d9e5a92d

Безруких П. - Учет и анализ труда и его оплаты

В развитии общественного производства ведущая роль принадлежит трудовым ресурсам. Именно трудовые ресурсы основной элемент производства и главная производственная сила. Важнейшей отличительной чертой рабочей силы является то, что она носитель производственных отношений и ей присуще общественное и социально-экономическое содержание.

Рабочая сила является товаром, а как любой товар она имеет свою цену.
Труд работников, является категорией не только экономической, но и политической, так как занятость населения, уровень его профессиональной подготовки и эффективности труда в жизни государства в целом и регионов в частности играют очень важную роль в развитии общества.
В связи с этим государство уделяет особое внимание правовым основам организации и оплаты труда. Существует большое количество законодательных актов и иных документов государственного и регионального уровня по вопросам труда и заработной платы.
Процесс любой хозяйственной деятельности связан с затратами не только овеществленного, но и живого труда.
Труд, как считает современная экономическая теория, является важнейшей частью экономики он одновременно товар (работник продает свой труд, создавая новое качество и дополнительное количество материальных ценностей) и причины появления добавленной стоимости, так как предметы, материалы, услуги при приложении к ним труда становятся дороже.
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Заработная плата является основным источником дохода рабочих и служащих, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг коренной перестройкой управления экономикой, неуклонного осуществления мер по защите социальной справедливости.
Трудовые доходы каждого работника независимо от вида предприятия определяются его личным трудовым вкладом с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер месячной оплаты труда работников всех видов предприятия, который устанавливается законодательными актами.
В тесной связи с заработной платой находятся социальное страхование рабочих и служащих, которое осуществляется за счет средств, образуемых из обязательных отчислений органом социального страхования.
В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают, системы и размер оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие заработная плата наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков, начисленных в денежной и натуральной формах, включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за неотработанное время.

Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использование средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Повышением производительности труда, прежде всего, обусловлен рост эффективности производства, а следовательно, его рентабельности и прибыльности. Эти процессы сопровождаются потреблением живого труда, величина которого измеряется количеством отработанных человека часов.

Отсюда и возникает необходимость оценить и оплатить труд в различных его проявлениях, включив затем расходы на оплату труда в рамках установленных государством законов в стоимость продукции (работ, услуг).
Актуальностью темы является то, что оплата труда на предприятии зависит от некоторых факторов, таких как: производительность труда, которая в свою очередь зависит от, например обеспеченности фронтом работы, квалификационных навыков работников; от изменения оплаты по Единой тарифной сетке; от финансовой устойчивости предприятия.
Цель дипломной работы осветить теоретические и практические вопросы сущности состояния учета труда и его оплаты, а также проанализировать использование на предприятии фонда заработной платы, разработать предложения по совершенствованию учета труда и его оплаты.
Задачи дипломной работы охарактеризовать организацию бухгалтерского учета, порядок отражения бухгалтерских операций по начислениям и удержаниям из заработной платы, провести анализ учета труда и его оплаты, выявить пути наиболее эффективного использования фонда заработной платы.


Объектом исследования является ГУП Михайловское дорожное управление, с. Поярково. Далее по тексту Михайловское дорожное управление.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных экономистов. Постановление Правительства, Указы Президента, нормативные документы, первичные документы, годовые бухгалтерские отчеты Михайловского дорожного управления за 1998 2000 годы и другие литературные источники.

В работе используются следующие методы исследования: статистико экономический, индексный, монографический, графический, сравнения и группировки, цепной подстановки.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ОПЛАТЫ ТРУДА


В экономической теории существует несколько подходов к определению заработной платы. Классическая школа политической экономии (А.

Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) исходила из того, что в основе заработной платы лежит стоимость предметов потребления и услуг, которые необходимы для существования работников. Представители классической школы ориентировались на отыскание некоей объективной величины, оределяющей заработную плату.

В тоже время они считали, что величина заработной платы определяется не только стоимостью предметов потребления и услуг, необходимых для существования работника, но и соотношения спроса и предложения труда.
Другое направление в трактовке заработной платы представлено английским экономистом А. Маршаллом. Заработная плата, - писал А. Маршалл, - имеет тенденцию быть равной чистому продукту труда; предельная производительность труда регулирует цену спроса на него; но, с другой стороны, заработной плате присуща тенденция находиться в тесном, хотя и непрямом и весьма сложном отношении с издержками воспроизводства, обучения и содержания производительных работников.

