d9e5a92d

Стратегии наблюдения


Даже если все и в самом деле плохо или игра вообще разваливается, существуют более подходящие способы вмешательства, чем повышение вами голоса или прерывание игры. Такие методы хорошо описаны у Джона Хирона с точки зрения перспективного, информативного, противостоящего, очищающего, каталитическего вмешательства и вмешательства-поддержки, хотя существенная забота может быть оказана при помощи многих из указанных форм вмешательства, носящих как авторитарный, так и вспомогательный характер.
 
 
Одной из основных причин частого снижения ценности практических заданий служит их недостаточный, некорректный или вовсе неудовлетворительный обзор. Ранее смысл практических заданий усматривался главным образом в их обучающей части. Однако практически во всех ситуациях обучение происходит благодаря обзору и обсуждению задания в такой же степени, как и в результате выполнения самого задания.

Следует отметить, что ни один обзор не принес бы желаемых результатов без непредвзятого наблюдения, которое ложится в основу последующего глубокого анализа практического задания. Таким образом, становится ясно, почему наблюдение за всем происходящим в рамках деловой игры представляет такую значимость для процесса обучения.
Стратегии наблюдения
Существует ряд альтернативных стратегий наблюдения, причем выбор определенной стратегии диктуется самим заданием, наблюдателями, их навыками, отпущенным временем и т. д. Альтернативные стратегии:

  • отказ от внешнего наблюдения;
  • наблюдение, осуществляемое тренером-консультантом;
  • привлечение наблюдателей;
  • комплексный подход ("аквариум");
  • скрытое наблюдение и использование локальных телекамер;
  • использование видеозаписей.
  •  

 
Отказ от наблюдения
Бывают случаи, когда наблюдение вообще невозможно или нежелательно, например если практическое задание требует участия всех студентов, или ресурсы мероприятия ограничены. В любом случае игра должна завершаться обзором и обсуждением, ответственность за проведение которых ложится на самих участников. Обычно обзор проходит в форме общего собрания участников, которые обсуждают вес, что так или иначе увидели и поняли, и пытаются сформулировать выводы чему же они научились в результате этого практического задания.

Такая форма обзора типична для ситуаций, когда одновременно в разных местах проходят несколько игр.
Привязанность к этому методу таит опасность упущения каких-либо обучающих моментов, неверного истолкования некоторых событий процесса, а иногда и неспособность понять, что произошло, даже если эта часть процесса имеет особое значение. Подобные упущения совершенно естественны, особенно если задание представляет собой увлекательную деловую игру, полностью захватывающую участников. Таким образом, действие, а не сам процесс, становится в их сознании самым важным и все исключающим.

Существуют методики укрепления и улучшения настоящего подхода, которые подробно описываются в главе 6, посвященной обзорам.
Наблюдение со стороны тренера-консультанта
Первое, что приходит на ум в отношении данной стратегии, это то, что такое наблюдение будет самым эффективным, потому что тренер обладает навыками во всех аспектах наблюдения. Если тренер имеет подобный опыт, то наблюдение соответственно будет реалистичным, непредвзятым и всеобъемлющим, хотя точность наблюдения будет зависеть от "зоркости" тренера.
Даже если тренер умелый и опытный наблюдатель, это еще не гарантирует успеха, так как существует множество подводных камней. Прежде всего тренеры живые люди, и соответственно у каждого из них своя внутренняя система ценностей, симпатии, антипатии, привязанности, которые сознательно или подсознательно могут оказывать влияние на наблюдение. Если это будет замечено студентами во время последовательных обзоров, они могут отвергнуть результаты наблюдения, какими бы точными они на самом деле ни были.
 
Некоторые другие опасности для тренера-наблюдателя:

  • Синдром "будь вы на моем месте" если учащаяся группа работает не так хорошо, как могла бы или должна была бы, вы легко можете сопоставить работу с практическим заданием и сказать (или по крайней мере подумать во время наблюдения), что вы бы сделали это по-другому (лучше!).
  • Неадекватность критики в зависимости от вашего поведения учащиеся могут вас обвинить либо в чрезмерной критичности, либо в недостатке критики, потому что вы либо слишком строго относитесь к их работе во время задания, либо вообще не слишком вникаете в то, что они делают. Они могут решить, что вы либо пытаетесь их защитить, применяя "мягкий" ("отеческий") подход, либо пытаетесь заставить их почувствовать себя ничтожествами, подвергая несправедливой критике.
  • Многогрупповое наблюдение во многих тренингах с использованием практических заданий вам придется работать с двумя или несколькими группами, участвующими в играх сразу в нескольких местах. Но вы-то сами в определенный момент времени можете быть только в одном месте, поэтому если вы единственный тренер, вам придется выбирать:
<

