d9e5a92d

Международные бухгалтерские профессиональные организации

- осуществление саморегулирования и контроля профессиональной деятельности членов института;

  1. представление и защита прав и законных интересов членов Института;
  2. оказание членам Института информационной, методической, технической, правовой и иной помощи.

Институт действует на основе следующих принципов:

  1. добровольное участие в Институте и выход из Института его членов;
  2. равенство всех членов Института;
  3. принятие решений органами Института с учетом интересов всех
    членов Института;
  4. саморегулирование;
  5. внутренний контроль;
  6. осуществление членами Института профессиональной деятельности в соответствии с принятыми Институтом правилами (стандартами) и
    иными формами регулирования профессиональной деятельности членов
    Института;
  7. соблюдение членами Института установленных Институтом этических норм;
  8. создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности членов Института.

Предметом деятельности Института является:
разработка и принятие правил (стандартов) профессиональной деятельности, профессиональной этики членов Института, иных форм (норм)
регулирования профессиональной деятельности членов Института, контрольных процедур, осуществление контроля за их соблюдением;
применение мер воздействия к членам Института - нарушителям правил (стандартов) и иных норм регулирования профессиональной деятельности членов Института, а также к членам Института, отказавшимся или препятствовавшим осуществлению Институтом контрольных процедур в соответствии с внутренними документами Института;

  1. консолидация мнения и координация деятельности членов Института по вопросам организации профессиональной деятельности;
  2. представление позиции и защита интересов членов Института в
    законодательных и исполнительных органах власти;
  3. развитие рынка аудиторских, бухгалтерских и консультационных
    услуг в Российской Федерации;
  4. проведение мероприятий по связи с общественностью, направленных на повышение престижа бухгалтерской профессии и аудиторской
    деятельности как вида бизнеса;
  5. предоставление информации о членах института всем заинтересованным лицам, за исключением сведений, являющихся коммерческой тайной, в
    случаях и порядке, предусмотренном внутренними документами Института;
  6. установление контактов и делового партнерства в отношениях между
    членами Института, руководителями и специалистами входящих с Институт организаций;
  7. содействие развитию международного сотрудничества, установлению деловых связей с зарубежными аудиторами и бухгалтерами, их профессиональными объединениями;

- участие в разработке проектов законодательных и правовых актов, нормативных документов, касающихся вопросов аудиторской деятельности и бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Аудиторская палата России
Аудиторская палата России начала свою деятельность в 1995 г. и в период с 1995 по 2000 г. функционировала как ассоциация, в рядах которой в соответствии с действующим законодательством состояли только профессиональные аудиторские объединения и высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой, повышением квалификации и аттестацией аудиторов.
За это время Палата принимала участие в работе ЦАЛАК Минфина России, ЦАЛАК Банка России, консультационного совета при Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, способствовала становлению и развитию системы аттестации аудиторов и лицензирования аудиторов и аудиторских фирм, разработке правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Специалистами - членами палаты разработан и используется Кодекс профессиональной этики аудиторов.
Однако практика работы за последние три года показала, что реализация Палатой решений, принимаемых на общероссийских конференциях, сталкивается с серьезными трудностями по ряду причин, к важнейшим из которых относятся:

  1. невозможность в силу правового статуса ассоциации принимать в
    ряды ее членов аудиторские фирмы и аудиторов;
  2. отсутствие в регионах структурных подразделений Аудиторской
    палаты России;
  3. недостаточный уровень взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти и управления.

Поэтому в Москве было проведено общее собрание членов ассоциации Аудиторская палата России, которое приняло решение о ее ликвидации и признания профессионального объединения аудиторов в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства.
Аудиторская палата России в течение 2000 г. осуществляет деятельность в форме некоммерческого партнерства (НПАПР). С момента создания Палаты е численность возросла более чем на три четверти. Члены Палаты зарегистрированы в 54 субъектах Российской Федерации, оказывают аудиторские услуги предприятиям и организациям практически на всей территории России.



В составе Палаты - 19 региональных профессиональных аудиторских объединений (таких как Московская аудиторская палата, Аудиторская палата Санкт-Петербурга, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов Содружество, Кубанская палата аудиторов и др.), 14 крупных вузов занимающихся подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации аудиторов; аудиторские фирмы и аудиторы, работающие без образования юридического лица; консультационные и оценочные фирмы.
Выполняя требования устава НП АПР работает в направлении совершенствования своей инфраструктуры. Создаются ее региональные представительства, являющиеся обособленными структурными подразделениями Палаты.

Эти представительства могут выполнять следующие функции.

