d9e5a92d

Единый социальный налог

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким образом, ТК РФ не устанавливает норм компенсационных выплат для возмещения командировочных расходов, а только указывает, что организации имеют право самостоятельно определять в коллективном договоре порядок и размеры возмещения расходов работника, связанных со служебной командировкой.
В организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, нормы расходов на выплату суточных утверждены Постановлением 729.
Нормы расходов на выплату суточных в организациях, не финансируемых за счет бюджета, утверждены Постановлением 93.
Согласно вышеназванным нормативным актам нормы суточных за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации установлены в размере 100 руб.
Нормы расходов организаций на выплату суточных за каждый день нахождения в заграничной командировке, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в последний раз уточнялись в 2005 году постановлением Правительства РФ от 13.05.2005 299 и вступили в силу с 1 января 2006 года.
Минфином России неоднократно (в письмах от 15.12.2004 03-05-01-04/106, от 14.01.2005 03-05-01-04/1) высказывалась позиция, в соответствии с которой организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, при определении не облагаемых налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом размеров суточных, выплачиваемых работникам, находящимся в командировке на территории Российской Федерации, следует руководствоваться Постановлением 729. Остальным организациям надлежит для этих целей руководствоваться Постановлением 93.

Размеры суточных, превышающие нормы, утвержденные вышеуказанными постановлениями Правительства РФ, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.
Одновременно была сформулирована позиция Минфина России, в соответствии с которой установленные в коллективном договоре каждой организации размеры возмещения затрат, связанных со служебной командировкой, носят индивидуальный характер и не могут рассматриваться в качестве норм компенсационных выплат, о которых идет речь в п. 3 ст. 217 НК РФ.
В письмах от 02.11.2006 03-05-01-04/306, от 16.02.2007 03-04-06-02/28, от 21.03.2007 03-04-06-02/43 Минфин России подтвердил данную точку зрения и указал на следующее: ввиду того что НК РФ не предусмотрено установление специальных норм суточных только для целей обложения налогом на доходы физических лиц, использование в этих целях норм расходов организаций на выплату суточных, утвержденных Постановлением 93, не противоречит положениям настоящего Кодекса.
Налоговые органы поддерживали по данному вопросу позицию Минфина России и разъясняли, что ТК РФ не устанавливает норм компенсационных выплат на возмещение командировочных расходов и не предусматривает установление таких норм работодателями, поэтому в налоговую базу для целей исчисления налога на доходы физических лиц не включаются суточные только в пределах норм, установленных Постановлениями 93 и 729 (письма УМНС России по Московской области от 25.03.2004 08-03/б-н и УФНС России по г. Москве от 27.11.2006 28-10/103473).
Однако арбитражные суды нередко занимали противоположную позицию. В частности, решением ВАС РФ от 26.01.2005 16141/04 признано не соответствующим НК РФ и не действующим полностью письмо МНС России от 17.02.2004 04-2-06/127 О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками.
ВАС РФ указал, что позиция МНС России, представленная в оспариваемом письме, не соответствует нормам налогового законодательства. Предложенное в данном письме толкование положений п. 3 ст. 217 НК РФ и Постановлений 93 и 729, а также приказа Минфина России от 12.11.2001 92н произведено не в соответствии с их буквальным содержанием и вне системной связи со ст.

11, 41, 210 НК РФ, а также ст. 168 ТК РФ и придает вышеперечисленным нормативным правовым актам смысл, противоречащий их аутентичному смыслу, цели и сути возникающих на их основе отношений.
В решении ВАС РФ от 26.01.2005 16141/04, а также в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 14324/04 отмечено, что общий порядок установления норм суточных и ограничения их размера для целей исчисления налога на доходы физических лиц предусмотрен трудовым законодательством. В соответствии со ст.



168 ТК РФ порядок и размер суточных, выплачиваемых работникам, устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Поэтому в налогооблагаемый доход не должны включаться суммы суточных, превышающие размер, установленный таким договором или актом.
Постановление 93 не подлежит применению для целей исчисления налога на доходы физических лиц, поскольку оно принято в соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ и устанавливает нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Правительство РФ в силу прямого указания НК РФ не уполномочено принимать нормативный правовой акт, устанавливающий нормы суточных для целей исчисления налога на доходы физических лиц.
В ст. 217 НК РФ отсутствует отсылка к нормам главы 25 Кодекса. Применение налогового законодательства по аналогии противоречит положениям ст.

3 НК РФ, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Любые неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Таким образом, установление норматива для целей исчисления одного налога не может быть применено к другому налогу при отсутствии прямого указания в законе.
Аналогичные решению ВАС РФ от 26.01.2005 16141/04 выводы содержатся и в ряде постановлений федеральных окружных судов.
Кроме того, арбитражные суды обращают внимание на то, что работник реально не получает в данном случае дохода, подотчетные средства не остаются в его распоряжении, поэтому не могут включаться в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц. При этом суды руководствуются тем, что в соответствии со ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника исключительно по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы. В случае служебной командировки работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому расходы на оплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. Суточные же представляют собой компенсационную выплату на возмещение расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.

