d9e5a92d

Учет потерь товаров

Указанный метод предусматривает учет заготовок товаров в течение отчетного месяца по фактической себестоимости. При продаже товаров, а также выбытии товаров на другие цели их списание производится по себестоимости первых в отчетном месяце закупок, с учетом стоимости товаров, числящихся в учете на начало месяца.
Для этого сначала определяется себестоимость не использованных на конец отчетного месяца товаров исходя из затрат на последние закупки товаров.
Стоимость проданных товаров определяется путем вычитания из стоимости остатков товаров на начало отчетного месяца с учетом стоимости поступивших за отчетный месяц товаров, стоимости приходящейся на остаток товаров на конец месяца.
Распределение стоимости проданных товаров по счетам учета реализации и другим счетам их использования производится исходя из средней стоимости единицы каждого вида товара и количества товаров, проданных или выбывших на другие нужды.

Метод ЛИФО.

Данный метод обеспечивает соответствие текущих доходов и расходов и позволяет учесть влияние инфляции на результаты финансовой деятельности организации.
При этом методе товары на конец отчетного месяца оцениваются исходя из их количества и предположения, что стоимость данных товаров складывается из затрат на первые их закупки.
Стоимость проданных товаров определяется путем вычитания из стоимости остатков товаров на начало отчетного месяца с учетом стоимости поступивших за отчетный месяц товаров, их стоимости, приходящейся на остаток товаров на конец отчетного месяца.
Распределение стоимости проданных товаров по счетам учета реализации и другим счетам их использования производится исходя из средней стоимости единицы каждого вида и количества проданных товаров.
Пример оценки расхода 100 единиц материалов по методам ФИФО и ЛИФО представлен в таблице. 1
Применение указанных методов оценки материальных ресурсов ориентирует предприятие на организацию аналитического учета материалов по отдельным партиям (а не только по видам материалов). Можно оценить израсходованные материалы расчетным путем, используя следующую формулу:
Р=Ои + П Ок,
где Р - стоимость израсходованных материалов;
Ои и Ок - стоимость начального и конечного остатков материалов;
П - поступление за месяц.
Оценка материалов по методам ФИФО и ЛИФО
Таблица1

Показатели Количество единиц, шт. Цена за единицу, руб. Сумма руб.
1. Остаток материалов на 01.03.199_г. 20 10 200
2. Поступили материалы:
первая партия 30 10 300
вторая партия 20 12 240
третья партия 40 15 600
3. Итого за месяц 90 х 1140
4. Расходы материалов за месяц:
а) по методу ФИФО:
первая партия 50 10 500


вторая партия 20 12 240
третья партия 30 15 450
Итого за месяц 100 х 1190
б) по методу ЛИФО:
первая партия 40 15 600
вторая партия 20 12 240
третья партия 40 10 400
Итого за месяц 100 х 1240
5. Остаток материалов на 01.04.199_г.
а) по методу ФИФО 10 15 150
б) по методу ЛИФО 10 10 100

Положением по учету материально-производственных запасов предусмотрено использование дополнительно к перечисленным нового способа оценки фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, - по прямой стоимости единиц изделия метод НИФО.
В бухгалтерском учете отпуск товаров со склада по принятой организацией оценке отражается в следующем порядке:

а) Дебет 62 Кредит 46 - отражается продажная стоимость товаров согласно расчетным документам.


При использовании в целях налогообложения метода определения выручки от реализации товаров по моменту их оплаты, для целей налогообложения указанная выручка складывается из сумм, поступивших на счета учета денежных средств в оплату за отпущенные товары, а также сумм, указанных при зачете взаимных требований;

б) Дебет 46 Кредит 68 - отражается задолженность по НДС;
в) Дебет 46 Кредит 41 - списание стоимости отпущенных товаров по учетной стоимости;
г) Дебет 62 Кредит 41 - на учетную стоимость многооборотной (возвратной) тары.


Если тара учитывается по средним ценам, установленным по видам (группам) тары, то разница между отпускными ценами на тару и средними учетными ценами отражается следующим образом:

Дебет 62 Кредит 42 - на сумму превышения отпускных цен над средними ценами;
Дебет 62 Кредит 42 - запись методом сторно на сумму превышения средних цен над отпускными ценами;
Дебет 80 Кредит 42 - на сумму превышения отрицательного сальдо по ценам;
или
Дебет 80 Кредит 42 - запись методом сторно на сумму превышения положительного сальдо.