  1. Планирование и организация выполнения мероприятий, направленных на развитие в регионе независимого аудита, повышение его качества, нарост престижа аудиторской профессии.
  2. Представление интересов Палаты в региональных государственных, общественных и иных органах.
  3. Привлечение в ряды Палаты новых членов.
  4. Изучение, анализ обобщение и распространение положительного
    опыта работы аудиторов и аудиторских организаций.
  5. Оказание организационной консультативной помощи членам Пала
    ты в получении ими квалификационных аттестатов и лицензий, в повышении квалификации, расширении рынка выполняемых аудиторских услуг.
  6. Проведение в регионе семинаров и консультаций с привлечением
    руководителей и специалистов министерств, ведомств по актуальным
    вопросам аудиторской деятельности.
  7. Организация письменных разъяснений специалистов министерств,
    ведомств и соответствующих учреждений по запросам членов Палаты.
  8. Информирование аудиторов и аудиторских организаций о работе
    Палаты.
  9. Оказание аудиторам помощи в трудоустройстве.
  10. Выполнение других функций, не противоречащих уставу Палаты.

Большое внимание НП АПР уделяет работе с законодательными и исполнительными органами государственной власти. Например, для Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом по законодательству Аудиторской палаты России был проведен юридический анализ всех представленных поправок к проекту федерального закона Об аудиторской деятельности.

Юристы Палаты принимают активное участие в работе соответствующего Экспертного совета.
С Минимуществом России взаимодействие Палаты идет по двум направлениям. Первое связано с проведением среди аудиторских фирм открытых конкурсов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 г. 81 Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий. Второе - с тем, что Правительство Российской Федерации возложило на Минимущество России обязанности по лицензированию оценочной деятельности в Российской Федерации.

Доля этого вида работ в объемах реализуемых аудиторскими фирмами услуг весьма значительна.
НП АПР поддерживает тесные контакты с Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству. В настоящее время подготовлен проект соглашения между Палатой и ФСФО России, предметом которого является оказание этой службе помощи при изучении ею финансового состояния и устойчивости предприятий, в подготовке предложений по их финансовому оздоровлению и реструктуризации.
Исполнительные органы Палаты - Информационно-консультативный центр, а также профильные комитеты - оказывают своим членам организационную, консультативную и методическую помощь. Сейчас действует семь профильных комитетов: Комитет по законодательству; Комитет по стандартизации и методологии аудита и контролю за качеством работы аудиторов; Комитет по стандартизации и методологии бухгалтерского учета и отчетности; Комитет по стандартизации и методологии оценочной деятельности в аудите; Комитет по повышению квалификации, переподготовке, аттестации и лицензированию; Комитет по работе с представительствами и членами НП АПР в регионах и Комитет по профессиональной этике.
Свою работу профильные комитеты строят в соответствии с Основными направлениями деятельности Аудиторской палаты России на 2001 г., утвержденными Советом Палаты 21 декабря 2000 г.
Работа Комитета по законодательству ориентирована на выработку совместно с членами Палаты поправок и предложений к проекту федерального закона Об аудиторской деятельности, участие в обсуждении их на заседании Экспертного совета Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В результате совместных усилий проект федерального закона был подготовлен ко второму чтению в Госдуме Российской Федерации.
Комитет по стандартизации и методологии аудита и контролю за качеством работы аудиторов по просьбе Минимущества России сформировал и возглавил рабочую группу контроля за качеством аудиторских отчетов и аудиторских заключений по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности федеральных государственных унитарных предприятий. В настоящее время группа осуществляет оценку качества аудиторских заключений по отчетности этих предприятий за 1999 г.
Комитетом по стандартизации и методологии бухгалтерского учета и отчетности содействует своевременному обеспечению текстами свежих нормативных документов, выпущенных в этой сфере, членов Палаты.
Комитет по стандартизации и методологии рыночной деятельности в аудите разработал соответствующую 40-часовую программу по повышению квалификации аудиторов, которая передана для утверждения в ЦАЛАК Минфина России.
Комитет по повышению квалификации, переподготовке, аттестации и лицензированию проводит работу по организации Института повышения квалификации Аудиторской палаты России.
Комитет по работе с представительствами и членами НП АПР в регионах поддерживает с ними систематические контакты, организует своевременное обеспечение актуальной информацией, а также проведение консультаций. Комитетом разработано Типовое положение о региональном представительстве некоммерческого партнерства Аудиторская палата России.
Комитет по профессиональной этике представил на рассмотрение правления Палаты кодекс профессиональной этики аудиторов, рекомендованных для практического использования.
Учитывая неплохую основу для динамичного развития Палаты, правление сочло возможным наметить в качестве перспективы перечень целевых программ по развитию Палаты в 2002г., в который вошли, в частности, программы:
создания единой системы информационного обеспечения АПР, включающей консультационно-информационный центр;
развитие региональной структуры АПР, в том числе формирование региональных представительств Палаты и новых региональных профессиональных объединений аудиторов;
повышение квалификации членов АПР, включая организацию института повышения квалификации АПР;
разработки базы внутрифирменных стандартов и методик аудиторских проверок, а также учреждения при АПР библиотеки внутрифирменных стандартов и методик аудиторских проверок.
На повышение качества аудиторских проверок будет направлена деятельность создаваемого в настоящее время консультационного центра Аудиторской палаты России. Предполагается, что он будет функционировать на основе широкой информационно-правовой, организационно-методической базы в контакте с работниками Минфина России, МНС России, Минимущества России, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Предполагается, что консультационный центр будет:

  1. проводить сравнительный анализ и давать толкование действующего законодательства;
  2. принимать участие в судебных и административных разбирательствах в связи с деятельностью юридических лиц;
  3. осуществлять правовую экспертизу документов предприятий и
    организаций;
  4. проводить юридические консультации и оказывать правовую поддержку в решении прикладных задач в сферах аудита, налогообложения,
    бухгалтерского учета предприятий и организаций;
  5. оказывать иные услуги, связанные с применением действующего законодательства.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения Законом Об аудиторской деятельности вводится институт аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в активизации участия практикующих аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного выполнения контроля за качеством аудиторских услуг. Здесь использован положительный зарубежный опыт (в частности шведский) во взаимоотношениях с профессиональными аудиторскими объединениями.
Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение - объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствие с законодательством Российской Федерации в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, устанавливающее обязательные для своих членов правила (стандарты) осуществления профессиональной деятельности и профессиональной этики. Осуществляющее систематический контроль за их соблюдением, получившего аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.
Профессиональное аудиторское объединение, удовлетворяющее указанным в пункте 1 настоящей статьи требованиям, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление об аккредитации.
Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами по крайней мере одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.
Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:
участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской
деятельности, проводимой уполномоченным федеральным органом;

  1. разрабатывать учебные программы и планы, осуществлять профессиональную подготовку аудиторов;
  2. проводить проверки качества работы аудиторских организаций
    или индивидуальных аудиторов, являющихся их членами;
  3. по итогам проведения проверок применять меры воздействия к
    виновным лицам и обращаться в уполномоченный федеральный орган с
    мотивированным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

ходатайствовать перед федеральным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих членов;

  1. обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложения
    ми по регулированию аудиторской деятельности;
  2. содействовать развитию профессии аудитора и повышению эффективности аудиторской деятельности в Российской Федерации;
  3. защищать профессиональные интересы аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;
  4. разрабатывать и издавать литературу и периодические издания
    по аудиту и сопутствующим ему услугам;
  5. представлять интересы аудиторов в международных профессиональных организациях аудиторов;
  6. осуществлять иные функции, определенные уполномоченным федеральным органом.

В настоящее время аккредитовано 7 профессиональных аудиторских объединений, в их состав вошел и Институт профессиональных бухгалтеров России.

Международные бухгалтерские профессиональные организации

Комитет по международным учетным стандартам (International Accounting Standards Committee - IASC) был создан для разработки стандартов, которые можно было бы распространить на все страны мира.
По существу, деятельность IASC сводится к выделению и по возможности исключению тех национальных особенностей бухгалтерского учета, которые не могут быть объяснены влиянием окружающих социально-экономических факторов. Международные учетные стандарты в принципе предназначены для любых компаний, но, прежде всего, они могут быть распространены на деятельность МНК.
К настоящему времени IASC издал более 40 международных учетных стандартов. Среди них: сегментированное представление финансовой информации (стандарт 14), информация для отражения влияния изменения цен (стандарт 15), учет влияния изменения валютных курсов (стандарт 21), консолидированная финансовая отчетность и учет инвестирования в дочерние компании (стандарт 27), финансовая отчетность в гиперинфляционной среде (стандарт 29).
IASC был основан в 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании, Ирландии и США. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из 75 стран.
Работой IASC руководит совет, состоящий из представителей 13 стран, включая страны, основавшие комитет. В разработке международных стандартов могут принимать участие широкие слои профессиональных бухгалтеров.

За 6 месяцев до издания окончательной редакции очередного стандарта совет IASC принимает и анализирует любые замечания и поправки. Получение мнений всех членов совета IASC по вновь выпускаемым стандартам является обязательным.

Заседания совета проводятся несколько раз в году и в различных странах, чтобы обеспечить разнообразие мнений по обсуждаемым проблемам.
Стандарты IASC носят рекомендательный характер. Тем не менее, поддержка деятельности IASC и признание его стандартов расширяются.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants IFAC) была создана в 1977 г. для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной степени совпадают с целями IASC; однако приоритет отдается собственно бухгалтерской профессии.