Различные стороны этой проблемы взаимообуславливают (в смысле регулирования) друг друга, а это вместе с тем обеспечивает действие тенденции цены предложения и цены спроса к равенству.
Таким образом, А. Маршалл выдвинул два фактора, определяющих заработную плату, - предельная производительность труда (производительность труда добавочного работника) и издержки воспроизводства, обучения и содержания работников. Необходимость введения предельной производительности труда диктовалась тем, что работники трудятся неодинаково: одни более развиты, чем другие (одни работники более физически развиты, умелы, имеют более высокую квалификацию, чем другие).
Это выражается в том, что работники создают предельные продуктыразной величины, а поэтому они получают разную заработную плату.
Оба названных фактора находятся в единстве. Предельная производительность труда определяет спрос на него, а издержки воспроизводства, обучения и содержания работников лежат в основе предложения труда.

Взаимодействие спроса и предложения труда на рынке и определяет уровень заработной платы.
Одним из направлений трактовки зарплаты как цены ресурса в экономике является теория человеческого капитала. Под ним понимаются инвестиции в развитии знаний, навыков и способностей человека, повышающих эффективность его труда.

Инвестиции в человеческий капитал со временем компенсируются увеличением доходов.
Самый важный вид инвестиций расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, а также обучение на рабочем месте. Другой вид инвестиций расходы на поддержание здоровья (профилактику болезней, диетическое питание, улучшение жилищных условий и отдых). В комплексе все эти меры увеличивают продолжительность трудовой жизни, повышают производительность труда.

Наконец, инвестиции, повышающие мобильность рабочих, - это прежде всего расходы на повышение из квалификации. Они позволяют переходить рабочим от менее к более производительным занятиям, обеспечивают географическую мобильность рабочей силы.
Теория человеческого капитала подчеркивает больше качественные различия в рабочей силе, чем количественные. Она признает, что только малая часть заработной платы зависит от образования, опыта и тренировки, получаемых на рабочем месте.
Те, кто больше вкладывает в образование, получают более высокие доходы на протяжении трудовой деятельности по сравнению с теми, которые сделали меньше инвестиций в образование. Разница в этих доходах может быть определена, и рассчитана норма дохода на инвестиции в среднее или высшее
образование.
Американский экономист М. Фридман различает общее образование и специальное профессиональное образование (школьное обучение и образование). Различия в материальной обеспеченности семей и в количестве детей плюс значительная стоимость школьного обучения ведут к тому, что государство берет на себя расходы по финансированию школьного обучения. Однако государственные субсидии не должны предоставляться для профессионального обучения, которое увеличивает производительность труда обучающегося и в будущем компенсируется приростом доходов (обучение ветеринаров, дантистов, экономистов и др.).

Профессиональное обучение является формой инвестиций в человеческий капитал, аналогичных инвестициям в физический капитал (здания, станки, оборудование). Значительная часть затрат на профессиональное обучение состоит из потерянных заработков в течение периода обучения, процентов на утраченные доходы из-за более позднего периода вступления в трудовую деятельность, а также специальных расходов на получение образования (плата за обучение, расходы на книги и т. д.).

Индивид предпринимает инвестиции, если предельные доходы превысят предельные издержки. М. Фридман полагает, что норма доходности на человеческий и физический капиталы должна быть одинаковой.

Если она будет выше, предположим, на физический капитал, то индивиды или их родители будут иметь стимул покупать такой капитал вместо инвестирования в образование.
По оценке американского экономиста Дж. Беккера, норма дохода от инвестиций в образование значительно выше, чем норма дохода от инвестиций в физический капитал.

Это различие подтверждает недостаточность вложений в человеческий капитал.
Последнее объясняется тем, что кредиты на получение профессионального образования более рискованны, требуют больших затрат на организацию и контроль над кредитами из-за свободы индивидуума передвигаться из одного места в другое и длительности периода возврата
кредита.
Государственное вмешательство в сферу образования обусловлено недостатками коммерческого финансирования этой сферы, ведущей к не до вложениям в человеческий капитал. Государство предоставляет субсидии на профессиональное обучение, финансируемые за счет общих доходов. В этом случае индивидуум будет получать более высокий доход, не затрачивая своих денег.

В конечном счете субсидирование со стороны государства может привести к чрезмерному инвестированию в человеческий капитал. Чтобы избежать этого, следует ограничивать субсидии.
Теория человеческого капитала показывает, что в основе заработной платы лежит некая объективная величина затраты на образование, поддержание здоровья и пр.
Марксистская политэкономия отвергала теорию человеческого капитала. Это было сделано по идеологическим соображениям, так как рабочий становился капиталистом и уравнивался с собственником физического капитала. Критика теории человеческого капитала игнорировала ее позитивное содержание.

