d9e5a92d

Юдин А. - Оценка стоимости транспортных средств

Московская финансово-промышленная академия

Подходы к оценке


В соответствии со Стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности оценка стоимости транспортных средств производится с применением следующих подходов:
- затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки, с учетом его износа;
- сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;
- доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.
При этом под методом оценки понимается способ расчета стоимости объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
В отношении транспортных средств применяются в основном сравнительный и затратный подходы, доходный же подход практически не применяется. Использование доходного подхода совместно с затратным и рыночным возможно только при оценке раритетных автомобилей в том случае, когда оцениваемые автомобили приносят доход их владельцам путем активного использования на съемках фильмов, участия в демонстрационных пробегах раритетных автомобилей с высоким призовым фондом, экспонирования на выставках раритетных автомобилей.

Методы оценки


При оценке транспортных средств применяются прямые и косвенные методы оценки. При применении указанных методов более точные результаты дают прямые методы оценки, и поэтому их применение является предпочтительным.

Косвенные методы оценки целесообразно применять в тех случаях, когда использование прямых методов не представляется возможным.
Прямые методы оценки стоимости транспортных средств применяются в случае, когда на рынке есть информация о сделках в те же сроки и на тех же условиях с объектами, идентичными (по производителю, техническим характеристикам и состоянию, сроку службы и т.д.) оцениваемому объекту. В этом случае расчет оценки проводится в рамках сравнительного подхода как среднеарифметическое значение стоимости по выборке стоимостей.

В качестве исходной ценовой информации для определения рыночной стоимости могут быть использованы данные торгующих организаций, осуществляющих продажу транспортных средств, периодических и справочных изданий, органов государственной статистики и т.д.
Косвенные методы оценки стоимости в отношении транспортных средств применяются в случае, когда из-за отсутствия исходных данных прямая оценка стоимости невозможна. В этом случае оценка производится на основе стохастических зависимостей стоимости от различных факторов. Оценка этих зависимостей проводится методами регрессионного и корреляционного анализа.

Влияние временных и пространственно-территориальных факторов на стоимость анализируют и учитывают с помощью индексных методов. Реализация указанных методов при оценке стоимости или стохастических зависимостей стоимости в отношении транспортных средств осуществляется в рамках статистического исследования, которое включает также применение методов выборочного наблюдения, статистических методов анализа случайных величин, методов статистической проверки гипотез.
При использовании затратного и рыночного подходов может быть использован метод трендов, который основывается на описании изменения цены на объект оценки во времени. Для каждого тренда устанавливается базовая (начальная) дата, на которую индекс цены принимается равным единице.

После этого для каждого года рассчитывается ценовой индекс как отношение цены транспортного средства в текущем году к цене в базовом году. Метод трендов может применяться для прогнозирования изменения цен на объекты оценки, а также для проведения оценки для конкретных целей.

Цели оценки


В таблице 1 приведена классификация целей оценки экономических активов.
Таблица 1.
Классификация целей оценочной деятельности в части экономических активов

Наименование цели
1. Купля-продажа активов
2. Купля-продажа активов на основе договоров между продавцом и покупателем
3. Аукционная продажа активов путем проведения публичных торгов
4. Отчуждение активов
5. Отчуждение активов у частных лиц в собственность государства - национализация
6. Отчуждение активов у государства с передачей в частную или коллективную собственность - приватизация
7. Принудительное и безвозмездное изъятие активов в собственность государства - конфискация
8. Изъятие активов у собственника посредством выкупа
9. Переуступка прав владения активами
10. Вхождение в права собственности
11. Осуществление раздела активов
12. Расчет долей имущественных прав
13. Вхождение в права наследования
14. Осуществление дарения
15. Временная передача прав собственности
16. Сдача активов в аренду
17. Передача активов по лицензионному соглашению
18. Передача активов в залог
19. Передача активов в доверительное управление
20. Передача концессий на эксплуатацию и производство активов
21. Передача активов на хранение
22. Проведение операций банкротства и ликвидации хозяйствующих субъектов
23. Проведение операций банкротства
24. Ликвидация
25. Страхование и иные способы возмещения ущерба
26. Налогообложение
27. Формирование налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов по активам
28. Расчет объемов обязательных платежей и сборов хозяйствующих субъектов за услуги государственных органов
29. Расчет пошлин
<

p>

Наименование цели
30. Формирование отчетности хозяйствующих субъектов
31. Прочие виды деятельности и акты реализации гражданских прав, не включенные в другие группировки
32. Формирование уставного капитала хозяйствующих субъектов
33. Обоснование стоимости инвестиционных проектов
34. Списание и утилизация

Основные виды стоимости


В таблице 2 приведены в виде классификационного перечня основные виды стоимости для целей оценки транспортных средств.
Виды стоимости для оценки машин и оборудования

