d9e5a92d

Роль и место ИПБ России в деле реформирования бухгалтерского учета

учебные заведения, готовящие специалистов в области финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита;
учебно-методические центры по подготовке профессиональных бухгалтеров (далее УМЦ);
учредители ИПБ России.
Статус ассоциативного члена ИПБ России получают юридические лица, основная деятельность которых не связана с экономикой и финансами и которые выражают поддержку целям данной организации и (или) ее конкретным акциям.
Статус почетного члена ИПБ России присваивается членам ИПБ России, внесшим значительный вклад в достижение целей и решения задач ИПБ России. Решение о присвоении статуса почетного члена принимается президентским советом ИПБ России.
В целях объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов 17 ноября 1998 г. президентским советом ИПБ России было принято решение о приеме в члены Института аудиторов, имеющих квалификационный аттестат аудитора, по их заявлениям. Аудиторы, ставшие членами Института, получают одинаковые права с членами ИПБ, имеющими аттестат профессионального бухгалтера, включая право подписи бухгалтерской отчетности.
Однако членство в ИПБ России не дает право аудитору получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера без дополнительного обучения. Для его получения аудитору необходимо пройти обучение по продвинутому курсу и сдать квалификационный экзамен на аттестат профессионального бухгалтера.
Аудиторы, как члены ИПБ России, могут принимать участие в работе комитетов, экспертных советов, рабочих групп, созданных при ИПБ.
Членство в ИПБ России не накладывает на его членов никаких ограничений в их основной и любой другой деятельности.
Юридические лица осуществляют членство в ИПБ России через своих полномочных представителей.
Члены ИПБ имеют право:

  1. участвовать в управлении делами ИПБ и его структурных подразделений;
  2. вносить предложения по совершенствованию законодательства и
    нормативной базы в области бухгалтерского учета, аудита, налогообложения и других вопросов, связанных с деятельностью ИПБ;
  3. участвовать в разработке документов, определяющих основные
    направления деятельности ИПБ;
  4. участвовать на льготных условиях в мероприятиях, проводимых
    ИПБ, в частности, в конкурсах, семинарах, конференциях, симпозиумах,
    съездах и т.д.;

непосредственно обращаться в ИПБ за содействием и помощью в
целях защиты профессиональных интересов;

  1. пользоваться консультационными, информационными и иными
    услугами ИПБ на льготной основе;
  2. вносить замечания и предложения по улучшению работы ИПБ и
    его органов;

пользоваться всесторонней поддержкой ИПБ при рассмотрении
вопросов, затрагивающих интересы членов ИПБ в органах государственной власти и управления;
получать информацию о деятельности ИПБ;

  1. использовать символику ИПБ на условиях и в порядке, определяемом президентским советом ИПБ и в соответствии с действующим законодательством;
  2. пользоваться в первоочередном порядке организационно-методической помощью в подготовке и переподготовке кадров профессиональных
    бухгалтеров;
  3. публиковать в изданиях ИПБ работы, выполненные по поручению
    ИПБ или получившие одобрение президентского совета;
  4. обращаться за содействием и получать рекомендации ИПБ для
    трудоустройства и т.д.

Члены ИПБ добровольно принимают на себя обязанности:

  1. соблюдать положения устава ИПБ, кодекса этики профессионального бухгалтера;
  2. надлежаще исполнять принятые на себя обязательства по отношению к ИПБ;
  3. всемерно способствовать решению задач, стоящих перед ИПБ;
  4. выполнять решения руководящих органов;
  5. активно участвовать в работе ИПБ по развитию и совершенствованию бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;
  6. ежегодно повышать профессиональную квалификацию;
  7. своевременно уплачивать членские взносы;
  8. соблюдать интересы ИПБ;
  9. не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности
    ИПБ;
  10. если член ИПБ в силу своего статуса, используя права Членов ИПБ,
    нанес моральный или материальный ущерб организации, он обязан возместить причиненные убытки в полном объеме, в установленном Законом порядке.

Роль и место ИПБ России в деле реформирования бухгалтерского учета

Формирование в Российской Федерации Института профессиональных бухгалтеров явилось следствием осуществления реформы бухгалтерского учета в стране. С момента своего образования ИПБ активно включился в процесс реформирования учета, так как одно из основных целей его создания является разработка новой методологии и методики учета в стране.

