d9e5a92d

Общий порядок проведения инвентаризации

передача материально-ответственным лицам форм документов для заполнения;
проверка наличия документов, необходимых для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Общий порядок проведения инвентаризации

9.1. Начальные процедуры. До начала проведения фактической проверки комиссия изымает последние на момент проверки приходные и расходные документы, отчеты.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на (дата)" что является основанием для определения бухгалтерией остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
9.2. Натуральная и документальная проверка.
При проведении инвентаризации имущества и обязательств необходимо учитывать следующие особенности проведения инвентаризации.
Инвентаризация проводится по местам хранения и материально-ответственным лицам.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Инвентаризация проводится в натуре по объектам, находящимся в подотчете материально-ответственных лиц работников организации. При этом составляются инвентаризационные описи, в которых указывается фактическое количество по данным проведенной инвентаризации.
Фактическое наличие имущества определяется при инвентаризации путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Для осуществления этих процедур инвентаризационная комиссия должна быть обеспечена технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой.

В помощь комиссии может привлекаться рабочая сила перевешивания и перемещения грузов.


По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись.

Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
Инвентаризационные описи по объектам, находящимся в подотчете материально-ответственных лиц работников организации, составляются:
в двух экземплярах для ценностей, принадлежащих организации на правах собственности (учтенных на балансе),
в трех экземплярах для ценностей других организаций и физических лиц (учитываемых за балансом).
Все описи подписываются материально-ответственным (ыми) лицом (лицами). Один экземпляр описи передается в бухгалтерию, один материально-ответственному лицу, один (если он составлен) собственнику имущества.
Если проводится инвентаризация:
материальных ценностей, находящихся в собственности организации (учитываемых на балансе), но не находящихся в подотчете у материально-ответственных лиц-работников организации (к таким ценностям относятся в частности материальные ценности: в пути, отгруженные, переданные на хранение другим организациям, переданные в переработку, переданные в аренду, переданные в управление);
всех видов расчетов (с дебиторами, кредиторами, заемщиками и заимодавцами),
нематериальных объектов (например, нематериальных активов, финансовых вложений в бездокументарной форме, оценочных резервов, резервов предстоящих расходов и платежей и т.п.),
то такая инвентаризация проводится на основании первичных документов (товарно-транспортных, счетов-фактур, актов, выписок и т.п.) и оформляется не инвентаризационной описью, а актом инвентаризации.
В качестве первичных документов возможно использование документов сторонних организаций, составленных ими в процессе инвентаризации имущества. К таким документам, в частности, относятся:
инвентаризационная опись, составленная организацией-арендатором по форме, предназначенной для инвентаризации основных средств по арендованному имуществу,
сохранные расписки, переоформленные на дату, близкую к дате инвентаризации;
оборотные ведомости по ответственному хранению, предоставленные на дату, предшествующую дате инвентаризации.
При проведении инвентаризации на основании документов сличению подлежат не фактические данные и данные бухгалтерского учета, а данные по документам и данные бухгалтерского учета.
Акты составляются и подписываются работниками инвентаризационных комиссий без участия материально-ответственных лиц. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.
При инвентаризации незавершенных капитальных вложений в форме приобретения отдельных объектов основных средств, нематериальных активов, капитального строительства, инвентаризация проводится как в натуре, так и по документам.
Сличению подлежат данные, выявленные комиссией, с данными бухгалтерского учета и плановыми показателями (сметами, инвестиционными программами). Выявленный перерасход по отношению к сметным (плановым) показаниям должен рассматриваться особо.
Составляются акты инвентаризации в двух экземплярах. Акты подписываются членами комиссии и материально-ответственным (ми) лицом (лицами).

Один экземпляр передается в бухгалтерию, второй материально-ответственному лицу.
Сличительные ведомости составляются для основных средств и материальных ценностей. Результаты инвентаризации по другим объектам инвентаризации отражаются непосредственно в инвентаризационных актах.
Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии опечатываются.
9.3. Таксировка.

После завершения натуральной и документальной проверки в инвентаризационные описи вносят количественную и денежную оценку имущества и обязательств по данным бухгалтерского учета, а в инвентаризационные акты вносят денежную оценку имущества и обязательств по данным бухгалтерского учета. 9.4. Сравнительно-аналитический этап. Инвентаризационные описи и акты анализируются на предмет расхождений данных бухгалтерского учета и данных инвентаризации.

При инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей все позиции, в которых выявлены расхождения данных бухгалтерского учета и данных инвентаризации по количеству и (или) по сумме переносятся в сличительную ведомость. Прежде, чем признать выявленную разницу окончательным излишком (или неучтенным имуществом) или окончательной недостачей (или отсутствующим имуществом), и приступить к оценке излишков или выявлению виновных лиц по недостачам, необходимо исключить из рассмотрения возможные ошибки бухгалтерского учета. Такие ошибки можно разделить на две группы:
- технические ошибки, к которым могут быть отнесены:
- арифметические ошибки;
- ошибки написания (перестановки цифр, номеров счетов и т.п.);
- ошибки кодировки (например, неверно применен код поставщика или потребителя или код операции и т.п.);
- ошибки при заполнении первичных документов (неполное заполнение, ошибки в значениях и т.п.).
Например, при списании материалов в производство был неверно указан код материала, что привело к превышению данных инвентаризации над данными бухгалтерского учета по одному наименованию материала и превышению данных бухгалтерского учета над данными инвентаризации по другому материалу.
- нарушение порядка документооборота, который выражается в несвоевременном оформлении и предоставлении документов в бухгалтерию или предоставлении документов в неполном объеме. При этом может быть нарушен как внутренний документооборот организации (документооборот между подразделениями организации), так и внешний документооборот (документооборот между организацией и ее поставщиками и потребителями).

Например, в связи с задержкой передачи документов в бухгалтерию, на дату инвентаризации не проведена операция принятия к учету основного средства. Образуется превышение данных инвентаризации над данными бухгалтерского учета по инвентаризационной описи по основным средствам и превышение данных инвентаризации над данными бухгалтерского учета по инвентаризационным актом по незавершенным капитальным вложениям;
Различия, возникшие в данных инвентаризации и бухгалтерского учета в связи с ошибками в бухгалтерском учете, устраняются путем внесения исправлений в бухгалтерский учет.
Если после внесения исправлений в учет остаются позиции, в отношении которых можно признать факт пересортицы, то регулируются разницы по пересортице.
Если после внесения исправлений в учет и регулирования разниц по пересортице остаются позиции, в отношении которых выявлена недостача, но по которым можно признать естественную убыль, то признается естественная убыль в пределах установленных норм.
Если в ходе анализа различий остались позиции, в отношении которых не удалось урегулировать расхождения данных бухгалтерского учета и данных инвентаризации путем внесения исправлений в бухгалтерский учет, регулирования разниц по пересортице, применения норм естественной убыли, то такие позиции признаются позициями, приводящими к излишкам, неучтенному имуществу, недостачам. 9.5. Заключительный этап инвентаризации. Заключительный этап инвентаризации состоит в подготовке инвентаризационной комиссией предложений по:
уценке ценностей,
списанию, ликвидации и утилизации ценностей,
привлечению виновных лиц к материальной ответственности;
оценке излишков.
После принятия руководством решений в отношении предложений инвентаризационной комиссии, результаты инвентаризации подлежат отражению в учете.
Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Обобщение результатов проводит постоянно действующая комиссия, а если организация не создает такой комиссии, то рабочая инвентаризационная комиссия, которой такая работа поручается.
9.6. В таблице приведены нарушения правил оформления документов и процедур проведения инвентаризации и последствия этих нарушений.

Нарушение Последствие
Неверно оформлен приказ руководителя на проведение инвентаризации (не указаны сроки проведения инвентаризации, не указан состав комиссии, не указан перечень имущества) Нет оснований для проведения инвентаризации, а, следовательно, и признания ее результатов
Документально подтверждено отсутствие хотя бы одного члена комиссии во время проведения инвентаризации Результаты инвентаризации - недействительны
Инвентаризационная опись составлена в одном экземпляре Результаты инвентаризации - недействительны
При невозможности остановки хозяйственной деятельности, приходные и расходные документы не завизированы председателем инвентаризационной комиссии Выявленные в результате инвентаризации нарушения могут быть оспорены предъявлением документов, оформленных в период проведения инвентаризации
У материально-ответственных лиц не взяты расписки, что все приходные и расходные документы представлены в бухгалтерию Выявленные в результате инвентаризации нарушения могут быть оспорены предъявлением документов, оформленных в период проведения инвентаризации
Нарушена процедура инвентаризации: проводится сопоставление данных бухгалтерского учета с фактическим наличием, а не наоборот. Могут быть не выявлены нарушения ввиду возможного искажения фактического наличия
На каждой странице описей не выверены итоги: число прописью, количество номеров и сумма материальных ценностей, а также общий итог в натуральных показателях Имеется возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации
На каждой странице нет записи Цены, итоги проверил и подпись материально-ответственного лица (для форм, в которых такие подписи предусмотрены). Невозможно предъявить претензии к материально-ответственному лицу на основании такого документа.
На последней странице инвентаризационной описи нет подписи материально-ответственного лица об отсутствии у него претензий к членам комиссии, а также о том, что он принимает указанное в описи имущество на ответственное хранение (для форм, в которых такие подписи предусмотрены). Невозможно предъявить претензии к материально-ответственному лицу в случае выявления недостач
Ошибки и исправления не подписаны и не заверены членами комиссии Исправления считаются недействительными
Инвентаризационные описи после утверждения результатов содержит незаполненные строки (строки не прочеркнуты) Имеется возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации
Во время перерывов в работе комиссии не закрыт доступ посторонним к помещению, где хранятся инвентаризационные описи Имеется возможность несанкционированных исправлений результатов инвентаризации

Особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств


10.1. Инвентаризация основных средств
10.1.1. При инвентаризации основных средств инвентаризации подлежат: собственные основные средства, находящиеся в подотчете материально-ответственных лиц работников организации;
собственные основные средства, не находящиеся в подотчете материально-ответственных лиц работников организации, в частности, переданные в аренду, управление, отгруженные в адрес покупателя, переданные на комиссию
основные средства других лиц, находящиеся в подотчете материально-ответственных лиц работников организации, в частности, арендованные, поступившие в управление
10.1.2. При планировании инвентаризации основных средств необходимо проверить
- наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
- наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
10.1.3. При проведении инвентаризации инвентаризационной комиссией решаются следующие задачи:
определяется правомерность включения объектов в состав основных средств,
выявляются объекты, которые числятся в бухгалтерском учете, но фактически отсутствуют, устанавливаются причины и виновники недостач.
выявляются объекты, которые фактически имеют место, но ранее списаны с бухгалтерского учета, принимаются меры к их ликвидации и утилизации;
выявляются объекты, которые фактически имеют место, но не числятся в бухгалтерском учете; выявляются причины, проводится рыночная оценка объектов обнаруженных в результате инвентаризации. При этом, оценка стоимости объектов основных средств производится с учетом состояния основных средств;
выявляются испорченные, не пригодные к эксплуатации основные средства, устанавливаются причины и виновники порчи, причины, по которым объекты не пригодны к эксплуатации.
10.1.4. Инвентаризация проводится по местам хранения и материально-ответственным лицам. Данные вносятся в инвентаризационные описи и акты инвентаризации по формам, применяемым организацией для проведения инвентаризации.

Описи составляются по местам хранения и материально-ответвтенным лицам. На обнаруженные испорченные основные средства, основные средства, не пригодные к эксплуатации составляются отдельные описи.
10.1.5. При инвентаризации основных средств комиссия должна проверить наличие и правильность оформления:

  • актов приема передачи основных средств (ф. ОС-1);
  • актов приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. ОС-3);
  • инвентарных карточек учета основных средств (ф. ОС-6);
  • актов на списание основных средств (ф. ОС-4, ОС-4а);
  • технических паспортов и другой технической документации на основные средства;
  • документов на основные средства, сданные или принятые в аренду и на хранение (договоры, акты приема-передачи и т. п.), отгруженные по договорам купли-продажи, переданные в обмен, переданные в уставный капитал других организаций и выбывших из подотчета материально-ответственных лиц по другим основаниям, но на момент инвентаризации находящихся в собственности организации.

10.1.6. При инвентаризации ОС, находящихся в подотчете материально-ответственных лиц-работников организации, комиссия должна произвести осмотр объектов и занести в описи их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При осмотре зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих права собственности (хозяйственного ведения, аренды и т. п.) на эти объекты, проверяется также наличие документов на право пользования земельными участками.
10.1.7. При инвентаризации ОС, находящихся в собственности организации, но выбывших из подотчета материально-ответственных лиц, комиссия составляет акты инвентаризации по применяемым ею формам на основании документов, подтверждающих выбытие объектов, и документов, поступивших от других лиц, например от арендаторов.
10.2. Инвентаризация долгосрочных вложений в материальные ценности 10.2.1. Лизинговые компании, а также компании, извлекающие доходы от сдачи имущества в аренду проводят инвентаризацию имущества, числящегося в составе долгосрочных вложений в материальные ценности. 10.2.2. Порядок проведения инвентаризации аналогичен порядку проведения инвентаризации основных средств.
10.3. Инвентаризация нематериальных активов и результатов выполненных научно-исследовательских работ 10.3.1. При инвентаризации имущества нематериального характера целью инвентаризации является документальное подтверждение прав на имущество, а также установление правомерности включения объектов в состав активов компании. 10.3.2. При инвентаризации нематериальных активов и результатов выполненных научно-исследовательских работ комиссия должна проверить:

  • наличие документов, подтверждающих права предприятия на использование объектов,
  • наличие документов, подтверждающих правомерность постановки на учет объектов,
  • наличие документов, подтверждающих направление использования активов (для продажи, для использования в производстве, для целей управления).