Взимание с работника дополнительных денежных средств в виде налога на доходы физических лиц в связи с получением последним средств, необходимых для выполнения служебного поручения, по мнению арбитражных судов, неправомерно.
Таким образом, исходя из позиции Минфина России и налоговых органов по данному вопросу в налоговую базу для целей исчисления налога на доходы физических лиц не включаются суточные в пределах норм, установленных Постановлениями 93 и 729. Однако, принимая во внимание позицию ВАС РФ и сформировавшуюся судебную практику, налогоплательщик может отстоять в суде правомерность невключения в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц сумм суточных в размерах, превышающих нормы, установленные вышеуказанными постановлениями Правительства РФ.
Подпунктом а п. 8 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 216-ФЗ О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (далее Закон 216-ФЗ) положения п. 3 ст. 217 НК РФ изменены.

Так, п. 3 ст. 217 НК РФ (в ред.

Закона 216-ФЗ) определено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона 216-ФЗ вышеуказанные изменения вступили в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Таким образом, суточные освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц за дни командировки работников на территории Российской Федерации:
до 1 января 2008 года в пределах норм, установленных Постановлениями 93 и 729;
после 1 января 2008 года в размере, выплачиваемом организацией работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации.
При этом фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при его направлении в командировку, может превышать установленные пределы, однако сумма суточных, превышающая данные пределы, будет являться объектом обложения налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Иными словами, фактически Законом 216-ФЗ позиция Минфина России закреплена на уровне федерального закона. Но при этом размер суточных, выплаты по которым не включаются в налоговую базу, увеличен по сравнению с предельным размером, применяемым при исчислении налога на прибыль, в семь раз. Таким образом, весьма вероятна ситуация, при которой обособленный налоговый учет вышеуказанных сумм по налогу на прибыль будет вестись, а по налогу на доходы физических лиц нет.

В отношении суточных подобная ситуация возникает в случае, если их размер выше 100 руб. и ниже 700 руб.
При принятии к налоговому учету отдельных выплат, связанных с командировками, организациям следует учитывать следующие разъяснения налоговых органов и арбитражную практику.
Письмом ФНС России от 24.01.2005 04-1-02/704 в отношении порядка применения нормы п. 3 ст. 217 НК РФ (по расходам, связанным с командировками) разъяснено следующее. Порядок направления работников в командировки изложен в Инструкции 62, в соответствии с которой служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Направление в служебную командировку носит временный характер и ограничено определенным сроком.

Как правило, этот срок не должен превышать 40 дней.
Перечень категорий работников, чья работа носит подвижной (разъездной) характер, в настоящее время нормативно не установлен.
Таким образом, водителей, постоянно занимающихся международными перевозками грузов, можно приравнять к лицам, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной характер как на территории Российской Федерации, так и в период пребывания на территории иностранных государств.
Приказом по организации утверждается перечень лиц, которые имеют право на получение денежных средств под отчет. В приказе должны быть установлены, в частности, сроки, на которые выдаются подотчетные суммы, их предельный размер и порядок представления авансовых отчетов.

Если такого приказа в организации не издано, то можно считать, что срок выдачи подотчетных сумм не установлен и расчеты по подотчетным суммам должны осуществляться в пределах одного рабочего дня.
При списании расходов водителя, произведенных на территории зарубежных стран в иностранной валюте, к авансовому отчету водителя должны прилагаться первичные документы, подтверждающие произведенные расходы по приобретению горюче-смазочных материалов, за автостоянку и платные автодороги, об оплате таможенных платежей на границе.
Решением ВАС РФ от 26.01.2005 16141/04 признано недействующим письмо МНС России от 17.02.2004 04-2-06/127 О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками, которым было разъяснено, что суммы, выплачиваемые сверх норм, подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц командированных работников.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, должны определяться коллективным договором или локальным нормативным актом организации. ТК РФ не устанавливает нормы компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов и не предусматривает установление таких норм работодателями, а только предоставляет работодателям право на самостоятельное определение в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядка и размера возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных).
Письмом Минфина России от 18.03.2005 03-05-01-04/59 разъяснено следующее.
Поскольку суточные, так же как и другие расходы по командировке, производятся работником в связи с выполнением им трудовых обязанностей, они должны возмещаться работодателем в полном объеме. При этом, однако, работник не должен производить таких расходов в бульшем размере, чем это предусмотрено в локальном нормативном акте организации.

Таким образом, ТК РФ только предоставляет работодателю право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, а не наделяет его правом определения нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей налогообложения.
Письмом ФНС России от 25.04.2005 03-05-01-04/108 разъяснено, что выплаты иностранной валюты взамен суточных, выданные членам экипажа судов, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 ТК РФ, а являются, по существу, надбавкой (доплатой) к заработной плате за особый режим и условия труда в море в зависимости от квалификации работника и сложности выполняемой работы.
Это объясняется тем, что выплаты иностранной валюты взамен суточных, производимые членам экипажей судов заграничного плавания, не соответствуют определению компенсации, приведенному в ст. 164 ТК РФ (денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей), так как члены экипажа судна не несут дополнительных расходов, связанных с нахождением судна в плавании, в частности расходов на питание.

