d9e5a92d

Номенклатура статей издержек обращения

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
расходы по обычным видам деятельности;
прочие.
Для торговых организаций расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с приобретением и продажей товаров.
Расходы по обычным видам деятельности в торговой организации формируют:
расходы, связанные с приобретением товаров и иных материально-производственных запасов;
расходы, возникающие непосредственно в процессе продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии и другие расходы).
При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
другие затраты.
Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат.
В соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, торговым организациям рекомендуется применять следующую номенклатуру статей издержек обращения и производства.
Номенклатура статей издержек обращения и производства предприятий торговли и общественного питания

Номер
статьи
Наименование статьи
і. Транспортные расходы
2. Расходы на оплату труда
3. Отчисления на социальные нужды
4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений,
оборудования и инвентаря
5. Амортизация основных средств
6. Расходы на ремонт основных средств
7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных
нужд
8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку това-
ров
9. Расходы на рекламу
10. Потери товаров и технологические отходы
11. Расходы на тару
12. Прочие расходы

Учет заемных средств организуется в соответствии с ПБУ 15/01 Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию.

Номенклатура статей издержек обращения и производства торговой организации

В соответствии с действующей номенклатурой статей издержек обращения и производства предприятий торговли и общественного питания по каждой из статей отражаются определенные расходы по обычным видам деятельности торговой организации.
По статье Транспортные расходы отражаются:
- оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);
- оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие услуги;
- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (шиты, люки, стойки, стеллажи и т.д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и т.п.);
- плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
- плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.
По статье Расходы на оплату труда:
- затраты на оплату труда основного торгово-производственного персонала предприятия с учетом премий за производственные показатели, стимулирующие и компенсирующие выплаты, затраты на оплату труда работников несписочного состава, занятых в основной деятельности.
По статье Отчисления на социальные нужды:
- обязательные отчисления по установленным Налоговым кодексом нормам органам социального страхования и обеспечения.
По статье Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений:
- плата за текущую аренду торгово-складских зданий, строений и помещений, сооружений, оборудования и инвентаря и других отдельных объектов основных средств, причитающаяся арендодателю;
- расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги;
- расходы на содержание в чистоте помещений, уборку примыкающих к ним участков территории (дворы, улицы, тротуары), вывоз мусора;
- стоимость предметов и средств ухода за помещениями (известь, мастика, мешковина, щетки, метлы, веники и т.п.);
- стоимость электроэнергии, потребленной на приведение в движение подъемников, лифтов, транспортеров, торговых автоматов, контрольно-кассовых машин и т.п.;
- расходы на проверку и клеймение весов, водомеров, электрогазо-вых счетчиков и других измерительных приборов;
- расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств;


- расходы на проведение противопожарных мероприятий;
- плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану (складов, магазинов, столовых и т.п.);
- расходы на обслуживание подъемно-транспортных механизмов и другого оборудования сторонними организациями.
По статье Амортизация основных средств:
- суммы ежемесячных амортизационных отчислений по объектам основных средств, которые эксплуатируются торговыми организациями.
По статье Расходы на ремонт основных средств отражаются расходы на проведение всех видов ремонтов (текущих, средних, капитальных) основных средств, в том числе расходы по ремонту арендованных основных средств (включая помещения), если это предусмотрено договором аренды.
По статье Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров:
- фактическая себестоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, стружки, опилок, соломы, проволоки и т.п.), потребленных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;
- плата за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров;
- расходы на содержание холодильного оборудования стоимость электроэнергии, воды, смазочных материалов и др.; оплату услуг сторонних организаций по техническому обслуживанию холодильного оборудования;
- фактическая себестоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и продуктов;
- фактическая себестоимость льда слагается из покупной цены, расходов на перевозку, погрузочно-разгрузочные работы, набивку льдом льдохранилищ (ледников);
- плата за временное хранение товаров на складах сторонних организаций;
- расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление мышей, крыс и других грызунов);
- другие расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов (газовая среда, искусственное охлаждение, активная вентиляция и т.п.).
По статье Потери товаров и технологические отходы отражаются потери товаров и продуктов при перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли, утвержденных в установленном порядке.
По статье Расходы на тару:
- амортизация тары-оборудования;
- расходы на ремонт тары-оборудования;
- амортизация многооборотной тары, возмещенная поставщикам в соответствии с условиями поставки товаров;
- расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования);
- стоимость тары, списанной из-за естественного износа;
- расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары, осуществляемую сторонними организациями при возврате ее поставщикам или сдаче тарособирающим организациям;
- расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары;
- разница в ценах на тару между приемными при оприходовании и сдаточными при возврате порожней;
- другие расходы на тару.