10.3.3. При проведении инвентаризации инвентаризационной комиссией решаются следующие задачи:
определяется правомерность включения объектов в состав нематериальных активов или результатов НИОКР,
выявляются объекты, которые числятся в бухгалтерском учете, но права на которые отсутствуют,
выявляются объекты, права на которые имеют место, но объекты не числятся в бухгалтерском учете; выявляются причины, проводится рыночная оценка объектов обнаруженных в результате инвентаризации.
выявляются объекты, которые числятся в учете, но их использование не может быть подтверждено или продемонстрировано. 10.4. Инвентаризация вложений во внеоборотные активы
10.4.1. Инвентаризация вложений во внеоборотные активы проводится в целях подтверждения сумм, учтенных на счете 08 Вложения во внеоборотные активы. В составе вложений во внеоборотные активы числятся затраты в:

  • приобретение земельных участков,
  • приобретение объектов природопользования,
  • строительство объектов основных средств,
  • приобретение объектов основных средств,
  • приобретение нематериальных активов,
  • перевод молодняка животных в основное стадо,
  • приобретение взрослых животных,
  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и др.

10.4.2. В целях проведения инвентаризации вложений в капитальное строительство выделяются следующие виды объектов:
объекты, не завершенные капитальным строительством;
объекты, законченные строительством, фактически введенные в эксплуатацию полностью или частично, приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами;
объекты, законченные, но почему-либо не введенные в эксплуатацию; при этом в описях необходимо указать причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов;
прекращенные строительством объекты; при этом в акте приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин прекращения строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация;
объекты строительства, переведенные на консервацию; при этом в акте указывается документы, подтверждающие перевод объектов на консервацию, а также причины консервации;
проектно - изыскательские работы по неосуществленному строительству; при этом в акте приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости с указанием причин не осуществления строительства. Для этого должны использоваться соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.
10.4.3. Инвентаризация объектов вложений в капитальное строительство производится с использованием форм актов, разрабатываемых организацией.

Акты по форме составляются по каждому департаменту (отделу, подразделению), на которые возложена реализация инвестиционных проектов, и по каждому виду объектов инвентаризации.
10.4.4. В процессе инвентаризации проводится как натуральная проверка возводимых объектов, так и документальная проверка затрат на строительство.
Натуральная проверка возводимых объектов состоит в осмотре объектов строительства. Результат осмотра сопоставляют с данными актов о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3), или общего журнала работ (ф.

КС-6а), если производителем работ является организация.
В случае, когда контрольные осмотры невозможны (например, в случае строительства скважин), данные в акты вносятся на основании актов скрытых работ.
В акте отражается наличие каждого и фактический выполненный объем работ, произведенных затрат. При этом проверяется:

  • не числится ли в составе незавершенного капитального строительства оборудование, сданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом;
  • состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов, а также наличие оформленных документов на консервацию объектов.

10.4.5. Инвентаризация вложений в приобретение отдельных объектов основных средств и нематериальных активов производится с использованием форм, разрабатываемых организацией ввиду отсутствия унифицированных форм.
10.4.6. В процессе инвентаризации вложений в приобретение отдельных объектов основных средств и нематериальных активов проводят как натуральную проверку приобретаемых объектов, так и документальную проверку затрат на приобретение.

Натуральная проверка проводится в случаях поступления объектов в организацию. В случае нахождения объектов в пути инвентаризация проводится на основании первичных учетных документов.
10.4.7. Инвентаризация вложений в отдельные объекты основных средств сопряжена как с проверкой их наличия и состояния, так и с определением степени готовности к эксплуатации.

При этом следует учитывать, что готовность к эксплуатации объектов, предназначенных для включения в создаваемый комплекс основных средств, не является основанием для зачисления их в состав основных средств. Такие объекты вводятся в эксплуатацию в составе объекта строительства только после подписания акта ввода объекта строительства приемочной комиссией (КС-14).
10.4.8. Наличие у организации незавершенных капитальных вложений в приобретение нематериальных активов обычно связано с неоконченным процессом оформления прав на конкретный объект в соответствии с требованиями действующего законодательства.



Содержание раздела