d9e5a92d

Расчет размера ущерба от повреждения

В общем случае размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату оценки в месте оценки определяется в соответствии с методикой [8] следующим образом:
Сущ - размер ущерба, полученный в результате оценки поврежденного транспортного средства на дату оценки в месте оценки, руб.;
Ср - рыночная стоимость транспортного средства в неповрежденном состоянии на дату оценки в месте оценки, руб.
Рыночная стоимость транспортного средства в неповрежденном состоянии на дату оценки в месте оценки определяется в соответствии с рекомендациями документа "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния"[7].
В связи с тем, что рынок поврежденных транспортных средств фактически отсутствует, величина уценки стоимости транспортного средства в качестве размера ущерба практически не используется.
Поэтому размер ущерба определяется в основном затратным методом и включает в себя все расходы, необходимые для восстановления поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, и величину утраты (потери) товарной стоимости, обусловленной снижением качества транспортного средства в результате проведения работ по его восстановлению. В этом случае размер ущерба от повреждения транспортного средства на дату оценки в месте оценки рассчитывается по формуле:
i=1-
где
n - количество наименований (видов) работ, проведение которых необходимо для восстановления поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, на дату оценки, единиц;
се - стоимость проведения i - того наименования (вида) работ,
необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, руб.;
См - стоимость материалов, используемых при i-том виде работ
по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, руб.:
С3 - стоимость в новом состоянии поврежденных элементов (запасных частей) транспортного средства, подлежащего замене при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, руб.;
Ii - физический износ поврежденных элементов (запасных частей), подлежащих замене при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки, %;
С?чр - стоимость, по которой могут быть реализованы поврежденные элементы транспортного средства (за исключением затрат на реализацию), подлежащие замене при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, руб.;
Сутс - величина утраты товарной стоимости на дату оценки в месте оценки, руб.
При расчете размера ущерба от повреждения транспортного средства по формуле (33) должны соблюдаться следующие условия:
- определение номенклатуры работ по восстановлению поврежденного транспортного средства должно проводиться с учетом требований технологической документации по ремонту транспортного средства данной модели;
- при определении номенклатуры работ по восстановлению поврежденного транспортного средства при отсутствии технологической документации должны быть учтены также сопутствующие работы, выполнение которых необходимо в соответствии с конструкцией транспортного средства (например: при проведении работ по ремонту обивки кузова легкового автомобиля необходимо снятие конструктивных элементов, препятствующих проведению обивочных работ; при устранении перекоса кузова легкового автомобиля необходимо снятие конструктивных элементов, препятствующих проведению ремонта и т. д.);
- определение номенклатуры работ по восстановлению транспортного средства проводится для условий производства по ремонту транспортных средств, уровень оснащения которого технологическим оборудованием должен быть не ниже, установленного требованиями документа [15];
- при замене отдельных агрегатов, узлов, механизмов и систем, в случаях, предусмотренных технологической документацией, должна быть учтена необходимость их замены в качестве ремонтного комплекта, включающего не только заменяемые элементы, а также детали, полностью обеспечивающие устранение неисправности, детали и материалы, разового использования, которые не могут быть повторно использованы по технологическим причинам (прокладки, уплотнители и т.д.), и крепежные детали (стандартные и нестандартные болты, гайки, шпильки, пружинные шайбы, отгибные шайбы, стопорные кольца и т.д.);
- определение номенклатуры выполняемых работ и номенклатуры агрегатов, узлов и деталей, подлежащих ремонту или замене, проводится с учетом характеристик и ограничений товарных рынков запасных частей к транспортным средствам и материалов для ремонта транспортных средств, а также рынков услуг по ремонту транспортных средств на дату оценки в месте оценки транспортного средства (поставка отдельных элементов только в сборе, продажа агрегатов только при условии обмена на ремонтный фонд с зачетом его стоимости, продажа запасных частей только под срочный заказ (поставку), отсутствие на данном рынке услуг по ремонту транспортных средств возможности проведения отдельных видов работ и т.д.);


- при определении видов и объемов работ по восстановлению поврежденного транспортного средства при возможных нескольких технологических и организационных вариантах их выполнения (устранение повреждения агрегата, узла, детали с заменой или без замены, проведение постового или цехового ремонта и т.д.) выбирается вариант, при котором размер ущерба имеет наименьшее значение.
Стоимость проведения г-того наименование (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки рассчитывается по формуле:
С[ = СГ ¦ t , (34)
где
Снч - стоимость одного нормо-часа /-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства на дату оценки в месте оценки, руб.;
Ч - трудоемкость /-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, нормо-час.
Стоимость одного нормо-часа г-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, на дату оценки определяется по результатам статистического выборочного наблюдения. Выборочное наблюдение проводится в границах товарного рынка услуг по ремонту транспортных средств в месте оценки транспортного средства среди организаций, имеющих лицензии и сертификаты соответствия на проведение работ по ремонта транспортных средств и выполняющих эти работ в соответствии с требованиями документа Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств[15].

