d9e5a92d

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

на приобретаемое предприятие (фирму). Если контрактная цена превышает рыночную стоимость всех активов, возникает "гудвилл
положительный". И наоборот, если контрактная цена ниже рыночной стоимости всех активов, возникает "гудвилл отрицательный". Затраты НИОКР - затраты, связанные с процессом подготовки и проведения научных анализов, исследования, экспериментов, продиктованных
потребностями фундаментальных, прикладных и отраслевых наук. Затраты на услуги непромышленного характера, оказываемые сторонними организациями. К ним относятся консультационные услуги по правовым, финансовым и маркетинговым проблемам, включающие вопросы:

  • купли-продажи товаров, ведения бизнеса, коммерческой информации;
  • финансового планирования и контроля, калькуляции себестоимости продукции, вопросы ценообразования. экспертной оценки по

инвестированию средств, по прогнозам движения ликвидности, управлению текущими активами;

  • стратегии бизнеса (исследование инвестиционных проектов, технологических решений, объемы инвестиций, издержки в процессе

производства и реализации товара, ожидаемая прибыль, реорганизация структуры компании, акционирование и т.п.);

  • ведения учета и составления отчетности на предприятии, порядка выполнения финансовых обязательств, анализа финансового

планирования и т.п.;

  • составления бизнес-планов, предоставления коммерческой информации, составления прогнозов на базе экономических моделей

оценки возможных рисков и др. Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, дающее положительный эффект.
Охраняется законом, если имеет изобретательский уровень, применяется в различных отраслях промышленности народного хозяйства.
Объектами изобретения являются:

  • устройство;
  • способ;
  • вещество;
  • штамм микроорганизма;
  • культуры клеток растений и животных;
  • применение ранее известных устройств, способа, вещества, штамма по новому назначению.


Лицензия - правовой документ, дающий:
1) разрешение на использование другими физическими или юридическими лицами изобретений, технологий, технических знаний,
производственного опыта и т.д.
2) разрешение, выдаваемое государственными органами на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
Лицензия является формой контроля со стороны государства за внешнеторговой деятельностью организаций (фирм), рациональным
использованием экспортных ресурсов и сбалансированностью импорта. Лицензия возвратная - правовой документ по использованию объектов нематериальных активов. Лицензия исключительная - правовой документ по использованию объектов нематериальных активов в оговоренных пределах. Чаще всего эти пределы
устанавливаются по срокам и территории действия данной лицензии. Основное отличие исключительной лицензии состоит в том, что
лицензиар (продавец лицензии) не может пользоваться правами сам или переуступать их третьему лицу в оговоренных пределах. Лицензия неисключительная (простая) - то есть право лицензиара, которое разрешает лицензиату (покупателю лицензии) использовать предмет договора в пределах территорий,
оговоренных соглашением, сохраняя за лицензиаром право самостоятельно пользоваться им на данной территории и на определенный
срок, а также продавать лицензии на аналогичных условиях третьим лицам. Лицензия перекрестная - правовой документ по взаимному предоставлению патентных прав различными патентодателями. Лицензия полная - правовой документ, по которому лицензиар предоставляет лицензиату все права по использованию объектов нематериальных активов
(на срок действия лицензионного договора). Если срок действия лицензионного договора превышает срок действия патента или равен
ему, то такие лицензионные договоры на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки по своему технико-экономическому
смыслу равноценны продаже патента. Между тем при продаже патента право собственности на предмет договора переходит к
покупателю, а при продаже полной и других видов лицензий это право к лицензиату не переходит. Собственником предмета договора
остается лицензиар, хотя он и передает право использования лицензии в полном объему лицензиату (но только на новый срок действия
лицензии). Лицензия принудительная - правовой документ, который выдается по решению компетентной инстанции в обязательном порядке при наличии определенном
законом обстоятельств (неиспользование объекта промышленной собственности, недостаточное использование, общественная
потребность в более широком использовании изобретения) в случае невозможности достигнуть согласия с обладателем собственности
на патент. Сублицензия - правовой документ, в соответствии с которым собственник изобретений, технологический знаний, опыта, секретов производства и т.д.