Синтетический учет издержек обращения

Торговые организации ведут синтетический учет издержек обращения на активном счете 44 Расходы на продажу.
Сальдо счета 44 Расходы на продажу равно сумме издержек обращения, приходящейся на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.
По дебету счета 44 Расходы на продажу отражаются суммы фактически произведенных организацией расходов по обычным видам деятельности отчетного периода.
Формирование расходов на продажу отчетного периода отражается в учете следующими бухгалтерскими записями:
Д44 К70 отражено начисление оплаты труда работникам торговой организации;
Д44 К69 отражено начисление единого социального налога на суммы начисленной оплаты труда работникам торговой организации;
Д44 К02 отражено начисление амортизации по объектам основных средств;
Д44К05 отражено начисление амортизации по нематериальным активам;
Д44 К10 отражено использование материалов (при хранении товаров) и хозяйственного инвентаря;
Д44 К60 отражена стоимость услуг сторонних организаций;
Д44 71 отражено списание подотчетных сумм, полученных на
командировочные расходы и другие цели;
Д44 К97 соответствующая доля расходов будущих периодов включена в состав издержек обращения;
Д44К96 отражено образование резерва в соответствии с учетной политикой торговой организации;
Д44 К68 отражено начисление налогов, относящихся на издержки обращения торговой организации.
В конце отчетного периода подсчитывается фактическая сумма издержек обращения торговой организации, а затем она распределяется между проданными и непроданными товарами (в части транспортных расходов).
Учет транспортных расходов может быть организован в торговой организации по-разному в зависимости от принятой учетной политики. Согласно ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов, организация, осуществляющая торговую деятельность, может затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу или в фактическую себестоимость приобретенных товаров.
Если в соответствии с учетной политикой учет расходов на продажу ведется в составе издержек обращения, то транспортные расходы, приходящиеся на реализованные товары, и издержки обращения по другим статьям расходов отчетного периода списываются в дебет счета 90 Продажи и в учете составляется следующая проводка: Д90-2 К44.
Расходы по доставке товаров, относящиеся к нереализованным товарам, представляют собой остаток расходов на продажу торговой организации на конец отчетного периода.
К счету 44 Расходы на продажу могут открываться соответствующие субсчета для учета расходов на продажу, относящихся к товарам, реализуемым по разным ставкам НДС. Данное положение должно найти отражение в учетной политике торговой организации (в рабочем плане счетов).
Аналитический учет по счету 44 Расходы на продажу ведется по видам и статьям расходов.

Распределение издержек обращения между проданными и непроданными товарами

В конце месяца сумма издержек обращения и производства, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 90 Продажи. При этом сумма издержек обращения и производства, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту издержек обращения и производства за отчетный месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) суммируются транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца и произведенные в отчетном месяце;
2) определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца;
3) отношением определенной в подпункте 1) суммы издержек обращения и производства к сумме реализованных и оставшихся товаров (в подпункте 2)) определяется средний процент издержек обращения и производства к общей стоимости товаров;
4) умножением суммы остатка товаров на конец месяца на средний процент указанных расходов определяется их сумма, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца;
5) определяется сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), которая списывается в отчетном периоде на реализацию.
Пример
На основании исходных данных рассчитать размер расходов на продажу, списываемых на реализацию, и их остаток на конец отчетного периода.
В соответствии с учетной политикой торговой организации учет расходов по доставке товаров (транспортных расходов) ведется в составе расходов на продажу. Остаток расходов на продажу на начало отчетного периода составляет 20000 рублей (сальдо по счету 44 Расходы на продажу).

