d9e5a92d

Формирование основных направлений современной экономической мысли

Формирование основных направлений современной экономической мысли (часть 1)
Вопросы:
1.Возникновение неоклассического направления.
1.1.Австрийская школа. Теория предельной полезности.
1.2.Лозаннская школа.
1.3.Кембриджская школа.
1.4.Экономическое учение Дж. Б. Кларка.
2.Американский институционализм.
2.1.Социально-психологический институционализм Т. Веблена.
2.2.Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.
2.3.Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла.
3.Англо-Американская школа монополистической и несовершенной конкуренции.
3.1.Теория олигополии.


3.2.Теория уравновешивающих сил.
Возникновение неоклассического направления.
Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX в., хотя старт ему был дан несколько раньше.
Приставка НЕО (новый) появилась в результате маржиналистской революции в экономической теории. Маржиналь в переводе с французского означает предельный (дополнительный, добавочный). Маржинализм характеризуется следующими положениями: 1) использованием предельных величин в анализе экономических процессов (предельная полезность и предельная производительность); 2) исследованием поверхностных форм экономической жизни, причем исходным выступает изучение человеческих потребностей; 3) сведением предмета экономической науки к изучению рационального распределения ограниченных ресурсов.
Возникновение маржинализма связано с работами математиков-экономистов. Они явились предшественниками математической школы в экономической науке. К ним относятся:
1. Антуан Курно (1801-1877) - французский математик, философ и экономист, профессор математики. В 1838 г. он опубликовал работу «Исследование математических принципов теории богатства». Это была одна из первых попыток исследования экономических явлений с помощью математических методов. Курно предложил первую в истории экономической науки модель максимизации прибыли монополистом, используя понятия предельного дохода и предельных издержек.

По Курно, в условиях монополии максимизация прибыли возможна при равенстве предельного дохода издержкам производства.
2. Иоганн Генрих фон Тюнен (1783-1850) - немецкий юнкер (помещик), выпустивший книгу «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике» (1826). В ней он положил начало теории размещения производительных сил и исследованию вопроса о предельной производительности.
3. Герман Генрих Госсен (1810-1858) - немецкий экономист, юрист по образованию, выпустивший работу под названием «Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли» (1854), в которой важнейшие экономические процессы пытался объяснить с позиции идеи максимума полезности. Учение Госсена - это математическая разработка главных принципов теории предельной полезности, общих основ теории субъективной ценности. Он считал, что главным мотивом поведения человека является стремление к получению максимума полезности.

Поэтому основная задача науки - открыть правила увеличения общей суммы полезности или наслаждения. Решая эту задачу, Госсен сформулировал два тезиса (закона):
а) убывание полезности последующих единиц продукта в одном непрерывном акте потребления и убывание полезности первых единиц продукта при повторных актах потребления;
б) цены на товары и денежная сумма - главные факторы, ограничивающие потребление индивида. Наиболее рациональный вариант потребления устанавливается при достижении равенства между предельными полезностями, которые получаются с последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.
Эти законы широко используются сегодня в экономической науке, особенно при объяснении явлений спроса, предложения и ценообразования.
Маржиналистская революция проходила в два этапа:
Первый этап - 70-е годы XIX в., когда на базе работ математиков-экономистов возникла математическая школа экономической науки. К ее представителям относятся:
1. Уильям Стенли Джевонс (1835-1882) - английский профессор логики, философии и политической экономии в Манчестере и Лондоне. Он является основателем математической школы в экономической науке, одним из основоположников теории предельной полезности. В 1871 г. вышла его основная работа «Теория политической экономии».