передает своему контрагенту право на использование ( в оговоренных пределах) этих объектов интеллектуальной деятельности. В
лицензионном соглашении определяется вид лицензии, характер и объем прав на использование объекта лицензии, производственная
сфера, территориальные границы, способ передачи технологии. Лицензионное соглашение патентное - правовой документ, объектом которого являются научно-технические достижения, защищенные патентами или другими охранными
документами. Разновидностью патентных лицензионных соглашений являются принудительные лицензионные соглашения, т.е.
разрешение на право использования запатентованного объекта с выплатой вознаграждения патентовладельцу. Принудительные
лицензионные соглашения выдаются без согласия патентовладельца по специальному решению соответствующих органов,
определенных законодательством. Лицензионное соглашение беспатентное - правовой документ, объектом которого являются научно-технические достижения, не имеющие правовой охраны в стране лицензиата и
в странах, указанных в лицензионном договоре. Наименование места происхождения товара или услуги - это всегда географическое название страны, населенного пункта, местности, где произведен продукт или услуга. В данном случае
специфические свойства или качества продукта и услуги в значительной мере (или полностью) определяются географическими или
природными условиями, а также человеческим фактором. Основное требование, предъявляемое к данному объекту нематериальных
активов, заключается в том, что оно не должно относиться к географическим названиям всеобщего употребления. Научное открытие - признание явлений, свойств или законов материального мира, которые до сих пор не были познаны и не допускали проверки. Согласно
Женевскому договору о международной регистрации научных открытий (1978 г.), объектом открытия признается неизвестное ранее
свойство или закономерность материального мира. "Ноу-хау" - полностью или частично конфиденциальные знания технического, организационно-административного, финансового, экономического,
управленческого характера, которые не являются общеизвестными и практически применимы в производственной и хозяйственной
деятельности. К "ноу-хау" относятся знания и опыт, не имеющие правовой охраны, в том числе:

  • отчеты о НИОКР;
  • научно-техническая, опытно-конструкторская и технологическая документация;
  • способы и приемы, без знания которых невозможно выпустить продукцию, включая ее проектирование, расчеты, строительство и

изготовление каких-либо объектов или изделий;

  • знания и опыт административного, финансового, экономического характера;
  • составы или рецепты материалов, веществ, сплавов, штаммов;
  • методы и способы лечения заболеваний, поиска и добычи полезных ископаемых;
  • отчеты о патентных исследованиях, содержащие анализ тенденций развития и обоснование перспективных направлений, анализ

технического уровня, анализ патентно-лицензионной деятельности ведущих фирм, а также построение
информационно-математической модели перспективного объекта техники с расчетом ТЭО и перспективного технического уровня;
сведения о патентоспособности и патентной чистоте объекта;

  • маркетинговые исследования;
  • социально-экономические концепции;
  • социально-экономические прогнозы;
  • прочее.

Выявление "ноу-хау" должно происходить на всех стадиях инновационного процесса, включая разработку заводских методик,
инструкций по эксплуатации, текущему и капитальному ремонту, безопасности этих работ, технической и иной документации и т.д.
В основу выделения и выявления "ноу-хау" положены критерии ХХII сессии Европейской экономической комиссии (Женева, 1969 г.):

  • конфиденциальный характер;
  • научно-технические знания и опыт;
  • ценность;
  • возможность практического применения;
  • правовая защищенность на национальном и международном уровне.


Организационные расходы, возникающие при образовании предприятия (СП и АО), то есть расходы, связанные с разработкой учредительных документов предприятия и технико-экономических обоснований, затраты на
подготовку кадров и др. (при внесении их в уставный фонд предприятия). Патент - юридически закрепленные исключительные права пользования, производства и продажи продукции на период, предусмотренный
законодательством. Полезная модель - (изобретение в области механики) описывается как устройство. Главные отличия состоят в том, что :

  • во-первых, требуемый уровень технологического прогресса ("уровень изобретения") ниже, чем при изобретении;
  • во-вторых, максимальный срок охраны короче, чем предусмотренный по закону об изобретениях.