За отчетный период фактические расходы на продажу составили 460000 рублей, в том числе транспортные расходы 190000 рублей.
За отчетный период продано товаров на 1370000 рублей, остаток товаров на конец отчетного периода составляет 610000 рублей.
1. Средний процент издержек обращения (в процентах):
(20000 + 190000)/ (1370000 + 610000) х 100% = 10,61%.
2. Сумма издержек обращения на конец отчетного периода, относящаяся к остатку товаров (в рублях):
610000 х 10,61% / 100% = 64721.
3. Сумма издержек обращения (в части транспортных расходов), которая списывается в отчетном периоде на реализацию (в рублях):
20000 + 190000 - 64721 = 145279.
4. Общая сумма издержек обращения, которая списывается в отчетном периоде на реализацию (в рублях):
460000 - 190000 + 145279 = 334721.
В учете торговой организации в конце отчетного периода после распределения будет списана сумма расходов на продажу, относящаяся к реализованным товарам:
Д90-2 - К44 - 334721 руб.

Контрольные вопросы

1. Законодательные и нормативные акты, на основании которых организуется учет расходов торговой организации.
2. Учетная политика торговой организации в части учета расходов на продажу торговой организации.
3. Характеристика счета 44 Расходы на продажу.
4. Основные бухгалтерские проводки по начислению издержек обращения отчетного периода торговой организации.
5. Могут ли торговые предприятия использовать для учета издержек обращения счет 20 Основное производство?
6. Включаются ли в состав издержек обращения расходы будущих периодов?
7. Учитывается ли в составе расходов на продажу стоимость приобретенных ККМ?
8. Когда производится распределение издержек обращения между реализованными и нереализованными товарами?
9. Кто оплачивает транспортные расходы при перевозке товаров автомобильным транспортом?
10. Включаются ли в издержки обращения расходы по упаковке товаров?
11. В каких случаях потери товаров включаются в состав издержек торговой организации?
12. В каких случаях торговые предприятия обязаны создавать резервный фонд?
13. По какой статье отражаются в балансе издержки обращения, приходящиеся на остаток товаров?

Тест

1. По дебету какого счета отражается списание недостач и потерь товаров в пределах норм естественной убыли ? 2. Нормируются ли расходы на рекламу, включаемые в расходы торговой организации ?
а) да;
б) нет;
в) нормируются, если это оптовое торговое предприятие.
3. Какой проводкой отражается в учете использование товаров для собственных нужд торговой организации?
а) Д 44 -К 10;
б) Д 26 -К 41;
в) Д 44 -К 41.
4. Являются ли предприятия торговли плательщиками в Фонды социального страхования и обеспечения?
а) нет;
б) да;
в) являются, если это положение отражено в учетной политике торговой организации.
5. Выдача денежных средств подотчетному лицу - приемщику стеклопосуды от населения отражается в учете:
а) Д44 - К71;
б) Д71 - К50;
в) Д50 - К73-2.
6. Отражаются ли в составе издержек обращения товарные потери, выявленные по результатам инвентаризации товаров на складе сверх норм естественной убыли?
а) да;
б) нет;
в) да, если товары приобретались за наличный расчет подотчетными лицами.
7. Начисление оплаты труда работникам торгового предприятия отражается в учете:
а) Д70 - К73/2;
б) Д26 - К70;
в) Д44 - К70.
8. Начисляется ли амортизация по организационным расходам, связанным с образование юридического лица, если данные расходы признаны вкладом в уставный капитал торгового предприятия ?
а) не начисляется;
б) начисляется;
в) начисляется, если издержки обращения в полном объеме списываются на продажу.
9. Производятся ли удержания в Пенсионный фонд из начисленных сумм оплаты труда работников торговых предприятий?
а) да;
б) нет;
в) производятся, если данное положение отражено в учетной политике торгового предприятия.
10. Списание расходов на продажу отчетного периода отражается в учете:
а) Д90-2 - К26;
б) Д90-2 - К44;
в) Д99 - К44.

