет основное содержание обновления основного капитала.

А повышение технического уровня промышленности, естественно, повышает ее возможности, ее конкурентоспособность. К тому же при обновлении основного капитала происходит и структурная перестройка промышленности: капиталы идут в наиболее перспективные отрасли. И если прежде Англия отставала по развитию именно этих отраслей, то теперь новые отрасли получили усиленный прилив капиталов.
В-третьих, в связи с распадом колониальной системы резко сократился вывоз капиталов из страны, и теперь те капиталы, которые прежде вывозились, стали вкладываться в свою промышленность.
Наконец, в-четвертых, после открытия крупных месторождений нефти в Северном море Англия стала обеспечивать себя нефтепродуктами, получив в условиях энергетического кризиса существенное преимущество перед другими странами.
Монополии и государственное регулирование
До первой мировой войны, как уже отмечалось, Англия отставала от других стран по концентрации производства и образованию монополий. Однако в военные годы, когда выгоднейшие государственные заказы получали самые крупные фирмы, а также в годы межвоенных кризисов и депрессий, когда мелкие и слабые фирмы неуклонно разорялись, процесс монополизации промышленности Англии успешно завершился. В начале 80-х годов из 5 крупнейших монополий мира 3 были американскими и 2 -английскими: «Ройял Датч Шелл» и «Бритиш Петролиум» (обе нефтяные).

Ни одна монополия ФРГ или Японии не входит в состав этой первой пятерки.
Среди остальных корпораций заслуживает внимания концерн «Юниле-вер» - крупнейшая пищевая монополия мира. Этот концерн на своих предприятиях готовит мыло, маргарин и другие продукты. Именно здесь производится подавляющая часть потребляемого в Европе маргарина. Значительная часть сырья поступает из Африки - пальмовое масло, кокосовые и земляные орехи и другие масляничные культуры. Именно там, в Африке, работает половина занятых в концерне.

Концерн номинально англо-голландский (как, впрочем, и «Ройял Датч Шелл»), а фактически - с участием многих стран. Он имеет свыше 600 дочерних компаний в разных странах.
Из остальных корпораций Англии отметим табачную компанию «БАТ индастриз» и химическую «Империал кемикл индастриз».
Уже из краткого перечня вырисовываются особенности английских корпораций - их колониальный и международный характер. Из 5 перечисленных компаний 4 используют сырье бывших колоний. Ведь нефтяные монополии возникли значительно раньше, чем в Англии нашли «свою» нефть, да и для выращивания табака климат Англии не подходит. Из 5 компаний две даже по названию - транснациональные.

Фактически транснациональными являются и остальные.
Такими же особенностями отличается и финансовый капитал Англии. В отличие от промышленных корпораций, в первую пятерку крупнейших банков мира не входит ни один английский, в первую же десятку - два: «Барклейз банк» и «Вестминстер банк». Но «большая четверка» английских банков имеет больше заграничных филиалов, чем банки других стран.
Государственное регулирование хозяйства в Англии развивалось несколько иначе, чем в США. Как и в США, первым толчком стал кризис 1929-1933 гг. Государство в эти годы принимало антикризисные меры и для этого создавались специальные государственные органы. Но в Англии была еще и одна форма - организация смешанных государственно-капиталистических компаний, т.е. компаний с участием государственного капитала действующих под государственным контролем.

Такую смешанную форму получило производство и распределение электроэнергии, радиовещание (Би-би-си) и некоторые другие отрасли.
Следующим толчком, усилившим тенденции государственного регулирования, стала вторая мировая война. Государство стимулировало концентрацию промышленности. Военные заказы получали крупнейшие фирмы.

Чтобы обеспечить выполнение этих заказов, государство брало в свои руки распределение сырья, топлива, энергии и обеспечивало всем этим в первую очередь те крупные фирмы, которые выполняли военные заказы. Более того, государство ликвидировало некоторые мелкие фирмы или подчиняло их крупным при помощи в выполнении военных заказов.
Но полностью государственное регулирование развернулось лишь после войны. В 1945 г. к власти в Англии пришли лейбористы, английская рабочая партия. В своей программе они провозглашали переход к социализму в Англии путем национализации промышленности.
С 1946 г. по 1951 г. они провели национализацию ряда отраслей хозяйства. Были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, электростанции, радио и телевидение, железные дороги и другие виды транспорта. В 1967 г., когда лейбористы снова оказались у власти, была национализирована металлургическая промышленность.
При переходе фирм в собственность государства акции акционерам обменивались на облигации государственного займа, приносившие такой же доход, как и прежние акции. Точнее - несколько больший, потому что при национализации большинство предприятий оценивалось с существенным завышением их стоимости. Облигации можно было продать на бирже, получив капитал в деньгах.
Рассмотрим главные результаты этой национализации.
1. Национализированы были преимущественно «старые», малорентабельные отрасли. Выкупая их, государство принимало на себя расходы по содержанию этих важных для хозяйства отраслей, а бывшим их хозяевам предоставляло возможность на полученный выкуп осваивать перспективные «новые» отрасли.
Национализированные отрасли, особенно угольная и металлургическая промышленность, нуждались в реконструкции. Прежним владельцам такая реконструкция была непосильна именно потому, что они не обеспечивали достаточно высоких прибылей, теперь государство провело их реконструкцию за счет государственного бюджета.
2. В руки государства перешли главным образом те отрасли, которые обслуживают остальное хозяйство, обеспечивают его топливом, энергией, металлом, перевозками. После национализации они стали предоставлять частному сектору энергию, транспорт и сырье по сниженным ценам, часто по ценам ниже себестоимости. Таким образом, за счет государства расходы корпорации снизились, доходы увеличились и положение упрочилось.
Однако экономически государственный сектор оказался мало эффективным. Он требовал больших расходов на содержание. Государственное хозяйство управлялось преимущественно административными методами, недостатки которых нам хорошо известны.

