d9e5a92d

Учет товарных потерь

Для целей бухгалтерского учета различают тару, оприходованную на основании товарно-сопроводительных документов поставщика и подлежащую оплате, и тару, стоимость которой не включается в товарно-сопроводительные документы.
Учет поступившей тары под товаром ведется материально ответственными лицами по видам тары, наименованиям, количеству и цене в журналах, книгах или на карточках на основании приходных и расходных документов. При выявлении ненадлежащего качества
поступившей тары, меньшего ее количества по сравнению с данными сопроводительных документов составляется акт для предъявления претензий поставщику.
При незначительном количестве и ассортименте тары ее учет может быть организован в товарном отчете.
Материально ответственные лица составляют отчетность по таре. Для этого используется товарный отчет, в котором одновременно с учетом товаров ведется учет наличия и движения тары.

В нем отражаются операции по поступлению и отпуску тары на основании товарно-сопроводительных документов поставщика с указанием номера и даты документа, подсчитывается остаток тары.
Для учета наличия и движения тары под товарами и тары порожней (кроме стеклянной посуды в организациях, занятых розничной торговлей, и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания) Планом счетов предусмотрен субсчет 3 Тара под товаром и порожняя счета 41 Товары. При большом количестве структурных подразделений торговой организации для учета движения тары между отделами, складами, торговыми помещениями к субсчету 3 Тара под товаром и порожняя могут открываться субсчета второго порядка.
В торговой организации должен быть организован учет: многооборотной тары, поступившей по залоговой стоимости; тары, оприходованной на основании товарно-сопроводительных документов поставщика. Особое внимание следует уделить учету тары, не включенной в товарно-сопроводительные документы поставщика и оприходованной на основании акта по цене возможной реализации.
Оприходование тары, полученной от поставщика по залоговой стоимости, отражается в учете по дебету счета 41 Товары, субсчет 3 Тара под товаром и порожняя в корреспонденции со счетом 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками на стоимость тары в соответствии с товарно-сопроводительными документами. При возврате поставщику тары в исправном состоянии, полученной на основании залога, ее стоимость списывается с учета на основании товарного отчета материально ответственного лица.

Если залоговая тара возвращается поставщику в ненадлежащем состоянии (с понижением качества), то сумма уценки отражается в составе расходов на продажу по статье Расходы на тару.
Оприходование тары, которая не подлежит возврату поставщику, отражается также по дебету счета 41 Товары, субсчет 3 Тара под товаром и порожняя по цене в соответствии с договором, одновременно в учете отражается сумма НДС на основании товарно-сопроводительных документов. Реализация этой тары покупателям отражается в учете как продажа товарно-материальных ценностей с использованием счета 91 Прочие доходы и расходы.

Продажу тары покупателям оформляют теми же документами, что и продажу товаров: накладными, товарно-транспортными накладными, счетами-фактурами.
При большом разнообразии тары, различных ценах ее приобретения оценка тары, списываемой с учета на продажу или при ином выбытии, может производиться различными способами, согласно ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов.
В отдельных случаях право собственности на многооборотную тару сохраняется за поставщиком, в этом случае учет поступившей тары ведется на забалансовом счете 002 Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение по стоимости, указанной в договоре.
Аналитический учет тары в бухгалтерии торговой организации, как правило, ведется оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом по каждому материально ответственному лицу (по наименованиям, цене, количеству и стоимости тары).
В соответствии с действующим законодательством, в организациях розничной торговли и в буфетах организаций, оказывающих услуги общественного питания, учет наличия и движения стеклянной посуды (бутылок, банок) ведется на субсчете 2 Товары в розничной торговле счета 41 Товары.
В установленные сроки в торговых организациях производится инвентаризация тары на складах и в торговых помещениях. Результаты инвентаризации (излишки и недостачи) отражаются в учете в общеустановленном порядке.
Особое внимание в торговых организациях следует уделять вопросам учета потерь от завеса тары. Завес тары представляет собой разницу между фактическим весом тары и ее массой по трафарету.



В торговых организациях составляется Акт о завесе тары по форме ТОРГ-6, на основании которого предъявляется претензия поставщику.
Учет инвентарной тары в зависимости от срока ее полезного использования организуется на счетах 01 Основные средства или 10 Материалы в общеустановленном порядке. Особую группу тары составляет тара-оборудование, представляющая собой устройства для транспортировки, временного хранения, выкладки и продажи товаров.