Членами IFAC являются представители профессиональных учетных организаций из более чем 75 стран.
Действующий в составе федерации Комитет по обобщению практики аудирования (International Auditing Practices Committee IFPC) издает специальные руководства (guidelines), в которых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира. К настоящему времени распространено уже несколько выпусков guidelines: 1 цели и задачи аудирования; 6 анализ и оценка применяемой системы учета; 8 информационно-технологические аспекты аудирования; 13 подготовка аудиторского отчета; 25 риск и оценка надежности результатов аудирования.
Работа другого комитета Комитета по профессиональной подготовке (Education Committee)направлена на унификацию квалификационных и образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров. Комитет по этике (Ethics Committee) занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта.

Оба эти комитета также периодически публикуют guidelines по вопросам, входящим в сферу их компетенции.
Организация Объединенных Наций (ООН) также проявляет определенный интерес к проблемам учета и отчетности. Причина кроется в расширяющемся влиянии МНК на мировую экономику.

В 1982 г. группа экспертов ООН выпустила новую редакцию guidelines (впервые вышли в свет в 1977г.), в которых обобщаются требования к степени аналитичности финансовой отчетности МНК.
В частности, предлагается в годовой отчет включать следующие документы: отчет о финансовых результатах, баланс, затраты на научно-исследовательские разработки, сведения об инвестициях в основные фонды и др. Одной из задач, стоящих перед экспертами ООН, является выработка рекомендаций по наполнению отчетов МНК такой информацией, которая позволила бы правительствам слаборазвитых стран получать более полное представление о деятельности этих корпораций на их территориях.
Проблемами стандартизации учета в ООН занимается Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности (Intergovernmental Working group of Experts on Internationa] Standards of Accounting and Reporting ISAR).
Организация экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development OECD) объединяет правительства 24 стран, включая большинство индустриально развитых государств: Австралию, Австрию, Бельгию, Канаду, Данию, Финляндию, Францию, ФРГ, Грецию, Исландию, Ирландию, Италию, Японию, Люксембург, Голландию, Новую Зеландию, Норвегию, Португалию, Испанию, Швецию, Швейцарию, Турцию, Великобританию и США. Ее цель способствовать экономическому развитию стран -членов организации путем оказания консультационной помощи по широкому спектру проблем, таких, как, например, проблема упорядочения валютных курсов.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Европейское экономическое сообщество (European (Economic) Committee - ЕС), известное также как Европейский общий рынок, было создано в 1957 г. В него входят 12 стран: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Голландия, Великобритания, Испания и Португалия. Главными задачами при создании ЕС было обеспечение: а) свободного обращения материальных, трудовых и финансовых ресурсов; б) единых таможенных правил; в) гармонизации права.
Для поощрения финансовой деятельности и активизации усилий по накоплению капитала эксперты ЕС занимаются решением проблемы согласованности учета в рамках сообщества, что является частью более широкой программы унификации общих принципов экономической деятельности. В рамках этой программы ЕС опубликовало ряд директив (directive), представляющих собой в некотором роде свод законов сообщества, которые страны-участницы должны интегрировать в системы своих национальных законов.
Африканский совет по бухгалтерскому учету (African Accounting Council) был основан в 1979 г. с целью унификации методик учета, совершенствования профессионального образования, обмена опытом работы и новыми идеями. Его членами являются правительственные организации бухгалтеров из 27 африканских стран.
Ассоциация бухгалтеров стран Америки (Associacion Interamericana de Contabilidad) объединяет бухгалтерские организации 21 страны американского континента. Сфера интересов ассоциации в основном ограничивается проблемами учета в южноамериканских странах.

Каждые 2-3 года по результатам конференций участников публикуются научно-методические материалы.
Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН Federation of Accountants) объединяет бухгалтерские организации пяти стран членов блока: Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда. Кроме решения основной задачи повышения статуса бухгалтерской профессии федерация рассматривает вопросы согласования национальных методик учета.
Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов (Confederation of Asian and Pacific Accountants) объединяет представителей более 20 стран. Ее текущая цель координация развития учетной профессии в регионе.

В будущем конфедерация планирует заняться проблемой гармонизации учета.
Федерация европейских бухгалтеров (Federation des Expert Comptables Europeens) является ведущей профессиональной организацией в Европе. Она была создана в 1986 г. в результате объединения двух профессиональных ассоциаций, одна из которых представляла интересы стран Общего рынка, а вторая интересы других европейских стран.

Федерация сохранила и развила европейские традиции проведения научно-исследовательской работы, организации конференций и семинаров, выпуска печатной продукции по проблемам учета. Так, в 1989 г. федерация опубликовала подробный отчет, посвященный сравнительному анализу четвертой директивы ЕС и международных стандартов, разработанных IASC.



Содержание раздела