d9e5a92d

Учет товарных операций

Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить ущерб полностью или частично.

ТИПОВАЯ ФОРМА ДОГОВОРА О ПОЛНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ


(наименование организации)
далее именуемый Работодатель, в лице руководителя
(фамилия, имя, отчество)
или его заместителя_
(фамилия, имя, отчество)
действующего на основании_
(устава, положения, доверенности)
с одной стороны, и _
(наименование должности)
(фамилия, имя, отчество)
именуемый в дальнейшем Работник, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем.
1. Работник принимает на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему Работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и в связи с изложенным обязуется:
а) бережно относиться к переданному ему для осуществления возложенных на него функций (обязанностей) имуществу Работодателя и принимать меры к предотвращению ущерба;
б) своевременно сообщать Работодателю либо непосредственному руководителю обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенного ему имущества;
в) вести учет, составлять и представлять в установленном порядке товарно-денежные и другие отчеты о движении и остатках вверенного ему имущества;
г) участвовать в проведении инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества.
2. Работодатель обязуется:
а) создавать Работнику условия, необходимые для нормальной работы и обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества;
б) знакомить Работника с действующим законодательством о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный работодателю, а также иными нормативными правовыми актами (в т.ч. локальными) о порядке хранения, приема, обработки, продажи (отпуска), перевозки, применения в процессе производства и осуществления других операций с переданным ему имуществом;
в) проводить в установленном порядке инвентаризацию, ревизии и другие проверки сохранности и состояния имущества.
3. Определение размера ущерба, причиненного Работником Работодателю, а также ущерба, возникшего у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, и порядок их возмещения производятся в соответствии с действующим законодательством.
4. Работник не несет материальной ответственности, если ущерб причинен не по его вине.
5. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания. Действие настоящего Договора распространяется на все время работы с вверенным Работнику имуществом Работодателя.
6. Настоящий Договор составлен в двух имеющих одинаковую юридическую силу экземплярах, из которых один находится у Работодателя, а второй у Работника.
7. Изменение условий настоящего Договора, дополнение, расторжение или прекращение его действия осуществляются по письменному соглашению сторон, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Адреса сторон Договора: Подписи сторон Договора:
Работодатель__
Работник__
Дата заключения Договора
Место печати

Контрольные вопросы

1. Отличие торговли от других отраслей экономики.
2. Этапы коммерческой деятельности торгового предприятия.
3. Различия между оптовой и розничной торговлей.
4. Задачи бухгалтерского учета в торговых организациях.
5. Содержание договоров: купли-продажи, поставки, розничной купли-продажи, складского хранения товаров.
6. Основные функции складов.
7. Существующие способы хранения товаров в торговых организациях.
8. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств торговой организации.
9. Материальная ответственность работников торгового предприятия в соответствии с Трудовым кодексом.
10. Порядок возмещения материального ущерба в соответствии с действующим законодательством.

Тест

1. Существует ли различие между производственным и торговым ассортиментом товаров?
а) да;
б) нет;
в) существует различие в зависимости от организационноправовой формы торгового предприятия.
2. Работник торгового предприятия может привлекаться к:
а) полной материальной ответственности;
б) ограниченной материальной ответственности;
в) а) и б).
3. Реализация товаров населению производится по договору:
а) поставки;
б) купли-продажи;
в) розничной купли-продажи.
4. При учете товаров на складе с использованием сортового способа хранения регистром складского учета является:


а) партионная карта;
б) Журнал учета движения товаров на складе;
в) лимитно-заборная карта.
5. Порядок и сроки проведения инвентаризаций в торговой организации устанавливаются:
а) налоговыми органами;
б) руководителем организации;
в) учредителями.
6. Выделяют способы хранения товаров на складе:
а) сортовой;
б) партионный;
в) а) или б).
7. Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате или порче товаров, определяется работодателем:
а) по фактическим потерям, исходя их рыночных цен, но не ниже стоимости товаров по данным бухгалтерского учета с учетом упущенной выгоды;
б) по фактическим потерям, исходя их рыночных цен, но не ниже стоимости товаров по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества;
в) по фактическим потерям, исходя их рыночных цен, действующих в данной местности на день приобретения товаров.
8. При партионном способе хранения товаров на складе учет товаров в бухгалтерии ведется:
а) в карточках количественно-суммового учета;
б) в партионных картах;
в) в инвентарных карточках.
9. Обязаны ли предприятия розничной торговли заключать договора с ЦТО на обслуживание контрольно-кассовой техники?
а) да;
б) нет;
в) обязаны, если торговые предприятия реализуют продовольственные товары.
10. Оптовые торговые предприятия обслуживают покупателей, которые приобретают товары для:
а) перепродажи и для личного, семейного, домашнего пользования;
б) личного, семейного, домашнего пользования;
в) переработки в собственном производстве или для перепродажи.

