d9e5a92d

Аудит расчетов по совместной деятельности


Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 88 "Нераспределенная прибыль" (субсчет "Фонд потребления"), 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты с депонентами"), первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.
Начинать проверку расчетов с рабочими и служащими по оплате труда следует с установления соответствия показателей аналитического учета по счету 70 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе на одну и ту же дату. Для этого необходимо сверить сальдо по счету 70 на первое число в главной книге и в балансе предприятия с итоговыми суммами (к выдаче) расчетно-платежных ведомостей.
При выявлении расхождений необходимо установить их причины.
Также необходимо сверить данные по счету 76 (субсчет "Расчеты с депонентами") с данными книги учета депонированной зарплаты.
Затем изучаются достоверность первичных документов, правильность их заполнения, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы и других видов оплаты труда. При этом особое внимание обращается на проверку табелей учета рабочего времени.
При повременной оплате труда проверяются правильность применения тарифных ставок или условий контракта, а при сдельной - выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок.
При проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливают наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах подчисток, исправлений (неоговоренных) и т.д.
При проверке табелей учета рабочего времени и нарядов, а также других первичных документов по начислению оплаты труда необходимо выяснить, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого следует проанализировать наряды по датам их выдачи, сопоставить фамилии рабочих в нарядах и табелях учета рабочего времени с данными учета личного состава. Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких расчетно-платежных ведомостях.

Особое внимание следует обратить на наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе предприятия и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака по переделке работ, выполненных с низким качеством.
При проверке первичных документов и расчетных ведомостей особое внимание необходимо уделить правильности арифметических подсчетов.
Дальнейшими этапами осуществления аудиторской проверки являются:



  1. выборочная проверка правильности начисления оплаты труда;
  2. порядок оформления доплат в связи с отклонением от нормальных условий работы;
  3. документальное оформление и оплата простоя;
  4. документальное оформление брака продукции и его оплаты;
  5. доплата за работу в ночное время;
  6. оплата труда за работу в сверхурочное время;
  7. оплата работы в праздничные дни;
  8. начисление выплат за неотработанное время, предусмотренное действующим законодательством (оплата отпусков, выходных пособий и т.п.);
  9. начисление пособий по временной нетрудоспособности;
  10. проверка правильности удержаний из заработной платы. В соответствии с законодательством из заработной платы могут быть произведены следующие удержания: подоходный налог; отчисления в пенсионный фонд; погашение задолженности по ранее выданным авансам, а также сумм излишне выплаченных ввиду арифметической ошибки; в погашение задолженности по подотчетным суммам; квартплата; за содержание ребенка в детских дошкольных учреждениях; возмещение материального ущерба, причиненным работником предприятию; денежные начеты; за товары, купленные в кредит; за подписку на газеты и журналы; по исполнительным документам; за брак продукции. Другие удержания из заработной платы могут быть произведены лишь с согласия работника.

Подоходный налог удерживается в порядке и размерах, установленных законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" с последующими изменениями и дополнениями.
Удержания в пенсионный фонд производится в размере 1% от совокупного дохода.
Удержание по исполнительным листам производится только при наличии этих листов либо на основании личного заявления работников.
Удержание за товары, проданные в кредит, производится на основании поручения-обязательства, предусмотренного Правилами продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (постановление Правительства РФ от 9 сентября 1993 г. 895).
Удержание в возмещение материального ущерба, причиненного работником, производится на основании приказа по предприятию (при наличии согласия работника) либо по решению суда.
В заключении проверки необходимо установить:

  1. правильность проверки отнесения расходов к фонду оплаты труда;
  2. правильность отнесения отдельных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг);
  3. правильность составления бухгалтерских проводок по фонду оплаты труда;
  4. правильность ведения синтетического и аналитического учета, сводных данных и заполнения форм бухгалтерской отчетности по фонду оплаты труда;
  5. соответствие записей аналитического учета по счету 70 "Расчеты по оплате труда" и 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, записям в журналах-ордерах 8, 10 (при журнально-ордерной форме учета), главной книге и балансе.