При определении в бухгалтерском учете выручки от реализации продукции по кассовому методу (в случае, если договором обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией (товарами) и риска ее случайной гибели от организации к покупателю (заказчику) после момента поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции (товаров) делаются записи:


а) Дебет 45 Кредит 41 - списание себестоимости отгруженных товаров;
б) Дебет 50 (51, 60) Кредит 46 - отражается выручка по поступлении денежных средств либо по совершении зачета в счет оплаты полученных по бартеру товаров;
в) Дебет 46 Кредит 68 - отражается задолженность по НДС;
г) Дебет 46 Кредит 45 - списание себестоимости отгруженных товаров на счета учета реализации.

Возврат товаров на склад отражается сторнировочными записями по счетам учета товаров и их реализации. В отдельных случаях организации могут произвести обмен товарами без их оплаты, так называемый бартер.
Бартер это безвалютный, но оцененный и сбалансированный по стоимости обмен товарами, оформляемый единым договором (контрактом).
В бухгалтерском учете бартерные сделки отражаются в следующем порядке:

а) Дебет 62 Кредит 46 - отгружены товары, по которым счета предъявлены к оплате;
б) Дебет 46 Кредит 41 - списание себестоимости отгруженных товаров;
в) Дебет 46 Кредит 68 - отражается задолженность по НДС;
г) дебет 10 (12, 19, 41) Кредит 60 - поставлены на учет ценности, полученные по бартеру;
д) Дебет 60 Кредит 62 - произведен взаимозачет задолженностей.


Товары, переданные для переработки другим организациям, не списываются со счета 41 Товары, а учитываются на счете 41 обособленно. Как уже было отмечено выше, в случае получения торговой организацией товаров для продажи на условиях торговой комиссии (консигнации) товары учитываются на забалансовом счете 004 Товары, принятые на комиссию по стоимости, установленной в договоре.
При реализации товаров на условиях торговой комиссии (консигнации) схема проводок зависит от формы участия организации в расчетах.
При условии участия организации в расчетах в учете делаются следующие записи (комиссионное вознаграждение определяется как разница между продажной стоимостью товаров и задолженностью поставщику):

Приход на счет 004 - получены товары для реализации;
Дебет 46 Кредит 60 - отражается задолженность за полученные для реализации товары согласно расчетным документам поставщиков;
Дебет 62 Кредит 46 - отражается продажная стоимость реализованных товаров;
Списание со счета 004 - товары реализованы;
Дебет 46 Кредит 44 - списываются издержки обращения комиссионера;
Дебет 46 (80) Кредит 80 (46) - отражен результат по сделке;
Дебет 60 Кредит 51 - погашена задолженность собственнику товаров, принятых на реализацию, за вычетом суммы комиссионного вознаграждения и других расходов (включая налоговые платежи, предусмотренные договором).

Учет потерь товаров.


Потери товаров возникают в процессе их транспортировки (перевозки) до склада, хранения и реализации.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. 170, убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки обращения.
Недостача ценностей, а также их порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники нес установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостачи и порчи списываются на издержки обращения.
Потери товаров могут быть вызваны их естественной убылью, результатом бесхозяйственности или обстоятельствами непреодолимой силы.
Наряду с этими потерями по отдельным видам товаров, требующим переработки до момента их отпуска в торговлю для продажи, потери возникают также и на этой стадии.
Результат переборки, сортировки, калибровки товаров по каждому их виду отражается в специальном акте о их переборке, который подписывается членами комиссии, утвержденной для этой цели руководителем организации.
В акте показывается количество товара (продукции), отпущенного в переборку, допущенного к реализации и негодного к использованию. Акт составляется в двух экземплярах один для бухгалтерии, другой остается у материально-ответственного лица.
Акт составляется на каждый вид товара (продукции). Акт фиксирует на дату переборки физическое состояние отдельных товаров и служит для контроля за правильным оформлением выбытия товаров и списания их стоимости с подотчета материально-ответственного лица.
Потери товаров на всех стадиях их движения подразделяются на нормируемые потери и ненормируемые (сверхплановые) потери.
К нормируемым потерям товаров относятся их потери в пределах норм естественной убыли, произошедшие по различным причинам при перевозке, хранении и продаже, связанные с изменением их физико-химических свойств (распыл, усушка, раскрошка, утечка, разлив и т.п.).
Нормы установлены в процентах к продажной стоимости товаров и дифференцированы по видам товаров, временам года их использования, климатическим зонам, срокам и условиям хранения.
При списании товаров в пределах норм естественной убыли необходимо руководствоваться рядом нормативных документов Минторга СССР (в части промышленных товаров от 2 декабря 1988 г. 196, от 28 декабря 1988 г. 213, от 27 ноября 1991 г. 94, от 24 сентября 1991 г. 68 и др.; в части продовольственных товаров от 2 апреля 1987 г. 88, от 18 августа 1988 г. 150 и др.), Госснаба СССР (в части продовольственных товаров от 5 декабря 1978 г. 66, от 21 октября 1988 г. 12 и др.; в части промышленной продукции от 5 сентября 1985 г. 97, от 6 апреля 1987 г. 37 и др.), Минторга РСФСР (в части продовольственных товаров от 21 мая 1987 г. 085 О нормах естественной убыли продовольственных товаров в торговле, от 22 февраля 1988 г. 45 и др.) и другими документами, с учетом отраслевых особенностей.
Нормы являются предельными для списания потерь на издержки организации и применяются только при наличии фактических потерь товаров.
Списание естественной убыли товаров может производиться только после их инвентаризации на основе соответствующего расчета.
Приведем общую схему расчета суммы убыли товаров:
Расчет убыли по товарам с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г.
1. Естественная убыль на остаток товаров по описи предыдущего учета на 1 января 1996 г.:
2. Начислено естественной убыли на поступившие товары:
3. Всего начислено вместе с остатком (стр.1 + стр.2):
4. Всего исключено, в том числе:
а) начислена естественная убыль по документам на выбывшие товары:
б) начислена естественная убыль по инвентаризационной описи товаров на 1 июля 1999 г.:
5. Сумма естественной убыли к списанию на реализованные товары (стр.3 стр.4): Нормы естественной убыли могут также устанавливаться в процентах на отчетный год к товарообороту организации. Нормы естественной убыли применяются к товарам, отпущенным со склада за период между двумя инвентаризациями одних и тех же товаров с учетом срока их хранения.
Если учет товаров на складе ведется по сортам, то для определения размера естественной убыли необходимо рассчитывать средний срок хранения товара на складе.
Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списываются с материально-ответственных лиц по тем ценам, по которым товары были оприходованы.
Отнесение товарных потерь на издержки обращения производится по покупным ценам. Разница между покупными и продажными (розничными) ценами относится за счет торговых скидок.