Задачи

Задание 1
На основании исходных данных отразить операции в учете розничной торговой организации - ЗАО Лель, занимающейся продажей замороженных полуфабрикатов, и определить размер издержек обращения отчетного периода.
Исходные данные для выполнения задания
В соответствии с учетной политикой предприятия, утвержденной приказом руководителя ЗАО Лель:
- учет товаров ведется по продажным ценам с использованием счета 42 Торговая наценка;
- учет расходов по доставке товаров ведется в составе издержек обращения;
- по объектам основных средств амортизация начисляется линейным способом;
- объекты основных средств, стоимостью до 10000 рублей за единицу, переданные в эксплуатацию, списываются на издержки торговой организации без начисления амортизации;
- срок службы спецодежды составляет менее одного года.
За отчетный период в ЗАО Лель осуществлены следующие хозяйственные операции:
1. Оприходованы товары, поступившие от поставщика, на сумму в соответствии с договором 436600 рублей, включая НДС по ставке 18%.
2. Отражены расходы по доставке товаров автотранспортной организацией в сумме 7080 рублей, включая НДС по ставке 18%.
3. Оприходована тара, поступившая от поставщика, право собственности на которую сохраняется за поставщиком на сумму 6490 рублей.
4. На поступившие товары начислена торговая наценка в размере 27% (без НДС).
5. Оплачены с расчетного счета приобретенные товары и расходы по их доставке.
6. Оплачена с расчетного счета арендная плата складского помещения в сумме - 28320 рублей, включая НДС по ставке 18%.
7. Начислена заработная плата административному персоналу в сумме 24000 рублей.
8. Сделаны начисления на заработную плату административного персонала органам социального страхования и обеспечения 8640 рублей.
9. Начислена заработная плата прочему персоналу торговой организации 37200 рублей.
10. Сделаны начисления органам социального страхования и обеспечения на заработную плату прочего персонала ЗАО Лель 13392 рубля.
11. Начислено пособие по временной нетрудоспособности продавцу Макаровой Е.В. в сумме 5647 рублей.
12. Отпущены канцелярские товары и бланки в бухгалтерию на сумму 1800 рублей.
13. Начислена амортизация здания ЗАО Лель в сумме 2900 рублей.
14. Начислена амортизация объектов основных средств, числящихся на балансе ЗАО Лель, в сумме 1730 рублей.
15. Начислена арендная плата складского помещения в сумме 28320 рублей, включая НДС по ставке 18%.
16. Выданы из кассы ЗАО Лель наличные денежные средства под отчет товароведу Самсоновой В.С. на командировочные расходы в сумме 6300 рублей. (Командировка связана с заключением договора на приобретение товаров).
17. Оприходованы контрольно-кассовые аппараты, приобретенные у поставщика в количестве 5 ед., на сумму 51330 рублей, включая НДС по ставке 18%. (Срок полезного использования 3 года).
18. Начислена амортизация по объекту, который числится в составе нематериальных активов, в сумме 350 рублей.
19. Начислены проценты за пользование банковским кредитом, полученным на приобретение товаров, в сумме 9160 рублей. (Товары ранее оприходованы в установленном порядке).
20. Сдан остаток подотчетной суммы в кассу товароведом Самсоновой В.С. в сумме 352 рубля. (Авансовый отчет утвержден в сумме 5948 рублей).
21. Расходы по командировке в сумме 5948 рублей отражены в составе расходов ЗАО Лель.
22. На основании приказа руководителя ЗАО Лель товарные потери в пределах норм естественной убыли включены в состав издержек обращения отчетного периода в сумме 3938 рублей.