Учет тары, отражаемой в составе основных средств, организуется в соответствии с ПБУ 6/01 Учет основных средств.

Учет товарных потерь

Потери товаров и тары, отражающиеся в учете торговых организаций, возникают на разных этапах движения товаров от поставщика (производителя) к потребителю и по самым разным причинам.
Товарные потери могут классифицироваться по следующим признакам: в зависимости от этапа товародвижения, от возможности нормирования, от источника возмещения потерь.
Для учета недостач и потерь товаров и тары используется счет 94 Недостачи и потери от порчи ценностей. Он предназначен для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей (включая денежные средства), выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, независимо от того, подлежат они отнесению на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) или виновных лиц.

При этом потери ценностей, возникшие в результате стихийных бедствий, относятся на счет 99 Прибыли и убытки как убытки отчетного года (некомпенсированные потери от стихийных бедствий).
Учетная политика каждой торговой организации должна содержать положения о порядке списания потерь в пределах норм естественной убыли. Эти потери могут включаться в фактическую себестоимость приобретенных товаров или отражаться в составе расходов на продажу.
Потери товаров, возникающие при их доставке, должны оформляться соответствующим актом и подлежат возмещению поставщиком или транспортной организацией на основании предъявляемой претензии. Каждый случай брака, порчи, боя, понижения качества товаров, выявленный при транспортировке, оформляется актом.
При этом должен учитываться размер потерь по причине естественной убыли товаров при их доставке.
Потери, возникающие в процессе хранения товаров в торговой организации, отражаются в учете на основании результатов инвентаризации товаров в сумме фактической недостачи товаров. Списание потерь по результатам инвентаризации производится на основании приказа руководителя торговой организации с учетом потерь естественной убыли товаров при их хранении. Нормы естественной убыли и боя в организациях розничной торговли при хранении и реализации применяются к товарам, реализованным за межинвентаризационный период.

Потери сверх норм естественной убыли подлежат возмещению материально ответственным лицом на основании договора о полной индивидуальной материальной ответственности.
Товарные потери (отходы), возникающие при подготовке товаров к продаже в розничной торговле, требуют документального оформления и расчета бухгалтерией предельного размера. Данные потери могут списываться за счет скидки, предоставляемой поставщиком, за счет торговой наценки при учете товаров по продажным ценам, за счет издержек обращения торговой организации при учете товаров по покупным ценам.

Каждая торговая организация самостоятельно устанавливает порядок и периодичность списания данных потерь (отходов) и в учетной политике отражает источник их списания.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, по дебету счета 94 Недостачи и потери от порчи ценностей приводятся:
по недостающим или полностью испорченным товарноматериальным ценностям (товарам и таре) их фактическая себестоимость;
по частично испорченным материальным ценностям сумма определившихся потерь и т.п.
По недостачам и порче ценностей записи производятся по дебету счета 94 Недостачи и потери от порчи ценностей с кредита соответствующих субсчетов счета 41 Товары.
Когда покупателем при приемке ценностей, поступивших от поставщиков, выявляется недостача или порча, то сумму недостачи в пределах, предусмотренных в договоре величин, покупатель относит при оприходовании ценностей в дебет счета 94 Недостачи и потери от порчи ценностей с кредита счета 60 Расчеты с постав-
щиками и подрядчиками, а сумму потерь сверх предусмотренных в договоре величин, предъявленную поставщикам или транспортной организации, в дебет счета 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (субсчет Расчеты по претензиям) с кредита счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками. При отказе судом во взыскании сумм потерь с поставщиков или транспортных организаций сумма, ранее отнесенная в дебет счета 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами (субсчет Расчеты по претензиям), списывается на счет 94 Недостачи и потери от порчи ценностей.
По кредиту счета 94 Недостачи и потери от порчи ценностей отражается списание:
недостач и порчи ценностей в пределах предусмотренных в договоре величин на счета учета материальных ценностей (когда они выявлены при заготовлении) или в пределах норм естественной убыли затрат на производство и расходов на продажу (когда они выявлены при хранении или продаже);
недостач ценностей сверх величин (норм) убыли, потерь от порчи в дебет счета 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям (субсчет Расчеты по возмещению материального ущерба);
недостач ценностей сверх величин (норм) убыли и потерь от порчи ценностей при отсутствии конкретных виновников, а также недостач товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков, на счет 91 Прочие доходы и расходы.
По кредиту счета 94 Недостачи и потери от порчи ценностей отражаются суммы в размерах и величинах, принятых на учет по дебету указанного счета. При этом на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) списываются недостающие или испорченные материальные ценности по их фактической себестоимости.
Недостачи ценностей, выявленные в отчетном году, но относящиеся к прошлым отчетным периодам, признанные материально ответственными лицами или на которые имеются решения суда о взыскании с виновных лиц, отражаются по дебету счета 94 Недостачи и потери от порчи ценностей и кредиту счета 98 Доходы будущих периодов. Одновременно на эти суммы дебетуется счет 73 Расчеты с персоналом по прочим операциям (субсчет Расчеты по возмещению материального ущерба) и кредитуется счет 94 Недос-
тачи и потери от порчи ценностей. По мере погашения задолженности кредитуется счет 91 Прочие доходы и расходы и дебетуется счет 98 Доходы будущих периодов.
К товарным потерям относится также завес тары. Все товары, по которым может быть завес тары, регистрируются в специальном журнале, записи в него производятся на основании поступивших товарно-транспортных документов, завес тары отражается на основании Акта о завесе тары, составленного в 2-х экземплярах. Акт о завесе тары составляется в срок, предусмотренный договором с поставщиком, но не позднее 10 дней после ее освобождения, а по таре из-под влажных товаров немедленно после ее освобождения.