Инвентаризация имущества предприятия

При проведении внутреннего аудита широко используется инвентаризация ценностей физическая проверка осмотр и подсчет аудитором материальных активов (производственных запасов, денежных средств, основных фондов и др.), а также инвентаризация расчетов и обязательств и других статей баланса. Предписано, что порядок проведения инвентаризации на каждом отдельном предприятии должен быть предусмотрен Учетной политикой предприятия как основополагающим методом проверки наличия на его балансе активов и обязательств. Наличие такого порядка обусловлено спецификой работы отдельно взятого предприятия.
Кроме того, Законом предусмотрено, что все организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств в порядке и сроки, предусмотренные и установленные руководителем организации за исключением приведенных ниже случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Участие специалистов внутреннего аудита в составе инвентаризационных комиссий наряду с представителями администрации предприятия, работниками бухгалтерской, инженерной, технологической и других служб предусмотрено Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Поэтому они принимают участие не только в проведении плановых и выборочных инвентаризаций, но и в случаях когда проведение инвентаризации обязательно, а именно:
- при передачи имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально-ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случаях стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных чрезвычайными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской федерации.
Сплошная или полная инвентаризация имущества и финансовых обязательств предприятия обязательно проводится в конце года перед составлением годового бухгалтерского баланса.
Обязательная периодичность проведения полных инвентаризаций в зависимости от вида имущества предусмотрена Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Так, инвентаризация сырья и материалов должна проводиться ежегодно, основных средств один раз в три года, библиотечных фондов один раз в пять лет.
В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков.
Правила проведения инвентаризаций регламентированы Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Специалист внутреннего аудита перед инвентаризационным процессом обязан проверить наличие на предприятии в составе Учетной политики порядка проведения инвентаризации как этого требует Закон, проверить содержание этого порядка на соответствие требованиям Методических указаний.
В соответствии с этими указаниями на предприятии приказом или распоряжением руководителя создаются рабочие и постоянно действующие инвентаризационные комиссии. Задачи рабочих инвентаризационных комиссий:
- инвентаризация имущества и денежных средств предприятия;
- участие в определении результатов инвентаризации;
- разработка предложений по упорядочению хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств;
- оформление инвентаризационных описей и протоколов результатов обследования инвентаризируемых объектов.
Рабочие инвентаризационные комиссии несут ответственность за:
- соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризаций;
- полноту и точность внесения в опись данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств и средств в расчетах;
- правильность указания в описях отличительных свойств товарно-материальных ценностей (сорт, марка, технические условия и др.);
- своевременность оформления результатов инвентаризации и сдачи их в бухгалтерию предприятия.
Внесение членами рабочих инвентаризационных комиссий в описи заведомо неправильных данных влечет за собой ответственность в установленном законом порядке.
Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем пересчета, перевзвешивания, обмера, а нематериальных активов по документам.
По установленным правилам инвентаризация имущества производится по его местонахождению и каждому материально-ответственному лицу обязательно в присутствии всех членов рабочей комиссии. Отсутствие хотя бы одного из них может в дальнейшем послужить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
До начала инвентаризации специалист по внутреннему аудиту обязан:
- выяснить, как часто проводилась инвентаризация имущества на данном объекте;
- проверить бухгалтерскую документацию по ранее проводившимся инвентаризациям на данном объекте;
- ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей;
- выявить дорогостоящие товарно-материальные ценности;
- проанализировать имеющуюся систему учета товарно-материальных ценностей;
- выявить сильные и слабые стороны системы учета ценностей.
В случае наблюдения или осуществления методического руководства проведением инвентаризации (без участия в составе комиссии) аудитору с целью обеспечения надежности средств контроля следует:
- принять участие в проведении контрольных измерений (взвешивании, пересчете и др.);
- установить, имеются ли устаревшие, используемые или мало используемые товарно-материальные ценности;
- проверить, хранятся ли отдельно ценности, принадлежащие другим юридическим и физическим лицам, и учитываются ли они отдельно в складском учете и в бухгалтерии на забалансовых счетах.
Непосредственно перед началом проверки фактического наличия имущества материально ответственное лицо обязано представить членам рабочей инвентаризационной комиссии приходные и расходные документы о движении материальных ценностей, денежных средств или отчеты об их движении. Все эти документы визируются председателем комиссии с указанием даты и надписью до инвентаризации.