Аудит расчетов по совместной деятельности


В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность без создания юридического лица осуществляется на основе договора между его участниками. Имущество, объединенное участниками для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора.
Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются.
Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.
Исходя из вышеизложенного, необходимо проверить:

  1. заключен ли договор о совместной деятельности; правильность его составления;
  2. ведется ли отдельный учет по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела;
  3. правильность отражения участником, ведущим общие дела по договору о совместной деятельности, операций, связанных с его выполнением (если эти обязанности возложены на проверяемое предприятие);
  4. правильность отражения участником договора о совместной деятельности операций, связанных с его выполнением;
  5. правильность отражекния в учете разницы от превышения оценки имущества, определенной по договору о совместной деятельности, над балансовой его оценкой (или разницы от занижения, если последняя оценка выше договорной). Эти результаты предприятие должно отенсти соответственно в кредит счета 85 "Уставный капитал" на субсчет "Добавочный капитал" (при положительном результате) с 1.01.95 г. "Добавочный капитал" или в дебет счета 81 "Использование прибыли" (при отрицательном результате) либо других аналогичных счетов (86; 87; 88).*
  6. правильность ведения бухгалтерского учета операций по совместной деятельности у участника, ведущего общие дела. В письме определено, что учет этих операций осуществляется в общеустановленном порядке, т.е. необходимо руководствоваться

бухгалтерского учета по основной детельности;

  1. правильность отражения в учете полученных от совместной деятельности финансовых результатов. Долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности, участник должен включать в состав внереализационных доходов по своей основной деятельности;
  2. правильность уплаты налогов в бюджет по результатам совместной деятельности;

Существует вопрос, на который до настоящего времени нет ответа. Нужно ли сдавать в налоговую инспекцию участнику, ведущему общие дела, вместе с отчетом
по основной деятельности отчет по совметной деятельности? С одной стороны, действующим законодательством такого требования не предусмотрено. Но если учесть, что многие участники расчеты по совместной деятельности осуществляют через свой расчетный счет, платят различные налоги по совместной деятельности, то представление отдельного баланса вместе с основным отчетом представляется целесообразным;

  1. правильность составления бухгалтерских проводок по отражению совместной деятельности.

_____________________________________
*Письмо Минфина РФ от 24 января 1994 г. 7

Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Основными задачами проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, правильность отражения в бухгалтерском учете этих операция и составления отчетности. Исходя из вышеизложенного необходимо проверить:

  1. правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов;
  2. правильность применения тарифов страховых взносов;
  3. своевременность и обоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средств социального страхования;
  4. правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению;
  5. соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);
  6. правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.


Аудит расчетов по внебюджетным платежам
Общей задачей проверки по всем видам платежей во внебюджетные фонды является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей, правильности ведения бухгалтерского учета по этим операциям и составления отчетности. Исходя из вышеперечисленных задач необходимо проверить:

  1. правильность определения объекта налогообложения;
  2. правильность применения ставок налогов;
  3. законность и обоснованность применения льгот по уплате налогов;
  4. своевременность и полноту перечисления взносов;
  5. правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;
  6. соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 67 "Расчеты по внебюджетным платежам" записям в главной книге и балансе;
  7. правильность и своевременность составления форм отчетности по видам внебюджетных платежей, представляемых в налоговую инспекцию;
  8. правильность начисления платежей в фонд имущества, фонд НИОКР, фонд содействия конверсии военного производства и другие фонды, предусмотренные действующим законодательством.


Аудит расчетов с бюджетом
Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными. Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции.
Совершенно естественно, что знать полностью все нормативные документы физически невозможно, однако аудитор обязательно должен знать, что имеется тот или иной нормативный документ, краткое содержание этого документа и где его можно прочитать в случае необходимости.
При наличии компьютера эта задача упрощается, т.к. можно приобрести программу с содержанием нормативных документов. Если же компьютера нет, то желательно иметь подшивку нормативных документов (раздельно по каждому виду налогов и платежей).
Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:

  1. полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;
  2. правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;
  3. законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;
  4. полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;
  5. правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;
  6. правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей;
  7. правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия.

Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.*
______________________________________
* Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64)

Глава III. Анализ финансового положения предприятия

3.1. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
3.1.1. Предварительная оценка платежеспособности и ликвидности Предварительная оценка финансового положения предприятия осуществляется на основании данных бухгалтерского баланса, "Отчета о финансовых результатах и их использовании", а также ф.5 "Приложение к балансу предприятия". На данной стадии анализа формируется первоначальное представление о деятельности предприятия, выявляются изменения в составе имущества предприятия и их источниках; устанавливаются взаимосвязи между показателями.
С этой целью определяют соотношения отдельных статей актива и пассива баланса, их удельный вес в общем итоге (валюте) баланса; рассчитывают суммы отклонений в структуре основных статей баланса по сравнению с предшествующим периодом. При этом общая сумма изменения валюты баланса расчленяется на составные части, что позволяет сделать предварительные выводы о характере имевших место сдвигов в составе активов, источниках их формирования и их взаимной обусловленности.
Для удобства проведения такого анализа целесообразно использовать уплотненный аналитический баланс, формируемый путем агрегирования однородных по своему составу элементов балансовых статей в необходимых аналитических разрезах, как это показано в табл. 1.
На следующем этапе предварительного анализа ликвидности и платежеспособности проводится расчет и оценка динамики ряда аналитических коэффициентов, характеризующих финансовое положение предприятия.
Результатам расчетов должна быть дана соответствующая экономическая интерпретация.
Таблица 1
Структура имущества предприятия и источников его образования

