d9e5a92d

Аналитический учет счета 23

Для этого ревизор сверяет данные по кредиту счета 50 Касса и дебету счетов 20 Основное производство, 23 Вспомогательное производство, 25 Общепроизводственные расходы, 26 Общехозяйственные расходы. Если выяснится, что такие выплаты отнесены на себестоимость продукции, ревизор определяет сумму завышения себестоимости продукции, а следовательно, и занижения размера налогооблагаемой прибыли. Затраты вспомогательных производств (инструментальных, транспортных, ремонтных, энергосиловых и т.д.), обслуживающих подразделения основного производства, учитывают на активном калькуляционном счете 23.
Вспомогательные производства - важное и необходимое звено в деятельности предприятия, так как хоXоший современный инструментальный цех, развитая ремонтная служба, четко действующее транспортное хозяйство, регулярная подача энергии, пара, сжатого воздуха - залог ритмичной и качественной работы всего коллектива предприятия.
Необходимо знать, что различают простые и сложные вспомогательные производства. Простые имеют однопериодный технологический цикл и выпускают однородную продукцию (парокотельный цех, энергоцех, компрессорная и др.).

Себестоимость единицы продукции этих производств рассчитывается делением общей суммы затрат на объем выработанной продукции в разрезе статей калькуляции. Сложные - инструментальный,, ремонтный и транспортный цехи выполняют различные виды, работ, изготовляют продукцию или оказывают услуги, прошедшие множество технологических операций.

Себестоимость услуг в сложных вспомогательных производствах исчисляют с учетом незавершенного производства: сумму незавершенного производства на начало месяца прибавляют к сумме расходов за месяц, а на конец месяца - вычитают.

Аналитический учет счета 23 организуется:

  1. В разрезе калькулируемых объектов на карточках учета производства - по заказам и статьям калькуляции.
  2. По цехам (в ведомостях 12 по номенклатуре статей к счетам 25-1, 25-2).
  3. По суммам затрат (прямых и косвенных).


По каждому цеху необходимо вести ежемесячно отдельную ведомость 12, в которой отражаются сметные и фактические данные за отчетный месяц и с начала года. Основанием для заполнения ведомости 12 служат разработочные таблицы, справки-расчеты.
Документальное оформление затрат здесь практически не отличается от оформления затрат в основном производстве. При этом аналитический учет затрат вспомогательных производств ведут отдельно по каждому виду производств.

Ревизор контролирует правильность отнесения затрат по ведомости 12, открываемой для каждого вспомогательного производства, а итоги ежемесячно в журнал-ордер 10.
Выпуск продукции, выполненные работы и услуги вспомогательными производствами должны быть оформлены следующими документами:

  1. накладными - количество изготовленных и сданных на склад инструментов;
  2. актами приема-передачи отремонтированных объектов - выполненные и сданные ремонтные работы;
  3. путевыми листами - объем перевозок транспортного цеха;
  4. справками главного энергетика, главного технолога, главного механика - объем работ и услуг, выполненных простыми производствами.


Особенностью вспомогательных производств является наличие взаимных услуг. Например, электростанция пользуется услугами ремонтников и водонасосной станции, а те в свою очередь потребляют электроэнергию.

Поэтому здесь зачастую применяется система расчетов по плановой себестоимости, и это ревизор должен учитывать.
Остаток по счету 23 Вспомогательные производства на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.
Для правильного определения производственной себестоимости изготовленной продукции необходим учет незавершенного производства, так как все затраты, отнесенные на дебет счета 20 Основное производство, должны быть распределены на:

  1. затраты готовой продукции;
  2. затраты продукции частичной готовности, т.е. не прошедшей всех операций изготовления.


Принято считать, что продукция, не прошедшая всех стадий обработки и не принятая отделом технического контроля, а также незаконченные работы, не принятые заказчиками, называются незавершенным производством, а затраты, относящиеся к ним, - затраты незавершенного производства.
Проверку незавершенного производства ревизору рекомендуется начинать с анализа результатов инвентаризации его остатков. Если соответствующих материалов нет, то ревизору следует организовать такую инвентаризацию силами самих работников проверяемой фирмы.