На таре делается отметка об актировании завеса с указанием даты и номера акта. Выявленная при инвентаризации недостача товаров списывается с материально ответственных лиц при условии, что недостающая сумма превышает нормы естественной убыли. Завес тары списывают в зависимости от условий договора с поставщиком. При списании потерь за счет поставщика ему направляется претензия и экземпляр Акта о завесе тары.

В отдельных случаях поставщики могут предоставлять торговым организациям скидку на завес тары. При поступлении товаров эту скидку отражают по кредиту счета 42 Торговая наценка.

По таким товарам акты на завес тары не составляют и претензии поставщикам не предъявляют, фактический завес тары списывают за счет предоставленной скидки.
После решения руководителя организации о порядке списания завеса тары на стоимость товаров по покупным ценам кредитуется счет 94 Недостачи и потери от порчи ценностей и дебетуются счета 76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами субсчет 2 Расчеты по претензиям при списании за счет поставщика; счет 42 Торговая наценка (аналитический счет Скидка на завес тары) при списании за счет специальной скидки.

Учет уценки товаров

Переоценка (уценка) товаров и других товарно-материальных ценностей производится в торговых организациях по распоряжению руководителя.
Причинами уценки товаров могут быть отсутствие реализации товаров в связи с окончанием сезона их использования, окончание срока хранения и продажи товаров, частичная потеря первоначальных свойств и качеств товара, моральное старение, чрезвычайные обстоятельства хозяйственной деятельности.
Порядок отражения уценки товаров в учете зависит от причины уценки, размера уценки, от метода оценки товаров, принятой в торговой организации.
Переоценка товаров производится комиссией, назначаемой руководителем организации, и оформляется инвентаризационной описью-актом. В нем должна содержаться следующая информация: номер акта и дата уценки, состав комиссии, сведения о товаре (наименование и количество переоцениваемого товара), стоимость товара до и после уценки, сумма уценки.
Согласно Федеральному закону от 22 мая 2003 года 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт, на уцененные товары должны быть сделаны новые ценники.
В организациях оптовой торговли и розничных торговых организациях при учете товаров по покупным ценам уценка товара, не затрагивающая покупную стоимость товаров, в бухгалтерском учете не отражается.
В розничных торговых организациях при учете товаров по продажным ценам уменьшение торговой надбавки на величину уценка товара отражается сторнировочной записью по дебету счета 41 Товары субсчет 2 Товары в розничной торговле в корреспонденции со счетом 42 Торговая наценка.
Если уценка товаров производится на сумму, превышающую торговую надбавку, то разница между старой и новой ценой отражается в составе прочих расходов организации по дебету счета 91 Прочие доходы и расходы в корреспонденции со счетом 41 Товары.
При уценке товаров по причине потери ими потребительских свойств в результате стихийных бедствий разница между покупной ценой и ценой возможной реализации относится на счет 99 Прибыли и убытки.

