d9e5a92d

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

Отдельные вопросы методического руководства бухгалтерским учетом целесообразно делегировать общественным организациям бухгалтеров, например, Институту профессиональных бухгалтеров, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ и др. К этим вопросам методического руководства можно отнести: разработку методологии бухгалтерского учета; внедрение в практику новых норм и методов организации учета и т.п.
В соответствии с Федеральным законом О бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Методологическим же центром по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ, который разрабатывает и изучает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми организациями.
Органы, которым федеральными законами представлено право регулирования бухгалтерского учета (Центральный банк РФ, федеральные службы по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства), руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие общие принципы, правила и способы ведения организациями учета
хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской от
четности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам
бухгалтерского учета.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаимодействует с заинтересованными ведомствами через Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Методологический совет разрабатывает концепции бухгалтерского учета и отчетности, проекты положений (стандартов) и других документов нормативного регулирования бухгалтерского учета.
В регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы действует экспертный совет, который разрабатывает проекты законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и проводит экспертизы законопроектов, содействие их реализации и др.
В работе вышеназванных Экспертного и Методологического советов большую помощь призваны оказать общественные организации и, прежде всего, ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества, Институт профессиональных бухгалтеров России и Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и.аудиту в РФ. Эти организации оказывают большое содействие в разработке программ и мероприятий по подготовке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров, а также в разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики и др.
Бухгалтерское дело, являясь по сути составной частью системы бухгалтерского учета, обеспечивает организационные и технические аспекты сбора, обработки и формирования в учете информации для внешних и внутренних пользователей.
В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем - информация), полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что бухгалтерский учет формирует информацию, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.
Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в процессе организации бухгалтерского дела, считаются юридические и физические лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию. Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.


Поскольку интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Поэтому информация для внешних пользователей удовлетворяет лишь потребности, являющиеся общими для всех пользователей.
В частности, решения, принимаемые всеми заинтересованными пользователями, требуют оценки способности организации воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, а также времени и определенности их поступления. В результате проведения такой оценки возможно установить способность организации обеспечить причитающиеся и предстоящие выплаты инвесторам, работникам, заимодавцам, поставщикам и подрядчикам, государству.
В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству организации для принятия управленческих решений. Руководство организации заинтересовано в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной дополнительной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля.
Бухгалтерское дело обеспечивает возможность практического сбора и представления документально обоснованной информации в системе бухгалтерского учета.
При этом следует иметь в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.
Для реализации поставленных задач при организации бухгалтерского дела предполагается, что:
имущество и обязательства организации учитываются обособленно от имущества и обязательств собственников этой 'организации и других организаций (допущение имущественной обособленности организации);

  1. организация будет продолжать свою деятельность в обозримом
    будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации
    или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства
    будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности
    деятельности организации);
  2. выбранная организацией учетная политика применяется последовательно - от одного отчетного года к другому, в рамках одной организации (допущение последовательности применения учетной политики);
  3. факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому
    отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с
    этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйствен
    ной деятельности).

При формировании информации интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов задача бухгалтерского дела ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе которых возможно сформировать показатели, необходимые для налогообложения.
Формирование информации, удовлетворяющей потребности заинтересованных пользователей, обеспечивает руководство организации, которое несет и ответственность за достоверность информации и ее представление заинтересованным пользователям.
Таким образом, эффективная и рациональная организация бухгалтерской деятельности на предприятии является необходимым условием функционирования всей системы бухгалтерского учета, от которой зависит возможность получения и представления заинтересованным пользователям всей необходимой информации.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России)