Поэтому каждый раз, когда консерваторы возвращались к власти, они предпринимали действия по денационализации.
В 80-х гг. правительство М. Тэтчер приватизировало рад фирм. В национализированные отрасли, которые до этого были монополией государства, был допущен частный сектор. Были уменьшены государственные инвестиции в хозяйство. Проводились меры по ограничению государственного регулирования, в какой-то степени близкие «рейганомике». Однако эти меры лишь немного сократили государственный сектор хозяйства.

В эти годы усиленно приватизировались предприятия коммунальных услуг и жилые дома, свыше миллиона англичан выкупили у государства дома, и теперь 65% населения владеет собственным жильем.
В ходе приватизации преимущественным правом при покупке акций пользовались работники приватизируемых фирм. В результате за годы правления М. Тэтчер число акционеров выросло с 7 до 25% взрослого населения страны.
К настоящему времени вес государства в хозяйстве страны определяется следующими величинами. В государственном секторе производится около 20% промышленной продукции Англии. Через государственный бюджет проходит до 40% валового национального продукта.

Очевидно, что в Англии, как и в США, именно государственный бюджет, а не государственный сектор, является главным инструментом государственного регулирования хозяйства.
В сфере этого регулирования находится и сельское хозяйство. Выше говорилось, что к началу первой мировой войны сельское хозяйство Англии свелось преимущественно к пригородному, а 2/3 потребляемого продовольствия поступало из-за границы. Во время первой мировой войны, когда Германия топила суда, которые шли с продовольствием в Англию, в стране возник продовольственный дефицит и сельскохозяйственное производство расширялось.

После войны потребности в «домашних» продуктах упали. Но ситуация повторилась в период второй мировой войны. И после этой войны государство стало поддерживать искусственными мерами фермеров.

Оно стало покрывать около четверти их производственных расходов: скупало их продукцию по гарантированным твердым ценам, платило премии за повышение урожайности, продуктивности животноводства и другие достижения. В результате с начала 50-х по начало 80-х годов сельскохозяйственное производство Англии выросло более чем втрое, и свыше 60% потребляемого продовольствия Англия стала производить сама.
Правда, со вступлением Англии в «Общий рынок» перед ее сельским хозяйством встали новые трудности. Сельскохозяйственная продукция Англии дороже аналогичной продукции партнеров по «Общему рынку», поэтому при объединении рынков сельскохозяйственной продукции она оказывается неконкурентоспособной, и требуются дополнительные государственные ассигнования в помощь фермерам. Это порождает конфликты Англии с партнерами по «Общему рынку».
Внешнеэкономические связи
До первой мировой войны Англия была крупнейшей торговой державой мира. Внешняя торговля для нее имела особое значение, потому что из-за границы она получала 90% необходимого сырья, 70% продовольствия, а треть ее промышленной продукции предназначалась для экспорта. Но после войны она теряла позиции на мировых рынках. Ее доля в мировом капиталистическом экспорте резко сократилась с 15% в 1913 г. до 11% в 1938 г.
Чтобы укрепить свои позиции во внешней торговле, английское правительство организует экономические союзы, создавая привилегированные рынки для сбыта английских товаров.
В 1931 г. был организован «стерлинговый блок», который объединял Англию с ее колониальной империей, Голландию, Скандинавские страны, Португалию. Эти страны договорились при торговле между собой расплачиваться фунтами стерлингов, тогда как остальной мир уже торговал за доллары. Таким образом, между собой этим странам торговать было легче, чем с остальным миром.
В 1932 г. была введена имперская система преференциальных (предпочтительных) тарифов: страны Британской империи снижали пошлины при торговле между собой, а на товары других стран пошлины повышались. Таким образом, в 30-х годах возникают «полузакрытые» рынки, где преимуществом пользовались английские товары.
После войны доля Англии в мировой торговле продолжала падать. Она сократилась до 6% мирового капиталистического экспорта к началу 90-х годов. Сначала Англия пыталась проводить прежнюю внешнеэкономическую политику, создавая внешние заповедники для сбыта своих товаров. В конце 50-х годов в противовес «Общему рынку» она организовала «зону свободной торговли» из 7 стран. Кроме Англии, в этот торговый союз вошли Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Швейцария и Португалия - главным образом страны прежнего «стерлингового блока».