Право на пресечение недобросовестной конкуренции. Парижская конвенция об охране промышленной собственности (Стокгольмский акт 1967 г.) и Типовой закон по товарным знакам
определяют 15 (пятнадцать) видов недобросовестной конкуренции. Принимаемые в разных странах законы о пресечении всех видов
недобросовестной конкуренции базируются на общеконституционных принципах, принципах гражданского кодекса, прецедентного
права и специальных законах. Необходимо, чтобы законы о недобросовестной конкуренции несли в себе твердые правовые рамки, но в
то же время были достаточно гибкими по отношению к постоянно изменяющимся социальным и экономическим обстоятельствам.
Виды недобросовестной конкуренции:

  • бойкотирование торговли другой фирмы;
  • все действия, направленные на то, чтобы потребитель принял предприятие, товары, промышленную и коммерческую деятельность

одного производства за деятельность, товары и услуги конкурента;

  • выпуск рекламы, в которой своя продукция сравнивается с товарами и услугами конкурентов;
  • выяснение производственных и коммерческих тайн конкурента путем шантажа или подкупа его служащих;
  • демпинг с целью противодействия конкурентам;
  • злоумышленные нарушения контрактов, заключенных с конкурентами;
  • использование указаний или обозначений, вводящих потребителя в заблуждение относительно природы и способа изготовления,

характеристик, пригодности для определения целей или количества товаров;

  • ложные заявления, дискредитирующие предприятие, фирму, товары, промышленную и коммерческую деятельность конкурента;
  • намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
  • нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение дате неоправданные

преимущества перед конкурентом;

  • неправомочное использование или раскрытие "ноу-хау" конкурента;
  • невыполненные обещания потребителю выгодных условий при реализации;
  • подкуп и приманивание покупателей конкурентов;
  • угрозы конкуренту иском о нарушении патентов и товарных знаков, если это шантаж.


Программа для ЭВМ - объективная форма предоставления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других
компьютерных устройств с целью получения определенного результата (включая подготовленные материалы, полученные в ходе
разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные изображения). Право пользования природными ресурсами включает в себя право пользования землей, водными и лесными ресурсами, недрами и т.д. Право пользования имуществом включает право пользования;

  • материальным имуществом: движимым и недвижимым;
  • нематериальным: лицензии на право использования нематериальных активов и лицензии на право осуществления какой-либо

деятельности. Права пользования природными ресурсами и имуществом можно передавать на основе лицензионных и иных
предусмотренных законодательством договоров и соглашений. Промышленный образец - художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид продукции или услуги. При наличии
перечисленных условий имеет правовую защиту. Относится к сфере дизайна (или страйлинга) и характеризуется новизной,
оригинальностью. Декоративная сторона изделия может быть выражена в форме, структуре или цвете, причем изделие должно быть
обязательно воспроизведено промышленными средствами. В этом случае оно охраняется законом о промышленной собственности.
Если же изделие существует в единичной экземпляре и не воспроизводится промышленным способом, то охраняется законом об
авторском праве ("копирайтом").
Промышленные образцы защищены против неправомочного копирования или имитации свидетельством о регистрации либо патентом
на промышленный образец ( в отличие от патента на изображение) Срок такой защиты колеблется о 5 (пяти) до 15 (пятнадцати) лет. Расходы, возникающие при организации нового направления в деятельности данного предприятия, аналогичны организационным расходам, возникающим при образовании предприятия (СП и АО). Обязательным условием является
внесение их в уставный фонд предприятия. Рационализаторское предложение - техническое решение, являющееся новым и полезным и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии
производства или изменение состава материала. К рационализаторским предложениям относятся:

  • проекты (чертежи или технические проекты);
  • конструкции;
  • технологические процессы.


Смежные права - это права исполнителей. Субъектами смежных прав могут выступать:

  • исполнители произведений;
  • изготовители копий, фонограмм;
  • организации эфирного и кабельного вещания.