Главную проблему экономической науки он видел в изучении потребления. Основным законом потребления Джевонс считал закон убывающей полезности. К сожалению, Джевонс не создал своей экономической школы.
2. Карл Менгер (1840-1921) - австриец, профессор Венского университета, основатель австрийской школы.
3. Леон Вальрас (1834-1910) - французский экономист, профессор Лозаннского университета в Швейцарии, основатель лозаннской школы.
Второй этап маржиналистской революции - 90-е годы XIX в. Этот этап связан с именами:
1. Альфреда Маршалла (1842-1924) - англичанина, профессора политэкономии Кембриджского университета, основателя кембриджской школы.
2. Джона Бейтса Кларка (1847-1938) - американского экономиста, профессора Колумбийского университета, лидера американского маржинализма.
Австрийская школа. Теория предельной полезности
Теоретики маржинализма, и в первую очередь австрийская школа, отходят от терминологии классической политической экономии. Категории «стоимость» и «товар» они заменили понятиями «ценность» и «экономическое благо». Если теория трудовой стоимости сосредоточивает свое внимание на стоимости, то австрийская школа - на потребительной стоимости, полезности.

Далее, если у классической школы единственным источником стоимости является труд, то у маржиналистов в создании ценности блага принимают участие три равноправных фактора производства - труд, капитал и земля.
Центральным пунктом маржинализма является теория ценности благ или что то же самое - теория предельной полезности. В основе этой теории лежит полезность того или иного блага. Полезность - понятие сугубо индивидуальное.
Она находится в функциональной зависимости от количества (запаса) благ. С ростом запаса благ полезность их падает. Блага обладают ценностью лишь тогда, когда количество их меньше, чем потребность индивида.

Такое благо маржиналисты назвали экономическим. Вода - благо, но не везде она является экономическим благом.
Ценность вещи определяется величиной полезности последующей единицы из запаса. Последующая (добавочная) полезность была названа представителем австрийской школы Ф. Визером предельной полезностью.
Возникновение и развитие австрийской школы связано с трудами К. Менгера (1840-1921), Ф.Визера (1851-1926) и Е. Бем-Баверка (1851-1919). Основателем школы, как уже отмечалось, является К. Менгер.
В 1871 г. Менгер опубликовал книгу «Основания политической экономии». Целью его исследования выступают человеческие потребности. Они рассматриваются Менгером как неудовлетворенные желания или неприятные ощущения, вызванные нарушениями физиологического равновесия человека.

Такая постановка проблемы выдвигает на первый план задачу рационального распределения ограниченных ресурсов.
Основная работа Е. Бем-Баверка - «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886). Он использует понятия субъективной и объективной ценности. Первая определяется личной оценкой товара потребителем, вторая формируется на рынке в ходе конкуренции и представляет собой меновые пропорции обмена. Цена зависит от субъективных оценок ценности благ.

Субъективная ценность производна от предельной полезности, т.е. полезности последнего блага в их запасе. Предельная полезность находится, в свою очередь, в зависимости от количества имеющихся благ и интенсивности их потребления индивидом.
Ф. Визер в 1914 г. опубликовал свою основную работу «Теория общественного хозяйства». В ней он ставит цель соединить теорию предельной полезности с теорией трех факторов производства. В результате он выдвигает и обосновывает «теорию вменения».

Согласно этой теории определенная часть ценности предметов потребления должна быть вменена (отнесена) на счет того или иного производительного блага (труда, капитала, земли), которые участвуют в процессе производства.
В отличие от Менгера и Бем-Баверка Визер отстаивал вмешательство государства в экономику.
Австрийская школа при подходе к проблемам издержек производства, прибыли и процента исходит также из теории предельной полезности, т.е. из определения ценности благ их полезностью.
Австрийская школа считается самой старой в неоклассическом направлении, но она сегодня не является центральной. Австрийцы слишком догматизировали свою теорию, оторвав ее от жизни.
Австрийцы, следуя примеру К. Маркса, применили принцип монизма, т.е. искали единое основание цены. Таким источником ценности у них является полезность.
Самое уязвимое место в учении этой школы - неувязка теории с хозяйственной практикой. Акцент на субъективные характеристики в исследовании затмил, отодвинул на задний план объективные процессы. Поэтому эту школу нередко называют субъективно-психологической.
Однако у этой школы есть и положительные моменты -это акцент на взаимосвязь потребительского спроса с ценой товара, развитие рыночных отношений в целом. Без изучения этих проблем невозможно решить проблемы ценообразования.
Лозаннская школа
Лозаннская школа является второй школой маржинализма. Она является центральной. У нее есть фундаментальные идеи, ставшие всеобщим достоянием.