Это служит основанием для бухгалтерии для исчисления остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
На оформление этих документов обращается особое внимание. На стадии приема результатов юридической проверки выявляется законность и достоверность совершенных хозяйственных операций, а также наличие в них следующих реквизитов:
- наименование документа (формы);
- код формы;
- дата составления;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи и их расшифровки;
- дополнительные реквизиты исходя из характера операции, требований нормативных актов и технологии обработки учетной информации.
Аудитору необходимо помнить, что незаконные операции и злоупотребления могут иметь место и при внешне правильно составленных документах. Поэтому в ходе их осмотра рекомендуется вызывать лиц, подписавших документы, для подтверждения подлинности подписей и фактов получения товарно-материальных и денежных ценностей. Осмотр документов рекомендуется проводить при достаточном освещении (лучше всего дневном).

Осмотру подвергаются лицевая и оборотная стороны документа.
Перед началом основной процедуры у материально-ответственного лица (лиц) должна быть истребована расписка в том, что все приходно-расходные документы сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Руководитель предприятия должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества (ценностей) в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевзвешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц.
Наименование инвентаризируемых ценностей и объектов учета, их количество указывается в описях согласно номенклатуре в единицах измерения, принятых в учете, с заполнением чернилами или шариковой ручкой без помарок и подчисток.
В случае обнаружения ошибок их исправление производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами.
На каждой странице описи прописью указывается число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества, записанного на данной странице в натуральных показателях вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны.
В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки. На последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
После подписания инвентаризационных описей всеми членами рабочей инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом (лицами), в конце описи материально-ответственное лицо (лица) дают расписку, которой подтверждают, что проверка имущества произведена в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к членам рабочей инвентаризационной комиссии и принятие поименованного в описи имущества на дальнейшее ответственное хранение.
При смене материально-ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший в сдаче этого имущества. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то при уходе рабочей инвентаризационной комиссии помещения, где хранятся ценности, опечатываются.

В этом случае, а также в случае перерывов в работе (обеденный перерыв, время отдыха, ночное время, по другим причинам) инвентаризационные описи должны храниться в ящике, шкафу или сейфе в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Материально-ответственные лица должны немедленно, т.е. до открытия помещения, склада, ангара, кладовой, секции и т.п., сделать заявление председателю рабочей инвентаризационной комиссии в случае обнаружения после проведенной инвентаризации ошибки в описях. После этого вышеназванная комиссия проверяет указанные в заявлении факты и в случае их подтверждения исправляет ошибки установленным порядком.
После окончания проведения инвентаризации председатель рабочей инвентаризационной комиссии обязан сдать надлежаще оформленные материалы инвентаризации в бухгалтерию где проверяется их качество, правильность указанных цен, таксировка, подсчет итогов, о чем на последней странице инвентаризационной описи должна быть сделана отметка за подписями лиц, проводивших эту проверку.
Только после этой процедуры выводится окончательный результат инвентаризации.
Товарно-материальные ценности, поступившие во время снятия остатков, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии рабочей инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.



Содержание раздела