d9e5a92d

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Проблема определения платежей за использование ноу-хау, изобретения или другого объекта интеллектуальной собственности заключается в том, что для их внедрения в производство требуются инвестиции. Чистый доход от использования ноу-хау или изобретения является частью чистого дохода от реализации определенного инвестиционного проекта. Поэтому сначала разрабатывается инвестиционный проект, составляется бизнес-план, в котором рассчитывают ожидаемый ежегодный чистый доход. Затем выделяют ту часть чистого дохода, которую можно отнести к используемому объекту интеллектуальной собственности.

Применяемый при этом долевой коэффициент рассчитывается с учетом фактора получения экономии. Так, применение ноу-хау или изобретения дает прирост чистого дохода предприятия за счет таких факторов, как снижение себестоимости продукции, увеличения объема продаж, увеличения цены за продукцию за счет роста качества. Нужно также иметь ввиду, что применение некоторых ноу-хау позволяет снизить величину налога на прибыль.

Далее надо решить, какая часть рассчитанного дохода пойдет в оплату обладателю (автору) ноу-хау или изобретения. Вот эта величина и будет использована в формуле (+) как чистый доход Е.
Задача упрощается, если инвестиции не требуются. Например, что при оценке стоимости товарного знака, приобретаемого предприятием у другой авторитетной фирмы, достаточно рассчитать прирост чистого дохода предприятия вследствие увеличения цены и расширения рынка сбыта, но при этом нужно вычесть дополнительные расходы на удовлетворение требований обладателя товарного знака.

Кстати, стоимость товарного знака может измеряться значительной суммой. Так, американская компания "Додж" заплатила компании "Крайслер" 74 млрд. Долларов за приобретение ее товарного знака.

Стоимость товарного знака водки "Столичная" оценена экспертами в 400 млн. долларов, что равно десятилетнему объему продаж водки, реализуемой нашими производителями за рубежом.
Особое внимание следует обратить на выбор ставки дисконта. Как уже отмечалось, ставка дисконта складывается из безрисковой ставки rбр и премии за риск rp, то есть r - rбр + rp.
Когда оцениваются объекты интеллектуальной собственности, премия за риск выбирается повышенной, так как вложения в эти объекты отличаются большой рискованностью.
Срок полезного применения объекта интеллектуальной собственности n оценивается предприятием самостоятельно и зависит от сроков старения передаваемых знаний (опыта) и возможного раскрытия их конфиденциальности. Этот период соответствовать двадцатилетнему периоду действия патента РФ на изобретение или семнадцатилетнему сроку действия патента США.

При определении срока действия договор на передачу ноу-хау в международной практике принятым считается срок, равный пяти годам, а по отдельным договорам он изменяется в пределах от двух до десяти лет.
Стоимость деловой репутации предприятия или гудвилла определяется методом избыточной рентабельности, который можно рассматривать как частный случай метода капитализации. Оценку гудвилла выполняют как составную процедуру оценки стоимости предприятия в целом.

Исходят из того положения, что гудвилл это те нематериальные активы, благодаря которым рентабельность собственного капитала предприятия превышает среднеотраслевую рентабельность. Расчеты выполняют в такой последовательности:

  1. Анализируют данные о результатах деятельности предприятий отрасли, к которой относится данное предприятие, и вычисляют среднее по отрасли значение показателя рентабельности собственного капитала (отношение чистой прибыли к собственному капиталу предприятия).
  2. Определяют чистую прибыль предприятия при среднеотраслевом уровне рентабельности, для чего среднеотраслевой показатель рентабельности умножают на собственные средства предприятия.
  3. Определяют избыточную прибыль; при этом из фактической чистой прибыли вычитается чистая прибыль при среднеотраслевой рентабельности.
  4. Методом капитализации, то есть делением избыточной прибыли на коэффициент капитализации определяют стоимость гудвилла.

Имеется целый ряд нематериальных активов, стоимость которых может быть оценена только на основе затратного подхода. Методом расчета сметных затрат определяется и учитывается стоимость таких нематериальных активов, как целевые организационные расходы, стоимость результатов НИОКР, стоимость промышленных образцов, стоимость лицензий на право заниматься определенными видами деятельности и т.д.

Стоимость определяется как итог затрат по схеме расходов плюс прибыль. Список литературы, рекомендуемой для более подробного и всестороннего изучения оценки нематериальных активов.