Эта школа представлена двумя именами - Лесном Вальрасом (1834-1910) и Вильфредо Паре-то (1842-1923).
Вальрас является не только основателем лозаннской школы, но и считается фактическим основателем и крупнейшим представителем математической школы в политической экономии. В 1874 г. он опубликовал книгу «Элементы чистой политической экономии». Некоторые исследователи считают эту работу библией современной неоклассической экономической теории.

Вальрас создал общую экономико-математическую модель народного хозяйства, известную под названием «Система общего экономического равновесия». Иногда ее называют схемой воспроизводства.
В этой модели:
1.сформулированы основные условия соответствия спроса и предложения товаров;
2.количественно описана через систему уравнений взаимосвязь между основными экономическими показателями производства и обмена.
Модель Вальраса исходит из условий совершенной конкуренции. Задача этой модели - вывести общие законы действия системы цен при наличии множества рынков. Хотя эта модель не имеет практического применения, но она явилась мощным толчком для решения этой проблемы последующими экономистами, добивающимися больших успехов.
Ценным в модели Вальраса является:
1.постановка экстремальной задачи для народного хозяйства в целом;
2.подход к ценам как составному элементу нахождения общего оптимума.
Идеи Вальраса развил В. Парето, профессор политической экономии Лозаннского университета. В 1906 г. он опубликовал «Курс политической экономии».
Методологической особенностью Парето является отрицание причинно-следственной зависимости в общественных явлениях. В противовес он предложил функциональную зависимость между равнозначными явлениями. Далее он считал, что политическая экономия должна изучать механизм, устанавливающий равновесие между потребностями людей и ограниченными ресурсами для их удовлетворения.

Для этого (по Парето) необходимо применение математических методов анализа.
Он продолжил исследование рыночного равновесия Вальраса. Но в отличие от него Парето рассматривал ряд состояний равновесия во времени. Он определил оптимум, который вошел в экономическую науку под названием Парето-эффективность.

Суть ее состоит в следующем: экономическая эффективность хозяйственной системы - это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого.
Парето в отличие от кардинализма австрийской школы, сформулировал ординалистский подход к измерению полезных эффектов. Это позволило ему ввести кривые безразличия. Они широко используются неоклассической школой при исследовании микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора.
Кембриджская школа
В конце XIX - начале XX в. возникли крупные капиталистические предприятия, зародились монополии. Возникла проблема выработки эффективной экономической политики объединений и фирм. Это явилось причиной возникновения кембриджской школы. С нею связано развитие нового раздела экономической теории - микроэкономики. В основе этой школы лежит доктрина маржинализма.

Ее отличие от австрийской школы состоит, в частности, в том, что сделана попытка устранения противоречий в теории предельной полезности. В этих целях представители кембриджской школы заимствовали многие положения А. Смита, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэя, Е. Бем-Баверка, Н. Сениора, Дж.С.

Милля, У. Джевонса и многих других экономистов.
Наиболее полно основные направления кембриджской школы изложены в трудах ее основателя и главного представителя Альфреда Маршалла (1842-1924), профессора Кембриджского университета. В 1890 г. вышло в свет его главное произведение «Принципы экономической науки». Считается, что именно этим произведением А. Маршалл положил начало новому направлению в экономической науке - неоклассическому. «Принципы...» А. Маршалла многократно переиздавались и на протяжении многих десятилетий служили основным учебником по экономической теории не только в Англии, но и в ряде других западных стран.
А. Маршалл был не только выдающимся экономистом, но и одновременно «выдающимся знатоком истории и математики, искусным мастером в познании частного и общего, преходящего и вечного». Несмотря на свое величие, А. Маршалл был скромным человеком. Вот какую оценку он дал самому себе: «Чем больше я углублялся в изучение экономической науки, тем больше я осознавал, что полученные мною знания в этой области гораздо меньше чем мне требуется; и теперь, уже почти после полувека изучения практически только этой науки, я осознаю, что обладаю еще меньшими познаниями в ней, чем обладал в начале ее изучения».