В апреле 1997 г. в Российской Федерации было создано некоммерческое партнерство Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России), учредителями которого являются ведущие высшие учебные, научные и общественные организации. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ.
ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента.
В соответствии с Уставом ИПБ России является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на правах собственности, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета, в том числе и валютный, в учреждениях банков, эмблему, печать, штампы, бланки со своим наименованием на русском и английском языках.
ИПБ России имеет право от своего имени заключать договоры и контракты, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде, третейском суде и осуществлять другие действия, не противоречащие действующему законодательству.
Институт осуществляет, согласно действующему законодательству, владение, пользование и распоряжение своим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Имущество ИПБ составляют материальные и финансовые ресурсы и нематериальные активы, находящиеся на его балансе и являющиеся собственностью ИПБ.
Источником формирования имущества ИПБ в денежных и иных формах являются:
вступительные и членские взносы, целевые поступления, едино
временные взносы;
доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;

  1. выручка от реализации работ, услуг, товаров;
  2. дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам, принадлежащим ИПБ;
  3. доходы, получаемые от собственности ИПБ;

добровольные денежные и имущественные взносы и пожертвования;
доходы от мероприятий, проводимых ИПБ;
иные поступления, не запрещенные действующим законодательством.
Доходы от всех видов деятельности ИПБ могут быть использованы исключительно на реализацию его уставных целей и задач, распределению между его членами не подлежат.
ИПБ самостоятельно определяет порядок использования своих доходов, в соответствии с действующим законодательством и Уставом.
Убытки, причиненные ИПБ России в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются по решению суда или арбитражного суда.
Имущество ИПБ может быть изъято только по вступившему в законную силу решению суда или арбитражного суда.
ИПБ России отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое, в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание. Институт не отвечает по обязательствам государства и своих членов, равно как государство и члены ИПБ не отвечают по обязательствам ИПБ.
ИПБ создает филиалы и открывает представительства. Филиалы и представительства входят в единую структуру Института.
Филиалы ИПБ являются его обособленными подразделениями, расположенными вне места его нахождения и осуществляющими все его функции или часть их, в том числе функции представительства.
Представительства ИПБ являются обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения Института, представляющими интересы ИПБ и осуществляющими защиту его интересов в месте своего нахождения.
Филиалы и представительства ИПБ не являются юридическими лицами, наделяются имуществом и действуют на основании Положения, утверждаемого Президентским Советом. Имущество филиалов и представительств учитывается на отдельном балансе и на балансе ИПБ.
Руководители филиалов и представительств назначаются компетентным органом управления ИПБ и действуют на основании доверенности.
Филиалы и представительства осуществляют деятельность от имени Института. Ответственность за деятельность своих филиалов и представительств несет ИПБ.
В структуру ИПБ входят постоянно действующие Комитеты, Комиссии, Советы, создаваемые целевым назначением в статусе структурных подразделений, в том числе обособленных. Структурные подразделения независимо от статуса, действуют на основании Положений, утверждаемых Президентским Советом.
Основными целями и задачами ИПБ России являются:
объединение в единую профессиональную организацию и координация деятельности квалифицированных специалистов в области бухгалтерского учета, аудита, финансового менеджмента, а также юридических лиц, специализирующихся в области распространения информации
финансово-экономического профиля, оказания услуг в области бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, финансового менеджмента,
и повышения квалификации работников бухгалтерского, финансово-экономического профиля;
организация и проведение аттестации специалистов в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента в целях повышения их профессионального статуса и значимости на профессиональном рынке труда и услуг;

  1. разработка методологии и методики бухгалтерского учета и аудита;
  2. создание системы оперативного информирования Членов ИПБ об
    изменениях и новшествах в области регулирования бухгалтерского учета,
    экономического анализа и аудита;
  3. совершенствование профессиональной деятельности персонала организаций, связанного с бухгалтерским учетом, финансовым менеджментом, аудитом и т.п., формирование положительного общественного мнения о добросовестно работающих специалистах в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента, аудита и т.п., защита их интересов в законодательных и исполнительных органах власти, а также социальная защита;
  4. внедрение в практику новых форм и методов организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с
    международными стандартами финансовой отчетности;
  5. формирование у специалистов экономического мышления, соответствующего рыночным отношениям;
  6. представление и защита прав и законных интересов членов ИПБ,
    оказание им помощи в защите их профессиональных интересов.