Задачи

Задание 1
Разработать рабочий план счетов розничного торгового предприятия ООО Ладога в части учета товаров, тары, объектов основных средств, издержек обращения, при условии, что учет товаров ведется:
а) по покупным ценам;
б) по продажным ценам.
Задание 2
Разработать рабочий план счетов оптового торгового предприятия ЗАО Олимп в части учета товаров, тары, основных средств, нематериальных активов.
Задание 3
Составить договор о полной индивидуальной материальной ответственности, который заключается между директором розничного торгового предприятия ООО Ветерок Ильиным Петром Ивановичем и продавцом кондитерского отдела Федотовой Марией Алексеевной. Дата составления договора 20 сентября 200... года.
Задание 4
На основании исходных данных заполнить товарный ярлык по форме ТОРГ-11.
Исходные данные для выполнения задания
Оптовое торговое предприятие ЗАО Метеор расположено по адресу: г. Москва, ул. Задонская, дом 46, строение 2.
На складе ЗАО Метеор находится 1300 детских спортивных костюмов из хлопчатобумажной ткани вишневого цвета. Размер костюмов 34-36, рост 120 см.

Костюмы приобретались у поставщика, стоимость одного костюма 460,2 рубля, включая НДС по ставке 18%.
Товарный ярлык 473 составлен 29 сентября 200... года в присутствии зав. складом Андреева Р.Э. и кладовщика Дементьева А.М., который является материально ответственным лицом.
Задание 5
На основании исходных данных заполнить Журнал учета движения товаров (по форме ТОРГ-18) на складе розничного торгового предприятия ЗАО Пегас за первую декаду сентября 200. года.
Исходные данные для выполнения задания
ЗАО Пегас располагается по адресу: г. Москва, ул. Заречная, д. 18, строение 2.
Учет товаров на складе в ЗАО Пегас ведется сортовым способом.
Кладовщик Андреев Илья Васильевич является материально ответственным лицом. Наименование товара рис Краснодарский, единица измерения кг.
Остаток риса на 1 сентября 100 кг.
За период с 1 по 10 сентября в ЗАО Пегас поступили следующие бакалейные товары:
1 сентября по накладной 317 200 кг риса и 100 кг гречневой крупы; 300 кг сахарного песка;
2 сентября по накладной 196 250 кг риса и 200 кг макаронных изделий;
3 сентября по накладной 210 70 кг крупы манной и 50 кг гречневого продела;
6 сентября по накладной 275 250 кг муки, 200 кг риса, 100 кг блинной муки;
7 сентября по накладной 143 100 кг крупы манной, 50 кг крупы ячневой, 100 кг гороха, 400 кг сахарного песка;
8 сентября по накладной 418 170 кг риса, 100 кг пшена, 90 кг крупы перловой;
10 сентября по накладной 369 300 кг макаронных изделий, 100 кг риса, 50 кг крахмала, 250 кг сахарного песка.
За первую декаду в торговый зал магазина и для продажи с лотков было отпущено следующее количество риса:
1 сентября по накладной 379 100 кг, по расходно-приходной накладной 153 40 кг;
2 сентября по расходно-приходной накладной 154 50 кг;
3 сентября по накладной 380 100 кг, по расходно-приходной накладной 155 60 кг;
4 сентября по накладной 381 50 кг, по расходно-приходной накладной 156 30 кг;
5 сентября по накладной 382 100 кг;
7 сентября по накладной 383 120 кг, по расходно-приходной накладной 157 50 кг;
9 сентября по накладной 384 120 кг, по расходно-приходной накладной 158 30 кг;
10 сентября по расходно-приходной накладной 158 90 кг.

Учет товарных операций

- основным источником поступления товаров на предприятия оптовой и розничной торговли является приобретение их по договорам купли-продажи у производителей или у посреднических организаций, получение товаров по договорам комиссии;
- порядок приема товаров и его документальное оформление зависят от следующих факторов: условий поставки, места приема, характера приема (по количеству, по качеству), наличия или отсутствия сопроводительных документов;
- предприятия розничной торговли могут вести учет приобретенных товаров по покупным или по продажным ценам в соответствии с выбранной учетной политикой с выделением НДС;
- предприятия оптовой торговли учитывают товары только по покупным ценам с выделением НДС;
- стоимость поступающей на торговое предприятие тары может включаться в стоимость приобретенных товаров или выделяться в сопроводительных документах поставщиков, по условиям договора она подлежит возврату поставщикам;
- первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления материально ответственными лицами товарных отчетов;
- отражение в учете результатов уценки товаров зависит от способа оценки товаров и размера уценки;
- способ возмещения ущерба, причиненного торговому предприятию в результате товарных потерь, зависит от вида этих потерь.
уметь:
- решать ситуационные задачи по поступлению товаров на предприятия оптовой и розничной торговли;
- формировать продажную стоимость товаров на предприятиях розничной торговли;
- составлять товарный отчет материально-ответственного лица;
- составлять документацию по проведению уценки товаров.
приобрести навыки:
по отражению на счетах поступления товаров и тары на предприятия оптовой и розничной торговли, по организации расчетов с поставщиками товаров, по отражению на счетах результатов уценки и инвентаризации товаров.

Необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

- товары являются частью материально-производственных запасов и учитываются в составе оборотных активов торговой организации;
- учет товаров в торговых организациях ведется по каждому материально ответственному лицу или бригаде для возможности проверки сохранности товаров;
- торговой организацией самостоятельно выбирается схема учета товаров: натурально-стоимостная, стоимостная;
- учет товаров и тары в торговых организациях ведется на активном счете 41 Товары по покупным или продажным ценам;
- при учете товаров по продажным ценам на предприятиях розничной торговли разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается в учете на счете 42 Торговая наценка;
- в оптовой и розничной торговле НДС по приобретенным товарам отражается на счете 19 НДС по приобретенным ценностям на основании счета-фактуры;
- учет стеклянной посуды в розничных торговых организациях ведется в составе розничного товарооборота;
- уценка товаров производится на основании приказа руководителя торгового предприятия;
- результаты инвентаризации товаров и тары подлежит отражению на счетах бухгалтерского учета торговой организации.

Планы семинарских занятий

Занятие 1
- Обсуждение вопроса отличия товаров от других материально-производственных запасов.
- Решение ситуационных задач по отражению в учете поступления товаров, формированию их учётной стоимости.
- Составление товарного отчёта работника торгового предприятия.
- Решение ситуационных задач по отражению в учёте уценки товаров.
Занятие 2
- Решение ситуационных задач по организации расчётов по претензиям с контрагентами.
- Обсуждение вопроса учёта тары в торговых организациях.
- Решение ситуационных задач по учёту товарных потерь.
- Решение ситуационных задач по отражению в учёте результатов инвентаризации товаров.
Понятие товаров и их классификация.
Документальное оформление товарных операций.
Учет поступления товаров в организациях розничной торговли.
Учет поступления товаров в организациях оптовой торговли. Тара и тарные операции в торговле.
Учет товарных потерь.
Учет уценки товаров.

Понятие товаров, их классификация и оценка

На предприятиях торговли товары являются одним из основных объектов бухгалтерского наблюдения в силу специфического характера организации складского и бухгалтерского учета.
В соответствии с ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, утвержденным МФ РФ от 09.06.200l г. 44н товары являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи.
Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль их наличия и движения.
Согласно ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, товары, поступающие в торговую организацию, как и другие материально-производственные запасы, принимаются к учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
К фактическим затратам на приобретение материальнопроизводственных запасов относятся:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальнопроизводственных запасов;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы материально-производственных запасов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию. Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов; затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, затраты за услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену материально-производственных запасов, установленную договором; начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материальнопроизводственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
- затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Не включаются в фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов общехозяйственные и иные анало-
гичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением материально-производственных запасов.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов при их изготовлении самой организацией определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу.
Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Организации, осуществляющей розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок).
Материально-производственные запасы, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании или распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к учету в оценке, предусмотренной в договоре.
Оценка материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, произво-
дится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.
Согласно ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, оценка товаров, списываемых на продажу или при ином выбытии, может производиться различными способами, согласно принятой в организации учетной политике.
Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Документальное оформление товарных операций

В соответствии с ФЗ О бухгалтерском учете, все операции, связанные с поступлением и движением товаров, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В настоящее время разработаны и действуют унифицированные формы первичной учетной документации по учету товарных операций, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.І998 132.
Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны разрабатываться в самой организации и утверждаться распоряжением или приказом руководителя торговой организации в составе учетной политики. Эти документы в соответствии ФЗ О бухгалтерском учете должны содержать обязательные реквизиты, которые придают документу юридическую силу.
В каждой торговой организации должен быть разработан перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, который утверждается руководителем торговой организации по согласованию с главным бухгалтером.
Согласно Методическим рекомендациям по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли от 10.07.1996 1-794/32-5, движение товаров от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом, счетом-фактурой).
Поступление товаров оформляется товарной накладной форма ТОРГ-12. Она является входящим документом и оформляется поставщиком при продаже (отпуске) товаров не менее чем в 2-х экземплярах: первый остается у поставщика и является основанием для списания товаров, второй передается торговому предприятию и является основанием для оприходования товара.
Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. В ней должны быть указаны: номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара; его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом НДС) отпуска товара.

Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется печатями организаций поставщика и получателя.
При доставке товара автомобильным транспортом составляется товарно-транспортная накладная (ТТН). Она составляется грузоотправителем на предъявляемый к перевозке груз для каждого грузополучателя отдельно на каждую партию груза.

Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, то ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.
Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного.
Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя и является основанием для списания ТМЦ с учета у грузоотправителя и их оприходования у грузополучателя.
Транспортный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и АТП, транспорт которого осуществляет услуги по перевозке. Он служит основанием для учета транспортной работы и организации расчетов.
Товарно-транспортная накладная выписывается в 4-х экземплярах:
- первый экземпляр остается у грузоотправителя, на его основании с материально ответственного лица списываются товары и другие ТМЦ; другие экземпляры, заверенные печатью и подписями грузоотправителя и водителя, передаются водителю;
- второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и является основанием для оприходования поступившего груза;



Содержание раздела