23. Отражены расходы по ремонту холодильного оборудования ЗАО Лель в сумме 16048 рублей, включая НДС по ставке 18%.
24. Оприходована спецодежда, приобретенная у поставщика на сумму 16402 рубля, включая НДС по ставке 18%.
25. Спецодежда выдана работникам ЗАО Лель. (Сумму определить).
Задание2
На основании исходных данных заполнить Журнал хозяйственных операций ООО Зодиак за апрель 200... года, занимающегося
продажей обуви, и определить размер издержек обращения отчетного периода.
Исходные данные для выполнения задания
Оптовое торговое предприятие ООО Зодиак ведет учет расходов по доставке товаров в соответствии с утвержденной учетной политикой предприятия в составе издержек обращения.
На начало отчетного периода остаток товаров на складе ООО Зодиак составляет 8500000 рублей, остаток издержек обращения, приходящийся на данные товары, - 310000 рублей.
За отчетный период в ООО Зодиак осуществлены следующие хозяйственные операции:
1. 5 февраля в состав издержек обращения включена соответствующая доля расходов будущих периодов - 23000 рублей (справка-расчет бухгалтерии).
2. 6 февраля поступили наличные денежные средства в кассу предприятия с расчетного счета ООО Зодиак в сумме 6000 рублей (ПКО 26).
3. 6 февраля менеджеру Петрову А.К. выданы наличные денежные средства на командировочные расходы в сумме 6000 рублей (РКО 32).
4. 7 февраля оприходована офисная мебель, полученная от поставщика на сумму в соответствии с договором 155760 рублей, включая НДС по ставке 18% (счет-фактура 263).
5. 8 февраля сумма недостачи, выявленная по результатам инвентаризации на складе товаров, внесена кладовщиком Лазаревым А.М. наличными в кассу ООО Зодиак в размере 9000 рублей (ПКО 27).
6. 10 февраля на расчетный счет ООО Зодиак поступила выручка от покупателей в сумме 1239000 рублей.
7. 11 февраля произведена оплата приобретенной офисной мебели с расчетного счета ООО Зодиак (выписка с расчетного счета), НДС предъявлен к вычету.
8. 12 февраля приобретенная ранее офисная мебель на основании Акта о приемке-передаче объекта основных средств 85 принята комиссией в состав основных средств по первоначальной стоимости.
9. 14 февраля от обувной фабрики получена партия летней обуви на сумму 2008800 рублей, включая НДС по ставке 18% (счет-фактура 393). Стоимость услуг по доставке товаров составляет
по счету транспортной фирмы - 61360 рублей (включая НДС, счет-фактура 581). Счет транспортного предприятия оплачен наличными, НДС предъявлен к вычету.
10. 18 февраля партия летней обуви на сумму 2008800 рублей оплачена с расчетного счета ООО Зодиак (выписка с расчетного счета), НДС предъявлен к вычету.
11. 22 февраля от ЗАО Уютный дом поступила партия домашней обуви на 1805400 рублей, включая НДС по ставке 18% (счет-фактура 169).

Стоимость транспортировки по счету автотранспортного предприятия составила 50976 рублей (включая НДС, счет-фактура 119).
12. 23 февраля по условия договора оплачены с расчетного счета ООО Зодиак партия домашней обуви на сумму 1805400 рублей и расходы по ее доставке на сумму 50976 рублей (выписка с расчетного счета), НДС предъявлен к вычету.
13. 24 февраля начислена амортизация объектов основных средств в сумме 6900 рублей.
14. 25 февраля в состав издержек обращения включена стоимость услуг по проведению экспертизы качества детской обуви на сумму 6000 рублей.
15. 26 февраля в состав издержек обращения включена стоимость приобретенных ранее калькуляторов (без начисления амортизации) на сумму 33000 рублей.
16. 27 февраля начислена оплата труда работникам в сумме 52400 рублей (расчетно-платежная ведомость).



Содержание раздела