В своей работе ИПБ России учитывает интересы как территорий Российской Федерации, так и отдельных отраслей народного хозяйства. Отраслевое направление работы Института призвано восстановить регулирование бухгалтерского учета в организациях страны П9 вертикали по отраслевому признаку. Основными задачами в этой связи являются:

  1. разработка нормативных актов бухгалтерского учета, учитывающих отраслевую специфику;
  2. организация обучения бухгалтеров и аудиторов отраслевым особенностям бухгалтерского учета;

организация толкования отраслевых нормативных документов.
Органами управления ИПБ являются:

  1. Общее Собрание членов ИПБ;
  2. Президентский Совет ИПБ;

Дирекция ИПБ.
Высшим органом Управления ИПБ является Общее Собрание Членов ИПБ в дальнейшем Собрание. Собрание собирается не реже одного раза в 3 года.
Из числа своих членов, сроком на три года оно выбирает Председателя Собрания (Президента ИПБ). Президент может быть избран только на один срок.
Исключительной компетенцией Собрания являются:
внесение изменений и дополнений в Устав ИПБ;

  1. утверждение процедуры собрания;
  2. определение приоритетных направлений деятельности ИПБ
    принципов формирования и использования его имущества;

- выборы президента ИПБ и вице-президентов ИПБ;

  1. образование дирекции ИПБ;
  2. утверждение отчетов о результатах деятельности Президентского
    Совета ИПБ, заключений аудитора;
  3. реорганизация и ликвидация ИПБ;
  4. принятие окончательного решения о прекращении членства в ИПБ;
  5. определение процедуры избрания и утверждение количественно
    го и персонального состава президентского совета.

Решения принимаются большинством голосов членов, присутствующих на Собрании, а по вопросам, относящимся к исключительной компетенции Собрания 2/3 голосов членов, присутствующих на Собрании. Решение о преобразовании или ликвидации ИПБ принимается единогласно.
В промежутках между собраниями высшим распорядительным органом ИПБ является президентский совет. Он избирается собранием из числа действительных членов ИПБ сроком на три года. Члены совета могут быть переизбраны неограниченное число раз.

Количественный и персональный состав президентского совета определяется общим собранием членов ИПБ.
Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Процедура проведения заседаний Совета принимается на заседании совета простым большинством голосов от общего числа членов Совета.
К компетенции президентского совета относится:

  1. утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
  2. утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  3. создание филиалов и открытие представительств и назначения их
    руководства;
  4. разработка и представление на утверждение Собрания стратегических программ и направлений деятельности ИПБ;
  5. принятие решения о размерах вступительных и членских взносов,
    сроков и порядка их внесения;

утверждение Положения о членстве в Институте профессиональных бухгалтеров России, Положения о повышении квалификации профессиональных бухгалтеров.
Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью ИПБ осуществляется аудитором, назначаемым по решению президентского совета ИПБ.
Годовой отчет и баланс ИПБ утверждается собранием только при наличии заключения аудитора.
Для регулирования бухгалтерского учета по отраслевому признаку в Институте организуются экспертные советы по бухгалтерскому учету. В настоящее время созданы следующие экспертные советы:
по методологии бухгалтерского учета предприятий и организаций
черной металлургии;
по методологии бухгалтерского учета некоммерческих организаций;
по методологии бухгалтерского учета страховых организаций;

  1. по методологии бухгалтерского учета бюджетных организаций;
  2. по методологии бухгалтерского учета на предприятиях строительного комплекса;

по оценке;
по методологии автоматизации бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа и др.
Сейчас проводится работа по организации экспертных советов для регулирования бухгалтерского учета и в других отраслях народного хозяйства.
Поскольку знание бухгалтерского учета является основой ряда профессий: бухгалтер, аудитор, ревизор, контролер, налоговый консультант, финансовый менеджер и т.д., в Институте профессиональных бухгалтеров образованы следующие комитеты:

  1. Комитет по бухгалтерскому учету;
  2. Комитет по налогообложению;
  3. Комитет по аудиту;
  4. Комитет по финансовому менеджменту;
  5. Совет по профессиональному образованию.