Являясь добровольным союзом квалифицированных (аттестованных) профессиональных бухгалтеров ИПБ России призван не только защищать интересы своих членов, но и определять новые формы и методы организации учета.
Учитывая уставные цели деятельности ИПБ России, его президент был введен в состав Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности (МВК), образованной Правительством РФ в 1998 г. Основной задачей МВК является разработка и контроль выполнения Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.


Наряду с разработкой правил бухгалтерского учета, соответствующих международным стандартам финансовой отчетности, в указанной Программе также предусмотрено создание новой, отвечающей современным реалиям, системы регулирования бухгалтерского учета в стране, а также организация системы переподготовки бухгалтерского персонала в соответствии с разработанными правилами бухгалтерского учета.
Для решения конкретных задач, в частности для рассмотрения и определения степени готовности правил (стандартов) бухгалтерского учета, при МВК создана рабочая группа, которая состоит из представителей департаментов министерств и ведомств, пользователей финансовой отчетности и ведущих специалистов страны.
Таким образом, интересы всех пользователей финансовой отчетности учитываются еще на стадии разработки правил (стандартов) бухгалтерского учета.
С первых дней создания ИПБ России активно включился в разработку нормативных документов бухгалтерского учета, а также нового закона о бухгалтерском учете. Для разработки проектов этих документов в основном из действительных членов ИПБ России на конкурсной основе отбираются лучшие специалисты по методологии бухгалтерского учета.
Сначала проекты нормативных документов проходят обсуждение в экспертных советах ИПБ России, создаваемых специально для рассмотрения каждого нормативного документа.
Затем большинство из разработанных документов проходят экспертизу в рабочей комиссии МВК по реформированию бухгалтерского учета и только после всех этих процедур поступают в Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России для дальнейшей работы с ними.
Можно сказать, что уже сейчас в стране сложилась новая система разработки нормативных документов бухгалтерского учета, которая органично сочетает работу общественной организации в лице ИПБ России и государства в лице Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России.
Аналогично строится работа и по созданию ряда отраслевых нормативных документов. Например, для Федеральной дорожной службы подготовлены методические рекомендации по отраслевым особенностям ведения хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях дорожной сферы.
В настоящее время Минфин России рассматривает возможность не только привлечения специалистов ИПБ к участию в разработке отдельных документов в области бухгалтерского учета и аудита, но и постепенную передачу ИПБ России ряда функций регулирования учета в стране.
Так, 26.03.01 Минфин РФ направил Правительству предложения о мерах по реализации в 2001 2005 г. Программы реформирования бухгалтерского учета. В них содержится ряд мероприятий, возложенных на ИПБ России, например:

  1. разработка и утверждение отраслевых инструкций по учету доходов и расходов (совместно с МФ РФ) в период 2001 2004 гг.;
  2. разработка квалификационных требований к специалистам организаций, применяющих МСФО при подготовке сквозной отчетности (совместно с МФ РФ, ФКЦБ России и Банком России) до 01.01.03 г.;
  3. обеспечить окончание аттестации главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит (совместно с МФ РФ и Банком
    России) до 01.01.05;
  4. осуществление контроля за соблюдением норм профессионала
    ной этики.

Следует подчеркнуть тот факт, что именно ИПБ России, в соответствии с вышеназванным документом, Правительством РФ поручено завершить процесс аттестации главных бухгалтеров организаций, попадающих под обязательный аудит. Это является признанием со стороны Правительства РФ и Минфина РФ заслуг ИПБ в подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров.
Можно отметить, что в настоящее время ИПБ России играет главенствующую роль в этом процессе. Институтом профессиональных бухгалтеров:
создана и постоянно обновляется программа обучения главных
бухгалтеров;
разработана и активно действует система аттестации главных бухгалтеров на получение аттестата на звание Профессиональный бухгалтер, позволяющего ему вступить в действительные члены ИПБ России и
ТИПЕ;
вовлечены в процесс обучения бухгалтеров практически все ведущие экономические ВУЗы страны;
создана система постоянного ежегодного повышения квалификации действительных членов ИПБ России и ТИПЕ для продления ими аттестата профессионального бухгалтера.
Одной из важнейших задач функционирования ИПБ является создание системы информационного обеспечения деятельности бухгалтеров.
Под системой информационного обеспечения бухгалтеров понимается информирование их о тех нормативных документах, которые в той или иной мере влияют на ведение бухгалтерского учета. Это не только нормативные документы бухгалтерского учета (стандарты, инструкции и т.п.), но и документы, регулирующие налоговые, таможенные, валютные и многие другие вопросы.