Таблица 2.
Наименование
стоимости
Определение
1 2 3
1 Рыночная стоимость
объекта оценки
Рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
2 Стоимость объекта
оценки на ограниченном рынке
Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком - стоимость объекта оценки, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат по сравнению с затратами, необходимыми для продажи свободно обращающихся на рынке товаров;
3 Стоимость объекта
оценки
Сумма затрат на создание объекта, аналогичного объекту оценки, в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, с учетом износа объекта оценки
4 Стоимость воспроизводства объекта оценки Сумма затрат в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки, на создание объекта, идентичного объекту оценки, с применением идентичных материалов и технологий, с учетом износа объекта оценки
5 Стоимость объекта
оценки при существующем использовании
Стоимость объекта оценки, определяемая исходя из существующих условий и цели его использования
6 Инвестиционная стоимость объекта оценки Стоимость объекта оценки, определяемая исходя из его доходности для конкретного лица при заданных
инвестиционных целях

1 2 3
7 Стоимость объекта оценки для целей налогообложения Стоимость объекта оценки, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов (в том числе инвентаризационная стоимость)
8 Ликвидационная стоимость объекта оценки Стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов;
9 Утилизационная стоимость объекта оценки Утилизационная стоимость объекта оценки - стоимость объекта оценки, равная рыночной стоимости материалов, которые он в себя включает, с учетом затрат на утилизацию объекта оценки;
10 Специальная стоимость объекта оценки Стоимость, для определения которой в договоре об оценке или нормативном правовом акте оговариваются условия, не включенные в понятие рыночной или иной стоимости, указанной в принятых стандартах оценки.
11 Специальные виды стоимости в отношении транспортных средств
11.1 Таможенная стоимость транспортного средства Рыночная стоимость транспортного средства в стране вывоза с учетом затрат на его доставку до места ввоза на таможенную территорию РФ (стоимость транспортировки, расходы на погрузку, выгрузку, перегрузку, страховая сумма), а также затрат покупателя на комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке транспортного средства.
11.2 Страховая стоимость транспортного средства Рыночная стоимость транспортного средства, определяемая на момент заключения договора страхования. Является одним из существенных условий договора этого вида
11.3 Стоимость ремонта (восстановления) транспортного средства Стоимость устранения повреждений транспортного средства, включающая трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль предприятия, оказывающего услуги по ремонту
11.4 Стоимость ущерба от повреждения транспортного средства Величина уценки транспортного средства в результате полученных повреждений или сумма расходов на ремонт (восстановление) поврежденного транспортного средства до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, с учетом нанесения сопутствующего ущерба (утраты товарной стоимости) при проведении отдельных видов работ по ремонту
11.5 Утрата товарной стоимости транспортного средства Величина потери стоимости транспортного средства после проведения отдельных видов работ по его ремонту (восстановлению), сопровождающихся негативными необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов


1 2 3
11.6 Стоимость внесения изменений в конструкцию транспортного средства Стоимость внесения изменений в конструкцию транспортного средства, включающая трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль
11.7 Стоимость конструктивных элементов (запасных частей) транспортного средства Наиболее вероятная цена, по которой конструктивный элемент (запасная часть) транспортного средства может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства
11.8 Стоимость материалов для .ремонта транспортного средства Наиболее вероятная цена одной единицы измерения материалов для ремонта транспортного средства, по которой они могут быть отчуждены на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства
11.9 Стоимость услуг по ремонту транспортного средства Наиболее вероятная цена одной единицы трудоемкости услуг по ремонту транспортного средства, по которой они могут быть предоставлены на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на цене сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства
11.10 Стоимость на первичном рынке Рыночная стоимость транспортных средств, которые впервые предлагаются к продаже
11.11 Стоимость на вторичном рынке Рыночная стоимость подержанных транспортных средств, прошедших государственную регистрацию
и предлагаемых к продаже
11.12 Восстановительная
стоимость
Стоимость на дату оценки в месте оценки идентичного или аналогичного оцениваемому транспортного средства с пробегом и сроком службы с начала эксплуатации, равными таковым на дату приобретения оцениваемого транспортного средства
11.13 Полная восстановительная стоимость Стоимость на дату оценки в месте оценки Нового транспортного средства, идентичного или аналогичного оцениваемому
11.14 Остаточная восстановительная стоимость Стоимость транспортных средств после переоценки с учетом начисленного износа.
11.15 Скраповая стоимость Один из основных видов утилизационной стоимости - стоимость выработавших свой ресурс и списываемых транспортных средств, а также тех, которые не подлежат восстановлению после полученных повреждений

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ТЕЧНИИ ПОЛНОГО ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА


2.1. Оценка рыночной стоимости транспортных средств
В общем случае расчет рыночной стоимости транспортного средства в месте оценки проводится в соответствии с методическим документом [7] по формуле:
(1)
Ср при Ср Суі С при С С
ут .г ост ут
где Ср - рыночная стоимость транспортного средства в месте оценки на дату оценки в период от даты производства до вывода из эксплуатации (списания), руб.;
Сут - утилизационная стоимость транспортного средства в месте
оценки на дату оценки, руб.
Дата производства (выпуска) транспортного средства определяется по данным регистрационных документов (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства и т.п.), по данным идентификационного номера (VIN), по данным справочников
и т. д.
Расчет рыночной стоимости транспортного средства Ср в месте оценки на дату оценки в период от даты производства до вывода из эксплуатации (списания) проводится по следующей формуле [7]:
f иф - и a
{~ібаз . ^ ост
100
І=1
і(Сз + ЗГ )- [)
100
100
(2)
t=1
доп
И
1- j
100
1 - Им 100
C доп

эд
j=1
где
С^сж - остаточная стоимость не разукомплектованного транспортного средства в работоспособном состоянии, на котором не производилась замена агрегатов и переоборудование, а также отсутствуют неисправности и эксплуатационные дефекты, на дату оценки в месте оценки, руб.;
n - число агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, замененных на аналогичные, на дату оценки, ед.;
Cf - стоимость нового /-го агрегата (узла, системы, механизма) базовой комплектации, установленного при замене аналогичного агрегата, на дату оценки в месте оценки, руб.;
Иф - физический износ транспортного средства на дату оценки,
%;
Иа - физический износ /-го агрегата (узла, системы, механизма)
базовой комплектации, установленного при замене аналогичного агрегата, на дату оценки, %;
w - общее количество агрегатов (узлов, систем, элементов) базовой комплектации, отсутствующих на транспортном средстве на дату оценки в результате его разукомплектации (кроме замененных при переоборудовании);
CfH - стоимость нового /-го агрегата (узла, системы, элемента) базовой комплектации, отсутствующего на транспортном средстве в результате его разукомплектации (кроме замененных при переоборудовании), на дату оценки в месте оценки, руб.;
З?ст - затраты на установку /-того агрегата (узла, системы, элемента) базовой комплектации, отсутствующего на транспортном средстве в результате его разукомплектации, на дату оценки в месте оценки, руб.;
s - количество оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства взамен агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки, ед.;
Сд3 - стоимость нового /-того оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства взамен агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки в месте оценки, руб.;
г, пер г
3t г- затраты на переоборудование транспортного средства при
замене агрегата (узла, системы, механизма) базовой комплектации на дополнительно установленное /-тое оборудование, на дату оценки в месте оценки, руб.;
Идз - физический износ /-того оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства взамен агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки, %;
Cf3 - стоимость нового агрегата (узла, системы, механизма) базовой комплектации, который заменен при переоборудовании транспортного средства на /-тое оборудование, на дату оценки в месте оценки, руб.;
Им - моральный износ транспортного средства на дату оценки, %;
m - количество оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства без замены агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки, ед.;
СдОП- стоимость нового j-го оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства без замены агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, включая затраты на установку, на дату оценки в месте оценки, руб.;
ИдОп - физический износ j-го оборудования, дополнительно установленного при переоборудовании транспортного средства без замены агрегатов (узлов, систем, механизмов) базовой комплектации, на дату оценки, %;
Сэд - стоимость устранения отказов, неисправностей и эксплуатационных дефектов, на дату оценки в месте оценки, руб.
Определение остаточной стоимости сО^Ті не разукомплектованного транспортного средства в работоспособном состоянии, на котором не производились замена агрегатов и переоборудование, а также отсутствуют неисправности и эксплуатационные дефекты, проводится прямым и косвенными методами.
Прямой метод основывается на определении статистическим выборочным методом стоимости транспортного средства данной марки, аналогичного возраста и пробега на рынке транспортных средств на дату оценки в месте оценки. В качестве исходной информации для определения стоимости могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), периодических и справочных изданий, органов государственной статистики и
т.д.
С баз Сост Значение стоимости, рассчитанное по формуле (47), принимается в качестве сОСТ при условии, что выборка значений стоимости транспортного средства однородна. Степень однородности выборки значений стоимости транспортного средства характеризуется величиной коэффициента вариации, который рассчитывается по формуле:
(4)
Совокупность значений стоимости транспортного средства в выборке считается однородной при значении коэффициента вариации не более 0,3.
В случае, когда применение прямого метода невозможно, применяется косвенный метод. Определение остаточной стоимости сОСТ не разукомплектованного транспортного средства в работоспособном состоянии, на котором не производилась замена агрегатов и переоборудование, а также отсутствуют неисправности и эксплуатационные дефекты, косвенным методом проводится по формуле:
Иф л
100 J
сбаз
Сост
(5)
где
Со - значение стоимости нового транспортного средства базовой комплектации на дату оценки в месте оценки, руб.
Оценка стоимости нового транспортного средства базовой комплектации Со может проводиться прямыми и косвенными методами.
В качестве прямого метода при оценке стоимости нового транспортного средства базовой комплектации Со используется рыночный метод, который основывается на определении статистическим выборочным методом рыночной стоимости нового транспортного средства данной марки на первичном рынке транспортных средств на дату оценки в месте оценки. В качестве исходной информации при определении рыночной стоимости могут быть использованы данные торгующих организаций (автомагазинов, дилеров, автосалонов, автоцентров и т.д.), осуществляющих продажу транспортных средств в соответствии с требованиями документа [16], периодических и справочных изданий, органов государственной статистики и т.д.