В Капитале К. Маркса есть постановка вопроса о сложном труде как возведенном в степень простого труда. Однако в нем проблемы исследовались на базе простого труда.
Теория человеческого капитала отражает новый подход к человеку, его роли в экономике. Из всех ресурсов главным, как отмечалось в предыдущей главе, является ресурс К (знание), а инвестиции в него самые эффективные. Далее, теория человеческого капитала дает концепцию финансирования вложений в человека. Школьное образование, которое формирует человека как гражданина, финансируется государством.

Профессиональное обучение, формирующее специалиста, осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов индивидов, так как эти затраты компенсируются в будущем повышенными доходами. Государство же только помогает индивидам преодолевать ограниченность рыночного механизма.
В России среднее и высшее образование, медицинское обслуживание финансировались за счет государства. Сейчас страна на перепутье: как в будущем финансировать сферу образования, медицинских услуг, жилищное строительство? Старая система имела много как позитивного, так и негативного.

В числе недостатков следует назвать прежде всего низкое качество услуг, рабочей силы, перепроизводство одних специалистов и нехватка других, ослабление стимулов к труду.
Таким образом, очевидна необходимость широкого использования рыночных отношений в оказании услуг индивидам. Как следствие, в последнее время возникают платные учебные заведения, страховая медицина, рынок жилья. Однако резкие перемены в этой области недопустимы. Уровень зарплаты большинства населения России не соответствуют рыночным стандартам.

По этому государство не может устраниться от решения социальных проблем.
Факторы, влияющие на предложение труда. Предложение труда зависит от двух факторов: числа людей, предлагающих свой труд, и количества часов, которые люди желают работать.
От чего зависит число людей, прелагающих свой труд? На желание людей работать в той или иной форме влияет множество обстоятельств.

Во-первых, очень важен уровень реальной заработной платы; во-вторых, оценка индивидам выгод от устройства на работу (возможность покупать товары и услуги, престиж рабочего статуса) по сравнению с досугом; в-третьих, объем доходов индивидов из источников, отличных от заработной платы; в-четвертых, уровень постоянных издержек, связанных с трудовой деятельностью (потеря пособия по безработице, приобретение соответствующей одежды, транспортные расходы, расходы на устройство детей в ясли или детские сады). Таким образом, труд продают те люди, которые не имеют возможности для самозанятости, у них нет капитала, чтобы стать предпринимателями, отсутствуют или недостаточны нетрудовые доходы (дивиденды, проценты, рента).
Какие факторы влияют на количество часов, которые люди готовы уделять работе? Основным фактором здесь выступает величина реальной
заработной платы.
Работающий индивид осуществляет выбор между товарами, которые он способен приобрести на заработанные деньги, и досугом. Человек будет работать до тех пор, пока предельная полезность товаров, которые он способен заработать за добавочный час, будет равна предельной полезности добавочного часа досуга.
Различают эффект замещения и эффект дохода. Рост реальной заработной платы порождает эффект замещения досуга трудом.

Индивид стремится работать большее количество часов.
Повышение реальной заработной платы увеличивает уровень благосостояния индивида. Удовлетворив свои насущные потребности, человек желает иметь больше досуга.

Эффект дохода приводит к тому, что человек желает работать меньше. В зависимости от того, какой эффект преобладает, индивид будет работать больше или меньше часов.
Дифференциация заработной платы. В реальной жизни существуют значительные различия в уровнях заработной платы.

Чем они обусловлены?
Работы, совершаемые в грязных помещениях, связанные с нервными стрессами, имеющие низкий социальный престиж, нерегулярную занятость, сезонные увольнения, короткий период эффективной деятельности, длительное, монотонное обучение, как правило, менее привлекательны для людей. Чтобы привлечь рабочих на эти места, приходится поднимать заработную плату.

Различия в заработной плате, которые призваны просто компенсировать недостатки тех или иных рабочих мест, называются выравнивающими различиями.
В то же время на работы, которые особенно престижны или привлекательны, находится много желающих, в результате вознаграждение за их труд падает. Часто заработная плата белых воротничков ниже, чем синих.
Дифференциация заработной платы объясняется также существованием качественных различий среди рабочих. Люди не одинаковы по своей способности увеличивать доход фирмы.



Содержание раздела