p> а) не наблюдать ни за одной из групп;
б) наблюдать только за одной из групп;
в) переходить от группы к группе, проводя с каждой понемногу вре-
мени.
Проблемы выбора "а" уже обсуждались. Если вы останетесь с одной из групп, то другая (другие) может восстать против такого очевидного фаворитизма, а избранная группа, наоборот, почувствует себя несправедливо обособленной и больше критикуемой по сравнению с товарищами. Подход "в" даст вам лучшую возможность узнать, что происходит в каждой из групп, но вы также можете упустить какие-то важные происшествия, имевшие место в какой-либо из групп в ваше отсутствие.

Если во время обзора вы будете критиковать какую-либо группу за то, что они что-то не сделали, они могут возразить, что они это делали в то самое время, когда вас там не было.
Разумеется, простым ответом на это будет пожелание иметь не одного, а больше тренеров в качестве обозревателей по одному на
 
каждую группу. В этом случае удастся избежать многих критических замечаний, но в случае разделения основной группы учащихся на несколько рабочих групп может не оказаться нужного количества тренеров.
Невмешательство одна из основных опасностей, которым вы подвергаетесь в качестве наблюдателя (либо молчаливого наблюдателя при наблюдателях-учащихся) это искушение вмешаться в игру. Такое искушение обычно появляется, когда вы видите, что участники выбирают "ошибочный" путь. Чем больше они отклоняются от правильного курса, тем сильнее вы желаете помочь им вернуться на правильный путь. Но вы не должны забывать, что главная цель задания помочь им научиться: мы так же (если не больше) учимся на собственных ошибках, как и на удачах.

Таким образом, в конце концов ошибающаяся группа поймет, что она на ложном пути, и самое главное обучение будет заключаться в исправлении ситуации.
Разумеется, бывают случаи, когда совершенно очевидно, что если позволить группе продолжать в том же русле, то она скоро потерпит поражение, слабо понимая, в чем дело, и не извлекая никаких полезных уроков. Если вы абсолютно уверены, что произойдет именно это, вам необходимо вмешаться или время будет потрачено впустую. Однако необходимо помнить о правильных способах вмешательства:

  • не говорите им, что они неправы;
  • не говорите, что им следует делать. А лучше:
  • предложите им подумать, действительно ли они идут разумным путем;
  • предложите им обдумать разные подходы.

Затем отойдите и предоставьте им возможность переосмыслить их подход.
Вы должны прежде всего помнить, что ваше вмешательство это крайняя мера, так как подобное прерывание игры будет рассмотрено учащимися как посягательство на их самостоятельность даже в том случае, если они поймут, что далеки от успеха. Тем не менее возникнут ситуации, когда игру невозможно будет спасти от провала и вам придется прервать ее. Но даже и при таких печальных обстоятельствах можно спасти хоть что-то. После того как вы остановите игру и дади-
 
те участникам небольшой перерыв, чтобы вернуть их в реальный мир, имеет смысл провести обсуждение случившегося, попытаться выяснить причины и представить, как можно было бы действовать по-другому. После такого обсуждения, возможно, было бы уместным предложить как-нибудь повторить игру.
Привлечение наблюдателей
Одна из альтернативных стратегий, описанных выше, предусматривает использование учащихся в качестве наблюдателей, причем их функции должны быть более сложными, чем простое наблюдение за ходом игры. Наблюдатели в этом случае отбираются из группы учащихся и соответственно Отстраняются от участия в групповой игре. В результате вы получаете группу наблюдателей, которые могут освободить вас от этой обязанности и быть особенно полезными в случае, когда имеется несколько практических заданий/групп. В большинстве случаев студенты более охотно выслушивают советы и критику от своих товарищей, чем от вас, тренера, за редким исключением, когда наблюдатели оказываются совершенно неспособными анализировать и делать выводы.

Правда, существует опасность, сходная с той, которая подстерегает вас в этой роли, а именно что при проведении обзора они могут быть либо слишком "добрыми", либо слишком "жесткими": слишком добрыми потому что им не хочется обижать своих коллег или потому что в последующих играх, возможно, их коллеги будут наблюдать за ними и давать оценку их работы; слишком жесткими потому что они могут не захотеть показаться слишком снисходительными к своим коллегам или потому что прежний опыт, возможно, высветил их истинные отношения.



Содержание раздела