Главными целями инвентаризации помимо определения фактического наличия не законченных обработкой полуфабрикатов и продукции являются проверка правильности распределения суммы затрат по видам продукции, данных учета движения полуфабрикатов и деталей и выявление фактической комплектности незавершенного производства (заделов). Из практики работы известны случаи, когда в незавершенное производство включались не начатые обработкой материалы и покупные полуфабрикаты, а также окончательно забракованные и неучтенные изделия.



Незавершенное производство можно оценивать по фактической себестоимости применительно к оценке готовой продукции, по плановой (нормативной) себестоимости, по сокращенной (без общехозяйственных расходов) себестоимости, в размере прямых затрат.
В массовом и серийном производствах остатки незавершенного производства оценивают не по фактической, а по нормативной или плановой производственной себестоимости (практически по действующим нормам затрат). В них допускается оценивать остатки по сокращенной себестоимости или даже по прямым статьям расходов с отнесением всех оставшихся косвенных расходов на себестоимость готовой продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

В прямые расходы здесь можно включить только стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов.
В производствах с кратким технологическим циклом оценку незавершенного производства ведут по стоимости находящихся в переработке сырья, материалов и полуфабрикатов.
Хотя решение о применении того или иного способа оценки остатков принимает сами фирма, ревизор должен исследовать, насколько тщательно были учтены: размеры этих остатков и их удельный вес в издержках производства, стабильность остатков по отчетным периодам, структура затрат на производство, возможности достоверного определения остатков незавершенного производства и др.
В себестоимость незавершенного производства не включают потери от брака, стоимость износа инструментов специального назначения. Указанные затраты относят только на выпуск готовой продукции.

Если потери от брака относятся к определенному заказу, который не закончен к концу месяца, они включаются в себестоимость незавершенного производства.
В тех производствах, в которых себестоимость незавершенного производства представляет собой по отношению к стоимости выпуска продукции незначительную величину (в легкой и других отраслях промышленности), его оценивают по сокращенной номенклатуре статей калькуляции, т.е. не включают общезаводские расходы, а иногда и цеховые расходы.

Методы учета затрат на производство

Методы учета производственных затрат классифицируются:

  1. по отношению к технологическому процессу - позаказный, попередельный;
  2. по объекту калькуляции - деталь, узел, изделие, группа однородных изделий, процесс, передел, производство, заказ;
  3. по способу сбора информации, обеспечивающему контроль за затратами, - способу предварительного контроля - нормативный метод и текущий учет затрат с последующим контролем.

Позаказный метод учета.


Этот метод используется в производствах с механической сборкой деталей, узлов и изделий в целом; технологический процесс между цехами тесно взаимосвязан; готовую продукцию выпускает только один, последний в технологической цепочке цех. Производственные затраты собирают вначале по цехам, затем суммируют по предприятию в целом и производят расчет себестоимости единицы продукции по сумме затрат всех цехов. Особо важным документом для выполнения работ является договор между заказчиком (плательщиком) и производителем (поставщиком) на производство (поставку) продукции. В нем конкретизируются объект договора (заказа), его качественные характеристики, объем (количество) продукции, срок поставки, договорная цена, особые условия (индексация затрат при изменении цен на сырье, оплату труда и др.), форма расчетов и пр.
Себестоимость заказа определяется суммой всех затрат производства со дня открытия его до дня выполнения и закрытия. Следовательно, отчетную калькуляцию при позаказном методе учета составляют после того, как работы по заказу будут полностью выполнены, что является существенным недостатком названного метода учета, особенно если заказы выполняют в течение нескольких месяцев, и в этот период времени из серии машин, станков и т.п. производят частичный выпуск.

В этом случае необходимо определить себестоимость частично выполненного заказа.

Попередельный метод учета.

Этот метод применяется в таких отраслях промышленности, в которых обрабатываемое сырье последовательно проходит несколько отдельных, самостоятельных фаз обработки - переделов. Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой предприятие получает не конечный продукт обработки, а полуфабрикат собственного производства.

Полуфабрикаты собственного производства используются не только в следующих переделах своего производства, но и реализуются на сторону другим предприятиям, как покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты. Чаще всего попередельный метод учета затрат применяют в металлургии, текстильной, деревообрабатывающей и других отраслях промышленности, для которых характерно разделение технологического процесса на отдельные фазы обработки исходного материала.
Порядок учета затрат и калькулирования продукции в различных предприятиях по переделам не одинаков. На некоторых предприятиях прямые затраты в бухгалтерском учета отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела.

Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов (стоимость продукции в промежуточных переделах не калькулируется).
Контроль за движением полуфабрикатов внутри цехов (переделов) и между ними осуществляет бухгалтерия оперативно и в натуральном выражении, без записей по счетам. Такой вариант попередельного метода учета затрат называется бесполуфабрикатным.
При ревизии необходимо обратить внимание на то, что при этом методе себестоимость готовой продукции складывается из себестоимости полуфабрикатов предшествующих стадий обработки и затрат последнего передела, т.е. одни и те же затраты повторяются в себестоимости полуфабрикатов несколько раз. Такое наслоение в учете издержек предприятия называется внутризаводским оборотом, который и подлежит исключению при суммировании затрат по предприятию в целом.

Нормативный метод учета.

Задачей нормативного метода учета затрат на производство является своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве, содействие выявлению имеющихся в производстве резервов и результатов внутрихозяйственного хозрасчета. В основе своей он содержит технически обоснованные расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на единицу продукции, работ, услуг.

Нормы производственных затрат (текущие и плановые) - важнейшее орудие управления производством. При нормативном методе учета затрат на производство предприятия пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляцией. По своему составу они должны быть идентичны и соответствовать типовой номенклатуре, предусмотренной в отраслевых инструкциях по планированию и учету себестоимости.

Контроль за применением установленных в производстве норм при изготовлении продукции осуществляется с помощью бухгалтерского учета, благодаря строго установленной документации по оформлению затрат по нормам, по отклонениям от норм и по изменениям норм.
Отклонения от норм показывают, как соблюдается технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.
Расчет фактической себестоимости осуществляется по следующей формуле:
Фс=НсОнИн, где
Фс - фактическая себестоимость; Нс - нормативная себестоимость;
Он - отклонения от норм (экономия или перерасход);
Ин - изменения норм (в сторону их увеличения или уменьшения). В настоящее время в РФ состав производственных затрат регламентирован специальным Положением с целью контроля со стороны налоговых служб за себестоимостью и недопущения сокрытия прибыли некоторыми структурами (предприятиями). Распределение общехозяйственных и
общепроизводственнх расходов.
Особенности формирования и распределения затрат
в торговых предприятиях. Предметом проверки являются также накладные расходы, к которым относятся общепроизводственные (счет 25) и общехозяйственные (счет 26) расходы.
Наибольший удельный вес в структуре общепроизводственных расходов составляют расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. К ним, кроме прочего, относятся амортизационные отчисления на полное восстановление и расходы на ремонт основных средств производственного назначения; расходы на отопление, освещение и содержание производственных помещений и некоторые другие.
Основная цель ревизорской проверки - определить, правильно ли распределены эти расходы на себестоимость каждого конкретного вида продукции. При этом ревизору следует учитывать, что в организации могут применяться различные способы распределения общепроизводственных расходов, в частности:

  1. пропорционально основной заработной плате производственных рабочих или количеству выпущенной продукции, затратам по переделу;
  2. пропорционально сметным или нормативным ставкам.


Применение того или иного способа распределения общепроизводственных расходов зависит от отрасли промышленности, условий технологии и производства, которые даже в одной отрасли могут быть различны. Право выбора здесь предоставлено самой организации.

Однако ревизор при проверке должен проанализировать следующее: насколько выбранный способ отвечает конкретным условиям работы организации и способствует систематическому и постоянному контролю за общепроизводственными расходами; насколько четко налажена разработка нормативов затрат на эксплуатацию и ремонт различных групп оборудования, лимитов потребления электроэнергии, топлива, инструментов, смазочных материалов, а также лимитов численности обслуживающего персонала.
Распределенные общепроизводственные расходы отражают по кредиту счета 25 и по дебету счетов, указанных в ведомости распределения.
Что касается общехозяйственных расходов, то они не связаны непосредственно с производственным процессом и в них включаются расходы, обусловленные организацией управления фирмой в целом. К ним, в частности, относятся: расходы на содержание общехозяйственного персонала, плата за аренду помещений общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг, а также административно-управленческие расходы.
Расходы, учтенные на счете 26, списываются в дебет счетов 20 Основное производство, 23 Вспомогательное производство, 29 Обслуживающие производства и хозяйства.
Как правило, общехозяйственные расходы распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством, а также между отдельными видами продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих. Однако основной задачей ревизора при анализе общехозяйственных расходов является не столько проверка более точного их распределения между отдельными видами работ, сколько определение целесообразности расходов на содержание административного и другого аппарата управления.