Структура ИПБ России представлена на 3.1.
Региональная система ИПБ России построена в соответствии с административно-территориальным делением России. В России на сегодняшний день 89 федеральных образований, из них 77 носят самостоятельный характер, а 11 входят в состав республик, краев и областей.
При участии ИПБ России на сегодняшний день создано 67 территориальных институтов профессиональных бухгалтеров (ТИПБ), что позволяет проводить большинство мероприятий непосредственно в местах проживания членов Института.
Основной задачей ТИПБ является консолидация усилий всех заинтересованных организаций территории по управлению бухгалтерским учетом в своих регионах. В настоящее время, в связи с тем, что ряд ТИПБ обслуживает громадные территории, начался процесс образования в них филиалов (представительств), которым ТИПБ делигирует часть своих полномочий.

Совет по профессиональному образованию Президентский совет ИПБ России
Комитет по вопросам членства и профессиональной этики Комитет по бухгалтерскому учету Комитет по налогообложению Комитет по аудиту Комитет по финансовому менеджменту
Экспортные советы по бухгалтерскому учету Экспортные советы по налогообложению Экспертные совету по аудиту Экспертные советы по финансовому менеджменту
Комиссия по аттестации и контролю Комиссия по апелляции Конфлик-тная комиссия
Рабочие группы

Структура института профессиональных бухгалтеров России

3.2. Членство в Институте профессиональных бухгалтеров России
Членами ИПБ являются физические и юридические лица, чья заинтересованность в совместном решении задач ИПБ России и достижении его Уставных целей оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями и документами, позволяющими учитывать количество членов ИПБ России.
В ИПБ России предусмотрены следующие виды членства:
ассоциированные Члены ИПБ России:
претендент,
преподаватель,
бухгалтер-экономист коммерческой организации;
действительные Члены ИПБ России;
корпоративные Члены ИПБ России;
ассоциативные Члены ИПБ России;
почетные Члены ИПБ России.
Статус ассоциированного члена ИПБ России претендента получают физические лица, желающие получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера в порядке и на условиях, определяемых Положением об аттестации ассоциированных членов ИПБ России -претендентов.
Статус ассоциированного члена ИПБ России преподавателя получают преподаватели, осуществляющие подготовку и повышение квалификации ассоциированных и действительных членов ИПБ России в порядке и на условиях, определяемых Положением об аттестации Ассоциированных Членов ИПБ России преподавателей.
Статус ассоциированного члена ИПБ России бухгалтера-экономиста коммерческой организации получают ассоциированные члены ИПБ России, не набравшие при сдаче экзаменов на квалификационный аттестат профессионального бухгалтера минимальное количество баллов и не получившие ни по одному из разделов экзаменационного билета неудовлетворительную оценку, в порядке и на условиях, определяемых Положением об аттестации ассоциированных членов ИПБ России бухгалтеров-экономистов коммерческих организаций.
Статус действительного члена ИПБ России получают физические лица, имеющие квалификационный аттестат профессионального бухгалтера; квалификационный аттестат аудитора;
аттестат преподавателя Института профессиональных бухгалтеров России;
диплом доктора экономических или юридических наук, аттестат профессора по профильным специальностям.
Статус действительного члена ИПБ России получают преподаватели, имеющие аттестат преподавателя ИПБ России или диплом доктора экономических или юридических наук (аттестат профессора по профильным специальностям), ведущие занятия по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров или по программам повышения квалификации профессиональных бухгалтеров по дисциплинам: бухгалтерский учет, финансовый (экономический) анализ, налогообложение, хозяйственное право, финансовый менеджмент и другим профильным дисциплинам.
Статус корпоративного члена ИПБ России получают юридические лица:
организации, фирмы, предприятия, ведущие специализированную деятельность в области финансов, бухгалтерского учета, анализа и аудита;
территориальные институты профессиональных бухгалтеров (далее -ТИПБ);



Содержание раздела