Стоимость одного нормо-часа определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.
Трудоемкость г-того наименования (вида) работ, необходимого для восстановления поврежденного транспортного средства, определяется в соответствии с действующей нормативно-технической документацией, регламентирующей проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (нормативы трудоемкости на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, руководства по текущему ремонту транспортных средств, технологии текущего ремонта транспортных средств и т.д.). В указанной документации в качестве размерности трудоемкости работ по ремонту транспортных средств может использоваться термин "человек-час", который соответствует термину "нормо-час".
Стоимость материалов, которые должны быть использованы при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства на дату оценки в месте оценки, определяется следующим образом:
где
m - количество видов материалов, которые должны быть использованы при /-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства на дату оценки;
Cjl - стоимость одной единицы изменения (м, кв.м, кг и т.д.)7-том
вида материалов, который должен быть использован при /-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, руб.;
Nji - норма расхода 7-того вида материала, который должен быть
использован при /-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, единица материала/ремонтная единица транспортного средства (деталь, узел, агрегат, кг, м, кв.м и т.д);
j - количество ремонтных единиц (деталь, узел, агрегат, кг, м, J1
кв.м и т.д.), подвергаемых ремонту при /-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства с использованием 7-того вида материала.
Виды и количество материалов, используемых при конкретном виде ремонтных воздействий, определяются в соответствии с нормативно-технической документацией, регламентирующей технологии работ по восстановлению транспортных средств (руководства по текущему ремонту транспортных средств, технологии текущего ремонта транспортных средств).
Определение стоимости одной единицы материала (м, кв.м, куб.м, кг и т.д.), который должен быть использован при i-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, производится статистическим выборочным методом на дату оценки в границах товарного рынка материалов для ремонта транспортных средств в месте оценки транспортного средства. Стоимость одной единицы материала определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.
Норма расхода j-того вида материала определяется в соответствии с нормативно-технической документацией по нормированию расхода материалов на ремонт транспортных средств (нормы расхода материалов на ремонтно-эксплуатационные нужды, нормы расхода материалов на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и т.д.) и рекомендациями изготовителей материалов.
Определение стоимости поврежденных элементов (запасных частей) транспортного средства в новом состоянии, подлежащих замене при і-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, производится статистическим выборочным методом на дату оценки в границах товарного рынка запасных частей для ремонта транспортных средств в месте оценки транспортного средства. Стоимость поврежденного элемента в новом состоянии определяется как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения.
Физический износ і- того поврежденного элемента транспортного средства на дату оценки определяется в соответствии с документом "Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния" [7]. Физический износ поврежденных базовых элементов транспортного средства, которые не заменялись с начала эксплуатации до даты оценки транспортного средства, равен физическому износу транспортного средства.
Стоимость, по которой могут быть реализованы поврежденные элементы транспортного средства (за исключением затрат на реализацию), подлежащие замене при і-том виде работ по восстановлению поврежденного транспортного средства, на дату оценки определяется экспертным путем с учетом их технического состояния и возможности восстановления, состояния товарного рынка запасных частей данной номенклатуры и требований организаций, приобретающих ремонтный фонд в месте оценки.
Расчет утраты товарной стоимости транспортного средства производится в соответствии со следующими принципами, положениями и методами.
Необходимость учета величины утраты товарной стоимости транспортного средства при оценке ущерба от его повреждения обусловлена тем, что проведение отдельных видов ремонтных воздействий по восстановлению транспортного средства после повреждения сопровождается необратимым ухудшением внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижением безотказности и долговечности транспортного средства. К указанным видам ремонтных воздействий относятся:
- работы по устранению перекосов несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы, коляски. Перекосами являются повреждения, приводящие к существенному изменению геометрических параметров каркаса кузова, кабины, салона, платформы и коляски, проемов дверей, капота, крышки багажника, ветрового и заднего стекла, лонжеронов и т.д.;
- работы по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки. Ремонт элементов кузова и оперения производится в основном правкой поврежденной части механическим воздействием (рихтовкой, вытяжкой) или заменой поврежденной части ремонтной вставкой с приданием ей формы восстанавливаемого элемента.

