d9e5a92d

Творчество игроков


Недавний циркуляр DTI настаивает на обязательном ношении в гальванических цехах масок.
 
На прошлой неделе Джон Принс, оператор, пожаловался на сильную головную боль и был отправлен домой. Он склонен к симуляции и крючкотворству, и у вас с ним уже возникали проблемы.
Вас захотел повидать врач, доктор медицинских наук. На встрече присутствует также супервизор гальванического цеха Билл Эвене. С ним вы уже говорили, но тогда он не был готов предоставить вам полную информацию.

Это отзывчивый и дружелюбно настроенный человек.
Вы берете с собой результаты анализа выбросов, температурные данные и результаты забора проб воздуха. Врач начинает с того, что просит вас ознакомить его с отчетами службы безопасности и охраны здоровья...
Инструкции
Как отмечено выше, лучше всего избегать описаний эмоциональных состояний типа вы рассержены, потому что... или вы обеспокоены тем, что... Однако может оказаться необходимым указать степень риска, на который должен пойти игрок, или его свободы совершать те или иные поступки.
Какого бы типа ни была ролевая игра, по своей сути она является упражнением, в котором игрок играет самостоятельно, но с некоторыми оговорками. Именно из этих ограничений развивается роль; игрока просят вести себя так, как он повел бы себя, если бы сам был, допустим, иностранцем, или инвалидом, или не имел опыта какой-то деятельности. В качестве подходящей инструкции ему можно было бы предложить следующее: Держитесь не так, как это делал бы, на ваш взгляд, другой человек, оказавшийся в описанной ситуации.

Оставайтесь собой и ведите себя соответственно, ограничиваясь лишь рамками самой роли. Впрочем, может оказаться полезным подробнее ознакомить игрока с предысторией вводимой ситуации, для того чтобы он мог узнать, насколько его связывают ограничения, налагаемые ролью.
Инструктаж должен быть кратким - очень кратким. Ролевые игры должны протекать по принципу меньше на входе - больше на выходе. Чем дольше будет инструктаж, тем больше будет превращаться сессия в лекцию, а это уничтожит главный эффект ролевой игры.

Общее число деталей будет в известной степени зависеть от типа используемой ролевой игры. Обучение специальным навыкам может потребовать тщательно структурированного инструктажа; с другой стороны, чем меньше он структурирован, тем больше участники могут познать себя в процессе игры.
 
ПАМЯТКА. Чтобы различать роли и упростить их распределение, воспользуйтесь цветной бумагой или карточками. Сложите их так, чтобы при раздаче было видно только название роли.
 
Игроки должны выучить свои роли; в некоторых случаях у них может быть и возможность немного отрепетировать их, после чего письменный текст следует забрать.
Конечно, рЬли не обязательно должны сопровождаться письменным описанием; за модель всегда можно взять видеоматериал, фильм, фотографии, радиопередачи - особенно там, где главной задачей упражнения ставится моделирование поведения. В одной остроумной
технике используются письма, которые пишут персонажи игры и которые характеризуют их взгляды. Там, где применяются карточки с записанными партиями, игроки не должны сверяться с ними после начала игры; в инструкции должно быть особо подчеркнуто: Как только вы вступите в игру, вы уже не сможете заглядывать в карточку. Важная информация должна преподноситься другим способом - например, в форме соответствующего документа, к которому легко получить доступ; через другого игрока, изображающего, допустим, секретаря, или каким-то иным путем - например, через газету; прочая информация должна сочиняться игроками по ходу действия.
 
 
Творчество игроков
 
 
Если инструкции должны быть краткими, то остается открытым вопрос о деталях. Что делают игроки, когда сталкиваются с проблемой, по поводу которой они не получили инструкций? Ответ прост: они изобретают и творят все необходимое для дополнения своей партии и поддержания действия.
Вместе с этим, безусловно, возникнет вопрос, какая импровизация допустима, а какая деструктивна и способна изменить всю схему упражнения. Это будет зависеть от того, каким образом игроки предполагают разыграть свои роли; в этом - залог успеха ролевой игры. По сути дела игроки должны поместить себя в определенную ситуацию и реагировать на нее от своего лица, при этом не забывая придерживаться заданных ситуацией условий.