Кроме того, он должен выяснить, не допускаются ли излишества при командировках, транспортном и материально-техническом обслуживании.
При проверке необходимости отнесения затрат особое внимание следует обратить на проверку затрат по управлению производством. Например, затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, и компенсации за использование для служебных целей личных легковых автомобилей полностью относятся на себестоимость продукции.

Так же полностью относятся на себестоимость продукции представительские расходы, относящиеся к коммерческой деятельности (по проведению официального приема представителей других организаций, в том числе иностранных, на культурно-зрелищные мероприятия, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, или расходы по проведению заседаний правления и ревизионной комиссии организации). Однако для целей налогообложения командировочные расходы, представительские расходы, затраты на содержание служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей принимаются в пределах норм, установленных законодательством.

При проверке должного внимания заслуживают обоснованность производственных расходов и наличие оправдательных документов (счета, чеки магазинов, ресторанов и т.д.). Оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг относится на себестоимость продукции.

Однако затраты, связанные с аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации, проводимой по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации, не включаются в себестоимость продукции.
Рассматривая состав общехозяйственных расходов, можно заметить, их объем не связан с объемов производства, благодаря чему в практике международных стандартов по бухгалтерскому учету их называют некалькулируемые. И в отличии от всех прямых и косвенных затрат (общепроизводственных) их относят, минуя производственные счета, сразу в уменьшение доходов (прибыли) от реализации, именно того периода, в котором они образовались: дебет счета 46 Реализация продукции, кредит счета 26 Общепроизводственные расходы.Этот факт записан и в инструкции к плану счетов: В зависимости от принятой предприятием организации учета затрат на производство указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 46.

Но, на практике это редко используется предприятиями, так как из поля зрения выпадает показатель полной производственной себестоимости, основы ценообразования и планирования прибыли. К таким же некалькулируемым статьям относятся и коммерческие расходы (счет 43).

Они списываются в дебет счета 46, но в аналитическом учете затрат по изделиям, видам работ и услуг в разрезе статей калькуляции входят в состав полной себестоимости. Очевидно, требования международного стандарта войдут в практику бухгалтерского учета страны с целью ликвидации разночтений бухгалтерской информации внешними пользователями и иностранными инвесторами.
Затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления капитального (инвестиционного) характера в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются.
Нормы выплаты суточных при краткосрочных командировках за границу установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1993г. 1261.

Нормы на представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями установлены письмом Минфина России от 29 апреля 1994г. 56 (с последующими изменениями) и зависят от объема выручки от реализации продукции в год (включая НДС).
Свои особенности имеют формирование и распределение затрат в сфере торговли, снабжения, сбыта, где себестоимость товаров не определяют, что и должен учитывать ревизор. В торговле, например, отдельно учитывают покупную и продажную цену товаров и издержки обращения. На издержки обращения (счет 44) относят расходы: по перевозкам товаров; оплате труда; аренде и содержанию зданий и инвентаря; хранению и подработке товаров; рекламе и некоторые другие. При этом аналитический учет по счету 44 ведется по видам и каждой статье расходов.

Поэтому, хотя в торговых, посреднических и других организациях себестоимость не определяют и не ведут подсчет в разрезе экономических элементов, Положение о составе затрат распространяется и на них. Причем следует иметь в виду, что продажная стоимость реализованных товаров отражается по кредиту счета 46, а покупная стоимость - по дебету счета 46.

По вписываемой строке 101 отчетной формы 2 указанные организации приводят данные о фактическом объеме реализованных товаров в продажных ценах.
Если сумма, отраженная в Главной книге (оборотном балансе) по кредиту счета 46, не соответствует сумме, полученной после уменьшения выручки по форме 2 на сумму НДС и акцизов, ревизор обязан выявить причину такого несоответствия.