Сюда также входит толкование (разъяснение) тех проблем, которые могут возникать на предприятии.
Сейчас нишу по информированию предприятий о нормативных документах заняли различные экономические издания: газеты Российская газета, Финансовая газета, Экономика и жизнь и др.; журналы Бухгалтерский учет, Аудиторские ведомости и множество других. Большую роль в доведении информации до предприятий играют справочно-информационные системы Гарант, Консультант Плюс и т.п.
Единая же система толкования документов (ответы на многочисленные вопросы, возникающие на предприятии), а также контроль за их правильным исполнением вообще отсутствуют. ИПБ России вместе с территориальными институтами профессиональных бухгалтеров начал создание такой системы.

Основой этой системы являются экспертные советы, в которые включаются специалисты члены ИПБ России или ТИПЕ, владеющие теми или иными вопросами, а также чиновники, от которых зависит решение поставленных вопросов (финансовые, налоговые органы).
Основная задача таких экспертных советов прийти к консенсусу и найти решение проблемы, не доводя ее до арбитражного процесса. Практика решения вопросов с помощью таких экспертных советов показывает ее эффективность, особенно при решении сложных и конфликтных ситуаций.
Создана и развивается система ответов на вопросы, которые законодательно проработаны. Здесь основная задача со стоит в том, чтобы достичь признания ответов, предоставляемых от имени ИПБ России, органами власти.

Такое признание вполне возможно, но это потребует как значительных усилий самого сообщества бухгалтеров, объединенных в ИПБ России, и территориальные институты профессиональных бухгалтеров, так и решения государственных органов о передаче части своих полномочий общественной организации.
На ближайшую перспективу ИПБ России в области информационно-технического обеспечения планирует:

  1. создание и внедрение систем оперативного размножения информации для членов ИПБ;
  2. развитие информационных связей и создание единой корпоративной сети;
  3. создание технической площадки ISP (Интернет-сервис провайдер),
    основной целью которой является предоставление членам ИПБ России бес
    платного доступа к информационным ресурсам и др.

Основные направления работы ИПБ России на ближайший период приведены в Приложении X.
Таким образом, роль ИПБ России в реформировании учета в стране нельзя недооценивать. За пять лет своего существования Институт не только пополнил ряды своих членов (более 130 тыс. человек), но и превратился в мощную профессиональную организацию, претендующую на активное участие в регулировании бухгалтерского учета в стране.

Профессиональные организации аудиторов

Существует целый ряд национальных профессиональных организаций аудиторов. Рассмотрим основные из них.
Национальная Федерация консультантов и аудиторов
В марте 2000 г. на конференции российских аудиторов, посвященной обсуждению принятого в первом чтении Проекта ФЗ Об аудиторской деятельности было принято решение о создании Национальной федерации консультантов и аудиторов в форме некоммерческого партнерства для решения следующих целей:

  1. консолидация усилий аудиторов по вопросам создания правовой
    базы регулирования аудиторской деятельности в России путем ведения конструктивного диалога с органами государственного управления по поводу
    содержательной части проекта рассматриваемого закона, содержащего от
    дельные положения, противоречащие Конституции, действующему российскому законодательству и мировой практике регулирования аудита;
  2. внедрение международных стандартов аудита в профессиональную деятельность;

создание методологических основ систем внутреннего контроля
качества;
представление и защита интересов членов Федерации при осуществлении ими профессиональной деятельности;
организация взаимодействия и поддержки деятельности профессиональных объединений консультантов и аудиторов.
Предметом деятельности Федерации являются:
проведение конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий для обмена мнениями по актуальным вопросам развития аудиторско-консультационной деятельности;

  1. участие в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих
    аудиторскую и консультационную деятельность;
  2. организация взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, касающимся
    профессиональной деятельности Федерации;
  3. содействие внедрению в организациях членах Федерации профессиональных стандартов, включая нормы профессиональной этики;
  4. взаимодействие с организациями, представляющими деловое сообщество, нацеленное на развитие рыночных отношений;
  5. содействие развитию международного профессионального сотрудничества, установлению деловых связей в области аудита и консультирования, обмену профессиональной информацией;

участие в разработке и осуществлении проектов, направленных на
достижение целей Федерации;

  1. осуществление благотворительной деятельности в соответствии с
    действующим законодательством;
  2. осуществление иных мероприятий, если они направлены на реализацию целей Федерации.