При чтении «Принципов...» бросается в глаза великое уважение А. Маршалла к экономистам, произведения которых были использованы при написании книги.
В своем произведении А. Маршалл излагает свое видение важнейших экономических категорий и законов и дает им собственную трактовку. По Маршаллу, предметом исследования экономической науки являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Таким побудительным мотивом выступает определенное количество денег.

Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека.
С этих же позиций Маршалл трактует и экономические законы. Он пишет: «Экономические законы, или обобщения экономических тенденций, - это общественные законы, относящиеся к тем областям поведения человека, в которых силу действующих в них побудительных мотивов можно измерить денежной массой».
Ставя вопрос о производительном и непроизводительном труде, Маршалл полагает, что почти всякий труд в известном смысле производителен, если он достигает своего результата безотносительно от сферы своего приложения.
А. Маршалл вводит в экономическую науку много новых категорий, которые «прижились» и вошли в «золотой фонд» экономической теории. Например, категория «квазирента». Под ней понимается доход, извлекаемый из созданных человеком машин и других орудий производства. Следующая категория - «эффективный спрос».

Под ним понимается спрос покупателя, когда цена, которую он согласен уплатить, достигает уровня, при котором продавцы согласны продавать.
В соответствии с традициями классической политической экономии А. Маршалл учитывал в своем анализе широкий спектр объективных закономерностей. Однако и здесь проявляется его специфический подход. Особенно это отразилось на трактовке стоимости. Формально на протяжении всей книги Маршаллом употребляется категория стоимости. В качественном аспекте под ней понимается сумма «жертв труда» со стороны рабочего и «ожидания» со стороны капиталиста.

С количественной стороны стоимость сведена к реальным издержкам производства.
Реально же стоимость в трактовке Маршалла во многом растворилась в категории равновесной цены. Не случайно он зачастую употреблял эти слова как синонимы. Хотя Маршалл и делал акцент на выявлении связи между стоимостью и ценой, но фактически он построил теорию цены по существу полностью без обращения к понятию стоимости (реальным издержкам), ограничив анализ только вопросами соотношения спроса и предложения.

Послушаем самого А. Маршалла: «Итак, можно вывести заключение, что, как общее правило, чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние издержек производства на стоимость». Последователи Маршалла (В. Парето и др.) предлагали вообще отказаться от теории стоимости, полностью заменив ее теорией цены.
Анализ закономерностей движения цен в условиях конкурентной экономики, проведенный А. Маршаллом, является непревзойденным. В отличие от своих предшественников, которые придавали решающее значение в формировании цены то предложению (например, представители теории факторов производства), то спросу (представители предельной полезности), А. Маршалл не разъединяет эти категории, а рассматривает их во взаимодействии как равнодействующие факторы, влияющие на уровень цен. «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, - пишет он, - регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».
Маршалл дает качественную и количественную трактовку категорий «спрос» и «предложение». Со стороны качества они трактуются в психологическом плане, а именно: «спрос» основан на желании покупателя приобрести блага, «предложение» же зависит главным образом от преодоления нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала (идея взята у Н. Сениора).
Для обоснования количественных характеристик этих категорий А. Маршалл вводит в экономическую науку совершенно новые категории - «цена спроса» и «цена предложения» и разрабатывает их. Рассмотрим поочередно эти категории.
Под ценой спроса (т.е. под ценой покупателя) Маршалл понимает ту максимальную цену, которую потребитель согласен уплатить за тот или иной товар в зависимости от его полезности. После этого он строит график (кривую) спроса и формулирует закон спроса, согласно которому количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены.
Далее Маршалл рассматривает не только влияние спроса на цену, но и обратную зависимость, т.е. динамику спроса в зависимости от изменения цены. В связи с этим он вводит понятие эластичность спроса и разрабатывает его. Это явилось серьезным вкладом не только в теорию цены, но и в экономическую науку в целом.
Под эластичностью спроса понимается степень колебания спроса при изменении цены, т.е. в какой мере объем спроса возрастает или сокращается при снижении или повышении цены на товар. Если снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной - это будет единичная эластичность. Если снижение цены вызывает меньший рост спроса - спрос неэластичен.
После решения этой проблемы Маршалл переходит к исследованию цены предложения. Он устанавливает функциональную связь между ценой и предложением товара с учетом издержек производства. Под последними он понимает необходимые затраты на последнюю единицу товаров данного вида, т.е. предельные затраты. Маршалл рассматривает предельные издержки (затраты) как основу не просто цены, а только минимальной цены.