В торговле между собой эти страны снижали пошлины, обеспечивали преимущества товарам партнеров по союзу.
Распалась Британская империя. Английские колонии стали независимыми государствами. Потеря колоний была таким ударом по английской экономике, что, казалось, Англия уже не оправится от потери. Но шок прошел. Английские дипломаты добились сохранения связей с бывшими колониями.

Британская империя стала Британским содружеством. Страны содружества по-прежнему входили в стерлинговую зону, сохраняли предпочтительные тарифы (т.е. пониженные пошлины при торговле между собой), были связаны экономическими соглашениями с Англией. Сохранению позиций Англии и ее влиянию в странах содружества способствовало и то, что в этих странах были крупные английские капиталовложения, т.е. крупнейшие хозяйственные объекты оставались в собственности англичан, и то, что за время колониального господства Англии экономика этих стран развивалась как придаток к английской экономике, а это, естественно, затрудняло экономические связи с остальным миром.
Но и это уже не спасало. Страны содружества теперь поглощали меньше 30% британского экспорта, потому что освободившиеся страны предпочитали покупать товары Японии, ФРГ, и США. Больше половишь британского экспорта теперь шло в индустриальные страны.
Это и явилось основной причиной резкого изменения внешнеэкономической ориентации, т.е. того, что в начале 70-х годов Англия, отказавшись от прежних связей, вступила в «Общий рынок». Правительство надеялось, что таким образом Англия сможет занять более выгодные позиции в международном разделении труда, увеличить сбыт продукции в индустриальные страны, стать полноправным членом «Единой Европы».
И ныне хозяйство Англии все более интегрируется в мировое сообщество, в котором и Англия нашла достойное место.
Экономическое развитие Франции.
Хозяйство Франции в период между войнами
Промышленный подъем 20-х голов во Франции продолжался дольше, чем в других странах - до лета 1930 г. К 1930 г. промышленное производство Франции выросло на 40% по сравнению с уровнем 1913 г. Темпы промышленного роста Франции были в то время выше, чем США и Германии, не говоря об Англии. От войны хозяйство Франции пострадало значительно: промышленное производство сократилось на 40%, сельскохозяйственное -на 1/3. Но в отличие от Англии война обеспечила возможности ускорения экономического роста.
1. Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия, области, которые отошли к Германии после франко-прусской войны 1871 г. Лотарингия - металлургический район с большими запасами руды. С присоединением Лотарингии по добыче руды Франция выдвинулась на первое место в Европе. Эльзас имел развитую текстильную промышленность и с его присоединением мощности текстильной промышленности Франции выросли в полтора раза.

Результатом присоединения Эльзаса и Лотарингии стало то, что во Франции «старые» отрасли, металлургическая и текстильная, в 20-е годы намного увеличили производство, тогда как в других странах они испытывали застой.
2. Франция получила в качестве репараций от Германии 8 млрд. золотых марок. Значительная часть этих репараций была выплачена каменным углем. Уголь правительство сбывало промышленникам по крайне низким ценам, сокращая их производственные затраты и увеличивая конкурентную способность.
3. Способствовало промышленному росту Франции и обновление основного капитала как следствие военных разрушений. Тогда это было исключением, чем правилом.
Мировой экономический кризис наступил во Франции позже, чем в других странах - только в 1930 г. Промышленность Франции еще продолжала увеличивать производство, когда в других странах уже начался спад. В период кризиса промышленность сократила выпуск продукции на 1/3, сельскохозяйственное производство упало на 40%. Начавшись позже, чем в других странах, кончился кризис во Франции тоже позже - только в 1936 г. Некоторые отрасли (угольная, судостроение) так и не вышли из кризиса до начала второй мировой войны.
После кризиса новый промышленный подъем не наступил. Кризис сменился депрессией, затем очень слабым экономическим оживлением. Если до кризиса французская промышленность росла быстрее, чем в других странах, то теперь она снова отстает от них.

В 1938 г было выпущено столько же продукции, что ив 1913 г. Застой наблюдался и в сельском хозяйстве. В 1938 г. сельскохозяйственное производство лишь на 10% превысило уровень 1913 г.
Чем объяснялись длительность кризиса и наступившая после него депрессия? Почему все, что Франция успела накопить в 20-х годах, она потеряла в 30-х? Потому что факторы роста, обеспечившие подъем 20-х годов, теперь перестали действовать, а производительные силы Франции оставались на низком уровне.



Содержание раздела