Показатели На начало года, тыс.руб. В % к валюте баланса На конец года, тыс.руб. В % к валюте баланса Отклонение (гр.4 - гр.2)
А 1 2 3 4 5
АКТИВ
Недвижимое имущество
Текущие активы, всего
в том числе:
  1. производственные запасы
  2. готовая продукция
  3. денежные средства и краткосрочные финансовые вложения
  4. дебиторская задолженность
ПАССИВ
Источники собственных средств
Заемные средства - всего
Краткосрочные ссуды банков
Краткосрочные займы
Расчеты с кредиторами
1183
2004
734
187
299
612
1932
1255
357
245
653
37.1
62.9
23.0
5.9
9.4
19.2
60.6
39.4
11.3
7.6
20.4
1635
2161
752
172
259
780
2205
1591
888
703
43.1
56.9
19.8
4.5
6.2
20.5
58.0
42.0
23.3
18.5
+6.0
-6.0
-3.8
-1.4
-3.2
+1.3
-2.6
-2.6
+12.0
-7.6
-1.9


Как видим из данных табл. 1, за отчетный период активы предприятия возросли на 609 тыс.руб., или 19.1%, в том числе за счет увеличения объема недвижимого имущества - на 452 тыс.руб. (2161-2004).

Иначе говоря, за отчетный период в недвижимое имущество было вложено почти втрое больше средств, чек в текущие активы. При этом учитывая, что предприятие в течение отчетного не пользовалось долгосрочными займами, можно сделать вывод о том, что все инвестиционные вложения осуществлялись за счет собственных источников предприятия. Следует отметить, однако, что в целом структура совокупных активов характеризуется значительным превышением в их составе доли оборотных средств, которые составили 62.9% в начале года и 56.9% - в конце.
В составе текущих активов при общем сокращении их доли на 6% обращает на себя внимание рост дебиторской задолженности, удельный вес которой к концу года в структуре совокупных активов увеличился на 1.3% (20.5-19.2), в структуре оборотных средств - на 5.5% (36.0 - 30.5). Это делает необходимым дальнейший углубленный анализ состава и структуры дебиторской задолженности по данным аналитического учета.
Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственных источников средств, хотя их доля в общем объеме источников сокращается в течение года с 60.6% до 58.0%. Структура заемных средств в течение отчетного периода претерпела серьезные для предприятия изменения.

Так, доля кредиторской задолженности поставщикам в общем объеме сократилась к концу года на 1.9%; кроме того, предприятию не удалось получить беспроцентные займы, составлявшие на начало года существенный источник финансирования его деятельности. Все это сделало необходимым для предприятия привлечение краткосрочных ссуд банка, доля которых в общем объеме источников средств к концу года увеличилась на 12%.

Принимая во внимание высокую стоимость банковских кредитов, а также действующий порядок отнесения на себестоимость продукции лишь части величины процентов, уплачиваемых банку за пользование кредитами, надо полагать, что такие изменения в структуре заемных средств явились для предприятия вынужденной мерой, связанной с острой потребностью в дополнительных источниках финансирования.
Одним из важнейших критериев финансового положения предприятия является оценка его платежеспособности, под которой принято понимать способность предприятия рассчитываться по своим долгосрочным обязательствам. Следовательно, платежеспособным является то предприятие, у которого активы больше, чем внешние обязательства.
Способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам называется ликвидностью. Иначе говоря, предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы.

Основные средства, если только они не приобретаются с целью дальнейшей перепродажи, в большинстве случаев не могут быть источниками погашения текущей задолженности предприятия в силу, во-первых, своей особой функциональной роли в процессе производства, и, во-вторых, весьма затруднительных условий их срочной реализации.
Для предварительной оценки ликвидности предприятия привлекаются данные бухгалтерского баланса. Информация, отражаемая во II и III разделах актива баланса характеризует величину текущих активов в начале и конце отчетного года.