Членами Федерации могут быть юридические лица, осуществляющие в качестве одного из видов деятельности аудиторскую и (или) консультационную деятельность, признающие устав Федерации, принятые в члены Федерации в порядке, определенном в уставе и подчиняющиеся правилам Устава.
На данный момент численность федерации составляет 350 аудиторских и консультационных компаний из 60 регионов России.
Основной источник финансирования деятельности НФКА составляют членские взносы, что является одним из важных критериев оценки деятельности профессионального объединения.
В соответствии со ст. 6.2 Устава высшим органом управления НФКА является общее собрание членов Федерации, собираемое не реже одного раза в год. Для участия в общем собрании каждая организация - член Федерации направляет своего полномочного представителя.

Существует также Совет НФКА, в который входят избранные общим собранием управляющие территориальными округами, Председатели профессиональных Комитетов, Заместители Председателя Совета, Председатель Совета.
Главные направления Деятельности НФКА были определены общими собраниями НФКА 21.04.2000 и 07.06.01:
Работа над проектом ФЗ Об аудиторской деятельности (была организована созданной совместной Рабочей Группе НФКА и РКА);
Организация работы профессиональных комитетов по выбранным направлениям. Единство целей и задач НФКА и РКА обусловило создание объединенных комитетов по налогам; профессиональной этике, спорам и апелляциям, по профессиональным стандартам и образованию.
Объединенный комитет по методологии бухгалтерского учета.
Объединенный комитет НФКА и РКА по налогам.
Комитет по правовым вопросам.
Объединенный комитет НФКА и РКА по профессиональной этике, спорам и апелляциям.
Объединенный комитет НФКА и РКА по аудиторским стандартам профессиональной деятельности.
Объединенный комитет по профессиональному образованию.
Комитет по международным связям.
Комитет по банковскому аудиту.
Комитет по страховому аудиту.
Комитет по управленческому консультированию.
Деятельность НФКА организуется в рамках указанных комитетов. Деятельность комитетов организуют назначенные Советом Председатели Комитетов.

Учитывая масштабы территории России, различную плотность представительства аудиторов, а также возможную региональную специфику аудиторских и консультационных фирм, организованы соответствующие направления деятельности в комиссиях территориальных округов.
Создание организационной структуры НФКА в регионах.
В соответствии с п. 6.23 Устава Федерации организует свою деятельность в семи территориальных округах России, в соответствии с административным территориальным делением Российской Федерации, введенным Президентом России В.В.Путиным.
Организация сотрудничества НФКА: в истекшем периоде сотрудничество с Российской коллегией аудиторов от 31.08.2000 и с международной региональной федерацией бухгалтеров и аудиторов Евразия.
Российская коллегия аудиторов (РКА)
Общественная организация Российская коллегия аудиторов (РКА) является общественной, профессиональной, добровольной организацией граждан, занимающихся аудиторской и (или) иной, связанной с ней деятельностью, регулярно подтверждающих свою квалификацию и придерживающихся в своей практике признанных аудиторских стандартов.
Коллегия призвана содействовать развитию и совершенствованию аудита в Российской Федерации, укреплению международных связей российских аудиторов, повышению престижа и социального статуса аудиторской профессии. РКА была создана в июне 1992 г., как некоммерческая организация.

Сейчас в ее составе более 900 аттестованных аудиторов из 54 регионов России.
Основными целями и задачами Коллегии являются:

  1. защита и представление законных интересов членов Коллегии в государственных и общественных организациях, содействие в профессиональной подготовке и оказание всесторонней поддержки членами Коллегии;
  2. содействие разработке основных принципов организации аудита на территории Российской Федерации, рекомендаций по совершенствованию форм и методов аудиторской деятельности;

координация деятельности членов Коллегии.
В соответствии со своими целями и задачами Коллегии осуществляет следующие виды деятельности:

  1. организует и осуществляет изучение, обобщение и распространение опыта аудиторской деятельности; содействует распространению знаний членов Коллегии;
  2. содействует организации научно-исследовательских работ, привлекая к участию в них специалистов в области аудита;
  3. создает различные комиссии и группы из числа Коллегии для разработки отдельных вопросов аудиторской деятельности;
  4. осуществляет информационно-издательскую и методическую деятельность, принимает участие в создании учебно-методических пособий
    по вопросам аудита;
  5. участвует в осуществлении профессиональной подготовки и переподготовки аудиторов в Российской Федерации на основе обязательных
    квалификационных требований и программ обучения;
  6. осуществляет консультирование членов Коллегии по вопросам повышения уровня исполнения профессиональных обязанностей;
  7. осуществляет консультирование по вопросам страхования профессиональных рисков аудиторов - членов Коллегии;
  8. участвует в создании системы правового регулирования аудиторской деятельности на территории Российской Федерации;
  9. организует стажировки в отечественных и зарубежных фирмах;
  10. создает и ведет банк деловой информации по предмету деятельности Коллегии;
  11. разрабатывает аудиторские стандарты на базе международных аудиторских стандартов, организует работу по их актуализации и применению
    членами Коллегии;
  12. организует проведение конференций и семинаров по проблемам
    аудита и аудиторской деятельности;
  13. устанавливает и развивает связи с зарубежными аудиторскими фирмами, участвует в работе международных организаций;
  14. содействует внедрению новой информационной техники в аудиторскую практику;
  15. разрабатывает и утверждает нормы профессиональной этики аудиторов - членов Коллегии;
  16. осуществляет контроль за соблюдением кодекса профессиональной этики аудиторами - членами Коллегии и клиентами, если для этого не
    установлен иной порядок;
  17. в порядке, определяемом законодательством, осуществляет предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и задач
    Коллегии, создает в этих целях коммерческие организации, обладающие
    правами юридического лица, а также приобретает имущество для осуществления подобной предпринимательской деятельности.

Российская коллегия аудиторов имеет собственные стандарты профессиональной деятельности, разработанные в соответствии с международными стандартами аудита и прошедшими экспертную оценку в Институте аудиторов Германии. Стандарты аудита РКА рекомендованы Рабочей группой по аудиту СНГ в своих странах.

Изданы отдельной книгой в июне 2000г.
Существует также кодекс этики, принятый на двенадцатом заседании Совета РКА 26.07.96.
Российская коллегия аудиторов принимает участие в органах государственного регулирования аудиторской деятельности - ЦАЛАК Центробанка РФ, Консультативный Совет при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, и т. д.
Участие в Международной региональной федерации бухгалтеров и аудиторов Евразия (СНГ) и существующие позиции:

  1. членство в Совете;
  2. руководство Комитетом по вопросам членства и профессиональных этики;

руководство Комитетом по стандартам аудита.
Члены Российской коллегии аудиторов: физические лица - аттестованные аудиторы, общественные объединения финансовых лиц. Членами Коллегии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, занимающиеся аудиторской деятельностью, разделяющие цели и задачи Коллегии, способствующие становлению, развитию и совершенствованию института аудита в Российской Федерации, признающие Устав Коллегии, активно участвующие в деятельности Коллегии и уплачивающие членские взносы.

Решение о приеме в члены Коллегии принимается Советом Коллегии на его заседании на основании личного заявления вступающего.
Съезд является высшим руководящим органом Коллегии. Съезд созывается не реже одного раза в три года. Члены Коллегии письменно извещаются о созыве Съезда и необходимости выдвижения делегатов не позднее, чем за один месяц до дня его проведения.

Для общего руководства деятельностью Коллегии, а также наблюдения и контроля за работой.
Исполнительной дирекцией в период между Съездами избирается Совет. Совет избирается из числа членов Коллегии. Совет избирается Съездом сроком на три года.

Из числа членов Совета избираются председатель, заместители председателя и президент Коллегии.
Исполнительная дирекция является исполнительным и распорядительным органом Коллегии, осуществляющим всю оперативную деятельность, включая организационную, договорно-правовую и рекламную, направленную на выполнение главных задач Коллегии, решений съездов Совета.
Контрольным органом Коллегии является ревизионная комиссия.
РКА является членом Европейской федерации бухгалтеров и аудиторов с июня 1999 г. и ассоциированным членом в Международной Федерации бухгалтеров с июня 2000 г.
Институт профессиональных аудиторов
Институт является саморегулируемой организацией и учрежден для содействия в осуществлении профессиональной деятельности членов Института, а также достижения следующих основных целей Института:



Содержание раздела