Все эти субъекты смежных прав осуществляют свои права на распространение, копирование, исполнение в пределах прав, полученных
по договору с автором данного произведения, независимо от способа и формы выражения.
Сорт растений - группа растений, которая независимо от патентоспособности определяется признаками, характеризующими данный генотип (или
комбинацию генотипов), и отличается от других групп растений хотя бы одним признаком. Товарный знак. Согласно существующему в РФ Закону "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров",
товарный знак, и знак обслуживания (дальнейшем - товарный знак) - это элемент, способствующий отличию товаров и услуг одних
юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг (в дальнейшем - товары) от других юридических лиц или граждан.
Товарные знаки могут быть:

  • словесные;
  • изобразительные;
  • объемные;
  • и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

Товарные знаки указывают, кто несет ответственность за качество предлагаемых населению товаров.
Функции товарного знака:

  • указать покупателю на качество товара (услуги);
  • распознать свой товар (услугу);
  • распознать владельца товара (услуги);
  • отличить данный товар (услугу) от аналогичных.

Правовая защищенность товарного знака как вида собственности обеспечена:
а) путем доказательства акта регистрации;
б) предоставлением права запрета на использование товарных знаков другими лицами без разрешения официальных владельцев.
Если товарный знак связан с предоставлением услуг, то это знак обслуживания и используется он отелями, ресторанами, турбюро,
прачечными, химчистками, авиакомпаниями, агентствами по прокату и др. Топология интегральных микросхем (ИМС) - зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной
микросхемы и связей между ними. Предназначена для выполнения функций электронной микросхемы. Правовая защита касается
только монолитных схем, т.е. оригинальной технологии, которая создана в результате творческой деятельности автора и неизвестной
разработчикам и изготовителям на дату создания ИМС непосредственно в полупроводниковой пластине. К ИМС, получаемым на
пленочной или гибридной основе, правовая защита не относится. Указания на источник происхождения товара или услуги - одна из разновидностей коммерческих обозначений. Представляет собой какое-либо наименование, выражение или знак, которые
показывают, откуда поступил данный продукт или услуга: страна, регион, конкретное место (например, "Сделано в ......"). Вместе с
наименованием места происхождения составляет так называемые географические указания.
По наименованию места происхождения (в отличие от указания на источник происхождения) можно судить также о специфических
свойствах и качествах товара и услуги, которые определяются географическими условиями района, где этот продукт или услугу
произвели. Поэтому использовать место происхождения правомочны только те производители, предприятия которых расположены в
данной географической зоне и только применительно к конкретным продуктам и услугам, произведенным в этих зонах (например,
"Бордо", "Ессентуки", "Боржоми" и т.д.). Фирменные наименования характеризуют репутацию и положение предприятия в целом. Служат для его распознавания и выделения из числа других, а также
полезным источником информации для потребителей. Охрана фирменных наименований предусмотрена законодательством
большинства стран. Но правовые режимы в отношении их резко отличаются, так как определяются положениями гражданского и
торгового права. Во многих странах введены различные системы регистрации фирменных наименований. "Френчайзинг"- взаимовыгодное соглашение, по которому крупная "родительская" фирма или предприятие предоставляют право малой фирме
(частной или государственной) реализовывать свою продукцию и вести свое дело под маркой (торговым знаком) "родительской"
фирмы в течение определенного срока в специально указанном месте с правом выбора рынка сбыта. За эту возможность малая фирма
уплачивает вступительный взнос и отчисляет определенный процент с оборота в пользу "родительской" фирмы.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

При рассмотрении вопроса о налогообложении автор руководствовался тем, что действующие нормативные документы не во всех случаях содержат положения, касающиеся этой категории долгосрочных активов,
поэтому часто руководствовался общими правилами налогообложения, касающимися как нематериальных
активов, так и других видов имущества предприятия. В операциях с нематериальными активами возникают, в
основном, следующие налоги;

  • налог на имущество;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыль.