Сведения о краткосрочных обязательствах предприятия содержатся в III разделе пассива баланса.
Предприятие может быть ликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.
В то же время в составе краткосрочных пассивов могут быть выделены обязательства различной степени срочности. Поэтому одним из способов оценки ликвидности на стадии предварительного анализа является сопоставление определенных элементов актива и пассива меду собой. С этой целью обязательства предприятия группируются по степени их срочности. а его активы - по степени ликвидности (реализуемости). Так, наиболее срочные обязательства предприятия (срок оплаты которых наступает в текущем месяце) сопоставляются с величиной активов. обладающих максимальной ликвидностью (денежные средства, легкореализуемые ценные бумаги).

При этом часть срочных обязательств, остающихся непокрытыми, должна уравновешиваться менее ликвидными активами - дебиторской задолженностью предприятий с устойчивым финансовым положением, легкореализуемыми запасами товарно материальных ценностей и др.
Прочие краткосрочные обязательства соотносятся с такими активами, как дебиторы, готовая продукция, производственные запасы и др.
Исходя из сказанного, в практике аналитической работы различают и используют целую систему показателей ликвидности (см табл. 2).

Рассмотрим важнейшие из них.
Проанализировав данные показатели, можно сделать вывод, что в условиях недостаточности оборотных средств жизнеспособность предприятия будет зависеть от состояния и "качества" активов: состава производственных запасов, спроса на продукцию, надежности покупателей, а также срочности его обязательств. Поэтому окончательные выводы относительно финансовой устойчивости и ликвидности предприятия могут быть сделаны по результатам внутреннего анализа текущих активов и краткосрочных обязательств.

Внутренний анализ состояния активов

В целях углубленного анализа целесообразно сгруппировать все оборотные активы по категориям риска. Примерная классификация текущих активов приведена в табл.3.
Таблица 3 Динамика состояния текущих активов на предприятии
и их классификация по категориям риска

Степень
риска
Группа текущих активов Доля группы в общем объеме текущих активов, %
на начало на конец
года года
Отклонение (гр.2-гр.1)
А Б 1 2 3
Минима-льная Наличные денежные средства, легкореализуемые краткосрочные ценные бумаги 4.9 2.9 -2.0
Малая Дебиторская задолженность с нормальным финансовым положением+ запасы (исключая залежалые) + готовая продукция, пользующаяся спросом 53.8 49.8 -4.0
Средняя Продукция производственно-технического назначения, незавершенное производство, расходы будущих периодов 8.8 9.5 +0.7
Высокая Дебиторская задолженность предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении, запасы готовой продукции, вышедшей из употребления, залежалые запасы, неликвиды 32.5 40.7 8.2


Приведенные в табл. 3 данные показывают, что 41.3% (8.8+32.5) текущих активов предприятия имели на начало года среднюю и высокую степень риска; к концу года, вследствие увеличения доли активов с высокой степенью риска на 8.2%, положение еще более ухудшилось.

Все это представляет серьезную угрозу финансовой устойчивости предприятия. В развитие проведенного анализа целесообразно оценить тенденцию изменения соотношений труднореализуемых активов и общей величины активов, а также труднореализуемых и легкореализуемых активов. Тенденция к росту названных соотношений указывает на снижение ликвидности.
Сводные обобщающие данные о состоянии текущих активов на предприятии представлены в табл. 4.
Таблица 4
Анализ состояния текущих активов на предприятии

Группа текущих активов На начало года
тыс. руб. в % к
величине
текущих
активов
На конец года
тыс. руб. в % к
величине
текущих
активов
Изменения за год
тыс. руб. в % к
величине
текущих
активов
А 1 2 3 4 5 6
1. Производственные запасы,
1а. в том числе залежалые
2. Незавершенное производство
3. Готовая продукция,
3а. в том числе труднореализуемая
4. Расходы будущих периодов
5. Дебиторская задолженность
5а. в том числе сомнительная
6. Денежные средства
7. Всего труднореализуемые активы (стр.1а. + стр.2 + стр.3а. + стр.4 + стр.5а)
8. Всего текущие активы
734.0
246.0
110.0
187.0
37.0
61.0
612.0
170.0
300.0
624.0 2004.0
36.6
12.2
5.5
9.4
1.8
3.0
30.6
8.0
14.9
31.1 100
752.0
341.0
118.0
172.0
34.0
79.0
780.0
301.0
260.0
873.0 2161.0
34.7
15.7
5.4
7.9
1.5
3.6
37.9
14.0
12.0
40.4 100
18.0
95.0
8.0
-15.0
-3.0
18.0
68.0
131.0
-40.0
249.0 457.0
-1.9
3.5
-0.1
-1.5
-0.3
0.6
7.3
6.0
-2.9
9.3 -



Содержание раздела