Эту минимальную цену он назвал ценой предложения. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продавать данное количество товаров по данной цене. Затем Маршалл строит график кривой предложения.
После этого Маршалл показывает, что цена находится в функциональной зависимости от спроса и предложения. Он представил эту зависимость в графической форме и совместил кривые спроса и предложения. Цена равновесия устанавливается на пересечении этих кривых.

Маршалл пишет: «Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой».
Значительным вкладом в теорию равновесной цены явился маршаллианский анализ изменения спроса и предложения. Он сформулировал причины, сдвигающие кривые спроса и предложения. Этот инструментарий используется сегодня во всех учебниках и монографиях, посвященных как микро-, так и макроэкономическому анализу.
Далее в своем анализе микроэкономических процессов Маршалл значительное внимание уделяет проблемам распределительных отношений, формированию источников доходов. Объектом исследования являются заработная плата, предпринимательский доход, процент и рента. Каждой форме дохода вменяется соответствующий фактор производства: заработная плата - труду наемных работников, предпринимательский доход - управленческому труду предпринимателей, процент - капиталу, рента - земле.

Другими словами, указанные виды доходов находятся в функциональной зависимости от соответствующих факторов производства.
А. Маршалл вводит понятие предельного работника. Под ним понимается работник, заработная плата которого равна чистому продукту от его использования. Отсюда заработная плата имеет тенденцию быть равной чистому продукту, произведенному трудом предельного работника.
А. Маршалл не признает закона средней нормы прибыли. Этот закон, пишет Маршалл: «...в силу природы вещей не может существовать». Для доказательства невозможности этого закона он распределяет прибыль на составные элементы и рассматривает ее как сумму самостоятельных доходов.

Он отдельно рассматривает движение предпринимательского дохода и процента.
Отрицание Маршаллом закона средней нормы прибыли можно объяснить тем, что этот закон проявляется прежде всего на макроуровне. Маршалл же является основателем теории микроэкономики, «представительной (репрезентативной) фирмы», т. е. фирмы со средними отраслевыми показателями.
Следует отметить, что Маршалл высоко ценил деятельность работников по управлению производством. «...Те предприниматели, - пишет он, - которые проложили новые пути, часто приносили обществу несравненно большие выгоды, чем получали сами, даже если уходили из жизни миллионерами». Совершенствование управления, профессионализм в этом деле являются важными факторами роста производительности труда, повышения эффективности производства.
А. Маршалл рассматривает процент на капитал как вознаграждение за ожидание (идея Н. Сениора). Он предложил заменить термин «воздержание», выдвинутый Н. Сениором, на более удачный термин «ожидание». Цена спроса на накопление или готовность отложить удовольствие вознаграждается процентом на капитал.

Это вознаграждение находится в зависимости от способности предвидеть будущее.
Конечная цель, которую преследует в своем учении А. Маршалл - это нахождение условий равновесия для отдельной фирмы. Тем самым будет достигнуто равновесие и в обществе. Для этого достаточно регулирование экономики через денежно-кредитную систему.
С таким подходом согласиться нельзя. Благополучие фирмы - необходимое, но не достаточное условие для развития народнохозяйственного комплекса. Игнорирование макроэкономической теории (точно так же, как и ее абсолютизация) может привести к серьезным экономическим последствиям.

В учении А. Маршалла значение микроэкономической теории абсолютизируется.
В 1907 г. по инициативе А. Маршалла в Англии «политическая экономия» была заменена на «экономике». Этому примеру последовали США. Эту идею Маршалл вынашивал давно. Он изложил ее в первом томе своего главного произведения.

Вот что он пишет об экономической науке: «... Она остерегается касаться многих политических вопросов, которые практик не может игнорировать; поэтому она является наукой - чистой и прикладной, а не одновременно и наукой и искусством. Вот почему ее лучше обозначить широким термином «экономическая наука» (political economy)».



Содержание раздела