Выполнение плана по себестоимости продукции


п/п Показатели Сумма с начала года
1. Показатели утвержденного плана:
а) себестоимость всей товарной продукции, тыс. руб.;
б) товарная продукция в оптовых ценах предприятий, тыс. руб.;
в) затраты на рубль товарной продукции (34606:37162), коп.
34 606,00
37 162,00
93,12
2. Экономия, не учитываемая при оценке выполнения плана, тыс. руб. 139,00
3. Затраты на рубль товарной продукции по плану, скорректированные на неучитываемую экономию (34606-139):37162, коп. 92,75
4. Фактический объем товарной продукции, тыс. руб.:
а) в оптовых ценах предприятий, принятых в плане;
б) в действовавших оптовых ценах
37 566,00
37 574,00
5. Себестоимость выпущенной товарной продукции, тыс. руб.:
а) исходя из уровня затрат на рубль товарной продукции по утвержденному плану (37566х93,12:100);
б) фактически исходя из цен, действовавших в отчетном периоде;
в) фактически исходя из цен, принятых в плане

34 982,00
34 843,00
34 730,00
6. Фактические затраты на рубль выпущенной товарной продукции, коп.:
а) исходя из действовавших цен (34843:37574)
б) исходя из цен, принятых в плане (34730:37566)
92,73
92,45

Для итоговой оценки выполнения задания по себестоимости фактические затраты на рубль выпущенной товарной продукции исходя из принятых в плане цен (92,45 коп.) сопоставляются с затратами по плану, скорректированными на неучитываемую экономию (92,75). Отсюда вывод, что в моем примере действительное сверхплановое снижение затрат, на основе которого оценивается деятельность предприятия и формируется фонд материального поощрения, составило 0,30 коп. или 0,32% к утвержденному плану (93,12 коп.).
Показатели таблицы, исчисленные применительно к установленной методике разработки плана себестоимости и оценки его выполнения, позволяют рассчитать абсолютную величину экономии от снижения себестоимости по сравнению с планом. Ее определяют как разность между фактической себестоимостью всей выпущенной товарной продукции (исходя из принятых в плане цен и тарифов на использование в производстве материальные и топливно-энергетические ресурсы) и ее себестоимостью, рассчитанной исходя из предельного уровня затрат на рубль продукции по утвержденному плану.

В рассмотренном примере совокупная сумма экономии составила 252 тыс. руб. (34730-34982), в том числе принимаемая для оценки выполнения задания по себестоимости - 113 тыс. руб. (252-139).
В рассмотренном примере (строка 2) получено 139 тыс.руб. экономии от снижения себестоимости под воздействием различных факторов, не обусловленных достижениями в работе предприятия. Квартальная и годовая отчетность содержит развернутые сведения о величине такой экономии (нарастающим итогом с начала года) применительно к приведенному выше перечню факторов ее возникновения.

При ревизии важно установить достоверность отчетных данных, сопоставив фактические затраты на мероприятия по развитию и совершенствованию производства и охране природной среды со сметными ассигнованиями, выделенными в расчетах плана себестоимости. Предприятия должны вести раздельный бухгалтерский (аналитический) учет фактических расходов на эти цели, собрав их в отдельные группы на счетах производственных затрат применительно к статьям сметы и показателям отчетности.
Важный этап контроля - сводный сбалансированный подсчет влияния различных факторов, как зависящих, так не зависящих от работы предприятия, под воздействием которых сложились отчетные показатели затрат на рубль товарной продукции. Из показателей таблицы видно, что по ревизуемому объединению фактические затраты были ниже, чем по утвержденному плану на 0,39 коп. (92,73-93,12). Отклонение возникло по следующим причинам:

  1. за счет факторов экономии, не являющихся заслугой объединения, затраты уменьшили на 0,37 коп. (92,75-93,12);
  2. в результате действительного снижения в отчетном периоде себестоимости изделий по отдельным статьям затрат получена экономия 0,30 коп. (92,45-92,75);
  3. вследствие не учтенных в плане изменений цен на готовую продукцию (в том числе за счет надбавок и скидок по качеству) и на использование в производстве сырья, материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и энергию затраты возросли на 0,28 коп. (92,73-92,45).


Некоторые особенности имеет ревизия выполнения плана себестоимости на предприятиях, которым устанавливаются задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции (в процентах к ее среднегодовой себестоимости в предыдущем году). В таких случаях ревизор вначале проверяет по данным рабочих (вспомогательных) таблиц к отчетности по себестоимости, обоснованно ли отнесены выпущенные в отчетном периоде изделия к сравнимой товарной продукции.