Важным моментом является то, что им, насколько это позволяет ситуация, следует играть самих себя, а не пытаться сыграть роль и воспроизвести особенности другого лица.
Если, например, кто-то играет адмирала Нельсона, то ему нет надобности завязывать себе глаз, держать руку на перевязи или говорить с акцентом, поскольку главной целью игры является анализ решений, принятых им в каком-то конкретном сражении. С другой стороны, если задача ролевой игры - выяснить степень, в которой физический недуг Нельсона мог негативно сказаться на партнерах по переговорам, то эти атрибуты могут стать исключительно важными.
Подобным образом, если в соответствии со сценарием Нельсон оказывается в деревне для вербовки крестьян на службу во флот, важными могут стать особенности произношения, выдающие его социальное происхождение. Суть же заключается в том, что сама ситуация должна диктовать ограничения и открывающиеся перед учащимся возможности, а последние укажут путь, которым надо двигаться игрокам.
 
ПОДСКАЗКА. Наибольший успех имеют сценарии, которые вызывают интерес и при этом содержат элемент неопределенности.
 
 
Желательно, чтобы в процессе игры учащиеся старались оставаться самими собой, не выходя при этом из рамок наличной ситуации, предусмотренной сценарием. В таком варианте моделирование становится для участников более реальным, и исчезнут многие проблемы, связанные с отчужденностью игроков от действия и роли. Это означает, что главные усилия создателя ролевой игры должны быть направлены на определение в ситуации ключевых факторов - вот почему написание ролевых игр приводит к такому глубокму знакомству с изучаемым предметом!
 
 
Распределение ролей
 
Роли можно распределить несколькими способами:

  • наугад;
  • распределив главные персонажи, а оставшиеся роли раздав произвольно;
  • назначив на роли тех игроков, которые более всего соответствуют им;
  • намеренно подобрав игроков с качествами, противоположными тем, которых требует роль;
  • позволив группе самой решить, кто кого будет играть, ротируя роли между всеми учениками. Выбор способа зависит от цели ролевой игры и конкретной группы, с которой работает наставник. Следующие замечания послужат вам ориентирами при выборе способа распределения ролей.

Если целью упражнения является достижение максимального реализма или развитие ораторского мастерства, то игрокам следует поручать роли, близкие к их собственной жизненной позиции. Заметьте, что может быть ошибочным давать детям те роли, какие они имеют в реальной жизни и которые не совсем лестны для них; в случае же со взрослыми учащимися наставнику будет легче оценить вероятные последствия такого распределения. И наоборот: если цель состоит в том, чтобы дать игрокам возможность поэкспериментировать со своим собственным поведением и сделать самих себя более восприимчивыми к позициям и мотивам окружающих, то лучше дать им роли людей противоположного склада.

Идеальным будет в этой ситуации структурировать роли для экстравертов так, чтобы ограничить их действия; интровертов, напротив, можно избавить от ограничений.
Вообще экспериментировать с ролями, написанными для сценария, который изображает знакомую обстановку, проще, чем с теми, что разыгрываются в непривычных условиях, поскольку в последнем случае внимание игроков будет приковано к предыстории проигрываемой ситуации, и они не сумеют с должным вниманием отнестись к новым аспектам роли.
 
ПАМЯТКА. При отборе учеников для ролевой игры рекомендуется выждать, по крайней мере, 20 секунд после вызова добровольцев и только потом начать распределение оставшихся ролей. В этом случае лучше всего ориентироваться на тех учащихся, которые поддерживают зрительный контакте наставником.
 
Если обсуждение проблемы входило в предварительную разминку, то наставник, оказавшись перед выбором, может использовать тех учеников, которые проявили наибольший интерес к начальной дискуссии.
В некоторых главах этой книги звучит предположение, что наставник, руководствуясь теми или иными причинами, может и сам участвовать в ролевой игре. Безусловно, этот вопрос следует тщательно обдумать, но если необходимость таких действий подтвердится, то лучше всего взять на себя роль, совершенно отличную от прочих, что не внесет лишних помех в игру и не создаст возможного дискомфорта для учащихся.



Содержание раздела