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО

Что касается налога на имущество, то здесь следует отметить, что автору неоднократно приходилось
встречаться в своей практической аудиторской деятельности с просьбами предприятий о проведении
экспертизы по стоимостной оценке товарного знака и постановки его на баланс. После проведения
прикидочных расчетов по оценке стоимости товарного знака и доведения этой цифры до предприятий,
последние отказывались от аудиторских услуг по оценке товарного знака. Объяснялось это решение
предприятиями тем, что сумма налога на имущество, которую следовало бы в этом случае проплатить в
бюджет, была слишком высока.
Как известно, налог на имущество предприятия относится к категории прямых (подоходно-поимущественных)
налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав).
Экономическая сущность данного налога изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в
конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Состав активов
предприятия, стоимость которых подлежит включению в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, и
порядок применения данной нормы изложен в п.2 и п.4 [ 31 ]. Согласно этой инструкции объектами
налогообложения являются учтенные на балансе предприятия:

  • стоимость запасов и затрат;
  • остаточная стоимость основных средств нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся

предметов.
Как известно из нормативных документов, товарный знак, как определенный вид нематериальных активов, не
амортизируется. Поэтому, хотя налогообложению подлежит остаточная стоимость всех основных фондов,
учтенных на балансе предприятия, даже если они не используются в производстве и не эксплуатируются
длительное время, применительно к товарному знаку этого сказать нельзя.
В целях постановки на баланс товарных знаков как и многих других форм нематериальных активов, автор
рекомендует вывести из налогооблагаемой базы по налогу на имущество такой вид нематериальных активов,
как товарный знак. Здесь же следует сказать о налогообложении одного из видов нематериальных активов
гудвилла. В сложившейся бухгалтерской практике даже при аукционных продажах бухгалтеры предприятий не
ставят на баланс по счету 04 (если гудвилл положительный) или по счету 83 (если гудвилл отрицательный, что
бывает крайне редко). Данная хозяйственная операция проходит как бы незамеченной, однако, если подойти
формально, то, у предприятия должен появиться, как правило, счет 04 "Деловая репутация предприятия". Как
показывалось выше, и что видно из [ 31 ], сумма, образовавшаяся на счете 04, входит в налогооблагаемую базу
по налогу на имущество. Повторим еще раз, что данная финансово-хозяйственная операция, если стать на
формальные позиции методологии постановки на баланс такого нематериального актива, как гудвилл, может
привести к штрафным санкциям со стороны налоговых органов (занижение налогооблагаемой базы по налогу
на имущество).
Рассмотрим более подробно оставшиеся два вида налогов.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Особенности исчисления налога на добавленную стоимость в тех или иных конкретных ситуациях
определяются целым рядом обстоятельств, и прежде всего:

  • условиями поступления и выбытия нематериальных активов;
  • назначением конкретных объектов нематериальных активов, предназначенных:

- для использования в производстве продукции (работ, услуг), облагаемых при реализации налогом на
добавленную стоимость;
- для использования в производстве продукции (работ, услуг), не облагаемых при реализации налогом на
добавленную стоимость.
В качестве наиболее типичных вариантов поступления объектов нематериальных активов следует назвать:
Ё приобретение (покупку) нематериальных активов;
Ё создание объектов нематериальных активов как собственными силами, так и путем привлечения сторонних
исполнителей (подрядчиков) на договорной основе;
Ё приобретение объектов нематериальных активов на условиях обмена;
Ё безвозмездное получение объектов нематериальных активов.
Во всех этих случая так или иначе решаются вопросы:
Ю должен ли получатель (покупатель) нематериальных активов оплачивать поставщику (продавцу,
передающей стороне, изготовителю) налог на добавленную стоимость (или, другими словами, происходит ли
приобретение нематериальных активов с налогом на добавленную стоимость или без него);
Ю куда отнести и как в дальнейшем учитывать в расчетах налог на добавленную стоимость, если он
уплачивался при приобретении нематериальных активов. С момента возникновения налога на добавленную стоимость порядок учета и отражения в расчетах с



Содержание раздела