В ее состав включаются изделия, выпускавшиеся в предыдущем (базовом) году на данном предприятии, кроме продукции, которая находилась в прошлом году в стадии освоения или производилась в опытном порядке.
Для оценки выполнения плана сложившийся в отчетном периоде процент снижения (к предыдущему году) себестоимости сравнимой продукции в ценах плана сопоставляется с утвержденным плановым процентом, скорректированным на экономию, которая была получена по причинам, не зависящим от работы предприятия (за счет структурных сдвигов, невыполнения мероприятий по развитию, совершенствованию производства, охране природной среды и др.). В рассмотренном примере задание по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции недовыполнено на 0,07% (3,34-3,41).
На предприятиях, выпускающих один вид продукции, выполнение задания по себестоимости обычно оценивают сравнением фактической полной себестоимости единицы изделий с ее плановой себестоимостью. Например, себестоимость изделия А составила: по плану 422 руб., фактически - 412 руб.

Сверхплановое снижение - 2,37% [(412-422)x100:422].
Заключительный этап ревизии выполнения плана себестоимость продукции - выявление и подсчет вскрытых резервов ее снижения, которые обобщаются по трем группам факторов:

  1. Ликвидация непроизводительных расходов и неоправданных перерасходов.
  2. Повышение технического уровня производства и внедрение научной организации труда.
  3. Увеличение объема выпуска продукции за счет интенсификации производственных процессов и концентрации производства.


Крупный резерв снижения себестоимости - рост объема выпуска продукции за счет интенсификации производственных Wроцессов (повышения фондоотдачи и производительности труда) и концентрации производства. При этом абсолютная величина условно-постоянных расходов (амортизационных отчислений, общепроизводственных и общехозяйственных расходов) существенно не меняется.

В итоге общий уровень затрат на рубль товарной продукции и на единицу изделий снижается.

Используемая литература:

  1. И.А.Белобжецкий Ревизия и контроль в промышленности, Москва Финансы и статистика, 1987г.
  2. Л.М.Крамаровский Ревизия и контроль, Москва Финансы и статистика, 1988г.
  3. Журнал Бухгалтерский учет, 2, 1996г.
  4. Е.П.Козлова, Н.В.Потушанская, Т.Н.Бабченко, Е.Н.Галанина Бухгалтерский учет, Москва Финансы и статистика, 1997г.

Пример

При следующих показателях: нормативная себестоимость продукции - 1200 руб., выпуск - 500 ед., затраты отчетного месяца составили перерасход в сумме 12000 руб., экономию - в сумме 9000 руб., незавершенное производство на начало месяца - 100 ед. с нормативной себестоимостью за 1 ед. 1220 руб.
Требуется определить фактическую себестоимость всего выпуска и единицы продукции. При этом:

  1. Нормативная себестоимость - 600000 руб. (1200 руб. х 5 ед.).
  2. Отклонения от норм: экономия - 9000 руб., перерасход +12000 руб.
  3. Изменения от норм составляют +2000 руб., т.к. стоимость НЗВШ по старым нормам - 122000 руб. (1220 руб. х 100 ед.), а по новым нормам - 120000 руб. (1200 руб. х 100 ед.).
  4. Таким образом, фактическая себестоимость выпуска составила: 605000 руб. (600000+12000-9000+2000).


Для расчета фактической себестоимость единицы продукции необходимо рассчитать индексы отклонений от норм и изменений норм.
Индекс (%) = (Сумма отклонений от норм или сумма изменений норма)/(Нормативная себестоимость выпуска) х 100.
Индекс экономии - (-) 1,5% (9000 руб. х 100)/600000 руб. Индекс перерасхода - (+) 2% (12000 руб. х 100)/600000 руб.
Индекс изменения - (+) 0,33% (2000 руб. х 100)/600000 руб.
Фактическая себестоимость единицы продукции составила 1210 руб. [1200 руб. + (2% от 1200 руб.) - (1,5% от 1200 руб.) + (0,33% от 1200 руб.) = 1200 руб. + 24 руб. - 18 руб. + 4 руб.



Содержание раздела