Контрольные вопросы

1. Законодательные и нормативные акты, на основании которых организуется и ведется бухгалтерский учет в торговых организациях.
2. Особенности учетной политики торговых организаций в части учета товаров.
3. Документальное оформление операций по поступлению товаров на предприятия торговли.
4. Особенности организации аналитического учета товаров на предприятиях торговли при различных способах организации складского хранения товаров.
5. Синтетические счета, предназначенные для учета товаров в оптовых и розничных торговых организациях, для учета расчетов с поставщиками.
6. Порядок отражения в учете НДС по поступающим товарам.
7. Назначение счета 42 Торговая наценка.
8. Отражение в учете расчетов по претензиям, предъявляемым поставщикам и автотранспортным организациям.
9. Особенности отражения в учете результатов уценки товаров.
10. Бухгалтерские проводки, отражающие поступление товаров на предприятия розничной торговли при различных способах оценки товаров.
11. Порядок расчетов с подотчетными лицами на предприятиях розничной торговли.
12. Классификация тары, применяемой торговыми предприятиями.
13. Особенности учета стеклянной тары.
14. Особенности составления товарного отчета на предприятиях торговли при различных способах оценки товаров.
15. Классификация товарных потерь.
16. Отражение в учете недостатков или излишков, выявленных по результатам инвентаризации товаров.

Тест

1. Прием товаров, поступивших без сопроводительных документов в оптовые торговые организации, оформляется:
а) приходным ордером;
б) приемным актом;
в) накладной.
2. Форма и порядок расчетов торгового предприятия с поставщиками за приобретенные товары устанавливается:
а) условиями договора купли-продажи или поставки;
б) условиями договора купли-продажи по согласованию с налоговыми органами по месту регистрации торгового предприятия;
в) кредитным учреждением, обслуживающим торговое предприятие.
3. Оприходование тары под товарами, полученной от поставщика, отражается в учете проводкой:
а) Д41-1 - К60,
б) Д41-3 - К75-1,
в) Д41-3 - К60.
4. Используется ли счет 42 Торговая наценка при учете товаров по покупным ценам ?
а) да;
б) нет;
в) да, если это розничное торговое предприятие.
5. На каком счете отражаются недостачи и потери от порчи товаров, которые выявлены при приемке товаров, если они образовались по вине поставщика? 6. Товарный отчет составляется:
а) ежедневно;
б) ежеквартально;
в) за период, установленный руководителем предприятия торговой организации.
7. Поступление товаров от поставщика на основании предъявленной претензии на предприятиях розничной торговли отражается в учете:
а) Д41/1 - К76/2;
б) Д41/2 - К76/2;
в) Д76/2 - К60/1.
8. Возмещение суммы недостачи товаров материально ответственным лицом наличными в кассу розничной торговой организации отражается в учете:
а) Д50 - К71;
б) Д41/2 - К73/2;
в) Д50 - К73/2.
9. Начисление торговой наценки на предприятиях оптовой торговли:
а) производится одновременно с оприходованием товара;
б) в учете не отражается;
в) производится при списании товара на реализацию.
10. Возмещается ли из бюджета НДС по оприходованным и оплаченным товарам на предприятиях розничной торговли?
а) нет;
б) да;
в) НДС по приобретенным товарам на предприятиях розничной торговли не отражается.
11. Инвентарная тара, приобретенная у поставщика торговой организацией, отражается в составе:
а) основных средств;
б) оборотных средств;
в) основных или оборотных средств в зависимости от срока полезного использования тары.
12. Уценка товаров в оптовых торговых организациях отражается в учете проводкой:
а) в учете не отражается;
б) Д41-2 - К42 (красное сторно);
в) Д91-2 - К41-1.
13. Излишки товаров, выявленные по результатам инвентаризации на складе розничной торговой организации, отражаются в учете проводкой:
а) Д41-1 - К76;
б) Д41-2 - К99;
в) Д41-2 - К91-1.