Расчет стоимости Со и оценка однородности выборки проводятся соответственно по формулам (3) и (4) аналогично расчету С^СГ.
Определение стоимости нового транспортного средства базовой комплектации Со косвенными методами проводится в следующих случаях:
а) транспортное средство на дату оценки выпускается, но данные о его рыночной стоимости на первичном рынке отсутствуют;
б) транспортное средство на дату оценки снято с производства;
в) дата оценки остаточной стоимости транспортного средства не совпадает с датой проведения оценки (составления отчета об оценке).
В случае а) оценка стоимости нового транспортного средства баС
зовой комплектации о осуществляется косвенным методом "стоимость/мощность", в соответствии с которым расчет стоимости проводится по формуле:
Со = С1
(6)
(X ^
л о IX1J где
Ci - известная стоимость нового транспортного средства, которое является аналогом оцениваемого транспортного средства, на дату оценки в месте оценки, руб.;
Хо, Xi - значения функциональной или конструктивнотехнической характеристики X, зависящей от вида транспортного средства, соответственно оцениваемого транспортного средства и аналога оцениваемого транспортного средства;
Y - показатель степени, значение которого зависит от вида транспортного средства.
В таблице 3 приведены значения и характеристики параметров формулы (5) для расчета стоимости различных видов транспортных средств косвенным методом, а также примеры расчета по указанной формуле.

Таблица 3.
Вид транспортного средства Значение Y Наименование и диапазон изменения
характеристики Х
1 2 3 4
1 Легковые автомобили отечественного производства 0,70 Х - мощность двигателя,
л.с.
21 л.с. Х 105 л.с.
2 Грузовые бортовые автомобили отечественного производства 0,66 Х - грузоподъемность, т 0,3 т Х 15 т
3 Тягачи отечественного производства 0,87 Х - нагрузка на седло, т 5,8 т Х 17 т
4 Самосвалы отечественного производства 1,50 Х - грузоподъемность, т 1,2 т Х 55 т
5 Специализированные автомобили отечественного производства 0,43 Х - грузоподъемность, т 0,45 т Х 10 т
6 Специальные автомобили отечественного производства 0,62 Х - грузоподъемность, т 7,5 т Х 38 т
7 Прицепы отечественного производства 1,40 Х - грузоподъемность, т 0,2 т Х 70 т
8 Автобусы отечественного производства 0,95 Х - общее число мест
7 мест Х 220 мест
9 Легковые автомобили европейского производства 1,43 Х - рабочий объем двигателя, куб.см.
934 куб.см Х 6750 куб.см.
10 Легковые автомобили азиатского производства (рынок России) 0,93 Х - рабочий объем двигателя,
756 куб.см. Х 4600 куб.см.
11 Легковые автомобили североамериканского производства (рынок России) 1,05 Х - мощность двигателя,
л.с.
44 л.с. Х 455 л.с.
12 Грузовые автомобили европейского производства (рынок России) 0,63 Х - грузоподъемность, т 0,25 т Х 17,7 т

1 2 3 4
13 Грузовые автомобили американского производства (рынок России) 0,88 Х - грузоподъемность, 0,25 т Х 17,7 т
14 Прочие грузовые автомобили зарубежного производства (рынок России) 0,52 Х - грузоподъемность, т 0,25 т Х 17,7 т
13 Грузовые автомобили американского производства (рынок России) 0,88 Х - грузоподъемность, 0,25 т Х 17,7 т
14 Прочие грузовые автомобили зарубежного производства (рынок России) 0,52 Х - грузоподъемность, т 0,25 т Х 17,7 т
15 Автобусы европейского производства (рынок России) 0,40 Х - общее число мест
9 мест Х 120 мест
16 Автобусы американского производства (рынок России) 0,67 Х - общее число мест
9 мест Х 50 мест
17 Автобусы азиатского производства (рынок России) 1,08 Х - общее число мест
9 мест Х 45 мест
18 Прочие автобусы зарубежного производства (рынок России) 0,60 Х - общее число мест
9 мест Х 120 мест



Содержание раздела