  1. Инструкция 37 Госналогслужбы от 10 августа 1995 года "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений 3 от 18 марта 1997 года ).
  2. Приложение 11 к Инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 года (введено изменениями и дополнениями ГНС РФ 3 от 18 марта 1997 года).
  3. Инструкция Госналогслужбы РФ 39 от 11 октября 1995 года "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (в ред. изменений и дополнений 3 от 22 августа 1996 года ).
  4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина СССР 56 от 01 ноября 1991 года и рекомендованы для применения на территории РФ письмом Минэкономики и финансов России 18-5 от 19 декабря 1991 года.
  5. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года.
  6. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России 10 от 20 марта 1992 года с дополнениями и изменениями, внесенными в него письмом Минфина России 68 от 04 июня 1992 года).
  7. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ 661 от 01 июля 1995 года.
  8. Изменения к Плану счетов бухгалтерского учета, внесенные приложением к приказу Минфина России 173 от 28 декабря 1994 года "О применении Плана счетов бухгалтерского учета. Финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению"
  9. Письмо МФ РФ "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятия" 117 от 23 декабря 1992 года.
  10. Патентный закон РФ 3517-1 от 23 сентября 1992 года.
  11. Закон ВС РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров РФ", 3520-1 от 1992 год.
  12. Закон РФ "Об охране программ электронных вычислительных машин и баз данных РФ" 3523-1 от 23 сентября 1992 года.
  13. Закон РФ "Об охране топологий интегральных микросхем РФ" 3526-1 от 23 сентября 1992 года.
  14. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах РФ" 5351-1 от 09 июля 1992 года.
  15. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик.
  16. Гражданский кодекс РФ.
  17. Закон РФ "О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства 4196-1 от 21 декабря 1992 года
  18. Закон РФ "О недрах" 2395-1 от 21 февраля 1992 года (с изменениями и дополнениями)
  19. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ 552 от 05 августа 1992 года.
  20. Инструкция о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия (с изменениями и дополнениями) (приложение к письму Минфина России от 48 от 24 июня 1992 года с учетом изменений и дополнений приложения 2 к письму Минфина России 114 от 13 октября 1993 года и изменений и дополнений приложения 2 к письму Минфина России 91 от 11 июля 1994 года.
  21. Письмо Минфина России "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий" 160 от 23 декабря 1993 года.
  22. Письмо Минфина России "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" 118 от 29 октября 1993 года.
  23. Письмо Минфина России "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" 160 от 30 декабря 1993 года.
  24. Письмо Минфина России и Роскомимущества "О порядке оценки чистых активов, особенностях состава затрат, формирования финансовых результатов и бухгалтерском учете в инвестиционных фондах". ДВ-2/3498/62 от 25 мая 1993 года).
  25. Письмо Минфина России "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности" 7 от 24 января 1994 года.
  26. Письмо Минфина России "Об объеме и формах квартальной бухгалтерской отчетности предприятий в 1994 году и порядке ее заполнения." 34 от 23 марта 1994 года.
  27. Приказ Минфина РФ "Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности за 1995 год" 115 от 19 октября 1995 года.
  28. Приказ Минфина РФ "Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности за 1996 год" 97 от 12 ноября 1996 года.
  29. Николаева С.А., Бакшинскас В.Ю., Скапенкер М.Ю. Нематериальные активы. Правовое регулирование, учет, налогообложения. Москва. "Аналитика-Пресс", 1998 год
  30. Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ К4-Н/918 от 17 мая 1995 года.
  31. Инструкция Государственной налоговой службы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" 33 от 08 июня 1995 года.
  32. Указ Президента РФ 2270 от 22 декабря 1993 года
  33. Инструкция Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". 1 от 09 декабря 1991 года
  34. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" 25-Ф3 от 01 апреля 1996 года.
  35. Телеграмма Госналогслужбы РФ, Минфина РФ В3-6-03/260, 04-03-02 от 18 апреля 1996 года.
  36. Письмо Госналогинспекции по г. Москве 11-13/7828 от 19 апреля 1996 года.
  37. Разъяснение Госналогслужбы РФ 03-4-09/35 от 28 февраля 1996 года.
  38. Письмо Госналогслужбы РФ 05-4-09/21 от 20 ноября 1995 года.
  39. Письмо Госналогслужбы РФ 03-4-09/35 от 15 марта 1996 года.
  40. А.П. Ковалев. Как оценить имущество предприятия. Москва. "Финстатинформ", 1996 г.
  41. Журнал "Бухгалтерский учет" 7 от 1992 года Крылова Т.Б., "Что такое НА" (ст.).
  42. Л.З. Шнейдман . Учет новых видов имущества и операций. Москва. "Бухгалтерский учет", 1993 г.
  43. О.В. Соловьева Зарубежные стандарты учета и отчетности. Москва. "Аналитика-Пресс", 1998 г.
  44. А.С. Бакаев, А.Н. Кашаев, О.М. Островский, Т.А. Шнайдерман. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. Типовые проводки. Москва."ФБК-Пресс",1997

I. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений, распространением
информационных технологий, усложнением и интеграцией финансового рынка России. Вопросы методики и организации учета
данного вида имущества активно обсуждаются во всем мире. Можно смело сказать, что нематериальные активы один из самых
проблемных в настоящее время вопросов российской методологии бухгалтерского учета.
Практическое использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий есть по сути процесс
коммерциализации инновационной сферы, который условно можно свести к следующим стадиям.
Первая стадия. - это грамотная классификация объектов интеллектуальной собственности, на базе которой должна формироваться
предварительная оценка их рыночной стоимости. Однако в настоящее время предприятия либо ее не выполняют, либо делают это
по-дилетантски. Поэтому необходима профессиональная разработка базовых методологических и методических рекомендаций.
Вторая стадия - это включение стоимости объектов нематериальных активов в состав имущества предприятий по бухгалтерскому счету
04 "Нематериальные активы". В соответствии с законодательством РФ эти средства подлежат амортизации: ежемесячно относятся на
себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, которые рассчитывает предприятие (фирма) исходя их первоначальной стоимости
и срока их полезного использования, но не более срока деятельности самого предприятия (фирмы), затем реализуются и оседают на
расчетном счете предприятия. В дальнейшем они используются исключительно на развитие данного производства, на вознаграждение
авторам разработок (а также лицам, которые содействовали созданию или использованию этих разработок), и потому не должны
облагаться налогами.
Третья стадия - коммерциализации нематериальных активов заключается:

  • в активном выходе предприятий на рынок научно-технической продукции;
  • в умении найти своего покупателя, овладевать искусством предпринимателя, т.е. самому искать заказчика (потребителя) для своей

идеи или разработки;

  • в умении рекламировать их;
  • в умении писать в журналы, пробиваться на телевидение и т.д.

Хозяйствующему субъекту любой фирмы собственности необходимо уметь грамотно анализировать ситуацию на рынке продукции
(услуг), вести учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию (услуги), закреплять за собой рыночную "нишу" и быть
серьезно подготовленным в области предпринимательской деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические основы отношений
с партнерами.
Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для предприятий в будущем полной потерей конкурентной
способности их продукции на внешних и внутренних рынках.
Практическое же использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий, превращение их в конкретный
механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности дает возможность
современному предприятию (фирме):

  • изменить структуру своего производственного капитала за счет увеличения доли нематериальных активов в стоимости новой

продукции и услуг, увеличив их наукоемкость, что сыграет определенное значение для повышения конкурентной способности
продукции и услуг.;

  • экономически эффективно и рационально использовать незадействованные и лежащие "мертвым грузом" нематериальные активы,

которыми все еще располагают многие предприятия, фирмы, НИИ, КБ, научно-исследовательские лаборатории и т.д.
В целом проблема коммерческой оценки нематериальных активов явно назрела; нужна классификация нематериальных активов,
определение сущностных характеристик их видов, принципы постановки на бухгалтерский учет, методы оценки и переоценки
стоимости, анализ хозяйственной эффективности нематериальных активов, их правовая защищенность, порядок проведения экспертизы
и т.д. Все это превращает проблему нематериальных активов в одну из наиболее актуальных экономических и правовых проблем на
данном этапе движения российской экономики в целом, сферы НИОКР и наукоемкого производства, в частности, к цивилизованным
рыночным отношениям.
Нематериальные активы весьма неоднородны

  • по своему составу;
  • по характеру использования или эксплуатации в процессе производства;
  • по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности.

Поэтому необходим дифференцированный подход к их анализу. В практической работе следует учитывать следующие принципы
формирования нематериальных активов:
По срокам полезного использования:

  • функционирующие (работающие) нематериальные активы - объекты нематериальных активов, использование которых приносит

предприятию доход в настоящий период;

  • нефункционирующие (неработающие) нематериальные активы - объекты нематериальных активов, которые не используются по

каким-либо причинам, но могут использоваться в будущем. По оборачиваемости (долговременности использования):

  • текущие - это объекты нематериальных активов, которые используются в деятельности предприятия не более года, так как быстро

теряют свою потребительскую стоимость. Они включаются в текущие затраты предприятия;

  • долгосрочные - это объекты нематериальных активов, которые используются в деятельности предприятия более года. Их стоимость

переносится на стоимость производимого с их помощью продукта по частям (амортизируется). По степени отчуждения:

  • отчуждаемые - обладающие способностью полностью передаваться при их продаже, передаче, аренде;
  • неотчуждаемые - остающиеся в собственности предприятия-владельца при частичной передаче прав на их использование.


По степени влияния на финансовые результаты предприятия:

  • объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию;
  • объекты нематериальных активов, опосредованно влияющие на финансовые результаты.


По степени правовой защищенности:

  • нематериальные активы, защищаемые охранными документами (авторскими правами);
  • нематериальные активы, не защищенные охранными документами (авторскими правами).