Единый социальный налог

Обложение компенсационных выплат, связанных с командировками, единым социальным налогом осуществляется на тех же принципах, что и обложение налогом на доходы физических лиц. Подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат обложению единым социальным налогом выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой организации.
Однако особенностью обложения единым социальным налогом является то, что суммы, не принимаемые для целей обложения налогом на прибыль, в налоговую базу по единому социальному налогу не включаются.
Письмом УФНС России по г. Москве от 19.07.2007 21-18/595 по данному поводу разъяснено следующее.
При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы суточных за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и за каждый день нахождения в заграничной командировке для коммерческих организаций определены в Постановлении 93.
Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом у налогоплательщика-организации, если такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с п. 38 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату суточных сверх норм таких расходов, установленных Правительством РФ.
Таким образом, суточные, предусмотренные локальным актом организации и превышающие нормы, установленные законодательством Российской Федерации, не признаются объектом обложения единым социальным налогом, так как такие суммы не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налог на прибыль

Общие требования, предъявляемые к организации налогового учета расходов для целей налогообложения, установлены ст. 318 НК РФ. Для того чтобы произведенные расходы могли быть приняты к налоговому учету (и могли уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль), необходимо соблюдение двух основных условий:
расходы должны быть обоснованы;
расходы должны быть документально подтверждены.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С 1 января 2006 года действует новая редакция п. 1 ст. 252 НК РФ, согласно которой под документально подтвержденными расходами понимаются не только затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Иными словами, документы, оформленные на территории иностранных государств и по правилам, которые действуют на этих территориях, принимаются к налоговому учету на общих основаниях.
Данное уточнение имеет существенное значение для организаций, осуществляющих расходы на территориях иностранных государств, и значительно увеличивают возможность уменьшения налоговой базы. В то же время принятие к учету подобных документов предполагает необходимость знания бухгалтером (или иным должностным лицом, ответственным за организацию и ведение налогового учета) обычаев делового оборота или иных требований, предъявляемых к оформлению первичных документов на территории той страны, где осуществляются расходы. Такими же знаниями должен обладать и контролирующий орган в лице налогового инспектора.

Из этого, в частности, может следовать вывод о некоторой унификации требований налоговых органов посредством разработки внутреннего документа ФНС России (или Минфина России), в котором будут собраны примерные формы первичных документов, оформленные в соответствии с требованиями МСФО, а также иных нормативных документов иностранных государств.
Второе обязательное условие, при котором расходы могут быть признаны для целей налогообложения: производство затрат для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, сохранено без изменения.
Письмом Минфина России от 07.11.2007 03-03-06/2/206 по поводу документального оформления командировок дано следующее разъяснение.
Согласно п. 2 Инструкции 62 направление работников объединений, предприятий, учреждений, организаций в командировку производится руководителями этих объединений, предприятий, учреждений, организаций и оформляется выдачей командировочного удостоверения по форме согласно Приложению 1 к данной Инструкции.
По усмотрению руководителя объединения, предприятия, учреждения, организации направление работника в командировку наряду с командировочным удостоверением может оформляться приказом.
В то же время командировочное удостоверение может не выписываться, если работник должен возвратиться из командировки в место постоянной работы в тот же день, в который он был командирован.
Таким образом, по мнению Минфина России, оформление командировочного удостоверения при направлении работников в командировку продолжительностью свыше одного дня на территории Российской Федерации соответствует требованиям, предъявляемым к документальному подтверждению расходов для целей налогообложения.
Ранее аналогичная позиция была изложена в письме Минфина России от 24.10.2006 03-03-04/2/226: приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение являются, во-первых, документами, подтверждающими производственный характер командировки, во-вторых, документами, на основании которых определяется ее продолжительность. Кроме того, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку и командировочное удостоверение имеют одно и то же назначение, и соответственно параллельное составление приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку и командировочного удостоверения по одному факту хозяйственной деятельности является необязательным.
При этом согласно письму Минфина России от 06.12.2002 16-00-16/158 организация может издать приказ (иной распорядительный документ), в котором будет установлен перечень документов, служащих основанием для направления работника в служебную командировку. В частности, это может быть приказ о командировании и (или) выдача работнику командировочного удостоверения.
Таким образом, оформление командировочного удостоверения не является обязательным при наличии приказа о направлении в командировку и других оправдательных документов.
Заметим, правда, что отметки в командировочном удостоверении позволяют однозначно определить даты прибытия и выбытия командированного.
Все расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются:
на прямые;
на косвенные.
К прямым расходам относятся:
материальные затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;



Содержание раздела