Задачи

Задание 1
На основании исходных данных произвести необходимые расчеты и заполнить Журнал хозяйственных операций за 15 мая розничного торгового предприятия ООО Ромашка, занимающегося продажей косметических товаров и предметов бытовой химии.
Исходные данные для выполнения задания
В соответствии с учетной политикой, учет товаров ведется по продажным ценам на субсчете 2 Товары в розничной торговле счета 41 Товары.
В соответствии с учетной политикой, учет тары ведется на счете 3 Тара под товаром и порожняя счета 41 Товары.
В соответствии с учетной политикой, учет торговой наценки ведется на счете 42 Торговая наценка.
За 15 мая в ООО Ромашка осуществлены следующие хозяйственные операции:
1. На основании накладной 511 и счета-фактуры 107 от поставщика получены и оприходованы кремы на 17700 рублей, включая НДС по ставке 18 %. Начислена торговая наценка на поступившие товары в размере 30% (без НДС).
2. От поставщика по договору купли-продажи получен и оприходован на основании накладной 305, счета-фактуры 94 и паспорта от завода-изготовителя кассовый аппарат, стоимость которого 16225 рублей, включая НДС по ставке 18%. Срок полезного использования 3 года.
3. На основании накладной 318 и счета-фактуры 295 от оптовой базы получена зубная паста на сумму в соответствии с договором 38940 рублей, включая НДС по ставке 18%. Начислена торговая наценка в размере 21% (без НДС).
4. На основании накладной 97 и счета-фактуры 329 от ЗАО Пересвет получен и оприходован стиральный порошок на сумму 1097400 рублей, включая НДС по ставке 18%. Начислена торговая наценка в размере 27%.
5. На основании накладной 59 и счета-фактуры 174 от поставщика получены и оприходованы канцелярские товары и
бланки на сумму в соответствии с договором 8260 рублей, включая НДС по ставке 18%.
6. Погашена задолженность перед поставщиком с расчетного счета в сумме 29362 рубля.
7. Оприходована туалетная вода (по накладной 73), возвращенная покупателем на основании заявления в связи с неисправностью распылителя у флакона, покупателем при этом предъявлены кассовый и товарный чеки. Продажная стоимость туалетной воды - 493,83 рубля.
8. Наличные деньги за возвращенную туалетную воду выданы покупателю из кассы в сумме 493,83 рубля на основании расходного кассового ордера 54 и накладной 73.
9. На основании расходно-приходной накладной (форма ТОРГ-14) отпущены товары для продажи с лотка на сумму 76700 рублей.
10. Получена выручка от покупателей за проданный товар в сумме 2914600 рублей.
11. Выданы наличные денежные средства их кассы торгового предприятия в сумме 3000 рублей на основании расходного кассового ордера 55 приемщику стеклотары.
Задание 2
На основании исходных данных составить Акт о приемке товаров (по форме ТОРГ-1) розничного торгового предприятия ООО Светлячок от 14 марта 2004 года 61.
Исходные данные для выполнения задания
ООО Светлячок расположено по адресу г. Москва, Петровская ул., дом 16, строение 3.
Грузоотправитель (он же поставщик) ЗАО Радуга расположен по адресу г. Москва, Набережный проезд, дом 84, строение 1, тел. 482-16-57.
Договор на поставку товара 24 от 15 января 2004 года.
Товарная накладная 25/04 от 14 марта 2004 года.
Счет-фактура 259 от 14 марта 2004 года.
Способ доставки автофургон.
Товар отправлен 14 марта 2004 года.
Время прибытия товара 13 часов 45 мин., окончание разгрузки 14 часов 20 мин.
Поступившие товары:
Помидор 500 кг, цена за 1 кг 95 рублей.
Яблоки 700 кг, цена за 1 кг 60 рублей.
Огурец 400 кг, цена за 1 кг 100 рублей.
Тара в количестве 25 шт., цена 120 рублей.
Ставка НДС по поступившим товарам и таре 18%.
Повреждений товара и тары в момент осмотра не обнаружено.
Фактическое количество товаров и тары соответствует документам поставщика.
Директор ООО Светлячок Осипов П.И. утвердил Акт о приемке товара 14.03.2004.
Главный бухгалтер Темнова В.А. подписала Акт о приемке товара 14.03.2004.
Председатель комиссии ст. товаровед Андреева И.П., члены комиссии: зав. складом Абрамов С.Д., бухгалтер Васильева И.И., продавец Веселова Ю.С.
Поступивший товар принят полностью; брак, порча, недостача не выявлены.
Задание 3
В соответствии с учетной политикой оптового торгового предприятия ООО Сапфир, учет товаров ведется по покупным ценам на счете 41 Товары, товарный отчет составляется материально ответственным лицом один раз за 3 дня.



Содержание раздела