Кузов и оперение легкового автомобиля включают следующие основные элементы: корпус кузова, капот, крышка багажника (дверь задка), боковые двери, крылья, детали декоративного оформления (панель облицовки радиатора, передний и задний бамперы, декоративные накладки и т.д.). Основными элементами кузова и оперения грузового автомобиля являются: рама, кабина, двери кабины, панель облицовки радиатора, капот, крылья, подножки, бортовая платформа (основание, борта, каркас тента) или платформа ковшеобразного типа и надрамник для самосвала. Основными элементами кузова и оперения автобуса являются: кузов (основание-каркас, основание - панели пола, основание - кожухи пола, передок - каркас и панели, боковина - каркас и панели, задок - каркас и панели, крыша - каркас и панели), передняя дверь, задняя дверь, дверь кабины водителя, капот, передние крылья, задние крылья, подножка;
- работы по полной или частичной окраске кузова, кабины, платформы, коляски;
- виды ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ. К указанным видам ремонта относятся работы по разборке кузова (кабины) под полную окраску с большим объемом слесарно-арматурных работ, по замене кузова (кабины) и по капитальному ремонту транспортных средств.
Работы по устранению перекосов имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановленного транспортного средства: остаточные деформации (отступление от заводской геометрии); появление микротрещин в металле каркаса кузова; нарушение антикоррозионного покрытия; нарушение герметизации; ухудшение прочностных качеств и пластических свойств материалов элементов кузова; ухудшение внешнего вида транспортного средства.
Работы по ремонту поврежденных элементов кузова оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановительного транспортного средства: неоднородность пластических свойств металлов в отремонтированном элементе; остаточные деформации; ухудшение коррозионной стойкости металла; нарушение противокоррозионных покрытий; нарушение герметизации кузовов; коробление деталей; ухудшение механических свойств свариваемых металлических элементов; возможный перегрев соседних деталей; ухудшение внешнего вида транспортного средства.
Работы по полной или частичной окраске кузова, кабины, платформы, коляски имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановительного транспортного средства: разнотон окрашенных поверхностей; неоднородность лакокрасочного покрытия; ухудшение внешнего вида транспортного средства.
Виды ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ имеют следующие последствия, приводящие к потере стоимости восстановительного транспортного средства: нарушение заводских компоновочных решений; отступление от заводской геометрии; повреждения рабочих и установочных поверхностей ремонтируемых элементов; снижение безотказности и долговечности; ухудшение внешнего вида транспортного средства.
Утрата товарной стоимости транспортного средства учитывается при определении ущерба только при одновременном выполнении следующих условий:
При осмотре поврежденного транспортного средства выявлена необходимость выполнения одного из видов ремонтных воздействий (работ), перечень которых представлен в таблице 12. При этом каждый вид ремонтных воздействий учитывается при одновременном выполнении:
- условия, что на поврежденных конструктивных элементах, подвергаемых данному виду ремонтного воздействия, не было следов (признаков) более равных (предыдущих) повреждений или коррозии;
- ограничений, указанных в таблице 12.
Физический износ транспортного средства на дату оценки составляет не более 40 %.
Транспортное средство ранее полностью не перекрашивалось (для автомобиля, автобуса и прицепа-дачи не проводилась полная окраска снаружи и внутри салона).
Величина утраты товарной стоимости рассчитывается по формуле:
(36)
= С + С
пер
рем + Сокр + Срсб
утс
где
Спер - составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная
устранением перекоса несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы, коляски, руб.;
Срем - составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная
работами по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки, руб.; СоКр - составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная
полной или частичной окраской кузова, платформы, коляски, руб.;
Срсб - составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная
видами ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ, руб.
Таблица 12.
Виды ремонтных воздействий, учитываемых при расчете утраты товарной стоимости

Виды ремонтных воздействий, учитываемых при расчете утраты товарной стоимости Ограничения, при которых ремонтные воздействия учитываются
1 Работы по устранению перекоса несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы, коляски -
2 Работы по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи
сварки
Размер повреждений элемента кузова и оперения превышает 5% его площади и составляет не менее 10 кв.см.
3 Работы по полной или частичной окраске кузова, кабины, рамы, платформы, коляски Наличие на транспортном средстве полностью заводского
внешнего лакокрасочного покрытия со сроком эксплуатации:
- не выше срока гарантии изготовителя;
- до 5 лет при отсутствии гарантии на покрытие.
4 Виды ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ

Составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная устранением перекоса несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы и коляски, рассчитывается по формуле:
(37)
где
Со - стоимость транспортного средства в новом состоянии на дату оценки в месте оценки, руб.;
Кпер - коэффициент, учитывающий трудоемкость работ по устранению перекосов;
Иф - физический износ транспортного средства на дату оценки,
%.
Коэффициент Кпер рассчитывается по формуле:
1 - 10-3- t
1 іи Іпер
50 - 10-4 + 5 - 10-4 - tnep 250 - 10-4 +1 - 10-4 - tnep
t^p 10 нормо - часов 10 tпер 50 нормо - часов, (38) tпер 50 нормо - часов
при
при
при
Кпер
где
tпер - трудоемкость работ по устранению перекосов, нормо-час.
Стоимость транспортного средства в новом состоянии определяется на дату оценки в границах товарного рынка транспортных средств данной марки в месте оценки транспортного средства в соответствии с рекомендациями "Методики оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния".
Физический износ транспортного средства на дату оценки определяется в соответствии с рекомендациями документа [7].
Величина Спер, рассчитанная по формуле (37), снижается на 50%
при наличии следов (признаков) предыдущих устранений перекоса несущих элементов конструкции транспортного средства, формирующих каркас кузова, кабины, платформы и коляски, не получивших повреждения в рассматриваемом случае. Снижение величины Спер производится
на основании данных визуального определения следов (признаков) предыдущих устранений перекоса или документального подтверждения проведения ранее указанных видов ремонтных работ.
Составляющая утраты товарной стоимости, обусловленная работами по ремонту поврежденных элементов кузова и оперения и по замене поврежденных несъемных элементов при помощи сварки, рассчитывается по формуле:
w
С рем Ки -Z КР - срк , (39)
t1 где
w - число ремонтируемых элементов кузова и оперения, единиц;
Ки - коэффициент, учитывающий величину физического износа транспортного средства при определении утраты товарной стоимости;
Кf - коэффициент, учитывающий вид ремонтного воздействия на t-ом поврежденном элементе кузова и оперения;
срк - стоимость t-того поврежденного элемента кузова и оперения в новом состоянии на дату оценки в месте оценки, руб.
Коэффициент Ки рассчитывается по формуле:
1 -Иф при ИФ 40%
Ки =
40
при Иф 40%
Значения коэффициента КР для различных видов ремонта приведены в таблице 13.

Таблица 13.
Значения коэффициента
Вид ремонтного воздействия Коэффициент КР
Съемные элементы Несъемные элементы
Ремонт 1 0,2 0,3
Ремонт 2 0,3 0,4
Ремонт 3 0,4 0,5
Ремонт 4 - 0,6
Замена сваркой - 0,5
Виды ремонта определяются следующим образом:
- ремонт 1 - устранение повреждений в открытых и легкодоступных местах при деформации до 20% площади поверхности ремонтируемого элемента;
- ремонт 2 - устранение повреждений в открытых и легкодоступных местах со сваркой или устранение повреждений при деформации от 20 % до 50% площади поверхности ремонтируемого элемента;
- ремонт 3 - устранение повреждений в закрытых и труднодоступных местах со сваркой, частичным восстановлением до 30% площади поверхности ремонтируемого элемента. Частичное восстановление деталей производится путем устранения повреждений вытяжкой и правкой с усадкой металла, вырезкой участков, не подлежащих ремонту, изготовлением ремонтных вставок с приданием им формы восстанавливаемой детали;
- ремонт 4 - частичное восстановление свыше 30% площади поверхности ремонтируемого элемента.
Величина Срем, рассчитанная по формуле (39), снижается на 50%
при наличии следов (признаков) предыдущих ремонтных воздействий на неповрежденных элементах кузова и оперения транспортного средства. Снижение величины Срем производится на основании данных визуального определения следов (признаков) предыдущих ремонтных воз-
действий или документального подтверждения проведения ранее указанных видов ремонтных работ.
Расчет составляющей утраты товарной стоимости, обусловленной полной или частичной окраской кузова (кабины, платформы, коляски), проводится по формуле:
(41)
окр о
Сокр Ки
где
КоКр - коэффициент, учитывающий трудоемкость работ по окраске.
При частичной окраске расчет КоКр проводится по формуле:
Кокр

¦*
m
1
О
при tокр 5 нормо - час
20 - 10-4 + 6 - 10-4 - окр при 5 t^ 10 нормо - час, (42)
60 - 10-4 + 2 - 10-4 - окр при tокр 10 нормо - час
где
tOKp - трудоемкость работ по окраске (суммарная по всем окрашиваемым элементам транспортного средства), нормо-час.
Величина утраты товарной стоимости при частичной окраске не должна превышать стоимость работ по окраске (без стоимости окрашиваемых элементов).
При наружной или полной окраске расчет КоКр проводится по формуле:
) 4 ¦ 10-4 - 1„кр
|50 - 10-4 + 2 - 10-4
t^p 25 нормо - часов при t 25 нормо - часов
при
- tокр
Кокр
, (43)
При наружной или полной окраске величина Сокр должна удовлетворять условию:
(44)
Сокр при Сокр 0,03 - Со
окр
0,03 - Со при Сокр 0,03 - Со ,
Расчет составляющей утраты товарной стоимости, обусловленной видами ремонта с большим объемом разборочно-сборочных работ, проводится по формуле:
Срсб Ки - Крсб - Со , (45)
где
Крсб - коэффициент, учитывающий проведение определенного
вида ремонта транспортного средства с большим объемом разборочно-сборочных работ.
Значения коэффициента Крсб для различных видов ремонта транспортных средств приведены в таблице 14.


Содержание раздела