По степени вложения индивидуального труда работниками данного предприятия:

  • собственные то есть объекты нематериальных активов, которые разработаны лично работниками или учредителями предприятия;
  • паевые - то есть объекты нематериальных активов, разработанные совместно с другими физическими или юридическими лицами на

долевых условиях;

  • приобретенные со стороны --- то есть объекты нематериальных активов, которые получены от других физических или юридических

лиц, за плату или безвозмездно.
Для успешного введения нематериальных активов в экономический оборот предприятия любой участник этого действия обязан
разбираться в классификации и сущностных характеристиках каждого объекта нематериальных активов, их особых свойствах, а также в
сопутствующих им патентно-правовых документах.

СУЩНОСТНЫЕ ПРИЗНАКИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТОВ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ


Авторские свидетельства. Это второй после патента правовой документ по изобретениям. Выдача авторских свидетельств была предусмотрена законодательством
ряда стран в системе СЭВ. Требования к изобретению в случае получения на него авторского свидетельства были те же, что и при
получении патента. Разница заключалась в том, что изобретение, защищенное патентом, могло использоваться только
патентовладельцем, а в случае защиты его авторским свидетельством исключительным правом на его использование обладало
государство. Положение самого изобретателя было одинаковым: в любом варианте защиты его изобретения (патент или авторское
свидетельство) закон предусматривал справедливое вознаграждение автору со стороны организации, которая использовала данное
изобретение. В настоящее время в государствах, которые образовались на территории бывшего СССР, в соответствии с новым
законодательством изобретения охраняются только на основе патентов. Авторское право ("копирайт") Распространяется на произведения науки, литературы, искусства, которые являются результатом творческой деятельности, независимо
от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.
Объектом авторского права выступают:

  • литературные и литературно-художественные произведения (книги, брошюры и другие письменные произведения), научные

научно-технические, в том числе топология интегральных микросхем, учебные и публицистические произведения, программы для
ЭВМ, базы данных, речи, лекции, доклады и т.д.;

  • драматические и музыкально-драматические произведения, музыкальные произведения с текстом и без него;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы и программы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и

телепроизведения);

  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного

искусства;

  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, эскизы, пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и т.д.;
  • другие произведения.

Авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух и более лиц (соавторство), принадлежит всем, независимо от
того, образует ли такое произведение целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Авторское право обозначает право на данное произведение, на изготовление и распространение его копий либо самим автором, либо
с разрешения последнего, а также право автора пресекать любые искажения своего произведения и получать в течение всей жизни и 50
(пятидесяти) лет после смерти доход, который приносит его произведение.
Авторское право распространяется на оригинальные обнародованные и необнародованные произведения, находящиеся в следующих
объективных формах своего выражения:

  • письменная (рукопись, машинопись, нотная запись и др.);
  • устная (публичное выступление, публичное произнесение и т.д.);
  • звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.д.);
  • объемно-пространственная (скульптура, модель, сооружение, макет и т.д.);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
  • других формах.

Авторское право не распространяется на идеи, принципы, методы, процессы. системы, способы, концепции, сообщения о событиях и
фактах, лежащих в основе охраняемых авторским правом произведений. Авторское право на данное произведение не связано с правом
собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Охрана авторского произведения не зависит от его качества: оно может быть плохим или хорошим в эстетическом плане, но любое
незаконное использование такого произведения (за исключением тех случаев, когда имеется разрешение автора или владельца
"копирайта") может вызвать различные санкции. Согласно [ 14 ], весь комплекс прерогатив, которые составляют авторское право,
признан и защищен на протяжении жизни автора. После его смерти период сохранения авторских прав равен 50 (пятидесяти) годам, как
наиболее справедливый баланс между сохранением экономических прав, принадлежащих автору, и потребностью общества в доступе к
явлению науки, культуры и искусства. База данных - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли
быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Деловая репутация фирмы ("гудвилл") - стоимостная категория, представляющая разницу между стоимостью фирмы как единого целостного имущественно-финансового
комплекса и стоимостью всех ее активов. В российской практике цена "гудвилл" законодательно определена пока еще только для
процесса приватизации с аукциона или по конкурсу. В данном случае этот вид нематериальных активов рассматривается как "разница
между покупной и оценочной стоимостью имущества". Однако общепринятой методики оценки "гудвилл" пока нет. Деловая
репутация предприятия (фирмы) складывается годами.
Факторами, определяющими ее являются: эффективность деятельности, высокая кредитоспособность, первоклассные кадры, культура
обслуживания, порядочность руководства.
Фактическая величина "гудвилл" есть сравнение рыночной стоимости материальных и нематериальных активов с контрактной ценой



Содержание раздела